Снижение слуха значительно отражается на качестве голоса. Педагог, работающий над голосом, постоянно сталкивается с тем или иным его нарушением.
Представляется необходимым изучить особенности голоса детей с нарушенным слухом, выявить причины и рассмотреть основные нарушения голоса, встречающиеся у глухих и слабослышащих.
Анализ литературы показывает, что данный вопрос недостаточно освещен в литературе.
Особенности голоса детей с нарушенным слухом.
Снижение слуха значительно отражается на качестве голоса. Педагог,
работающий над голосом, постоянно сталкивается с тем или иным его
нарушением.
Представляется необходимым изучить особенности голоса детей с
нарушенным слухом, выявить причины и рассмотреть основные нарушения
голоса, встречающиеся у глухих и слабослышащих.
Анализ литературы показывает, что данный вопрос недостаточно
освещен в литературе. Голос глухих и слабослышащих изучали Вильсон Д.,
МитриновичМоджеевска А., Рау Ф. Ф. Краткие замечания по этому вопросу
можно найти в работах Е. С. Алмазовой, Л. В. Неймана, О. В. Правдиной.
Прежде чем рассматривать нарушение, определим, что такое
нормальный голос человека. Д. Вильсон отмечает, что нормальный голос,
обеспечивающий эффективное речевое общение, должен быть приятным на
слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса,
быть достаточно громким, высота основного тона голоса должна
соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь
соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость (6, с. 11).
Таким образом, все части голосового аппарата должны нормально
функционировать и четко взаимодействовать между собой. Нормальный голос
немыслим без полноценного речевого дыхания и правильной артикуляции.
Огромную роль играет регуляция со стороны головного мозга и слуховой
контроль. Кроме того, развитие полноценного голоса возможно только в
процессе полноценного речевого общения.
Становится очевидным, что наличие нормального голоса практически
невозможно при снижении слуха (так как нет устойчивых навыков
полноценного использования голосового, дыхательного и артикуляционногоаппарата, нет контроля со стороны слухового анализатора и невозможно
полноценное речевое общение).
Таким образом, мы можем сделать заключение о том, что все
исследователи голоса детей с нарушенным слухом рассматривают различные
расстройства и нарушения, которые, по нашему мнению, следовало бы назвать
особенностями голоса глухих и слабослышащих.
Существующие в логопедии и фониатрии классификации описывают
нарушения голоса с двух точек зрения:
1) причин расстройств голоса, то есть выделяются формы заболеваний,
вызывающие указанные нарушения;
2) симптомов нарушения голоса, то есть описания тех качественных
изменений, которым подвергся голос.
Мы рассмотрим особенности голоса детей с нарушенным слухом с
этих же позиций. В работах Е. С. Алмазовой, Д. Вильсона, А. Митринович
Моджеевска нарушение слуха выделено как одна из причин, вызывающих
нарушения голоса.
А. МитриновичМоджеевска расстройства голоса у глухих относит к
функциональным нарушениям голоса и описывая их природу замечает, что
анатомическое строение и функциональные возможности голосового аппарата
глухого ребенка в течение первых 23 лет являются совершенно нормальными.
Позднее начинают развиваться функциональные расстройства, которые с
течением времени могут приобрести стойкий характер (23, с. 289).
Д. Вильсон рассматривает расстройства голоса у детей с нарушенным
слухом, как органические. И связывает их с несовершенным, искаженным
восприятием речи окружающих и своей собственной. Автор акцентирует
внимание на зависимости нарушений голоса и степени потери слуха (чем
меньше степень потери слуха, тем легче нарушения голоса).Е. С. Алмазова также относит особенности голоса глухих к
органическим нарушениям, однако, как и МитриновичМоджеевска указывает
на некоторые функциональные изменения голосового аппарата.
Можно сделать вывод о том, что причиной расстройств голоса при
нарушенном слухе является несовершенное восприятие ребенком речи
окружающих и своей собственной; и неспособность голосового, дыхательного
и артикуляционного аппарата глухого ребенка точно и активно
функционировать.
Нарушение дыхательной функции во время голосообразования
характеризуется укорочением фазы выдоха; частыми, слишком короткими
вдохами; неравномерностью ритма дыхательных движений, отсутствием
“опоры дыхания”.
По данным А. МитриновичМоджеевска у глухих обнаруживается
асимметрия между правой и левой стороной диафрагмы во время ее
сокращения.
Признаком правильного функционирования двигательного аппарата
гортани является мягкая голосоподача. У глухих все исследователи отмечают
часто встречающиеся твердую и придыхательную атаку звука. Это
обусловлено рядом причин: неправильное дыхание; отсутствие координации
между выдохом и моментом закрытия голосовой щели; поступление в легкие
слишком большого количества воздуха во время вдоха; слишком сильное
смыкание голосовых складок (при твердой атаке) или слишком слабое (при
придыхательной атаке).
Часть выдыхаемого голоса у глухих может проходить между
голосовыми складками, вследствие чего появляется шум, портящий голос.
Попеременно то одна то другая складки перестают колебаться, что также
сказывается на качестве голоса. Д. Вильсон и А. МитриновичМоджеевска
указывают, что как следствие функциональной неполноценности голосового
аппарата могут появляться узелки певцов.Резонаторная функция, как правило, бывает нарушенной, что
объясняется отсутствием эластичности и упругости резонаторных полостей.
Направление голоса в резонаторные полости является сложной задачей для
детей с нарушенным слухом. Мышцы, участвующие в образовании
замыкающего глоточного кольца слишком слабы, чтобы отделить средний
отдел глотки от верхнего и от носовой полости. Этим можно объяснить часто
встречающуюся у глухих носовую окраску голоса.
А. МитриновичМоджеевска указывает, что возникающие нервные
импульсы тоже отклоняются от нормы, вследствие чего нарушаются функции
нервных центров. Причиной этого также является функциональная
неполноценность голосового аппарата.
Перейдем к анализу изменений тембра, силы, высоты и резонанса,
характерных для детей с нарушенным слухом (6, с. 343365; 31, с. 4043).
К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса:
1. Голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой
воздуха; такой голос определяют еще как “глухой”. Д. Вильсон называет
такой тембр “придыхательным”. Такое звучание голоса обусловлено
неполным смыканием голосовой щели, задний отдел которой остается
открытым. Воздух проходит между голосовыми складками, в результате
чего появляется шум. Обычно такой голос встречается у глухих детей, с
очень малыми остатками слуха. Слабо выраженное придыхание (когда
шумовой компонент невелик и фонация не пропадает полностью), по
мнению Вильсона может встречаться и у слабослышащих.
2. Хриплый голос. Д. Вильсон описывает его как сочетание огрубелости
голоса и придыхания. Педагогу, обнаружившему такое изменение голоса
рекомендуется направить ученика к отоларингологу, чтобы исследовать
состояние гортани.
3. Голос сдавленный, скрипучий, резкий. Такое изменение голоса возникает в
результате сильного напряжения мышц. Ф. Ф. Рау отмечает, что такойголос часто встречается у позднооглохших, которые, переключаясь на
вибрационный контроль, стремятся усилить получаемые при фонации
ощущения, а также у детей с очень малыми остатками слуха.
4. Гнусавый голос. Очень распространенное нарушение голоса. Ф. Ф. Рау
видит его причину в опущении мягкого неба. Нам же это нарушение
представляется еще и следствием нарушения резонанса. Д. Вильсон не
относит это изменение к нарушениям тембра.
К нарушениям силы относятся следующие определения голоса:
1. Голос очень тихий, слабый. Такой голос характерен для маленьких детей в
начале обучения. Чаще встречается у глухих детей, которые не умеют
пользоваться своим голосом.
2. Крикливый голос. Характерен в большей мере для слабослышащих, со
значительными остатками слуха.
Кроме того, громкость голоса зависит еще и от индивидуальных
психологических особенностей ребенка, его темперамента.
С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности
голоса:
1. Слишком высокий или слишком низкий голос; несоответствующий
возрасту ребенка. По данным Ф. Ф. Рау этот дефект встречается нечасто.
Д. Вильсон, напротив, отмечает распространенность этого нарушения,
причем, чаще встречается более высокий (в сравнении со слышащими
сверстниками) тон голоса. У маленьких детей, по его данным, высота
основного тона обычно находится в пределах нормы.
2. Фальцетный голос – высокий голос, образуемый без участия грудного
резонатора. Ф. Ф. Рау относит этот дефект к очень грубым, отрицательно
влияющим на разборчивость речи.
3. Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках.
По данным Д. Вильсона у детей с нарушенным слухом могут
встречаться следующие нарушения резонанса:1. Гиперназальность. При которой в качестве резонатора избыточно
используется полость носа. Часто это возникает изза небноглоточной
недостаточности. Особенно страдает качество гласных звуков.
2. Гипоназальность. Возникает при недостаточном использовании носового
резонанса. Гипоназальность проявляется при произнесении носовых
согласных: м и н. Они звучат как б и д.
3. Глоточный резонанс. Возникает вследствие локализации звука в глотке и
задних отделах полости рта.
4. Тупиковый резонанс. Представляет собой глухой звук “как из бочки”,
появляющийся в тех случаях, когда центр фокуса находится в полости
носа (хоаны и задняя часть носовых проходов свободна, а передние
отделы непроходимы).
По данным исследований Д. Вильсона у детей с нарушенным слухом
иногда встречается комбинация нескольких нарушений резонанса.
Необходимо отметить, что выделенные нами качественные изменения
голоса детей с нарушенным слухом значительно варьируются в зависимости
от степени снижения слуха.
Д. Вильсон отмечает, что у ребенка с небольшой потерей слуха может
иметь место лишь незначительное изменение тембра и резонанса; тогда как у
ребенка со значительной потерей слуха могут быть нарушения тембра, силы,
высоты, резонанса, монотонность интонаций, нарушения темпа и ритма речи
(6, с. 343).
Лучшее качество голоса ребенка с легкой степенью тугоухости по
сравнению с глухим, с нашей точки зрения, можно объяснить следующими
обстоятельствами:
вопервых, его голос развивается в естественных условиях (в речевом
общении), путем подражания речи взрослых;вовторых, слабослышащий значительно чаще пользуется своим
голосом, используя в качестве средства общения устную речь;
втретьих, он может контролировать голос с помощью слуха.
Поэтому голос детей с хорошими остатками слуха имеет более
естественную окраску, по сравнению с изначально “искусственным” голосом
глухого ребенка. Слабослышащим значительно легче, чем глухим
модулировать свой голос по силе, высоте, длительности, что благотворно
влияет на качество речи в целом.
Однако, по нашему мнению, даже голос ребенка с легкой степенью
снижения слуха может быть лишь приближен к норме; но никогда не будет
восприниматься окружающими как нормальный, приятный на слух голос. И
даже при отсутствии указанных выше изменений тембра, силы, высоты,
резонанса голос детей с нарушенным слухом в той или иной степени
отличается от голоса слышащих, что часто отражается на качестве устной
речи.
Авторы Е. С. Алмазова, Д. Вильсон, О. В. Правдина, А. Митринович
Моджеевска, Ф. Ф. Рау единодушны во мнении, что характерные для детей со
сниженным слухом особенности голоса определяют следующие изменения их
устной речи: нарушения артикуляции звуков речи, монотонность интонаций,
сложности с выделением словесного и логического ударения, нарушения
темпа и ритма речи. Выраженность этих изменений у каждого конкретного
ребенка зависит не только от состояния слуха детей, но и от качества
специально организованной работы над голосом и устной речью.
Следует отметить, что в дошкольном возрасте перечисленные
особенности голоса и речи детей достаточно ярко выражены и у глухих и у
слабослышащих.
Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного развития
голоса ребенка в норме. Поэтому очень важно именно в этот период
проводить активную работу над голосом с глухими и слабослышащимидетьми. Ведь то, насколько их голос будет приближен к нормальному голосу
напрямую зависит от проводимой в детском саду (а в дальнейшем и в школе)
специальной работы над голосом.
Таким образом, определяется важность глубокой и систематической
работы над голосом с глухими и слабослышащими дошкольниками.