Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Оценка 4.9

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
12.11.2018
Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Статья на тему Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте. В статье описываются возрастные особенности младшего школьника и их влияние на формирование самооценки ребенка. Так же указана взаимосвязь семьи и самооценки ребёнка. Представлены пути решения проблемы, а именно формирование адекватной самооценки.
unnamed-file.docx
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ   из       Одна центральных САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В   условиях   модернизации   современной   системы образования важным является высокий интерес к личности школьника. задач общеобразовательной школы –это подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию, а это делает особо значимой   проблему   формирования   активной   позиции школьника в учебно­воспитательном процессе. Последнее требует   сформированности   у   ребенка   представлении   о себе   и   своих   возможностях,   умения   всесторонне   и объективно   оценить   особенности   своей   личности   и деятельности, правильно построить свои взаимоотношения с   окружающими,   то   есть   требует   определенного   уровня сформированности   самооценки.   Проблема   возникновения и   развития   самооценки   является   одной   из   центральных проблем становления личности. Проблемой   развития   самооценки   на   разных возрастных   этапах     занимались   многие   отечественные психологи,   например   Л.И.   Божович,   Б.Г.   Ананьев,   И.И. Чеснокова,   С.С.   Рубиштеин,   М.Н.   Скаткин   и   многие другие. Вышеперечисленные ученые в своих исследованиях рассматривали   связь   личности,   самосознания   и самооценки. Для работников образовательной среды более интересны   педагогические   исследования,   в   которых рассматривается   проблема   формирования   самооценки. Данная проблема изучалась А.И. Липкиной, Е.И. Савонько. Для нас же особый интерес вызывают работы ученных И.В. Дубровиной,   В.М.   Сивельникова,   С.М.   Юлдашевой, которые   в   своих   исследованиях   затрагивали   проблему формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Прежде   чем   начать   процесс   формирования   у школьника позитивной самооценки, необходимо выяснить «Что такое самооценка?». Изучив и проанализировав теоретический материал по   данному   вопросу,   мы   пришли   к   выводу,   что однозначного определения самооценки нет. Так, например А.Г.   Спиркин,   под   самооценкой   понимает   «отношение человека к себе»,  которое с «познанием себя» входит в самосознание.   Похожее   определение   дает   и   И.И. Чеснокова,   она   указывает,   что   самооценка   –   это устойчивая интеграция самопознания и отношения к себе. По   К.К.   Платонову   самооценка   –   это   результат самопознания. Иначе   считает   Э.Бернс,   под   самооценкой   он считает   личностное   суждение   человека   о   собственной ценности, которое выражается в установках свойственных индивиду.Более   широко   определяет   самооценку   Л.В. Бороздина,     ее   позиции   мы   и   будем   придерживаться   в нашем   исследовании.   Самооценка   –   это   наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей, по итогам формируется отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами неприятия, отрицания. Оценочное   отношение   человека   к   себе,   к характеру,   внешнему   виду,   осознание   наличия   или отсутствия тех или иных качеств, свойств, способностей в сравнении их с определенным образцом, эталоном и будет являться самооценкой (Бернс, 1998) По мнению А.В. Захаровой самооценка состоит из двух   компонентов:   когнитивного,   который   отражает знания школьника о себе и эмоционального – отношение к себе.   Эти   компоненты   непрерывно   друг   с   другом взаимодействуют, средства самооценки: самоанализ, самонаблюдение, сравнение. Для того,   чтобы   ребенок   смог   адекватно   себя   оценить, требуется развитая рефлексия, требовательность к себе и окружающим, критичность.   поэтому   выделяют Из   возрастной   психологии   известно,   что рефлексия, самооценивание является новообразованием в младшем   школьном   возрасте,   они   находятся   в   стадии развития, именно поэтому Л.С. Выготский говорил, что в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное, устойчивое мнение ребенка о себе. Исследования   Л.С.   Славиной   показали,   что   у школьника   начальной   школы   наблюдаются   все   виды самооценок: заниженная устойчивая,   неустойчивая   в   сторону   неадекватного завышения   или   занижения.   При   этом   умение   правильно оценивать себя возрастает с переходом из класса в класс.    адекватная   устойчивая,   Источники   формирования   самооценки   различны. А.В. Захаровой в своих работах указывает на несколько источников,   которые   меняют   свой   вес   на   разных возрастных этапах становления личности:  Сопоставление   своего   реального   Я   с идеальным Я. Сравнение человека каким бы он хотел быть, и какой он есть на самом деле. Интериоризация   социальных   реакций. Склонность человека оценивать себя так, как оценивают его окружающие.    сверстники,   одноклассники, В   младшем   школьном   возрасте   источником формирования   самооценки   является   окружение   ребенка, семья,   педагогический коллектив.   Огромную   роль   отводят   родителям   ребенка, взаимоотношениям   в   семье,   но   проблема   самооценки обучающегося   ложится   на   плечи   учителя   начальных классов,   так   как   именно   он   является   авторитетом   для младшего школьника (Витушкина, 2014) Из исследований Д.Б. Эльконина известны сферы социальных   отношений   детей,   это   системы   «Ребенок   – взрослый»,   «Ребенок­дети».   Попадая   в   школьную   среду ребенок   приобретает   новый   вид   социальных   отношений «Учитель­ребенок». «Учитель­ребенок»   Система определяет отношения школьника с родителями и детьми. Данная   система   является   центром   жизни   ребенка,   его благоприятных условий для жизнедеятельности. А так же оценка учителя является критичной, ситуативной и имеет тенденцию   к   переоцениванию   достигнутых   результатов. Дети ориентируются на оценку учителя, ранжируя себя и одноклассников на соответствующие группы «Отличники», «Двоечники». Успеваемость в начальной школе является оценкой личности и определяет социальный статус ребенка (Бороздина, 2000). Для   того,   чтобы   ребенок   чувствовала   себя уверенным,   счастливым,   был   способен   адаптироваться   в социальной   среде,   преодолевать   трудности,   связанные   с обучением,   ему   необходимо   иметь   положительное представление о себе и о своих возможностях.  В   школьном   коллективе   часто   возникают непредвиденные, нестандартные ситуации, которые могут давать   как   положительное   так   и   отрицательное воздействие на личность ученика. Учителю очень важно во время   уметь   скорректировать   ситуацию,   для   этого требуется   опыт,   мастерство,   творчество   учителя.   Но ситуации   могут   быть   и   специально   смоделированы педагогом.   Специально   организованные   педагогические условия   принято   называть   методом   воспитывающих ситуаций.   Основная   задача   воспитывающих   ситуаций вызвать   у   обучающегося   чувства,   поступки,   мотивы, различные психологические состояния (Суетина, 2014). В   методической   литературе   представлено множество   ситуаций   для   формирования   самооценки учащихся.   В.А.   Караковский,   О.С.   Газман   предлагают использовать   в   своей   практике   ситуации   успеха.   А.С. Белкин разработал приёмы, которые следует использовать для   создания   ситуаций   успеха,   это   снятие   напряжения, страха перед предстоящей деятельностью, приём скрытой помощи, усиления мотива деятельности, «заражения».А.С. Макаренко   советует   создавать   ситуацию   авансирование доверием, О.С. Богданова ситуации свободного выбора. А так   же   ситуации   соотнесения,   свободного   творчества, сопереживания и многие другие (Бернс, 1998). Процесс   формирования   адекватной,   позитивной самооценки   длительный   и   сложный.   Задача   учителя создать   благоприятные   условия   для   развития   каждого ученика класса. Список использованной литературы: Бернс   Р.   Развитие   Я­концепции   и 1. воспитание. / Р. Бернс – М.: Прогресс, 1998. 2. Бороздина   Л.В.   Что   такое   самооценка?// Психологический журнал. – 2000. – № 2. ­ С. 27­31. 3. Витушкина   Э.В.   Роль   учителя   в формировании   самооценки   у   младшего   школьника// Начальная школа. ­  2014. ­ № 4.С. 31. 4. Суетина   Л.П.   Обучение   учащихся самооцениванию// Начальная школа. – 2015. ­  №4. –С. 22.

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018