Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Это некая линейка состояний. Самые легкие из них (при синдроме Аспергера и мягких вариантах раннего детского аутизма) характеризуются явными трудностями коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями. Наиболее тяжелые проявляются в отрешенности, невозможности трудностей понимания чувств других людей, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.
ГКОУ РО ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАС.docx
ГКОУ РО «Новочеркасская специальная школа интернат №1»
«Особенности детей с
РАС»
Подготовила
воспитатель 1 категории
Диль Е.Ю. г. Новочеркасск
Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными
проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в
целом. Это некая линейка состояний. Самые легкие из них (при синдроме Аспергера и
мягких вариантах раннего детского аутизма) характеризуются явными трудностями
коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста
ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями.
Наиболее тяжелые проявляются в отрешенности, невозможности трудностей понимания
чувств других людей, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно
однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий,
аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.
Основные общие особенности развития
При всем разнообразии и специфике развития можно выделить общие для всех детей с РАС
особенности развития, как отдельных психических функций, так и психических сфер в
целом.
общая логика психического развития аутичного ребенка искажена уровень развития
познавательной, эмоциональной и регулятивной сфер различен, по отношению к возрасту и
социальнопсихологическому нормативу;
основные проблемы ребенка лежат в сфере социальноэмоциональной сфере и сфере
взаимодействия с другими людьми. Потребность в общении и выражение этих
потребностей у ребенка неадекватны по отношению к ситуации взаимодействия;
ребенок негибок, его поведение носит стереотипный, повторяющийся характер;
у ребенка проявляется выраженная эмоциональная незрелость, большая уязвимость в
контактах;
часто ребенок имеет более раннее развитие отдельных способностей и умений по
сравнению с физическим и социальноэмоциональным уровнем его развития;
у ребенка имеются специфические трудности социальной адаптации (не считывает
социальноэмоционального контекста ситуации, не понимает юмор, переносный смысл);
часто ребенок может иметь причудливые интересы, и или страхи, быть крайне
избирателен в общении, еде и т.п. тяжело переживает изменения в окружающем;
на ребенка невозможно воздействовать обычными педагогическими приемами. Это
касается скорее запретительных мер;
чаще всего ребенок имеет трудности управления своим поведением, трудности контроля
и программирования своего поведения, нуждается в большом объеме и длительности
организующей помощи взрослого.
Особенности учебного поведения
такой ребенок трудно адаптируется в любой новой ситуации, и при переменах ситуации;
легче себя чувствует в привычной, стереотипной обстановке. Он лучше ведет себя на
структурированном уроке, чем на перемене;
ребенок часто имеет трудности восприятия фронтальных инструкций и заданий.
Затрудняется при необходимости работать самостоятельно;
у ребенка часто наблюдается наличие своих , не вполне адекватных учебных стереотипов;
нуждается во введении четких алгоритмов или стереотипов деятельности в процессе
обучения. Ребенку необходим четкий порядок действий по отношению к личным вещам
учащегося в начале и конце учебного дня (например, как разбирать и собирать портфель); не демонстрирует то, что мы понимаем как внимание;
легче адаптируется, имея определенные опоры в виде расписаний, схем или планов
деятельности;
имеет большую латентность в ответах, иногда – наоборот – мгновенность, по сравнению с
другими детьми;
затрудняется при необходимости отвечать у доски, или с места, или, наоборот –
письменно;
темп, работоспособность и продуктивность его деятельности в целом снижены, иногда
неравномерны;
такой ребенок нуждается в частом и позитивном, без иносказаний и метафор одобрении
его деятельности;
часто ребенок демонстрирует обидчивость и отличную память на ситуации, вызвавшие
обиду;
часто у ребенка отмечается недостаточная критичность, адекватность, в том числе в
поведении, трудности анализа собственного поведения;
такой ребенок как бы не переносит трудностей и неудач, они вызывают резкие
эмоциональные реакции, с бурным негативизмом, вплоть до отказа от деятельности;
письменную речь такой ребенок часто может воспринимать легче, чем устную. Это
свойство можно использовать для управления поведением ребенка;
посвоему он очень привязывается ко взрослому, ревнует еготяжело переживает замены;
ребенок лучше понимает материал, если он видит изображение;
такой ребенок нуждается в составлении адаптированной образовательной программы
(составлении индивидуальной образовательной программы) и введении специальных
занятий со специалистами – психологом или (и) социальным педагогом, логопедом,
способствующих формированию его представлений об окружающем и их связи с личным
опытом ребенка, отработке средств коммуникации, социальнобытовых навыков.
у ребенка имеются трудности установления взаимодействий и отношений как с детьми,
так и со взрослыми;
отмечаются трудности, вплоть до невозможности анализа и считывания эмоционального
контекста ситуации, в том числе и коммуникативных;
для ребенка часто характерна чрезмерная ранимость и уязвимость по отношению к себе,
вплоть до неадекватности в контактах;
у ребенка выраженная эмоциональная и волевая (регулятивная) незрелость, своеобразный
инфантилизм ;
часто переживания ребенка выглядят как механистичные, трудно заметить искренность в
демонстрируемых переживаниях по отношению к другому, они могут не проявляться или
быть пародоксальными.
Понимание особенностей детей с аутистическими расстройствами требует создания
специальных организационных и содержательных условий обучения и воспитания,
необходимых для успешного включения и социальной адаптации ребенка в среде обычных
сверстников, прежде всего создания адаптированной образовательной программы по ряду
учебных предметов с составлением индивидуального учебного плана.
Следует заметить, что в любом случае необходимо учитывать особые образовательные
потребности детей с РАС, которые полно представлены в Специальном федеральном
государственном стандарте начального образования детей с расстройствами
аутистического спектра.
"ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАС"
"ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАС"
"ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.