ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

  • doc
  • 21.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала особенности развития детей.doc

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

Период

ВВД

Физическое развитие

ВТО

Центральное возрастное образование

Кризис возрастного развития

Особенности поведения

Общение со сверстниками приобретает значимый характер

Младший школьный возраст

(6-7 –

9-10 лет)

Сюжетно-ролевая игра

Учебная деятельность

В начале периода:

- скорость роста рук и ног превышает рост тела;

- сердечно-сосудистая система отстает в развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;

- слаба мускулатура, особенно спины, брюшного пресса, что может привести к травмам во время игры (растяжение связок и т.д.), нарушение осанки;

- становятся произвольными психические функции (память, внимание);

- дети овладевают средствами преднамеренного запоминания, сосредоточения внимания (недолго – 7-10 мин);

- организуют свое поведение по требованиям педагога.

К концу периода:

- рост девочек начинает опережать рост мальчиков;

- активно развивается нервная система, отличаясь повышенной возбудимостью.

- подвижны, любознательны, непосредственны, открыты, доверчивы;

- верят в непререкаемый авторитет педагога;

- слабо проявляется интерес к коллективной работе;

- желание быть как взрослый;

- привлекает сам процесс игры, а не ее результат;

- любят коллективные игры;

- появляется хороший друг того же возраста;

- начало обожания старшего ребенка или взрослого;

- начинается осмысленная оценка, а не только осуждение или бездумное восхищение другими;

- поведение дифференцируется: мальчики - шумят, девочки - хихикают, шепчутся;

- формируется агрессивность у мальчиков, подчиненность у девочек;

- часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;

- влюбчивы;

- боятся поражения, чувствительны к критике;

- интересы постоянно изменяются;

- осознают себя в группе;

- образуют однополые группы;

- стремление к соперничеству;

- шумны, спорят;

- начало осознания моральных устоев.

Качественно новый уровень регуляции поведения и деятельности.

Складываются:

- рефлексия, анализ;

- внутренний план действий;

- развитие нового познавательного отношения к действительности;

- ориентация на группу сверстников.

Кризис 7 лет – «Кризис непосредственности»

 

 


 

Период

ВВД

Физическое развитие

ВТО

Центральное возрастное образование

Кризис возрастного развития

Особенности поведения

Общение со сверстниками приобретает значимый характер

Подростковый возраст

(10-11 –

13-14 лет)

Профессионально-личностное общение

- начало полового созревания;

- учащается сердцебиение, чаще появляется головная боль;

- повышение раздражительности;

- ускорение темпов развития скелета;

- быстрый рост мускулатуры;

- повышенная возбудимость ЦНС;

- мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года;

- усиливаются различия среди детей, так как одни уже повзрослели, а другие еще нет.

- излишняя эмоциональность;

- повышенное стремление к спорам, неуступчивость;

- первостепенное значение приобретает общение со сверстниками;

- возрастает значимость мнения сверстников, значимость мнения взрослых снижается;

- отчуждение от взрослого, желание утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию;

- сопротивление критике;

- может страдать дисциплина из-за «группового авторитета»;

- мальчики склонны к групповому поведению;

- мальчики и девочки дразнят друг друга, наблюдая развитие антогонизма между ними;

- с одной стороны, стремление быть таким же как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой;

- появляется интерес к заработку;

- «кумиромания»;

- усиление любви к некоторым взрослым.

Становление нового уровня самосознания:

- «Я» - концепция;

- самооценка, опора на внутренние критерии;

- выработка «кодекса товарищества»;

- укрепление чувства взрослости;

- формирование осознанных личностных интересов, мотивации учения;

- максимализм суждений.

Кризис подросткового возраста.

Два пути разрешения:

1. Кризис независимости.

2. Кризис зависимости.

 

 


 

Период

ВВД

Физическое развитие

ВТО

Центральное возрастное образование

Кризис возрастного развития

Особенности поведения

Общение со сверстниками приобретает значимый характер

Старший школьный возраст

(14-15 –

16-17 лет)

Вопрос открыт. У исследователей нет единой точки зрения.

Завершается физическое формирование организма.

- интерес к общению с отдельными сверстниками;

- интерес к лицам противоположного пола (девочки начинают его проявлять раньше мальчиков);

- беспокойство о внешности;

- привыкание к своему телу;

- рост социальной активности;

- самосовершенствование;

- поиск себя;

- формируется умение отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе;

- определение в выборе профессии;

- стремление к достижению независимости от своей семьи;

- возникновение первой любви;

- появляются крайности поведения, например, «Я знаю все!».

- открытие своего внутреннего мира;

- личное самоопределение;

- устойчивость интересов;

- быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанное с выбором будущей профессии.

«Ценностный конфликт»