«ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК 9-13 ЛЕТ ПРИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ВОЛЕЙБОЛОМ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вместе с тем, следует отметить, что для научного обос­нования использование этих показателей на различных этапах многолетней спортивной подготовки необходимы знания возрастных особенностей их становления. Тем более что в подростко­вом и юношеском возрасте организм находится еще в стадии не­завершенного формирования, и воздействие физических упражне­ний как положительное, так и отрицательное может проявляться особенно заметно.
Иконка файла материала 248897.doc

 

 

 

«ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК 9-13 ЛЕТ ПРИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ВОЛЕЙБОЛОМ»

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


Введение........................................................................................................3

Глава 1. Литературный обзор.....................................................................6

1.1.Особенности физического развития девочек и девушек 9-13 лет........6

1.2.Влияние спорта на морфофункциональные показатели школьниц....11

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования...................15

2.1. Цель, задачи и методы исследования.................................................15

2. 2. Организация исследования................................................................17

Глава 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение.................18

Выводы.......................................................................................................31

Практические рекомендации.....................................................................32

Приложения...............................................................................................33

Список литературы....................................................................................34

Приложение………………………………………………………………….35

 


ВВЕДЕНИЕ

Современный спорт предъявляет к спортсменкам требова­ния, граничащие с их физическими и функциональными возмож­ностями, и на детский организм, естественно, падает двойная нагрузка. Во-первых, обеспечить адаптацию к большим физичес­ким нагрузкам и психоэмоциональным  напряжениям и, во-вторых, исполнить функцию роста и развития.

Нельзя также забывать, что основная функция женского организма - детородная, и игнорирование данного положения может привести к серьезным последствиям и наложить негатив­ный отпечаток на дальнейшую жизнь девушки, женщины.

В настоящее время данные по изменению физического раз­вития у юных спортсменок приобретают не только теоретический интерес, но и имеют важное значение для практики спорта. Морфологические признаки являются материальной основой дви­гательных качеств спортсмена, и если не определяют, то во многом способствуют достижению спортивного мастерства.

Различная степень наследственной обусловленности морфо­логических признаков позволяют одни из них (продольные раз­меры тела) использовать в качестве критериев отбора, другие, более изменчивые (охватные размеры, компоненты массы тела и др.) для динамических наблюдений за состоянием спортсмена в системе комплексного контроля.

Вместе с тем, следует отметить, что для научного обос­нования использование этих показателей на различных этапах многолетней спортивной подготовки необходимы знания возрастных особенностей их становления. Тем более что в подростко­вом и юношеском возрасте организм находится еще в стадии не­завершенного формирования, и воздействие физических упражне­ний как положительное, так и отрицательное может проявляться особенно заметно.

Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса по воспитанию скоростно-силовых способностей важно глубокое понимание механизмов, лежа­щих в основе возрастных изменений, а это возможно лишь с учетом анатомо-физиологических особенностей растущего женс­кого организма.

Особенностью этого периода является то, что процесс роста и развития происходит на фоне эндокринной перестройки организма. Гетерохронность формирования структур организма находится в тесной взаимосвязи с особенностями функций орга­нов в различные возрастные периоды. Между морфологическим ростом и функциональным развитием существует обратная зави­симость. Вот почему периоды усиленного морфологического рос­та являются периодами замедленного развития физических ка­честв.

Кроме того, женский организм обладает основной биологи­ческой особенностью, сложной по своей нейрогуморальной регу­ляции - менструальной функцией, цикличность которой оказыва­ет существенное влияние на весь организм и, в частности, на его работоспособность.

Следовательно, можно говорить о том, что физическое раз­витие волейболистки - закономерный процесс изменения морфо­логических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и состоянием ее здоровья, наследствен­ными факторами, условиями жизни и специфическим влиянием за­нятий волейболом.

Актуальность. Проблема воспитания двигательной функции человека, представляющая собой совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений, является одной из ведущих проблем теории физического воспитания. В этой связи двигательная функция принадлежит к числу сложных физиологических систем живого организма, обеспечивающих приспособление к условиям внешней среды двигательную деятельность человека.

В свою очередь проблема изучения закономерностей развития двигательных физических качеств детей и подростков школьного возраста является одной из важнейших в теории и практике физического воспитания подрастающего поколения. Наряду с изучением возрастных особенностей развития силы, выносливости, гибкости, ловкости, по мнению ряда специалистов, значительное внимание должно быть уделено выявлению особенностей развития и методики воспитания быстроты  спортсменов в школьном возрасте, так как высокий уровень развития этого качества во многом способствует успешному овладению техникой физических упражнений, гармоническому физическому развитию.

Цель работы - выявить особенности и закономерности физи­ческого развития девочек 9-13 лет при специализированных за­нятиях волейболом.

Объект исследования – особенности физического развития девочек.

Предмет исследования – педагогический процесс формирования базового физического развития девочек 9-13 лет.

Гипотеза исследования -  предполагается, что физическое развитие волейболисток – закономерный процесс изменения морфофункциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и состоянием их здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и специфическим влиянием занятием волейболом.

Научная новизна – среди морфологических параметров, определяющих физическое развитие основными являются: продольные размеры тела (длина тела, верхних и нижних конечностей, стопы); масса тела (количество мышечного, костного и жирового компонентов); охватные размеры (окружность грудной клетки, обхваты предплечья, плеча, бедра и голени) и широтные размеры (ширина плеч, таза и т.д.). кроме того, на успешную спортивную деятельность волейболисток оказывает влияние применения специальных технико-тактических упражнений.

 

Глава 1. Литературный обзор

1.1. Особенности физического развития девочек и девушек 9-13 лет

Физическое развитие - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и спе­цифическими влияниями занятий определенным видом спорта.

Регулярное исследование физического развития юных спор­тсменов оказывает помощь в решении практических вопросов планирования тренировочного процесса, этапного отбора, уг­лубленной специализации и прогнозирования роста спортивных результатов [4, 6,10,14].

Среди морфологических параметров, определяющих физичес­кое развитие, основными являются: продольные размеры тела (длина тела, длина верхних и нижних конечностей), масса тела (активная, тощая, масса и пассивная, жировая), широтные раз­меры (обхват грудной клетки, грудной поперечный размер и переднезадний диаметр, ширина плеч, тазовый диаметр), а также интегральные показатели развития размеров тела (поверхность тела, пропорции тела).

Длина тела, длина верхних и нижних конечностей. Длина тела в период с 4 до 20 лет увеличивается неравномерно: от­мечаются периоды минимального и максимального роста [16,21,24]. Минимальный прирост длины тела у девочек наблю­дается в возрасте с 7 до 8 лет. Почти до 10 лет девочки нес­колько уступают в длине тела мальчикам. Затем девочки на протяжении более 3 лет опережают мальчиков в длине тела (первый перекрест).

Период ускоренного роста тела у мальчиков приходится на 13 лет, и они вновь перегоняют в длине тела девочек (второй перекрест). В период первого перекреста кривых длина тела девочек и мальчиков достигает 141 см, а в момент второго пе­рекреста - 155 см [5,25,34].

Максимальная интенсивность увеличения длины тела у де­вочек наблюдается в период от 4 до 6,5 лет и с 8,5 до 12 лет. Максимальное увеличение длины тела (более 7 см) за год приходится на возраст 11,5 лет. После 12 лет абсолютный рост тела за год значительно уменьшается, а после 16 лет - прак­тически прекращается [13].

Интенсивность роста длины верхних конечностей у девочек и мальчиков подчинена той же закономерности, что и интенсив­ность прироста длины тела. Прирост длины верхних конечностей у мальчиков снижается на год раньше, чем прирост длины тела, при этом интенсивность роста у них сохраняется на 1,5 года дольше, чем у девочек. В результате в этом возрасте у маль­чиков наблюдается относительная длиннорукость.

Увеличение длины нижних конечностей соответствует по характеру увеличению длины тела, однако снижение темпа их прироста происходит более равномерно, чем снижение темпа прироста длины тела и длины верхних конечностей.

До 10 лет длина ног больше у мальчиков, а с 10 до 14,5 лет - больше у девочек в среднем на 2 см, затем длина ног у мальчиков опережает длину ног у девочек. К 17 годам это раз­личие достигается в среднем на 6, 5 см. Но поскольку значи­тельное снижение интенсивности прироста длины нижних конеч­ностей у Мальчиков начинается с 11 лет, а у девочек - на год позже, это приводит к относительной длинноногости девочек в подростковом возрасте.

Масса тела. В отличие от длины тела и обхвата грудной клетки масса тела - весьма лабильный показатель, сравнительно быстро измеряющийся под влиянием различных экзо - и эндо­генных факторов.

Увеличение с возрастом массы тела, также как и длины тела, происходит неравномерно. Наиболее интенсивный прирост массы тела отмечается у девочек в период между 4-5 и 10-11 годами. Значительный прирост массы тела у девочек и у маль­чиков наблюдается в период полового созревания. В этом пери­оде (с 10-11 до 14-15 лет) масса тела у девочек больше, чем у мальчиков, а с 15 лет в связи с увеличением темпа прироста массы тела у мальчиков она становится вновь больше, чем у девочек.

Кривые возрастного изменения массы тела у девочек и мальчиков перекрещиваются первый раз в возрасте 10-11 лет, второй - в возрасте 14-15 лет.

Для практики большой интерес представляют взаимосвязи длины и массы тела. Оказывается, что между этими величинами имеется прямая, но изменяющаяся с возрастом корреляционная связь. Во всех возрастных группах у детей увеличение массы тела несколько превышает увеличение длины тела; наибольшая разница между этими относительными величинами у девочек при­ходится на возраст 13-15 лет, а у мальчиков - на возраст 14-16 лет [14,22].

Грудная клетка. Форма грудной клетки у детей, длина те­ла и обхват груди существенно сказываются на особенностях их телосложения. Форма грудной клетки зависит от развития ске­лета, мышц и внутренних органов.

Размеры и форма грудной клетки в процессе естественного роста и развития детей подвергаются значительным изменениям обусловленным, прежде всего увеличением и изменением топогра­фии внутренних органов и спецификой работы мышц плечевого пояса. Уже к 12-13 годам форма грудной клетки напоминает та­ковую у взрослых и отличается от последней лишь размерами.

Окружность грудной клетки увеличивается с возрастом постепенно. Замедление роста окружности грудной клетки у де­вочек приходится на возраст 13 лет. Увеличение поперечного и переднезаднего диаметров грудной клетки происходит неравно­мерно. Наиболее интенсивное увеличение этих размеров отмеча­ется в период полового созревания, причем у девочек этот пе­риод наступает раньше, чем у мальчиков. Окончательных разме­ров оба диаметра достигают у девочек на 1-1,5 года раньше, чем у мальчиков.

Скелет. Окостенение скелета у детей происходит неравно­мерно: к 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12-13 годам, - запястья и пястья. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. С 10 до 12 лет формирование их у девочек и мальчиков идет рав­номерно.

К началу полового созревания темпы развития тазового пояса у девочек увеличиваются. Сращение трех частей безымян­ной кости, фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны происходит значительно позже и заканчивается иногда, когда подростки уже становятся взрослыми.

При занятиях спортом необходимо принимать во внимание особенности формирования скелета [2,10]. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравно­мерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смеще­ние костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные наг­рузки на нижние конечности, если процесс окостенения еще не закончился, могут привести к появлению плоскостопия.

Скелет детей отличается значительным количеством хряще­вой ткани, чрезмерно подвижными составами, легкорастягивающимся связочным аппаратом.

Мышечная система. В младшем школьном возрасте мышцы ко­нечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Следует избегать больших по объему и интенсивности нагрузок, так как они вызывают большие энергозатраты, что может повлечь за собой задержку роста организма [8,11,12].

С возрастом сила мышц увеличивается неравномерно. К 12 годам в основном заканчивается развитие и созревание перифе­рического иннервационного аппарата мышц. Значительно наращи­вается сухожильный компонент мышц, что усиливает прикрепле­ние мышц к костям, вследствие чего расширяется площадь ее фиксации и повышается коэффициент полезного действия.

К 14-15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий и тканевая дифференциация в скелетных мыш­цах достигают высокого уровня. В этом возрасте мышцы растут особенно интенсивно. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. Так, если у ребенка 8 лет мышцы составляют около 27% массы тела, у 12-летнего - около 29%, то у подростка 15 лет - около 33%. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у девочек в 11-12 лет, а у мальчиков в 13-14 лет. К 14-15 годам мышцы по своим свойствам уже мало отличаются от свойств мышц взрослых людей.

Одновременно с абсолютным увеличением массы и объема мышечной ткани увеличивается сила мышц и способность их к длительной работе. Наиболее интенсивный рост силы мышц про­исходит в возрасте 13-14 лет. При этом сила мышц зависит от степени полового созревания и соматотипа [15,18,21,23].

Продолжает нарастать различие между девушками и юношами и в показателях мышечной силы, так как у девушек мышцы тонь­ше, в них много прослоек жировой ткани. Прирост массы тела у девушек больше, чем прирост мышечной силы. Однако, уступая юношам в силе девушки превосходят их в точности и координа­ции движений.

Состав тела. Одним из самых изменчивых морфологических параметров человеческого организма является состав тела - количественное соотношение метаболически активных (мышечных) и малоактивных (жировых) тканей.

Жировой компонент массы тела в различных возрастных группах подвержен значительным изменениям, которые обуслов­лены вариабельностью интенсивности роста всего организма и энергетических затрат [17,28,32]. Начиная с самого раннего возраста, в составе массы тела наблюдаются половые различия, которые во многом зависят от питания и двигательной актив­ности.

У детей (практически одинаково у девочек и мальчиков) впервые 5 лет происходит абсолютное уменьшение подкожно-жиро­вого слоя. С 5 до 10 лет у девочек жировая складка уменьша­ется более отчетлива, чем у мальчиков. После 10 лет отмеча­ется интенсивное увеличение подкожного жира, которое начина­ется раньше у девочек и протекает более энергично [16,31,33].

Между общим и подкожным жиром в организме существует статически достоверная взаимосвязь. Поэтому толщина кожно-жировых складок может служить количественным критерием жирового компонента массы тела.

Известно, что количество активной массы у человека, тес­но коррелирует с его аэробными возможностями. Это предопре­деляет большой интерес к исследованиям жировой и тощей фрак­ции массы тела [27,36,37].

Поверхность тела зависит от морфологических и функцио­нальных свойств индивида и является одним из информативных параметров его физического развития. Анализировать следует не абсолютные, а относительные величины поверхности тела. Так, соотношение массы и поверхности тела дает представление о массивности, или крепости, телосложения. Между этим соот­ношением и физическим развитием установлена прямая связь.

 

1.2. Влияние спорта на морфофункциональные показатели школьников

Рост и развитие организма обусловлены влиянием находя­щихся в динамическом взаимодействии внутренних и внешних факторов, а из последних - прежде всего социальных. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств или препятствуя и даже исправляя не­желательное их проявление [19].

В интересах массовой физической культуры подбор средств и методов для всех занимающихся должен вести к максимальному раскрытию двигательных качеств. Поэтому одной из актуальных проблем спортивной антропологии является изучение вопросов отбора спортсменов и прогнозирование их спортивных достиже­ний.

По мнению В.С.Фарфеля [35], развитие двигательных функ­ций у детей обусловлено тремя факторами: генетически обус­ловленными двигательными способностями, естественной (спон­танной) двигательной активностью и воспитанием.

Б.А.Никитюк [26] считает, что в воспитании двигательных качеств наследственность образует фон для реализации соци­альных воздействий, причем биологические и социальные факто­ры тесно взаимодействуют.

По данным ряда авторов [7,24] изменения под влиянием спортивных упражнений происходят в скелете, мышцах, внутрен­них органах и в общем морфологическом статусе человека. Фор­ма и характер этих изменений находятся в прямой зависимости от специфики спортивной специализации, накладывающей свой отпечаток на морфологическую структуру занимающихся. Отсюда, представителям различных видов спорта присущи характерные антропометрические особенности. Занятия определенным видом спорта не только способствуют изменению внешнего вида спорт­смена, но и влияют на перестройку его морфологической струк­туры.

Ряд специалистов [20,35], изучавших влияние занятий спортом, указывают, что молодой организм, находящийся в ста­дии формирования и роста, реагирует на тренировочные нагруз­ки иначе, чем взрослый, уже сформировавшийся. Для растущего организма имеют значение не только объем и интенсивность нагрузок, но и та стадия роста, в которой он находится. Спортивная тренировка в детском возрасте вызывает более от­четливые и быстро возникающие морфологические и функциональ­ные сдвиги, чем в зрелом возрасте.

Во многих работах [29,37] отмечается, что дети, занима­ющиеся спортом, отличаются от своих сверстников, не занимаю­щихся спортом, как по общим показателям физического разви­тия, так и по ряду других антропометрических признаков.

Некоторые исследования свидетельствуют о том, что уп­ражнения, развивающие силу, влияют в основном на развитие костей и мышц, поэтому у юных спортсменов активная масса те­ла увеличивается больше, чем у их сверстников, не занимаю­щихся спортом. При этом отмечается четкая зависимость степе­ни изменения компонентов состава массы тела от объема и ин­тенсивности тренировок.

Изменение многих показателей под влиянием спортивной деятельности в целом происходит в соответствии с изменения­ми, характерными для возрастного развития организма. Это ча­ще всего проявляется в улучшении физического развития и фун­кционального состояния систем жизнеобеспечения [31,33].

Специальными исследованиями [1,29] установлено, что на рост длины тела спорт не оказывает существенного влияния, и данный показатель у спортсменов в значительной мере генети­чески обусловлен, поэтому в тех видах спорта, где он играет важную роль в спортивных достижениях, его можно использовать в качестве отбора.

На физическое развитие занимающихся спортом значительно и по-разному влияет специфика вида спорта.

Отбирая и ориентируя ребенка на занятия определенным видом спорта, необходимо учитывать не только те морфологи­ческие и функциональные особенности, которые затруднят или облегчат ему начальную подготовку и овладение спортивной техникой, но и соответствие его дефинитивных размеров мо­дельным характеристикам спортсменов данного вида спорта.


Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1. Цель, задачи и методы исследования

В результате анализа литературы мы поставили пред собой следующую цель: выявить особенности и закономерности физи­ческого развития девочек 9-13 лет при специализированных за­нятиях волейболом.

Для достижения поставленной цели были определены следу­ющие задачи:

1. Выявить возрастную динамику показателей физического развития девочек 9-13 лет, занимающихся волейболом.

2. Выявить возрастную динамику показателей физического развития девочек 9-13 лет, не занимающихся спортом.

3.Провести сравнительный анализ физического развития волейболисток и не занимающихся спортом.

4.Дать практические рекомендации по отбору и подготов­ке волейболисток 9-13 лет.

Для решения поставленных задач были использованы следу­ющие методы:

1. Антропометрия

2. Методы обработки экспериментальных данных

3. Методы математической статистики

4. Метод анализа литературных источников

Антропометрия

При использовании этого метода определялись соматометрические признаки у юных волейболисток 9-13 лет. Исследования проводились по классической методике Р.Мартина; принятой и унифицированной НИИ антропологии им. Анучина и описанной В.В.Бунаком [3,20]. Все испытуемые были разбиты на возраст­ные группы с интервалом в один год. Установление принадлеж­ности к данному возрасту производилось в соответствии с об­щепринятыми рекомендациями [23,30].

При проведении антропометрических измерений использован следующий инструментарий:

металлический антропометр Р.Мартина, для измерения продольных размеров тела (точность измерения до 1 мм);

толстотный циркуль для измерения поперечных размеров тела (точность измерения до 0,5 см);

сантиметровая лента для измерения охватных размеров тела (точность измерения до 0,5 см);

калипер с постоянным давлением 10 г/мм для измерения толщины кожно-жировых складок (точность измерения до 0,1 мм);

медицинские весы для определения массы тела (точность измерения до 50 г).

Метод анализа литературных лоточников

Этот метод позволяет быть осведомленным о новейших работах, проводимых другими авторами по аналогичной теме, дает картину состояния исследуемой проблемы, выявляет подход к ее трактовке со стороны российских и зарубежных уче­ных, вводить, если потребуется, соответствующие коррективы в исследование. Метод необходим для установления связи науч­ных положений с практикой тех вопросов проблемы, которые могут иметь принципиальное значение в решение поставлен­ной исследованием проблемы.

Методы обработки экспериментальных данных

При сравнении данных волейболисток и не занимающихся спортом использованы сведения, содержащиеся в работах неко­торых авторов [16,22,36].

Программа исследований по схеме, предложенной Т.С.Тимаковой и Н.Т.Беляковой [29], включает измерение продольных, поперечных и охватных размеров тела, а также определение величины компонентов массы тела и толщины кожно-жировых складок согласно рекомендациям ряда авторов [15].

Методы математической статистики

Материалы исследования статистически обработаны. Расс­читаны: коэффициент вариации (в %) , V±Mx

где x - среднее значение величины антропометрических пока­зателей;

σ- среднеквадратическое отклонение;

и ошибка средней  Мx

2.2. Организация исследования

Исследование проводилось в 2013-2014 уч.г в специализированных спортив­ных школах г. Москвы  №65, №73 и в гимназии № 1508 на девочках 9 - 13лет.


 

Глава 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение

С целью выявления закономерностей становления соматометрических показателей у юных волейболисток были определены абсолютные и относительные показатели годичных приростов, изученных параметров. Относительные величины годичных при­ростов размерных признаков представляют отношения абсолютно­го прироста признака к первоначальной его величине (величине в начале данного возрастного периода).

Анализ измерения абсолютных величин и скоростей роста исследованных морфологических показателей в изученный воз­растной интервал позволяет установить некоторые закономер­ности по сравнению с идентичными показателями школьниц, не занимающихся спортом.

Тотальные размеры. Как видно из таблицы 1, по длине те­ла юные волейболистки превосходят своих сверстниц, не зани­мающихся спортом, по всем возрастным группам, и с возрастом эта разница увеличивается. Если различия по длине тела в 9-летнем возрасте составляют 12,9 см или 9,8% то в 13 лет -18,6 см или 12,1%,следовательно, длина тела играет сущест­венную роль при достижении высоких спортивных результатов.

Во всех возрастных группах отмечается достоверное раз­личие (р<0,01) в показателях. Максимальные приросты длины тела приходятся на 10-11 лет (10 см или 6,7%) и на 12-13 лет (7,2 см или 4,4%). После 13 лет скорость роста длины тела непрерывно уменьшается (рис.1).

Сопоставление массы тела волейболисток и не спортсменок одноименных групп показывает, что у тех и у других вес тела с возрастом увеличивается неравномерно (рис.2). Так, если у не занимающихся наибольшие прибавки наблюдаются в 10-11 лет (4,6 кг или 14,5%) и в 11-12 лет (4,5 кг или 12,3%),  то у волейболисток в 10-11 лет - 6, 0 кг или 16,4%, в 11-12 лет -6,0 кг или 14,1% и в 12-13 лет - 7,2 кг или 14,8%.

Интересно отметить, если в 10-12 лет прирост массы тела осуществляется в основном за счет мышечного компонента, что связано с влиянием занятий волейболом на мышечную гипертро­фию, то в 12-13 лет прирост идет уже в основном за счет жи­рового и костного компонентов.

По показателям окружность груди волейболистки также имеют преимущество по сравнению с не занимающимися, правда, до 13 лет показатели достоверно не различаются (р>0,05), а с 13 лет показатели статически различаются (рис.3).

Отмеченное нами явление, видимо, связано с тем, что в ходе спортивной тренировки усиленно развиваются мышцы верх­них конечностей, которые своим напряжением изменяют положе­ние ребер, приводя к увеличению параметра окружности груди. Наибольшие темпы прироста у волейболисток отмечаются в 11-12 лет - 4, 3 см (6,2%) и в 12-13 лет - 5,4 см (7,3%), а у не с­портсменок в 11-12 лет - 3,9 см (5,7%).

Таблица №1

Средние величины тотальных размеров тела юных волейболисток и девочек (девушек) 9-13 лет, не занимающихся спортом.

Надпись: Показатели	Группы	Возраст участников в группах (лет)

	
	9	10	11	12	13
Длина тела (см)	вб х
нз х	144,4 131,5	148,9 137,3	158,9 143,2	164,6 149,7	171,8 153,2
Обхват груд¬ной клетки (в спокойном состоянии, см)	вб х
нз х	65,0 63,2	66,6 65,5	69,9 67,8	74,2 71,7	79,6 74,1
Масса тела (кг)	вб х
нз х	34,3 28,5	36,5 31,8	42,5 36,4	48,5 40,9	55,7 44,5

Примечание. Здесь и далее: вб - волейболистки, нз – не  занимающиеся спортом.



Продольные размеры тела. При анализе результатов изме­рений продольных размеров тела и отдельных сегментов измере­ний продольные размеров тела и отдельных сегментов (табл.2) видно, что юным волейболисткам свойственны более длинное ту­ловище по сравнению с не занимающимися. Максимальный прирост наблюдается в 10-11 лет и достигает 3,8 см(8,9%). В дальней­шем с возрастом прирост еще больше замедляется. Максимальный прирост у не занимающихся приходится на 12-13 лет и составля­ет 2,3 см (5,4%). Наибольшее различие в длине туловища имеет место в 11 лет и составляет 5,5 см (13,8%) (рис.4).

Анализ изменения с возрастом длины руки (рис.5) пока­зал, что наблюдаемое отличие имеет место в более раннем возрасте, главным образом, за счет длины предплечья, а в даль­нейшем различие увеличивается за счет длины плеча. Наиболь­шая скорость прироста длины руки отмечается в волейболисток в 10-11 лет, абсолютный прирост - 4,1 см, относительный при­рост - 6,3% и в 12-13 лет - 4 см (5,6%).

Анализ величины отдельных сегментов руки (рис.6-8) по­казал, что наибольшие темпы прироста наблюдаются в длине плеча. В 10-11 лет и 12-13 лет они соответственно составляют 2,7 см (10,5% и 7,4%)! По длине предплечья в 11-12 лет при­рост 1 см или 4,4%, и в длине кисти наибольшая скорость при­роста наблюдается в 12-13 лет - 1,3 см (7,0%).

Интересно отметить такой факт, что по абсолютному и от­носительному приросту длины предплечья не занимающиеся пре­восходят волейболисток. Абсолютный прирост длины предплечья у не спортсменок достигает 4,3 см (23,0%), в то время как у волейболисток, как мы уже отмечали это выше, прирост дости­гает 3,4 см или всего 15,9%.

Мы объясняем это тем, что на начальных этапах подготов­ки волейболисток происходит как специальный, так и естествен­ный отбор спортсменок, имеющих более длинное предплечье, что, видимо, связано со спецификой ударного движения в во­лейболе при подачах мяча и нападающих ударах. Спортсменка, имеющая более длинное предплечье, способна сообщить мячу гораздо большую скорость.

 

Таблица №2

Средние величины продольных размеров тела юных волейболисток и

девочек (девушек) 9-13 лет, не занимающихся спортом.

 

 

 

Показатели

Группы

Возраст участников в группах (лет)

9

10

11

12

13

Длина тулови­ща, (см)

вб х

нз х

42,2 38,2

42,6 39,7

46,4 40,9

47,9 42,8

49,0 45,1

Длина руки (см)

вб х

нз х

63,2 56.3

64,8 58,9

68,9 62,1

71,9 64,7

75,9 66,5

Длина плеча (см)

вб х

нз х

25.3 23.6

25,8 24,7

28.5 26, 3

29,9 27,2

32,1 28,1

Длина пред­плечья, (см)

вб х

нз х

21.4 18.7

22,0 19,6

22,5

20.7

23,5 21,7

24,3 22,0

Длина кисти (см)

вб х

нз х

16.6 13,9

17,0 14,4

17,9 15,4

18,5 16,1

19,8 16,3

Длина ноги (см)

вб х

нз х

78,4 70,4

81,7 74,2

87,5 78,2

91,3 81.7

95,6 83, 2 '

Длина бедра (см)

вб х

нз х

37,5 33,5

39,3 35,3

42,0 37,7

43,9 39,4

46,7 40,0

Длина голени (см)

вб х

нз х

34,2 31,4

35,4 33,1

38,2 34,7

40,1 36,3

41,5 37,0


 

 

 

 

 

Показатели средних величин продольных размеров тела юных волейболисток 9 лет и не занимающихся спортом (длина туловища (см))

 

Примечание: вб – волейболисты

            нз – не занимающиеся

            9 – 9 лет

           

Средние величины продольных размеров тела юных волейболисток 9 лет и не занимающихся спортом.

 

Примечание: 1 – длина руки (см)

            2 – длина плеча (см)

            3- длина предплечья (см)

            4 – длина кисти (см)

вб- волейболистки

нз – не занимающиеся

 

 

 

Средние величины продольных размеров тела юных волейболисток 9 лет и не занимающихся спортом.

 

Примечание: 1- длина ноги(см)

            2- длина бедра(см)

            3– длина голени(см)

вб- волейболистки

нз – не занимающиеся

 

Средние величины продольных размеров тела юных волейболисток 13 лет и не занимающихся спортом.

 

Примечание: 1 – длина руки (см)

            2 – длина плеча (см)

            3- длина предплечья (см)

            4 – длина кисти (см)

вб- волейболистки

нз – не занимающиеся

 

 

Средние величины продольных размеров тела юных волейболисток 13 лет и не занимающихся спортом.

Примечание: 1- длина ноги(см)

            2- длина бедра(см)

            3– длина голени(см)

вб- волейболистки

нз – не занимающиеся

 


Рассматривая результаты полученных измерений, характе­ризующих длину нижних конечностей и их звеньев, можно отме­тить, что увеличение их подчинено несколько иным закономер­ностям. Наиболее высокие темпы прироста длины ноги у волей­болисток отмечается в 10-11 и в 12-13 лет - прирост соответ­ственно 5,8 см и 4,3 см или 7,1% и 4,7%, а у не спортсменок в 9-10 и в 10-11 лет - 3, 8 см и 4, 0 см или 5,4%, и в том и в другом возрасте (рис.9).

Длина бедра в обеих группах с возрастом увеличивается неравномерно. Так, у не занимающихся темпы наибольшего при­роста отмечаются только в 10-11 лет - 2,4 см (6,8%), а у юных волейболисток максимальные темпы прироста длины бедра отмечаются как в 10-11 лет - 2,7 см (6,9%), так и в 12-13 лет - 2, 8 см (6,4%) (рис. 10).

При анализе ростовых процессов длины голени (рис.11) можно сделать выводы, что с возрастом различия абсолютных и относительных показателей неуклонно возрастают (р<0,05). Возраст наибольшего прироста у не занимающихся спортом - это 9-10 лет (5,4%), а у волейболисток можно выделить возраст 10-11 лет - 2,8 см (7,9%).

Поперечные размеры тела. Как видно из таблицы 3, по ши­рине плеч результаты достоверно различаются (р<0,05) во всем возрастном диапазоне. Прирост ширины плеч по годам осуществ­ляется неравномерно, можно даже сказать волнообразно. Перио­ды усиленного прироста сменяются незначительным увеличением рассматриваемого показателя.

Наибольший прирост ширины плеч у волейболисток отмеча­ется в 10-11 лет - 1,8 см (5,84%) и в 12-13 лет 1,7 см (5,4%). У не занимающихся спортом также отмечается два пика прироста 10-11 лет - 1,3 см (4,48%) и 11-12 лет 1,4 см (4,5%) (рис.12).

В поперечном диаметре груди у волейболисток максималь­ный прирост отмечается на год позже, чем у не занимающихся, то есть в 12-13 лет 1,5 см (6,6%), а у не спортсменок в 11-12 лет - 1,2 см (5,7%) (рис. 13).

Наибольшая скорость прироста ширины таза у волейболис­ток также отмечается на год позже, чем у не занимающихся. Если у не спортсменок она приходится на 11-12 лет - 1,3 см (5,5%), то у волейболисток в 12-13 лет - 2,4 см (9,8%) (рис.14).

 

 

Таблица 3.

Средние величины поперечных размеров тела юных волейболисток и девочек (девушек) 9-13 лет, не занимающихся спортом.

 

 

 

Показатели

Группы

Возраст участников в группах (лет)

9

10

11

12

13

 

 

Ширина плеч (см)

вб х

нз х

29,6 28,4

30,8 29,4

32,6 30,8

33,7 32,1

35,4 32,8

Среднегрудино поперечный (см)

вб х

нз х

20,9 19,5

21,1 20,4

21,9 21,0

22,7

22,2

24,2 22, 6

Тазогребневой (см)

вб х

нз х

22,2

21,3

23,1

22,2

24,5

23,2

24,6 24,5

27,0

25,2

 

 

 

 

Охватные размеры тела. Охватные размеры тела, в част­ности охватные сегменты конечностей, в значительное мере свидетельствуют о степени развития и локализации мускулату­ры. По этим показателям можно судить об абсолютной и относи­тельной мышечной массе тела, о направленности процессов ста­новления мышечной системы при специфической двигательной де­ятельности.

Сравнительный анализ охватных размеров предплечья, плеча, бедра и голени, их проксимальных и дистальных отделов показал (табл.4), что у юных волейболисток охватные размеры более высокие, чем у не занимающихся спортом. Исключение сос­тавляют только охватные размеры плеча, по которым не спортс­менки превосходят волейболисток в этом показателе. Кроме то­го, по обхватам бедра и предплечья до 11 лет не занимающиеся превосходят юных волейболисток, а в 10 лет опережают и по обхвату голени.

Наиболее высокие темпы прироста обхватов плеча отмеча­ются у волейболисток в 11-12 лет - 1,2 см (5,9%) и в 12-13 лет - 1,6 см (7,4%), а у не спортсменок в 13-14 лет - 1,3 см (5,6%) и в 14 лет - 1,4 см (5,7%) (рис.15).

Рассматривая различия в обхвате предплечья (рис.16) можно отметить, что в 12 лет различий между волейболистками и не занимающимися нет, а с 12 лет волейболистки уже превос­ходят не занимающихся, но различие недостоверно (р>0,05). Максимальные темпы прироста у волейболисток наблюдаются в 11-12 лет - 1 см (5%) и в 12-13 лет - 1,3 см (6,8%). У не за­нимающихся можно отметить только один пик в возрасте 12-13 лет - 1, 1 см (5,2%).

По различиям в обхвате бедра (рис.17) необходимо отме­тить следующие моменты: в 10 и 11 лет не занимающиеся спортом превосходят юных волейболисток, но различия статически не­достоверны, а с 11 лет волейболистки опережают не занимающихся (при р<0,05). Наибольшие темпы прироста у волейболисток отмечаются в 11-12 лет - 3,6 см (8,1%), в 12-13 лет - 3,2 см (6,6%) и в 13-14 лет - 3,2 см (6,2%), а у не занимающихся в 13-14 лет - 2,4 см (4.9%).

Кроме того, по скорости прироста обхвата бедра можно сказать, что у волейболисток отмечается на начальном этапе резкий прирост, что видимо, связано со специфическими трени­ровочными нагрузками, прыжковыми упражнениями, а в дальней­шем плавный спад, уменьшение темпов прироста обхватов бедра. У не спортсменок отмечается равномерный прирост обхватов бед­ра.

По обхватам голени (рис.18) юные волейболистки превос­ходят не занимающихся во всех возрастах, кроме 10 лет, где не спортсменки опережают их. До 13 лет статистические данные недостоверны (р>0,05), а с 13 лет данные статистически дос­товерно различаются (р<0,05). Максимальные темпы прироста у волейболисток отмечаются в 10-11 лет - 2,0 см (7,0%) и в 12-13 лет - 2,3 см (7,2%), у не занимающихся максимальный прирост отмечается в 12-13 лет - 1,4 см (4,5%).

 

 

 

Таблица 4.

Средние величины охватных размеров тела юных волейболисток и девочек (девушек) 9-13 лет, не занимающихся спортом.

 

 

 

Показатели

Группы

Возраст участников в группах (лет)

9

10

11

12

13

 

Плечо (рас­слабленное состояние, см)

вб х

нз х

19,4 20,0

19,8 20,8

20,3 21,6

21,5

23,1 23,3

 

Предплечье (наибольшего развития, см)

вб х

нз х

19,1 19,2

19,2 19,9

20,1 20,5

21,1 21,1

22,4

22,2

 

Бедро (проксимальное, см)

вб х

нз х

42,1 41,2

42,9 43,0

44,7 45,0

48,3 46,8

51,5 48,7

 

Голень (максимальная, см)

вб х

нз х

28,1 27,5

28,5 28,6

30,5 29,8

31,8 30,9

34,1 32,3

 

 

 

 

 

Средние величины охватных размеров тела юных волейболисток и девочек 9-13 лет, не занимающихся спортом (плечо (расслабленное состояние, см))

 

Примечание: 1-  9 лет

            2 – 10 лет

            3 – 11 лет

            4 – 12 лет

            5 – 13 лет

вб- волейболистки

нз- не занимающиеся

 

 

Средние величины охватных размеров тела юных волейболисток и девочек 9-13 лет, не занимающихся спортом (предплечье(наибольшего развития, см))

 

Примечание: 1-  9 лет

            2 – 10 лет

            3 – 11 лет

            4 – 12 лет

            5 – 13 лет

вб- волейболистки

нз- не занимающиеся

 

Средние величины охватных размеров тела юных волейболисток и девочек 9-13 лет, не занимающихся спортом (бедро(проксимальное, см))

 

Примечание: 1-  9 лет

            2 – 10 лет

            3 – 11 лет

            4 – 12 лет

            5 – 13 лет

           

вб- волейболистки

нз- не занимающиеся

 

Средние величины охватных размеров тела юных волейболисток и девочек 9-13 лет, не занимающихся спортом (голень(максимальная, см))

 

Примечание: 1-  9 лет

            2 – 10 лет

            3 – 11 лет

            4 – 12 лет

            5 – 13 лет

           

вб- волейболистки

нз- не занимающиеся

 


 

ВЫВОДЫ.

1.По всем абсолютным размерам тела юные волейболистки превосходят не занимающихся спортом (кроме обхватов плеча, где не спортсменки опережают волейболисток).

2. Периоды максимальных годичных приростов продольных размеров тела у юных волейболисток и не занимающихся в основ­ном совпадают, но величина приростов у них значительно боль­ше, чем у не занимающихся спортом, и временной интервал роста и развития юных волейболисток продлен на год по сравнению с не занимающимися.

3. Период максимальных годичных приростов поперечных размеров тела у юных волейболисток смещен на год позже. Так, у волейболисток этот период приходится на 12-13 лет, а у не­ занимающихся спортом на 11-12 лет, что, видимо, связано с несколько поздним биологическим созреванием, то есть у во­лейболисток пубертатный период начинается позже, чем у не за­нимающихся спортом.

4. Период максимальных годичных приростов охватных размеров тела у волейболисток смещен на год-два вперед, то есть прирост начинается раньше, чем у не спортсменок, что, видимо, связано с интенсивным занятием волейболом, с усиле­нием обменных процессов в мышцах и с увеличением физиологи­ческого поперечника мышц спортсменок.

5. Верхняя и нижняя конечности на всем протяжении изучаемого возрастного периода растут быстрее, чем длина корпу­са.

6. Проксимальные сегменты верхних и нижних конечностей растут быстрее дистальных.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

 

1. В связи с тем, что на начальном этапе верхняя и ниж­няя конечности растут быстрее чем длина корпуса, то нужно особенно осторожно подходить к нормированию нагрузок, так как возрастает вероятность травм конечностей.

2. С 9 до 11 лет, учитывая незавершенность формирования скелета, больше внимания уделять укреплению мышц туловища, с целью предупреждения искривлений позвоночника, возникновения сколиозов.

3. Возраст 12-13 лет является неблагоприятным для "ударного" развития физических качеств, так как в этот период происходит усиленный прирост показателей физического раз­вития. В этот период необходимо больше внимания уделять тех­нико-тактическим действиям.

4. При отборе волейболисток необходимо пользоваться оценочными таблицами длины и массы тела разработанные нами.


Список литературы

 

1.     Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры : [учеб.-метод. пособие] / А.В. Беляев. - 2-е изд. - М.: ФиС: СпортАкадемПресс, 2005. - 143 с.: ил.

2.     Волейбол : [учеб. для студентов вузов физ. культуры] / под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - 4-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 359 с.: ил.                      

3.     Волейбол : пример. прогр. для системы доп. образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР / [разраб. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников]. - М.: Сов. спорт, 2003. - 110 с.: табл.

4.     Волейбол : пример. прогр. спортив. подгот. для детско-юнош. школ олимп. резерва : доп. Федер. агенством по физ. культуре и спорту / [разраб. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников] ; Федер. агентство по физ. культуре и спорту. - М.: Сов. спорт, 2007. - 110 с.: табл.

5.     Волейбол : Учеб. для вузов / ред. Беляев А.В., Савин М.В. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с.: ил.

6.     Волейбол : учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. 022300 - Физ. культура и спорт: Рек. умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта / под. общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС: СпортАкадемПресс, 2006. - 358 с.: ил.

7.     Волейбол : этапы спорт. совершенствования и высш. спорт. мастерства : пример. прогр. спортив. подгот. для дет.-юнош. спортив. школ., специализир. дет.-юнош. шк. олимп. резерва : доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту / [разраб. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин] ; Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. - М.: Сов. спорт, 2004. - 92 с.: табл.

8.     Волейбол. Пляжный волейбол : Правила соревнований / Гос. ком. РФ по физ. культуре, спорту и туризму, Всерос. Федерация волейбола. - М.: Терра-спорт, 2001. - 131 с.: ил.

9.     Кунянский В.А. Волейбол : О судьях и судействе / Кунянский В.А.; ред. Савин М.В., Питерцев Ю.В. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 180 с.: табл.

10. Лепешкин В.А. Волейбол в школе : Обучение тактике игры / В.А. Лепешкин. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.: ил.

11. Фурманов А.Г. Волейбол : [учеб. пособие] / А.Г. Волейбол. - Минск: Соврем. шк., 2009. - 227 с.: ил.

12.  Былеева Л.В. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры / Былеева Л.В., Коротков И.М., Климкова Р.В., Кузьмичева Е.В. //  - М.: ТВТ Дивизион, 2005. – 280 с., ил.

13.  В борьбе за скорость / Клещев Ю.Н., Фомин Е.В. // спортивные игры №7. – М.: 1974.- с. 8 – 9.

14.  Взаимосвязь физических качеств в структуре физической подготовленности волейболистов / Фомин Е.В., Топышев О.П., Смирнов Ю.И., Хантов Х.Б. // Теория и практика физ. культуры. - 1984. - N 7. - С. 10-12.

15.  Влияние биологического возраста на скоростно – силовые способности юных волейболисток 9 – 17 лет / Гарипов А.Т., Гладышева А.А., Фомин Е.В. // тезисы докладов Всесоюзной конференции молодых ученых «Врачебно – педагогические аспекты физического воспитания учащейся молодежи». – Л.: 1990. С. 99.

16.  Влияние специализированной двигательной деятельности на рост и развитие юных волейболисток / Фомин Е.В., Гладышева А.А., Насоновская Т.И. // современная морфология – физической культуре и спорту. Материалы научной конфер. Посвященной 150 – летию со дня рождения П.В Лесгафта. – Л.: 1987. С. 103.

17. Волейбол : пример. прогр. спортив. подгот. для дет.-юнош. шк. олимп. резерва : Доп. Федер. агенством по физ. культуре и спорту / [разраб. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников] ; Федер. агентство по физ. культуре и спорту. - М.: Сов. спорт, 2007. - 110 с.: табл.

18.  Гарипов А.Т. Возрастные особенности скоростно – силовой подготовки юных волейболисток / Гарипов А.Т., Клещев Ю.Н., Фомин Е.В. // методкабинет спорткомитета ТССР. – Амхабад. 1991. 53 с.

19.  Глейберман А.Н. Упражнения с набивными мячами/ А.Н. Глейберман. - М.: ФиС, 2005. - 259 с.: ил.

20.  Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - М.: Терра-спорт: Олимпия пресс, 2006. - 271 с.: ил.

21.  Губа В.П. основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования. Морфобиомеханический подход. / В.П. Губа. - М.: Сов. спорт, 2012.

22.  Исследования развития специальных физических качеств волейболистов / Фомин Е.В., Топышев О.П., Смирнов Ю.И. // в книге материалы конференций молодых ученых ГЦОЛИФКа 1975. С. 170 – 171.

23.  Морфологические критерии – показатели пригодности, общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам / Абрамова Т.Ф., Никитина Т.М., Кочеткова Н.И. // ТВТ Дивизион. – М., 2010.

24.  Никитушкина В.Г. Система подготовки спортивного резерва. /В.Г. Никитушкина. – М.: МГФСО, 1994.

25.  Об особенностях воспитания скоростно – силовых качеств у юных волейболисток / Фомин Е.В., Гарипов А.Т. // тезисы докладов V-ой научно – практ. Конфер. По проблемам физической культуры и спорта, посвященной 70 – летию Великого Октября. Амхабад: 1987. С. 141 – 143.

26.  Половой диморфизм в факторной структуре физического развития юных волейболисток / Фомин Е.В., Гарипов А.Т., Гладышева А.А. // тезисы конфер.: «Современная антропология медицине и народному хозяйству». Талин: 1988. С. 213 – 215.

27.  Прыжок над сеткой / Фомин Е.В. // спортивные игры №5. – М.: 1979. - с. 8 – 9.

28.  Скоростно – силовая подготовка юных волейболистов / Гарипов А.Т., Клещев Ю.Н., Фомин Е.В. // методические рекомендации. Редакционно - издательский отдел ГЦОЛИФК. – М.: 1994.

29.  Суханов А.В. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболистов / Суханов А.В., Фомин Е.В. // методические рекомендации. ВФВ. – М.: 2012.

30.  Теоретические основы силовой подготовки волейболистов / Фомин Е.В. // методические разработки. Редакционно – издательский отдел ГЦОЛИФК. – М.: 1985.

31. Теория и методика спорта : учеб. пособие для училищ олимп. резерва: Доп. Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре и туризму / ред. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. - М.: [4-й фил. Воениздата], 1997. - 415 с.: табл.

32.  Факторная структура специальной физической подготовленности юных волейболистов / Фомин Е.В. // вопросы возрастной физиологии и педагогики спорта в Киргизии. Тезисы докладов сообщения II Республиканской науч. Конфер. Посвященной XXX- летия Киргизкий Государственный ИФК. – Фрунзе. 1985. С. 111- 113.

33.  Физическая подготовка юных волейболистов / Фомин Е.В., Чернов Ю.И. // методические рекомендации. Комитет по ФКиС при СМ СССР ГУНМР. Управление спортивных игр. – М.: 1985.

34.  Филин В.П. Основы юношеского спорта / Филин В.П., Фомин Н.А. - М.: ФиС, 1980. - 255 с.: табл.

35.  Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов / Фискалов В.Д. – М.: Сов. Спорт, 2010.

36.  Фомин Е.В.  Возрастные особенности развития физических качеств у юных волейболистов / Фомин Е.В. // методические рекомендации для студентов ГЦОЛИФК. – М.: 1988. 23 с.

37.  Фомин Е.В. Волейбол : Методы, средства и контроль за развитием у волейболистов ловкости, быстроты и силы: метод. рекомендации для студентов ин-тов физ. культуры / Е.В. Фомин ; Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1979. - 20 с.

38.  Фомин Е.В. Исследование топографии мышечной силы волейболистов / Фомин Е.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1986. - N 8. - С. 37-39.

39.  Фомин Е.В. Общие основы силовой подготовки волейболистов и их практическое приложение / Фомин Е.В. // методические рекомендации. ВФВ. – М.: 2012. 23 с.

40.  Фомин Е.В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов : метод. разраб. для студентов ГЦОЛИФКа / Е.В. Фомин ; Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1986. - 41 с.

41.  Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовки волейболистов : метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры / Е.В. Фомин ; Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1981. - 24 с.

42.  Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовленности юных волейболистов / Фомин Е.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1987. - N 7. - С. 33-34.

43.  Фомин Е.В. Факторы, определяющие физическое развитие и физическую подготовленность юных волейболистов на отдельных этапах подготовки / Фомин Е.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1989. - N 12. - С. 32-34.

44.  Чем выше прыгнешь / Фомин Е.В. // спортивные игры №7. – М.: 1989.- с. 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Максимальные приросты антропометрических показателей у юных волейболисток и у не занимающихся спортом (9-13 лет).

 

Наименование показателей

волейболистки

Не занимающиеся

возраст

абс.,см

отн.,%

возраст

абс.,см

отн.,%

Вес тела (кг)

10-11 11-12 12-13

6,0

6,0

7,2

16,4

14, 1 14,8

10-11 11-12

4,6

4,5

14,5 12,3

Длина тела (см)

10-11 12-13

10,0

7,2

6,7

4,4

11-12

6,5

4,5

Длина руки

(СМ)

10-11 12-13

4, 1

 4,0

6,3

5,6

10-11

3, 2

5,4

Длина плеча (см)

10-11 12-13

2,7

2,2

10,5

 7,4

10-11

1,6

6,5

Длина предплечья (см)

11-12

1,0

4,4

10-11 11-12

1, 1

1,0

5,6

4,8

Длина кисти (см)

12-13

1.3

7, 0

10-11

1,0

6.9

Длина ноги (см)

10-11 12-13

5,8

4,3

7, 1

4,7

9-10

10-11

3,8

4,0

5,4

 5,4

Длина бедра (см)

10-11 12-13

2,7

2,8

6,9

6,4

10-11

2,4

0, 8

Длина голени

10-11

2,8

7,9

9-10

1,7

5,4

Ширина плеч (см)

10-11 12-13

1,8

 1,7

5,8

5,1

10-11 11-12

1,3

1,4

4,5

 4,5

Среднегрудин.

поперечн.диам.

груди, (см)

12-13

1,5

6,6

11-12

1,23

5,7

Тазогребневой (см)

12-13

2,4

8,9

11-12

1,3

5,5

Обхват груди (см)

11-12 12-13

4,3

5,4

6,2

7,3

11-12

3,9

5,7

Обхват плеча (см)

11-12 12-13

1,2

1,6

5,9

7,4

13-14 14-15

1,3

1,4

5,6

5,7

Обхват предпл.

(СМ)

11-12 12-13

1,0 1,3

5,0 6,2

12-13

1, 1

5.2

Обхват бедра (см)

11-12 12-13 13-14

3,6

3,2

 3,2

8, 1

 6,6

 6,2

13-14

2, 4

4,9

Обхват голени (см)

10-11 12-13

2,0

2,3

7,0

7,2

12-13

1,4

4,5

Длина туловища

10-11

3,8

8,9

12-13

2, 3

5,4