«ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 03.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Между тем известно, что процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, бытовых и т.д.) идет значительно успешнее, если занимающийся имеет сильные, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям, и, наконец, это важнейший компонент состояния здоровья (Е. П. Ильин, A.M. Тихонов, 1987; В.В. Михайлов 1989, А.П. Матвеев, Н.И.Новикова 1999; В.И. Лях 2002 и др.) [25,35,37,41].
Иконка файла материала 251578.doc
«ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО  ВОЗРАСТА» СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ ГЛАВА  I.   РОЛЬ   СИЛОВОЙ   ПОДГОТОВЛЕННОСТИ   В 2           4 8 ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИИ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Формы занятий в физическом воспитании школьников 1.2.   Силовая   подготовка   –   основа   физической   подготовленности школьников старших классов 1.3.   Влияние   занятий   с   отягощениями   на   морфофункциональное   МЕТОДЫ   И   ОРГАНИЗАЦИЯ  ЗАДАЧИ, состояние школьников старших классов ГЛАВА  II. ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Задачи исследования 2.2. Методы исследования 2.2.1. Анализ научно­методической литературы 2.2.2. Анкетирование и опрос 2.2.3. Педагогические наблюдения 2.2.4. Методы математической статистики 2.2.5. Тестирование 2.3. Организация исследования   ОБОСНОВАНИЕ   ВАЖНОСТИ   СИЛОВОЙ ГЛАВА   III. НАПРАВЛЕННОСТИ   ЗАНЯТИЙ   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРОЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ 3.1.   Исследование   уровня   физического   развития   и   физической подготовленности старшеклассников             3.2. Изучение отношения школьников к возможностям применения силовых упражнений в процессе физического воспитания    3.3.   Изучение   отношения   учителей   физической   культуры   к возможностям   применения   силовых   упражнений   в   процессе физического воспитания          3.4.   Результаты   применения   учащимися   старших   классов комплексов   упражнений   для   самостоятельных   занятий   силовой направленности ВЫВОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 8 12 15 19 19 19 19 20 20 21 21 22 23 23        25 29 31         33 35 403 ВВЕДЕНИЕ   Среди   многочисленных   средств   физкультурно­оздоровительной деятельности   особое   место   занимают   занятия   атлетической   гимнастикой. Каждый хочет стать сильнее, но развитие силы это не самоцель, а прежде всего ­ стремление к здоровью, хорошей работоспособности. Тем не менее, нередко   в   повседневной   трудовой   деятельности   или,   что   необходимо особенно подчеркнуть, в допризывный период и во время службы в армии молодые люди оказываются не способны преодолевать трудности, связанные с проявлением   максимальных   силовых   напряжений,   так   как   в   системе физического воспитания школьников и учащейся молодежи практически не применяются упражнения с интенсивными дозированными отягощениями.4 Между   тем   известно,   что   процесс   освоения   любых   двигательных действий (трудовых, спортивных, бытовых и т.д.) идет значительно успешнее, если занимающийся имеет сильные, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело,   высокоразвитые   способности   управлять   собой,   своим   телом,   своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей ­ основная база   для   овладения   новыми   видами   двигательных   действий,   успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям, и, наконец, это важнейший компонент состояния здоровья (Е. П. Ильин, A.M. Тихонов, 1987; В.В. Михайлов 1989, А.П. Матвеев, Н.И.Новикова 1999; В.И. Лях 2002 и др.) [25,35,37,41].  За   последние   годы   опубликовано   много   данных   о   недостаточной физической   подготовленности   молодежи   (Р.А.   Абзалов   и   др.,   1999;   В.К. Бальсевич,   1996;   В.К.   Петров,   1991)   [1,3,46].   Отмечается   низкий   уровень физической работоспособности (Н.Т. Лебедева, 1986, Л.В.Волков 1988; В.И. Лях,   1990,   1997   и   др.)   [13,34,35,36]   и   недостаточная   функциональная подготовленность   юношей,   окончивших   школу.   (Г.А.   Воронина,   1991;   Д.В. Колесов, 1982).[26] Современная   система   обучения   в   школе   значительно   увеличивает нагрузки   на   организм   ребенка.   Дети   меньше   двигаются   (эффект гиподинамии), вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности. Возрастает   необходимость   усвоения   и   переработки   огромного   количества разнообразной   информации,   и,   следовательно,   увеличивается   пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат. Эти   факторы   создают   предпосылки   для   развития   у   учащихся отклонений   в   состоянии   здоровья:   нарушения   осанки,   зрения,   повышения артериального   давления,   накопления   избыточной   массы   тела,   что   в   свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно ­ сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ и т.д. К вышеперечисленным5 факторам   следует   отнести   неблагоприятную   экологическую   обстановку, падение жизненного уровня населения, а также пренебрежительное отношение к здоровью самих школьников, злоупотребляющих алкоголем и курением, что выразилось в потере интереса последних к занятиям физической культурой (А.С.   Голенко,   1991;   Ю.С.   Захаров,   1991   и   др.)   [18].   В   настоящее   время регулярными   занятиями   спортом   охвачено   не   более   10%   молодежи   (О. Зибаров, 1997) [24].  Проблема   приобретает   особое   значение   в   настоящее   время,   когда изменилась целевая направленность физического воспитания, суть которого сводится   к   формированию   физической   культуры   личности,   это   требует определенного   уровня   знаний   в   сфере   духовного   и   телесного совершенствования.   Вследствие   того,   что   в   образовательной   школе практически не обращают внимания на вопросы формирования физической культуры,   многие   подростки   обладают   весьма   слабыми   знаниями   и потребностью в физическом совершенствовании. К   сожалению,   в   настоящее   время   все   яснее   наблюдается   тенденция физической деградации подрастающего поколения. Современные подростки по мышечной силе и выносливости на 10­18% уступают своим сверстникам   Акселерация   заменяется   децелерацией, 60­х   годов   прошлого   века.   отставанием психофизического развития организма от паспортного возраста. Болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 4­5 раз (О. Зибаров, 1997) [24].   По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в 2009 году из 13,62 миллиона российских детей, обучающихся в школах, только   21,4%   признаны   абсолютно   здоровыми,   21%   имеют   хронические заболевания.   За   последние   5   лет   число   впервые   выявленных   больных6 алкоголизмом   юношей   в   возрасте   15­17   лет   увеличилось   на   28%,   а наркоманией на 22%.   По   данным   Министерства   Обороны   РФ,   в   структуре   основных заболеваний, послуживших причиной освобождения и отсрочки от призыва на военную   службу   в   2014   году,   превалируют   заболевания   костно­мышечной системы – 20,7%, психические расстройства – 13,5%, заболевания органов пищеварения 10,8% и нервной системы 8,9%.  В настоящее время во многих школах есть достаточная материальная база   для   самостоятельных   занятий   спортом,   в   том   числе   атлетизмом.   И многие подростки имеют желание заниматься упражнениями с отягощениями. Но   недостаточный   уровень   методической   подготовленности   не   позволяет правильно   подбирать   и   составлять   поурочные   программы   занятий. Существующие же программы занятий разработанные в основном ведущими зарубежными   атлетами,   в   полном   объеме   не   пригодны   для   применения   в школьных   кружках   атлетической   гимнастики.   Это   связано   с   тем,   что некоторые   упражнения   для   своего   выполнения   требуют   специального оборудования, тренажеров. Кроме того в этих программах дается неполное методическое описание упражнения, что в свою очередь не создает полного представления о правильной технике выполнения упражнения, его значимости и важности. В   то   же   время,   анализ   литературных   источников   и   результаты проведенного исследования показывают, что одним из перспективных путей повышения   уровня   физической   подготовленности   школьников   старших классов является внедрение в ряды молодежи научно обоснованных программ для   занятий   атлетической   гимнастикой   эти   положения   и   обуславливают актуальность   работы  (Ю.А.   Пеганов,   А.В.Шибанов,   1996;   В.К.   Петров, 1991, Лях В.И. 1997 и др.) [36,46,47].7 Цель   работы:  Совершенствование   физического   воспитания старшеклассников путем использования средств атлетической гимнастики. Объект исследования: Система физического воспитания школьников старших классов. Предмет   исследования:  Самостоятельные   занятия   физической культурой   и   спортом   в   процессе   физического   воспитания   школьников старших классов. Рабочая гипотеза.  Мы предположили, что разработанные поурочные программы   занятий   атлетической   гимнастикой   для   школьников   старших классов   значительно   облегчает   самостоятельную   организацию   физической   а   также   позволят   более   эффективно   управлять подготовки, самостоятельными занятиями атлетизмом,  что приведет к повышению уровня физической подготовленности и физического развития юношей и оптимизации режима жизни современных школьников.  ГЛАВА 1. РОЛЬ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФИЗИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Формы занятий в физическом воспитании школьников8 Роль физического воспитания в воспитании школьников многогранна. Это средство оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранение и повышение   работоспособности   школьников   на   протяжении   всего   периода обучения   в   школе.   Внеурочная   работа   (внеклассная,   внешкольная)   по физическому   воспитанию   дополняет   урочные   формы   организации   занятий физической   культурой,   способствует   повышению   уровню   двигательной активности детей в течение учебного года, содействует полезной организации досуга, удовлетворяет индивидуальные потребности и интересы в физическом совершенствовании, развивает социальную активность школьников [36,46,47]. По мнению социологов и психологов происходит смещение интересов от   обязательных   урочных   форм   занятий   к   менее   регламентированным,  где предоставляется   больше   возможностей   и   путей   реализации   различных интересов   и   потребностей   (В.К.   Бальсевич,   1988;   Г.И.   Мызан,   1991;   Г.И. Кушков, 1991, В.И.Леонтьев, 1999, А.П.Матвеев, Н.И.Новикова, 1999, А.Г. Маркелов, 2000) [4,33,37,42].  Основными   задачами,   которые   решаются   в   процессе   выполнения программы   обязательного   курса   физического   воспитания   являются: содействие укреплению и сохранению здоровья, нормальному физическому развитию   и   поддержанию   высокой   работоспособности;   обеспечение всестороннего развития физических качеств, необходимых для полноценной физической подготовки и предстоящей  трудовой деятельности  и службе  в армии;   закрепление   и   усовершенствование   приобретенных   ранее   жизненно важные двигательных умений и навыков, пополнение их новыми умениями и навыками; расширение и углубление знаний в области физической культуры, обучение   рациональному   использованию   ее   средства   в   быту   и   в   режиме жизненной практики [36,46,47].9 Но, анализируя литературу, можно увидеть, что эти задачи решаются не полностью. Многие авторы утверждают, что уровень физического развития и физической   подготовленности   в   целом   по   стране   продолжают   снижаться [26,47]. Значительное количество старшеклассников не справляются даже с не слишком   высокими   нормативами   школьной   программы   по   физической культуре. (В.К. Бальсевич, 1999; Ж.А. Абдуллаев, 1991; В.Т. Воробьев, 1997; Н.П.   Гайдым,   2001)   [4,14].   Далеко   не   все   выпускники   школы   выполняют установленные требования и нормативы двигательной подготовленности. Так,   например,   по   некоторым   данным   контрольная   проверка   уровня физической подготовленности студентов 1­го курса института, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, согласно программным нормативам показала, что у более 30% юношей выявлена дисгармоничность. Тесты проводились в беге на 100 и 2000 метров, в прыжках в длину с места, подъема туловища из положения лежа на спине, становой и кистевой силы, подтягивания на перекладине (В.Н. Кряж, 1994) [30]. Эффективность     физического     воспитания     школьников,   по   мнению специалистов, заключается в следующем: больше часов на физкультуру, выше плотность   занятий,   больше   часов   на   внеклассные   занятия,   больше занимающихся   в   спортивных   секциях   и   т.д.   Но   это   не   подкрепляется серьезными   организационно   ­   методическими   шагами   в   улучшении деятельности   школы,   в   кадровой   политике   и   в   материально­техническом обеспечении занятий физической культурой. Таким   образом,   именно   в   дефиците   оптимально   организованной двигательной деятельности не без оснований усматривают сейчас основную причину тревожных отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья современных   детей,   подростков,   молодежи.   Отсюда   возникает   неотложная проблема ­ проблема оптимального увеличения удельного веса физического воспитания в образе жизни современного подрастающего поколения.1 Есть несколько путей решения этой проблемы: 1.   Серьезного   внимания   заслуживает   разработанные   научными учреждениями и комиссиями предложения по рационализации общего режима работы школ в аспекте усиления его оздоровительной направленности. Вот некоторые из них: ­ ввести в режим учебного дня расширенную большую перемену (1­1,5 часа) для занятий физкультурно­оздоровительными мероприятиями; ­ ежемесячно практиковать общешкольные дни здоровья. 2.   Повышение   педагогического   мастерства   учителя   физической культуры является важнейшей задачей школы. 3.   Взаимодействие   учителя   с   родителями   является   далеко   еще   не использованным   резервом   для   оптимизации   условий   физического   развития детей. 4. Привлечение педагогического коллектива школы к решению   задач физического воспитания. Ведь помимо учителя физической культуры, любой другой учитель тоже отвечает за здоровье детей   на своем уроке. Поэтому необходимо   пополнить   знания   учителей   всех   специальностей   в   вопросах охраны   здоровья   школьников,   повысить   общую   их   культуру   в   этой   сфере [38,40,51].  5.   Привитие   учащимся   знаний   в   области   медицине,   гигиены,   умений самостоятельно заниматься спортом. Знания  учащихся  о  собственном  организме, функциях  различных  его систем, о здоровье и долголетии человека значительно отстают от знаний в других   областях.   Имея   понятия   о   многих   весьма   отдаленных   от   жизни явлениях, школьники, как правило, не имеют достаточных сведений о том, как наиболее рационально организовать свой режим, как избежать тех или иных заболеваний, не имеют твердого убеждения в пользе повседневной физической нагрузки, обязательного соблюдения личной гигиены.1 Ошибкой большинства школ является и то, что упор делается лишь на физическую подготовленность, а не на формирование физической культуры школьников. Решать эту задачу необходимо не простым увеличением объема физической активности, а введением новейших знаний в области физической культуры. По   мнению   В.К.   Бальсевича   в   основу   методики   и   организации физической   подготовки   школьников   в   будущем   положена   концепция тренировки   как   единственная,   пока   научно   обоснованная   концепция управления развития физического потенциала человека [4]. Вместе   с   тем   уже   сейчас   кажется   бесспорной   необходимость продуманной   дифференциации   содержания,   объема   и   интенсивности физических   нагрузок   школьников   в   связи   с   их   биологическим   (а   не паспортным)   возрастом, способностями.   полом   и   индивидуальными   моторными Эту   задачу   трудно   решить   в   условиях   традиционного   урока физкультуры.   Предполагается,   что   овладение   физкультурными   знаниями будет происходить на уроке физической культуры во время учебных занятий, а   задачи   физической   подготовки   должны   решаться   на   физкультурных занятиях,   проводимых   вне   рамок   школьного   расписания,   а   именно посредством введения систем самостоятельных занятий. Исследования,   проведенные   среди   мальчиков   ­   подростков, неуспевающих   по   физической   культуре,   показали   целесообразность применения заданий­комплексов (В.Ф. Кременчугский, 1974) [29].  Практика   и   научные   исследования   свидетельствуют,   что   система домашних   заданий   необходима   не   только   для   отстающих,   но   и   для   всех остальных (Г.Б. Мейксон, 1986, А.П.Матвеев, Н.И.Новикова,1999) [37,39].  Ряд авторов   рассматривает систему заданий на дом как логическое продолжение уроков. Они полагают, что заданные на дом упражнения должны1 активизировать   двигательный   режим   школьников,   повышать   умственную работоспособность [49]. Главная   задача   домашних   заданий   ­   на   основе   формирования   у школьников   умения   самостоятельно   заниматься   ­   укрепление   здоровья, повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности. Широкое внедрение домашних заданий содействуют выполнению задач, предусмотренных   программой   по   физической   культуре.   Кроме   того,   при правильной   организации   домашние   задания   являются   одним   из   способов приобщения ребят к систематическим занятиям физическими упражнениями и внедрения физической культуры в быт молодежи. 1.2 Силовая подготовка – основа физической подготовленности  школьников старших классов Многие   авторы   отмечают,   что   школьники   9­11   классов   имеют недостаточную скоростную, силовую, скоростно ­ силовую подготовку (А.В. Лотоненко, 1988; Н.М. Соловьев,  1982;  В.В. Волков, 1988; В.Г. Присенко, 1984, А.А.Гусев 2008 и др.) [13,20]. Это создает определенные трудности при разучивании   нового   материала   на   уроках   физической   культуры   и   сдачи программных нормативов. В   своих   работах   Е.Я.   Бондаревский,   основываясь   на   данных многочисленных обследований широких контингентов учащихся, проводимых на протяжении многих лет, указывает на низкое развитие силовых качеств юношей   допризывного   и   призывного   возрастов.   По   его   мнению,   это обусловлено   низким   научным   и   методическим   уровнем,   и   не совершенствованием системы силовой подготовки учащихся [9]. Известно, что высокий уровень развития скоростно­силовых качеств в детском   возрасте   обеспечивает   более   эффективное   развитие   других1 двигательных способностей,  содействует совершенствованию пластических и   нормализует   функции   систем трофических   функций   организма, кровообращения   и   дыхания,   улучшает   деятельность   центральной   нервной системы.  Издавна люди выделяли преимущества силы и выносливости. И дело не в том, что сила всегда права. Существует прямая связь между силой мышц и силой   воли,   силой   характера.   Волевой,   сильный   человек   обладает   более высокими возможностями в любой сфере деятельности, физически сильный человек активен и в учебе, и в труде. Уровень   силы   характеризует   определенное   морфофункциональное состояние мышечной системы, обеспечивающей, кроме двигательной функции организма, еще три жизненно необходимые функции ­ корсетную, обменную и насосную. Школьники с достаточно развитыми силовыми качествами быстрее и лучше осваивают программный материал по физкультуре [10].  С помощью силы можно добиться высоких результатов практически в любом виде спорта. Определённый уровень силовой подготовки необходим каждому   человеку   ­   для   обычной,   нормальной   и   полноценной   жизни.   У гармонично развитых мужчин сила сочетается с красотой внешних форм тела и с крепким здоровьем [10]. В   старшем   школьном   возрасте   имеются   благоприятные   условия   для развития силовых качеств юношей. Мышцы у них эластичные, имеют хорошую нервную регуляцию, их сократительная способность к расслаблению велики. Наблюдается   быстрый   прирост   мышечной   массы.   Опорно­двигательный аппарат   способен   выдерживать   значительные   статические   и   динамические нагрузки [10] .  В этом возрасте у школьников часто наблюдается дисгармония развития мышц. Дело в том, что в период между 13 и 16 годами, когда отмечается наибольший рост длины тела и масса мускулатуры, одни мышечные группы1 часто отстают в развитии от других (В.К. Петров, 1991) [47]. Упражнения с отягощениями   в   этом   возрасте   ­   хорошее   средство   профилактики   и устранения дисгармонии в мышечном развитии, т.к. работа с отягощениями можно в любом режиме и избирательно нагружая любую мышцу. Занятия с отягощениями ­ есть атлетическая гимнастика. Отягощениями могут служить: штанги,   гантели,   блочные   устройства,   амортизаторы,   резиновые   жгуты   и другие приспособления. В одном тренировочном комплексе  соединяется целый ряд нагрузок, который   обеспечивает   эффективное   воздействие   на   все   органы   и   системы организма. Хорошо   развитая   мускулатура   ­   это   поистине   спутник   здоровья. Мышцы не просто сосуществуют с другими органами и системами организма, а активно воздействуют на них, помогают их работе. Силовые  качества   очень  хорошо развиваются  в возрасте  13­16 лет  и если   не   приобщить   детей   к   занятиям   в   этом   возрасте,   то   в   дальнейшем развитие   этого   качества   станет   очень   сложной   задачей,   а   также   может остаться дисгармония, т.е. непропорционально развитая фигура  [35].  В настоящее время среди школьников резко возрос интерес к занятиям атлетической   гимнастикой.   У   молодёжи   велика   тяга   к   упражнениям   с отягощениями,   поэтому   занятия   ОФП   с   силовой   направленностью,   или атлетической   гимнастикой,  весьма   популярны  (В.К.  Петров  1984   г.   и   Р.В. Николаев 1990 г.) [47].  В   тоже   время   нет   единого   мнения,   когда   и   какие   качества   нужно развивать: одни считают, что следует развивать всё одновременно, другие, что предпочтение нужно отдавать развитию силы мышц (И.В. Сухоцкий, 1990г.) [52].   Некоторые   преподаватели   большое   внимание   обращают   на   технику исполнения, но мало значения придают развитию физических качеств, другие – наоборот [52].1 По   мнению   многих   авторов,   процесс   формирования   двигательного навыка   тесно   связан   с   развитием   у   занимающихся   физических   качеств (М.М.Боген, 1985,  В.П. Филин 1994, А.М.Максименко, 2009, Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2010) [5,53,55]. Следовательно, эффективность занятий будет зависеть   от   совместного   развития,   как   физических   качеств,   так   и двигательных навыков [5,53]. Как   указывалось   ранее,   эту   задачу   трудно   решить   в   условиях традиционного   школьного   урока   физкультуры.   Мы   предположили,   что овладение физкультурными знаниями и формирование двигательных навыков должно будет происходить на уроке физической культуры во время учебных занятий, а задача физической подготовки, т.е. развитие физических качеств должны   решаться   на   физкультурных   занятиях,   проводимых   вне   рамок школьного расписания.  1.3 Влияние занятий с отягощениями на морфофункциональное состояние школьников старших классов Еще   в   50­е   годы   прошлого   века   бытовало   мнение,   что   занятия   с отягощениями вредят растущему организму. Так, например, Г.П. Сальникова в   брошюре   «Как   укреплять   здоровье   подростков   и   старших   школьников» писала, что подросткам необходимо ограничивать физические нагрузки, не давать силовые упражнения с тяжестями, т.к. это неблагоприятно отражается на их росте и функциональном состоянии, сердечно ­ сосудистой системе. Предостерегал детей от занятий с тяжестями и Т.Л. Шиман [5,53,55]. Но   с   каждым   годом   проводились   новые   и   новые   исследования.  Так, например, значительный вклад в расширение познаний в области возрастной тяжелой атлетики внесли работы Б.Е. Подскодского и др. (1963). Он отмечал, что   целенаправленная   тренировка   силового   характера   с   отягощениями1 положительно влияет на функциональное состояние сердечно ­ сосудистой системы   юных   штангистов   15­16   лет,   способствует   адаптации   ее   и   всего организма физическим нагрузкам. Эти данные были подтверждены в медико­ биологических   исследованиях,   проведенных   Р.Е.   Мотылянской,   Л.И. Стоговой, Ф.А. Иорданской, которые убедительно показали, что занятия с тяжестями   в   юношеском   возрасте   не   оказывают   неблагоприятного воздействия на рост тела и в целом на физическое развитие [5,53,55]. В   многочисленной   литературе,   связанной   с   изучением   физических качеств   в   школьном   возрасте,   рекомендуется   развивать   силу   различными упражнениями или вовсе без отягощений, или с отягощениями весьма малого веса [38,54].  В.К.   Петров   (1994)   утверждает,   что   применение   упражнений   с отягощениями вместе с другими средствами способствует устранению даже врожденных дефектов телосложения [47]. Научные исследования и практика спорта подтвердили, что правильно организованные   занятия,   использующие   в   качестве   одного   из   средств   позволяют   повысить тренировки, функциональные возможности сердечно ­ сосудистой и дыхательной систем   упражнения   с   отягощениями, занимающихся,   способствует   совершенствованию   силы,   выносливости, быстроты ­ качеств, определяющих успех в любом виде спорта (В.К. Петров, 1994) [47].  В   старшем   школьном   возрасте   имеются   благоприятные   условия   для развития силовых качеств юношей. Мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную   регуляцию,   их   сократительная   способность   и   способность   к расслаблению велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы.  Опорно­двигательный   аппарат   способен   выдерживать   значительные статистические и динамические нагрузки. В 16 лет юноши могут поднимать и переносить грузы, равные весу собственного тела. Благодаря всему этому на1 занятиях   с   ними   доступны   в   значительном   объеме   упражнения   с отягощениями,   с   сопротивлением   партнера,   с   преодолением   собственного веса. Занятия   с   отягощениями   характеризуют   определенные морфофункциональные   состояния   мышечной   системы,   обеспечивающей, кроме   двигательной   функции   организма,   еще   три   жизненно   необходимые функции: корсетную, обменную и насосную. Корсетная   функция   состоит   в   том,   что   только   при   определенном достаточном   мышечном   тонусе   поддерживается   нормальная   осанка   и   тем самым   функции   позвоночника   и   спинного   мозга.   При   недостаточной корсетной   функции   (преимущественно   мышц   спины)   развивается   ряд заболеваний,   включая   такую   распространенную   болезнь,   как   остеохондроз [46].  Ряд авторов рекомендуют юношам, имеющим сколиоз II и III степени, выполнять упражнения с отягощениями [46]. Корсетная функция мышц живота играет важную роль в поддерживании нормального   положения   и   функции   внутренних   органов   ­   почек,   печени, желудка, кишечника. При недостаточной корсетной функции мышц живота чаще   наблюдаются   такие   заболевания,   как   опущение   внутренних   органов. Нарушается моторная функция желудочно­кишечного тракта, и развиваются все связанные с этим болезни ­ гастрит, колит, холецистит и другие. Недостаточный   тонус   мышц   ног   ведет   к   развитию   плоскостопия, расширению вен, осложненному тромбофлебитом. Недостаточная активность обменных процессов в мышцах ведет к ожирению, атеросклерозу и диабету. Насосная   функция   мышц   («мышечный   насос»)   состоит   в   том,   что сокращение   мышц   способствует   передвижению   венозной   крови   по направлению к сердцу. Эта функция имеет важное значение, учитывая, что венозный   кровоток   (от   капилляров   к   сердцу)   должен   быть   равен1 артериальному (от сердца к капиллярам). Однако присасывающее действие правого   желудочка   слабее   выталкивающего   действия   левого   желудочка   и компенсация  возлагается  не  на «мышечный  насос». Кроме  того,  он  играет важную роль в передвижении лимфы и тканевой жидкости, влияя тем самым на удаление продуктов тканевого обмена.  Недостаточность работы «мышечный насос» способствует расширению вен, вследствие застоя венозной крови, которая осложняется воспалительным процессом и образованием тромбов и ведет к различным нарушениям обмена. Таким   образом,   определенное   морфофункциональное   состояние мышечной системы ­ важнейшее жизненно необходимое условие, а его уровень информативно отражается показателем мышечной силы (Е.А. Разумовский, 1984) [48].  Из   этого   следует,   что   для   здоровья   необходим   определенный морфофункциональный уровень мышечной системы как в целом (обменная функция),   так   и   каждой   из   основных   мышечных   групп  ­   плечевого   пояса, спины, брюшного пресса и ног [10].  Давно подмечено, что именно силовые упражнения, как никакие другие, приводят к значительным  изменениям в белковом обмене мышц. В период отдыха «проработанная» такими упражнениями мускулатура характеризуется усилением   синтеза   структурных   белков   и,   следовательно,   увеличением мышечной массы, более значительным, чем после занятий  другими видами физической деятельности. Как   писал   заслуженный   деятель   науки   профессор   И.М.   Саркизов­ Серазини:   «Атлетическая   гимнастика   ­   это   одно   из   более   эффективных средств,   всесторонне   воздействующих   на   человеческий   организм.   Обилие упражнений и возможность тонко дозировать нагрузки ­ это важное средство оздоровления, доступное для людей всех возрастов». А эстетическая сторона атлетической гимнастики приближает ее к подлинному искусству.1 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Задачи исследования: 1.   Определить   уровень   физического   развития   и   физической подготовленности школьников. 2.   Выявить   отношения   учителей   и   учащихся   к   самостоятельным занятиям в школьных кружках атлетической гимнастикой. 3.   Разработать комплекс упражнений силовой направленности для самостоятельных занятий учащихся старших классов. 2.2  Методы исследования 1.Анализ научно ­ методической литературы 2. Анкетирование и опрос 3. Педагогическое наблюдение 4. Методы математической статистики  5. Тестирование 2.2.1 Анализ научно­методической литературы2 Анализ позволил выявить основные проблемы физического воспитания школьников, установить степень разработки исследуемого вопроса. Изучение научно­методической литературы проводилось на всех этапах исследования с целью   выработки   рабочей   гипотезы,   определения   методов   исследования, интерпретации   полученных   результатов.   Кроме   того,   в   процессе   работы изучались и анализировались публикации, на основе которых разрабатывались поурочные программы для занятий атлетизмом. 2.2.2 Анкетирование и опрос Анкетирование учителей и учащихся проводилось с целью получения сведений об их отношении к самостоятельным занятиям. Анкетирование и опрос позволили также выявить наиболее целесообразные средства, формы и место занятий физическими упражнениями силовой направленности в режиме дня школьников. Анкетный опрос учителей проводился по составленной нами анкете (Приложение 1) Вопросы   и   возможные   ответы   в   анкете   поставлены   так,   что респондентам   нужно   было   только   подчеркнуть   подходящий   ответ,   кроме первого вопроса, где нужно самому распределить ответы в %. На заполнение анкеты отводилось 5­10 минут. Содержание   анкетного   опроса   состояло   из   следующих   основных блоков: Указать в % уровень силовой подготовленности юношей 10­11 кл. Причины слабого уровня силовой подготовленности. Отношение школьников к занятиям атлетической гимнастикой. Наиболее подходящие формы занятия атлетизмом.2 2.2.3 Педагогические наблюдения Педагогические   наблюдения   проводились   с   целью   набора   средств   и форм   занятий   силовой   направленности   в   процессе   обучения   и   отдыха учащихся старших классов, определение физической нагрузки в отдельных комплексах по развитию силовых качеств, отношение испытуемых к тем или иным   средствам   и   формам   занятий,   а   также   к   качеству   выполнения   ими физических   упражнений.   При   проведении   педагогических   наблюдений использовалась методика, разработанная Л.Н. Нифонтовой (1969).  2.2.4 Методы математической статистики В   ходе   исследования   для   обработки   полученных   результатов   были использованы   стандартных   математических   операций,   применяемы   для обработки цифрового материала. 2.2.5 Тестирование Определение   физического   развития   и   физической   подготовленности осуществлялось   с   помощью   тестов,   которые,   по   мнению   ряда   авторов (А.Н.Воробьев, Ю.Н. Сорокин (1987), О.С. Кулиненков (2002),   Кряж В.Н., 1994   ,   В.И.Лях,   1998)   [11,23,26]   ,   являются   наиболее   простыми   и достоверными показателями физического развития учащихся: ­индекс массы тела (индекс Кетле). Определяется делением веса тела, выраженного в килограммах, на квадрат роста в сантиметрах. Для мужчин2 установлены следующие показатели индекса Кетле – менее 20,7 – сниженная масса тела, норма – от 20,7 до 26,7, свыше 26,7 – повышенная, масса тела, до 31 – чрезмерная (ожирение)  ­показатель Эрисмана. От окружности грудной клетки в сантиметрах в покое   вычитается   половина   роста   стоя   в   сантиметрах.   При   нормальном развитии   окружность   грудной   клетки   больше   половины   роста   тела. Отрицательный показатель указывает на слабое развитие грудной клетки;  ­показатель крепости телосложения. От роста стоя вычитается сумма веса и окружности грудной клетки в покое. Лучшую оценку получают те, у кого меньший показатель: 10­15­крепкое телосложение; 16­20­хорошее; 21­25 ­среднее; 26­30 ­ слабое; 31 и более ­ очень слабое; ­силовой   индекс   (Л.Г.   Дембо,   1976).   Показатели   силы   (кистевой   и становой   динамометрии)   делятся   на   вес   тела   и   умножаются   на   100%. Средними  величинами  силы кисти считаются 70­75%,  для  становой ­ 200­ 220%. ­тестирование   уровня   силовой   подготовленности   при   выполнении физических   упражнений,   характеризующих   уровень   развития   силы   (Ю.В. Менхин, 2006, А.А. Гусев, 2008 и др.) [29,16].  2.3 Организация исследования Экспериментальные исследования при решении поставленных в работе задач   проводились     на   базе   общеобразовательных   школ   Южного административного   округа   г.   Москвы   и   кафедры   тяжелой   атлетики   ТиМ ТАВС   им.А.С.     Медведева   ФГБОУ   ВПО   РГУФКСМиТ.   В   исследовании принимали   участие   учащиеся   10­11   классов   в   количестве   30   человек. Анкетировано 20 учителей физической культуры старших классов г. Москвы.2 В целом исследование включало 2 этапа. На первом этапе (октябрь 2014 года)  изучался  уровень  силовой  подготовленности   и физического  развития учащихся. В этот период были проведены тестирования учащихся и опрос учителей. В этот период, на основе изучения и анализа литературных данных и рекомендаций учителей физической культуры, были разработаны поурочные программы для самостоятельных занятий атлетизмом. Второй этап (март­апрель 2015 года) включал анкетирование учителей и опрос   учащихся   с   целью   выявления   их   отношения   к   самостоятельным занятиям силовой направленности.  ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  3.1 Исследование уровня физического развития и физической подготовленности   старшеклассников   Индекс Кетле.  Это   обобщенный   непосредственный   показатель   гармонии строения   тела   человека   и   косвенный   показатель   правильного   питания   и двигательной активности, основанный на отношении массы тела и его длины. Результаты вычисления индекса Кетле приведены в таблице 1.2 Таблица 1 –  Оценка индекса массы тела учащихся 9­11 классов (чел)  Количество       Исследуемых               30 Сниженный (<20,7)              12 Нормальный (от 20,7 до 26,4)             10 Повышенный   (от   26, 4 до 31,1)             8 Полученные результаты свидетельствуют о том, что в среднем у 40% испытуемых наблюдается сниженный индекс массы тела, у 33% ­ нормальный индекс массы тела, и у 27% испытуемых наблюдается повышенный индекс массы тела.  Определение показателя Эрисмана Известно, что показатель Эрисмана характеризует уровень физического развития и служит в качестве метода оценки развития грудной клетки (А.Н. Воробьев, Ю.К. Сорокин, 1987). [11] Результаты приведены в таблице 2. Таблица 2 –  Уровень развития грудной клетки у учащихся 9­11 классов Показатель Эрисмана(в %) Количество отрицательный положительный 30 64 36 Приведенные в таблице результаты показывают, что из обследованных детей 9­11 классов 2/3 имеют слабое (отрицательный  показатель) развитие грудной   клетки   и   только   третья   часть   ­   нормальное   (положительный показатель) развитие. Таким   образом,   результаты   исследования   показателя   Эрисмана   у школьников   старших   классов   свидетельствуют   о   низком   уровне   их физического развития. Исследование крепости телосложения Показатель   крепости   телосложения,   как   метод   оценки   физического развития   является   интегральным   показателем   физического   состояния человека.Результаты исследования крепости телосложения учащихся приведены в таблице 3. 2 Таблица 3 –  Уровень телосложения у учащихся 9­11 классов Количеств Очень слабое Показатели крепости телосложения (в%) Хорошее Среднее Слабое Крепкое о телосложение телосложение телосложение телосложение телосложение исследуем ых 30 24 42 16 16 4 Из приведенных данных в таблице видно, что менее 1/5 обследованных учащихся имеют крепкое и хорошее телосложение, 2/3 ­ слабое и очень слабое телосложение и лишь 16% среднее телосложение. Оценка показателей силового индекса В   изучаемой   нами   проблеме   большое   значение   имеет   определение относительной   силовой   подготовленности   учащихся,   которая   позволит объективно   оценить   их   уровень   физического   развития.   Силовые   индексы определяют уровень развития силы отдельных групп мышц относительно веса тела (А.Г. Дембо, 1976). [ ] Результаты приведены в таблице 4. Таблица 4 – Показатели силового индекса (в %) Количество исследуемых 30 Для мышц спины Ниже Норма Для мышц кисти Ниже Норма нормы 79 21 нормы 71 29 Как видно из таблицы более 2/3 тестируемых учащихся имеют уровень развития   мышц   спины   и   кисти   ниже   нормы   и   только   около   1/3 продемонстрировали силовые показатели на уровне нормы и выше.2 Таким образом, результаты исследования подтверждают литературные данные   о   низком   уровне   физического   развития   и   физической подготовленности старшеклассников. Тестирование способности силовой подготовленности Для   оценки   уровня   силовой   подготовленности   нами   было   проведено тестирование   по   таким   показателям,   как   подтягивание   на   перекладине, подъем переворотом, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, подъем ног из виса на гимнастической стенке, удержание «угла» в упоре на брусьях, прыжок вверх, прыжок в длину с места, метание набивного мяча. Результаты   тестирования,   проводившиеся   в   начале   эксперимента   и   в конце   (после   использования   разработанных   комплексов   самостоятельных занятий силовой направленности) представлены в пункте 3.4 в таблицах 9, 10.   3.2    Изучение отношения школьников к возможности применения силовых упражнений в процессе физического воспитания С целью выявления отношения школьников к занятиям атлетизмом был задан   вопрос:   «Каково   Ваше   отношение   к   занятиям   атлетической гимнастикой?»   Как   видно   из   таблицы   5,   распределение   ответов старшеклассников   неоднозначное:   68   %   старшеклассников   атлетическая гимнастика нравится больше, чем другие виды спорта, 24 % ­ интересует так же, как и другие виды спорта, 8 % ­ не интересует. Таблица 5 – Распределение ответов старшеклассников на вопрос: «Как Вы  относитесь к занятиям атлетической гимнастикой?» (в % соотношении к  числу опрошенных)2 Содержание вопросов № 1. Атлетическая гимнастика нравится больше, чем другие  виды спорта 2. Отношусь также, как  и к занятиям  другими видами  3. Не интересует спорта Распределение ответов 68 24 8 Согласно   полученным   ответам,   можно   заключить,   что   большинство старшеклассников   положительно   относятся   к   занятиям   атлетической гимнастикой,   т.к.   эти   занятия   наиболее   интересные,   увлекательные   и полезные, по мнению самих школьников. 3.3    Изучения отношения учителей физической культуры к возможности применения силовых упражнений в процессе физического воспитания Нами   было   опрошено  20  учителей   физической   культуры.  Результаты опроса проведенного опроса (см. табл. 6) подтвердили наши данные о низком уровне силовой подготовленности старшеклассников.   По их мнению, 60% старшеклассников   имеют   слабый   уровень   физической   подготовленности, 30%­хороший   и   только   10%   юношей   обладают   отличной   физической подготовленностью. Таблица 6 – Распределение ответов учителей физической культуры на вопрос: «Каков в процентном отношении уровень силовой подготовленности юношей  9­11 классов» № 1 2 3 Содержание ответа Распределение ответов (в % к «Отличный» «Хороший» «Удовлетворительный» числу опрошенных) 10 30 274 «Неудовлетворительный» 33 2 Для определения целесообразности самостоятельных занятий силовыми упражнениями учителям физической культуры был задан вопрос: «Укажите наиболее   приемлемые,   на   Ваш   взгляд,   формы   организации   занятий атлетической гимнастикой?» Ответы  респондентов представлены в табл. 6. Практически   все   опрашиваемые   (100%)     высказались   за самостоятельные занятия, из них 78% положительно отзываются о неурочных самостоятельных   занятиях   в   школьных   кружках   физической   культуры   и секциях общей физической подготовки. Только 22% респондентов выявили желание и готовность к внедрению силовых комплексов на уроках физической культуры. Таблица 7 –  Распределение ответов учителей физической культуры на  вопрос: «Укажите наиболее подходящие формы организации занятий  атлетической гимнастикой» № Содержание вопросов Распределение ответов (в % к 1 На уроках физической культуры 2 3 В неурочное время (кружок ФК,  секция ОФП) В виде самостоятельных занятий числу опрошенных) 22 78 100 Анализируя   научно­методическую   литературу,   мы   выяснили,   что некоторые авторы (И.В. Сукоцкий, 1990 и др.) [37] утверждают, что многие преподаватели   имеют   затруднения   при   составлении   комплексов   силовой направленности. С целью подтверждения этого, мы задали учителям вопрос: «Дает ли учебное заведение, которое вы окончили, необходимые знания по методике атлетической подготовки?»2 Из   результатов   ответов   (табл.   8)   видно,   что   действительно   многие преподаватели   физической   культуры   имеют   затруднения,   а   именно   74% учителей, по их мнению, получили недостаточно информации, и только 26% хорошо разбираются в вопросах атлетизма. Таблица 8 – Распределение ответов учителей физической культуры на вопрос  «Дает ли учебное заведение, которые вы окончили, необходимые знания по  методике занятий по атлетической направленности?» № 1 2 3 Содержание ответов Да, в полном объеме Дает, но недостаточно Нет, не дает % 26 64 10 Представленные данные тестов, опроса и интервью свидетельствуют о ряде   трудностей   в   организации   занятий   атлетической   направленности     со школьниками   старших   классов.   Причин   много:   нехватка   часов,   слабая материальная   база,   слабый   учителей.    уровень   методической   подготовленности Один из возможных из путей решения данной проблемы ­ это привитие учащимся навыков и потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями силовой направленности. 3.4   Результаты   применения   учащимися   старших   классов   комплексов упражнений для самостоятельных занятий силовой направленности  При проведении повторных исследований уровня физического развития и   силовой   подготовленности   после   применения   комплексов   для самостоятельных занятий атлетической направленности нами были выявлены некоторые   положительные   изменения   индекса   массы   тела,   показателя3 Эрисмана,   силового   индекса,   также   было   отмечено   повышение   уровня крепости   телосложения.  Однако,  поскольку   изменения   незначительны   и  не могут   считаться   статистически   недостоверными,   то   нами   было   проведено повторное   тестирование   уровня   силовой   подготовленности   учащихся   при выполнении   ряда   физических   упражнений.   (Результаты   представлены   в таблице 9).  Таблица 9 – Результаты тестирования силовой подготовленности юношей в  начале и в конце педагогического эксперимента  Тестовое задание Подтягивание   на перекладине (кол­во раз) Подъем   переворотом (кол­во раз) Сгибание   и   разгибание рук   в   упоре   на   брусьях (кол­во раз) Подъем   ног   из   виса   на гимнастической стенке Удержание «угла» в упоре на брусьях (с) Прыжок вверх (см) Прыжок   в   длину   с   места (см) Метание   набивного   мяча (см) Динамометрия   правой руки (кг) Динамометрия левой руки (кг) Результаты, полученные на 1 этапе   эксперимента   (число Результаты, полученные на 2 этапе   эксперимента   (число испытуемых 30)                    8,8+/­0,62 испытуемых 30)               10,0 +/­0,62                   3,0+/­0,78               4,2+/­0,62                   9,6+/­1,63               12,3+/­0,90                  10,6+/­1,12              12,1+/­1,27                  6,2+/­0,47               9,6+/­0,77                  52,3+/­0,94                  201,3+/­2,55              57,8+/­0,94              217,6+/­2,88                  420,1+/­11,2              444,2+/­10,2                  46,2+/­1,53              47,3+/­1,45                   43, 1+/­1,07              44,8+/­1,183 Полученные   результаты   позволяют   говорить   о   том,   что   применение разработанных   комплексов   (поурочных   программ)   для   самостоятельных занятий   атлетизмом   оказывают   положительное   воздействие   на   развитие основных силовых способностей юношей старшего школьного возраста.  Поурочные   программы   для   занятия   атлетизмом   представлены   в приложении 2. ВЫВОДЫ 1. Изучение научно ­ методической литературы и анализ результатов исследования выявило, что современные школьники старших классов имеют в основном   слабую   физическую   подготовленность   и   низкий   уровень физического   развития   (показатель   Эрисмана   –   64%   имеют   отрицательный3 уровень развития грудной клетки; уровень телосложения – у 66% школьников слабое, 16% имеют среднее, 16% хорошее и только 4% обладают крепким телосложением; силовой индекс – более 2/3 тестируемых учащихся имеют уровень развития мышц спины и кисти ниже нормы и только около 1/3 имеют показатели норма и выше). 2. Прослеживается   тенденция   потери   интереса   школьников   к занятиям физической культурой. Знания учащихся о собственном организме, функциях различных его систем и здоровье значительно отстает от знаний в других   областях,   имея   понятия   о   многих   весьма   отдаленных   от   жизни явлениях, школьники не имеют достаточных сведений о том, как наиболее рационально   организовать   свой   режим,   как   избежать   тех   или   иных заболеваний,   не   имеют   твердого   убеждения   в   пользу   повседневной физической нагрузки, соблюдения личной гигиены. 3. Проведенное исследование показало, что одним из перспективных путей   решения   проблемы   является   организация   самостоятельных   занятий физической   культурой.   Практически   почти   все   опрошенные   школьники   и учителя   физической   культуры   (78%)   положительно   отзываются   о самостоятельных   занятиях   силовой   направленности   в   школьных   секциях общей физической подготовки или в домашних условиях.            4.  Результаты   использования   разработанных   поурочных   программ занятий атлетической гимнастикой не только позволяют добиться развития силовых способностей школьников и улучшению показателей их физического развития,   но   и   значительно   облегчают   самостоятельную   организацию физической подготовки школьников, прививают им потребность в регулярных занятиях атлетизмом, ведению здорового образа жизни.3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1.   Комплексы   упражнений,   направленных   на   развитие   силовых способностей   могут   быть   следующими:   небольшая   разминка   ­3 общеразвивающие   упражнения, выполняемые с умеренной интенсивностью; упражнения для рук с гантелями, с резиновыми бинтами, с преодолением веса собственного   тела;   упражнения   для   ног  ­   приседания   на   одной   или   обеих ногах, выпрыгивания из приседа, передвижение в приседе и т.п.; упражнения для   туловища   ­   поднимание   ног   в   висе   или   лежа   на   спине,   прогибы   в положении  лежа  на  животе, поднимание  ног из положения лежа  на груди, наклоны   вперед,   назад,   в   сторону,   повороты   (перечисленные   упражнения могут выполняться с отягощениями или без них). 2. При самостоятельных занятиях учащимся рекомендуется регулярно выполнять   гимнастические   упражнения   с   собственным   весом   и   по   мере возможности упражняться с отягощениями (гантели, гири, резиновые жгуты и т.д.), а также выполнять изометрические упражнения. 3.   Схема   построения   комплексов   физических   упражнений   силовой направленности может быть следующей: ­ Занятия должны проводиться через день, три раза в неделю. Каждое занятие должно начинаться с разминки. Это выполнение общеразвивающих упражнений,   выполняемых   в   среднем   темпе   (всевозможные   махи   ногами, руками,   разнообразные   вращения,   наклоны   и   скручивание   туловища).   На разминку затрачивается 5 минут. ­ Далее следует комплекс упражнений направленный непосредственно на   развитие   силовых   качеств.   Мы   предлагаем   использовать   упражнения   с преодолением   массы   собственного   тела,   упражнения   с   гантелями   и   с амортизаторами. Комплекс состоит из 5­7 упражнений. Каждое упражнение направлено на развитие определенной группы мышц. ­ Количество подходов увеличивается по мере роста тренированности занимающегося. Обычно первые две недели занятий упражнения выполняются в одном подходе. Затем по самочувствию прибавляется каждую неделю по подходу, доводя количество в каждом упражнении до 3­4.3 ­   Для   большей   эффективности   занятий   рекомендуется   выполнять упражнения   в   разном   режиме.   Например,   в   первом   подходе   упражнения выполняются   в   медленном   темпе,   а   следующий   подход   с   максимально возможной   скоростью.   В   конце   каждого   занятия   должны   присутствовать упражнения на расслабление мышц. Целесообразно использовать упражнения, развивающие гибкость (это всевозможные растяжки, глубокие наклоны, махи ногами и т.д.). Упражнения на растягивание нужно выполнять  сериями по несколько раз до появления болезненных ощущений в мышцах.3 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абзалов   Р.А.,   Павлова   О.Н.   и   др.   Оценка   уровня   физической подготовленности   школьников   6­11­х   классов   //   Физическая   культура: Воспитание, образование, тренировка, ­1999, ­ № 3­4. С. 24. 2. Ашмарин   Б.А.   Теория   и   методика   педагогических   исследований   в физическом воспитании, ­ М.: Физкультура и спорт, 1978, ­ 152 с.  3. Бальсевич   В.К.   Концепция   альтернативных   форм   организации физического   воспитания   детей   и   молодежи   //   Физическая   культура: Воспитание, образование, тренировка, ­ 1996, ­ № 1. ­ С. 23­25. 4. Бальсевич   В.К.   Физическая   культура   для   всех   и   для   каждого,   М.: Физкультура и спорт, 1988, ­ 208с. 5. Боген,   М.М.   Физическое   совершенство   как   основное   понятие   теории физической культуры. Теория и практика физической культуры, 1985, 18­22 с. 6. Бодибилдинг высокого уровня / Авт. сост. В.В. Рыбалко. ­   М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2005, ­ 125 с. 7. Бодибилдинг   для   всех   /Авт.   сост.   В.Е.   Романовский,   Е.И.   Руденко.   ­ Ростов­на­Дону: Феникс, 2001, ­ 224 с.  Бодибилдинг для ленивых / Авт. сост. Д.А. Борькин. ­ М.: ACT; Донецк: 8. Сталкер, 2005, ­ 95 с. 9. Бондаревский, Е.Я. Пути улучшения двигательного режима школьников. Теория и практика физической культуры, 1987, 38­42 с. 10. Вайнбаум   Я.С.   Дозирование   физических   нагрузок   школьников,   ­   М.: Просвещение, 1991,­ 64 с. 11.   Верхошанский   Ю.В.,   Новиков   П.С.   Общие   и   специальные   принципы тренировок в атлетической гимнастике: лекция для студентов и слушателей факультета повышения квалификации ГЦОЛИФКа, М., 1991. ­15 с.3 12. Верхошанский   Ю.В.   Основы   специальной   физической   подготовки спортсменов, ­ М.: Физкультура и спорт, 2005. – 180 с. 13. Волков   Л.В.   Физическое   воспитание   учащихся:   Пособие   для   учителя, 1988. 14. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. ­ М: Физкультура и спорт, 1987, ­ 80 с.   Научно­методические   особенности   коррекции 15. Граневский   В.В. дисгармоничного телосложения старшеклассников средствами бодибилдинга, ­ Автореф. дисс.канд.пед.наук, Кишинев, 2009, ­ 27 с.  16. Гиревой спорт / Авт. сост. A.M. Горбов. ­ М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2005, ­ 191 с. 17. Гладенко Б.Ю. Общая физическая подготовка и атлетизм на уроках в X­ XI классах //Физическая культура в школе. ­ 2000, ­ №3, с.14­17. 18. Голенко, А.С. Соотношение компонентов физической нагрузки на уроках физической культуры. Физическая культура в школе, 1991, 20­21 с. 19.  Готовец П.И., Дубровский В. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой, ­М.: Физкультура и спорт, 1984, ­ 67 с. 20. Гусев А.А. Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, //Вестник Томского гос. университета. Вып. №318/ 2008, С.165­167.   Дворкин   Л.С.   Силовые   единоборства:   Атлетизм,   культуризм, 21. пауэрлифтинг, гиревой спорт. ­ Ростов­на­Дону: Феникс, 2001, ­95с.   Дворкин   Л.С.   Хабаров   А.А.   Силовая   подготовка   школьников, 22. Краснодар, КГАФК, 1997, ­ 236 с. 23. Дембо Л.Г. Практические занятия по врачебному контролю, 1976 24. Зибаров   О.И.   «К   вопросу   о   перестройке   системы   физического воспитания   в   учебных   заведениях»   //   Теория   и   практика   физической культуры, ­ 1997, ­ 234 – 247 с.3 25. Ильин Е.П., Тихонов A.M. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для ст­ов пед. инст­ов. ­М.: Просвещение, 1987, ­ 287 с. 26. Колесов   Д.В.   Физическое   воспитание   и   здоровье   школьников,   ­   М.: Знание, ­ 1983, ­ 64 с. 27. Концепция   федеральной   системы   подготовки   граждан   Российской федерации   к   военной   службе   на   период   до   2020   года.   Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010г. №134­р, – 12 c // портал www.gzt.ru 28. Концепция допризывной подготовки молодежи в городе Москве до 2020 года. Постановление Правительства Москвы от 16 февраля 2010 г. №136­ПП, ­10 с.// портал www  29. Кременчутский В.Ф. Как помочь отстающим // ФК в школе, 1974, ­ 64 с.  .  businesspravo    .  ru   физического 30. Кряж воспитания / Гуманистическая   концепция   и   практика   физического В.Н. Введение в       гуманизацию воспитания (вводная характеристика).Ч. 3.­ Мн.: Четыре четверти, 1994. ­ 86 с. 31. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Силовая подготовка детей школьного возраста: Методическое пособие. М.: НЦ ЭНАС, 2002, 200 с. 32. Кулиненков   О.С.  Технология   атлетизма.  Советы   спортивного   врача. – Инсома­пресс, ­ 2002, ­ 270с. 33. Кушков,   Г.   И.   Воспитание   и   перевоспитание   трудных   подростков   в процессе спортивной деятельности, 1991, ­ 22 с. 34. Лебедева   Н.Т.   Пути   оптимизации   двигательной   активности   детей   и подростков // Теория и практика физической культуры. ­1986, ­ № 7,­ с. 13­15.   Лях   В.И.   Двигательные   способности   школьников:   Основы   теории   и 35. методы развития. ­ М.: Терра­Спорт, 2000, ­ 192 с.Лях   В.И.   Ориентиры   перестройки   физического   воспитания   в 36. общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 1990. 3 ­№9. ­С.10­14. М.: Просвещение, 1992, ­ 80 с. 37. Матвеев А.П.,     Новикова   Н.И.  О   некоторых   особенностях   взаимосвязи   показателей   физической подготовленности и психического развития младших школьников, 1999 38. Матвеев А.П. Особенности развития физических качеств у школьников 4­5 классов на уроках физической культуры //Физическая культура в школе. ­1990,­ № 5.­ С. 24­25. 39. Мейксон А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1999, ­ 165 с. 40. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – М.: СпортАкадемПресс/Физкультура и спорт, ­ 2006, ­ 312 с. 41. Михайлов   В.В.  Путь к  физическому  совершенству. ­ М.: «Физическая культура и спорт», 1989. ­ 95 с. 42. Мызан   Г.И.   Физкультурное   образование:   Региональные   проблемы: Монография, 1996. ­ 76 с. 43. Найданов   Б.Н.   Особенности   организации   занятий   по   физической культуре   с   учетом   спортивных   интересов   учащихся   5­9   классов общеобразовательной   школы   //   Физическая   культура:   Воспитание, образование, тренировка. ­1996, ­ № 1. ­ С. 53­58. 44. Нифонтова   Л.Н.   Производственная   гимнастика   для   работников умственного труда. ­ М.: Физкультура и спорт, 1969, ­ 112 с. 45.   Остапенко   Л.   Соревнования   по   атлетизму   в   школе   //   Физическая культура в школе,  1995, 64­68 с. 46. Пеганов   Ю.А.,   Шибанов   Д.В.   Методика   повышения   двигательной подготовленности   слабослышащих   юношей   средствами   атлетической4 гимнастики при прохождении основных разделов программы по физической культуре. ­ М: ВНИИФК, 1996. 47. Петров   В.К.,   Мартьянов   С.С.   О   некоторых   тенденциях   в   развитии атлетической гимнастики // Теория и практика физической культуры, 1991, 43­45 с.Петров В.К. Сила нужна всем, ­ М.: Физкультура и спорт, 1984, ­ 160 с. 48. Разумовский   Е.А.   Как   стать   сильным   и   выносливым   //   Физическая культура в школе, 1984, ­ 9­12 с. 49. Рандрюйт   А.Л.   Домашние   задания   по   физической   культуре   //   ФК   в школе, 1998, ­ 64 с. 50. Саркизов­Серазини  И.М.  Путь  к  здоровью,  силе  и  долгой  жизни. ­М.: Физкультура и спорт, 1987, ­192 с. 51. Степаненкова   Э.Я.   Теория   и   методика   физического   воспитания   и развития ребенка6 учебное пособие для студентов высш. учебных заведений, М.: Изд. Центр «Академия», 2008, ­ 368 с. 52. Сухоцкий   И.В.   Силовая   подготовка   учащихся   ПТУ   допризывного   и призывного возраста: методическое пособие для ПТУ. –М.: Высшая школа, 1990, ­ 80 с. 53. Филин   В.П.   Становление   и   перспективы   развития   теории   м   методики юношеского   спорта//   Физическая   культура:   Воспитание,   образование, тренировка, 1998, 23­40 с. 54.  Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. ­ М.: Физкультура и спорт, 1980, ­ 223 с. 55. Холодов   Ж.К.,   Кузнецов   В.С.   Теория   и   методика   физического воспитания   и   спорта:   Учеб.   пособие   для   студентов   высших   учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010, ­ 248 с. 56. Шибанов   Д.В.   Методика   повышения   двигательной   подготовленности слабослышащих   юношей   средствами   атлетической   гимнастики   припрохождении   основных   разделов   программы   по   физической   культуре. //Методическое руководство. Часть II   ­ М: ВНИИФК, 1996. ­ 47 c.  4 Приложение 1 Анкета для учителя физкультуры Уважаемый коллега! Развитие силовых качеств у юношей­старшеклассников – важная задача, стоящая пред преподавателем физкультуры в школе. К сожалению, в рамках отведенных школьной программой 2­ часов занятий в неделю очень трудно уделить развитию силовых качеств достаточно времени и внимания.  Для   разработки   программы   самостоятельных   занятий   атлетической направленности   юношей   старших   классов,   нам   очень   важно   знать   Ваше отношение к таким занятиям, поэтому мы Вас просим заполнить эту анкету. Пожалуйста отметьте правильные, с Вашей точки зрения, ответы. 1.Как давно Вы работаете учителем физкультуры ­ до 2 лет ­ от 2 до 5 лет ­ свыше 5 лет 2. Оцените, пожалуйста,  уровень силовой подготовленности юношей  9­ 11 классов ­ отличный ­ хороший4 ­ удовлетворительный ­ неудовлетворительный 3. Каковы, по Вашему мнению, главные причины слабого уровня силовой подготовленности юношей 9­11 классов __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4.   Считаете   ли   Вы,   что   занятия   атлетической   гимнастикой   будут способствовать развитию силовых качеств юношей 9­11 классов     ­ да  ­ нет 5.   Если   Вы   ответили   «   да»     на   вопрос   №4,   то   укажите   наиболее приемлемые, на Ваш взгляд, формы организации занятий атлетической гимнастикой для юношей старших классов  ­ на уроках физкультуры  ­ во внеурочное время (кружок ФК, секция, фитнесс­зал) ­ в виде самостоятельных занятий      6. Хотели бы Вы вести занятия по атлетической подготовке с юношами 9­ 11 классов ­ да                                                                                                         ­ нет 7. Дает ли учебное заведение, которое Вы окончили, необходимые знания  по методике занятий атлетической направленности ­да, в полном объеме ­ дает, но недостаточно          ­ нет, не дает Вы нам очень помогли, большое спасибо!4 Приложение 2 Поурочные программы для занятий атлетизмом Общие методические принципы. Заниматься трижды в неделю, при этом каждая   тренировка   начинается   с   5­10   минутной   разминки   (легкие   махи, прыжки,   растягивающие   упражнения   на   основные   группы   мышц)   и заканчивается  расслабляющимися упражнениями. Общая продолжительность каждой тренировки может возрасти примерно до полутора часов. Комплекс № 1 1. Жим штанги лежа на горизонтальной скамье: 4x10. Это базовое упражнение для развития больших грудных мышц. 2. Разведение рук лежа на наклонной скамье с гантелями, руки чуть согнуты:   3x12.   Угол   наклона   скамьи   в   пределах   25­40   градусов.   Это упражнение позволяет улучшить и детализировать развитие грудных мышц. 3. Разведение рук с гантелями в сторону в наклоне вперед: 3x12. Это упражнение развивает тыльные доли дельтовидных мышц.4 4. Тяга штанги или гири вдоль туловища вперед к подбородку: 3x12. Это упражнение развивает передние и боковые доли дельтовидных мышц. 5. Тяга   штанги   в   наклоне:   4x10.   Это   упражнение   развивает широчайшие мышцы спины. Сгибание рук со штангой стоя: 3x12. Это упражнение развивает 6. бицепсы. 7. «Французский» жим стоя из­за головы: 3x12. Развивает трицепсы ­ мышцы задней поверхности плечевой кости. 8. Становая   тяга   с   небольшой   штангой:   3x12.   Развивает   мышцы нижнего отдела спины и мышцы ног. 9. Приседания   со   штангой   на   спине:   4x10.   Развивает   мышцы передней поверхности бедра. 10. Подъем торса, на наклонной доске: 3 х до утомления. Развиваются мышцы живота (прямые и косые). Комплекс №2 1. 2. Жим штанги лежа хватом на ширине плеч: 4 х 7­8. Подъем штанги на грудь в полуприсед: 4 х 6­7. Тяга гантели в наклоне с опорой: 4 х 6­7. 3. 4. Жим гантелей сидя, от плеча с поворотом: 4 х 7­8. 5. 6. Разведение рук с гантелями в стороны в наклоне вперед: 4x8. Сгибание рук с гантелями стоя, плечи и бедра прижаты к стене для изоляции нагрузки на мышцы рук: 3 х 8­9. 7. Отжимание на брусьях с отягощениями: 4x10. 8. 9. Выпрыгивания из глубокого приседа с гантелями в руках: 4 х 6­7. Упражнения   для   пресса.   Тренироваться   следует   три   раза   в неделю.   Не   торопитесь:   в   силовой   подготовке   нет   коротких   путей,   и   чем плавнее   будете   вы   прогрессировать,   тем   более   устойчивыми   окажутся приросты в силе и в объеме мускулатуры.Продолжительность занятий 6­8 недель. 4 Комплекс № 3 1. Жим штанги лежа средним хватом 4 х 12,8,6,4. (1 х 12; 1 х 8; 1 х 6; 1 х 4) в каждом следующем подходе вес снаряда увеличивается на 2,5 ­ 5 кг. Развивает мышцы груди. 2. Жим гантелей на наклонной скамье (угол около 45 градусов) 4x8­ 10. Упражнение развивает верхние грудные мышцы. 3. Жим   из­за   головы   сидя   4   х   6­8.   Это   базовое   упражнение   для развития дельтовидных мышц. 4. 5. Подъем выпрямленных рук вперед со штангой или гантелями 3x8. Тяга   штанги   в   наклоне   4   х   12,   10,   8,6.   В   каждом   следующем подходе вес снаряда увеличивается на 2,5 кг. 6. Сгибание рук с гантелями стоя 4 х 10,8,6,4. Упражнение развивает бицепсы. 7. Французский   жим   лежа   4   х   12,10,8,6.   Упражнение   отлично развивает мышцы­ трицепсов. 8. 9. Приседание со штангой 4 х 12,10,8,6. Подъем   ног   лежа   на   наклонной   доске   (лежать   головой   вверх, зафиксировать торс, ноги слегка согнуть в коленях) 3 до утомления. В   этом   комплексе   мы   использовали   принципы   «пирамиды».   Это позволит   добиться   увеличения   объемов   мышц   и   силы.   Продолжительность занятий составляет 6 недель. Комплекс № 4 1.Жим штанги лежа широким хватом с задержкой ее на счет  1­2 на груди: 1.0, 1 х 8, 1 х 6.2. Разведение рук с гантелями лежа на наклонной скамье (угол около 4 45 градусов) 4x8. Суперсерия на плечи: 3. а) сидя разведение рук с гантелями в стороны; б) тяга штанги к подбородку хватом сверху на ширине 15 см., 4. Суперсерии по 8 повторений. Между упражнениями нет паузы для отдыха. Между отдельными суперсериями пауза 1,5­2 минуты. 5. 6. 7. Тяга штанги в наклоне хватом снизу на ширине плеч 4x8­10. Тяга за голову на высоком блоке, хватом на ширине плеч 4x10. Суперсерия на руки: а) стоя, сгибания рук со штангой, хватом снизу на ширине плеч; б) отжимания на брусьях. 4­5 суперсерий по 10 повторений. 8. Подтягивания   на   перекладине   с   подхватом,   ладони   вместе   до подбородка 3x8. 9. Приседания со штангой на плечах 3x8. 10. Становая тяга 4 х 12,10,8,6. 11. в перерывах между всеми «мощными» упражнениями, такими, как жим лежа, тяга в наклоне, приседания, становая тяга выполнять по одному подходу каждого из приведенных ниже 4 упражнений для мышц брюшного пресса: а) подъем ног лежа на горизонтальной скамье. б) подъем туловища из положения лежа с закрепленными ступнями и согнутыми ногами; в) подъемы колен в висе на перекладине. Продолжительность занятий 6 недель. Комплекс № 54 1. Жим штанги лежа 3 х 12­15. 2. Разведение рук с гантелями лежа на наклонной скамье 3x15. 3. 4. Тяга блока за голову 3 х 12­15. Тяга блока сидя к поясу 3 х 12­15. 5. Жим штанги от груди стоя 3x12­15. 6. Сгибание рук со штангой 3 х 12. 7. 8. 9. 10. Попеременное сгибание рук с гантелями сидя 3 х 10­12. Французский жим стоя 3 х 10­12. Разгибание рук на блоке стоя 3 х 10­12. Разгибание ног в тренажере 3 x12­15. 11. Сгибание ног в тренажере 3 x 12­15. 12. Упражнения для мышц пресса. Все упражнения следует выполнять с весом 70% от максимального. Отдых между подходами 3­4 минуты.4 Исполнитель выпускной  квалификационной работы:  студент 4 курса ИСиФВ специализации ТиМ тяжелоатлетических  видов спорта   _______________________________________(Болдырев О.А.) Научный руководитель:  доцент кафедры теории и методики  тяжелоатлетических видов спорта им.А.С. Медведева, к.п.н. ___________________________________________________(Громов В.А.) Заведующий кафедрой теории и методики  тяжелоатлетических  видов спорта им. А.С.Медведева, к.п.н. профессор___________________________________________(Скотников В.Ф.) Оценка за работу    _________________________________ Дата защиты    ____________________________________    2015 год Председатель государственной  экзаменационной комиссии ______________________(______________)4