Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 имени Ю.А.Гагарина
конкурсная работа по окружающему миру
на тему:
Работу выполнила
Учитель 2 «А» класса
Курпис Ольга Викторовна
г.Хадыженск
2021г.
Предмет: Окружающий мир (по учебнику А.А. Плешакова, ФГОС ШКОЛА РОССИИ).
Тема урока: Как зимой помочь птицам?
Цель урока: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах. Углублять представление о причинах отлёта птиц и птиц остающихся зимовать. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Формируемые УУД: Учащиеся научатся различать зимующих птиц от перелётных, распознавать их на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.
Оборудование: Карточки со словами «декабрь», «январь», «февраль»; различные виды кормушек (иллюстрации); таблица «Зимующие и перелётные птицы»; стихи о птицах и соответствующие к ним слайды, а так же картинки птиц; бумажные пакеты из-под молока (по одному на парту), ножницы, линейка, карандаши.
Предварительная подготовка: Сценка «Друзья в лесу», стихи о птицах.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
-Сегодня на уроке, мы продолжим говорить о «братьях наших меньших».
На предыдущем уроке мы говорили о том, как живут животные. Вспомним,
как живут животные? На какие группы можно разделить животных? (домашние и дикие животные).
-Отгадайте, к какой группе относятся эти животные?
Загадки:
1) Жил был маленький щенок
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок-
А взрослая….. (собака).
-Как ухаживать за собакой, какие принадлежности нужны по уходу за собакой? (предполагаемые ответы учащихся: поводок, щётка, шампуни, личная гигиена и т. д.)
2) Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище… (кошка).
-Как ухаживать за кошкой, какие принадлежности нужны по уходу за кошечкой? (специальные шампуни, щётка, питание и др., это домашние животные).
-Как вы думаете, откуда берутся бездомные кошки и собаки? Трудно ли им живётся?
(ответы учащихся)
3. Самоопределение к деятельности урока.
-Да, очень трудно живётся всем животным и только люди могут помочь им.
-Отгадайте загадки:
Окраской - сероватая, Я весь день ловлю жучков,
Повадкой -вороватая, Уплетаю червячков.
Крикунья хрипловатая- В тёплый край не улетаю,
Известная персона, Здесь под крышей обитаю.
Это… (ворона). Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…. (воробей).
-Где вы видели этих птиц? (ответы детей)
-Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
(О жизни птиц, о том, как и чем их кормить.)
Словарик слов: « перелётные», « зимующие», « пернатые».(слова записаны на доске)
-Прочитайте на доске слова, как вы понимаете их значение? (ответы учащихся)
-Придумайте предложение со словом «пернатые». (Птицы – наши пернатые друзья.)
4. Работа по теме урока.
-Подумайте, в какое время года особенно трудно бывает птицам?
-Отгадайте загадку:
Тройка-тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом
Всё покрылось серебром. ( зима)
-Какие зимние месяцы вы знаете? (ответы детей; на доске перевернуть карточки со словами: Декабрь, Январь, Февраль)
-К какому времени года относятся эти месяцы? (зима)
-Сейчас зима. Как вы думаете, легко ли приходится птицам зимой? (нет)
-Каких птиц вы знаете? (ответы детей)
-Как вы думаете, чем питаются птицы зимой?
-А если выпадет много снега?
-Все ли птицы одинаковые? ( ответы учащихся; обратить внимание на размер оперение, питание).
-Всё вы правильно говорили, а сейчас послушаем стихи о птицах, чем питаются они или чем занимаются в природе (подготовленные дети читают стихи о птицах, а на экране одновременно идёт показ слайдов).
«Дятел»
Он по рабочему одет-
Удобно, просто, ловко,
На нём малиновый берет
И пёстрая спецовка.
Он инструмент свой наточил
С особенным старанием.
Он от синичек получил
Почётное задание:
Для них, пока стоит зима,
Построить новые дома.
-Сидеть без дела нечего!-
Мороз ему кричит.
И он с утра до вечера
Стучит, стучит, стучит!
-Какую пользу приносит дятел для леса? Как он помогает синичкам? Какие особенности внешнего вида вы запомнили? (ответы детей; показ слайда)
«Синица»
(инсценировка стихотворения)
-Почему тебе синица,
Ни минуты не сидится?
-Разных мошек я ловлю,
Я детей своих кормлю
С завтрака до ужина,
У меня их дюжина
Пусть скорее вырастают,
Из дуплянки вылетают.
Принимаются за труд-
Их сады и рощи ждут.
-Какую пользу приносят синички? Какое оперение имеют эти птички?
(ответы детей; показ слайда)
-Синицы - юркие маленькие птички. Они играют выдающуюся роль в борьбе с вредителями садов и огородов. Зимой все синицы сбиваются в стаи. В это время года они также часто ищут пропитание в садах.
«Дрозды-рябинники»
Дрозд на дереве сидел,
Дрозд рассеянно глядел-
На ложбинку,
На тропинку…
Дождь холодный моросил
Как прозрачную
Росинку,
Серый дрозд склевал
Дождинку
И рябиной закусил.
-Чем питаются дрозды?
Какое оперение у этих птиц?
(ответы детей; показ слайда)
«Свиристели»
Прилетели свиристели,
Взяли дудочки-свирели.
И в саду на деревце
Дали осени концерт.
Осень слушала, хвалила
Птиц весёлых поутру
И рябиной угостила
За отличную игру.
-Какое оперение имеют свиристели,
чем питаются?
(ответы учащихся; показ слайда)
-Название птицы – свиристель и
название музыкального инструмента –
свирель – родственные слова.
«Воробей»
На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.
Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей,
- Угощайся, не робей!
-Какое оперение у воробья?
Чем питается?
Где чаще всего их можно видеть? (ответы учащихся; просмотр слайдов)
-Живут воробьи рядом с человеком в многолюдных селениях и городах. Воробьи остаются зимовать там, где родились и жили.
-Обратим внимание на плакат (на доске плакат « Зимующие и перелётные птицы»)
-Какие все эти птицы? (зимующие; краткая беседа о птицах).
-Какие птицы ещё есть, назовите. Как называют этих птиц? (Перелётные)
-Какая главная причина перелёта этих птиц? (нет корма, холодно)
5. Физминутка.
-А сейчас мы все «превратимся» в птичек и изобразим их.
Птички в гнёздышке сидят (дети присаживаются на корточки)
И на улицу глядят (повороты головой)
Погулять они хотят (встают и подпрыгивают на месте)
И тихонько все летят (машут руками)
6. Работа по учебнику.
-Откройте учебники на стр. 74.
-Вспомните, по своим наблюдениям, какие птицы зимуют в наших краях. Рассмотрите птиц на рисунке. Подумайте, по каким признакам этих птиц можно узнать?
а) «Птичья столовая»
-Какие птицы собрались на кормушке? (ответы детей)
-Особенно, когда очень холодно и много снега, птицам негде добывать корм, много птиц погибает от холода и голода.
-Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой?
(люди устраивают «столовые» для птиц, подкармливают их)
-. Вот какие кормушки можно сделать.( Рассматриваем виды кормушек, стр. 74) )
-Как же их можно сделать?
-Какие предметы могут понадобиться для изготовления кормушки? ( ответы детей), на доске выставляются слова - молоток, пила, гвозди.
-Как сказать одним словом? (Инструменты)
-Какие правила безопасности надо помнить, чтобы не пораниться этими инструментами? (варианты ответов учащимися)
-Такие кормушки вы можете сделать дома с родителями.
-У кого дома есть кормушки для птиц?
- Из чего вы сделали кормушки?
- Какие птицы прилетают? (ответы детей)
-Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета. Мы научимся мастерить кормушки и подкармливать птиц.
б) Практическая работа в парах.
-Откройте рабочую тетрадь на странице 53, рассмотрите схему-инструкцию. Продумайте свои действия и смастерите кормушку. Вспомните, какие правила при работе с ножницами вы должны соблюдать?
Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции в рабочей тетради стр. 53, № 3, под руководством учителя.
-Кормушку мы сделали. Теперь поговорим как правильно выбрать корм для птиц. (чтение по учебнику, стр. 75)
Итак, запомните: семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни – лучше давать раздавленными; для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а черного – нет. Для синиц хороши кусочки несоленого сала (соленое сало давать нельзя).
7. Продолжение работы по теме урока
Сценка «Друзья в лесу»
-Сейчас мы с вами мысленно отправимся на экскурсию в лес. Закройте на несколько минут глаза, представьте, что мы входим с вами в лес. Вокруг нас деревья, кустарники, цветы… Давайте прислушаемся к звукам леса (включить запись «Пение птиц», несколько минут учащиеся слушают пение птиц). Теперь откройте глаза и полюбуйтесь природой (слайд природы). На фоне леса появляются два мальчика (в класс заходят два ученика)
– Миша и Саша пришли в лес. Миша любуется природой: «Смотри, Саша, какие красивые деревья! А вон какая красивая птица сидит на ветке, а там смотри ещё и ещё! (показывает). А Саша отвечает Мише: - Вот сейчас мы её подстрелим! (достает рогатку и целится в птицу).
-Что ты делаешь?! (Миша набросился на друга и стал отнимать рогатку). Птиц убивать нельзя! Ведь они жители леса, а мы с тобой только гости! Птицы- санитары леса, они съедают сами и приносят птенцам большое количество вредных насекомых. Вот например, синица уничтожает в течение дня до 6000 насекомых, грачи уничтожают до 8000 вредных червей и гусениц. Ласточка за лето ловит до 1000 000 мошек и комаров. Таким образом, птицы охраняют посевы и приносят большую пользу лесу и человеку.
А ты с рогаткой на них!...(ломает рогатку и выбрасывает). В птиц стрелять нельзя, ими нужно любоваться и слушать их пение.
Саша: «А я и не думал, что птицы приносят так много пользы. Теперь я больше никогда не буду в них стрелять!»
-Ребята, а как вы относитесь к птицам? Любите ли вы за ними наблюдать? (ответы детей)
-Молодцы, если вы всегда будете птиц любить и беречь, то с наступлением весны у нас всегда будет слышно пение птиц, всем будет весело и радостно!
-Прочитайте пословицу, объясните: «Жизнь дана на добрые дела» (ответы учащихся).
8. Итог урока.
-О чём говорили сегодня на уроке?
-Как зимой помочь птицам?
-Какое значение имеют птицы в жизни человека? - Птицы украшают природу своим пением, живостью поведения, окраской оперения. -Певчие птицы – огромное живое богатство наших лесов. Они нуждаются в нашей защите и заботе. Надо много и умело потрудиться, чтобы видеть и слышать птиц в садах, парках, лесах.
-Каких птиц вы запомнили?
-Соедините линиями рисунок и название птицы, (на доске записаны слова и картинки с видами птиц)
синица снегирь свиристель
воробей поползень воробей
- Ответим на вопросы учебника, стр.75:
1) Какие птицы зимуют в наших краях? (ответы учащихся)
2) Как можно сделать кормушку для птиц?
3) Какой корм подходит для подкормки птиц?
(на доске рисунки с изображением корма для птиц, как в рабочей тетради на странице 53, №2)
-Обведите зелёным карандашом то, чем можно подкармливать птиц.
- А чем нельзя? Обведите красным карандашом (задание выполняется одновременно на доске и в тетрадях)
- Оцените свои достижения на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.