Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании. Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности
Иконка файла материала Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.doc
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте В   этом   параграфе   предметом   рассмотрения   станут   те   возрастные особенности,   которые   присущи   младшему   школьнику   и   которые   следует учитывать при его эстетическом воспитании. Мы   уже   отметили,   что   очень   трудно   формировать   эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое   развитие   личности   начинается   в   раннем   детстве.   Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое   воспитание   детей   дошкольного   и   младшего   школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно­эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное   формирование   отношений   к   миру,   которые   постепенно превращаются   в   свойства   личности   (13;   35).   Сущностные   нравственно­ эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.  Нельзя   или,   по   крайней   мере,   чрезвычайно   трудно   научить   юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от   доброты   к   другому   человеку.   Нельзя   вдруг   во   взрослой   жизни   стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать. Конечно, течение жизни что­то меняет и вносит свои коррективы. Но именно   в   дошкольном   и   младшем   школьном   возрасте   эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы. Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка   в   школу.   У   него   появляется   новый   ведущий   вид   деятельности   ­ учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель ­ самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» (1). Через   него   дети   познают   мир,   нормы   общественного   поведения.   Взгляды учителя,   его   вкусы,   предпочтения   становятся   их   собственными.   Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной   работы   самого   педагога,   его   искренняя   заинтересованность   и энтузиазм легко поднимают детей на дела.Следующая   особенность   эстетического   воспитания   в   младшем школьном   возрасте   связана   с   изменениями,   происходящими   в   сфере познавательных процессов школьника.  Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи,   упомянутые   выше.   В   ходе   воспитания   жизненные   отношения, идеалы   претерпевают   изменения.   В   отдельных   условиях   под   влиянием товарищей,   взрослых,   произведений   искусства,   жизненных   потрясений идеалы   могут   претерпевать   коренные   изменения.   "Педагогическая   суть процесса   формирования   эстетических   идеалов   у   детей   с   учетом   их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об   обществе,   о   человеке,   об   отношениях   между   людьми,   делая   это   в разнообразной,   изменяющейся   на   каждом   этапе   новой   и   увлекательной форме" (13; 55), ­ отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев. Для   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста   ведущей   формой знакомства   с   эстетическим   идеалом   является   детская   литература, мультипликационные фильмы и кино. Книжные, мультипликационные  или герои кино, будь то люди, звери, или   фантастические   вымышленные   существа,   наделенные   человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые   идеальные   представления   ребенка   не   оставались   на   уровне   лишь вербально­образного   выражения.   Надо   постоянно,   всеми   средствами побуждать   детей   к   тому,   чтобы   они   в   своем   поведении   и   деятельности приучались   следовать   любимым   героям,   реально   проявляли   и   доброту,   и справедливость,   и   способность   изображать,   выражать   идеал   в   своем творчестве: стихах, пении и рисунках" (13; 56). С   младшего   школьного   возраста   происходят   изменения   в мотивационной   сфере.   Мотивы   отношения   детей   к   искусству,   красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый,   осознанный   мотив.   Это   проявляется   в   том,   что   "…одни   ребята относятся   к   искусству   и   действительности   именно   эстетически.   Они получают   удовольствие   от   чтения   книг,   слушания   музыки,   рисования просмотра   фильма.   Они   еще   не   знают,   что   это   и   есть   эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.Другие   дети   общаются   с   искусством   вне   собственно   эстетического отношения.   Они   подходят   к   произведению   рационалистически:   получив рекомендацию   прочитать   книгу   или   посмотреть   фильм,   они   читают   и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем   общее   представление"  (13;  164).  А   бывает,  что   читают,  смотрят   или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения   детей   к   искусству   помогает   сосредоточить   внимание   на формировании подлинно эстетического отношения. Чувство   красоты   природы,   окружающих   людей,   вещей   создает   в   возбуждает ребенке   особые   эмоционально­психические   состояния, непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память.   В   раннем   детстве   ребята   живут   непосредственной,   глубоко эмоциональной   жизнью.   Сильные   эмоциональные   переживания   надолго сохраняются   в   памяти,   нередко   превращаются   в   мотивы   и   стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.  В  работе   Н.И.  Киященко  довольно  четко   подчеркивается,  что "педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру ­ один   из   важнейших   путей   проникновения   в   детское   сознание,   его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что   эмоциональные   реакции   и   состояния   ребенка   являются   критерием действенности   эстетического   воспитания.   "В   эмоциональном   отношении человека   к   тому   или   иному   явлению   выражается   степень   и   характер развитости   его   чувств,   убеждений   и  воли" (10; 29).   взглядов,   вкусов, Таким образом, младший школьный возраст ­ это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель.   Пользуясь   этим,   умелые   педагоги   способны   не   только   основать прочный   фундамент   эстетически   развитой   личности,   но   и   посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно   в   этом   возрасте   формируется   отношение   ребенка   к   миру   и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.