Особенности разработки индивидуальной образовательной программы для дошкольников в инклюзивной группе
Оценка 4.7

Особенности разработки индивидуальной образовательной программы для дошкольников в инклюзивной группе

Оценка 4.7
pptx
13.04.2024
Особенности разработки индивидуальной образовательной программы для дошкольников в инклюзивной группе
ИО ИОП.pptx

Особенности разработки индивидуальной образовательной программы для дошкольников в инклюзивной группе

Особенности разработки индивидуальной образовательной программы для дошкольников в инклюзивной группе

Особенности разработки индивидуальной образовательной программы для дошкольников в инклюзивной группе

Индивидуализация образования определяется как форма организации процесса обучения на основе учета личностно значимых потребностей ребенка, его индивидуальных возможностей и условий обучающей среды

Индивидуализация образования определяется как форма организации процесса обучения на основе учета личностно значимых потребностей ребенка, его индивидуальных возможностей и условий обучающей среды

Индивидуализация образования определяется как форма организации процесса обучения на основе учета личностно значимых потребностей ребенка, его индивидуальных возможностей и условий обучающей среды

В практике современного образования отмечается противоречие между признанием необходимости максимального учета индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и реализацией этих возможностей в условиях группового воспитания и…

В практике современного образования отмечается противоречие между признанием необходимости максимального учета индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и реализацией этих возможностей в условиях группового воспитания и…

В практике современного образования отмечается противоречие между признанием необходимости максимального учета индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и реализацией этих возможностей в условиях группового воспитания и обучения

В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы для работы с дошкольной группой должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах…

В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы для работы с дошкольной группой должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах…

В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы для работы с дошкольной группой должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования (образовательные области):
социально‐коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно‐эстетическое развитие,
физическое развитие.

Под «индивидуальными образовательными потребностями» ребенка с

Под «индивидуальными образовательными потребностями» ребенка с

Под «индивидуальными образовательными потребностями» ребенка с ОВЗ, в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», понимаются особенности мотивационной, познавательной, эмоционально‐волевой сферы дошкольника, имеющего специфические образовательные потребности, обусловленные характером нарушений в развитии

Как могут учитываться специфические образовательные потребности при осуществлении индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, если он находится не в компенсирующей, а в общеразвивающей…

Как могут учитываться специфические образовательные потребности при осуществлении индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, если он находится не в компенсирующей, а в общеразвивающей…

Как могут учитываться специфические образовательные потребности при осуществлении индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, если он находится не в компенсирующей, а в общеразвивающей или комбинированной группе?

ОВЗ и др.) По мнению Е.Л. Гончаровой и

ОВЗ и др.) По мнению Е.Л. Гончаровой и

• потребность во введении специальных разделов обучения, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка

• потребность в построении «обходных путей», использование специфических средств обучения, современных коррекционных технологий

• организационные аспекты (потребность в качественной индивидуализации обучения, в создании междисциплинарной команды специалистов, в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ и др.)

По мнению Е.Л. Гончаровой и О.И. Кукушкиной, они связаны в плане содержания с индивидуализацией образования. Это:

Образовательный маршрут ребенка в инклюзивной образовательной среде включает: • общие сведения о ребенке (в том числе заключение и рекомендации

Образовательный маршрут ребенка в инклюзивной образовательной среде включает: • общие сведения о ребенке (в том числе заключение и рекомендации

Образовательный маршрут ребенка в инклюзивной образовательной среде включает:

• общие сведения о ребенке (в том числе заключение и рекомендации ПМПК)

• внутренний индивидуальный образовательный маршрут, в том числе характеристика деятельности специалистов

• условия создания безбарьерной среды

• специальные условия организации педагогического процесса

• психолого‐педагогическое сопровождение

• освоение основной (общеразвивающей) образовательной программы (в виде задач и содержания воспитательно‐образовательной работы)

• содержание коррекционно‐развивающей работы по адаптированной образовательной программе

На практике обнаруживается противоречие между декларируемой необходимостью учета индивидуальных образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания и недостаточной ориентацией системы образования на их удовлетворение

На практике обнаруживается противоречие между декларируемой необходимостью учета индивидуальных образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания и недостаточной ориентацией системы образования на их удовлетворение

На практике обнаруживается противоречие между декларируемой необходимостью учета индивидуальных образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания и недостаточной ориентацией системы образования на их удовлетворение

Родители воспитанников подписывают с администрацией детского сада дополнительное соглашение о реализации индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы для ребенка с

Родители воспитанников подписывают с администрацией детского сада дополнительное соглашение о реализации индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы для ребенка с

Родители воспитанников подписывают с администрацией детского сада дополнительное соглашение о реализации индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ во время осуществления основной образовательной программы с дошкольной группой, что предполагает возможность временного снятия такого ребенка с непрерывной образовательной деятельности, в которой участвует вся группа, для организации с ним индивидуальной и подгрупповой работы

В группах комбинированной направленности за разработку индивидуальной образовательной программы отвечают: • методисты по инклюзивному образованию или конвергенции • учителя‐логопеды и дефектологи • социальные педагоги

В группах комбинированной направленности за разработку индивидуальной образовательной программы отвечают: • методисты по инклюзивному образованию или конвергенции • учителя‐логопеды и дефектологи • социальные педагоги

В группах комбинированной направленности за разработку индивидуальной образовательной программы отвечают:

• методисты по инклюзивному образованию или конвергенции

• учителя‐логопеды и дефектологи

• социальные педагоги

При проектировании такой программы специалистами важно учитывать следующие положения: • всесторонний характер образовательной работы, общность набора направлений коррекционно‐развивающей работы для всех детей независимо от уровня…

При проектировании такой программы специалистами важно учитывать следующие положения: • всесторонний характер образовательной работы, общность набора направлений коррекционно‐развивающей работы для всех детей независимо от уровня…

При проектировании такой программы специалистами важно учитывать следующие положения:
• всесторонний характер образовательной работы, общность набора направлений коррекционно‐развивающей работы для всех детей независимо от уровня психофизического развития и личностных особенностей
• комплексный характер программы, связанный с вовлечением в ее проектирование специалистов, работающих с ребенком; участие родителей как субъектов образовательного процесса во всех этапах реализации программы
• приоритетность задач воспитания, направленность на адаптацию и социальное развитие ребенка
• определение объема содержания, методов и специфических приемов работы в зависимости от характера и выраженности первичных и вторичных отклонений в развитии
• учет сохранных способностей и обучаемости ребенка, опираясь на которые можно решать задачи коррекционного воздействия
• концентрический характер отбора материала на каждом последующем этапе, реализация принципа от простого к сложному
• отражение сквозных тематических связей между разными разделами программы в деятельности учителей‐дефектологов и воспитателей, других специалистов, родителей

Этапы моделирования такой программы включают:

Этапы моделирования такой программы включают:

Этапы моделирования такой программы включают:

В структуре программы должны быть представлены: • общие сведения о ребенке • психолого‐педагогическая характеристика • условия развития, воспитания и обучения • образовательные и коррекционно‐развивающие программы,…

В структуре программы должны быть представлены: • общие сведения о ребенке • психолого‐педагогическая характеристика • условия развития, воспитания и обучения • образовательные и коррекционно‐развивающие программы,…

В структуре программы должны быть представлены:

• общие сведения о ребенке
• психолого‐педагогическая характеристика
• условия развития, воспитания и обучения
• образовательные и коррекционно‐развивающие программы, на которых строится обучение и воспитание
• задачи и содержание образовательной деятельности с учетом уровня готовности ребенка к освоению основной или адаптированной программы
• педагогический замысел и содержание коррекционной работы по всем направлениям, осуществляемым специалистами (с разделением их на кварталы или этапы обучения)
• методы воспитания, обучения коррекции и соответствующие им методические приемы (игры, упражнения, действия с предметами и картинками и т.д.)
• материал для работы в семье

Первая часть связана с освоением основной образовательной программы и выстроена в соответствии с направлениями (образовательными областями), представленными во

Первая часть связана с освоением основной образовательной программы и выстроена в соответствии с направлениями (образовательными областями), представленными во

Первая часть связана с освоением основной образовательной программы и выстроена в соответствии с направлениями (образовательными областями), представленными во ФГОС дошкольного образования: социально‐коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно‐ эстетическое развитие, физическое развитие

Развитие коммуникативных способностей, умения взаимодействовать со сверстниками в быту, в игре •

Развитие коммуникативных способностей, умения взаимодействовать со сверстниками в быту, в игре •

• Развитие коммуникативных способностей, умения взаимодействовать со сверстниками в быту, в игре

• Развитие эмоциональной сферы, обогащение невербальных средств коммуникации, формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок

• Обогащение опыта социально адекватной оценки хороших и плохих поступков

• Обогащение словаря ребенка словами и словосочетаниями, обозначающими качества личности (добрый, справедливый, жадный, драчун и т.п.)

• Привлечение родителей к накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Вторая часть индивидуальной образовательной программы (ИОП) ориентирована на реализацию коррекционной работы и содержит материал коррекционных программ, учитывающих специфические образовательные потребности определенной категории дошкольников с

Вторая часть индивидуальной образовательной программы (ИОП) ориентирована на реализацию коррекционной работы и содержит материал коррекционных программ, учитывающих специфические образовательные потребности определенной категории дошкольников с

Вторая часть индивидуальной образовательной программы (ИОП) ориентирована на реализацию коррекционной работы и содержит материал коррекционных программ, учитывающих специфические образовательные потребности определенной категории дошкольников с ОВЗ

Коррекционной раздел ИОП Развитие слухового восприятия

Коррекционной раздел ИОП Развитие слухового восприятия

Коррекционной раздел ИОП
Развитие слухового восприятия

Педагогические задачи

Методические приемы

1. Различать на слух и воспроизводить высокие и низкие звуки (с индивидуальным слуховым аппаратом); источник звука: пианино, дудка, гармоника, голос (слоги, слова и фразы, произносимые высоким и низким голосом); способ воспроизведения ребенком: движение руки с одновременным произнесением звуков, произнесение звуков и слогов низким и высоким голосом без движений, игра на звучащих игрушках с произнесением звуков и слогов.
2. Различать и опознавать на слух знакомый речевой материал (слова и фразы).
3. Различать на слух при прослушивании аудиозаписей голоса птиц и животных при выборе из 3–5 (с индивидуальным слуховым аппаратом). Примерный материал: голоса собаки, коровы, овцы, петуха, кукушки, цыпленка, гуся, вороны и др.

1. Дидактические игры, создание игровых ситуаций.
2. Упражнения
3. Фонетическая ритмика
4. Беседы

Обучение произношению Педагогические задачи

Обучение произношению Педагогические задачи

Обучение произношению

Педагогические задачи

Методические приемы

1. Формировать потребность в устном общении.
2. Продолжать формировать умение произносить слова в нормальном темпе, с сохранением их звуко‐слогового состава, ударения и соблюдением норм орфоэпии.
3. Продолжать обучение ребенка подражанию различным движениям, сопровождая их произнесением звуков, слогосочетаний, слов и фраз.
4. Автоматизировать звук [л] (изолированно, в слогах, словах).
5. Автоматизировать звук [с] (изолированно, в слогах, словах).
6. Дифференциация звуков [м] и [л] (в слогах, словах).
7. Самостоятельно произносить слитно, в нормальном темпе, с выделением логического ударения короткие фразы; распределять дыхательные паузы при произнесении длинных фраз (по указанию педагога). Фразы типа: «Девочка нарисовала дом». «Мальчик кормит рыбок (белку)». «Как я слушала (говорила)?». «Я слушала и говорила хорошо (плохо)». «Сегодня хорошая погода»

1. Фонетическая ритмика
2. Игровые упражнения
3. Артикуляционные упражнения
4. Постановка звуков
5. Вызывание звуков по подражанию

Работоспособной» эту часть индивидуальной программы делает координация деятельности воспитателей и учителей‐дефектологов и логопедов

Работоспособной» эту часть индивидуальной программы делает координация деятельности воспитателей и учителей‐дефектологов и логопедов

«Работоспособной» эту часть индивидуальной программы делает координация деятельности воспитателей и учителей‐дефектологов и логопедов. С одной стороны, они конкретизируют задачи взаимодействия с дошкольником и распределяют сферы их решения в собственной профессиональной деятельности, а с другой – определяют комплекс методических приемов для реализации на практике

В индивидуальной программе в качестве основы для непрерывной коррекционно‐педагогической поддержки ребенка фиксируется использование тетрадей для организации индивидуальной работы и карт развития, в которых воспитатели отмечают…

В индивидуальной программе в качестве основы для непрерывной коррекционно‐педагогической поддержки ребенка фиксируется использование тетрадей для организации индивидуальной работы и карт развития, в которых воспитатели отмечают…

В индивидуальной программе в качестве основы для непрерывной коррекционно‐педагогической поддержки ребенка фиксируется использование тетрадей для организации индивидуальной работы и карт развития, в которых воспитатели отмечают и комментируют затруднения и успехи дошкольников

Каждые два месяца такие тетради и листы могут становиться основанием для корректировки содержания, задач и приемов работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в структуре индивидуальной образовательной программы

По итогам реализации индивидуальной образовательной программы педагоги заполняют лист контроля динамики развития и мониторинга индивидуального развития

По итогам реализации индивидуальной образовательной программы педагоги заполняют лист контроля динамики развития и мониторинга индивидуального развития

По итогам реализации индивидуальной образовательной программы педагоги заполняют лист контроля динамики развития и мониторинга индивидуального развития

Может быть сделана пометка о том, какие образовательные области основной образовательной программы будут включаться в содержание педагогических наблюдений за всей группой.

На первый план выступают результаты экспертной оценки социально‐психологического климата и уровень доброжелательности межличностных отношений и общения в инклюзивной группе. Оценку результатов реализации индивидуальной образовательной программы будет осуществлять педагог‐психолог.

Оказывается возможным: • создание оптимальных условий для реализации образовательных потребностей ребенка с

Оказывается возможным: • создание оптимальных условий для реализации образовательных потребностей ребенка с

Оказывается возможным:

• создание оптимальных условий для реализации образовательных потребностей ребенка с ОВЗ; одновременное решение образовательных и коррекционно‐развивающих задач в контексте адаптации и социализации ребенка в инклюзивной группе

• успешная реализация индивидуализированных форм организации и уровневой дифференциация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальная образовательная программа может использоваться для нормально развивающихся детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа может использоваться для нормально развивающихся детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы

 

Индивидуальная образовательная программа может использоваться для нормально развивающихся детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы

Другой причиной ее применения может быть учет особенностей развития дошкольника, воспитывающегося в билингвальной среде

Источники 1. Агапова И.А. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка‐инвалида в условиях интеграции /

Источники 1. Агапова И.А. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка‐инвалида в условиях интеграции /

Источники
1. Агапова И.А. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка‐инвалида в условиях интеграции / И.А. Агапова, Г.В. Дедюхина // Логопедия. 2008. № 2.
2. Браткова М.В., Закрепина А.В. Пример индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью // Дефектология. 2005. № 5.
3. Головчиц Л.А., Андреева Е.Л. Принципы разработки индивидуальных коррекционно‐развивающих программ // Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головчиц. М.: Логомаг, 2015.
4. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5.
5. Лаврова Г.Н. Психолого‐педагогические разработки индивидуальных коррекционно‐развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск, 2003.
6. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08‐249.
7. Письмо Министерства образования и науки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 7 июня 2013 г. № ИР‐535/07.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2024