«ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК 9-13 ЛЕТ ПРИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ВОЛЕЙБОЛОМ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................3
Глава 1. Литературный обзор.....................................................................6
1.1.Особенности физического развития девочек и девушек 9-13 лет........6
1.2.Влияние спорта на морфофункциональные показатели школьниц....11
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования...................15
2.1. Цель, задачи и методы исследования.................................................15
2. 2. Организация исследования................................................................17
Глава 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение.................18
Выводы.......................................................................................................31
Практические рекомендации.....................................................................32
Приложения...............................................................................................33
Список литературы....................................................................................34
Приложение………………………………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
Современный спорт предъявляет к спортсменкам требования, граничащие с их физическими и функциональными возможностями, и на детский организм, естественно, падает двойная нагрузка. Во-первых, обеспечить адаптацию к большим физическим нагрузкам и психоэмоциональным напряжениям и, во-вторых, исполнить функцию роста и развития.
Нельзя также забывать, что основная функция женского организма - детородная, и игнорирование данного положения может привести к серьезным последствиям и наложить негативный отпечаток на дальнейшую жизнь девушки, женщины.
В настоящее время данные по изменению физического развития у юных спортсменок приобретают не только теоретический интерес, но и имеют важное значение для практики спорта. Морфологические признаки являются материальной основой двигательных качеств спортсмена, и если не определяют, то во многом способствуют достижению спортивного мастерства.
Различная степень наследственной обусловленности морфологических признаков позволяют одни из них (продольные размеры тела) использовать в качестве критериев отбора, другие, более изменчивые (охватные размеры, компоненты массы тела и др.) для динамических наблюдений за состоянием спортсмена в системе комплексного контроля.
Вместе с тем, следует отметить, что для научного обоснования использование этих показателей на различных этапах многолетней спортивной подготовки необходимы знания возрастных особенностей их становления. Тем более что в подростковом и юношеском возрасте организм находится еще в стадии незавершенного формирования, и воздействие физических упражнений как положительное, так и отрицательное может проявляться особенно заметно.
Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса по воспитанию скоростно-силовых способностей важно глубокое понимание механизмов, лежащих в основе возрастных изменений, а это возможно лишь с учетом анатомо-физиологических особенностей растущего женского организма.
Особенностью этого периода является то, что процесс роста и развития происходит на фоне эндокринной перестройки организма. Гетерохронность формирования структур организма находится в тесной взаимосвязи с особенностями функций органов в различные возрастные периоды. Между морфологическим ростом и функциональным развитием существует обратная зависимость. Вот почему периоды усиленного морфологического роста являются периодами замедленного развития физических качеств.
Кроме того, женский организм обладает основной биологической особенностью, сложной по своей нейрогуморальной регуляции - менструальной функцией, цикличность которой оказывает существенное влияние на весь организм и, в частности, на его работоспособность.
Следовательно, можно говорить о том, что физическое развитие волейболистки - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и состоянием ее здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и специфическим влиянием занятий волейболом.
Актуальность. Проблема воспитания двигательной функции человека, представляющая собой совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений, является одной из ведущих проблем теории физического воспитания. В этой связи двигательная функция принадлежит к числу сложных физиологических систем живого организма, обеспечивающих приспособление к условиям внешней среды двигательную деятельность человека.
В свою очередь проблема изучения закономерностей развития двигательных физических качеств детей и подростков школьного возраста является одной из важнейших в теории и практике физического воспитания подрастающего поколения. Наряду с изучением возрастных особенностей развития силы, выносливости, гибкости, ловкости, по мнению ряда специалистов, значительное внимание должно быть уделено выявлению особенностей развития и методики воспитания быстроты спортсменов в школьном возрасте, так как высокий уровень развития этого качества во многом способствует успешному овладению техникой физических упражнений, гармоническому физическому развитию.
Цель работы - выявить особенности и закономерности физического развития девочек 9-13 лет при специализированных занятиях волейболом.
Объект исследования – особенности физического развития девочек.
Предмет исследования – педагогический процесс формирования базового физического развития девочек 9-13 лет.
Гипотеза исследования - предполагается, что физическое развитие волейболисток – закономерный процесс изменения морфофункциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и состоянием их здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и специфическим влиянием занятием волейболом.
Научная новизна – среди морфологических параметров, определяющих физическое развитие основными являются: продольные размеры тела (длина тела, верхних и нижних конечностей, стопы); масса тела (количество мышечного, костного и жирового компонентов); охватные размеры (окружность грудной клетки, обхваты предплечья, плеча, бедра и голени) и широтные размеры (ширина плеч, таза и т.д.). кроме того, на успешную спортивную деятельность волейболисток оказывает влияние применения специальных технико-тактических упражнений.
Глава 1. Литературный обзор
1.1. Особенности физического развития девочек и девушек 9-13 лет
Физическое развитие - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и специфическими влияниями занятий определенным видом спорта.
Регулярное исследование физического развития юных спортсменов оказывает помощь в решении практических вопросов планирования тренировочного процесса, этапного отбора, углубленной специализации и прогнозирования роста спортивных результатов [4, 6,10,14].
Среди морфологических параметров, определяющих физическое развитие, основными являются: продольные размеры тела (длина тела, длина верхних и нижних конечностей), масса тела (активная, тощая, масса и пассивная, жировая), широтные размеры (обхват грудной клетки, грудной поперечный размер и переднезадний диаметр, ширина плеч, тазовый диаметр), а также интегральные показатели развития размеров тела (поверхность тела, пропорции тела).
Длина тела, длина верхних и нижних конечностей. Длина тела в период с 4 до 20 лет увеличивается неравномерно: отмечаются периоды минимального и максимального роста [16,21,24]. Минимальный прирост длины тела у девочек наблюдается в возрасте с 7 до 8 лет. Почти до 10 лет девочки несколько уступают в длине тела мальчикам. Затем девочки на протяжении более 3 лет опережают мальчиков в длине тела (первый перекрест).
Период ускоренного роста тела у мальчиков приходится на 13 лет, и они вновь перегоняют в длине тела девочек (второй перекрест). В период первого перекреста кривых длина тела девочек и мальчиков достигает 141 см, а в момент второго перекреста - 155 см [5,25,34].
Максимальная интенсивность увеличения длины тела у девочек наблюдается в период от 4 до 6,5 лет и с 8,5 до 12 лет. Максимальное увеличение длины тела (более 7 см) за год приходится на возраст 11,5 лет. После 12 лет абсолютный рост тела за год значительно уменьшается, а после 16 лет - практически прекращается [13].
Интенсивность роста длины верхних конечностей у девочек и мальчиков подчинена той же закономерности, что и интенсивность прироста длины тела. Прирост длины верхних конечностей у мальчиков снижается на год раньше, чем прирост длины тела, при этом интенсивность роста у них сохраняется на 1,5 года дольше, чем у девочек. В результате в этом возрасте у мальчиков наблюдается относительная длиннорукость.
Увеличение длины нижних конечностей соответствует по характеру увеличению длины тела, однако снижение темпа их прироста происходит более равномерно, чем снижение темпа прироста длины тела и длины верхних конечностей.
До 10 лет длина ног больше у мальчиков, а с 10 до 14,5 лет - больше у девочек в среднем на 2 см, затем длина ног у мальчиков опережает длину ног у девочек. К 17 годам это различие достигается в среднем на 6, 5 см. Но поскольку значительное снижение интенсивности прироста длины нижних конечностей у Мальчиков начинается с 11 лет, а у девочек - на год позже, это приводит к относительной длинноногости девочек в подростковом возрасте.
Масса тела. В отличие от длины тела и обхвата грудной клетки масса тела - весьма лабильный показатель, сравнительно быстро измеряющийся под влиянием различных экзо - и эндогенных факторов.
Увеличение с возрастом массы тела, также как и длины тела, происходит неравномерно. Наиболее интенсивный прирост массы тела отмечается у девочек в период между 4-5 и 10-11 годами. Значительный прирост массы тела у девочек и у мальчиков наблюдается в период полового созревания. В этом периоде (с 10-11 до 14-15 лет) масса тела у девочек больше, чем у мальчиков, а с 15 лет в связи с увеличением темпа прироста массы тела у мальчиков она становится вновь больше, чем у девочек.
Кривые возрастного изменения массы тела у девочек и мальчиков перекрещиваются первый раз в возрасте 10-11 лет, второй - в возрасте 14-15 лет.
Для практики большой интерес представляют взаимосвязи длины и массы тела. Оказывается, что между этими величинами имеется прямая, но изменяющаяся с возрастом корреляционная связь. Во всех возрастных группах у детей увеличение массы тела несколько превышает увеличение длины тела; наибольшая разница между этими относительными величинами у девочек приходится на возраст 13-15 лет, а у мальчиков - на возраст 14-16 лет [14,22].
Грудная клетка. Форма грудной клетки у детей, длина тела и обхват груди существенно сказываются на особенностях их телосложения. Форма грудной клетки зависит от развития скелета, мышц и внутренних органов.
Размеры и форма грудной клетки в процессе естественного роста и развития детей подвергаются значительным изменениям обусловленным, прежде всего увеличением и изменением топографии внутренних органов и спецификой работы мышц плечевого пояса. Уже к 12-13 годам форма грудной клетки напоминает таковую у взрослых и отличается от последней лишь размерами.
Окружность грудной клетки увеличивается с возрастом постепенно. Замедление роста окружности грудной клетки у девочек приходится на возраст 13 лет. Увеличение поперечного и переднезаднего диаметров грудной клетки происходит неравномерно. Наиболее интенсивное увеличение этих размеров отмечается в период полового созревания, причем у девочек этот период наступает раньше, чем у мальчиков. Окончательных размеров оба диаметра достигают у девочек на 1-1,5 года раньше, чем у мальчиков.
Скелет. Окостенение скелета у детей происходит неравномерно: к 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12-13 годам, - запястья и пястья. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. С 10 до 12 лет формирование их у девочек и мальчиков идет равномерно.
К началу полового созревания темпы развития тазового пояса у девочек увеличиваются. Сращение трех частей безымянной кости, фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны происходит значительно позже и заканчивается иногда, когда подростки уже становятся взрослыми.
При занятиях спортом необходимо принимать во внимание особенности формирования скелета [2,10]. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если процесс окостенения еще не закончился, могут привести к появлению плоскостопия.
Скелет детей отличается значительным количеством хрящевой ткани, чрезмерно подвижными составами, легкорастягивающимся связочным аппаратом.
Мышечная система. В младшем школьном возрасте мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Следует избегать больших по объему и интенсивности нагрузок, так как они вызывают большие энергозатраты, что может повлечь за собой задержку роста организма [8,11,12].
С возрастом сила мышц увеличивается неравномерно. К 12 годам в основном заканчивается развитие и созревание периферического иннервационного аппарата мышц. Значительно наращивается сухожильный компонент мышц, что усиливает прикрепление мышц к костям, вследствие чего расширяется площадь ее фиксации и повышается коэффициент полезного действия.
К 14-15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий и тканевая дифференциация в скелетных мышцах достигают высокого уровня. В этом возрасте мышцы растут особенно интенсивно. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. Так, если у ребенка 8 лет мышцы составляют около 27% массы тела, у 12-летнего - около 29%, то у подростка 15 лет - около 33%. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у девочек в 11-12 лет, а у мальчиков в 13-14 лет. К 14-15 годам мышцы по своим свойствам уже мало отличаются от свойств мышц взрослых людей.
Одновременно с абсолютным увеличением массы и объема мышечной ткани увеличивается сила мышц и способность их к длительной работе. Наиболее интенсивный рост силы мышц происходит в возрасте 13-14 лет. При этом сила мышц зависит от степени полового созревания и соматотипа [15,18,21,23].
Продолжает нарастать различие между девушками и юношами и в показателях мышечной силы, так как у девушек мышцы тоньше, в них много прослоек жировой ткани. Прирост массы тела у девушек больше, чем прирост мышечной силы. Однако, уступая юношам в силе девушки превосходят их в точности и координации движений.
Состав тела. Одним из самых изменчивых морфологических параметров человеческого организма является состав тела - количественное соотношение метаболически активных (мышечных) и малоактивных (жировых) тканей.
Жировой компонент массы тела в различных возрастных группах подвержен значительным изменениям, которые обусловлены вариабельностью интенсивности роста всего организма и энергетических затрат [17,28,32]. Начиная с самого раннего возраста, в составе массы тела наблюдаются половые различия, которые во многом зависят от питания и двигательной активности.
У детей (практически одинаково у девочек и мальчиков) впервые 5 лет происходит абсолютное уменьшение подкожно-жирового слоя. С 5 до 10 лет у девочек жировая складка уменьшается более отчетлива, чем у мальчиков. После 10 лет отмечается интенсивное увеличение подкожного жира, которое начинается раньше у девочек и протекает более энергично [16,31,33].
Между общим и подкожным жиром в организме существует статически достоверная взаимосвязь. Поэтому толщина кожно-жировых складок может служить количественным критерием жирового компонента массы тела.
Известно, что количество активной массы у человека, тесно коррелирует с его аэробными возможностями. Это предопределяет большой интерес к исследованиям жировой и тощей фракции массы тела [27,36,37].
Поверхность тела зависит от морфологических и функциональных свойств индивида и является одним из информативных параметров его физического развития. Анализировать следует не абсолютные, а относительные величины поверхности тела. Так, соотношение массы и поверхности тела дает представление о массивности, или крепости, телосложения. Между этим соотношением и физическим развитием установлена прямая связь.
1.2. Влияние спорта на морфофункциональные показатели школьников
Рост и развитие организма обусловлены влиянием находящихся в динамическом взаимодействии внутренних и внешних факторов, а из последних - прежде всего социальных. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств или препятствуя и даже исправляя нежелательное их проявление [19].
В интересах массовой физической культуры подбор средств и методов для всех занимающихся должен вести к максимальному раскрытию двигательных качеств. Поэтому одной из актуальных проблем спортивной антропологии является изучение вопросов отбора спортсменов и прогнозирование их спортивных достижений.
По мнению В.С.Фарфеля [35], развитие двигательных функций у детей обусловлено тремя факторами: генетически обусловленными двигательными способностями, естественной (спонтанной) двигательной активностью и воспитанием.
Б.А.Никитюк [26] считает, что в воспитании двигательных качеств наследственность образует фон для реализации социальных воздействий, причем биологические и социальные факторы тесно взаимодействуют.
По данным ряда авторов [7,24] изменения под влиянием спортивных упражнений происходят в скелете, мышцах, внутренних органах и в общем морфологическом статусе человека. Форма и характер этих изменений находятся в прямой зависимости от специфики спортивной специализации, накладывающей свой отпечаток на морфологическую структуру занимающихся. Отсюда, представителям различных видов спорта присущи характерные антропометрические особенности. Занятия определенным видом спорта не только способствуют изменению внешнего вида спортсмена, но и влияют на перестройку его морфологической структуры.
Ряд специалистов [20,35], изучавших влияние занятий спортом, указывают, что молодой организм, находящийся в стадии формирования и роста, реагирует на тренировочные нагрузки иначе, чем взрослый, уже сформировавшийся. Для растущего организма имеют значение не только объем и интенсивность нагрузок, но и та стадия роста, в которой он находится. Спортивная тренировка в детском возрасте вызывает более отчетливые и быстро возникающие морфологические и функциональные сдвиги, чем в зрелом возрасте.
Во многих работах [29,37] отмечается, что дети, занимающиеся спортом, отличаются от своих сверстников, не занимающихся спортом, как по общим показателям физического развития, так и по ряду других антропометрических признаков.
Некоторые исследования свидетельствуют о том, что упражнения, развивающие силу, влияют в основном на развитие костей и мышц, поэтому у юных спортсменов активная масса тела увеличивается больше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. При этом отмечается четкая зависимость степени изменения компонентов состава массы тела от объема и интенсивности тренировок.
Изменение многих показателей под влиянием спортивной деятельности в целом происходит в соответствии с изменениями, характерными для возрастного развития организма. Это чаще всего проявляется в улучшении физического развития и функционального состояния систем жизнеобеспечения [31,33].
Специальными исследованиями [1,29] установлено, что на рост длины тела спорт не оказывает существенного влияния, и данный показатель у спортсменов в значительной мере генетически обусловлен, поэтому в тех видах спорта, где он играет важную роль в спортивных достижениях, его можно использовать в качестве отбора.
На физическое развитие занимающихся спортом значительно и по-разному влияет специфика вида спорта.
Отбирая и ориентируя ребенка на занятия определенным видом спорта, необходимо учитывать не только те морфологические и функциональные особенности, которые затруднят или облегчат ему начальную подготовку и овладение спортивной техникой, но и соответствие его дефинитивных размеров модельным характеристикам спортсменов данного вида спорта.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1. Цель, задачи и методы исследования
В результате анализа литературы мы поставили пред собой следующую цель: выявить особенности и закономерности физического развития девочек 9-13 лет при специализированных занятиях волейболом.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Выявить возрастную динамику показателей физического развития девочек 9-13 лет, занимающихся волейболом.
2. Выявить возрастную динамику показателей физического развития девочек 9-13 лет, не занимающихся спортом.
3.Провести сравнительный анализ физического развития волейболисток и не занимающихся спортом.
4.Дать практические рекомендации по отбору и подготовке волейболисток 9-13 лет.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Антропометрия
2. Методы обработки экспериментальных данных
3. Методы математической статистики
4. Метод анализа литературных источников
Антропометрия
При использовании этого метода определялись соматометрические признаки у юных волейболисток 9-13 лет. Исследования проводились по классической методике Р.Мартина; принятой и унифицированной НИИ антропологии им. Анучина и описанной В.В.Бунаком [3,20]. Все испытуемые были разбиты на возрастные группы с интервалом в один год. Установление принадлежности к данному возрасту производилось в соответствии с общепринятыми рекомендациями [23,30].
При проведении антропометрических измерений использован следующий инструментарий:
металлический антропометр Р.Мартина, для измерения продольных размеров тела (точность измерения до 1 мм);
толстотный циркуль для измерения поперечных размеров тела (точность измерения до 0,5 см);
сантиметровая лента для измерения охватных размеров тела (точность измерения до 0,5 см);
калипер с постоянным давлением 10 г/мм для измерения толщины кожно-жировых складок (точность измерения до 0,1 мм);
медицинские весы для определения массы тела (точность измерения до 50 г).
Метод анализа литературных лоточников
Этот метод позволяет быть осведомленным о новейших работах, проводимых другими авторами по аналогичной теме, дает картину состояния исследуемой проблемы, выявляет подход к ее трактовке со стороны российских и зарубежных ученых, вводить, если потребуется, соответствующие коррективы в исследование. Метод необходим для установления связи научных положений с практикой тех вопросов проблемы, которые могут иметь принципиальное значение в решение поставленной исследованием проблемы.
Методы обработки экспериментальных данных
При сравнении данных волейболисток и не занимающихся спортом использованы сведения, содержащиеся в работах некоторых авторов [16,22,36].
Программа исследований по схеме, предложенной Т.С.Тимаковой и Н.Т.Беляковой [29], включает измерение продольных, поперечных и охватных размеров тела, а также определение величины компонентов массы тела и толщины кожно-жировых складок согласно рекомендациям ряда авторов [15].
Методы математической статистики
Материалы исследования статистически обработаны. Рассчитаны: коэффициент вариации (в %) , V±Mx
где x - среднее значение величины антропометрических показателей;
σ- среднеквадратическое отклонение;
и ошибка средней Мx
2.2. Организация исследования
Исследование проводилось в 2013-2014 уч.г в специализированных спортивных школах г. Москвы №65, №73 и в гимназии № 1508 на девочках 9 - 13лет.
Глава 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение
С целью выявления закономерностей становления соматометрических показателей у юных волейболисток были определены абсолютные и относительные показатели годичных приростов, изученных параметров. Относительные величины годичных приростов размерных признаков представляют отношения абсолютного прироста признака к первоначальной его величине (величине в начале данного возрастного периода).
Анализ измерения абсолютных величин и скоростей роста исследованных морфологических показателей в изученный возрастной интервал позволяет установить некоторые закономерности по сравнению с идентичными показателями школьниц, не занимающихся спортом.
Тотальные размеры. Как видно из таблицы 1, по длине тела юные волейболистки превосходят своих сверстниц, не занимающихся спортом, по всем возрастным группам, и с возрастом эта разница увеличивается. Если различия по длине тела в 9-летнем возрасте составляют 12,9 см или 9,8% то в 13 лет -18,6 см или 12,1%,следовательно, длина тела играет существенную роль при достижении высоких спортивных результатов.
Во всех возрастных группах отмечается достоверное различие (р<0,01) в показателях. Максимальные приросты длины тела приходятся на 10-11 лет (10 см или 6,7%) и на 12-13 лет (7,2 см или 4,4%). После 13 лет скорость роста длины тела непрерывно уменьшается (рис.1).
Сопоставление массы тела волейболисток и не спортсменок одноименных групп показывает, что у тех и у других вес тела с возрастом увеличивается неравномерно (рис.2). Так, если у не занимающихся наибольшие прибавки наблюдаются в 10-11 лет (4,6 кг или 14,5%) и в 11-12 лет (4,5 кг или 12,3%), то у волейболисток в 10-11 лет - 6, 0 кг или 16,4%, в 11-12 лет -6,0 кг или 14,1% и в 12-13 лет - 7,2 кг или 14,8%.
Интересно отметить, если в 10-12 лет прирост массы тела осуществляется в основном за счет мышечного компонента, что связано с влиянием занятий волейболом на мышечную гипертрофию, то в 12-13 лет прирост идет уже в основном за счет жирового и костного компонентов.
По показателям окружность груди волейболистки также имеют преимущество по сравнению с не занимающимися, правда, до 13 лет показатели достоверно не различаются (р>0,05), а с 13 лет показатели статически различаются (рис.3).
Отмеченное нами явление, видимо, связано с тем, что в ходе спортивной тренировки усиленно развиваются мышцы верхних конечностей, которые своим напряжением изменяют положение ребер, приводя к увеличению параметра окружности груди. Наибольшие темпы прироста у волейболисток отмечаются в 11-12 лет - 4, 3 см (6,2%) и в 12-13 лет - 5,4 см (7,3%), а у не спортсменок в 11-12 лет - 3,9 см (5,7%).
Таблица №1
Средние величины тотальных размеров тела юных волейболисток и девочек (девушек) 9-13 лет, не занимающихся спортом.
Примечание. Здесь и далее: вб - волейболистки, нз – не занимающиеся спортом.
Продольные размеры тела. При анализе результатов измерений продольных размеров тела и отдельных сегментов измерений продольные размеров тела и отдельных сегментов (табл.2) видно, что юным волейболисткам свойственны более длинное туловище по сравнению с не занимающимися. Максимальный прирост наблюдается в 10-11 лет и достигает 3,8 см(8,9%). В дальнейшем с возрастом прирост еще больше замедляется. Максимальный прирост у не занимающихся приходится на 12-13 лет и составляет 2,3 см (5,4%). Наибольшее различие в длине туловища имеет место в 11 лет и составляет 5,5 см (13,8%) (рис.4).
Анализ изменения с возрастом длины руки (рис.5) показал, что наблюдаемое отличие имеет место в более раннем возрасте, главным образом, за счет длины предплечья, а в дальнейшем различие увеличивается за счет длины плеча. Наибольшая скорость прироста длины руки отмечается в волейболисток в 10-11 лет, абсолютный прирост - 4,1 см, относительный прирост - 6,3% и в 12-13 лет - 4 см (5,6%).
Анализ величины отдельных сегментов руки (рис.6-8) показал, что наибольшие темпы прироста наблюдаются в длине плеча. В 10-11 лет и 12-13 лет они соответственно составляют 2,7 см (10,5% и 7,4%)! По длине предплечья в 11-12 лет прирост 1 см или 4,4%, и в длине кисти наибольшая скорость прироста наблюдается в 12-13 лет - 1,3 см (7,0%).
Интересно отметить такой факт, что по абсолютному и относительному приросту длины предплечья не занимающиеся превосходят волейболисток. Абсолютный прирост длины предплечья у не спортсменок достигает 4,3 см (23,0%), в то время как у волейболисток, как мы уже отмечали это выше, прирост достигает 3,4 см или всего 15,9%.
Мы объясняем это тем, что на начальных этапах подготовки волейболисток происходит как специальный, так и естественный отбор спортсменок, имеющих более длинное предплечье, что, видимо, связано со спецификой ударного движения в волейболе при подачах мяча и нападающих ударах. Спортсменка, имеющая более длинное предплечье, способна сообщить мячу гораздо большую скорость.
Таблица №2
Средние величины продольных размеров тела юных волейболисток и
девочек (девушек) 9-13 лет, не занимающихся спортом.
Показатели |
Группы |
Возраст участников в группах (лет) |
||||
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
||
Длина туловища, (см) |
вб х нз х |
42,2 38,2 |
42,6 39,7 |
46,4 40,9 |
47,9 42,8 |
49,0 45,1 |
Длина руки (см) |
вб х нз х |
63,2 56.3 |
64,8 58,9 |
68,9 62,1 |
71,9 64,7 |
75,9 66,5 |
Длина плеча (см) |
вб х нз х |
25.3 23.6 |
25,8 24,7 |
28.5 26, 3 |
29,9 27,2 |
32,1 28,1 |
Длина предплечья, (см) |
вб х нз х |
21.4 18.7 |
22,0 19,6 |
22,5 20.7 |
23,5 21,7 |
24,3 22,0 |
Длина кисти (см) |
вб х нз х |
16.6 13,9 |
17,0 14,4 |
17,9 15,4 |
18,5 16,1 |
19,8 16,3 |
Длина ноги (см) |
вб х нз х |
78,4 70,4 |
81,7 74,2 |
87,5 78,2 |
91,3 81.7 |
95,6 83, 2 ' |
Длина бедра (см) |
вб х нз х |
37,5 33,5 |
39,3 35,3 |
42,0 37,7 |
43,9 39,4 |
46,7 40,0 |
Длина голени (см) |
вб х нз х |
34,2 31,4 |
35,4 33,1 |
38,2 34,7 |
40,1 36,3 |
41,5 37,0 |
Показатели средних величин продольных размеров тела юных волейболисток 9 лет и не занимающихся спортом (длина туловища (см))
Примечание: вб – волейболисты
нз – не занимающиеся
9 – 9 лет
Средние величины продольных размеров тела юных волейболисток 9 лет и не занимающихся спортом.
Примечание: 1 – длина руки (см)
2 – длина плеча (см)
3- длина предплечья (см)
4 – длина кисти (см)
вб- волейболистки
нз – не занимающиеся
Средние величины продольных размеров тела юных волейболисток 9 лет и не занимающихся спортом.
Примечание: 1- длина ноги(см)
2- длина бедра(см)
3– длина голени(см)
вб- волейболистки
нз – не занимающиеся
Средние величины продольных размеров тела юных волейболисток 13 лет и не занимающихся спортом.
Примечание: 1 – длина руки (см)
2 – длина плеча (см)
3- длина предплечья (см)
4 – длина кисти (см)
вб- волейболистки
нз – не занимающиеся
Средние величины продольных размеров тела юных волейболисток 13 лет и не занимающихся спортом.
Примечание: 1- длина ноги(см)
2- длина бедра(см)
3– длина голени(см)
вб- волейболистки
нз – не занимающиеся
Рассматривая результаты полученных измерений, характеризующих длину нижних конечностей и их звеньев, можно отметить, что увеличение их подчинено несколько иным закономерностям. Наиболее высокие темпы прироста длины ноги у волейболисток отмечается в 10-11 и в 12-13 лет - прирост соответственно 5,8 см и 4,3 см или 7,1% и 4,7%, а у не спортсменок в 9-10 и в 10-11 лет - 3, 8 см и 4, 0 см или 5,4%, и в том и в другом возрасте (рис.9).
Длина бедра в обеих группах с возрастом увеличивается неравномерно. Так, у не занимающихся темпы наибольшего прироста отмечаются только в 10-11 лет - 2,4 см (6,8%), а у юных волейболисток максимальные темпы прироста длины бедра отмечаются как в 10-11 лет - 2,7 см (6,9%), так и в 12-13 лет - 2, 8 см (6,4%) (рис. 10).
При анализе ростовых процессов длины голени (рис.11) можно сделать выводы, что с возрастом различия абсолютных и относительных показателей неуклонно возрастают (р<0,05). Возраст наибольшего прироста у не занимающихся спортом - это 9-10 лет (5,4%), а у волейболисток можно выделить возраст 10-11 лет - 2,8 см (7,9%).
Поперечные размеры тела. Как видно из таблицы 3, по ширине плеч результаты достоверно различаются (р<0,05) во всем возрастном диапазоне. Прирост ширины плеч по годам осуществляется неравномерно, можно даже сказать волнообразно. Периоды усиленного прироста сменяются незначительным увеличением рассматриваемого показателя.
Наибольший прирост ширины плеч у волейболисток отмечается в 10-11 лет - 1,8 см (5,84%) и в 12-13 лет 1,7 см (5,4%). У не занимающихся спортом также отмечается два пика прироста 10-11 лет - 1,3 см (4,48%) и 11-12 лет 1,4 см (4,5%) (рис.12).
В поперечном диаметре груди у волейболисток максимальный прирост отмечается на год позже, чем у не занимающихся, то есть в 12-13 лет 1,5 см (6,6%), а у не спортсменок в 11-12 лет - 1,2 см (5,7%) (рис. 13).
Наибольшая скорость прироста ширины таза у волейболисток также отмечается на год позже, чем у не занимающихся. Если у не спортсменок она приходится на 11-12 лет - 1,3 см (5,5%), то у волейболисток в 12-13 лет - 2,4 см (9,8%) (рис.14).
Таблица 3.
Средние величины поперечных размеров тела юных волейболисток и девочек (девушек) 9-13 лет, не занимающихся спортом.
Показатели |
Группы |
Возраст участников в группах (лет) |
||||
9 |
10 |
11 |
12 |
13
|
||
Ширина плеч (см) |
вб х нз х |
29,6 28,4 |
30,8 29,4 |
32,6 30,8 |
33,7 32,1 |
35,4 32,8 |
Среднегрудино поперечный (см) |
вб х нз х |
20,9 19,5 |
21,1 20,4 |
21,9 21,0 |
22,7 22,2 |
24,2 22, 6 |
Тазогребневой (см) |
вб х нз х |
22,2 21,3 |
23,1 22,2 |
24,5 23,2 |
24,6 24,5 |
27,0 25,2 |
Охватные размеры тела. Охватные размеры тела, в частности охватные сегменты конечностей, в значительное мере свидетельствуют о степени развития и локализации мускулатуры. По этим показателям можно судить об абсолютной и относительной мышечной массе тела, о направленности процессов становления мышечной системы при специфической двигательной деятельности.
Сравнительный анализ охватных размеров предплечья, плеча, бедра и голени, их проксимальных и дистальных отделов показал (табл.4), что у юных волейболисток охватные размеры более высокие, чем у не занимающихся спортом. Исключение составляют только охватные размеры плеча, по которым не спортсменки превосходят волейболисток в этом показателе. Кроме того, по обхватам бедра и предплечья до 11 лет не занимающиеся превосходят юных волейболисток, а в 10 лет опережают и по обхвату голени.
Наиболее высокие темпы прироста обхватов плеча отмечаются у волейболисток в 11-12 лет - 1,2 см (5,9%) и в 12-13 лет - 1,6 см (7,4%), а у не спортсменок в 13-14 лет - 1,3 см (5,6%) и в 14 лет - 1,4 см (5,7%) (рис.15).
Рассматривая различия в обхвате предплечья (рис.16) можно отметить, что в 12 лет различий между волейболистками и не занимающимися нет, а с 12 лет волейболистки уже превосходят не занимающихся, но различие недостоверно (р>0,05). Максимальные темпы прироста у волейболисток наблюдаются в 11-12 лет - 1 см (5%) и в 12-13 лет - 1,3 см (6,8%). У не занимающихся можно отметить только один пик в возрасте 12-13 лет - 1, 1 см (5,2%).
По различиям в обхвате бедра (рис.17) необходимо отметить следующие моменты: в 10 и 11 лет не занимающиеся спортом превосходят юных волейболисток, но различия статически недостоверны, а с 11 лет волейболистки опережают не занимающихся (при р<0,05). Наибольшие темпы прироста у волейболисток отмечаются в 11-12 лет - 3,6 см (8,1%), в 12-13 лет - 3,2 см (6,6%) и в 13-14 лет - 3,2 см (6,2%), а у не занимающихся в 13-14 лет - 2,4 см (4.9%).
Кроме того, по скорости прироста обхвата бедра можно сказать, что у волейболисток отмечается на начальном этапе резкий прирост, что видимо, связано со специфическими тренировочными нагрузками, прыжковыми упражнениями, а в дальнейшем плавный спад, уменьшение темпов прироста обхватов бедра. У не спортсменок отмечается равномерный прирост обхватов бедра.
По обхватам голени (рис.18) юные волейболистки превосходят не занимающихся во всех возрастах, кроме 10 лет, где не спортсменки опережают их. До 13 лет статистические данные недостоверны (р>0,05), а с 13 лет данные статистически достоверно различаются (р<0,05). Максимальные темпы прироста у волейболисток отмечаются в 10-11 лет - 2,0 см (7,0%) и в 12-13 лет - 2,3 см (7,2%), у не занимающихся максимальный прирост отмечается в 12-13 лет - 1,4 см (4,5%).
Таблица 4.
Средние величины охватных размеров тела юных волейболисток и девочек (девушек) 9-13 лет, не занимающихся спортом.
Показатели |
Группы |
Возраст участников в группах (лет) |
|||||
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
||
Плечо (расслабленное состояние, см) |
вб х нз х |
19,4 20,0 |
19,8 20,8 |
20,3 21,6 |
21,5 |
23,1 23,3 |
|
Предплечье (наибольшего развития, см) |
вб х нз х |
19,1 19,2 |
19,2 19,9 |
20,1 20,5 |
21,1 21,1 |
22,4 22,2 |
|
Бедро (проксимальное, см) |
вб х нз х |
42,1 41,2 |
42,9 43,0 |
44,7 45,0 |
48,3 46,8 |
51,5 48,7 |
|
Голень (максимальная, см) |
вб х нз х |
28,1 27,5 |
28,5 28,6 |
30,5 29,8 |
31,8 30,9 |
34,1 32,3 |
|
Средние величины охватных размеров тела юных волейболисток и девочек 9-13 лет, не занимающихся спортом (плечо (расслабленное состояние, см))
Примечание: 1- 9 лет
2 – 10 лет
3 – 11 лет
4 – 12 лет
5 – 13 лет
вб- волейболистки
нз- не занимающиеся
Средние величины охватных размеров тела юных волейболисток и девочек 9-13 лет, не занимающихся спортом (предплечье(наибольшего развития, см))
Примечание: 1- 9 лет
2 – 10 лет
3 – 11 лет
4 – 12 лет
5 – 13 лет
вб- волейболистки
нз- не занимающиеся
Средние величины охватных размеров тела юных волейболисток и девочек 9-13 лет, не занимающихся спортом (бедро(проксимальное, см))
Примечание: 1- 9 лет
2 – 10 лет
3 – 11 лет
4 – 12 лет
5 – 13 лет
вб- волейболистки
нз- не занимающиеся
Средние величины охватных размеров тела юных волейболисток и девочек 9-13 лет, не занимающихся спортом (голень(максимальная, см))
Примечание: 1- 9 лет
2 – 10 лет
3 – 11 лет
4 – 12 лет
5 – 13 лет
вб- волейболистки
нз- не занимающиеся
ВЫВОДЫ.
1.По всем абсолютным размерам тела юные волейболистки превосходят не занимающихся спортом (кроме обхватов плеча, где не спортсменки опережают волейболисток).
2. Периоды максимальных годичных приростов продольных размеров тела у юных волейболисток и не занимающихся в основном совпадают, но величина приростов у них значительно больше, чем у не занимающихся спортом, и временной интервал роста и развития юных волейболисток продлен на год по сравнению с не занимающимися.
3. Период максимальных годичных приростов поперечных размеров тела у юных волейболисток смещен на год позже. Так, у волейболисток этот период приходится на 12-13 лет, а у не занимающихся спортом на 11-12 лет, что, видимо, связано с несколько поздним биологическим созреванием, то есть у волейболисток пубертатный период начинается позже, чем у не занимающихся спортом.
4. Период максимальных годичных приростов охватных размеров тела у волейболисток смещен на год-два вперед, то есть прирост начинается раньше, чем у не спортсменок, что, видимо, связано с интенсивным занятием волейболом, с усилением обменных процессов в мышцах и с увеличением физиологического поперечника мышц спортсменок.
5. Верхняя и нижняя конечности на всем протяжении изучаемого возрастного периода растут быстрее, чем длина корпуса.
6. Проксимальные сегменты верхних и нижних конечностей растут быстрее дистальных.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. В связи с тем, что на начальном этапе верхняя и нижняя конечности растут быстрее чем длина корпуса, то нужно особенно осторожно подходить к нормированию нагрузок, так как возрастает вероятность травм конечностей.
2. С 9 до 11 лет, учитывая незавершенность формирования скелета, больше внимания уделять укреплению мышц туловища, с целью предупреждения искривлений позвоночника, возникновения сколиозов.
3. Возраст 12-13 лет является неблагоприятным для "ударного" развития физических качеств, так как в этот период происходит усиленный прирост показателей физического развития. В этот период необходимо больше внимания уделять технико-тактическим действиям.
4. При отборе волейболисток необходимо пользоваться оценочными таблицами длины и массы тела разработанные нами.
Список литературы
1. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры : [учеб.-метод. пособие] / А.В. Беляев. - 2-е изд. - М.: ФиС: СпортАкадемПресс, 2005. - 143 с.: ил.
2. Волейбол : [учеб. для студентов вузов физ. культуры] / под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - 4-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 359 с.: ил.
3. Волейбол : пример. прогр. для системы доп. образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР / [разраб. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников]. - М.: Сов. спорт, 2003. - 110 с.: табл.
4. Волейбол : пример. прогр. спортив. подгот. для детско-юнош. школ олимп. резерва : доп. Федер. агенством по физ. культуре и спорту / [разраб. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников] ; Федер. агентство по физ. культуре и спорту. - М.: Сов. спорт, 2007. - 110 с.: табл.
5. Волейбол : Учеб. для вузов / ред. Беляев А.В., Савин М.В. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с.: ил.
6. Волейбол : учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. 022300 - Физ. культура и спорт: Рек. умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта / под. общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС: СпортАкадемПресс, 2006. - 358 с.: ил.
7. Волейбол : этапы спорт. совершенствования и высш. спорт. мастерства : пример. прогр. спортив. подгот. для дет.-юнош. спортив. школ., специализир. дет.-юнош. шк. олимп. резерва : доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту / [разраб. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин] ; Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. - М.: Сов. спорт, 2004. - 92 с.: табл.
8. Волейбол. Пляжный волейбол : Правила соревнований / Гос. ком. РФ по физ. культуре, спорту и туризму, Всерос. Федерация волейбола. - М.: Терра-спорт, 2001. - 131 с.: ил.
9. Кунянский В.А. Волейбол : О судьях и судействе / Кунянский В.А.; ред. Савин М.В., Питерцев Ю.В. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 180 с.: табл.
10. Лепешкин В.А. Волейбол в школе : Обучение тактике игры / В.А. Лепешкин. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.: ил.
11. Фурманов А.Г. Волейбол : [учеб. пособие] / А.Г. Волейбол. - Минск: Соврем. шк., 2009. - 227 с.: ил.
12. Былеева Л.В. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры / Былеева Л.В., Коротков И.М., Климкова Р.В., Кузьмичева Е.В. // - М.: ТВТ Дивизион, 2005. – 280 с., ил.
13. В борьбе за скорость / Клещев Ю.Н., Фомин Е.В. // спортивные игры №7. – М.: 1974.- с. 8 – 9.
14. Взаимосвязь физических качеств в структуре физической подготовленности волейболистов / Фомин Е.В., Топышев О.П., Смирнов Ю.И., Хантов Х.Б. // Теория и практика физ. культуры. - 1984. - N 7. - С. 10-12.
15. Влияние биологического возраста на скоростно – силовые способности юных волейболисток 9 – 17 лет / Гарипов А.Т., Гладышева А.А., Фомин Е.В. // тезисы докладов Всесоюзной конференции молодых ученых «Врачебно – педагогические аспекты физического воспитания учащейся молодежи». – Л.: 1990. С. 99.
16. Влияние специализированной двигательной деятельности на рост и развитие юных волейболисток / Фомин Е.В., Гладышева А.А., Насоновская Т.И. // современная морфология – физической культуре и спорту. Материалы научной конфер. Посвященной 150 – летию со дня рождения П.В Лесгафта. – Л.: 1987. С. 103.
17. Волейбол : пример. прогр. спортив. подгот. для дет.-юнош. шк. олимп. резерва : Доп. Федер. агенством по физ. культуре и спорту / [разраб. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников] ; Федер. агентство по физ. культуре и спорту. - М.: Сов. спорт, 2007. - 110 с.: табл.
18. Гарипов А.Т. Возрастные особенности скоростно – силовой подготовки юных волейболисток / Гарипов А.Т., Клещев Ю.Н., Фомин Е.В. // методкабинет спорткомитета ТССР. – Амхабад. 1991. 53 с.
19. Глейберман А.Н. Упражнения с набивными мячами/ А.Н. Глейберман. - М.: ФиС, 2005. - 259 с.: ил.
20. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - М.: Терра-спорт: Олимпия пресс, 2006. - 271 с.: ил.
21. Губа В.П. основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования. Морфобиомеханический подход. / В.П. Губа. - М.: Сов. спорт, 2012.
22. Исследования развития специальных физических качеств волейболистов / Фомин Е.В., Топышев О.П., Смирнов Ю.И. // в книге материалы конференций молодых ученых ГЦОЛИФКа 1975. С. 170 – 171.
23. Морфологические критерии – показатели пригодности, общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам / Абрамова Т.Ф., Никитина Т.М., Кочеткова Н.И. // ТВТ Дивизион. – М., 2010.
24. Никитушкина В.Г. Система подготовки спортивного резерва. /В.Г. Никитушкина. – М.: МГФСО, 1994.
25. Об особенностях воспитания скоростно – силовых качеств у юных волейболисток / Фомин Е.В., Гарипов А.Т. // тезисы докладов V-ой научно – практ. Конфер. По проблемам физической культуры и спорта, посвященной 70 – летию Великого Октября. Амхабад: 1987. С. 141 – 143.
26. Половой диморфизм в факторной структуре физического развития юных волейболисток / Фомин Е.В., Гарипов А.Т., Гладышева А.А. // тезисы конфер.: «Современная антропология медицине и народному хозяйству». Талин: 1988. С. 213 – 215.
27. Прыжок над сеткой / Фомин Е.В. // спортивные игры №5. – М.: 1979. - с. 8 – 9.
28. Скоростно – силовая подготовка юных волейболистов / Гарипов А.Т., Клещев Ю.Н., Фомин Е.В. // методические рекомендации. Редакционно - издательский отдел ГЦОЛИФК. – М.: 1994.
29. Суханов А.В. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболистов / Суханов А.В., Фомин Е.В. // методические рекомендации. ВФВ. – М.: 2012.
30. Теоретические основы силовой подготовки волейболистов / Фомин Е.В. // методические разработки. Редакционно – издательский отдел ГЦОЛИФК. – М.: 1985.
31. Теория и методика спорта : учеб. пособие для училищ олимп. резерва: Доп. Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре и туризму / ред. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. - М.: [4-й фил. Воениздата], 1997. - 415 с.: табл.
32. Факторная структура специальной физической подготовленности юных волейболистов / Фомин Е.В. // вопросы возрастной физиологии и педагогики спорта в Киргизии. Тезисы докладов сообщения II Республиканской науч. Конфер. Посвященной XXX- летия Киргизкий Государственный ИФК. – Фрунзе. 1985. С. 111- 113.
33. Физическая подготовка юных волейболистов / Фомин Е.В., Чернов Ю.И. // методические рекомендации. Комитет по ФКиС при СМ СССР ГУНМР. Управление спортивных игр. – М.: 1985.
34. Филин В.П. Основы юношеского спорта / Филин В.П., Фомин Н.А. - М.: ФиС, 1980. - 255 с.: табл.
35. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов / Фискалов В.Д. – М.: Сов. Спорт, 2010.
36. Фомин Е.В. Возрастные особенности развития физических качеств у юных волейболистов / Фомин Е.В. // методические рекомендации для студентов ГЦОЛИФК. – М.: 1988. 23 с.
37. Фомин Е.В. Волейбол : Методы, средства и контроль за развитием у волейболистов ловкости, быстроты и силы: метод. рекомендации для студентов ин-тов физ. культуры / Е.В. Фомин ; Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1979. - 20 с.
38. Фомин Е.В. Исследование топографии мышечной силы волейболистов / Фомин Е.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1986. - N 8. - С. 37-39.
39. Фомин Е.В. Общие основы силовой подготовки волейболистов и их практическое приложение / Фомин Е.В. // методические рекомендации. ВФВ. – М.: 2012. 23 с.
40. Фомин Е.В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов : метод. разраб. для студентов ГЦОЛИФКа / Е.В. Фомин ; Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1986. - 41 с.
41. Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовки волейболистов : метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры / Е.В. Фомин ; Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1981. - 24 с.
42. Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовленности юных волейболистов / Фомин Е.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1987. - N 7. - С. 33-34.
43. Фомин Е.В. Факторы, определяющие физическое развитие и физическую подготовленность юных волейболистов на отдельных этапах подготовки / Фомин Е.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1989. - N 12. - С. 32-34.
44. Чем выше прыгнешь / Фомин Е.В. // спортивные игры №7. – М.: 1989.- с. 13.
Приложение 1
Максимальные приросты антропометрических показателей у юных волейболисток и у не занимающихся спортом (9-13 лет).
Наименование показателей |
волейболистки |
Не занимающиеся |
||||
возраст |
абс.,см |
отн.,% |
возраст |
абс.,см |
отн.,% |
|
Вес тела (кг) |
10-11 11-12 12-13 |
6,0 6,0 7,2 |
16,4 14, 1 14,8 |
10-11 11-12 |
4,6 4,5 |
14,5 12,3 |
Длина тела (см) |
10-11 12-13 |
10,0 7,2 |
6,7 4,4 |
11-12 |
6,5 |
4,5 |
Длина руки (СМ) |
10-11 12-13 |
4, 1 4,0 |
6,3 5,6 |
10-11 |
3, 2 |
5,4 |
Длина плеча (см) |
10-11 12-13 |
2,7 2,2 |
10,5 7,4 |
10-11 |
1,6 |
6,5 |
Длина предплечья (см) |
11-12 |
1,0 |
4,4 |
10-11 11-12 |
1, 1 1,0 |
5,6 4,8 |
Длина кисти (см) |
12-13 |
1.3 |
7, 0 |
10-11 |
1,0 |
6.9 |
Длина ноги (см) |
10-11 12-13 |
5,8 4,3 |
7, 1 4,7 |
9-10 10-11 |
3,8 4,0 |
5,4 5,4 |
Длина бедра (см) |
10-11 12-13 |
2,7 2,8 |
6,9 6,4 |
10-11 |
2,4 |
0, 8 |
Длина голени |
10-11 |
2,8 |
7,9 |
9-10 |
1,7 |
5,4 |
Ширина плеч (см) |
10-11 12-13 |
1,8 1,7 |
5,8 5,1 |
10-11 11-12 |
1,3 1,4 |
4,5 4,5 |
Среднегрудин. поперечн.диам. груди, (см) |
12-13 |
1,5 |
6,6 |
11-12 |
1,23 |
5,7 |
Тазогребневой (см) |
12-13 |
2,4 |
8,9 |
11-12 |
1,3 |
5,5 |
Обхват груди (см) |
11-12 12-13 |
4,3 5,4 |
6,2 7,3 |
11-12 |
3,9 |
5,7 |
Обхват плеча (см) |
11-12 12-13 |
1,2 1,6 |
5,9 7,4 |
13-14 14-15 |
1,3 1,4 |
5,6 5,7 |
Обхват предпл. (СМ) |
11-12 12-13 |
1,0 1,3 |
5,0 6,2 |
12-13 |
1, 1 |
5.2 |
Обхват бедра (см) |
11-12 12-13 13-14 |
3,6 3,2 3,2 |
8, 1 6,6 6,2 |
13-14 |
2, 4 |
4,9 |
Обхват голени (см) |
10-11 12-13 |
2,0 2,3 |
7,0 7,2 |
12-13 |
1,4 |
4,5 |
Длина туловища |
10-11 |
3,8 |
8,9 |
12-13 |
2, 3 |
5,4 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.