«Особенности внимания у детей с задержкой психического развития»
Внимание — это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект.
Выделяют два вида внимания:
1. Произвольное (активное)- выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.
2. Непроизвольное внимание (Непреднамеренное, пассивное) – этот психический процесс возникает непреднамеренно, без волевых усилий и независимо от сознания человека.
Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек " входит" в работу: интересным и значимым становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.
Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Оно является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной.
Выделяют три формы проявления внимания:
- сенсорное (перцептивное);
- интеллектуальное (мыслительное);
- моторное (двигательное).
Характеристики внимания:
-устойчивость;
- концентрация;
- переключаемость;
- распределение;
- объем.
Устойчивость внимания – это способность долгое время сохранять внимание, на какой – либо деятельности или объекте, не ослабляя его.
Концентрация внимания - удержание внимания на каком-либо объекте.
Переключаемость внимания – это способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Переключаемость внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой.
Распределение внимания – это способность рассредоточить внимание
на нескольких разнородных объектах сразу.
Область распределения внимания может сужаться при переутомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания. Исходя из этого предположения, можно сказать, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния человека.
Объем внимания – это количество объектов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. Одновременно можно охватить примерно 7 объектов. Объём внимания может быть либо узким, либо широким.
В детском возрасте внимание проходит множество последовательных этапов:
В первые недели и месяцы жизни у ребенка появляется ориентировочный рефлекс. Это врождённый признак непроизвольного внимания.
К концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность, как средство будущего развития произвольного внимания.
В начале второго года жизни появляются зачатки произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет.
Во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания.
В 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
В 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
В 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;
В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
- расширяется объем внимания;
- возрастает устойчивость внимания;
- формируется произвольное внимание.
Для своевременного развития у детей определенных качеств внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способности управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения.
Нарушения внимания.
Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
К нарушениям внимания относятся:
- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;
- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Виды нарушений внимания:
1.Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость, бывает внешней и внутренней. Под влиянием раздражителей, возникает внешняя отвлекаемость, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.
2.Рассеянность внимания -это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Причины рассеянного внимания:
1.умственное и физическое переутомление
2. наличие тяжелых переживаний, травм
3. ухудшение состояния здоровья
4.ослабленное состояние нервной системы (неврастения)
5. эмоциональная перегрузка
6. нарушения режима труда и отдыха
3.Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
4.Сужение объема внимания
5.Неустойчивость внимания (Низкая концентрация внимания) - неспособность сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.
У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания.
Внимание характеризуется неустойчивостью, рассеянностью, затруднениями в его переключении и распределении. Детям с задержкой психического развития трудно собрать, сконцентрировать своё внимание.
Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей наиболее высокая работоспособность и максимальное напряжение внимания обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются неравномерная работоспособность и периодические колебания внимания на протяжении всего выполнения задания.
Исследователи детей с ЗПР отмечают следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:
1. низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость;
2. чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;
3. «неселективное» (неизбирательное) внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;
4. частая переключаемость внимания (спонтанная реакция детей на внешние раздражители);
5. инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой;
6. Повышенная истощаемость произвольного внимания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.