В статье анализируются преимущества электронных тестов, их использование в дистанционном обучении и дистанционном тестировании. По мнению Ефремовой Н.Ф., можно выделить 14 функций теста. Реализация этих функций зависит от форм и методов подготовки учащихся к тестированию, от организации проведения тестирования и единства обучения и контроля.
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ.docx
Дмитриенко Вера Николаевна
учитель русского языка
МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска
vera
. vnd
2013@
yandex
. ru
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Аннотация: В статье анализируются преимущества электронных тестов, их
использование в дистанционном обучении и дистанционном тестировании.
Ключевые слова: Информационные технологии, тестирование, дистанционное
обучение.
В России история тестов началась в конце XIX — начале XX в. Тесты
Видные
стали широко применяться педагогамиэкспериментаторами.
специалисты (А.П. Болтунов, А.Ф.Лазурский, А.П. Нечаев, Ф.Е.Рыбаков и др.)
исследуя характеристики личности, стали широко использовать тесты. В книге
С.М.Василейского «Введение в теорию и технику психологического,
педологического и психотехнического исследования» (1927) изложены основные
теоретические и практические принципы создания и использования тестов. В
работах были освещены вопросы статистической обработки результатов. К
сожалению, время активной деятельности педологов и тестологов в советской
России было недолгим. В 1936 г. в известном постановлении ВКП(б) «О
педологических извращениях в системе Наркомпросов» тесты объявили
вредным методом. До начала 90х гг. XX в., отношение к тестам было
негативным.
Коренное изменение в отношении к тестам произошло в 2001 г. в связи с
началом эксперимента по введению ЕГЭ, благодаря чему тестирование стало
официально признанным методом измерения знаний в России. В 2002 г. был
открыт Федеральный институт педагогических измерений, приоритетным
направлением деятельности которого является научное, методическое и
организационное сопровождение процесса создания контрольных измерительных
1 материалов (КИМ) для ЕГЭ. В чем причина такого резкого изменения
отношения?
По мнению Ефремовой Н.Ф., в образовательном процессе выделяются 14
Социальная функция характеризуется требованиями, предъявляемыми
функций теста.
1.
обществом к уровню подготовки школьника.
2. Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний,
практических умений и навыков, повышении их качества.
3.
положительной мотивации,
тестов заключается в формировании
способов самостоятельной познавательной
Воспитательная функция
деятельности, умения ставить и достигать целей, навыков самоконтроля и
самооценки.
4. Развивающая функция тестов направлена на развитие памяти, внимания,
мышления, творческих способностей, самостоятельности и аккуратности.
5. Контролирующая функция тестов даёт возможность учителю получить
информацию о достижениях своих учеников, определить их динамику, степень
усвоения ими программного материала.
6. Диагностическая функция проявляется в самой сути любого контроля,
анализ качества знаний, умений и навыков, способствует дифференциации
обучаемых по уровню подготовки.
7. Мотивационно–побудительная функция проявляется через воздействие
тестирования на субъекты образовательного процесса. У учащихся:
формируется уверенность в объективности оценок и возможности достижения
более высоких результатов.
8.
Организационная функция выражается в способности тестирования
обеспечивать условия самостоятельной работы, изменение структуры учебного
процесса и формы контроля.
9. Стандартизирующая функция проявляется в обеспечении одинаковых
требований к уровню базовой подготовленности учащихся различных
образовательных учреждений.
10. Информационная функция обусловлена широким распространением и
развитием образовательных технологий, созданием открытого федерального
2 банка образовательной статистики, доступностью информации широкому кругу
пользователей.
11. Демократизирующая функция создает одинаковые условия прохождения
теста для всех учащихся.
12.
связана с получением и анализом
квалиметрически выверенных результатов учебных достижений учащихся и
Управленческая функция
обеспечением условий для принятия обоснованных решений на основе
объективной и достоверной образовательной информации.
13. Социально–экономическая функция обеспечивает сокращение расходов и
времени на проведение итоговых контрольнооценочных процедур.
14. Гуманистическая функция проявляется в том, что тестовые технологии
создают психологически более комфортные условия при контроле, обеспечивая
сохранение здоровья не только учащихся, но и учителей.
Реализация этих функций зависит от форм и методов подготовки учащихся
к тестированию, от организации проведения тестирования и единства обучения и
контроля. [1] Такие разные возможности тестирования и стали основой
активного использования этого метода в российской образовательной системе.
По мнению педагогов, тестирование – одна из самых эффективных форма
проверки и самопроверки знаний. С помощью тестирования осуществляется
общая проверка компетентности в разных областях. Поэтому главная задача
учителей, готовящих учащихся к ЕГЭ, родителей, настраивающих своих детей
на экзамен, организаторов такой формы проверки, превратить этот процесс не в
«шоковую терапию» экзамена, а в интересную игру.
Современный этап образования характеризуется интенсивным развитием
информационных технологий, созданием новых методик их применения,
использованием компьютерных технологий для проведения тестирования.
Меняется принцип педагогических измерений, разрабатываются инновационные
измерители повышение качества тестов и даже формы тестовых заданий для
проверки творческих и практикоориентированных аспектов подготовленности
учащихся. В связи с этим каждый год появляются новые программы для
создания электронных тестов.
3 Компьютерное тестирование может заинтересовать учащихся, которые
любят выполнять задания на компьютере, а таких учащихся не мало. В
заданиях используются фотографии,
интерактивных обучающих
видеоизображения реальных объектов и компьютерные макеты, что позволяет
учащимся получить более полное представление об объекте.
Результаты анкетирования учащихся подтверждают наше предположение.
В анкетах было отмечено, что интерактивные задания гораздо интереснее,
увеличился интерес к изучению химии и биологии, усвоение знаний происходит
легче и прочнее. Применение интерактивных тестов способствует повышению
уровня информационной и коммуникативной грамотности учащихся и учителя,
который стал сам создавать электронные тесты.
Электронные тесты обладают рядом преимуществ:
быстрота при проверке,
объективность оценок,
сам процесс тестирования для обучающегося привлекателен,
возможность использования для самоконтроля,
простота и экономичность распространения в информационном
пространстве,
уменьшение времени тестирования до 50% по сравнению с бумажным
вариантом,[4]
возможность дистанционного тестирования, при котором учащиеся могут
получить доступ к системе тестирования в любое удобное для них время и (при
необходимости) любое количество раз.
Дистанционное обучение через Интернет – это обучение, при котором
учащийся получает информацию с помощью технических, программных и
административных средств сети Интернет. Информационные ресурсы: базы
данных и знаний, компьютерные, обучающие и контролирующие системы, видео
и аудиозаписи, электронные библиотеки вместе с традиционными учебниками
и методическими пособиями создают уникальную среду обучения, доступную
широкой аудитории. [4]
Возможность оперативной передачи на любые расстояния информации,
4 переноса полученных материалов на свой носитель, хранение этой информации в
памяти компьютера в течение неопределенного времени, расширение географии
обучения – все эти возможности имеют огромное значение для образовательной
системы.
Именно дистанционные возможности стали наиболее привлекательной
стороной интерактивного тестирования. Процедура тестирования с помощью
этой технологии такова: пользователь получает на свой компьютер тестовые
задания, а обработку данных делает разработчик на своем сервере. Такое
тестирование можно проводить двумя способами: в режиме online (с
подключением к Интернету), и в режиме offline (без подключения к Интернету).
В первом случае ученику по сети отправляют гипертекстовую страничку с
заданиями, он решает тест, не выходя из сети Интернет. Во втором случае
задание можно «скачать» себе на компьютер, выполнить их, а затем отправить
бланк и получить результаты с помощью электронной почты.
Тестирование в online режиме становится очень популярным у
выпускников при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Готовясь к экзамену, ребята
проверяют себя, свои знания, свою внимательность при чтении вопросов и
оформлении ответов. Привлекательна она для учащихся тем, что результаты
выдаются мгновенно. Может быть, стоит ввести online тестирование (тестовую
часть) и на самом экзамене. Учащиеся будут знать свои результаты за тест в этот
же день, а творческую работу – сочинение, эссе, лабораторную работу
выполнять в традиционном виде. Можно предположить, что психологическое
здоровье учащихся и их родителей стоит того. Еще одно преимущество
дистанционного тестирования – экономия бумаги, времени преподавателя и
членов комиссии, одним словом, дешевизна.
Проверочная работа в offline режиме используется при дистанционном
обучении. После прослушивания лекции, знакомством с теорией участники
курсов выполняют задания (в этом случае время не ограничено) и отправляют
его на почту учебного заведения. Плюсы такого обучения и проверки работ в
том, что учиться можно без отрыва от работы, а выполнять задания тогда, когда
5 есть возможность, то есть обучающийся организует свой образовательный
процесс самостоятельно. Чтобы человеку оставаться информированным и
востребованным в своей области, он должен постоянно совершенствовать свои
знания – учиться. Очное обучение создает большие неудобства при нашем
современном темпе жизни. Поэтому сейчас на первый план выходит
дистанционное обучение.
Использование
современных
технологий позволяет
сделать
образовательный процесс непрерывным.
Интерактивное обучение и
тестирование несравненно очень перспективно, оно дает возможность
совершенствовать знания, умения и навыки на протяжении всей жизни.
Интерактивное тестирование способствует подготовке выпускника школы
плодотворно трудиться в мире глобальной информатизации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании. Учебное пособие М.
Кожевникова Т. В. Централизованная организация дистанционного
[Электронный ресурс]
1.
2007, 368 с.
2.
тестирования по иностранному языку:
file:///C:/Users/Кирилл/Desktop/Новая%20папка%20(2)/tsentralizovannaya
organizatsiyadistantsionnogotestirovaniyapoinostrannomuyazyku.pdf
обращения 18.06.2017)
3.
коммуникационных технологий в образовании. Оренбург 2012. 378 c.
Лебедева М. Б., Агапонов С. В. Дистанционные образовательные
4.
технологии: проектирование и реализация учебных курсов. СПб.: БХВ
Петербург, 2010. 336 с
5.
технологии№2. М. НИИ школьных технологий, 2005 С. 162170.
Севрук А. И. Тест в педагогических технологиях.// Школьные
информационных
(дата
Красильникова
В.А.
Использование
и
6
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.