Особенности внедрения современных методов работы в технологическом образовании учащихся с интеллектуальными нарушениями.

  • docx
  • 21.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Особенности внедрения современных методов работы..docx

 «Особенности внедрение современных методов работы

в технологическом образовании учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по направлению: «Швейное дело».

1.     Актуальность.

Модернизация российского образования требует поиска новых эффективных форм и методов обучения. Теперь главная задача преподавателя - не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность.

Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают повысить познавательную активность учащихся, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.

2.     Кейс-технология  современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации. 

 

Отличительной особенностью кейс-метода от проблемной ситуации является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

Кейс технология не предлагает обучающимся проблему в открытом виде.  Участникам образовательного процесса необходимо вычленить данную проблему из той информации, которая содержится в описании кейса, предложить решения и найти выход.

Термин «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает  набор специально разработанных учебно-методических материалов,  выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.

 

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при обучении.

 

3.     Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:

 

-индивидуальная работа обучаемых с материалами кейса;

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

 

4.     Основное преимущество кейс - технологии – возможность его использования дистанционно. Многим обучающимся необходим индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый способен работать в коллективе на начальном этапе.

 

В этом случае следует использовать:

-возможность работы с материалом,

-звуковое сопровождение материала;

-наличие наглядности: красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, и т.д.;

И только лишь впоследствии, после персональной подготовки, обучающийся с индивидуальным темпом обучения может влиться в малую группу с подачей  своей разработанной идеи.

 

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, устного выступления и так далее.

 

При использовании кейс – технологий у детей происходит:

·        Развитие навыков анализа и критического мышления;

·        Соединение теории и практики;

·        Представление примеров принимаемых решений;

·        Демонстрация различных позиций и точек зрения;

·        Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Кроме того, дети:

·        Получают коммуникативные навыки;

·        Развивают презентационные умения;

·        Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

·        Приобретают экспертные умения и навыки;

·        Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;

·        Изменяют мотивацию к обучению.

Кейс-технология относится к социальным технологиям, поэтому обеспечивает:

1) психологический комфорт (отсутствие страха, возможность обсуждения темы-проблемы в команде);

2) социализацию обучающихся (у учащихся развивается коммуникативная компетенция);

3)   деятельностный подход (дети создают собственный продукт, решив проблемную ситуацию);

4)   развитие разного рода компетенций (когнитивная, информационная и социальная компетенции, которые обеспечивают полноценное становление всесторонне развитой личности);

5) готовность учащихся к работе в команде в будущей профессиональной деятельности и решать неординарные задачи.

 

Плюсы и минусы работы:

 

Выявились и ограничения на использование кейс - технологии:

она неэффективна в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей решения, отсутствия избыточной информации с целью отбора необходимой; она бесполезна в начале учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, так как требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся, зону ближайшего развития.

 

Выявились положительные стороны кейс - технологии:

-ученик видит весь объем материала, который необходим по данной теме;

-предполагаются задания по отработке только ранее изученного материала;

-даже в случае пропуска занятий учащийся видит неосвоенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;

-к концу учебного года накапливается полный набор учебно-методических материалов (кейс), который он может использовать для  повторения и подготовки к аттестации;

-каждый учащийся осваивает теорию, практику, выполняет самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат своего труда, хотя этот результат  приходит не сразу, а через определенное время.

 

Ценность этой технологии очевидна, так как она охватывает три  главные цели обучения: образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную.

 Повышение у обучающихся мотивации и интереса к изучению предмета, стимулирование их коммуникативной активности, развитие навыков и умений самостоятельной работы, креативного мышления, более широкие для педагога возможности изучения индивидуальных особенностей каждого ученика и др.