«Особенности внедрение современных методов работы
в технологическом образовании учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по направлению: «Швейное дело».
1. Актуальность.
Модернизация российского образования требует поиска новых эффективных форм и методов обучения. Теперь главная задача преподавателя - не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность.
Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают повысить познавательную активность учащихся, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.
2. Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации.
Отличительной особенностью кейс-метода от проблемной ситуации является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Кейс технология не предлагает обучающимся проблему в открытом виде. Участникам образовательного процесса необходимо вычленить данную проблему из той информации, которая содержится в описании кейса, предложить решения и найти выход.
Термин «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает набор специально разработанных учебно-методических материалов, выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при обучении.
3. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:
-индивидуальная работа обучаемых с материалами кейса;
-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
4. Основное преимущество кейс - технологии – возможность его использования дистанционно. Многим обучающимся необходим индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый способен работать в коллективе на начальном этапе.
В этом случае следует использовать:
-возможность работы с материалом,
-звуковое сопровождение материала;
-наличие наглядности: красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, и т.д.;
И только лишь впоследствии, после персональной подготовки, обучающийся с индивидуальным темпом обучения может влиться в малую группу с подачей своей разработанной идеи.
Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, устного выступления и так далее.
При использовании кейс – технологий у детей происходит:
· Развитие навыков анализа и критического мышления;
· Соединение теории и практики;
· Представление примеров принимаемых решений;
· Демонстрация различных позиций и точек зрения;
· Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Кроме того, дети:
· Получают коммуникативные навыки;
· Развивают презентационные умения;
· Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
· Приобретают экспертные умения и навыки;
· Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
· Изменяют мотивацию к обучению.
Кейс-технология относится к социальным технологиям, поэтому обеспечивает:
1) психологический комфорт (отсутствие страха, возможность обсуждения темы-проблемы в команде);
2) социализацию обучающихся (у учащихся развивается коммуникативная компетенция);
3) деятельностный подход (дети создают собственный продукт, решив проблемную ситуацию);
4) развитие разного рода компетенций (когнитивная, информационная и социальная компетенции, которые обеспечивают полноценное становление всесторонне развитой личности);
5) готовность учащихся к работе в команде в будущей профессиональной деятельности и решать неординарные задачи.
Плюсы и минусы работы:
Выявились и ограничения на использование кейс - технологии:
она неэффективна в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей решения, отсутствия избыточной информации с целью отбора необходимой; она бесполезна в начале учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, так как требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся, зону ближайшего развития.
Выявились положительные стороны кейс - технологии:
-ученик видит весь объем материала, который необходим по данной теме;
-предполагаются задания по отработке только ранее изученного материала;
-даже в случае пропуска занятий учащийся видит неосвоенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;
-к концу учебного года накапливается полный набор учебно-методических материалов (кейс), который он может использовать для повторения и подготовки к аттестации;
-каждый учащийся осваивает теорию, практику, выполняет самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат своего труда, хотя этот результат приходит не сразу, а через определенное время.
Ценность этой технологии очевидна, так как она охватывает три главные цели обучения: образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную.
Повышение у обучающихся мотивации и интереса к изучению предмета, стимулирование их коммуникативной активности, развитие навыков и умений самостоятельной работы, креативного мышления, более широкие для педагога возможности изучения индивидуальных особенностей каждого ученика и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.