Особенности структурирования современного урока родного (коми-пермяцкого) языка в основной школе.
Оценка 4.8

Особенности структурирования современного урока родного (коми-пермяцкого) языка в основной школе.

Оценка 4.8
doc
28.10.2021
Особенности структурирования современного урока родного (коми-пермяцкого) языка в основной школе.
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ .doc

Особенности структурирования современного урока родного (коми-пермяцкого) языка в основной школе.

Пономарѐва Наталья Семѐновна, учитель  родного языка и литературы

МАОУ «Гуринская СОШ», д. Гурина, Кудымкарский МО.

В последние годы система российского образования претерпевает серьезные изменения, затронувшие все важные элементы школьного обучения.

Структура современного урока по ФГОС в основной школе выстраивается таким образом, чтобы обеспечить:

1.        Личностно-ориентированный характер воспитательно-образовательного процесса.

2.        Приоритет самостоятельной работы детей над деятельностью учителя.

3.        Превалирование практической части над теоретической, утверждение деятельностного характера обучения.

4.        Последовательное развитие и совершенствование УУД, способности к самооцениванию и саморазвитию.

5.        Налаживание доверительного общения между учителем, который теперь выступает в роли наставника, и детским коллективом.

Примеры структуры урока по ФГОС

Этапы

Действия учеников

Действия учителя

Мотивация.

Создание положительной атмосферы, подкрепление настроя на учебную деятельность

Поиск контакта, мотивирование учебного коллектива

Актуализация знаний. Повторение пройденного

Выполнение заданий, сопровождающееся взаимопроверкой и оцениванием друг друга

Оказание консультативной помощи в сложных ситуациях

Постановка проблемы

Формулирование затруднений, определение цели занятия

Демонстрация границ знаний и незнания, подведение учащихся к формулировке актуальных задач

Планирование учебной тактики

Выполнение практических заданий в соответствии с стандартизованным алгоритмом в коллективно, самостоятельно или в группах

Консультирование. Помощь школьникам, у которых возникли затруднения.

Решение проблемы 

Решение сложных задач, закрепление успешного опыта   

Коррекция знаний 

Коллективная проверка решений, определение затруднений, закрепление последовательности учебных действий

Самостоятельная работа

Индивидуальные тренинги, работа по образцу

Систематизация знаний

Поисковая активность, направленная на выявление связей между новым материалом и ранее изученным, возможности его применения в повседневной жизни

Презентация подготовленных информационных блоков, способствующих систематизации материала

Озвучивание домашнего задания

Выбор домашнего задания согласно уровню собственных способностей

Предоставление задач разного уровня сложности на выбор

Оценивание

Самооценивание, взаимооценивание с обязательной аргументацией

Обоснование, внесение оценок в классный журнал

Рефлексия

Последовательное проговаривание этапов учебной деятельности, своих ощущений, замечаний. Подведение итогов на примере усвоенного предметного содержания. 

Выражение благодарности за содержательный урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет: родной (коми-пермяцкий язык)

УМК: книга «Коми-пермяцкöй кыв» 7 класс. – М.: ВЛАДОС, 2018

Класс: 7

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: Стили речи. Публицистический и научный стили.

Предметные: знать определение литературного языка, формы литературного языка (письменную и устную), стили (научный, публицистический), их признаки, отличия друг от друга; жанры,
характерные для различных стилей, отличия языка художественной литературы от стилей литературного языка;
уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю, доказывать принадлежность текста к названному стилю, определять принадлежность жанра к тому или иному стилю.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Структурные элементы урока

    Содержание     

Рекомендуемые педагогические приемы

Пример приемов

1.Мотивационный этап.

Создание положительной атмосферы, подкрепление настроя на учебную деятельность

Осознанное вступление ребенка в учебную деятельность, которое возможно только при условии инициативы педагога, направленной на формирование детского интереса, разъяснения требований и реализации установок на успех.

Цитирование высказываний великих мыслителей, психологический тренинг, проектирование отсроченной догадки, рифмованное или театрализованное начало, интеллектуальная мини-игра, эмоциональный вход.

- «Психологический тренинг» (состояние, настроение обучающегося на начало урока фиксируется цветовым индикатором:

- хорошее (красного цвета)

- не очень хорошее (синего цвета) (для деления на 2 группы)

2. Актуализация ранее изученного материала.

Самостоятельное выполнение пробной задачи, фиксация проблем.

Анализ домашнего задания, демонстрация видеоряда, проигрывание ролевых сюжетов, создание проблемной ситуации, смена ролей участников образовательного процесса, игры в ассоциации, мозговой штурм.

Проигрывание ролевых сюжетов: задание  по группам. Опишите погоду 3 предложениями, как бы вы сказали о погоде:

- на уроке географии;

- при выступлении на телевидении в роли телеведущего.

 

Вывод: С какой проблемой столкнулись? (умение употреблять тесты в разных стилях речи)

1.     Определение темы и цели  урока

 

 

3.Подготовка к преодолению затруднений. 

Выделение точечных проблемных моментов в ходе выполнения заданий по алгоритму — конкретных знаний или умений, без которых невозможно достижение учебной цели. Все действия учащихся проговариваются вслух, что способствует максимальному осознанию детьми особенностей реализации конкретного образовательного момента.

Разыгрывание подводящего диалога, группировка информации, коллективное проговаривание ключевой информации хором, тематический кластерный блок.  

№1. По картинке определите соответствующий стиль речи (на основе изученного материала на уроках русского языка Прием «Знаю. Хочу. Умею», Интеллект-карта/ Кластер «Признаки текста» (По готовым тезисам (признакам текста) составляем карту)

4.Конструирование проекта решения проблемы.

Обсуждение будущих учебных действий, в ходе которых при консультативной поддержке педработника ученики формируют тему, цели и задачи занятия, определяют приоритетные формы исследовательской или поисковой активности.

Экспериментирование, деловая игра, создание «цепочки целей» или проблемного ряда, проведение пресс-конференции.

Составление кластера по каждому стилю речи на основе частичного готового текста с пропусками теоретического материала по учебнику

5.Реализация проекта.

В ходе продуктивной дискуссии выбирается наиболее рациональный метод из числа тех, что были предложены участниками образовательного процесса, и осуществляется решение исходного проблемного задания. Задача педагога — подведение учеников к оптимальной форме активности, акцентирование внимание на способе решения трудности и возможности его дальнейшего использования.

Короткие доклады, постановка конструктивных вопросов, творческий поиск, «фантастическая добавка», деловые игры, интеллектуальный мини-марафон.

1.                 Короткие доклады о данных стилях речи.

2.                 Интеллектуальный мини-марафон (составление 3 вопросов  друг другу

6.Закрепление учебного опыта.

Учащиеся решают стандартизированные задания по представленному алгоритму, проговаривая действия вслух или осуществляя коллективную проверку. Оптимальные формы деятельности — фронтально, в группах, попарно.

Чтение с комментированием, игра на сообразительность «Лови ошибку», подготовка мини-презентаций, рассказ с элементами эстафеты, игровые приемы «Аукцион», «Снежный ком», «Реклама».

«Чтение с комментированием», т.е.  анализ  текста. (Умение находить и доказывать  стилистические черты  в тексте по ранее созданному кластеру (работа в группах)

7.Самостоятельная работа.

Индивидуальное выполнение заданий по эталону  с последующей самопроверкой В ходе данного вида активности усилия педработника нацелены на проектирование ситуаций успеха для каждого ребенка.

Быстрые опросы (с составлением мгновенных (да-нет) или развернутых ответов), поиск соответствий, прохождение творческих тестов, работа с ИКТ, написание фактологических или цифровых диктантов, проведение блиц-контроля, мини-исследований.

1.     «Цифровой диктант»

Фиксация ответов в листке контроля по определению верных\неверных утверждений (1-да, 0-нет)

8. Закрепление.

В ходе обсуждения урочной деятельности учащиеся при поддержке педагога определяют место новых знаний в системе изученного, пути их применения в дальнейшем обучении и жизненных ситуациях.

Прием «Реконструктор», чтение текста с восстановлением, метод «шести шляп», составление кроссвордов, короткое тестирование, поиск ошибок, подготовка своих примеров по теме.

«Реконструктор»

Составление текстов (научного и публицистического стиля) на одну тему либо на разные темы

Например, «Коми-пермяцкий язык и современность» 

9. Озвучивание домашнего задания

Выбор домашнего задания согласно уровню собственных способностей

Предоставление задач разного уровня сложности на выбор

 

10. Оценивание

Самооценивание, взаимооценивание с обязательной аргументацией

Обоснование, внесение оценок в классный журнал

Взаимооценивание в группах

11. Рефлексия.

Проговаривание школьниками нового содержания, которое оценивается через призму личного опыта, впечатлений. Фиксирование достижение цели и задач урока, обсуждение домашнего задания.

«Свободный микрофон», самоанализ с использованием цветотехники, создание «лестницы успеха», анкетирование, прием «Шкатулка».

1.Прием «Цветовая палитра» (красный цвет – понял, синий цвет- не понял)

2. «Шкатулка» (прописать на листочках, какие три  момента  по теме урока оставил  бы в шкатулке)

 



Сразу важно отметить, что для занятий данного типа следует выделять две цели: содержательную, которая заключается в расширении понятийной базы учащихся, и деятельностную, основанную на обучении детей применять новые способы действия, реализовать усвоенные знания на практике. В остальном алгоритм прорабатывания структурных элементов урока открытия новых заданий  предусматривает:

1.        Выделение нового задания - комплекс знаний, который будет усвоен учащимися в течение урочного времени. Важно продумать формулировку данного тезиса, который будет созвучен теме занятия, а также определить границы минимального и максимального предметного содержания, предназначенного для усвоения.

2.        Моделирование способа открытия знания.

3.        Выделение мыслительных процессов, способствующих достижению поставленных целей.

4.        Формирование предпосылок для развития УУД и усвоения предметного минимума путем подбора упражнений, педагогических приемов, форм коллективного взаимодействия.

5.        Конструирование проекта нового знания, способов его осуществления.

6.        Разработка проверочной работы, алгоритма ее оценивания.

7.        Составление конспекта занятия, на основе которого по окончанию урока можно провести содержательный самоанализ урока.

8.     Современный урок  позволяет решать задачи, актуальные для современного процесса обучения, что обуславливает необходимость создания образовательных условий, при которых инициатива и ответственность за поиск и качество усвоения знаний передается школьникам, что в свою очередь способствует повышению уровня детского самосознания, позволяет воспитывать уверенных, творчески мыслящих личностей, склонных к экспериментаторству и поиску новых решений.

Общие показатели, отличающие современный урок, хорошо известны:

1.        Четкая формулировка педагогических целей и способов их достижения, позволяющая учителю исполнять роль наставника и сотрудника.

2.        Обеспечения проблемного, развивающего характера образования (отказ от репродукции в пользу сотворчества, самостоятельное формулирование детьми вопросов и выводов), что способствует осуществлению самостоятельных открытий, поиску, экспериментаторству.

3.        Хорошее начало и хорошее окончание, позволяющее сформировать положительную мотивацию, развить у детей уверенность в собственных силах, готовность преодолевать трудности для достижения положительного учебного опыта.

4.        Учет возможностей, способностей, эмоционального настроя учеников, гарантирующий поддержание обратной связи и возможность оперативного реагирования на учебные проблемы. 

 

В системе школьных занятий значительная доля отведена урокам, посвященным овладению новым программным материалом. Структура урока «открытия» нового знания по ФГОС является очень значимой, поэтому современным педагогам важно не только следовать ей, но и детально проработать план подготовки занятий такого типа, от которых во многом зависит уровень вовлеченности школьников в процесс обучения в целом, а также готовность участия во внеурочной деятельности, разработанной педагогом.

 




Особенности структурирования современного урока родного (коми-пермяцкого) языка в основной школе

Особенности структурирования современного урока родного (коми-пермяцкого) языка в основной школе

Решение проблемы Решение сложных задач, закрепление успешного опыта

Решение проблемы Решение сложных задач, закрепление успешного опыта

Предмет: родной (коми-пермяцкий язык)

Предмет: родной (коми-пермяцкий язык)

Актуализация ранее изученного материала

Актуализация ранее изученного материала

Разыгрывание подводящего диалога, группировка информации, коллективное проговаривание ключевой информации хором, тематический кластерный блок

Разыгрывание подводящего диалога, группировка информации, коллективное проговаривание ключевой информации хором, тематический кластерный блок

Задача педагога — подведение учеников к оптимальной форме активности, акцентирование внимание на способе решения трудности и возможности его дальнейшего использования

Задача педагога — подведение учеников к оптимальной форме активности, акцентирование внимание на способе решения трудности и возможности его дальнейшего использования

Быстрые опросы (с составлением мгновенных (да-нет) или развернутых ответов), поиск соответствий, прохождение творческих тестов, работа с

Быстрые опросы (с составлением мгновенных (да-нет) или развернутых ответов), поиск соответствий, прохождение творческих тестов, работа с

Рефлексия. Проговаривание школьниками нового содержания, которое оценивается через призму личного опыта, впечатлений

Рефлексия. Проговаривание школьниками нового содержания, которое оценивается через призму личного опыта, впечатлений

Общие показатели, отличающие современный урок, хорошо известны: 1

Общие показатели, отличающие современный урок, хорошо известны: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2021