ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Период |
ВВД |
Физическое развитие |
ВТО |
Центральное возрастное образование |
Кризис возрастного развития |
Особенности поведения |
|||||
Общение со сверстниками приобретает значимый характер |
|||||
Младший школьный возраст (6-7 – 9-10 лет) |
Сюжетно-ролевая игра Учебная деятельность |
В начале периода: - скорость роста рук и ног превышает рост тела; - сердечно-сосудистая система отстает в развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений; - слаба мускулатура, особенно спины, брюшного пресса, что может привести к травмам во время игры (растяжение связок и т.д.), нарушение осанки; - становятся произвольными психические функции (память, внимание); - дети овладевают средствами преднамеренного запоминания, сосредоточения внимания (недолго – 7-10 мин); - организуют свое поведение по требованиям педагога. К концу периода: - рост девочек начинает опережать рост мальчиков; - активно развивается нервная система, отличаясь повышенной возбудимостью. |
- подвижны, любознательны, непосредственны, открыты, доверчивы; - верят в непререкаемый авторитет педагога; - слабо проявляется интерес к коллективной работе; - желание быть как взрослый; - привлекает сам процесс игры, а не ее результат; - любят коллективные игры; - появляется хороший друг того же возраста; - начало обожания старшего ребенка или взрослого; - начинается осмысленная оценка, а не только осуждение или бездумное восхищение другими; - поведение дифференцируется: мальчики - шумят, девочки - хихикают, шепчутся; - формируется агрессивность у мальчиков, подчиненность у девочек; - часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности; - влюбчивы; - боятся поражения, чувствительны к критике; - интересы постоянно изменяются; - осознают себя в группе; - образуют однополые группы; - стремление к соперничеству; - шумны, спорят; - начало осознания моральных устоев. |
Качественно новый уровень регуляции поведения и деятельности. Складываются: - рефлексия, анализ; - внутренний план действий; - развитие нового познавательного отношения к действительности; - ориентация на группу сверстников. |
Кризис 7 лет – «Кризис непосредственности» |
Период |
ВВД |
Физическое развитие |
ВТО |
Центральное возрастное образование |
Кризис возрастного развития |
Особенности поведения |
|||||
Общение со сверстниками приобретает значимый характер |
|||||
Подростковый возраст (10-11 – 13-14 лет) |
Профессионально-личностное общение |
- начало полового созревания; - учащается сердцебиение, чаще появляется головная боль; - повышение раздражительности; - ускорение темпов развития скелета; - быстрый рост мускулатуры; - повышенная возбудимость ЦНС; - мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года; - усиливаются различия среди детей, так как одни уже повзрослели, а другие еще нет. |
- излишняя эмоциональность; - повышенное стремление к спорам, неуступчивость; - первостепенное значение приобретает общение со сверстниками; - возрастает значимость мнения сверстников, значимость мнения взрослых снижается; - отчуждение от взрослого, желание утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию; - сопротивление критике; - может страдать дисциплина из-за «группового авторитета»; - мальчики склонны к групповому поведению; - мальчики и девочки дразнят друг друга, наблюдая развитие антогонизма между ними; - с одной стороны, стремление быть таким же как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; - появляется интерес к заработку; - «кумиромания»; - усиление любви к некоторым взрослым. |
Становление нового уровня самосознания: - «Я» - концепция; - самооценка, опора на внутренние критерии; - выработка «кодекса товарищества»; - укрепление чувства взрослости; - формирование осознанных личностных интересов, мотивации учения; - максимализм суждений. |
Кризис подросткового возраста. Два пути разрешения: 1. Кризис независимости. 2. Кризис зависимости. |
Период |
ВВД |
Физическое развитие |
ВТО |
Центральное возрастное образование |
Кризис возрастного развития |
Особенности поведения |
|||||
Общение со сверстниками приобретает значимый характер |
|||||
Старший школьный возраст (14-15 – 16-17 лет) |
Вопрос открыт. У исследователей нет единой точки зрения. |
Завершается физическое формирование организма. |
- интерес к общению с отдельными сверстниками; - интерес к лицам противоположного пола (девочки начинают его проявлять раньше мальчиков); - беспокойство о внешности; - привыкание к своему телу; - рост социальной активности; - самосовершенствование; - поиск себя; - формируется умение отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе; - определение в выборе профессии; - стремление к достижению независимости от своей семьи; - возникновение первой любви; - появляются крайности поведения, например, «Я знаю все!». |
- открытие своего внутреннего мира; - личное самоопределение; - устойчивость интересов; - быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанное с выбором будущей профессии. |
«Ценностный конфликт» |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.