ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Оценка 4.6

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Оценка 4.6
docx
10.02.2020
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.docx

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А. Ю. Шепилова, Учитель физической культуры МБОУ «Гимназия №2» г.Брянск

На современном этапе развития общества назрела острая необходимость неустанно преодолевать устоявшиеся стереотипы образования, искать новые идеи для создания школы самореализации, жизнетворчества, поликультурного воспитания, в которой утверждается проективная, личностно ориентированная педагогика, где ребенок является главным приоритетом и ценностью, субъектом культуры и жизни.

Главная задача современной школы - развитие личности школьника, его самостоятельности и активности, становления как субъекта деятельности, максимальная реализация его творческого потенциала, содействие интеллектуальному росту, формированию психических процессов, всестороннему и гармоничному личностному развитию.

Именно начальное обучение является двигателем и фундаментом становления всесторонне развитой личности. Изменения, что происходят в познавательной сфере ребенка младшего школьного возраста, имеют чрезвычайно большое значение для дальнейшего полноценного развития психики. Одним из важных факторов эффективной учебной деятельности и успешного личностного становления младшего школьника является развитие внимания, что является необходимым условием познания окружающего мира, самого себя, осознанного и четкого отображения учебного материала и его прочного усвоения.

Проблема внимания широко исследуется в психологии. В трудах зарубежных ученых (В. Джеймса, В. Вундта, Е. Титченера, Т. Рибо, К. Кофки) были сформулированы фундаментальные понятия психологии внимания и предложены важные парадигмы его экспериментального исследования.

В отечественной психологии проблему внимания изучали в пределах общетеоретических подходов л. Выготский, П. Гальперин, О. Леонтьев, С. Рубинштейн, Д. Узнадзе. Исследованию свойств внимания занимались ученые под руководством Ф. Гоноболина, Н. Добрынина, И. Страховая [2, 7].

Глубоко исследовали развитие внимания младших школьников в учебной деятельности Л. Божович, А. Леонтьев, М. Добрынин, И. Страхов и др. В Частности, П. Гальперин, С. Кабильницкая обосновали формирование внимания как развитие самоконтроля в процессе поэтапного формирования умственных действий [1]. М. Горбач, М. Задесенец, Т. Лисянская выявили соотношение и динамику непроизвольного и произвольного внимания у детей младшего школьного возраста на разных этапах обучения в начальной школе. А. Осипова, Л. Малашинська исследовали проблему диагностики и коррекции внимания у младших школьников [6]. Л. Бадалян, Л. Журкова, Е. Мастюкова изучали синдром дефицита внимания и причины его появления у детей. И все же осталось еще много неисследованных аспектов данной проблемы. Учитывая актуальность обозначенной проблемы, значимость ее обстоятельного рассмотрения для учителя начальных классов, мы и выбрали темой исследования особенности развития внимания у младших школьников на уроках физической культуры.

Объект исследования - внимание детей младшего школьного возраста, его предмет - особенности развития свойств внимания у младших школьников в процессе занятий физической культурой. Цель работы заключается в теоретическом раскрытии и экспериментальном исследовании свойств внимания у младших школьников, выяснении роли внимания в процессе учебной деятельности учащихся начальных классов и определении благоприятных психолого-педагогических условий для ее развития, в частности на уроках физической культуры.

В ходе исследования разработан и применен комплексный подход, заключающийся в сочетании теоретического анализа научных источников, сравнению, систематизации, обобщении полученной информации с применением взаимодополняющих психологических методов изучения проблемы. К психодиагностическому инструментарию вошли метод наблюдения, экспертных оценок (экспертами выступили учителя начальных классов, психолог школы), ряд диагностических методик для исследования свойств внимания. Для обработки и интерпретации полученных в ходе экспериментальной работы данных использовались количественный и качественный анализы.

Нами был проведен констатирующий эксперимент в процессе которого диагностировались такие свойства внимания как переключение, объем, распределение, устойчивость, концентрация и избирательность внимания. Исследованием охвачено 28 учащихся первого класса Гимназии №2 г. Брянск, из них 16 мальчиков, 12 девочек. Возраст исследуемых от 6 лет 3 мес. до 7 лет 1 мес.

С целью изучения уровня развития свойств внимания младших школьников мы использовали батарею методик, которые были апробированы учеными на больших группах школьников, прошли оценку на валидность и позволяют получить информацию о средних величинах и закономерностях распределения изучаемых показателей. Для решения задач исследования нами выбран следующий диагностический инструментарий: методика " исследование распределения и переключение внимания” Пьерона-Рузера в адаптации Р. Немова, методика ’Переплетенные линии” для определения степени устойчивости и концентрации внимания в условиях напряженной деятельности, методика “Запомни и расставь точки” для диагностики объема внимания младших школьников, методика “Определение продуктивности и устойчивости внимания с помощью колец Ландольта и тест Мюнстенберга, который определяет избирательность внимания.

По методике "исследование распределения и переключение внимания" Р. Немова получены следующие результаты. Из числа респондентов не оказалось ни одного ребенка с высоким и очень высоким уровнями развития указанных свойств внимания. Следовательно, переключение и распределение внимания у первоклассников развиты недостаточно.

В основе изменения направленности внимания лежит перемещение в коре головного мозга очага оптимального возбуждения. Поэтому предложенная задача оказалась для большинства респондентов очень сложной. Дети должны были распределять свое внимание, во-первых, между различными геометрическими фигурами, во - вторых, между различными знаками, что их нужно проставлять в эти фигуры, в-третьих, между соблюдением установленных правил заполнения бланка (продвижение строчками, одновременная работа со всеми фигурами и др.). им было слишком трудно одновременно контролировать соблюдение всех условий выполнения задачи и произвольно и сознательно переключать внимание с одних объектов на другие.

Ученикам постоянно нужно было сверяться с образцом, поданным внизу бланка. А у некоторых детей при выполнении задания где-то в середине отведенного времени (в конце первой минуты) мы наблюдали своеобразный сбой, заключался в том, что они забывали или именно задания экспериментатора, или то, какие знаки нужно ставить и в какие фигуры, или же нарушали установленные правила, проставляя какие-то отдельные знаки, а другие игнорируя. Возможно, это вызвано растущей усталостью от такой однообразной работы.

Среди детей были такие (примерно 9%), которые нуждались в постоянном одобрении со стороны экспериментатора, а если его не получали, то не выполняли следующего этапа работы. Без подкрепления их внимания через определенные промежутки времени соответствующими оценочными суждениями в них резко менялась интенсивность внимания. Часть учеников, вошли в группы с низким и очень низким уровнем развития указанных свойств, хотя и выполняли задания правильно, но слишком медленно. Они не могли и не умели быстро переключать внимание с одних фигур на другие, что и отразилось в полученных низких показателях переключения и распределения внимания.

По методике «Переплетенные линии» определена степень устойчивости и концентрации внимания первоклассников в условиях напряженной деятельности. Как показали экспериментальные данные, высокий уровень развития устойчивости внимания продемонстрировали около 6% учащихся. Для них был характерен равномерный темп выполнения работы, на каждую линию они тратили в среднем 8 секунд, а всё задание выполнили быстрее, чем за 1 минуту 20 секунд. При этом не допустили никакой ошибки. Эти ученики умеют произвольно сосредотачиваться, при необходимости мобилизуют свои умственные силы и работают целенаправленно.

Среди учащихся с очень высоким уровнем были такие, которые, стремясь очень быстро выполнить задание, теряли один раз ход нити, предварительно комментируя “Еще раз проверю", “Ой, потерял нить”, “Здесь было плохо видно” и тому подобное. Тем не менее, хороший темп выполнения работы позволил им не выйти за пределы высокого уровня.

Для трети первоклассников свойственный средний уровень устойчивости внимания. Они работали также в равномерном темпе, не допуская ошибок, однако требовали большего времени на выполнение всего задания (1,5 - 2 минуты). К этой группе мы отнесли учащихся, которые работали так же быстро, как респонденты с высоким уровнем развития устойчивости внимания, но при этом допускали одну-две ошибки (это, преимущественно, дети с сильным неуравновешенным типом нервной системы). Они работали несколько в спешке, что и стало причиной наличия огрехов.

Наибольшее количество исследуемых показала низкий уровень развития устойчивости внимания (более 42% исследуемых детей). В общем, выполняя задачи достаточно быстро (за 1,5-2 минуты), они работали неравномерно и допустили 3-5 ошибок.

Среди детей были респонденты, продемонстрировавшие очень низкий уровень развития устойчивости внимания. В частности, это 14,2% исследуемых учащихся. Следует отметить, что темп выполнения задания у них был неравномерен, они допускали большое количество ошибок, затрачивая при этом на выполнение всего задания 3-4 минуты. Это может свидетельствовать о состоянии временной усталости ребенка или об общей слабости внимания, обусловленной другими причинами.

По методике “Определение продуктивности и устойчивости внимания” с использованием бланк методики Ландольта мы определили уровень развития указанных свойств внимания у испытуемых. Как оказалось, у исследуемых школьников внимание варьируется от высокопроизводительной к среднепроизводительной и низкопродуктивной (от S1 = 0,79 до S5 = 0,49), хотя показатель S5 едва пересек границу между средним и низким уровнем. По полученным показателям можем утверждать, что на всех временных отрезках выполнения задания внимание оставалась относительно устойчивой (все показатели S за пять минут находятся в пределах не более четырех соседних уровней).

На основе обобщения полученных экспериментальных данных можно сделать вывод, что у первоклассников все свойства внимания недостаточно развиты. Это может создавать значительные трудности в адаптации детей к школе и организации их учебной деятельности.

Экспертные оценки и собственные наблюдения свидетельствуют о том, что внимание у младших школьников имеет свою динамику в ходе урока: после перерыва она имеет невысокий уровень, а затем постепенно повышается. Наиболее устойчивым является внимание примерно с 4 до 20 минуты на первых уроках и с 8 до 23 минуты на последних. Дети могут быть сосредоточены где-то около 15 минут. Наиболее эффективно первоклассники могут распределять свое внимание между 2-3 объектами. Им легче сосредотачиваться на конкретном учебном материале, подкрепленном различными средствами наглядности.

Состояние внимания не всегда может служить характеристикой и показателем усталости организма ребенка. В течение недели прослеживаются подъем внимания. Самые высокие показатели приходятся на середину недели. То есть можно предположить, что здесь налицо эффект вхождения в состояние работы. А снижение внимания и ее самые низкие показатели приходятся на выходные дни, поскольку в эти дни ученики отдыхают от умственного труда, а внимание и мыслительная деятельность всегда рядом.

Констатирующий эксперимент свидетельствует о необходимости организации целенаправленной работы с учащимися-первоклассниками по развитию их свойств внимания, которая обеспечит соответствующий уровень функционирования познавательной сферы детей и будет способствовать улучшению результатов их учебной деятельности.

При соблюдении учителем ряда условий в учебной деятельности, а именно использование мыслительных приемов в учебном процессе, развитие учебной мотивации учащихся, рациональная организация деятельности на уроке, соблюдение дидактических принципов и тому подобное, возможно эффективное развитие свойств внимания младших школьников. Кроме того, считаем, что важными средствами формирования внимания есть специальные дидактические приемы, игры, психогимнастические упражнения, которые можно успешно использовать на уроке физкультуры. Они позволяют в непринужденной обстановке развивать внимательность и свойства внимания у детей.

Разработка и апробация программы развивающих и коррекционных занятий для развития свойств внимания первоклассников с использованием возможностей занятий физической культурой и психогимнастикой стали следующим этапом нашего исследования.

 

Литература

1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания // П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницкая // М., 1974. - С.5-78.

2. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. // Ф.Н.Гоноболин // М.: Педагогика, 1972. - 236 с.

3. Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - 2000. - №4. - С. З, 7-9, 14-15.

4. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. // А.Ю.Ермолаев // М.: Педагогика, 1987. - 228 с.

5. Кузикова С. Б. внимание // Кузикова С. В. Теория и практика возрастной психокоррекции: Учеб. пособие. для студ. вузов. - Сумы: Университетская книга, 2006. - С. 109-126.

6. Осипова А. А., Малашинская Л. И. диагностика и коррекция внимания П одаренный ребенок. - 2004.-№ 8.-  С. С 1-41.

7. Страхов В. И. Психологические исследования внимания и общая психология: Хрестоматия I O.B. Скрипченко, Л. В. Долинская, С. В. Огороднийчук и др.-К.: Каравелла, 2007. - с. 286-291.

8. Черевков М. А. Чтобы оживить внимание и Физическая культура в школе. - 2007. - №6. - с. 17-18.


 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

В отечественной психологии проблему внимания изучали в пределах общетеоретических подходов л

В отечественной психологии проблему внимания изучали в пределах общетеоретических подходов л

В ходе исследования разработан и применен комплексный подход, заключающийся в сочетании теоретического анализа научных источников, сравнению, систематизации, обобщении полученной информации с применением взаимодополняющих психологических методов…

В ходе исследования разработан и применен комплексный подход, заключающийся в сочетании теоретического анализа научных источников, сравнению, систематизации, обобщении полученной информации с применением взаимодополняющих психологических методов…

По методике "исследование распределения и переключение внимания"

По методике "исследование распределения и переключение внимания"

Часть учеников, вошли в группы с низким и очень низким уровнем развития указанных свойств, хотя и выполняли задания правильно, но слишком медленно

Часть учеников, вошли в группы с низким и очень низким уровнем развития указанных свойств, хотя и выполняли задания правильно, но слишком медленно

Они работали несколько в спешке, что и стало причиной наличия огрехов

Они работали несколько в спешке, что и стало причиной наличия огрехов

Экспертные оценки и собственные наблюдения свидетельствуют о том, что внимание у младших школьников имеет свою динамику в ходе урока: после перерыва она имеет невысокий уровень,…

Экспертные оценки и собственные наблюдения свидетельствуют о том, что внимание у младших школьников имеет свою динамику в ходе урока: после перерыва она имеет невысокий уровень,…

Они позволяют в непринужденной обстановке развивать внимательность и свойства внимания у детей

Они позволяют в непринужденной обстановке развивать внимательность и свойства внимания у детей

Страхов В. И. Психологические исследования внимания и общая психология:

Страхов В. И. Психологические исследования внимания и общая психология:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020