"Особенности обучения детей с дефектами речи"
Оценка 4.6

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
дефектология
2 кл
22.05.2017
"Особенности обучения детей с дефектами речи"
Нарушение речи - очень распространённое явление среди детей младшего школьного возраста. Причинами этого являются: сочетанные психические, физические и речевые нарушения, соматические заболевания, задержка психоречевого развития. На этом фоне, в большинстве случаев, у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения речи. Если их вовремя не устранить в младшем школьном возрасте, то они вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый». Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в школе, в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
паспорт проекта.docx
Муниципальное  казенное образовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г.Волжского Волгоградской области (МКОУ СОШ № 3). 404106 г.Волжский,  Волгоградской области, ул. Прибрежная,91 ; тел./факс : 27­15­02                                               ИНН/КПП   3435881261/343501001 Фестиваль   презентаций   педагогических   проектов «Создание образовательного пространства  для учащихся с ОВЗ». благоприятного     Тема   проекта:  «Особенности   обучения   детей   с дефектами речи» Автор проекта: учитель начальных классов   Сычёва Ольга Анатольевна                                                                          2016  ­  2017 уч.год Паспорт проектной работы Название проекта: « Особенности обучения детей с дефектами речи» Автор: учитель начальных классов Сычёва Ольга Анатольевна Тип проекта : исследовательский, индивидуальный, долгосрочный Цель проекта: выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей младшего школьного возраста. Сроки   реализации   проекта:   проект   рассчитан   на   1   год   и   включает следующие этапы: 1. Подготовительный этап (включает в себя диагностику детей). 2. Основной, реализация проекта. 3.   Заключительный   (анализ   результатов   проделанной   работы,   подведение итогов реализации проекта) Ожидаемые результаты:  •   ребенок     научится   использовать   вербальные   и   невербальные   средства общения:   овладеет   умением   правильно   произносить   все   звуки   родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой;   во время речи будет осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию; • ребёнок овладеет универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; •   ребёнок   овладеет   средствами   общения   и   способами   взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками. Материалы и  ресурсы, необходимые для проекта: ­фотоаппарат, методические и игровые пособия, дидактические игры. ­ресурсы библиотеки, Интернета Аннотация проекта          «Особенности  обучения детей с дефектами речи»        1.Актуальность.   Нарушение речи ­ очень распространённое явление среди детей младшего школьного   возраста.   Причинами   этого   являются:   сочетанные   психические, физические   и   речевые   нарушения,   соматические   заболевания,   задержка психоречевого развития. На этом фоне, в большинстве случаев, у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения речи.  Если их вовремя не устранить   в   младшем   школьном   возрасте,   то   они   вызывают   трудности общения   с   окружающими,   а   в   дальнейшем   влекут   за   собой   определённые изменения   личности   в   цепи   развития   «ребёнок   –   подросток   –   взрослый». Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в школе,     в   полной   мере   раскрывать   свои   природные   способности   и интеллектуальные возможности.  Правильная  речь  –  один  из  показателей   готовности   ребенка  к   обучению  в школе,   залог   успешного   освоения   грамоты   и   чтения:   письменная   речь формируется   на   основе   устной,   и   дети,   страдающие   недоразвитием фонематического слуха, нарушением грамматического строя речи,  являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. Для   того,   чтобы   осуществить   комплексный   подход   к   коррекции   речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев ­ дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет педагогам наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу. Итак,   проблема   преемственности   в   работе     школы   является   одной   из актуальных   проблем   нашего   образования,   т.к.   сейчас,   как   никогда   возрос процент детей с речевыми патологиями. В настоящее время учителю, который является   начальной   ступенькой   на   лестнице   коррекции,   в   одиночку   не справиться   с   этим     заданием,   необходимо   полное   взаимодействие   семьи ребенка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов . Вместе с тем единая система  работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных   классах     школы   позволила   бы   в   значительной   мере   повысить эффективность   коррекционного   обучения,   направленного   на   повышение грамотности и успешности в обучении.       Как решить эту проблему, как помочь детям преодолеть трудности, стало мотивом   выбора   темы   моего   проекта:   “Особенности   обучения   детей   с дефектами речи ”. 2.Цель проекта: выявить эффективные методы и приемы формирования и  коррекции  дефектов речи, способствующие реализовать себя в процессе  обучения, обеспечить самореализацию в будущем. Задачи проекта: 1. Провести анализ литературы по теме. 2. Осуществить мониторинг речевого развития детей. 3. Определить условия, необходимые для коррекции дефектов речи у  младших школьников. 4. Определить  и реализовывать индивидуальный маршрут коррекции  речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести,  обусловленности, а также индивидуально­личностных особенностей  детей. 5. Распространить логопедические знания среди родителей с целью  профилактики речевых нарушений у детей и оптимизации процесса  логопедического воздействия. 3.  Методы исследования : ­физическое развитие (пальчиковая гимнастика, речь с движениями);  ­   коммуникативно­личностное   развитие   (театрализованные   игры,игровые ситуации);  ­художественно­эстетическое   развитие(уточнение   и   обогащение   словаря детей ); ­ познавательно­речевое   развитие   (автоматизация   поставленных   звуков   в словах). 4.Результат:  правильное   произношение   всех   звуков   родного   (русского)   языка   в соответствии с языковой нормой ;  умение во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;  умение   самостоятельно   составлять   рассказ   по   картинке,   по   серии картинок, пересказывать тексты, используя развёрнутую фразу. 5.Практический выход: ­выпуск пособия для учителей и родителей «Учимся без дефектов речи» ­публикация в «Метод­сборнике» (всероссийский журнал для работников  образования); ­публикация в материалах регионального научно­практического семинара  «Ребёнок с ОВЗ­ в школе и дома» ­выступление на родительском собрании; ­выступление на МО  учителей начальной школы ПРОБЛЕМА:                                      КАК  УСТРАНИТЬ ДЕФЕКТЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ??? ГИПОТЕЗА:    ЕДИНАЯ СИСТЕМА  РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РЕЧЕВЫХ  НАРУШЕНИЙ В  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ  ШКОЛЫ ПОЗВОЛИТ  В  ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА  ПОВЫШЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ И УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ.                            ЭТАПЫ ПРОЕКТА : I. Подготовительный (сентябрь 2015г.)       Цель: осуществление мониторинга коррекционного процесса.   Задачи: учесть особенности детей с различной степенью тяжести речевого  • дефекта; сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в  • количественном и качественном отношении; спланировать коррекционно–развивающую работу в соответствии с  • реальными потребностями ребёнка, его индивидуальными особенностями;  при определении результатов, выявить динамику развития и определить • дальнейшие направления в работе. Формы работы: • • • Обследование детей ; Сбор анамнестических данных; Анкетирование родителей; Опрос педагогов. • Диагностика обучающихся на начало 2015­2016 г. 2 10 7 12 69 ОНР III уровень Фонематические нарушения речи ФФНР Фонетическое недоразвитие речи Норма II. Основной (октябрь­апрель 2015­2016 учебный год)    Цель: реализация программы коррекционных занятий .   Задачи: объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных  • условий для реализации коррекционной деятельности с детьми дошкольного  возраста; осуществлять систематическую и последовательную работу по  • коррекции речевых нарушений у  младших  школьников; • знакомить родителей и педагогов с этапами развития детской речи. Эффективность коррекционной работы определяется чёткой  организацией детей в период их пребывания в  школе, правильным  распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в  работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и  педагогов. Занятия с воспитанниками проводятся  индивидуально,  и в подгруппе.  Основной формой  коррекции являются индивидуальные занятия.  Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется  учителем в зависимости от тяжести речевого дефекта. Задачи и содержание индивидуальных занятий: • развитие артикуляционного праксиса; • фонационные упражнения; • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко­ слоговых сочетаниях; • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных  звуков; • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических  условиях. Задачи и содержание подгрупповых занятий: • закрепление навыков произношения поставленных звуков; • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых  структур; • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов; • расширение лексического запаса; • закрепление доступных возрасту грамматических категорий. Интеграция образовательных областей в коррекционной  работе. Образовательная Задачи Вид деятельности область Физическое развитие Коммуникативно­ личностное развитие Художественно­ эстетическое развитие Развивать   координированность   и точность   действий.   Формировать правильную   осанку.   Развивать общую моторику. Расширять знания о   строении   артикуляционного аппарата и его функционировании. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь,   понимать   её   содержание, слышать   ошибки   в   своей   и   чужой речи.   Развивать   коммуникативную функцию   речи.   Развивать   в   игре коммуникативные навыки. Совершенствовать   навыки   игры   в настольно­печатные,   дидактические игры,   учить   устанавливать   и соблюдать правила в игре. Развивать умение   инсценировать   стихи, разыгрывать сценки.         интерес к Развивать художественной литературе, творчеству.   Формировать   эмоциио­ нальное отношение к прочитанному, к   поступкам   героев;   учить высказывать   своё   отношение   к прочитанному,   прослушанному   в музыке.. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках, концертах.   ­ гимнастика пальчиковая ­ речь с движением ­ физкультминутки ­ беседа ­ игровые ситуации; ­ мини инсценировки; ­ настольно­печатные, дидактические игры   театрализованные ­ игры;   автоматизация ­ поставленных   звуков в   стихах,   рассказах, спонтанной речи. ­автоматизация поставленных   звуков в стихотворных текстах,  рассказах;     уточнение   и ­ обогащение   словаря детей. Познавательно­ речевое развитие Учить   воспринимать   предметы,   их свойства,   сравнивать   предметы, подбирать   группу   предметов   по заданному   признаку.   Развивать слуховое внимание и память при автоматизация   ­ поставленных звуков в словах ­   автоматизация восприятии   неречевых   звуков. Учить звучание нескольких   игрушек   или   детских музыкальных инструментов, различать   предметов заместителей; громкие и тихие,   высокие   и   низкие   звуки. Продолжать   развивать   мышление   в упражнениях   на   группировку   и классификацию предметов.   Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное   внимание   и   память. Совершенствовать   и   развивать конструктивный   праксис   и  мелкую моторику   в   работе   с   разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. Развивать умение слышать     ритмический   рисунок. передавать ритмический рисунок.   Учить поставленных звуков   предложениях, в автоматизация   ­ поставленных звуков в связной речи, ­ дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия   ­ гимнастика пальчиковая ­ дидактические игры и   на   лексико­ упражнения   развитие грамматических категорий. Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно­развивающую деятельность родителей (или лиц, их  заменяющих), а также педагогов и специалистов школы (педагог­психолог,  учитель­музыки,логопед).  Родители ребёнка и педагоги  постоянно  закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки. III.  Заключительный (май 2016 года).            Цель: мониторинг результатов коррекционного процесса, полученных в  ходе реализации проекта Задачи:  провести мониторинг фактических результатов проекта и сравнить их с  • ожидаемыми результатами; познакомить с результатами коррекционной деятельности участников  • проекта: родителей, педагогов, учителя­логопеда школы.                          Диагностика обучающихся на конец 2015­2016 г.                Выводы:           Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод: Данный   проект   дал   возможность   понять   и   оценить   важность поставленной   проблемы,   а   главное   не   только   в   теории,   но   и   на   практике изучить   способы   устранения   дефектов   речи   .   Приведенные   в   работе специальные   упражнения   для   разработки   и   совершенствования артикуляционного аппарата, были апробированы и могут в действительности оказать помощь тем, кто заинтересован в изучении данной проблематики, а также тем, кому необходима помощь в устранении собственных недостатков речи.   Считаю,   что   только   совместная   работа   родителей   и   педагога закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем   реализовать   себя   в   процессе   обучения,   обеспечить самореализацию в будущем.  Дополнительные информационные источники:   Серия: 1.Светлана   Шаховская,   Татьяна   Волосовец,   Ольга   Орлова,   Людмила Парамонова.   Библиотека   учителя­дефектолога   Логопедия. Методическое   наследие.   В   5   книгах.   Книга   1.   Нарушение   голоса   и звукопроизносительной стороны речи. В 2 частях. Часть 1. Нарушения голоса. Дислалия. –М.: Владос,2009. 2.   Е.   А.   Пожиленко.   Артикуляционная   гимнастика:   Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей школьного голоса.­ СПб.: КАРО,2006. (Популярная логопедия) 3. Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников Большая книга логопедических игр. Играем со звуками, словами и фразами.:­ АСТ, Астрель,2010. (Популярная логопедия) 4. И. С. Лопухина Логопедия. Речь, ритм, движение: ­Корона­Век , 2008 г. 5.   Т.   С.   Резниченко   и   О.   Д.   Ларина   Логопедическая   энциклопедия   для родителей дошкольников и младших школьников. :­ "АСТ" и "Астрель"­2009 6. Е. А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов.­Издательство: КАРО, 2008 (Популярная логопедия) 7. М. Е. Хватцев Логопедия. В 2 книгах. Книга 1, Книга 2.:­ Владос,2009 ( Педагогическое наследие) 8.   Автор:   Е.   А.   Пожиленко   Методические   рекомендации   по   постановке   у детей звуков С, Ш, Р, Л. ­СПб.: ­КАРО ­2009( Популярная логопедия)

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"

"Особенности обучения детей с дефектами речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2017