В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании.
Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные
особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует
учитывать при его эстетическом воспитании.
Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические
идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы
взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на
эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного
детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического
воспитания и формирования нравственноэстетического отношения к жизни".
Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее
интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно
превращаются в свойства личности (13; 35). Сущностные нравственно
эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и
сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу,
взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали.
Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не
пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость
от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать
мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не
научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.
Конечно, течение жизни чтото меняет и вносит свои коррективы. Но
именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое
воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход
ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности
учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в
начальной школе учитель самый главный человек. Все для них начинается с
учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» (1).
Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды
учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из
педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая
цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми
оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и
убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и
энтузиазм легко поднимают детей на дела.Следующая особенность эстетического воспитания в младшем
школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере
познавательных процессов школьника.
Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их
мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и
психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения,
идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием
товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений
идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть
процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их
возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего
детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления
об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в
разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной
форме" (13; 55), отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.
Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой
знакомства с эстетическим идеалом является детская литература,
мультипликационные фильмы и кино.
Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери,
или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими
качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости,
справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок
становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за
справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как
части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам
легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы
первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь
вербальнообразного выражения. Надо постоянно, всеми средствами
побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности
приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и
справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем
творчестве: стихах, пении и рисунках" (13; 56).
С младшего школьного возраста происходят изменения в
мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте
действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в
своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется
новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята
относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они
получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования
просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое
отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и
жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается
для них в потребность.Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического
отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив
рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и
смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о
нем общее представление" (13; 164). А бывает, что читают, смотрят или
слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов
отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на
формировании подлинно эстетического отношения.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в
возбуждает
ребенке особые эмоциональнопсихические состояния,
непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление,
память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко
эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго
сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы
поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек
поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что
"педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру
один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его
расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает,
что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием
действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении
человека к тому или иному явлению выражается степень и характер
развитости его чувств,
убеждений и
воли" (10; 29).
взглядов,
вкусов,
Таким образом, младший школьный возраст это особенный возраст
для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет
учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать
прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством
эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь
именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и
происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.