Особенности логопедической работы с детьми со зрительной патологией

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка При исправлении логопедом нарушений звукопроизношения необходимо учитывать тот факт, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции зрительно. Поэтому при организации коррекции произношения необходимо подключить все виды анализаторов. Тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать; схематические, но объёмные изображения положения губ при артикуляции.
Иконка файла материала Галкина Н.А. статья.doc
Особенности логопедической работы  с детьми со зрительной патологией  Коррекционная   работа   логопеда   направлена   на   развитие   речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка При   исправлении   логопедом   нарушений   звукопроизношения необходимо   учитывать   тот   факт,   что   у   детей   с   нарушением   зрения затруднено восприятие артикуляции зрительно.    Поэтому при организации коррекции  произношения необходимо подключить все виды анализаторов. Тактильную   чувствительность:   модели   различных   положений   языка   при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать; схематические, но объёмные изображения положения губ при артикуляции. На   подготовительном   этапе,   перед   проведением   артикуляционной гимнастики   эффективным   средством   будет   являться   использование логопедического   массажа   и   самомассажа   лица.   Это   способствует подготовке   мышц   артикуляционного   аппарата,   помогает   ребёнку тактильно   ощутить,   уточнить   и   закрепить   строение   артикуляционного аппарата, а также способствует снятию напряжения в речедвигательном аппарате. При знакомстве с пособиями (муляжи, макеты, дидактическая кукла) важно для себя отметить начальный и конечный пункт обследования. В противном случае у ребенка может не сложиться целостное впечатление о воспринимаемом объекте. Логопед   является   "образцом"   того   или   иного   артикуляционного упражнения (дает ребенку возможность тактильно прикоснуться к своим органам артикуляции). Основными способами постановки звуков являются механический и смешанный. Для подкрепления образа звука используются возможности других анализаторов:   тактильное   ощущение   мягких   и   твёрдых   звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью разно звучащих погремушек,   пропевание   гласных   звуков   под   музыку,   соотнесение слухового образа звука с движением тела. На   индивидуальных   занятиях   мы   учим   последовательно   называть картинки,   выкладывая   ряды   слева   направо.   Переходя   на   нижний   ряд, возвращаем   взгляд   ребёнка   на   первую   картинку   слева   (формирование зрительной   памяти,   умение   переводить   последовательно   взгляд   слева направо). Задачей   логопеда,   тифлопедагога,   психолога,   воспитателей   нашегоучреждения является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря. При   работе   используется   практическая   деятельность   детей: обследование   и  сравнение   предметов,   ориентировка   в   микро   и   макро пространстве (на себе, от себя, на моделях, в реальном мире, на плоскости) с   переносом   опыта   в   речь.   Работа   строится   по   единому   лексическому плану. Поскольку   восприятие   у   детей   с   нарушением   зрения   специфично, затруднён процесс установления причинно­следственных связей, бедна и не точна   лексика,   не   верное   грамматическое   оформление,   то   при рассказывании  не   соблюдается   структура   текста,   теряется   логика повествования. Занятия   по   развитию   связной   речи  мы   планируем   в   два   этапа: подготовительный   и   собственно   рассказывание.   На   подготовительном этапе   с   детьми   рассматриваются   последовательно   все   детали   картинки, сюжета   (при   пересказывании);   наводящими   вопросами   подводят   к установлению логических связей; в различных упражнениях и играх даётся возможность  попрактиковаться   в   составлении   предложений   по   тексту. Только   после   этого,  на   следующем   занятии,   дети   пересказывают, составляют рассказы. При   обучении   грамоте   необходимо  строго   соблюдать   офтальмо­ гигиенические   требования,   учитывать   зрительные   возможности   детей: увеличение   шрифта,   изменение   цветовой   гаммы,   соотнесение   работы   в разных плоскостях, сокращать объём и время письма. Для детей с низкой остротой зрения мы используем тетради и  прописи с широкой строкой, дополнительной разлиновкой. При   нистагме   и   косоглазии   очень   трудно   переключать   внимание   с одного   предмета   на   другой,   с   одной   плоскости   на   другую,   определять место   начала  написания   и   чтения.   Поэтому   логопед   должен   строго регламентировать работу. Например: 10 минут ­ работа на доске, 10 минут – работа за столом (в тетради). Необходимо отмечать значком начало письма в тетради или чтения в учебнике (яркой точкой, стрелочкой). У   детей   с   нарушениями   зрения   может   наблюдаться   снижения внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что сказывается   на   интонационном   оформлении   речи   –   в   её   бедности   и монотонности.   Однако   развивающаяся   способность   к   речевой подражательности помогает преодолеть этот недостаток. Коррекционная   логопедическая   работа   с   детьми,   имеющими нарушения зрения, осуществляется в нашем образовательном учреждениина   фоне   специального   лечения,   которое   носит   комплексный   плеопто­ ортопто­хирурго­диплопто­стереоскопический характер. Учитель­логопед, зная   этапы   лечения,   на   которых   находятся   дети­логопаты,   строит коррекционную   логопедическую   работу   с   учетом   решаемых   врачом­ офтальмологом задач. Плеоптические   упражнения  направлены   на   повышение   зрения амблиопичного глаза. Наиболее эффективным методом является прямая окклюзия.   При   выключении   из  акта   зрения   хорошо   видящего   глаза   вся зрительная   нагрузка   падает   на   амблиопичный   глаз,   который   вынужден раскрывать все свои возможности. Это позволяет добиться либо одинако­ вой остроты зрения обоих глаз и перехода монолатерального косоглазия в альтернирующее, либо повышения остроты зрения амблиопичного глаза до 0,3—0,4, что создает возможность  для  совместной работы обоих глаз. В этот период рекомендуются следующие игры и упражнения: — обводка через кальку контурных изображений ("Дорисуй по точкам", "Обведи и заштрихуй", "Угадай предмет", "Обведи по контуру", "Дорисуй вторую половину"); — нанизывание бус; — сличение   изображений   ("Что   неправильно   нарисовал   художник", "Парные   картинки",   "Найди   похожие   предметы",   "Что   изменилось", "Найди ошибки"); — классификация предметов ("Найди похожие предметы", "Разложи по группам", "Какой предмет лишний", "Добавь предмет"); — игры­лабиринты   ("Цветная   прогулка",   "Найди   дорожку",   "Поймай рыбку", "Приведи детеныша к маме"); — использование электрифицированных игрушек ("Сколько огоньков — столько слогов (слов)"; "Что ближе, что дальше?"); — составление   разрезанного   на   части   изображения   ("Составь   полый предмет", "Собери картинку", "Сложи домик из геометрических фигур"). Ортоптические упражнения  направлены на развитие бинокулярного зрения, имеют своей целью восстановление способности к слиянию двух изображений   в   одно   и   проводятся   на   синотипных   (гаплоскопических) аппаратах в зависимости от остроты и характера зрения, а также возраста детей. В данный период рекомендуются: —   составление   разрезанного   на   части   изображения   (Моделирование картины, Сложи картинку, Выложи так же, 1­2­3 (разложи картинки на первом, втором, дальнем плане), "Дорисуй вторую половину"); —   выделение   из   фона   замаскированного   объекта   ("Угадай,   кто прячется", "Узнай предмет", "Узнай по контуру", "Узнай по силуэту"); —  опознание   изображения   по   какой­либо   отдельной   части   ("Кто   безчего?",   "Узнай   по   детали   предмет",   "Найди   ошибку",   "Как   не   бывает", "Что забыл нарисовать художник"); —   опознание   перевернутых,   зашумленных   изображений   (в  различных условиях   предъявления)   ("Кто   ближе,   кто   дальше?"   (на   зашумленных рисунках), "Узнай и назови", "Кто здесь спрятался?", "Кто больше увидит и назовет?"). В  начале  этапа  предъявляется   стимульный   материал  размером  7­10  см, позднее размером 3­5 см. Стереоптиические  упражнения  применяются,  когда восстановилось симметричное положение глаз и бинокулярное зрение. Такие упражнения позволяют   добиваться   нормального   глубинного   зрения   и   тем   самым закреплять результаты лечения косоглазия, развивают видение (окраска, распределение   светотени,   пересечение   контуров).   В   этот   период рекомендованы   игры   и   упражнения   на   оценку   глубины   пространства ("Колодец",   "Рыбалка",   "Дорожки",   "Бадминтон",   "Настольный   теннис", "Волейбол", "Чтение с решеткой").   дифференциация   звуков; Для всех используемых на логопедических занятиях игр словарный материал подбирается с учетом нарушений речи дошкольников и этапов коррекционной   работы   (подготовительные   упражнения:   постановка, автоматизация,   работа   над   лексико­ грамматическими   компонентами   речи).   Например,   предлагая   детям дорисовать предмет по точкам, обвести по контуру или сложить целое из частей,   логопед   выбирает   объект   с   названием,   содержащим   звуки,   над которыми ведется работа; предлагая детям "цветную прогулку", учитель­ логопед одним детям дает задание найти в кабинете желтые и голубые по цвету   игрушки   (для   автоматизации   звука   [л]),   другим   —   красные   или розовые (для автоматизации звука [р]). Для развития слухового внимания и фонематического слуха в стереоскопический период можно провести игру "Ударь   столько   раз   —   сколько   слогов   услышал"   –  логопед   произносит слово, ребенок определяет количество слогов и ударяет молоточком по большому напольному кубу. Обязательным   элементом   коррекционной   работы   с   детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится   несколько   раз   по   3—5   минут   в   течение   дня   в   процессе бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время них и между ними. После зрительной работы на логопедическом занятии (рассматривание   предметов,   изображенных   на   картинках   объектов, штриховании предметов) также необходима зрительная гимнастика. Для зрительной   гимнастики   рекомендуются   упражнения   —   движения   глаза (голова неподвижна):— вправо­влево; — вверх­вниз; — далеко­близко (удалять и приближать предмет); — по кругу — слева направо; — по диагонали — сверху вниз. Предмет (должен быть крупным, ярким) для зрительной гимнастики демонстрируется   в   медленном   темпе,   чуть   выше   уровня   глаз   впереди сидящих детей, чтобы ребенок до конца проследил его движение. Таким образом, работа логопеда с категорией детей с нарушением  зрения имеет свою специфику. Логопед должен владеть: □ общей методикой логопедической работы; □ системой знаний по офтальмологии; □ знаниями о психологических особенностях детей с нарушением  зрения; □ методикой специальной логопедической коррекции; □ коррекционной программой начальной школы и детского сада  для детей с нарушением зрения. Только в этом случае можно добиться высокой эффективности  коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями зрения. Литература 1. Ершова   Е.   А.     Комплексный   подход   к   развитию   инициативной   речи дошкольников с амблиопией   и косоглазием / Социально – медицинские аспекты реабилитации детей инвалидов: Материалы научно – практической конференции. Волгоград, 2003. 2. Коррекционная программа детского сада для детей с нарушением зрения / Под. ред. Л. И. Плаксиной, М., 1998. 3. Малеева З.П. подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к лечению на специальных медицинских аппаратах: Метод. рек. Челябинск, 2001. 4. Нападовская   В.Л.   коррекция   речевых   нарушений   и   формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. М., 2003. 5. Наша   любовь   и   забота   о   детях,   имеющих   проблемы   со   зрением   // Коррекционно­воспитательная   работа   в   образовательном   учреждении "Начальная   школа   –   детский   сад"   для   детей   с   нарушением   зрения:   Сб. статей / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 1998.