Особенности древнеегипетского канона
Изобразительное искусство Древнего Египта.
Сорокина Агнесса Ивановна – преподаватель МБУ ДО «ДШИ г.Меленки» Владимирской обл
Книгой о жизни фараонов и вельмож, о знаменитых событиях в стране были рисунки, стенные росписи и рельефы, в которых использовались и иероглифы.
Творцы произведений искусства пользовались в Египте большим почетом.
Скульптору в Древнем Египте давалось имя «санх»,
что означает «дарующий бессмертие».
Для всего изобразительного искусства Древнего Египта характерны:
торжественная монументальность
строгое спокойствие
статичность
симметрия
До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых художники строго придерживались определенных правил.
Основные принципы египетского канона:
Единство изображений и иероглифов.
Размещение сюжетов горизонтальными поясами.
Разномасштабность фигур. Их величина зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них.
Изображение фигуры человека как бы с различных точек зрения, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза – в фас.
При создании канона египетские художники использовали систему разделения фигуры на части.
Единицей измерения служит длина среднего пальца руки.
19 равных частей приходится на фигуру и 2 1/4 – на традиционный головной убор.
Если требовалось изобразить многоплановую сцену, фигуры помещались одна под другой.
Причем фигуры переднего плана помещались внизу, а дальние располагались наверху.
Иногда эти ряды отделялись горизонтальными линиями.
Стоящие друг за другом фигуры распределялись так:
тщательно прорисовывалась передняя фигура,
Более всех подчинялись канону, как в жизни, так и в искусстве, фараоны.
Стоящий фараон изображается так: левая нога всегда выдвинута вперед,
руки плотно прижаты к телу, голова прямо, взгляд устремлен вперед.
Фараон может изображаться только в двух положениях: стоящим или сидящим.
Второй вариант изображения фараона – в сидящем положении:
тело напряжено, колени сомкнуты,
руки на коленях, голова прямо, взгляд устремлен вперед.
Египетские писцы изображаются иначе:
Обычно в позе «лотоса», со скрещенными ногами, табличкой на коленях для папируса, в руках – письменные принадлежности.
Взгляд обращен вперед, глаза широко раскрыты, как будто писец прислушивается к словам, доносящимся из потустороннего мира.
Египетский мастер изображал мир, стремясь передать его истинный облик,
а не то, каким он видится человеческому глазу в момент восприятия.
Как можно охарактеризовать изображения?
Все рисунки египетских мастеров были:
линейными,
плоскими,
без объема,
без перспективы,
без светотени
Символическое применение цвета:
Зеленый – цвет папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения; символ надежды, молодости, возрождения природы
Черный – цвет благородной земли; символ сохранения и возвращения к жизни после смерти.
Красный – цвет зла, необитаемой и бесплодной земли.
Символическое применение цвета:
Белый – цвет утренней зари; символ победы и радости.
Ярко-желтый – цвет вечности; символ богов.
Синий – цвет лазури; символ волос божеств.
Голубой – цвет воды, моря; символ обещания новой жизни.
Источники материалов:
Электронное издание: Том 28. Искусство Древнего Египта
(использованы иллюстрации с диска)
Год выпуска: 2004 Формат: CD-ROM 1500 стр.
ISBN: 5-94865-032-4 Издательство: Директ-Медиа http://www.directmedia.ru/
Печатные издания:
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М. : Дет. лит., 1986.
Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира / Л.Д. Любимов – 4-е изд. перераб. и доп. –
М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
Вёрман К.«История искусства» в 2-х частях, М.: «Издательство АСТ», 2000 г.
Ресурсы:
http://egypt.alphaline.ru/info/cult/
http://www.bibliotekar.ru/ccEgypt.htm
http://forum.eka-net.ru/showthread.php?t=5455&page=5
http://www.countries.ru/library/ancient/egsculpt.htm
http://www.uadream.com/tourism/Africa/Egypt/element.php?ID=21532
https://studopedia.ru/5_167115_kanoni-drevneegipetskogo-iskusstva.html
http://archeonews.ru/razvitie-zhivopisi-v-drevnem-egipte/
Канон –
это свод общепринятых правил для изображения.
Он сохранялся и использовался в Египте на протяжении тысячелетий.
Канон был установлен для изображения стоящего, идущего, сидящего человека, а также для рисования цветка лотоса и священных животных.
Гробница Нахта. Нахт и Тауи. около 1390 г. до н.э.
ноги в профиль
голова в профиль
тело анфас
глаз анфас
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.