Е.А.Шибекова
Особенности речевого развития детей с различными категориями нарушения слуха
В представленной статье рассмотрены различные категории детей с нарушением слуха. Выделены основные особенности их речевого развития, т.к. от этого будет зависеть применение специальных методов и приемов формирования их речевых навыков.
Дети с нарушенным слухом, особенности речи, глухие, слабослышащие, позднооглохшие, дети с кохлеарными имплантами.
Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи - одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Чем значительнее потеря слуха, тем резче сказывается дефект слуха на состоянии устной речи [1]. Словесная речь расширяет познавательные возможности ребенка с нарушенным слухом, обеспечивает постепенный его переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, оказывает глубокое влияние на формирование всей личности ребенка, способствуя включению его в общество слышащих.
Проблемы развития речи детей с нарушением слуха, слухоречевого развития раскрыта в трудах ученых Р.М.Боскис, Ф. Ф. Pay, Э.И.Леонгард, А.Г.Зикеева, К.Г.Коровина, Л Л.В.Нейман, О.А Красильниковой и др. [2].
В рамках данной статьи рассмотрим вопрос об особенностях речи детей с различными нарушением слуха, так от этого будет зависеть применение специальных методов и приемов формирования их речевых навыков. Существуют следующие категории детей с нарушением слуха: глухие (неслышащие), слабослышащие, позднооглохшие. Рассмотрим характеристику каждой группы обучающихся:
3.Позднооглохшие дети - это дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Степень сохранности речи у позднооглохших детей зависит от времени наступления глухоты и условий развития. Дети, оглохшие в возрасте от 3 до 5 лет, не получившие специального дошкольного воспитания, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно в том случае, если глухота возникает у детей, уже овладевших письмом и чтением) [3].
Таким образом, дети с нарушением слуха представляют собой разнородную группу не только по степени, характеру и времени снижения слуха, но и по уровню речевого развития.
Список использованных источников:
1.Рау Ф.Ф. Методика обучения произношения в школе глухих / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. – М.: Просвещение,1981
2.Сурдопедагогика/Под ред. Речицкой. – М.: изд центр ВЛАДОС, 2004
3.Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис.–М.: Просвещение, 1983
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.