Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Оценка 4.8

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

Оценка 4.8
docx
20.09.2023
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
внимание.docx

«Особенности внимания у детей с задержкой психического развития»

Внимание — это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект.

Выделяют два вида внимания:

1. Произвольное (активное)- выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.

2. Непроизвольное внимание (Непреднамеренное, пассивное) – этот психический процесс возникает непреднамеренно, без волевых усилий и независимо от сознания человека.

Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек " входит" в работу: интересным и значимым становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий. 

Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Оно является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной.

Выделяют три формы проявления внимания: 

- сенсорное (перцептивное);

- интеллектуальное (мыслительное);

- моторное (двигательное).

Характеристики внимания:

-устойчивость;

- концентрация;

- переключаемость;

- распределение;

 - объем.

          Устойчивость внимания – это способность долгое время сохранять внимание, на какой – либо деятельности или объекте, не ослабляя его.

           Концентрация внимания - удержание внимания на каком-либо объекте.

           Переключаемость внимания – это способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Переключаемость внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой.

       Распределение внимания – это способность рассредоточить внимание

на нескольких разнородных объектах сразу.

Область распределения внимания может сужаться при переутомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания. Исходя из этого предположения, можно сказать, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния человека.

         Объем внимания – это количество объектов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. Одновременно можно охватить примерно 7 объектов. Объём внимания может быть либо узким, либо широким.

В детском возрасте внимание проходит множество последовательных этапов:

В первые недели и месяцы жизни у ребенка появляется ориентировочный рефлекс. Это врождённый признак непроизвольного внимания.

 К концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность, как средство будущего развития произвольного внимания.

        В начале второго года жизни появляются зачатки произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет.

        Во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания.

 В 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

В 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

В 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;

          В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

-  расширяется объем внимания;

-  возрастает устойчивость внимания;

-  формируется произвольное внимание.

Для своевременного развития у детей определенных качеств внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способности управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения.

Нарушения внимания.

Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

К нарушениям внимания относятся:

- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;

- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;

- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Виды нарушений внимания:                                                   

1.Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость, бывает внешней и внутренней. Под влиянием раздражителей, возникает внешняя отвлекаемость, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.

2.Рассеянность внимания -это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.

Причины рассеянного внимания:

1.умственное и физическое переутомление

2. наличие тяжелых переживаний, травм

3. ухудшение состояния здоровья

4.ослабленное состояние нервной системы (неврастения)

5. эмоциональная перегрузка

6. нарушения режима труда и отдыха

 

3.Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

4.Сужение объема внимания

            5.Неустойчивость внимания (Низкая концентрация внимания) - неспособность сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.

У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания.

Внимание характеризуется неустойчивостью, рассеянностью, затруднениями в его переключении и распределении. Детям с задержкой психического развития трудно собрать, сконцентрировать своё внимание.

         

Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей наиболее высокая работоспособность и максимальное напряжение внимания  обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются неравномерная работоспособность и периодические колебания внимания на протяжении всего выполнения задания.

Исследователи детей с ЗПР отмечают следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:

1.                  низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость;

2.                  чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;

3.                  «неселективное» (неизбирательное) внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;

4.                  частая переключаемость внимания (спонтанная реакция детей на внешние раздражители);

5.                   инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой;

6.                  Повышенная истощаемость произвольного внимания.


 

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития»

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития»

Во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания

Во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания

У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания

У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2023