Важную роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет личность самого студента, так как он является материальным носителем образовательных услуг, а также их конечным потребителем.
Основными объектами маркетинга образовательных услуг являются товары и услуги, также это могут быть учреждения, территории и отдельные личности. Можно отметить, что в большинстве объектом маркетинга образовательных услуг является любой объект, предлагаемый на рынке для обмена.
Объекты маркетинга образовательных услуг активно взаимодействуют между собой. Для учащихся важно место расположения образовательного учреждения, и какими возможностями для их проживания оно располагает, в данной ситуации особое внимание уделяется такому объекту маркетинга образовательных услуг как территория.
Особенности маркетинга образовательных услуг.docx
Особенности маркетинга образовательных услуг
Е.В. Кузнецова
Образование сегодня является одной из наиболее динамично растущих
перспективных сфер экономики. Маркетинг образовательных услуг – это
наука, изучающая рынок платных образовательных услуг; деятельность по их
распределению и продвижению; философия образовательного бизнеса.
Применение маркетинга дает возможность каждому образовательному
учреждению отслеживать ситуацию на рынке труда и в соответствии с ней
корректировать объем и качество образовательных услуг.
Участниками маркетинговых отношений выступают образовательные
учреждения, потребители (отдельные личности, предприятия и организации,
государство), посредники, а также общественные структуры, участвующие в
продвижении образовательных услуг на рынке.
Важную роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет
личность самого студента, так как он является материальным носителем
образовательных услуг, а также их конечным потребителем.
Основными объектами маркетинга образовательных услуг являются
товары и услуги, также это могут быть учреждения, территории и отдельные
личности. Можно отметить, что в большинстве объектом маркетинга
образовательных услуг является любой объект, предлагаемый на рынке для
обмена.
Объекты маркетинга образовательных услуг активно взаимодействуют
между собой. Для учащихся важно место расположения образовательного
учреждения, и какими возможностями для их проживания оно располагает, в
данной ситуации особое внимание уделяется такому объекту маркетинга
образовательных услуг как территория.
Можно выделить следующие особенности образовательных услуг:
образовательные услуги не вещественны и не осязаемы до момента их
приобретения;
образовательные услуги неотделимы от субъектов их оказывающих,
производятся и потребляются одновременно;
непостоянство качества образовательных услуг.
Качество
образовательных услуг влияет на развитие общества в целом, и отсюда
вытекает необходимость соответствия качества образовательных услуг
требованиям государственного контроля;
значительная протяженность образовательной услуги во времени;
несохраняемость образовательной услуги.
Целью маркетинга образовательных услуг является формирование
условий развития системы образования, которая обеспечит удовлетворение
образовательных потребностей личности и общества в целом с учетом потребностей регионального рынка труда; сохранение и развитие системы
образования в условиях рынка.
Особая роль в маркетинге в сфере образования отдается государству.
Оно осуществляет правовую защиту субъектов маркетинговых отношений от
монополизма, а также от недобросовестности в бизнесе и рекламе.
Государство устанавливает перечни профессий и специальностей, по
которым ведется образование,
формирует базовый ассортимент
образовательных услуг. Оно проводит аттестацию и государственную
аккредитацию образовательных учреждений, т.е. выступает гарантом качества
образовательных услуг, его соответствия образовательным стандартам.
Для определения сущности маркетинга образовательных услуг следует
обратиться к его функциям. С точки зрения маркетинга в функции
образовательного учреждения входит:
оказание обучающимся образовательных услуг, передача необходимых
знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по
ассортименту и качеству);
производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а
также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;
оказание информационнопосреднических услуг потенциальным и
реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними
условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования
образовательных услуг и др.
Центральное место в маркетинге сферы образования занимает
разработка комплекса маркетинга, в который входит:
1. Услуга как товар: ассортимент образовательных услуг является
достаточно широким, постоянно и интенсивно обновляется, учитывая
требования клиентов, общества, научнотехнического прогресса. Процессы и
технологии оказания образовательных услуг являются достаточно гибкими и
легко переналаживаемы.
2. Цена услуги: цены на образовательные услуги формируются под
воздействием рынка, действующих на нем конкурентов, величины
платежеспособного спроса, цена может использоваться также для
позиционирования услуги.
3.
Каналы распределения услуг:
совокупность независимых
организаций, вовлеченных в процессе удовлетворения спроса на услуги и
делающие их доступными для потребителей.
4. Система продвижения услуг на рынок: деятельность по продвижению
направлена на конкретные целевые группы потребителей образовательных
услуг, на возможных посредников.
К основным инструментам системы продвижения на рынке
образовательных услуг относятся реклама – любая оплаченная форма
неличного представления и продвижения образовательных услуг четко
определенным рекламодателем;
стимулирование сбыта – система кратковременных побудительных мер и приемов поощрения покупки или
продажи образовательной услуги; персональные продажи – устное
представление образовательных услуг в ходе беседы с одним или несколькими
потенциальными покупателями с целью совершения их продажи; связи с
общественностью – планируемые продолжительные усилия, направленные на
создание и поддержание отношений образовательного учреждения с
различными слоями общественности.
Таким образом, маркетинг образовательных услуг имеет ряд
особенностей, обусловленных спецификой самой услуги и сферы образования
в целом. К ним можно отнести: активную роль конечного потребителя
образовательных услуг; отсроченный характер выявления результатов
оказания образовательных услуг; приоритет сотрудничества и ограничение
эффективности конкуренции производителей образовательных услуг; особую
роль и значимость государства в образовательной сфере, а также
необходимость его участия в развитии образования.
Особенности маркетинга образовательных услуг
Особенности маркетинга образовательных услуг
Особенности маркетинга образовательных услуг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.