Возрастные особенности учащихся, которые следует учитывать при составлении методики преподавания иностранного языка
1.1 Психологические особенности учащихся
При разработке методики преподавания обычно учитываются три основополагающих аспекта:
1) условия, в которых будет осуществляться образовательный процесс;
2) контингент учащихся;
3) цель и задачи, предполагаемые для решения в ходе образовательного процесса.
При составлении рабочей программы необходимо уделить должное внимание каждому из перечисленных факторов. Прежде чем приступить к прокладыванию целей и задач, нужно установить, какие именно цели и задачи будут актуальными для образовательного процесса в конкретных условиях при конкретных особенностях учащихся, в частности возрастных.
Потому нельзя не учесть условия, предлагаемые для проведения уроков. В наше время очень важную роль играет техническое обеспечение, поскольку его наличие значительно обогащает и динамизирует ход урока. Минимальные технические средства необходимы на уроках иностранного языка, в частности, лингафонное оборудование или хотя бы аудиопроигрыватель, так как аудирование представляет собой важную составляющую обучения. Аудирование знакомит учащихся со звучанием языка, механическая память в процессе регулярного прослушивания и повторения с попытками как можно ярче повторить звучание говорившего вырабатывает навыки устной речи, без которых речевая компетенция представляется не достижимой целью, даже при прекрасном произношении преподавателя. Возможность воспроизвести на качественно звучащем аудиоустройстве речь носителя является обязательным условием в программе иностранного языка, но даже и это условие не всегда соблюдается в современных школах, в случае чего осуществлять аудирование приходится преподавателю, что, конечно, не позволяет дать полноценной картины языка, каковую может предоставить носитель.
Но если выйти за пределы необходимого минимума технических средств, то можно существенно разнообразить ход урока и расширить круг упражнений и даже - ускорить процесс овладения языком. Например, видеоустройства позволяют учащимся быстрее запоминать благодаря наглядности, а также эмоционального воздействия. Интерактивная доска значительно повышает интерес учащихся к процессу, так как игры и красочность объектов, используемых для их проведения и даже элементарного написания на доске, привлекает учеников, тем более младшего и среднего школьных возрастов, и значительно повышает концентрацию внимания.
К сожалению, далеко не каждая школа предлагает такое разнообразие технического оснащения. Потому при составлении программы обучения важно не упустить из виду этот фактор. Техническое оснащение не может быть не использовано, так как оно имеет преимущества, вышеперечисленные и многие другие. Но в случае его отсутствия необходимо разработать такую программу, которая в достатке восполнит все те плюсы, которые предлагают нам условия технического обеспечения.
Оттолкнувшись от условий - от наиболее легко проглядываемого аспекта учебной деятельности, но очень важного, следует переходить к раскрытию характерных особенностей учащихся.
Контингент учащихся должен не только определять содержание методической системы, но и "направлять" её, ставить вопрос о её актуальности и важности, что означает невозможность целеполагания без учёта контингента учащихся. Только ясно представляя, кому приходится преподавать, мы сможем установить, зачем мы это делаем.
Здесь речь прежде всего идёт о психологических особенностях конкретного возраста, это и будет основной темой первой главы, но также необходимо учитывать ряд явлений, например, - региональные, национальные и этнокультурные особенности учащихся. Прослеживая опыт обучения китайскому языку, преподающих во многонациональных школах Пятигорска, можно столкнуться с проблемой недостаточного освоения русского языка детьми-представителями кавказской национальности, совсем недавно приехавших в русскоговорящий город из регионов, в семьях которых говорят на родном языке их народа. Нагрузка в виде написания иероглифов, заучивания правил грамматики, была для них слишком сложной. Зато с фонетикой у этих ребят не возникало таких трудностей, как у остальных, что объяснялось развитой в области некоторых звуков, например, аспирационных, системой речевого аппарата.
Тем не менее, социальные и региональные показатели всё же следует учитывать вторично, уже более детально подходя к вопросу реализации учебной программы. Эти показатели, как и условия, предоставляемые школой, различны для каждого региона Российской Федерации. Но есть то, что является общим для всех школ, и мы можем поговорить об этом сейчас. В первую очередь нам необходимо определить, с каким возрастом нам приходится работать, какими характеристиками наделены когнитивные способности учащихся на данном этапе взросления, с какими трудностями мы можем столкнуться и что выступает в качестве главных мотивов деятельности в этом возрасте. Эти выводы послужат основой для определения образовательной, развивающей и воспитательной целей, а также для поиска ответа на вопрос - как создать и постоянно поддерживать мотивацию учащихся к учебной деятельности.
В данной работе мы призваны раскрыть наиболее эффективные пути преподавания китайского языка как второго иностранного на начальном этапе, а значит, учебная программа должна быть ориентированна на средний школьный, или подростковый, возраст. Конечно, можно начать преподавать китайский язык и при переходе ребят в старшую школу - с десятого класса. Это соответствовало бы ряду задач, которые имеют место быть в обучающей деятельности с этим возрастом, например, вопросу профессиональной ориентации или интеллектуальной направленности взрослеющей личности. Но всё же, наиболее разумным и эффективным, было бы начать преподавать китайский язык ученикам пятого класса вместе со вступлением их в среднее звено. Здесь китайский язык позволяет удовлетворить более масштабный круг задач, оттого его актуальность для данного возраста повышается.
Это означает, что нам необходимо широко и подробно раскрыть психологические особенности учащихся, находящихся на подростковом этапе взросления. В частности, нас интересует конкретно начальная часть этого этапа.
В возрасте 11-12 лет, окончив начальную школу и приступив к обучению в среднем звене, ребёнок претерпевает существенные психологические и физические изменения, которые в наивысшей степени влияют на учебный процесс. Связано это прежде всего с ростом - организм ребенка развивается бурно и неравномерно, это касается не только опорно-двигательной системы, но и всех органов организма в целом. Внутренние изменения значительно сказываются на внешности, что может послужить зарождению комплексов при соответствующей реакции сверстников, или просто доставлять ребенку эмоциональный или физический дискомфорт.
Физический рост проявляется не только в преобразовании скелета и мускулатуры ребенка, но и в развитии систем жизнеобеспечивающих органов, из чего как следствие вытекает высокая амплитуда активности, не объясняемая внешними факторами - ребенок порой способен часами заниматься физической активностью и не чувствовать усталости, а иногда - наоборот - резко утомляться от незначительных нагрузок, но чаще всего связанных с работой интеллекта или умственной деятельностью.
Ребенок в возрасте 11-12 лет наблюдает возникновение вторичных половых признаков и преобразование своего тела соответственно гендерной принадлежности, характерное для пубертатного периода. Процесс социализации дополняется существенным психологическим явлением - маргинальностью, осознаваемой позицией ребенка на переходном этапе из детства во взрослую жизнь, а также отнесением себя к своей гендерной роли. Деятельность ребенка и его поведение стремится к соответствию гендерной роли и роли взрослого, и особенно последнее необходимо учитывать в педагогическом процессе.
Происходит смещение и определённая дифференциация интересов учащегося. Он всё больше и больше отождествляет себя с ролью члена какой-либо общности (класса, круга друзей и т. д.) и своим статусом в этой общности. Сознание ребенка всё более направляется на соответствие взрослой жизни, меньшую значимость для него представляет учебная деятельность и положение в семье.
Эти основные факторы проистекают вместе с такими составляющими психики ребенка, как:
• аффективная сфера (эмоции);
• когнитивная сфера (познавательные процессы);
• мотивационная сфера;
• самосознание (я-концепция).
Эти стороны психосоциальной активности ребенка взаимовлияют друг на друга, а также, испытывая воздействие реальности на себя, воздействуют и на поведение ребенка в реальных ситуациях. Рассмотрим эти показатели с точки зрения педагогики и установим, какие учебные цели и задачи наиболее актуальны для возраста с данными психологическими особенностями, и какими в высшей степени эффективными методами и способами мы можем вооружиться, чтобы добиться как можно более верного и качественного результата в достижении этих целей.
1.1.1 Я-концепция: самосознание и самооценка
В первую очередь стоит рассмотреть содержание личностного самосознания, так как данный возраст находится в процессе "поиска себя" и становления личности, на что осознанно или неосознанно для индивида влияет я-концпепция, стремительно развивающаяся и кардинально преобразующаяся в данной возрастной категории. Необходимо помнить, что одна из фундаментальных задач школьного образования состоит как раз в содействии развитию здоровой и социально адаптированной личности с набором определенных качеств и характерных черт, прокладывающих путь к самореализации в современном обществе и деятельности на его благо.
Сознание подростка направлено на познание мира, но в первую очередь, - через познание себя. Ребёнок склонен идеализировать собственные фантазии о семье, школе, даже целом мире, и не понимать, почему в реальности невозможно воплощение его идеала, когда это кажется ему в высшей степени логичным и простым. Идеалистическая направленность сознания формирует у подростка тягу к выдумыванию "вымышленного друга", что не только является попыткой избежать одиночества, но и одним из способов познать самого себя.
Самопознание подростка выполняет функцию адаптации к жизни в реальном мире. Межличностные отношения, взаимодействие в социуме наделяет ребенка определёнными ролями "сын", "друг", "школьник", "член футбольной команды" и т. д. В процессе реализации этих ролей ребёнок обобщает и осознаёт их, учитывая своё прошлое и проецируя, несомненно, в идеалистической форме, своё будущее, и приходит к осмыслению себя, к понимаю того, кто он такой. Более того, ребёнок не только понимает себя, как собирательный образ всех своих социальных ролей, но и может выразить словами своё знание о себе, своё отношение к себе и свою значимость в обществе. Так происходит психосоциальная самоиндентификация ребёнка. (Эриксон)
Коротко говоря, я-концепция подростка перестаёт быть фрагментарной и становится целостным неразрывным представлением индивида о самом себе, в значительной мере определяющим его мировоззрение, восприятие мира и поведенческие реакции.
Но осознанное желание познать мир и себя в этом возрастном периоде теряет свою силу (при неосознанной генетически обусловленной тяге к познанию и открытиям), уступая место более важному мотиву, определяющую поведение ребёнка, - желанию быть значимым. В самосознании центральную роль начинает играть самооценка.
В содержание самооценки ребёнка входит оценка собственной внешности, часто определяющаяся современными стандартами красоты и внешностью окружающих, оценка поведения и человеческих качеств, такие как доброта, честность, щедрость. Стоит заметить, что в последнее время с расширением влияния киноиндустрии и цифрового развлечения в виде компьютерных игр на личность, стремящееся к идеализации ребёнка сознание проецирует собирательный, а иногда, и конкретный образ героя мультфильмов, кино или компьютерных игр с набором определённых качеств, несоответствие которому также способно нанести ущерб формированию здоровой самооценки.
Некоторые ученые склоняются к версии, что самооценка - это новообразование данного возрастного периода. Это чаще всего связано с тем, что взрослея и функционируя в обществе, ребёнок начинает осознавать отделённость от семьи, переживает зарождение конфликта непонимания с родителями, а потому нуждается в принадлежности к другой социальной группе, ищет признания у сверстников. Он ставит перед собой задачу соответствовать членам группы, и в зависимости от признания даёт себе определённую оценку. Таким образом, к подростку уже применима, чего не скажешь о более раннем возрасте, теория "зеркального Я" Ч. Кули о влиянии признания других на отношение к самому себе.
Авторитет родителей для подростка приобретает всё меньшее и меньшее значение, но родительская поддержка оказывает мощное влияние на самооценку ребёнка. Чувствуя контроль и заботу со стороны родителей, ребёнок осознает, что может быть любим просто за то, что он есть, может быть значим просто потому, что его любят. Независимо от этого, у ребёнка вырабатывается способность к реакции и осмыслению родительской оценки и восприятию её, не как единственно верной, но как одной из возможных.
На первое место выходят отношения со сверстниками, а потому большее влияние на самооценку оказывает именно группа ровесников, в которой существует подросток. Низкий уровень психологической устойчивости может привести к завышению или занижению самооценки, что является одним из сильнейших факторов агрессивного поведения.
Необходимость влияния на формирование адекватной самооценки в учебном процессе видна достаточно чётко. Адекватная самооценка предполагает не только дальнейшее развитие в ребёнке таких качеств, как самоуверенность и самокритичность, но и в значительной мере влияет на успеваемость и отношение ребёнка к учёбе, а также - на его взаимодействия в социальной группе.
Педагогическая оценка прямо влияет на самооценку учащихся, о чём мы поговорим чуть позже. Но не только данный инструмент значим для ребенка. Отношение преподавателя, выражающееся в общении в ходе урока и в целом школьной деятельности, также применяет на себя правило зеркального «Я». Когда учитель общается с учеником, как со взрослым, проявляет к нему уважение и интерес, ученик уже более ответственно подходит к заданиям, серьезнее и сдержаннее ведёт себя в обществе, большее уважение проявляет к учителю. Иными словами, рассматривая ученика, как взрослого осознанного человека, мы действительно встречаем поведение взрослого осознанного человека. В противном же случае ребёнок отождествляет себя с ребёнком, которому не доверяют, как взрослому, мнение которого не учитывается, возможности которого ограничены, и ведет себя соответствующе. Школьная деятельность – это основная деятельность ребенка, и здесь он должен понимать, что вступает во взрослый мир, отчего должен уметь вести себя, как и взрослый.
Желание познания мира, перерастающее из неосознанного в осознанное, остается той потребностью, которую может и должен удовлетворить образовательный процесс. Наделяя ребенка знаниями, школа в значительной степени влияет на формирование мировоззрения и представление ребенка о мире, об обществе и о самом себе. В зависимости от своих представлений ребёнок начинает различать хорошее и плохое, делает выбор в разных жизненных ситуациях. Оттого каждый предмет должен носить не только информационный характер, но и моральную составляющую. В случае китайского языка содержательная часть каждого текста учебника для данной возрастной категории имеет полное право на меньшую направленность на страноведческий или бытовой аспект и резкий ориентир на раскрытие нравственных понятий и общечеловеческих ценностей.
1.1.2 Когнитивная сфера
Не менее кардинальные преобразования, наблюдаемые в развитии Я-концепции, происходят в когнитивной сфере психики подростка. Характер изменения познавательных процессов включает в себя два важных аспекта: так называемые количественные преобразования, проявляющиеся в ускорении и увеличении результативности в решении определённых задач; и изменения качественные, выражающиеся в смещении структуры познавательных процессов.
Ребёнок, закончивший начальную школу, в среднем звене сталкивается с рядом новых трудностей обучения, причиной которых служит растущее количество учебных предметов, их чёткая и кардинальная дифференциация. Вместе с этим подросток приобретает ряд новых когнитивных способностей, таких как умение оперировать гипотезами, делать собственные заключения, проверять что-либо на опыте, что свидетельствует о всё большем преобладании логического мышления над тем не менее продолжающем развиваться мышлением теоретическим. Такие преобразования определяют и подход ребёнка к учёбе: большое количество информации, предлагаемое объёмом предметов среднего звена, простым заучиванием ему не осилить, вследствие чего приходится всё чаще применять логику и анализ. Учёба и развитие взаимосвязаны как никогда в этом возрасте. Образовательный процесс усиливает и ускоряет развитие, динамика и качественная составляющая которого должна направлять и определять образовательный процесс.
Определяющим фактором в когнитивном прогрессе подросткогвого периода является объединение всех познавательных операций в целостную систему, функционирование которой определяет характер самостоятельного учебного процесса. В пятом классе ребёнок начинает осознавать, какие предметы привлекают его больше, чем остальные (обычно это характеризуется успеваемостью в этом предмете, а также образом педагога, его умением заинтересовать теорией и расположить к практике). Приходя домой, подросток сам устанавливает порядок подготовки домашнего задания к урокам, чаще всего отдавая преимущество письменным заданиям. То есть, мышление распространяется на умение оценивать собственные возможности и принять осознанное решение о том, в какой очередности и каким образом выполнить домашнее задание того или иного предмета.
Увеличение объема и сложности учебного материала, многообразие дисциплин погружает ребёнка в стрессовый для его мозга режим, в котором преобразуются его восприятие и память. Существенные изменения происходят в работе мнемических процессов. Если в более раннем возрасте, память играла центральную роль в функционировании мышления, именно она приводила в действие большинство психических процессов, то на данном этапе развития уже само мышление определяет активность и направленность действия памяти. Оценивая текст, который предстоит запомнить, а также объём и сложность домашних заданий по разным предметам в совокупности, подросток предпочитает упорному запоминанию с помощью "зубрёжки" вычленение из текста основной мысли, которую необходимо передать, понимание и собственное выражение этой мысли. Не зря очень часто педагог требует рассказать параграф учебника "своими словами". Таким образом, механическая память, присущая дошкольному и младшему школьному этапу развития, в подростковом возрасте уступает место логической памяти.
Также важно заметить, что теряет свою силу непроизвольное запоминание, а произвольное стремительно развивается и становится более эффективным и полезным для учебной деятельности, чем первое. (Леонтьев)
Многие подростки жалуются на проблемы с памятью и очень заинтересованы в улучшении её работы.
Творческая направленность некоторых учебных предметов, чтение книг, а также предметы гуманитарные, такие как история, литература и иностранные языки, способствуют развитию воображения и фантазии ребёнка. Эти психические процессы не только влияют на деятельность подростка, формируя желание заниматься творчеством, но и являются важным элементом сознания. Выше мы говорили о том, что способность фантазировать обеспечивает ребёнку возможность создать идеальный мир и вымышленных друзей, нужда в которых обуславливается неудовлетворением собственных желаний и обманом представлений о реальном мире и социуме.
Чтение, устная и письменная речь набирают соответствующие обороты в развитии. Воображение делает чтение более красочным, фантазия помогает ребёнку воспринимать чтение, как занимательный процесс, а логическое мышление делает его более глубоким и информативным. Конечно, современные цифровые технологии, внедрившиеся в жизнь подростка, в виде телевидения и интернета отбивают у современных детей тягу к чтению, устанавливая на первое место в списке его развлечений просмотр мультфильмов, кино, телепередач, несомненно, компьютерные игры и пользование различными интернет-ресурсами. Всё это в определённой мере вносит весомый вклад в развитие мыслительных процессов ребёнка вносит в его речь грамотность и интонационную окраску, делает его более осведомлённым в области культуры и разных наук (если смотреть с позитивной стороны, ведь некачественный контент не обеспечивает такого влияния), но, к сожалению, ухудшает работу воображения и фантазии. Потому к чтению рекомендуется приучать ребенка с детства, чтобы более современные источники информации не отбили у него желания читать.
Что касается речи ребёнка, то она приобретает существенное значение в его жизни. Подросток, на более ранней стадии развития перешедший к осознанности в речи, теперь начинает понимать основные её функции, состоящие в коммуникации и передачи информации. Также речь является элементом образа индивида, так как дети "нахватываются" сленговой и даже жаргонной лексики от членов своей социальной группы или у значимых сверстников. Само преобразование речи определяется преобразованием мышления в виде преобладания его логической составляющей над теоретической: и на письме, и в разговорной речи подросток способен не только пересказать полученную информацию, но и выразить собственное заключение, распространенно донести до преемника свои мысли и чувства.
Конечно, это касается речи на родном языке, ведь функционирующая до этого механическая память в её непроизвольной форме вбирает в себя то, что происходит вокруг подростка, а всё это происходит на языке его семьи и государства. Но, испытывая преобразования в действии мнемических механизмов и выдвижении на первый план логической памяти, а также рост продуктивности памяти произвольной в сравнении с непроизвольной, подросток становится более восприимчив к пониманию иностранного языка.
Такое стремительное и всестороннее развитие познавательных процессов позволяет педагогу использовать широкий спектр педагогических приёмов, содействующих этому развитию, способов передачи знаний и методик преподавания определенной дисциплины в процессе урока. Преподаватель, составитель учебной программы и методики обучения должны учитывать, что не только динамика развития когнитивной сферы психики подростка позволяет ему быстрее освоить предмет, но и процесс освоения предметом, каждый урок должен включать в себя задания, подстёгивающие и подкрепляющие эту динамику. Образовательный процесс не должен состоять из сухого овладения знаниями, но должен качественно влиять на умственное развитие ребенка – на развитие его памяти, мнемических процессов, мышления и интеллекта.
1.1.3 Аффективная сфера
Что касается эмоциональной составляющей психики ребенка, о ней можно сказать, что она обретает всё более сдержанный, подвластный личностному контролю и социально-адаптированный характер. Ребёнок теперь не только умеет скрывать и сдерживать большинство своих чувств, но и осознаёт, когда это необходимо, а когда необязательно. Таким образом, подросток обретает способность влиять на выражение и невыражение своих эмоций, при том, что и сами эмоции в значительной степени влияют на него.
Кризис подросткового возраста характеризуется скачкообразным настроением, экспрессивными эмоциональными реакциями на внешние обстоятельства и события. Несмотря на это, на данном этапе развития ребёнок становится способным на более глубокие и менее шаткие чувства. Иными словами, редкие проявления любви, дружбы, симпатии и т. д. становятся более постоянными, полными и объяснимыми со стороны ребенка. Эти чувства представляют собой новообразования подросткового возраста. Ребёнок постепенно осознает их и может выразить словами.
В данном возрасте эмоции – наиболее ярко проявляющиеся и в высокой степени ясно осознаваемые психические процессы, проистекающие в сознании подростка. Оттого эмоции наиболее тонкая и опасная сфера внутренней жизни ребенка. Они резко меняют физическое и душевное состояние, обновляются, обретая разный характер в разных ситуациях. Сильная эмоция способна подтолкнуть подростка на необдуманные поступки. Страх неопределённости и даже страх смерти ещё не останавливают его в жизненных ситуациях. Он склонен быстро загораться интересом к чему-либо и так же быстро утрачивать этот интерес. Легко воспламеняющиеся чувства, бурлящие в нём, способны с кратчайший срок перевести подростка в состояние апатии и безразличия. Подростковый комплекс эмоциональности, выраженный в резких сменах настроения, чаще всего не имеющих на то значительных внешних причин, а также в сочетании противоречащих друг другу качеств, заставляют ребенка переживать действительно не подчиняемую эмоциональную качку, с которой он только учится совладать.
Деятельность ребёнка связана с постоянным общением с ровесниками, в частности - с одноклассниками. Нездоровая атмосфера в классе оказывает острое воздействие на эмоциональную жизнь ребёнка, что естественно влечёт за собой низкую успеваемость и, что хуже, агрессивное поведение в результате неправильной социализации. Оттого учителю необходимо поддерживать в классе комфортную для каждого ученика обстановку, располагающую к учебной деятельности, воспитывать у учащихся понятия дружбы и взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества. Это намного более первостепенная задача, чем обеспечить ребёнка знаниями того или иного предмета, не реализуя посредством преподавания воспитательной деятельности. Ребёнок в этом возрасте наиболее эмоционально восприимчив, эмоции воздействуют на формирование у ребёнка понятий о действительности и об отношениях в социуме. Сильное впечатление от художественного произведения, тронувшего его сердце, может воздействовать на создание в его голове образа дружбы, чести, доброте, любви и сострадании. Столкнувшись впервые с предательством, обидой, унижением или же просто непринятием, испытывая острые неприятные эмоции, ребёнок может обозлиться, причём несмотря на быстрое потухание эмоции, выработанная в стрессовой ситуаций программа поведения вполне способна остаться единственной из возможных для ребёнка, особенно если неприятные эмоции настигают его и в школе, и дома и являются неоднократными.
Как бы ни умел ребёнок контролировать свои эмоции, их влияние на него остаётся несомненным. Важно помнить, что эмоции теперь влияют не только на поведенческую сторону жизни ребенка, но и на формирование взглядов на жизнь и даже ценностных ориентиров. Автору методики преподавания и самому преподавателю китайского языка стоит понимать, что урок должен влиять на эмоции ученика – например, удивлять его, преподнося неожиданную информацию, заставлять смеяться посредством выполнения творческих упражнений или испытывать другие эмоции, работая с текстами. Ведя урок с данным возрастом, не так трудно пробудить в учениках эмоции, и это будет большим помощником, во-первых, в запоминании и освоении урока, во-вторых, во влиянии на мировоззрение и систему ценностей, формирующихся у подростка.
1.1.4 Мотивационная сфера
Переход из начального звена в среднее, как жизненный этап, осознание отделенности от родителей, как психологическая ситуация, продолжение развития психических процессов, воздействующее на организм и сознание ребёнка, - всё это способствует появлению новых мотивов деятельности подростка и искоренению старых (Л. С. Выготский). Но не только изменения содержания происходят в мотивационной сфере психики на данном этапе взросления. Важно помнить то, что в этом возрасте мотивы детей становятся более обоснованными и более статичными, нежели в младшем школьном возрасте. Также мотивы начинают представлять собой не просто хаотичную систему осознанных и неосознанных потребностей и интересов, а стойкую сложную структуру, где главные, основные мотивы деятельности влияют на формирование и существование менее значимых и глобальных интересов.
В этом возрасте ребенок утрачивает интерес к взрослому миру и всё более направляет своё внимание на взаимодействия с ровесниками. Потому влияние взрослых утрачивает свою силу на подростка, и мотивы деятельности, внушаемые ранее родителями и учителями, истощаются, уходят на задний план. Здесь важно понимать, что не всегда новые мотивы противоположны или хотя существенно отличаются от мотивов младшего школьного возраста, но самое главное, что теперь мотивация становится более осознанным аспектом. Индивид сам выбирает, к чему ему стремиться, иногда отдавая себе в этом отчёт, а иногда нет, и уже отталкиваясь от этого, выстраивает программу своей деятельности.
Основным мотивом подростка выступает желание быть значимым для сверстников. Существуя в определённой социальной среде одноклассников, среди которых вполне допустимо одиночество подростка (борьба с которым также становится задачей для педагога), ребёнок испытывает тягу к получению признания среди ровесников. Чаще всего это мотив скрытый, тот, который ребёнок не может объяснить словами. Чувствуя отделение от родителей, переживая кризис взросления, индивид испытывает аффилиативную потребность в принадлежности к какой-либо социальной группе. Для него нормально то, что он не может проводить время один, всё время нуждается в обществе своих ровесников, общение с которыми теперь становится более глубоким и информативным, дети начинают понимать, что такое «общие интересы», осознают взаимопонимание друг друга. Потому подросток хочет чувствовать своё единение с ровесниками, более того, - уважение и любовь с их стороны, ведь и сам он уже начинает испытывать эти чувства.
Желание быть значимым среди сверстников определяет все остальные ветви мотивационной системы и существенно координирует деятельность подростка. Теперь для него является истинным и единственно верным то, что истинно и единственно верно для его окружения, что подкрепляет непонимание с родителями, особенно если вторые не принимают тенденцию взрослости и стремления к самостоятельности своего ребёнка, продолжая относиться к нему, как к маленькому. Подросток рассматривает авторитет учителя, только если класс в целом принимает этот авторитет, но, тем не менее, учитель в школе остается значимым взрослым, и значимость его растёт в зависимости от отношения с каждым конкретным ребёнком и классом в целом.
Так как познавательные мотивы также уступают место желанию быть значимым среди сверстников, учебный процесс теперь не представляет сильного интереса для ребёнка, а иногда и в связи с прыгающим тонусом и повышенной утомляемостью от умственных нагрузок – учебный процесс становится неприятен подростку. Тем не менее, мотивы учебной деятельности продолжают оказывать своё влияние на индивида, хоть и изменив свою форму. Хорошие отношения с родителями, авторитет уважаемого педагога могут существенно подкрепить желание хорошо учиться. Но даже и при отсутствии этих факторов учебный процесс, оставаясь самой главной деятельностью ребенка, не теряет своей актуальности. Отвечая на уроках, зарабатывая хорошие оценки, получая одобрение и поощрение со стороны учителей и школьного руководства за научную деятельность, а также деятельность внеурочную – спортивную, творческую, волонтёрскую, ребёнок так же удовлетворяет свою потребность в самоутверждении перед лицом сверстников.
Следует заметить, что с распространением активности детей в социальных сетях круг общения или влияния сверстниками на подростка расширяется до огромных масштабов, и значимым ровесником может быть не только одноклассник или знакомый по школе ученик, но так же и интернет-пользователь с широкой подростковой аудиторией. Любой подросток сам может стать этим популярным интернет-пользователем. Это представляет собой некую опасную ситуацию, ведь потребность в признании в данном случае перерастает в потребность в популярности, неудовлетворение которой толкает ребёнка на безумные поступки. Как говорилось выше, основные страхи, останавливающие человека перед необдуманными бессмысленными действиями, не раскрылись явно в сознании подростка, а потому они не оказывают притормаживающего эффекта на него. И потому ради значимости подросток готов «выкинуть» что угодно, его расшатанное поведение способно принять любые демонстративные, гиперактивные и даже агрессивные формы, что очень вредит образовательному и воспитательному процессу, идёт вразрез с педагогической целью формирования здоровой социально адаптированной личности.
Такая система мотивационной сферы психики подростка предлагает следующие действия в осуществлении педагогической деятельности: во-первых, всё предельно просто – если ребёнок хочет быть значимым, нужно дать ему быть значимым. И именно в школе, его постоянной социальной среде. Как упоминалось выше, соответствие поведения ребенка отношению к нему учителя очевидно, оттого педагог обязан общаться с учеником, как со взрослым, доверять ему и рассматривать его, как ответственного, самостоятельного, способного на взрослые поступки индивида. Конечно, в некоторых случаях, это могло бы быть опрометчиво, но даже здесь нужно создавать видимость такого отношения. Именно в школе, именно благодаря школе подросток должен удовлетворить потребность в признании, потому что тогда его неудовлетворенное желание будет искать своего исполнения в других сферах, что может повлечь за собой то поведение, о котором говорилось выше. Чтобы этого добиться, мало поставить ребёнка в ситуацию успеха. Во-вторых, каждый классный руководитель и учитель-предметник обязан поддерживать здоровую обстановку в классе, где каждый ученик способен почувствовать уважение со стороны одноклассников и так же проявлять уважение к ним. Учитель должен прививать общечеловеческие ценности своим ученикам, благодаря чему мотивационная система в дальнейшем будет подвластна ориентирам морали и нравственности.
Вывод
Подводя итоги анализа психологических особенностей подросткового возраста, можно установить следующее. Внешние и внутренние факторы прямо и косвенно воздействуют на психику ребенка, которая в свою очередь определяет мотивы его деятельности и поведенческие реакции. Основным мотивом деятельности ребёнка выступает потребность в самоутверждении в лице своего окружения. Этот мотив влияет на все сферы жизни подростка.
Эмоциональная жизнь ребёнка скачкообразна, аффективная сфера его психики достаточно тонка и трудно подчиняема. Ребёнок способен контролировать и описывать свои эмоции, но ещё не умеет управлять ими и понимать их быстротечность. Каждая эмоция проявляется в его сознании ярко и глубоко и скоро затухает. И подросток подвластен эмоциям, под их влиянием он готов принять опрометчивые решения, совершить необдуманные поступки. В то же время эмоции непосредственно действуют на его запоминание, накопление того или иного жизненного опыта. Более того, в средней школе ребёнок приходит к глубоким и постоянным чувствам.
Психические процессы бурно развиваются, когнитивные способности ребёнка переживают этап перехода с приоритета теоретических функций на приоритет функций практических. Ребёнок всё чаще самостоятельно принимает решения, его действия становятся осознанными и обоснованными: он способен оценить опыт прошлых действий и построить схему будущего результата. Когнитивные способности развиваются стремительно и объёмно, в педагогическом процессе важно не упустить возможность посодействовать этому развитию в полной мере.
Со стороны педагогической деятельности и в целом образовательного процесса главной задачей выступает создание для ученика такой среды существования, такой атмосферы в классе и школе, в которой его социальные потребности будут в полной мере удовлетворены обязательно в ходе урочной и внеурочной деятельности, а эмоции станут спутником, а не противником образовательного и воспитательного процесса. Ребёнок, как и он желает того в этом возрасте, должен чувствовать себя взрослым человеком, членом современного общества, осознающим, что взрослость – это прежде всего умение нести ответственность за свои поступки и самостоятельно выполнять доверенные ему задачи, даже если эти задачи трудны и не представляют для него особого интереса. Ребенок должен приучаться к дисциплине и самодисциплине, но при этом не чувствовать себя ограниченным в творчестве и выражении собственного мнения. Образовательный процесс должен развивать умственные способности подростка, во всём их разнообразии, делать его ум гибким и хватким. Также школе необходимо дать нравственное воспитание ученику, привить ему общечеловеческие ценности и преподать пример достойного поведения индивидуума в современном обществе. Всё это способствует формированию здоровой и социально адаптированной личности, к чему и стремится образовательный процесс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.