Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»
Оценка 4.9

Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

Оценка 4.9
docx
25.11.2021
Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»
1.docx

Задания для дистанционного обучения.

Профессия:

№ группы:

Педагог:

Учебная дисциплина:

Да.

Количество часов: 2

Тема: Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

2. В тетради запишите число, тему урока,  напишите конспект по данному материалу, ответьте на вопросы.

За выполнение всех заданий вы получаете оценку

История создания и постановки пьесы

Пьеса "На дне", написанная в 1902 году, была сразу поставлена на сцене МХАТа, переведена на многие европейские языки, спектакли шли не только в Европе, но и в Японии. В 1998 году во Франции прошёл спектакль "На дне", поставленный режиссёром, а актёрами стали люди дна. Спектакль готовили год. Во времена Горького успех спектакля был вызван тем, что она ставила остро не только социальные проблемы, актуальные для России, но и философские, главная из которых - о сущности человека, о его назначении. Б. Бялик в книге ""На дне" как философская драма", 1977 писал: "В начале 900-х годов голод в деревне совпал с жесточайшим промышленным кризисом. На краю голодной смерти оказалось около 30 миллионов крестьян. Потомки голодных хлынули в города, они были встречены полицейскими кордонами. Безработных из городов отправляли в деревни, обрекая их на верную голодную смерть. "Дно" стало реальной угрозой почти для половины населения России. Люди переполняли ночлежки, трущобы, подвалы. Говорить о людях "дна" в официальной печати было очень трудно, о них сообщали только нелегальные издания. Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: «Затеял еще одну пьесу. Босяцкую. Действующих лиц человек двадцать. Очень любопытно, что выйдет!» Пьеса «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. По словам Горького, пьеса появилась в результате двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к которым он относил «… не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, оскорбленных и униженных неудачами в жизни». Как указывал сам писатель, он наблюдал прототипов своих героев в Нижнем Новгороде: артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера: Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя; образ Насти во многом заимствован из рассказов Клавдии Гросс. Постановка пьес Горького была запрещена. Чтобы поставить «На дне», необходимо было ходатайство театрального общества или местного губернатора. «Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрипя сердце делать уступки и, в конце концов, добиться разрешения только для одного Художественного театра», — вспоминал впоследствии о постановке «На дне» В. Н. Немирович- Данченко. От бесед с тогдашним начальником Главного управления по делам печати, профессором Зверевым, у него осталось впечатление, что «На дне»  была разрешена только потому, что власти рассчитывали на оглушительный провал пьесы.  18 декабря, спустя четыре с половиной месяца после ее создания, состоялось первое представление пьесы, опубликована она была лишь через полтора месяца. Пьеса имела огромный успех. Доказательство тому множество газетных публикаций. Вот одна из них: «…Овация приняла небывалые размеры. Горький был вызван более 15 раз. Нечто не поддающееся описанию». Очевидцы и критика тех лет такой успех «На дне» в МХТ связывали с образом Луки, созданным в спектакле Иваном Москвиным. И в остальных ролях были задействованы ведущие актеры театра. Так, К. Станиславский играл Сатина, В. Качалов — Барона, О. Книппер-Чехова — Настю. М. Горький в письме к издателю Пятницкому (1902 г.) писал: "Успех пьесы исключительный, я ничего подобного не ожидал. Игра поразительная! Качалов изумительно хорош! Чудесные артисты!"

Прочитайте, где происходит действие пьесы

 Проанализируйте описание ночлежки в начале 1 действия. Какие языковые средства использует автор? В каком цвете рисуется эта картина? Какое настроение создаётся?

Предположим, что пьеса имеет другое название: "В подвале", "В пещере", "Подземелье", "В ночлежке". Докажите, что выбранное Горьким название более точно и ёмко.

С тех пор это выражение стало крылатым, закрепившись за определённым понятием - центральным образом пьесы, образом "дна жизни". Здесь изображаются люди, опустившиеся не только в материальном, нравственном, но и духовном плане) Чтение по ролям или просмотр видео.

Каковы реплики героев? О чём они говорят? Как? Слышат ли они друг друга?

 Расскажите, что привело в ночлежку Актёра? Что мы узнаём о его прошлом? (Он бывший актёр, играл в "Гамлете" второго могильщика.

 Расскажите, что привело в ночлежку Барона. Что мы узнаём о его прошлом? (Он, видимо, бывший дворянин. Бубнов: "Кто его знает? Барин, это верно... Он и теперь нет-нет, да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё"

Расскажите, что привело в ночлежку Сатина. Что мы узнаём о его прошлом? (Он карточный шулер. Любуется непонятными окружающим словами, таким образом он утверждает тему человеческого достоинства. Раньше он служил на телеграфе, был образованным человеком.

 Сидел в тюрьме, а потом - нет ходу. А в тюрьму попал за убийство из-за сестры)

 Расскажите, что привело в ночлежку Настю. Что мы узнаём о его прошлом? (Она проститутка, читает книгу "Роковая любовь" из французской жизни с главным героемкрасавцем студентом. ,Она живёт этой книжкой, как своей мечтой, она ушла в этот выдуманный мир, отгородившись им от страшной реальной действительности.

Расскажите, что привело в ночлежку Клеща. Что мы узнаём о его прошлом? (Он слесарь. Ему очень трудно живётся, он хочет трудиться, а жизнь выбросила его на "дно")

В чём причина того, что Клещ попал на дно? (Из-за лени, по случаю болезни жены, кризис, безработица)

 Расскажите, что привело в ночлежку Бубнова. Что мы узнаём о его прошлом? (Он был скорняком, имел своё заведение. стр. 26, 68. У жены был любовник, и он хотел жену убить, но вовремя ушёл. Мастерская на жену была, но он всё равно её бы пропил. "И ещё - ленив я. Страсть как работать не люблю".)

 Какой мы видим в начале пьесы Анну? Что видела она в прошлом? (Анна - жена Клеща. Она стонет, сетует, умирает, есть не хочет. "Побои... обиды... ничего кроме - не видела я... ничего не видела!" 

 Что мы узнаём о настоящем и прошлом Васьки Пепла? (Он вор,  любовник Василисы Костылёвой.  Отец был вором, и ему то же заказал.

Таким образом, предметом изображения в пьесе становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни. Чтобы воплотить этот предмет изображения, надо было найти соответствующий конфликт.

 Есть ли в пьесе социальный конфликт?  Между кем и кем?

Каков он? (Это конфликт между хозяевами ночлежки Костылёвыми и её обитателями. Но этот конфликт статичен, лишён динамики. Это происходит потому, что Костылёвы сами не так уж далеко ушли в социальном плане от обитателей ночлежки)

 Таким образом, социальный конфликт есть, но не он организует действие. Может быть,  есть любовный конфликт?

Задание: проследите развитие любовного сюжета в драме.

 


 

Задания для дистанционного обучения

Задания для дистанционного обучения

С тех пор это выражение стало крылатым, закрепившись за определённым понятием - центральным образом пьесы, образом "дна жизни"

С тех пор это выражение стало крылатым, закрепившись за определённым понятием - центральным образом пьесы, образом "дна жизни"
Скачать файл