Комплексные занятия (совместные занятия педагога-психолога, воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа, учителей-логопедов, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя), где деятельность каждого специалиста вплетается в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир ребенка.
Педагогический процесс, построенный на принципах комплексности, способствует более тесному контакту всех специалистов. Комплексные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Особенности комплексных занятий
Комплексные
занятия (совместные занятия педагогапсихолога,
воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа, учителей
инструктора по физической культуре,
логопедов,
музыкального
руководителя), где деятельность каждого специалиста вплетается в другую
деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого
одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в
состояние удовлетворения внутренний мир ребенка.
Педагогический процесс, построенный на принципах комплексности,
способствует более тесному контакту всех специалистов. Комплексные
занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной
дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Возросший в последние годы интерес к комплексным занятиям
закономерен: и "теоретики" и педагогипрактики понимают, что на таких
занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс
обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная
картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи,
пение, физкультуру. Комплексные занятия позволяют ребенку реализовать
свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает
законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме
обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.
Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли.
Большой плюс комплексных занятий и в том, что они проводятся в
игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности:
динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Комплексные занятия имеют отличительные особенности.
Вопервых, это четкость, компактность, большая информативность
учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принциповдошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но
емким, что возможно при комплексном подходе, когда конкретный предмет
или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Второй особенностью является логическая взаимообусловленность,
взаимосвязь предметов. Принцип комплексного подхода требует отбора
содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком
окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и
явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение
материала из разных образовательных областей через разнообразные виды
деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с
помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы
образовательные области сочетались одна с другой и между ними был
связующий элемент – образ.
Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на
занятии необходимо использовать большое количество разнообразного
наглядного материала и атрибутов. Их следует распределить так, чтобы дети
могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.
Важной особенностью комплексного занятия является смена
динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия
предполагается использование разнообразных видов детской деятельности,
которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с
конструированием из строительного материала, изготовлением декораций,
атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов,
рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием,
беседу о безопасности на дорогах с игрой – эстафетой и другими подвижными
играми, гимнастику после сна с гимнастикой для глаз и хороводной игрой.
Комплексные занятия должны вести как минимум два педагога, при его
планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя
и специалистов. Вопервых, им необходимо согласовать свои учебные планыдля того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных
областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание
материала для своей образовательной области, методы и средства обучения.
Вовторых, в процессе подготовки к занятию также необходимо провести
взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем.
Это поможет выделить главную цель комплексного занятия, определить
знания из других областей, способствующих усвоению основного материала,
исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными
видами деятельности детей на занятии. В качестве примера в приложении
представлен пример циклограммы проведения комплексных занятий для
детей старшего дошкольного возраста.
Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов
детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями
воспитанников. О готовящемся комплексном занятии, его теме и содержании
им сообщается за месяц до проведения. Педагоги дают родителям
рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в
целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в
подготовке к проведению комплексного занятия (организуют экскурсии с
детьми в музеи и выставочные залы, посещение театров, подбор книг,
иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные
поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).
Кроме того, они могут непосредственно участвовать в занятиях с
детьми. Например, на занятии "Поликлиника" мамы исполняют роли врачей;
разгадывают кроссворды о семье, представляют семейные фотографии на
занятии "Моя семья".
Таким образом, комплекснотематический принцип построения
образовательного процесса позволяет получить хорошие результаты.
Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать
внимание детей,
что повышает эффективность занятия,
снимаетутомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на
одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок,
самостоятельной деятельности дошкольников.
Система комплексного обучения способствует также эффективному
взаимодействию всех специалистов учреждения и их сотрудничеству с
родителями, образуя тем самым детсковзрослое сообщество.