Особенности комплексных занятий

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Комплексные занятия (совместные занятия педагога-психолога, воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа, учителей-логопедов, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя), где деятельность каждого специалиста вплетается в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир ребенка. Педагогический процесс, построенный на принципах комплексности, способствует более тесному контакту всех специалистов. Комплексные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Иконка файла материала Особенности комплексных занятий.doc
Особенности комплексных занятий Комплексные     занятия   (совместные   занятия   педагога­психолога, воспитателя   по   изобразительной   деятельности,   хореографа,   учителей­   инструктора   по   физической   культуре, логопедов,   музыкального руководителя), где деятельность каждого специалиста вплетается в другую деятельность,   представляя   в   итоге   продукт,   в   результате   которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир ребенка. Педагогический   процесс,   построенный   на   принципах   комплексности, способствует   более   тесному   контакту   всех   специалистов.   Комплексные занятия   соответствуют   одному   из   основных   требований   дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Возросший   в   последние   годы   интерес   к   комплексным   занятиям закономерен:   и   "теоретики"   и   педагоги­практики   понимают,   что   на   таких занятиях   дети   используют   знания   из   разных   сфер   деятельности,   процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Комплексные   занятия позволяют ребенку реализовать свои   творческие   возможности:   он   сочиняет,   фантазирует,   думает,   познает законы   и   специфику   родного   языка;   в   интересной,   игровой   форме обогащается   словарь   ребенка,   развиваются   коммуникативные   умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли. Большой   плюс   комплексных   занятий   и  в  том,  что   они   проводятся  в игровой   форме,   включают   в   себя   много   видов   двигательной   активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры. Комплексные занятия имеют отличительные особенности. Во­первых,   это   четкость,   компактность,   большая   информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принциповдошкольной   дидактики   –   занятие   должно   быть   небольшим   по   объему,   но емким, что возможно при комплексном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второй   особенностью   является   логическая   взаимообусловленность, взаимосвязь   предметов.   Принцип   комплексного   подхода   требует   отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями.   На   таких   занятиях   обеспечивается   взаимопроникновение материала   из   разных   образовательных   областей   через   разнообразные   виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью   произведений   музыки,   литературы,   живописи.   Важно,   чтобы образовательные   области   сочетались   одна   с   другой   и   между   ними   был связующий элемент – образ. Учитывая   особенности   мышления   детей   дошкольного   возраста,   на занятии   необходимо   использовать   большое   количество   разнообразного наглядного материала и атрибутов. Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать. Важной   особенностью   комплексного   занятия   является   смена динамических   поз   и   видов   детской   деятельности.   Во   время   занятия предполагается   использование   разнообразных   видов   детской   деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием   из   строительного   материала,   изготовлением   декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием   произведений   изобразительного   искусства   и   рисованием, беседу о безопасности на дорогах с игрой – эстафетой и другими подвижными играми, гимнастику после  сна с гимнастикой для глаз и хороводной игрой. Комплексные занятия должны вести как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов. Во­первых, им необходимо согласовать свои учебные планыдля того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей   тем.   При   этом   каждый   педагог   должен   продумать   содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения. Во­вторых,   в   процессе   подготовки   к   занятию   также   необходимо   провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это   поможет   выделить   главную   цель   комплексного   занятия,   определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить   дублирование,   определить   оптимальную   нагрузку   различными видами деятельности   детей на  занятии.  В  качестве  примера  в  приложении представлен   пример   циклограммы   проведения   комплексных   занятий   для детей старшего дошкольного возраста. Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся комплексном занятии, его теме и содержании им   сообщается   за   месяц   до   проведения.   Педагоги   дают   родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях   подготовки   к   занятию.   По   желанию   родители   принимают   участие   в подготовке   к   проведению   комплексного   занятия   (организуют   экскурсии   с детьми   в   музеи   и   выставочные   залы,   посещение   театров,   подбор   книг, иллюстраций,   фотоальбомов,   вместе   с   детьми   изготавливают   различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.). Кроме   того,   они   могут   непосредственно   участвовать   в   занятиях   с детьми. Например, на занятии "Поликлиника" мамы исполняют роли врачей; разгадывают   кроссворды   о   семье,   представляют   семейные   фотографии   на занятии "Моя семья". Таким   образом,   комплексно­тематический   принцип   построения образовательного   процесса   позволяет   получить   хорошие   результаты. Переключение   на   разнообразные   виды   деятельности   помогает   удерживать внимание   детей,   что   повышает   эффективность   занятия,   снимаетутомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном   занятии   позволяет   сэкономить   время   для   игры,   прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников.  Система   комплексного   обучения   способствует   также   эффективному взаимодействию   всех   специалистов   учреждения   и   их   сотрудничеству   с родителями, образуя тем самым детско­взрослое сообщество.