Нарушение речи - очень распространённое явление среди детей младшего школьного возраста. Причинами этого являются: сочетанные психические, физические и речевые нарушения, соматические заболевания, задержка психоречевого развития. На этом фоне, в большинстве случаев, у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения речи. Если их вовремя не устранить в младшем школьном возрасте, то они вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый». Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в школе, в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
паспорт проекта.docx
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г.Волжского Волгоградской области
(МКОУ СОШ № 3).
404106 г.Волжский, Волгоградской области, ул. Прибрежная,91 ; тел./факс : 271502
ИНН/КПП 3435881261/343501001
Фестиваль презентаций педагогических проектов
«Создание
образовательного
пространства для учащихся с ОВЗ».
благоприятного
Тема проекта: «Особенности обучения детей с
дефектами речи»
Автор проекта: учитель начальных классов
Сычёва Ольга Анатольевна
2016 2017 уч.год Паспорт проектной работы
Название проекта: « Особенности обучения детей с дефектами речи»
Автор: учитель начальных классов Сычёва Ольга Анатольевна
Тип проекта : исследовательский, индивидуальный, долгосрочный
Цель проекта: выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи
детей младшего школьного возраста.
Сроки реализации проекта: проект рассчитан на 1 год и включает
следующие этапы:
1. Подготовительный этап (включает в себя диагностику детей).
2. Основной, реализация проекта.
3. Заключительный (анализ результатов проделанной работы, подведение
итогов реализации проекта)
Ожидаемые результаты:
• ребенок научится использовать вербальные и невербальные средства
общения: овладеет умением правильно произносить все звуки родного
(русского) языка в соответствии с языковой нормой; во время речи будет
осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
• ребёнок овладеет универсальными предпосылками учебной деятельности –
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции;
• ребёнок овладеет средствами общения и способами взаимодействия,
способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и
сверстниками.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
фотоаппарат, методические и игровые пособия, дидактические игры.
ресурсы библиотеки, Интернета Аннотация проекта
«Особенности обучения детей с дефектами речи»
1.Актуальность.
Нарушение речи очень распространённое явление среди детей младшего
школьного возраста. Причинами этого являются: сочетанные психические,
физические и речевые нарушения, соматические заболевания, задержка
психоречевого развития. На этом фоне, в большинстве случаев, у таких детей
присутствуют в той или иной степени нарушения речи. Если их вовремя не
устранить в младшем школьном возрасте, то они вызывают трудности
общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые
изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый».
Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в
школе,
в полной мере раскрывать свои природные способности и
интеллектуальные возможности.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в
школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь
формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием
фонематического слуха, нарушением грамматического строя речи, являются
потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых
нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в
работе двух очень важных звеньев дошкольной и школьной логопедических
служб. Их тесное взаимодействие поможет педагогам наиболее целесообразно
и целенаправленно построить свою работу.
Итак, проблема преемственности в работе школы является одной из
актуальных проблем нашего образования, т.к. сейчас, как никогда возрос
процент детей с речевыми патологиями. В настоящее время учителю, который
является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку не
справиться с этим заданием, необходимо полное взаимодействие семьи
ребенка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов . Вместе с тем единая система работы по устранению речевых нарушений в детском саду и
начальных классах школы позволила бы в значительной мере повысить
эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение
грамотности и успешности в обучении.
Как решить эту проблему, как помочь детям преодолеть трудности, стало
мотивом выбора темы моего проекта: “Особенности обучения детей с
дефектами речи ”.
2.Цель проекта: выявить эффективные методы и приемы формирования и
коррекции дефектов речи, способствующие реализовать себя в процессе
обучения, обеспечить самореализацию в будущем.
Задачи проекта:
1. Провести анализ литературы по теме.
2. Осуществить мониторинг речевого развития детей.
3. Определить условия, необходимые для коррекции дефектов речи у
младших школьников.
4. Определить и реализовывать индивидуальный маршрут коррекции
речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести,
обусловленности, а также индивидуальноличностных особенностей
детей.
5. Распространить логопедические знания среди родителей с целью
профилактики речевых нарушений у детей и оптимизации процесса
логопедического воздействия.
3. Методы исследования :
физическое развитие (пальчиковая гимнастика, речь с движениями);
коммуникативноличностное развитие (театрализованные игры,игровые
ситуации);
художественноэстетическое развитие(уточнение и обогащение словаря
детей );
познавательноречевое развитие (автоматизация поставленных звуков в
словах). 4.Результат:
правильное произношение всех звуков родного (русского) языка в
соответствии с языковой нормой ;
умение во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм
речи и интонацию;
умение самостоятельно составлять рассказ по картинке, по серии
картинок, пересказывать тексты, используя развёрнутую фразу.
5.Практический выход:
выпуск пособия для учителей и родителей «Учимся без дефектов речи»
публикация в «Методсборнике» (всероссийский журнал для работников
образования);
публикация в материалах регионального научнопрактического семинара
«Ребёнок с ОВЗ в школе и дома»
выступление на родительском собрании;
выступление на МО учителей начальной школы ПРОБЛЕМА:
КАК УСТРАНИТЬ ДЕФЕКТЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ???
ГИПОТЕЗА:
ЕДИНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РЕЧЕВЫХ
НАРУШЕНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ПОЗВОЛИТ В
ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА
ПОВЫШЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ И УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
I.
Подготовительный (сентябрь 2015г.)
Цель: осуществление мониторинга коррекционного процесса.
Задачи:
учесть особенности детей с различной степенью тяжести речевого
•
дефекта;
сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в
•
количественном и качественном отношении;
спланировать коррекционно–развивающую работу в соответствии с
•
реальными потребностями ребёнка, его индивидуальными особенностями;
при определении результатов, выявить динамику развития и определить
•
дальнейшие направления в работе.
Формы работы:
•
•
•
Обследование детей ;
Сбор анамнестических данных;
Анкетирование родителей;
Опрос педагогов.
•
Диагностика обучающихся на начало 20152016 г. 2 10
7
12
69
ОНР III уровень
Фонематические
нарушения речи
ФФНР
Фонетическое
недоразвитие речи
Норма
II. Основной (октябрьапрель 20152016 учебный год)
Цель: реализация программы коррекционных занятий .
Задачи:
объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных
•
условий для реализации коррекционной деятельности с детьми дошкольного
возраста;
осуществлять систематическую и последовательную работу по
•
коррекции речевых нарушений у младших школьников;
•
знакомить родителей и педагогов с этапами развития детской речи. Эффективность коррекционной работы определяется чёткой
организацией детей в период их пребывания в школе, правильным
распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в
работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и
педагогов.
Занятия с воспитанниками проводятся индивидуально, и в подгруппе.
Основной формой коррекции являются индивидуальные занятия.
Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется
учителем в зависимости от тяжести речевого дефекта.
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
• развитие артикуляционного праксиса;
• фонационные упражнения;
• уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко
слоговых сочетаниях;
• вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных
звуков;
• первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических
условиях.
Задачи и содержание подгрупповых занятий:
• закрепление навыков произношения поставленных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых
структур;
• воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов;
• расширение лексического запаса;
• закрепление доступных возрасту грамматических категорий.
Интеграция образовательных областей в коррекционной работе.
Образовательная
Задачи
Вид деятельности
область Физическое
развитие
Коммуникативно
личностное
развитие
Художественно
эстетическое
развитие
Развивать координированность и
точность действий. Формировать
правильную осанку.
Развивать
общую моторику. Расширять знания
о строении артикуляционного
аппарата и его функционировании.
Воспитывать активное произвольное
внимание к речи, совершенствовать
умение вслушиваться в обращенную
речь, понимать её содержание,
слышать ошибки в своей и чужой
речи. Развивать коммуникативную
функцию речи. Развивать в игре
коммуникативные
навыки.
Совершенствовать навыки игры в
настольнопечатные, дидактические
игры,
учить устанавливать и
соблюдать правила в игре. Развивать
умение инсценировать стихи,
разыгрывать сценки.
интерес
к
Развивать
художественной
литературе,
творчеству. Формировать эмоциио
нальное отношение к прочитанному,
к поступкам героев;
учить
высказывать своё отношение к
прочитанному, прослушанному в
музыке.. Учить выразительно читать
стихи, участвовать в инсценировках,
концертах.
гимнастика
пальчиковая
речь с движением
физкультминутки
беседа
игровые ситуации;
мини инсценировки;
настольнопечатные,
дидактические игры
театрализованные
игры;
автоматизация
поставленных звуков
в стихах, рассказах,
спонтанной речи.
автоматизация
поставленных звуков
в
стихотворных
текстах, рассказах;
уточнение
и
обогащение словаря
детей.
Познавательно
речевое развитие
Учить воспринимать предметы, их
свойства,
сравнивать предметы,
подбирать группу предметов по
заданному признаку.
Развивать
слуховое внимание и память при
автоматизация
поставленных
звуков в словах
автоматизация восприятии неречевых звуков.
Учить
звучание
нескольких игрушек или детских
музыкальных инструментов,
различать
предметов заместителей; громкие и
тихие, высокие и низкие звуки.
Продолжать развивать мышление в
упражнениях на группировку и
классификацию предметов.
Формировать
прослеживающую
функцию глаза и пальца. Развивать
зрительное внимание и память.
Совершенствовать и развивать
конструктивный праксис и мелкую
моторику в работе с разрезными
картинками,
пазлами,
дидактическими
игрушками,
играми, в пальчиковой гимнастике.
Развивать умение слышать
ритмический рисунок.
передавать ритмический рисунок.
Учить
поставленных
звуков
предложениях,
в
автоматизация
поставленных
звуков в связной речи,
дидактические игры
на
развитие слухового и
зрительного
восприятия
гимнастика
пальчиковая
дидактические игры
и
на
лексико
упражнения
развитие
грамматических
категорий.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в
коррекционноразвивающую деятельность родителей (или лиц, их
заменяющих), а также педагогов и специалистов школы (педагогпсихолог,
учительмузыки,логопед). Родители ребёнка и педагоги постоянно
закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
III.
Заключительный (май 2016 года).
Цель: мониторинг результатов коррекционного процесса, полученных в
ходе реализации проекта Задачи:
провести мониторинг фактических результатов проекта и сравнить их с
•
ожидаемыми результатами;
познакомить с результатами коррекционной деятельности участников
•
проекта: родителей, педагогов, учителялогопеда школы.
Диагностика обучающихся на конец 20152016 г.
Выводы:
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод:
Данный проект дал возможность понять и оценить важность
поставленной проблемы, а главное не только в теории, но и на практике
изучить способы устранения дефектов речи . Приведенные в работе
специальные упражнения для разработки и совершенствования
артикуляционного аппарата, были апробированы и могут в действительности
оказать помощь тем, кто заинтересован в изучении данной проблематики, а
также тем, кому необходима помощь в устранении собственных недостатков речи. Считаю, что только совместная работа родителей и педагога
закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в
дальнейшем реализовать себя в процессе обучения,
обеспечить
самореализацию в будущем.
Дополнительные информационные источники:
Серия:
1.Светлана Шаховская, Татьяна Волосовец, Ольга Орлова, Людмила
Парамонова.
Библиотека учителядефектолога Логопедия.
Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 1. Нарушение голоса и
звукопроизносительной стороны речи. В 2 частях. Часть 1. Нарушения голоса.
Дислалия. –М.: Владос,2009. 2. Е. А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика: Методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей школьного
голоса. СПб.: КАРО,2006. (Популярная логопедия)
3. Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников Большая книга логопедических игр.
Играем со звуками, словами и фразами.: АСТ, Астрель,2010. (Популярная
логопедия)
4. И. С. Лопухина Логопедия. Речь, ритм, движение: КоронаВек , 2008 г.
5. Т. С. Резниченко и О. Д. Ларина Логопедическая энциклопедия для
родителей дошкольников и младших школьников. : "АСТ" и "Астрель"2009
6. Е. А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов.Издательство: КАРО, 2008
(Популярная логопедия)
7. М. Е. Хватцев Логопедия. В 2 книгах. Книга 1, Книга 2.: Владос,2009
( Педагогическое наследие)
8. Автор: Е. А. Пожиленко Методические рекомендации по постановке у
детей звуков С, Ш, Р, Л. СПб.: КАРО 2009( Популярная логопедия)
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.