Особенности и специфика маркетинга образовательных услуг
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
10.04.2018
Маркетинг образовательных услуг в отношении сущности понятия маркетинга в целом определяется интересами в долгосрочном понимании всех субъектов рынка образовательных услуг и общественных отношений в сфере организаций и системы управления в образовании, а также возможностью создания широкого социального статуса в виде определения интеллектуального потенциала. Маркетинговая деятельность образовательной организации состоит в создании более высокой по сравнению с конкурентами ценности образовательных услуг для потребителя, способной максимально удовлетворить его потребности. Применение указанных элементов комплекса маркетинга является необходимым условием эффективной маркетинговой деятельности в образовательных организациях.
Особенности и специфика маркетинга образовательных услуг.docx
Особенности и специфика маркетинга образовательных услуг
Е.В. Кузнецова
Маркетинг образовательных услуг – это сущность определяющих
моментов и процессов формирования системы управления и качественной
модернизации.
Маркетинг образовательных услуг в отношении сущности понятия
маркетинга в целом определяется интересами в долгосрочном понимании всех
субъектов рынка образовательных услуг и общественных отношений в сфере
организаций и системы управления в образовании, а также возможностью
создания широкого социального статуса в виде определения
интеллектуального потенциала.
В функции маркетинга образовательных услуг входит анализ структур
маркетинговых основ и прогнозирование особенности рынка образовательных
услуг, выявление перспективных образовательных услуг и необходимости
модернизации. Маркетинг образовательных услуг должен обеспечивать и
собственное развитие, решая проблемы персонала для осуществления
маркетинговой деятельности в образовании.
Можно определить, что образовательная программа – это комплекс
образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня
или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный
соответствующими ресурсами образовательной организации.
Выделим проблемы, решение которых прямо определяет свойства и
параметры образовательных услуг:
1.
Цели обучения и адекватное им соотношение между
общекультурными, фундаментальными и специальными знаниями.
2.
Тип образовательного учреждения, с учетом места его
расположения.
1 3. Характеристики персонала, оказывающего образовательные услуги.
Чтобы определить сущность маркетинга в сфере образования и
определить, как она проявляется на рынке образовательных услуг необходимо
проанализировать обширный комплекс его элементов и аспектов.
Реальными участниками маркетинговых отношений в сфере образования
являются не только образовательные организации, но и потребители, широкие
круги посредников, а также общественные институты и структуры,
причастные к продвижению образовательных услуг на рынке.
Продуктовая стратегия образовательной организации – это
деятельность по формированию ассортимента образовательных услуг и
программ и оптимизация ассортимента, наиболее предпочтительного для
успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности
образовательной организации в целом.
При разработке продуктовой стратегии образовательной организации
основными задачами являются:
формирование портфеля (ассортимента услуг, состоящего из
основных и дополнительных образовательных услуг;
обеспечение качества и конкурентоспособности образовательных
услуг;
постоянные образовательные инновации (создание новых
образовательных услуг или обновление существующих,
инновационных технологий обучения и т.п.);
внедрение
анализ жизненного цикла образовательных услуг и управление им.
Таким образом, формирование продуктовой стратегии образовательной
организации является важной составляющей маркетинговой стратегии
образовательной организации на рынке услуг.
Специфика маркетинга в сфере образования частично проявляется как
специфика услуг как таковых, частично – как специфика научных,
2 интеллектуальных услуг. Но есть и особенности, вытекающие из самой
сущности образовательных услуг и прежде всего – исключительности
"исходного материала" сферы образования – личности обучающегося, которая
играет фактически определяющую роль в рыночном выборе образовательных
услуг, в т. ч. технологий и условий их оказания, активно участвует в самом
процессе оказания образовательных услуг.
Ясно, что маркетинг в средней, высшей школе и в последипломном и
дополнительном образовании действует в разных условиях и обладает
определенной спецификой.
Для средней школы, как и для дошкольных образовательных
организаций роль и активность по предложению образовательных услуг
ограничена географическим (прилегающая территория) и возрастным
факторами. Решающим субъектом – заказчиком образовательных услуг
выступают личности не столько самих учащихся, сколько родителей: вместе с
тем их выбор часто достаточно ограничен (опять же в силу территориального
выше степень монополизации каждого конкретного
фактора),
территориального сегмента рынка образовательных услуг. Вместе с тем важна
связка этих организаций с организациями более высоких ступеней
образования.
Организации высшей школы и дополнительного образования не только
чувствуют себя свободнее от этих факторов, но и имеют ряд серьезных
дополнительных резервов и стимулов для развития маркетинга. Это прежде
всего их кадровый потенциал – преподаватели и научные сотрудники,
особенно экономисты и маркетологи, а также связи и возможности в
отношении кооперации с другими образовательными организациями, в т. ч. –
зарубежными. Целевые установки организаций этого уровня образования
неизбежно сильнее ориентированы на запросы предприятий, организаций и
учреждений, которые будут в дальнейшем использовать выпускников.
3 Вместе с тем нельзя утверждать, что в дошкольном, среднем, высшем и
дополнительном образовании уместен какойто особый, "свой" маркетинг. Его
основные элементы, связи между ними и направленность весьма родственны
во всех этих сферах, да и решает он одни и те же проблемы.
Основополагающий принцип маркетинга образовательных услуг
сфокусирован в его философии и ставит в центр внимания не нужды
производителя товаров и услуг, а запросы и нужды потребителя.
Таким образом,
маркетинговая деятельность образовательной
организации состоит в создании более высокой по сравнению с конкурентами
ценности образовательных услуг для потребителя, способной максимально
удовлетворить его потребности. Применение указанных элементов комплекса
маркетинга является необходимым условием эффективной маркетинговой
деятельности в образовательных организациях.
4
Особенности и специфика маркетинга образовательных услуг
Особенности и специфика маркетинга образовательных услуг
Особенности и специфика маркетинга образовательных услуг
Особенности и специфика маркетинга образовательных услуг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.