Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий
Оценка 4.8

Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.04.2018
Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий
В данной статье можно ознакомиться с особенностями воспитания и обучения детей разных возрастных категорий. Здесь даны рекомендации о том, какие формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся целесообразно использовать с учетом возрастных особенностей. Данный материал будет полезен учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования.В данной статье можно ознакомиться с особенностями воспитания и обучения детей разных возрастных категорий. Здесь даны рекомендации о том, какие формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся целесообразно использовать с учетом возрастных особенностей. Данный материал будет полезен учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования.
Особенности обучения детей разных возрастных категорий.docx
Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий Особенности обучения детей дошкольного возраста. Дошкольники   непосредственно   основы   наук   не   изучают.   В   процессе обучения они лишь включаются в учебную деятельность, учатся слушать и слышать   педагога,   воспринимать   задание   и   выполнять   его,   т.   е.   учатся понимать   учебную   задачу.   При   этом   у   детей   постепенно   формируются   не только   знания   и   умения   осуществлять   ту   или   иную   деятельность,   но   и способность контролировать и оценивать свои действия. Дети данного возраста, имея небольшой объем внимания, недостаточно развитую   память,   не   могут   удержать   весь   объем   задания.   Поэтому   часто затрудняются в выполнении поставленной педагогом задачи. Чтобы этого не происходило, необходимо, использовать поэтапное объяснение, диктантный способ   сообщения   задания.   А   затем,   постепенно,   следует   переходить   к целостному процессу сообщения детям задания. У   дошкольников,   в   силу   слабости   нервных   процессов,   процессы возбуждения   преобладают   над   процессами   торможения.   В   результате   дети торопятся   приступить   к   выполнению   задания,   не   дослушав   его.   Им   не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Во   избежание   этого   следует:  тщательно   продумывать   объяснение   и осуществлять   его   четко   и   кратко,   сообщая   лишь   самое   основное;  часть указаний и дополнений можно делать по ходу занятия. При объяснении учебного материала, дети, в силу отсутствия опыта, часто не в состоянии отделить главное от второстепенного, поэтому следует помнить, что при слишком многословном объяснении, какие­то положения проходят   мимо   ребенка,   как   бы   растворяются.   Иногда   из­за   этого   может остаться не услышанным основное. Специфика дошкольного обучения состоит в том, что обучение тесно связано с игрой. Поэтому педагогу следует продумать мотив обучения. Так, мотив   обучения   будет   для   ребенка   более   действенным,   если   в   процессе обучения предлагается сделать что­то для игры. Пример: если на занятиях по лепке   детям   предлагается   вылепить   печенье   для   кукол,   то   они   учатся   с большим увлечением и стараются передать форму как можно лучше. Чтобы   занятие   было   интересным   и   не   отпугивало   детей   от   учения, следует широко включать игровые приемы, игровые ситуации и сюрпризные моменты; Преобладающий тип мышления ­ наглядно­образное. Поэтому обучение должно   быть   наглядным   и   строиться   в   силу   наглядно­действенного   и наглядно­образного   мышления   на   основе   непосредственного   восприятия детьми конкретных предметов и явлений. Формы   организации   деятельности:   игра,   праздник,   экскурсия, путешествие. Особенности обучения в начальных классах (6­10 лет). В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. Главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе. Учитывая,   что   у   дошкольников   игра   была   ведущей   деятельностью, учебная деятельность, которая становится ведущей на данном этапе развития, непосредственно должна быть связанна с игрой. Учебная деятельность может возникнуть только на определённой стадии развития игры. Игра   является   важным   элементом   учебной   деятельности,   в   процессе которой   ребёнок   учится   взаимодействовать   со   сверстниками,   осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. В течение игры младшие школьники усваивают такие понятия как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Обычно младшие школьники предпочитают   компанию   своих   сверстников   одного   с   ними   пола. Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых обществом.  Младшие   школьники   не   могут   долго   сидеть   на   одном   месте.   Они нуждаются   в   движении.   Занятие   должно   содержать   не   только   объяснение нового   материала,   его   закрепление   и   повторение   старого.   На   нем   должно отводиться   время   различным   двигательным   действия,   играм,   подвижной деятельности. Младшие   школьники   первоначально   не   умеют   самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять  действия по их решению. Им помогает   в   этом   педагог,   но   постепенно   соответствующие   умения   они приобретают   сами   (именно   в   этом   процессе   у   них   формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться).  В   этот   период   возрастает   значение   оценки   результатов   деятельности ребенка со стороны взрослых. Оценка со стороны педагога является стимулом для обучающегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку. Причём, потребность   в   оценке   и   сила   переживаний   намного   выше   у   более   слабых обучающихся.   Оценка   выступает   в   роли   поощрения.   Оценка   педагога помогает   ребёнку   со   временем   самостоятельно   научиться   оценивать   свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий   обучающегося,   выбранного   им   способа   для   решения   какой­либо конкретной   задачи.   Педагог   не   может   ограничиться   просто   отметкой   в журнале   как   оценкой   деятельности   ребенка.   Здесь   важна   содержательная оценка,   то   есть   преподавателю   необходимо   объяснить,   почему   поставлена именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка.  В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности   для   формирования   нравственных   и   социальных   качеств, положительных   черт   личности.   Податливость   и   известная   внушаемость школьников,   их   доверчивость,   склонность   к   подражанию,   огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности. Преобладающий тип мышления ­ наглядно­образное, процесс обучения должен   осуществляться   с   опорой   на   наглядный   материал.   Наглядность должна быть яркая, красочная. Формы   организации   деятельности:   занятие   с   элементами   игры, экскурсия, спектакль, викторина, соревнование, турнир. Особенности обучения детей среднего школьного возраста (11­15 лет) Помимо   учебной,   детям   этого   возраста   присуща   общественно­ организационная, спортивная, художественная и трудовая деятельности. При выполнении   этих   видов   полезной   деятельности   у   подростков   возникает осознанное   стремление   участвовать   в   общественно   необходимой   работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах   с   учетом   принятых   в   них   норм   взаимоотношений,   рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». В   подростковом   возрасте   ведущую   роль   играет   общение   со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности. Это стремление может быть реализовано путем организации работы в парах и группах. На данном этапе развития происходит переход от учебных действий, осуществляемых   только   совместно   с   коллективом   и   под   руководством педагога к новой внутренней позиции обучающегося, которая направлена на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий. При организации   учебного   процесса   педагог   больше   внимания   должен   уделять самостоятельной работе.  Вместе с самостоятельностью развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более   высокие   требования   к   содержанию   рассказа   педагога,   он   ждет доказательности, убедительности. Это требует от педагога более тщательной подготовки к занятиям и более глубоких знаний. Большое значение на занятиях для подростков имеет создание ситуации успеха,   она   обеспечивает   им   эмоциональное   благополучие.   Страх   перед неуспехом,   боязнь   поражения   порой   приводит   подростков   к   поиску благовидных причин, чтобы не пойти на занятия или уйти с урока. Кроме того, при встрече с трудностями   у них возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что ребенок не доводит до конца начатое дело.   Обеспечить   подростку   ситуацию   успеха,   можно   с   использованием дифференцированного подхода. Во   время   занятий   ощущение   от   предметов,   объектов,   действий происходит   на   90%   за   счет   зрительной   информации.   Поэтому   важно,   при обучении,   использовать   принцип   наглядности,   а   именно   –   использовать таблицы   и   схемы,   модели   предметов,   раздаточный   материал,   постоянно приводить   примеры   из   окружающего   мира,   связанные   со   свойствами изучаемых объектов, и т.д. При   общении   с   подростками   нужно   тщательно   подбирать   слова, особенно,   если   это   критика.   Если   по   отношению   к   нему   проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Изменяются   формы   организации   учебной   деятельности   и   учебного сотрудничества от классно­урочной к лабораторно­семинарской, лекционно­ лабораторной и исследовательской.  Особенности обучения детей старшего школьного возраста (15­18 лет) Старший   школьник   стоит   на   пороге   вступления   в   самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности  и определить свое   место   в   жизни.   В   центре   внимания   старшего   школьника   стоит профессиональное  самоопределение.  В   связи   с   этим  изменяется   его отношение   к   процессу   обучения.  Старшеклассники   готовы   даже   сменить учебное   заведение,   если   в   другом   месте   будут   лучшие   условия   для подготовки к будущей профессиональной деятельности. Появляется большая избирательность к учебным дисциплинам. Старший школьник перестает учиться «за отметку», ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. К этому периоду уже определяется свой собственный стиль учебной работы.   Поэтому   педагогу   не   следует   строго   регламентировать   процесс обучения, напротив ­ целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование   учебных  умений   и   навыков   должно   быть   ориентировано   на личность обучающегося. В   старших   классах   отношения   между   педагогом   и   обучающимися положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг   к   другу.   Во   взаимоотношениях   с   педагогом   ценится   адекватность   и соблюдение ролевых позиций: панибратство и авторитарность неприемлемы, старшеклассники ищут в педагоге старшего друга и наставника. Юношеский   возраст   по   сравнению   с   подростковым   характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции.  Развитие абстрактно­логического мышления способствует появлению у подростков   потребности   в   познании.   Ребята   готовы   часами   спорить   об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Формы   организации   деятельности:   лекция,   семинар,   дискуссия, конференция,   интегрированные   занятия,   основанные   на   межпредметных связях,   занятия,   основанные   на   методах   общественной   практики:   устный журнал, газета и т. д.

Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий

Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий

Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий

Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий

Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий

Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий

Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий

Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018