Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста в норме
Дети больше всех нуждаются в социальной адаптации. Социальная адаптация детей значительно отличается от того же процесса у взрослых. Тем не менее, именно детство – самый важный период для того, чтобы получить эти навыки и научиться взаимодействовать с обществом во всех сферах жизни.
Сложность детской социальной адаптации заключается в том, что ребенок еще мало знает и о мире, и о действующих в нем механизмах, поэтому не представляет, как себя вести в той или иной ситуации. Даже если ему объяснить, как действовать в одном случае, то в следующий раз он может забыть эту модель поведения или же использовать ее в абсолютно другой ситуации, когда это неуместно.
Рассматривая в данной работе социальную адаптацию детей, рассмотрим это понятие в научной литературе – это:
- специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе, полагает Н.П. Жигарева;
- процесс усвоения социальных норм (это меры должного (желаемого) поведения ребенка, регулирующие отношения между сверстниками и детыми и взрослыми (делающие их приемлемыми), считает И.А. Шаповал;
- процесс приспособления ребенка к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон, пишет К.В. Беззубик.
В данном исследовании мы будет придерживаться мнения В.С. Ткаченко о том, что социальная адаптация ребенка – это вхождение его в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе, которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Объектом социальной адаптации является процесс привыкания ребенка к определенным условиям или обстоятельствам, а предметом приспособление.
Целью социальной адаптации ребёнка является: достижение гармонии при взаимодействии между ребенком и другими людьми, окружающим миром.
Социальная адаптация детей представляет собой процесс приобретения и усвоения ими личностных, социально-значимых качеств, ориентированных на осознание собственной значимости, уверенности в себе, самостоятельности в принятии решений, собственного отношения к миру, к себе; освоение социальных отношений с опорой на доминирующие внутренние мотивы и общеприемлемые социокультурные ценности, развитие навыков социальной компетентности (коммуникативности), социально одобряемого поведения (социальная активность); соотнесение своих желаний и возможностей требованиям, предъявляемым социумом (Я могу, Я хочу, Я есть) и др.
Этапы социальной адаптации у детей, следующие:
1-й этап (примерно до 1 года). Главную роль для ребенка играет мама. Именно от ее отношения к малышу, спокойствия, эмоциональной близости к нему зависит успешность формирования базового доверия к реальности. В этот период вся жизнь малыша заключена в семье, через нее происходит погружение в культуру (мамины колыбельные, игры), формируется отношение к миру (доверие или настороженность). Нарушение же контакта с мамой (разлука, холодность матери) усложняет дальнейшую социализацию.
2-й этап (с 1 года до 3 лет). В жизни ребенка появляется общество. Он знакомится с проявлениями разнообразных эмоций, учится различать их, проявлять волевые качества (упрямство, целеустремленность, терпение). Ребенок становится активнее, начинает интересоваться другими детьми. Но главным человеком в этом возрасте все еще остается мама. Именно через близкого взрослого происходит и общение с другими малышами, и игра, и знакомство с миром.
3-й этап (от 3 до 5–6 лет) у ребенка начинает складываться представление о собственном «Я», отличном от других людей, малыш становится инициативным, расширяется сфера его общения. Ему уже недостаточно социализации только внутри семьи. Ребенок тянется к другим детям, игра становится основой взаимодействия с миром. Успешность прохождения этой стадии зависит от того, насколько родители поддерживают общительность малыша, его вовлеченность в активные игры.
4-й этап (с 5–6 лет до 11 лет – весь период начальной школы). В сознании ребенка происходит перелом: его эгоцентрическая позиция меняется на объективную, он уже может «посмотреть со стороны», сопоставить разные аспекты ситуаций и их значения для себя и для другого. В это время возможности социализации в семье практически исчерпаны, но ее поддержка остается важной при встрече ребенка с трудностями. С помощью близких взрослых ребенок должен преодолеть первые сложности, чтобы сохранить уверенность в себе и открытость новому общению. Ребёнок учится взаимодействовать с коллективом, строить дружеские отношения. А также выполнять работу, следуя указаниям учителя. Если будут неудачи, он может вырасти неуверенным в себе человеком, не уметь формировать социальные связи.
Механизмы социализации детей, следующие:
1. Идентификация – определение и отождествление ребенком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных.
2. Копирование или подражание – повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т. д.
3. Впечатление и внушение – выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.
Осуществление процесса социальной адаптации детей происходит в границах представленной личностно-ориентированной модели, включающей теоретико-методологические основы, педагогические условия, методы, формы и средства, компоненты (ценностно-деятельностный личностный компонент, ценностно-информационный личностный компонент, аналитико-оценочный компонент); этапы (подготовительный, приспособленческий и этап самореализации) и уровни (пассивный, уровень социальной и личностной привлекательности, активный) социализации.
Осуществление процесса социальной адаптации детей происходит в границах представленной личностно-ориентированной модели, включающей теоретико-методологические основы, педагогические условия, методы, формы и средства, компоненты (ценностно-деятельностный личностный компонент, ценностно-информационный личностный компонент, аналитико-оценочный компонент); этапы (подготовительный, приспособленческий и этап самореализации) и уровни (пассивный, уровень социальной и личностной привлекательности, активный) социальной адаптации.
Социальная адаптация детей происходит в трёх основных сферах:
1) деятельности (расширение видов социализации, ориентировка в системе каждого вида деятельности, то есть выделение главного в ней, её осмысление и т.д.),
2) общения (обогащение круга общения человека, развитие навыков общения);
3) самосознания (формирование образа собственного «Я» = Я-концепция, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки).
Социальная адаптация детей характеризуется следующими структурными характеристиками:
1. Адаптация к социальным условиям общества.
2. Адаптация к социально-бытовым условиям общества.
3. Личные, эмоционально–непосредственные отношения к другим индивидуумам. В данном случае ребенок показывает структуру эмоциональных отношений в группе, адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы, выявляет референтных лиц, то есть членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе.
Исследования И. Л. Беккер и Е. А. Мельниково показали, что школьник имеет различные показатели социальной адаптации (таблица 1).
Таблица 1
Показатели социальной адаптации школьников по И. Л. Беккер и Е. А. Мельниковой
Показатели социальной адаптации детей школьного возраста по мнению Л.И. Акатова следующие: дети демонстрируют положительное отношение к правилам и нормам социального поведения, называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку, следуют правилам и нормам социального поведения.
Выделяет Т.В. Аронова следующие показатели социальной адаптации детей школьного возраста: дети взаимодействуют в социуме со всеми группами. Развитие в социуме происходит с учетом личностных особенностей. Оценка собственного «Я» по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению средняя. Среднее эмоциональное отношение к своему «Я». Средняя внутренняя неустроенность, то есть завышенное самоотношение, не зависящее от аутосимпатии и самоуважения социума.
Следующие показатели социальной адаптации детей возраста выделяет Я.Д. Вишняков: дети имеют средний авторитет в социуме. У них отсутствуете большая значимость себя и других, имеется осознания себя как личности; чувствуют себя комфортно от слияния с другими, такими же, как они. У них равное, уважительное отношение к другим дополняется ощущением некоторого родства и единства, некоторой гармонии сосуществования. Уровень самосознания в процессе социализации - «Я- и Остальные», «Я=МЫ» и «Всё во мне и Я во всём», то есть образа «Я».
Исследователь С.Р. Мазанова характеризует социальную адаптацию школьников следующим образом: высокая включенность в коллектив, в общность; в общении со взрослыми и сверстниками у ребенка формируется нормы поведения, которые приемлемы в его социальном окружении; эмоциональное самочувствие и самооценка детей стабильное.
Социальная адаптация детей школьного возраста по Е.И. Холостовой характеризуется следующим: дети сочувствуют обиженному сверстнику с социальной среде образовательного учреждения и могут проявить несогласие с действиями обидчика, одобряют действие того, кто поступил справедливо; проявляют уважение к другому младшему школьнику; проявляют желание прийти на помощь сверстникам; здороваются и прощаются со сверстниками, излагают собственные просьбы, употребляя слова «спасибо», «пожалуйста»; проявляют желание и умение приветливо обращаться со сверстниками; проявляют желание вежливо ответить на просьбу или предложение сверстника; проявляют желание деликатно отклонить нежелательное предложение сверстника; имеют способность прислушиваться к общественному мнению и руководствоваться в своих действиях общественными мотивами, получая при этом личное удовлетворение; проявляет желание делать приятное для сверстников (коллектива и отдельного сверстника); проявляют интерес к деятельности сверстников; проявляют желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли со сверстником; считаются с интересами товарищей; проявляют заботу о товарище по группе; проявляют заботу об общем деле; проявляют заботу о развитии хорошей, дружной игры; имеют желание быть справедливым смелым уверенным; испытывают чувство стыда за неблаговидный поступок; предлагают помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей, желание выручить сверстника); могут поступиться личным желанием в пользу сверстника (по справедливости, получая при этом удовлетворение); выражают дружеские отношения по собственному побуждению (а не только по указанию взрослого, совету взрослого); проявляют гуманные взаимоотношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.
Социальная адаптация детей школьного возраста, по мнению М.М. Аниденковой характеризуется как положительное отношение к школе, ребенок адекватно реагирует на требования учителя, хорошо овладевает программным материалом, ко всем заданиям относится с ответственностью, со всеми одноклассниками активно общается, соблюдает нормы и правила, приятые в образовательном учреждении.
Как полагает М. Бебчук, социальная адаптация детей школьного возраста характеризуется тем, что они следуют правилам и нормам социального поведения; имеют высокий или средний уровень социальной адаптации к социальным условиям общества; имеют высокий или средний уровень социальной адаптации к социально-бытовым условиям общества; имеют высокий или средний уровень личного, эмоционально–непосредственного отношения к другим индивидуумам.
Таким образом, социальная адаптация ребенка – это вхождение его в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе, которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Социальная адаптации у детей школьного возраста в норме характеризуется следующими особенностями: дети демонстрируют положительное отношение к правилам и нормам социального поведения, называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку, следуют правилам и нормам социального поведения; высокий или средний уровень социальной адаптации к социальным условиям общества; высокий или средний уровень социальной адаптации к социально-бытовым условиям общества; высокий или средний уровень личного, эмоционально–непосредственного отношения к другим индивидуумам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.