Особенности воспитания современных школьников
Оценка 4.6

Особенности воспитания современных школьников

Оценка 4.6
Лекции +2
docx
Междисциплинарный 3
6 кл—9 кл
21.09.2020
Особенности воспитания современных школьников
В современных условиях проблема терпимости стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют негативный жизненный опыт. Неблагополучие семей, где, прежде всего, начинается воспитание ребенка, предопределяет уровень развития его толерантности. Круг общения и неустроенность быта приводят к нетерпимости учащихся ко всему. Агрессивность, насмешки детей наблюдаются не только на переменах, но и на уроках. Таким образом, дети в школе попадают в группу риска толерантности: в силу общих проблем культуры и образования нашей страны, и неблагополучия той среды, в которой они выросли. Поэтому воспитание терпимости – одна из важнейших задач современной школы.
Особенности воспитания современных школьников.docx

Буданцев Артём Александрович

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла»

Особенности воспитания современных школьников

       Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуется как общество повышенной агрессивности. Фильмы, программы, компьютерные игры – все то, что окружает современных детей и заполняет их досуг, – пропитано агрессией. И это стало нормой. Подростки предпочитают вместо чтения книг играть в компьютерные игры, вместо посещения театра – смотреть боевик, вместо спортивных игр – участвовать в группировках. Это их выбор. Обязательным осталось только посещение школы, где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов. Именно в школе необходима терпимость по отношению друг к другу, несмотря на цвет кожи, социальное положение, разность точек зрения. Ведь именно школа является тем специальным институтом, в котором формируется личность ребенка на огромном и важном возрастном отрезке жизни человека.

       В современных условиях проблема терпимости стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют негативный жизненный опыт. Неблагополучие семей, где, прежде всего, начинается воспитание ребенка, предопределяет уровень развития его толерантности. Круг общения и неустроенность быта приводят к нетерпимости учащихся ко всему. Агрессивность, насмешки детей наблюдаются не только на переменах, но и на уроках. Таким образом, дети в школе попадают в группу риска толерантности: в силу общих проблем культуры и образования нашей страны, и неблагополучия той среды, в которой они выросли. Поэтому воспитание терпимости – одна из важнейших задач современной школы.

       Обучение навыкам самостоятельной взрослой жизни невозможно без таких понятий, как терпимость, понимание, принятие чужой точки зрения. Нужно всё время пытаться понять другого человека, его установки, ценности, всё то, что ему дорого. Это настроенность на понимание и диалог с другим человеком, взаимное изменение позиций в ходе такого диалога. Поэтому необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Воспитать толерантность мгновенно абсолютно невозможно. Толерантность влечёт за собой иную жизненную философию, иные способы управления, иные установки, которые, по сути, приводят к действительной.

       На уроках гуманитарного цикла, таких как история и обществознание, где основной формой работы является диалог учителя и учеников, школьники учатся излагать свои мысли и слушать собеседника, владеть навыками работы в группе и различными социальными ролями в коллективе, знать способы взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, быть эмоционально устойчивыми в общении и лояльными к различным точкам зрения по исследуемому вопросу.

       Важным вопросом является роль и позиция педагога в процессе такой совместной деятельности. Учитель может выступать только с позиции соучастия и сотрудничества. Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность воспитанника. Собственные коммуникативные и организационные навыки учителя подвергаются значительной нагрузке и проверке. Чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, учителя должны понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения: позитивное влияние похвалы, улыбки и негативное влияние хмурого взгляда. Поэтому ля обучающихся средних и старших классов мы организовываем учебное пространство: моделируем встречи с представителями иных культур в привлекательной форме; искусственно создаем проблемные ситуации для выявления возможных противоречий в отношениях с людьми, чтобы преодолеть подростковые предубеждения и стереотипы; поддерживаем в детском коллективе атмосферу взаимопринятия, уважения; оказываем помощь учащимся в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свои и чужие точки зрения; проявляем в общении с детьми доброжелательность, терпение, уважение; акцентируем внимание на ценности человеческого достоинства, неприкосновенности каждой личности, правах и обязанностях человека в обществе.

       Наиболее полно эти педагогические задачи решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов, приоритетной целью которых является социализация личности ребенка. Эти предметы интегрируют социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему. История знакомит учащихся с  культурой и бытом других народов, непохожестью друг на друга их исторического пути, на конкретных примерах демонстрируя потенциал человеческой солидарности в решении мировых проблем. Подростки и молодые люди, которые только начинают осознавать свою гражданскую ответственность, именно из истории и обществознания получают фактически все знания о проявлениях любой нетерпимости, результатами которых стали насилие и страдания в таких масштабах, что стало препятствовать развитию культуры и общества всего мира. На уроках обществознания учащиеся получают возможность решать ситуативные задачи, в том числе, на основе анализа действительности и собственного социального опыта; овладеть навыками моделирования и прогнозирования, различных этико-правовых ситуаций; выражать гражданскую позицию по актуальным проблемам современности.

       Мы стараемся обеспечить для современного подростка социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит в том, что, участвуя в ней, ребенок фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди сверстников и взрослых. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества. Социально признаваемая деятельность – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и другие – имеет жесткие объективные условия, определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль. Поэтому в воспитательной работе мы опираемся на индивидуальные особенности детей, преодолевая определенный разрыв между фронтальной работой с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к конкретному подростку.

       Однако формировать адекватную позицию по отношению к чужому мнению довольно сложно. Этот процесс длительный и результатов можно добиться лишь при условии понимания идей и установок со стороны взрослых. Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по её результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности ребёнка. Узнать об изменениях в личности подростка, в характере его отношений к различным идеям и точкам зрения, к людям, непохожим на него самого, помогают различные способы: наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием учащихся в ходе научных дискуссий, групповой рефлексии или анализ индивидуальных работ, а так же беседы, анкетирование, тестирование. По полученным данным становится ясно, что актуализируются морально-нравственные потребности и мотивы и развиваются нравственно-волевые качества детей. В практической деятельности учим школьников, руководствоваться моральными нормами и реализовать в поступках принятые нравственные ценности. Наша задача помочь им самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере человеческих отношений.

     Главный результат нашей воспитательной работы – появление у детей деятельной коллективной устремленности к нравственной цели, выработка этических суждений и убеждений, единство оценок и воззрений, рождение нравственного общественного мнения.


 

Буданцев Артём Александрович учитель физической культуры

Буданцев Артём Александрович учитель физической культуры

На уроках гуманитарного цикла, таких как история и обществознание, где основной формой работы является диалог учителя и учеников, школьники учатся излагать свои мысли и слушать…

На уроках гуманитарного цикла, таких как история и обществознание, где основной формой работы является диалог учителя и учеников, школьники учатся излагать свои мысли и слушать…

На уроках обществознания учащиеся получают возможность решать ситуативные задачи, в том числе, на основе анализа действительности и собственного социального опыта; овладеть навыками моделирования и прогнозирования,…

На уроках обществознания учащиеся получают возможность решать ситуативные задачи, в том числе, на основе анализа действительности и собственного социального опыта; овладеть навыками моделирования и прогнозирования,…

Главный результат нашей воспитательной работы – появление у детей деятельной коллективной устремленности к нравственной цели, выработка этических суждений и убеждений, единство оценок и воззрений, рождение…

Главный результат нашей воспитательной работы – появление у детей деятельной коллективной устремленности к нравственной цели, выработка этических суждений и убеждений, единство оценок и воззрений, рождение…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020