Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста в норме
Оценка 4.8

Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста в норме

Оценка 4.8
Документация
docx
детская психология
7 кл
04.10.2022
Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста в норме
Дети больше всех нуждаются в социальной адаптации. Социальная адаптация детей значительно отличается от того же процесса у взрослых. Тем не менее, именно детство – самый важный период для того, чтобы получить эти навыки и научиться взаимодействовать с обществом во всех сферах жизни. Сложность детской социальной адаптации заключается в том, что ребенок еще мало знает и о мире, и о действующих в нем механизмах, поэтому не представляет, как себя вести в той или иной ситуации. Даже если ему объяснить, как действовать в одном случае, то в следующий раз он может забыть эту модель поведения или же использовать ее в абсолютно другой ситуации, когда это неуместно.
Особенности соцадаптации в норме.docx

Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста в норме

Дети больше всех нуждаются в социальной адаптации. Социальная адаптация детей значительно отличается от того же процесса у взрослых. Тем не менее, именно детство – самый важный период для того, чтобы получить эти навыки и научиться взаимодействовать с обществом во всех сферах жизни.

Сложность детской социальной адаптации заключается в том, что ребенок еще мало знает и о мире, и о действующих в нем механизмах, поэтому не представляет, как себя вести в той или иной ситуации. Даже если ему объяснить, как действовать в одном случае, то в следующий раз он может забыть эту модель поведения или же использовать ее в абсолютно другой ситуации, когда это неуместно.

Рассматривая в данной работе социальную адаптацию детей, рассмотрим это понятие в научной литературе – это:

- специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе, полагает Н.П. Жигарева;

- процесс усвоения социальных норм (это меры должного (желаемого) поведения ребенка, регулирующие отношения между сверстниками и детыми и взрослыми (делающие их приемлемыми), считает И.А. Шаповал;

- процесс приспособления ребенка к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон, пишет К.В. Беззубик.

В данном исследовании мы будет придерживаться мнения В.С. Ткаченко о том, что социальная адаптация ребенка – это вхождение его в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе, которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Объектом социальной адаптации является процесс привыкания ребенка к определенным условиям или обстоятельствам, а предметом приспособление.

Целью социальной адаптации ребёнка является: достижение гармонии при взаимодействии между ребенком и другими людьми, окружающим миром.

Социальная адаптация детей представляет собой процесс приобретения и усвоения ими личностных, социально-значимых качеств, ориентированных на осознание собственной значимости, уверенности в себе, самостоятельности в принятии решений, собственного отношения к миру, к себе; освоение социальных отношений с опорой на доминирующие внутренние мотивы и общеприемлемые социокультурные ценности, развитие навыков социальной компетентности (коммуникативности), социально одобряемого поведения (социальная активность); соотнесение своих желаний и возможностей требованиям, предъявляемым социумом (Я могу, Я хочу, Я есть) и др.

Этапы социальной адаптации у детей, следующие:

1-й этап (примерно до 1 года). Главную роль для ребенка играет мама. Именно от ее отношения к малышу, спокойствия, эмоциональной близости к нему зависит успешность формирования базового доверия к реальности. В этот период вся жизнь малыша заключена в семье, через нее происходит погружение в культуру (мамины колыбельные, игры), формируется отношение к миру (доверие или настороженность). Нарушение же контакта с мамой (разлука, холодность матери) усложняет дальнейшую социализацию.

2-й этап (с 1 года до 3 лет). В жизни ребенка появляется общество. Он знакомится с проявлениями разнообразных эмоций, учится различать их, проявлять волевые качества (упрямство, целеустремленность, терпение). Ребенок становится активнее, начинает интересоваться другими детьми. Но главным человеком в этом возрасте все еще остается мама. Именно через близкого взрослого происходит и общение с другими малышами, и игра, и знакомство с миром.

3-й этап (от 3 до 5–6 лет) у ребенка начинает складываться представление о собственном «Я», отличном от других людей, малыш становится инициативным, расширяется сфера его общения. Ему уже недостаточно социализации только внутри семьи. Ребенок тянется к другим детям, игра становится основой взаимодействия с миром. Успешность прохождения этой стадии зависит от того, насколько родители поддерживают общительность малыша, его вовлеченность в активные игры.

4-й этап (с 5–6 лет до 11 лет – весь период начальной школы). В сознании ребенка происходит перелом: его эгоцентрическая позиция меняется на объективную, он уже может «посмотреть со стороны», сопоставить разные аспекты ситуаций и их значения для себя и для другого. В это время возможности социализации в семье практически исчерпаны, но ее поддержка остается важной при встрече ребенка с трудностями. С помощью близких взрослых ребенок должен преодолеть первые сложности, чтобы сохранить уверенность в себе и открытость новому общению. Ребёнок учится взаимодействовать с коллективом, строить дружеские отношения. А также выполнять работу, следуя указаниям учителя. Если будут неудачи, он может вырасти неуверенным в себе человеком, не уметь формировать социальные связи.

Механизмы социализации детей, следующие:

1. Идентификация – определение и отождествление ребенком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных.

2. Копирование или подражание – повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т. д.

3. Впечатление и внушение – выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.

Осуществление процесса социальной адаптации детей происходит в границах представленной личностно-ориентированной модели, включающей теоретико-методологические основы, педагогические условия, методы, формы и средства, компоненты (ценностно-деятельностный личностный компонент, ценностно-информационный личностный компонент, аналитико-оценочный компонент); этапы (подготовительный, приспособленческий и этап самореализации) и уровни (пассивный, уровень социальной и личностной привлекательности, активный) социализации.

Осуществление процесса социальной адаптации детей происходит в границах представленной личностно-ориентированной модели, включающей теоретико-методологические основы, педагогические условия, методы, формы и средства, компоненты (ценностно-деятельностный личностный компонент, ценностно-информационный личностный компонент, аналитико-оценочный компонент); этапы (подготовительный, приспособленческий и этап самореализации) и уровни (пассивный, уровень социальной и личностной привлекательности, активный) социальной адаптации.

Социальная адаптация детей происходит в трёх основных сферах:

1) деятельности (расширение видов социализации, ориентировка в системе каждого вида деятельности, то есть выделение главного в ней, её осмысление и т.д.),

2) общения (обогащение круга общения человека, развитие навыков общения);

3) самосознания (формирование образа собственного «Я» = Я-концепция, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки).

Социальная адаптация детей характеризуется следующими структурными характеристиками:

1. Адаптация к социальным условиям общества.

2. Адаптация к социально-бытовым условиям общества.

3. Личные, эмоционально–непосредственные отношения к другим индивидуумам. В данном случае ребенок показывает структуру эмоциональных отношений в группе, адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы, выявляет референтных лиц, то есть членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе.

Исследования И. Л. Беккер и Е. А. Мельниково показали, что школьник имеет различные показатели социальной адаптации (таблица 1).

Таблица 1

Показатели социальной адаптации школьников по И. Л. Беккер и Е. А. Мельниковой

Показатели социальной адаптации детей школьного возраста по мнению Л.И. Акатова следующие: дети демонстрируют положительное отношение к правилам и нормам социального поведения, называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку, следуют правилам и нормам социального поведения.

Выделяет Т.В. Аронова следующие показатели социальной адаптации детей школьного возраста: дети взаимодействуют в социуме со всеми группами. Развитие в социуме происходит с учетом личностных особенностей. Оценка собственного «Я» по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению средняя. Среднее эмоциональное отношение к своему «Я». Средняя внутренняя неустроенность, то есть завышенное самоотношение, не зависящее от аутосимпатии и самоуважения социума.

Следующие показатели социальной адаптации детей возраста выделяет Я.Д. Вишняков: дети имеют средний авторитет в социуме. У них отсутствуете большая значимость себя и других, имеется осознания себя как личности; чувствуют себя комфортно от слияния с другими, такими же, как они. У них равное, уважительное отношение к другим дополняется ощущением некоторого родства и единства, некоторой гармонии сосуществования. Уровень самосознания в процессе социализации - «Я- и Остальные», «Я=МЫ» и «Всё во мне и Я во всём», то есть образа «Я».

Исследователь С.Р. Мазанова характеризует социальную адаптацию школьников следующим образом: высокая включенность в коллектив, в общность; в общении со взрослыми и сверстниками у ребенка формируется нормы поведения, которые приемлемы в его социальном окружении; эмоциональное самочувствие и самооценка детей стабильное.

Социальная адаптация детей школьного возраста по Е.И. Холостовой характеризуется следующим: дети сочувствуют обиженному сверстнику с социальной среде образовательного учреждения  и могут проявить несогласие с действиями обидчика, одобряют действие того, кто поступил справедливо; проявляют уважение к другому младшему школьнику; проявляют желание прийти на помощь сверстникам; здороваются и прощаются со сверстниками, излагают собственные просьбы, употребляя слова «спасибо», «пожалуйста»; проявляют желание и умение приветливо обращаться со сверстниками; проявляют желание вежливо ответить на просьбу или предложение сверстника; проявляют желание деликатно отклонить нежелательное предложение сверстника; имеют способность прислушиваться к общественному мнению и руководствоваться в своих действиях общественными мотивами, получая при этом личное удовлетворение; проявляет желание делать приятное для сверстников (коллектива и отдельного сверстника); проявляют интерес к деятельности сверстников; проявляют желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли со сверстником; считаются с интересами товарищей; проявляют заботу о товарище по группе; проявляют заботу об общем деле; проявляют заботу о развитии хорошей, дружной игры; имеют желание быть справедливым смелым уверенным; испытывают чувство стыда за неблаговидный поступок; предлагают помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей, желание выручить сверстника); могут поступиться личным желанием в пользу сверстника (по справедливости, получая при этом удовлетворение); выражают дружеские отношения по собственному побуждению (а не только по указанию взрослого, совету взрослого); проявляют гуманные взаимоотношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.

Социальная адаптация детей школьного возраста, по мнению М.М. Аниденковой характеризуется как положительное отношение к школе, ребенок адекватно реагирует на требования учителя, хорошо овладевает программным материалом, ко всем заданиям относится с ответственностью, со всеми одноклассниками активно общается, соблюдает нормы и правила, приятые в образовательном учреждении.

Как полагает М. Бебчук, социальная адаптация детей школьного возраста характеризуется тем, что они следуют правилам и нормам социального поведения; имеют высокий или средний уровень социальной адаптации к социальным условиям общества; имеют высокий или средний уровень социальной адаптации к социально-бытовым условиям общества; имеют высокий или средний уровень личного, эмоционально–непосредственного отношения к другим индивидуумам.

Таким образом, социальная адаптация ребенка – это вхождение его в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе, которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Социальная адаптации у детей школьного возраста в норме характеризуется следующими особенностями: дети демонстрируют положительное отношение к правилам и нормам социального поведения, называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку, следуют правилам и нормам социального поведения; высокий или средний уровень социальной адаптации к социальным условиям общества; высокий или средний уровень социальной адаптации к социально-бытовым условиям общества; высокий или средний уровень личного, эмоционально–непосредственного отношения к другим индивидуумам. 


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста в норме

Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста в норме

Объектом социальной адаптации является процесс привыкания ребенка к определенным условиям или обстоятельствам, а предметом приспособление

Объектом социальной адаптации является процесс привыкания ребенка к определенным условиям или обстоятельствам, а предметом приспособление

Я», отличном от других людей, малыш становится инициативным, расширяется сфера его общения

Я», отличном от других людей, малыш становится инициативным, расширяется сфера его общения

Осуществление процесса социальной адаптации детей происходит в границах представленной личностно-ориентированной модели, включающей теоретико-методологические основы, педагогические условия, методы, формы и средства, компоненты (ценностно-деятельностный личностный компонент, ценностно-информационный…

Осуществление процесса социальной адаптации детей происходит в границах представленной личностно-ориентированной модели, включающей теоретико-методологические основы, педагогические условия, методы, формы и средства, компоненты (ценностно-деятельностный личностный компонент, ценностно-информационный…

Личные, эмоционально–непосредственные отношения к другим индивидуумам

Личные, эмоционально–непосредственные отношения к другим индивидуумам

Выделяет Т.В. Аронова следующие показатели социальной адаптации детей школьного возраста: дети взаимодействуют в социуме со всеми группами

Выделяет Т.В. Аронова следующие показатели социальной адаптации детей школьного возраста: дети взаимодействуют в социуме со всеми группами

Социальная адаптация детей школьного возраста, по мнению

Социальная адаптация детей школьного возраста, по мнению

Таким образом, с оциальная адаптация ребенка – это вхождение его в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям…

Таким образом, с оциальная адаптация ребенка – это вхождение его в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022