Индивидуализация образования определяется как форма организации процесса обучения на основе учета личностно значимых потребностей ребенка, его индивидуальных возможностей и условий обучающей среды
В практике современного образования отмечается противоречие между признанием необходимости максимального учета индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и реализацией этих возможностей в условиях группового воспитания и обучения
В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы для работы с дошкольной группой должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования (образовательные области):
социально‐коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно‐эстетическое развитие,
физическое развитие.
Под «индивидуальными образовательными потребностями» ребенка с ОВЗ, в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», понимаются особенности мотивационной, познавательной, эмоционально‐волевой сферы дошкольника, имеющего специфические образовательные потребности, обусловленные характером нарушений в развитии
Как могут учитываться специфические образовательные потребности при осуществлении индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, если он находится не в компенсирующей, а в общеразвивающей или комбинированной группе?
• потребность во введении специальных разделов обучения, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка
• потребность в построении «обходных путей», использование специфических средств обучения, современных коррекционных технологий
• организационные аспекты (потребность в качественной индивидуализации обучения, в создании междисциплинарной команды специалистов, в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ и др.)
По мнению Е.Л. Гончаровой и О.И. Кукушкиной, они связаны в плане содержания с индивидуализацией образования. Это:
Образовательный маршрут ребенка в инклюзивной образовательной среде включает:
• общие сведения о ребенке (в том числе заключение и рекомендации ПМПК)
• внутренний индивидуальный образовательный маршрут, в том числе характеристика деятельности специалистов
• условия создания безбарьерной среды
• специальные условия организации педагогического процесса
• психолого‐педагогическое сопровождение
• освоение основной (общеразвивающей) образовательной программы (в виде задач и содержания воспитательно‐образовательной работы)
• содержание коррекционно‐развивающей работы по адаптированной образовательной программе
На практике обнаруживается противоречие между декларируемой необходимостью учета индивидуальных образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания и недостаточной ориентацией системы образования на их удовлетворение
Родители воспитанников подписывают с администрацией детского сада дополнительное соглашение о реализации индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ во время осуществления основной образовательной программы с дошкольной группой, что предполагает возможность временного снятия такого ребенка с непрерывной образовательной деятельности, в которой участвует вся группа, для организации с ним индивидуальной и подгрупповой работы
В группах комбинированной направленности за разработку индивидуальной образовательной программы отвечают:
• методисты по инклюзивному образованию или конвергенции
• учителя‐логопеды и дефектологи
• социальные педагоги
При проектировании такой программы специалистами важно учитывать следующие положения:
• всесторонний характер образовательной работы, общность набора направлений коррекционно‐развивающей работы для всех детей независимо от уровня психофизического развития и личностных особенностей
• комплексный характер программы, связанный с вовлечением в ее проектирование специалистов, работающих с ребенком; участие родителей как субъектов образовательного процесса во всех этапах реализации программы
• приоритетность задач воспитания, направленность на адаптацию и социальное развитие ребенка
• определение объема содержания, методов и специфических приемов работы в зависимости от характера и выраженности первичных и вторичных отклонений в развитии
• учет сохранных способностей и обучаемости ребенка, опираясь на которые можно решать задачи коррекционного воздействия
• концентрический характер отбора материала на каждом последующем этапе, реализация принципа от простого к сложному
• отражение сквозных тематических связей между разными разделами программы в деятельности учителей‐дефектологов и воспитателей, других специалистов, родителей
В структуре программы должны быть представлены:
• общие сведения о ребенке
• психолого‐педагогическая характеристика
• условия развития, воспитания и обучения
• образовательные и коррекционно‐развивающие программы, на которых строится обучение и воспитание
• задачи и содержание образовательной деятельности с учетом уровня готовности ребенка к освоению основной или адаптированной программы
• педагогический замысел и содержание коррекционной работы по всем направлениям, осуществляемым специалистами (с разделением их на кварталы или этапы обучения)
• методы воспитания, обучения коррекции и соответствующие им методические приемы (игры, упражнения, действия с предметами и картинками и т.д.)
• материал для работы в семье
Первая часть связана с освоением основной образовательной программы и выстроена в соответствии с направлениями (образовательными областями), представленными во ФГОС дошкольного образования: социально‐коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно‐ эстетическое развитие, физическое развитие
• Развитие коммуникативных способностей, умения взаимодействовать со сверстниками в быту, в игре
• Развитие эмоциональной сферы, обогащение невербальных средств коммуникации, формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок
• Обогащение опыта социально адекватной оценки хороших и плохих поступков
• Обогащение словаря ребенка словами и словосочетаниями, обозначающими качества личности (добрый, справедливый, жадный, драчун и т.п.)
• Привлечение родителей к накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
Вторая часть индивидуальной образовательной программы (ИОП) ориентирована на реализацию коррекционной работы и содержит материал коррекционных программ, учитывающих специфические образовательные потребности определенной категории дошкольников с ОВЗ
Коррекционной раздел ИОП
Развитие слухового восприятия
Педагогические задачи | Методические приемы |
1. Различать на слух и воспроизводить высокие и низкие звуки (с индивидуальным слуховым аппаратом); источник звука: пианино, дудка, гармоника, голос (слоги, слова и фразы, произносимые высоким и низким голосом); способ воспроизведения ребенком: движение руки с одновременным произнесением звуков, произнесение звуков и слогов низким и высоким голосом без движений, игра на звучащих игрушках с произнесением звуков и слогов. | 1. Дидактические игры, создание игровых ситуаций. |
Обучение произношению
Педагогические задачи | Методические приемы |
1. Формировать потребность в устном общении. | 1. Фонетическая ритмика |
«Работоспособной» эту часть индивидуальной программы делает координация деятельности воспитателей и учителей‐дефектологов и логопедов. С одной стороны, они конкретизируют задачи взаимодействия с дошкольником и распределяют сферы их решения в собственной профессиональной деятельности, а с другой – определяют комплекс методических приемов для реализации на практике
В индивидуальной программе в качестве основы для непрерывной коррекционно‐педагогической поддержки ребенка фиксируется использование тетрадей для организации индивидуальной работы и карт развития, в которых воспитатели отмечают и комментируют затруднения и успехи дошкольников
Каждые два месяца такие тетради и листы могут становиться основанием для корректировки содержания, задач и приемов работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в структуре индивидуальной образовательной программы
По итогам реализации индивидуальной образовательной программы педагоги заполняют лист контроля динамики развития и мониторинга индивидуального развития
Может быть сделана пометка о том, какие образовательные области основной образовательной программы будут включаться в содержание педагогических наблюдений за всей группой.
На первый план выступают результаты экспертной оценки социально‐психологического климата и уровень доброжелательности межличностных отношений и общения в инклюзивной группе. Оценку результатов реализации индивидуальной образовательной программы будет осуществлять педагог‐психолог.
Оказывается возможным:
• создание оптимальных условий для реализации образовательных потребностей ребенка с ОВЗ; одновременное решение образовательных и коррекционно‐развивающих задач в контексте адаптации и социализации ребенка в инклюзивной группе
• успешная реализация индивидуализированных форм организации и уровневой дифференциация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальная образовательная программа может использоваться для нормально развивающихся детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы
Другой причиной ее применения может быть учет особенностей развития дошкольника, воспитывающегося в билингвальной среде
Источники
1. Агапова И.А. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка‐инвалида в условиях интеграции / И.А. Агапова, Г.В. Дедюхина // Логопедия. 2008. № 2.
2. Браткова М.В., Закрепина А.В. Пример индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью // Дефектология. 2005. № 5.
3. Головчиц Л.А., Андреева Е.Л. Принципы разработки индивидуальных коррекционно‐развивающих программ // Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головчиц. М.: Логомаг, 2015.
4. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5.
5. Лаврова Г.Н. Психолого‐педагогические разработки индивидуальных коррекционно‐развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск, 2003.
6. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08‐249.
7. Письмо Министерства образования и науки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 7 июня 2013 г. № ИР‐535/07.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.