Особенности речевого развития детей с различными категориями нарушения слуха
Оценка 4.7

Особенности речевого развития детей с различными категориями нарушения слуха

Оценка 4.7
docx
19.04.2023
Особенности речевого развития детей с различными категориями нарушения слуха
Шибекова статья.docx

Е.А.Шибекова

 

 

Особенности речевого развития детей с различными категориями нарушения слуха

В представленной статье рассмотрены различные категории детей с нарушением слуха. Выделены основные особенности их речевого развития, т.к. от этого будет зависеть применение специальных методов и приемов формирования их речевых навыков.

Дети с нарушенным слухом, особенности речи, глухие, слабослышащие, позднооглохшие, дети с кохлеарными имплантами.

 

Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи - одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Чем значительнее потеря слуха, тем резче сказывается дефект слуха на состоянии устной речи  [1]. Словесная речь расширяет познавательные возможности  ребенка с нарушенным слухом, обеспечивает постепенный его переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, оказывает глубокое влияние на формирование всей личности ребенка, способствуя включению его в общество слышащих.

 Проблемы развития речи детей с нарушением слуха, слухоречевого развития раскрыта в трудах  ученых Р.М.Боскис, Ф. Ф. Pay, Э.И.Леонгард, А.Г.Зикеева, К.Г.Коровина,  Л Л.В.Нейман, О.А Красильниковой и др. [2].

В рамках данной статьи рассмотрим вопрос об особенностях речи детей с различными нарушением слуха, так от этого будет зависеть применение специальных методов и приемов формирования их речевых навыков. Существуют следующие категории детей с нарушением слуха: глухие (неслышащие), слабослышащие, позднооглохшие. Рассмотрим характеристику каждой группы обучающихся:

1. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным. Если такое нарушение является врожденным или приобретенным до того, как сформировалась речь, то без спец. педагогического воздействия речь у глухих детей не развивается. Как известно, глухота, возникшая в доречевом периоде жизни, приводит к немоте. Глухота, наступившая в том периоде, когда речь уже начала развиваться, но еще недостаточно закрепилась, может стать причиной постепенной утраты речи.

2.Слабослышащие - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. У слабослышащего ребенка имеется не тотальное, а частичное нарушение слухового анализатора. Этим он принципиально отличается как от глухого человека, так и от слышащего. Слабослышащие дети в состоянии самостоятельно дополнять свой речевой запас хотя бы в минимальной степени при помощи слуха, без специально организованной работы.

3.Позднооглохшие дети - это дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Степень сохранности речи у позднооглохших детей зависит от времени наступления глухоты и условий развития. Дети, оглохшие в возрасте от 3 до 5 лет, не получившие специального дошкольного воспитания, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно в том случае, если глухота возникает у детей, уже овладевших письмом и чтением) [3].

Анализируя литературные источники, можно отметить, что в  сурдопедагогике выделены основные особенности речевого развития   глухих и слабослышащих         обучающихся

 • на уровне продуцирования — нарушения произношения; недостаточное усвоение звукового состава слов, что проявляется в ошибках при их произнесении и написании; 
• на лексическом уровне — ограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное употребление слов, зачастую связанное с неполным овладением контекстным значением; 
• на грамматическом уровне — ошибки в грамматическом построении речи, особенности в усвоении и воспроизведении речевых (грамматических) конструкций; 
• на синтаксическом уровне — трудности восприятия предложений с нетрадиционным / инвертным порядком слов / словосочетаний и ограничения в понимании читаемого текста.

Таким образом,  дети с нарушением слуха представляют собой разнородную группу не только по степени, характеру и времени снижения слуха, но и по уровню  речевого развития.

 

Список использованных источников:

1.Рау Ф.Ф. Методика обучения произношения в школе глухих / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. – М.: Просвещение,1981

2.Сурдопедагогика/Под ред. Речицкой. – М.: изд центр ВЛАДОС, 2004

3.Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис.–М.:    Просвещение, 1983

 


 

Е.А.Шибекова Особенности речевого развития детей с различными категориями нарушения слуха

Е.А.Шибекова Особенности речевого развития детей с различными категориями нарушения слуха

Слабослышащие - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития

Слабослышащие - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития

Рау Ф.Ф. Методика обучения произношения в школе глухих /

Рау Ф.Ф. Методика обучения произношения в школе глухих /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2023