Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Оценка 5

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
Междисциплинарный 5
Взрослым
10.12.2018
Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
В данной разработке представлены такие понятие как восприятие, музыкальное восприятие и возрастные особенности развития музыкального восприятия от рождения до 7 лет. Весь текст представлен в докладе, так же для большей наглядности к докладу разработана презентация. Надеюсь моя методическая разработка поможет воспитателем, педагогам, музыкальным руководителям и студентам педагогических специальностей.
Вилачева, Коркина, Агапова.pptx

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
"Особенности музыкального  восприятия детей  дошкольного возраста"

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
• Музыкальное воспитание играет важную роль в духовном  становлении личности человека. Воспитание музыкой имеет  точное, целесообразное влияние на развитие духовного мира  каждого ребенка, связывается с его общим развитием,  осуществляется в контексте становления целостной  личности.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Понятия: называется  состоявшееся  • Восприятие  музыки  ­  ведущий  вид  музыкальной  деятельности  во  всех  возрастных  периодах  дошкольного  детства.  Слышать,  воспринимать  музыку  ­  это  значит  различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. • Наряду  с  термином  "восприятие  музыки"  употребляют  выражение  "слушание  музыки",  которое  используется  в  двух  значениях:  как  синоним  восприятие  музыки  и  как компонент музыкального занятия. • Музыкальным  ­  прочувствованное  и  осмысленное.  «Музыкальное  восприятие  есть  восприятие,  направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка  как  искусство,  как  особая  форма  отражения  действительности,  как  эстетический  художественный феномен». Назайкинский Е. В.  • Музыкальное  восприятие  ­  основной  вид  музыкальной  деятельности,  поскольку  именно оно предшествует всем остальным. восприятием  восприятие

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
длительности,  Особенность  восприятия  музыки  заключается  в  том,  чтобы  в  сочетании  звуков  различной  высоты,  тембра  звучания,  почувствовать  целостные  выразительность,  у  художественные  слушателя  определенные  настроения,  чувства  и  мысли. красоту  услышать  силы,  образы,  вызывающие

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Главный компонент музыкального восприятия ­  сотворчество ­ оказывается на уровне непосредственной,  эмоциональной чувствительности к музыке. Компоненты  восприятия взаимосвязаны между собой. Развитие восприятия музыки ­ сложная задача, в частности  на начальном этапе обучения. Дело в том, что дети  перестают воспринимать произведение. Они могут быть  невнимательными, затем снова слушать музыку, не замечая,  что время вообще не слышали.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Первый год жизни: С  первых  месяцев  нормально  развивающийся  ребенок  отвечает  на  характер  музыки  так  называемым  комплексом  оживления,  радуется  или  успокаивается.  К  концу  первого  года  жизни  малыш,  слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением,  лепетом.  Наблюдаются проявления эмоциональной отзывчивости на музыку,  развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное  питание с самого раннего возраста.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Второй год жизни: При    восприятии    музыки   дети   проявляют ярко контрастные эмоции:  веселое оживление или спокойное настроение.  Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий  и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет  металлофон  сознательно  воспроизводимые  певческие  интонации;  подпевая  взрослому,  ребенок  повторяет  за  ним  окончания  музыкальных  фраз  песни.  Он  овладевает      простейшими      движениями:  хлопает  притопывает,  кружится  под  звуки  музыки.  Рождаются  первые,  или  барабан).

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Третий и четвертый год жизни:  У  детей  повышается  чувствительность,  возможность  более  точного  различения  свойств  предметов  и  явлений,  в  том  числе  и  музыкальных.  Отмечаются  также  индивидуальные  различия  в  слуховой  чувствительности.  Например,  некоторые  малыши  могут  точно воспроизвести несложную мелодию К  4  годам  дети  могут  самостоятельно,  при  незначительной  помощи  взрослого  спеть  маленькую  песенку.  Они  владеют  многими  движениями,  степени  самостоятельно плясать и играть.  позволяют  которые  в  известной

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Первоначально,  в  младшем  дошкольном  возрасте,  восприятие  отличается  непроизвольным  характером,  эмоциональностью.  Оно  часто  носит  импульсивный  характер,  выражается  в  спонтанных,  сиюминутных  моторных  реакциях  ребёнка  на  звучащую  музыку.  Это  считается  с  приобретением  некоторого  опыта,  по  мере  владения  речью,  ребенок  может  воспринимать  музыку  более  осмысленно,  соотносить  музыкальные  звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. вполне  нормальным.  Постепенно,

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Пятый год жизни:  Он характеризуется активной любознательностью детей; Он  наблюдателен,  способен  определить:  музыка  веселая,  радостная,  спокойная;  звуки  высокие,  низкие,  громкие,  тихие;  в  пьесе  части  (одна  быстрая,  а  другая  медленная),  на  каком  инструменте  играют  мелодию  (рояль,  скрипка,  баян).  Ребенку  понятны  требования:  как  надо  спеть  песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.  Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие  интонации  становятся  более  устойчивыми,  но  требуют  постоянной  поддержки взрослого. Налаживается вокально­слуховая координация.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Шестой и седьмой год жизни: Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и  впечатлений  дети  могут  не  только  ответить  на  вопрос,  но  и  самостоятельно  произведение,  разобраться  почувствовать  в  разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.  охарактеризовать  музыкальное  средствах,  его  выразительных  Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что  очень  важно  и  для  воспитания  эстетического  отношения  к  окружающему.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Слышать, воспринимать музыку ­ это значит  различать ее характер, следить за развитием образа:  сменой интонации, настроений. При прослушивании произведения необходимо, чтобы  восприятие музыки сопровождалось просмотром  видеоматериалов или слайдов. Считается, что детям  свойственно целостное восприятие искусства. Синтез  музыки, литературы и живописи обогащает музыкальное  восприятие дошкольников.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Б.М. Теплов считает, что специфическим для музыкального  переживания, восприятия являются эмоции, чувства, настроения.  Лишаясь своего эмоционального содержания, музыка перестает быть  искусством. Только через выражение эмоций музыка может  передавать «мысли и образы» или «картину природы», через  эстетическую эмоцию человек познает мир.  Одна из труднейших задач художественного воспитания ­  сохранить эмоциональную природу восприятия по мере усложнения  средств выразительности.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
• Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего  возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные  средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми  он обладает ­ движение, слово, игра и т.д., следовательно, развитие  музыкального восприятия должно осуществляться посредством  всех видов деятельности.  • У малышей формируется эмоциональная отзывчивость на музыку,  желание двигаться в соответствии с ее характером. Так, слушая  «Осеннюю песенку» А. Александрова, они неспешно ходят и собирают  листочки, а веселая плясовая «Как у наших у ворот» побуждает детей  притопывать, исполнять «пружинку».

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Многие зарубежные и отечественные композиторы ­  классики писали музыку специально для детей. Из  произведений детской классики необходимо уже в раннем  возрасте шире использовать альбомы фортепианных  пьес: П. Чайковского, А. Гречанинова, Э. Грига, Р.  Шумана, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Д. Шостаковича и  др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать  фрагменты симфонических произведений, написанных  для детей «Детская симфония» Й. Гайдна, сюита для  оркестра «Детские игры» Ж. Бизе и т.д.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Помимо «детской» музыки очень важно слушать  фрагменты классических произведений разного времени ­  старинную музыку А. Вивальди, Г. Генделя, И.­С. Баха,  произведения В.­А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф.  Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, П. Чайковского и  других зарубежных и отечественных композиторов ­  классиков. К полюбившимся произведениям можно  возвращаться неоднократно. Так дети глубже постигают  язык музыки, открывают для себя в знакомых мелодиях  новый смысл.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Маленькие дети отзывчивы на музыку, ее настроение. Они с  радостью слушают веселую пьесу, притихают, когда звучит  спокойная, нежная песня. Дети легко различают двухчастную  контрастную пьесу. При этом у них возникает желание подпевать,  реагируя на музыку движением (помахивают руками, притопывают,  пританцовывают). В младшей группе для слушания музыки используется репертуар, в  котором имеют место песни, отражающие явления природы  («Осенняя песенка» Ан. Александрова, «Зима прошла» Н. Метлова),  близкие и понятные детям образы («Заинька» М. Красева, «Будем  кувыркаться» И. Саца), плясовые народные мелодии. Значительное  место начинает занимать программная инструментальная музыка  («Дождь идет» И. Аросева, «Воробей» А. Руббаха, «Моя лошадка» А.  Гречанинова).

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Музыка может быть использована в сюжетно­ролевых  творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении  некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время),  вечеров развлечений. Допускается включение музыки в занятия  по разным видам деятельности: изобразительной,  физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты  повседневной жизни детей, вызывает у них положительные  эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать  на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно­ эстетическим переживаниям, вести к преобразованию  окружающего, к активному мышлению.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается  благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с  нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно­ нравственного воздействия помогают правильно разработанная  программа и подобранные в соответствии с возрастными  возможностями детей произведения. Но самое главное ­­ это «школа  чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки ­­  вызывать сопереживание слушателей. На музыкальных занятиях активизируется также познавательная  и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно  слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его  черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не  утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены  задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные  средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу  чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Гармоничность музыкально­эстетического воспитания  достигается лишь в том случае, когда используются все виды  музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все  творческие возможности растущего человека. Современными  исследователями доказано, что формировать основы музыкальной  культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как  можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их  отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи  взрослым. Для формирования основ культуры необходима  соответствующая окружающая среда, которая даст ему  возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться  воспринимать и переживать её. Музыкальная деятельность дошкольников ­ это различные  способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через  него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого  осуществляется и общее развитие.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие  положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка  совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а  умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к  прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные  операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы  способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень  важно. Музыкальная деятельность дошкольников ­ это различные  способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него  и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого  осуществляется и общее развитие.  Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего  развития человека, от целенаправленного воспитания.

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Спасибо за внимание!
Скачать файл