Входной контроль по обществознанию
I вариант
1.Характерной чертой только доиндустриального общества является:
1)большая роль науки в развитии производства; 2) деление общества на социальные группы;
3)ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики; 4)высокая социальная мобильность.
2. Характеристикой нации в отличие от племени является:
1) общность традиций 2) устойчивая государственность;
3)собственный язык; 4) общность территорий.
3. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?
А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.
Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
4. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:
1) способы протекания конфликтов; 2) способы разрешения конфликтов;
3) процесс социализации личности; 4)причины возникновения конфликтов.
5. К основным экономическим ресурсам относится:
1) рынок; 2)капитал; 3)обмен; 4)налоги.
6. Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется:
1) отсутствием товарно-денежных отношений;
2) существованием свободной конкуренции товаропроизводителей;
3) уравнительным распределением продукции;
4) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения;
7. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?
А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.
Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
8. Ситуация на рынке, при которой несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определенной отрасли, называется:
1)конкуренция; 2) закон спроса и предложения; 3) олигополия; 4)монополия.
9.Личность в отличие от индивида:
1) является биосоциальным существом;
2) характеризуется неповторимыми чертами внешности;
3) обладает определенными желаниями и стремлениями;
4)способна оказывать влияние на общество.
10. Положение, при котором доходная часть государственного бюджета превышает расходную, называется:
1)профицит бюджета;
2)дефицит бюджета;
3)государственный долг;
4)сбалансированный бюджет.
11. Главной проблемой экономики является:
1. Взаимодействие спроса и предложения
2. Низкий уровень экономических знаний
3. Ограниченность ресурсов
4. Высокая степень специализации в мировом хозяйстве
12. Верны ли суждения об экономическом выборе?
А. Совершая экономический выбор, человек всегда принимает самое рациональное решение.
Б. Экономическое решение потребителя не связано с понятием альтернативной стоимости.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
13. Какая экономическая система приводит к чрезмерному неравенству доходов населения?
1. Смешанная 2. Рыночная 3. Плановая 4. Традиционная
14. Что лежит в основе отношений между людьми?
1. Собственность 2. Конкуренция 3. Прибыль 4. Закон
15. Конкуренция в условиях рыночной экономики позволяет предпринимателю:
1. Платить налоги государству
2. Снижать качество продукции
3. Принимать самостоятельные экономические решения
4. Нарушать экономические законы
16. В ходе социологического опроса совершеннолетним жителям страны Z предлагалось ответить на вопрос: «Необходимо ли ввести специальные уроки этики в школе?» Полученные результаты представлены в диаграмме.
Какой вывод можно сделать на основании диаграммы?
1) Большинство опрошенных
независимо от образования считает, что необходимости в специальных
уроках этики нет.
2) Доля тех, кто полагает, что уроки этики необходимы только в младших
классах, одинакова среди респондентов со средним и высшим образованием.
3) Среди респондентов с высшим образованием мнение, что необходимости
в специальных уроках нет, наименее популярно.4) Доля тех, кто полагает,
что уроки этики необходимы во всех классах среди респондентов со средним
образованием выше, чем среди респондентов с высшим образованием.
17. Верны ли суждения о факторах производства?
А. К факторам производства относят способности и квалификацию работников.
Б. Факторы производства – это свободные блага.
1. Верно только А 2. Верно только 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
17. В повседневной жизни мы пользуемся бумажными купюрами и монетами. Это разновидности наличных денег. Наличными деньгами рассчитываются, как правило, физические лица (население) при приобретении товаров или услуг: в магазинах, на рынках, в ресторанах и кафе, в прачечных и парикмахерских, приобретая билеты на самолёт или в кино. Расчёты между юридическими лицами (организациями) происходят, как правило, в безналичной форме. Каждая организация имеет расчётный счёт в банке.
Но на расчётных счетах банков могут хранить свои сбережения и отдельные граждане. При этом они также могут пользоваться в повседневной жизни безналичными деньгами: чеками, пластиковыми картами.
Чек – это письменный приказ владельца текущего счёта банку выплатить наличными или перевести на счёт другого лица определённую сумму денег. Банк выписывает владельцу вклада чековую книжку на сумму, не превышающую размера вклада. Совершая покупки, владелец чековой книжки проставляет сумму цен на чеке, а продавец предъявляет банку чек к оплате.
Пластиковая карта – другой вариант расчёта владельца банковского счёта за покупки, также не требующий передачи наличных денег. Она представляет собой пластиковый жетон, на специальной магнитной полоске которого закодирована информация о её владельце: фамилия, образец подписи, номер счёта в банке, срок действия карты.
Совершая покупку, обладатель пластиковой карты передаёт её продавцу, который с помощью специального устройства считывает информацию с пластиковой карточки и переносит её на чек. В копию чека вносится сумма покупки. Одна копия передаётся покупателю, вторая – в банк, где со счёта владельца карты снимается сумма покупки и передаётся продавцу, третья остаётся у продавца. В случае потери пластиковой карточки её владелец должен сообщить в банк о пропаже, и счёт будет заблокирован. С помощью современной техники – банкоматов – безналичные деньги легко превращаются в наличные.
Однако в России безналичные деньги пока не получили такого широкого распространения среди граждан, как в странах Западной Европы и США.
(По материалам энциклопедии для школьников)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие две формы расчётов указаны в тексте? Кто преимущественно пользуется каждой из форм?
3.Как чековая книжка и пластиковая карта связаны с договором банковского счёта? На основе текста объясните разницу в использовании чековой книжки и пластиковой карты.
4. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите и проиллюстрируйте примерами любые два преимущества использования потребителями безналичных денег.
5. Многие потребители жалуются, что не могут контролировать свои расходы, когда пользуются пластиковой картой. Используя текст и факты общественной жизни, дайте две рекомендации, как организовать такой контроль.
Входной контроль по обществознанию
II вариант
1. Отличительной тенденцией развития современного общества является
1) механизация |
3) модернизация |
2) индустриализация |
4) глобализация |
2. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области
1) науке |
2) искусству |
3) образованию |
4) морали |
3. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как
1) личность |
3) интеллигентного человека |
2) администратора |
4) профессионала |
4. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.
Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.
1) верно только А |
2) верно только Б |
3) верны оба суждения |
4) оба суждения неверны |
5. Что относится к видам искусства?
1) живопись |
2) литературоведение |
3) история |
4) искусствознание |
6. Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?
А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.
Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.
1) верно только А |
2) верно только Б |
3) верны оба суждения |
4) оба суждения неверны |
7. В рыночной экономике, в отличие от командной
1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства
2) устанавливается твердый курс официальной валюты
3) ведущие позиции занимает государственная собственность
4) складываются хозяйственные пропорции
8. К косвенным налогам относится
1) налог на прибыль |
3) подоходный налог |
2) акциз |
4) налог на имущество |
9. В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд рублей,
а расходы 357 млрд рублей. Эти данные свидетельствуют о
1) сохранении плановых начал в экономике |
3) дефиците государственного бюджета |
2) увеличении налоговых поступлений |
4) падении курса рубля |
10. В ходе социологического опроса совершеннолетним жителям страны Z предлагалось ответить на вопрос: «Необходимо ли ввести специальные уроки этики в школе?» Полученные результаты представлены в диаграмме.
Какой вывод можно сделать на основании диаграммы?
1) Большинство опрошенных независимо от образования
считает, что необходимости в специальных уроках этики нет.
2) Доля тех, кто полагает, что уроки этики необходимы только в младших
классах, одинакова среди респондентов со средним и высшим образованием.
3) Среди респондентов с высшим образованием мнение, что необходимости
в специальных уроках нет, наименее популярно.4) Доля тех, кто полагает,
что уроки этики необходимы во всех классах среди респондентов со средним
образованием выше, чем среди респондентов с высшим образованием.
11. Какая сфера общественной жизни регулирует отношения власти, организацию управления обществом? 1) духовная 2) политическая 3) экономическая 4) социальная
`12. Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в
1) самореализации 2) пище 3) творчестве 4) общении
`13. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как
1) личность 2) администратора 3) интеллигентного человека 4) профессионала
`14. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе.
Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15. Главной проблемой экономики является:
1. Взаимодействие спроса и предложения
2. Низкий уровень экономических знаний
3. Ограниченность ресурсов
4. Высокая степень специализации в мировом хозяйстве
16. Верны ли суждения об экономическом выборе?
А. Совершая экономический выбор, человек всегда принимает самое рациональное решение.
Б. Экономическое решение потребителя не связано с понятием альтернативной стоимости.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
17. Верны ли суждения о факторах производства?
А. К факторам производства относят способности и квалификацию работников.
Б. Факторы производства – это свободные блага.
1. Верно только А 2. Верно только 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи. Исследователи установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств – после бабушки, дедушки, сверстников. А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать – природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.
Положительный пример отца в воспитании детей важен и значителен. Быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным – нельзя уважать, не требуя. И нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа или распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт. Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растёт доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако всё больше мужчин считают нужным делать с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Почему, по мнению автора, быть отцом в наше время труднее, чем прежде? (Назовите две основные причины.)
3. На основе текста и с опорой на личный социальный опыт назовите два обстоятельства, которые позволяют автору высоко оценить воспитательный потенциал отца в семье. Предположите, почему этот потенциал нередко остаётся неиспользованным.
4. Приведите три примера, иллюстрирующие важность участия отца в воспитании детей.
5. Восьмикласснице Алине кажется, что родители слишком опекают её, относятся к ней, как к маленькому ребёнку. Поэтому Алина часто ссорится с родителями. Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте по два совета Алине и её родителям, которые, по вашему мнению, смогут улучшить их взаимоотношения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.