В словаре ребенка должны присутствовать обобщающие слова
Одежда
Обувь
Посуда
Животные
Птицы
Овощи
Фрукты и т.д.
Попросите ребенка назвать предметы, например:
Каких ты знаешь животных?
Какую ты знаешь мебель?
Или, задайте вопрос: каким одним словом можно назвать медведя, зайца, лису, волка, белку?
Прилагательные
«Назови как можно больше признаков»
Например:
ЯБЛОКО (какое?) – большое, красное, спелое, круглое, ароматное, тяжелое, сладкое…
«Назови как можно больше предметов»
Например:
Что бывает ДЛИННЫМ? –
Лента, нитка, веревка, дорога, пояс, хвост, проволока, волосы, юбка, река….
Подбор синонимов и антонимов
Синонимы – слова, близкие по значению
Например:
Погода – хорошая, теплая, солнечная…
Антонимы, слова с противоположным значением
Например:
Игра «Скажи наоборот»
Большой – маленький,
Длинный – короткий,
Высокий - ….
В словаре у ребенка должно быть достаточно глаголов.
Предложите ему ответить на такие вопросы:
Кто как передвигается? Человек ходит, рыба…
Кто как ест? Кошка молоко …, курица зерно …
Кто чем занимается? Врач…, учитель…, писатель…
Что может делать это животное? Собака…, лягушка…
Глаголы
Сформированность грамматических систем важна, потому что, даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи.
Важно умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания.
А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой.
Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности
Грамматический строй
Образование уменьшительно-ласкательных форм:
Игры «Назови ласково», «Большой – маленький»
Образование глаголов при помощи приставок:
Игра «Закончи предложение», например:
В дом входят, из дома… На дерево залезают, с дерева…Весной птицы прилетают, осенью…
Образование относительных прилагательных:
Стол из дерева – деревянный, шуба из меха -…
Образование притяжательных прилагательных:
У зайца хвост заячий, а у медведя….
У утки перья…., а у курицы…
Формирование системы словообразования
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
К этому возрасту ребёнок умеет различать звуки на слух.
Приходя в школу, ребёнок отчётливо произносит звуки в различных словах, во фразовой речи, не пропускает, не искажает, не заменяет другими.
Звукопроизношение
Активно развивается в этом возрасте и фонематическое восприятие. Дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
Ребенок может:
слышать и выделять первый и последний звук в слове;
определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове;
называть слова с заданным звуком;
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Для развития фонематического слуха и восприятия предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Фонематическое восприятие
Связная речь
К 5 с половиной годам ребенок легко, без помощи взрослого может:
составить рассказ по серии картинок или сюжетной картине,
пересказать рассказ или сказку, которую услышал впервые,
придумать окончание рассказа, начатого взрослым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.