Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.04.2018
В данной статье можно ознакомиться с особенностями воспитания и обучения детей разных возрастных категорий. Здесь даны рекомендации о том, какие формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся целесообразно использовать с учетом возрастных особенностей. Данный материал будет полезен учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования.В данной статье можно ознакомиться с особенностями воспитания и обучения детей разных возрастных категорий. Здесь даны рекомендации о том, какие формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся целесообразно использовать с учетом возрастных особенностей. Данный материал будет полезен учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования.
Особенности обучения детей разных возрастных категорий.docx
Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных
категорий
Особенности обучения детей дошкольного возраста.
Дошкольники непосредственно основы наук не изучают. В процессе
обучения они лишь включаются в учебную деятельность, учатся слушать и
слышать педагога, воспринимать задание и выполнять его, т. е. учатся
понимать учебную задачу. При этом у детей постепенно формируются не
только знания и умения осуществлять ту или иную деятельность, но и
способность контролировать и оценивать свои действия.
Дети данного возраста, имея небольшой объем внимания, недостаточно
развитую память, не могут удержать весь объем задания. Поэтому часто
затрудняются в выполнении поставленной педагогом задачи. Чтобы этого не
происходило, необходимо, использовать поэтапное объяснение, диктантный
способ сообщения задания. А затем, постепенно, следует переходить к
целостному процессу сообщения детям задания.
У дошкольников, в силу слабости нервных процессов, процессы
возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети
торопятся приступить к выполнению задания, не дослушав его. Им не
терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит
педагог.
Во избежание этого следует: тщательно продумывать объяснение и
осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное; часть
указаний и дополнений можно делать по ходу занятия.
При объяснении учебного материала, дети, в силу отсутствия опыта,
часто не в состоянии отделить главное от второстепенного, поэтому следует
помнить, что при слишком многословном объяснении, какието положения
проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда изза этого может
остаться не услышанным основное.
Специфика дошкольного обучения состоит в том, что обучение тесно
связано с игрой. Поэтому педагогу следует продумать мотив обучения. Так,
мотив обучения будет для ребенка более действенным, если в процессе
обучения предлагается сделать чтото для игры. Пример: если на занятиях по
лепке детям предлагается вылепить печенье для кукол, то они учатся с
большим увлечением и стараются передать форму как можно лучше.
Чтобы занятие было интересным и не отпугивало детей от учения,
следует широко включать игровые приемы, игровые ситуации и сюрпризные
моменты;
Преобладающий тип мышления нагляднообразное. Поэтому обучение
должно быть наглядным и строиться в силу нагляднодейственного и
нагляднообразного мышления на основе непосредственного восприятия
детьми конкретных предметов и явлений. Формы организации деятельности: игра, праздник, экскурсия,
путешествие.
Особенности обучения в начальных классах (610 лет).
В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. Главная
задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе.
Учитывая, что у дошкольников игра была ведущей деятельностью,
учебная деятельность, которая становится ведущей на данном этапе развития,
непосредственно должна быть связанна с игрой. Учебная деятельность может
возникнуть только на определённой стадии развития игры.
Игра является важным элементом учебной деятельности, в процессе
которой ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает
социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе.
В течение игры младшие школьники усваивают такие понятия как равенство,
подчинение, справедливость, несправедливость. Обычно младшие школьники
предпочитают компанию своих сверстников одного с ними пола.
Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых
обществом.
Младшие школьники не могут долго сидеть на одном месте. Они
нуждаются в движении. Занятие должно содержать не только объяснение
нового материала, его закрепление и повторение старого. На нем должно
отводиться время различным двигательным действия, играм, подвижной
деятельности.
Младшие школьники первоначально не умеют самостоятельно
формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. Им
помогает в этом педагог, но постепенно соответствующие умения они
приобретают сами (именно в этом процессе у них формируется
самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться).
В этот период возрастает значение оценки результатов деятельности
ребенка со стороны взрослых. Оценка со стороны педагога является стимулом
для обучающегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку. Причём,
потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых
обучающихся. Оценка выступает в роли поощрения. Оценка педагога
помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою
работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих
действий обучающегося, выбранного им способа для решения какойлибо
конкретной задачи. Педагог не может ограничиться просто отметкой в
журнале как оценкой деятельности ребенка. Здесь важна содержательная
оценка, то есть преподавателю необходимо объяснить, почему поставлена
именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы
ребёнка.
В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные
возможности для формирования нравственных и социальных качеств,
положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный
авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки
для формирования высоконравственной личности.
Преобладающий тип мышления нагляднообразное, процесс обучения
должен осуществляться с опорой на наглядный материал. Наглядность
должна быть яркая, красочная.
Формы организации деятельности: занятие с элементами игры,
экскурсия, спектакль, викторина, соревнование, турнир.
Особенности обучения детей среднего школьного возраста (1115
лет)
Помимо учебной, детям этого возраста присуща общественно
организационная, спортивная, художественная и трудовая деятельности. При
выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает
осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе,
становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных
коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии
собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я».
В подростковом возрасте ведущую роль играет общение со
сверстниками в контексте собственной учебной деятельности. Это стремление
может быть реализовано путем организации работы в парах и группах.
На данном этапе развития происходит переход от учебных действий,
осуществляемых только совместно с коллективом и под руководством
педагога к новой внутренней позиции обучающегося, которая направлена на
самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение
и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий. При
организации учебного процесса педагог больше внимания должен уделять
самостоятельной работе.
Вместе с самостоятельностью развивается и критичность. В отличие от
младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет
более высокие требования к содержанию рассказа педагога, он ждет
доказательности, убедительности. Это требует от педагога более тщательной
подготовки к занятиям и более глубоких знаний.
Большое значение на занятиях для подростков имеет создание ситуации
успеха, она обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед
неуспехом, боязнь поражения порой приводит подростков к поиску
благовидных причин, чтобы не пойти на занятия или уйти с урока. Кроме
того, при встрече с трудностями у них возникают сильные отрицательные
чувства, которые приводят к тому, что ребенок не доводит до конца начатое
дело. Обеспечить подростку ситуацию успеха, можно с использованием
дифференцированного подхода.
Во время занятий ощущение от предметов, объектов, действий
происходит на 90% за счет зрительной информации. Поэтому важно, при обучении, использовать принцип наглядности, а именно – использовать
таблицы и схемы, модели предметов, раздаточный материал, постоянно
приводить примеры из окружающего мира, связанные со свойствами
изучаемых объектов, и т.д.
При общении с подростками нужно тщательно подбирать слова,
особенно, если это критика. Если по отношению к нему проявляется
малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние
аффекта, хотя потом может об этом сожалеть.
Изменяются формы организации учебной деятельности и учебного
сотрудничества от классноурочной к лабораторносеминарской, лекционно
лабораторной и исследовательской.
Особенности обучения детей старшего школьного возраста (1518
лет)
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную
жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить
свое место в жизни. В центре внимания старшего школьника стоит
профессиональное самоопределение. В связи с этим изменяется его
отношение к процессу обучения. Старшеклассники готовы даже сменить
учебное заведение, если в другом месте будут лучшие условия для
подготовки к будущей профессиональной деятельности. Появляется большая
избирательность к учебным дисциплинам.
Старший школьник перестает учиться «за отметку», ему важны сами по
себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.
К этому периоду уже определяется свой собственный стиль учебной
работы. Поэтому педагогу не следует строго регламентировать процесс
обучения, напротив целесообразно предоставит большую самостоятельность.
Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на
личность обучающегося.
В старших классах отношения между педагогом и обучающимися
положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения
друг к другу. Во взаимоотношениях с педагогом ценится адекватность и
соблюдение ролевых позиций: панибратство и авторитарность неприемлемы,
старшеклассники ищут в педагоге старшего друга и наставника.
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется
повышением уровня самоконтроля и саморегуляции.
Развитие абстрактнологического мышления способствует появлению у
подростков потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об
отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.
Формы организации деятельности: лекция, семинар, дискуссия,
конференция, интегрированные занятия, основанные на межпредметных
связях, занятия, основанные на методах общественной практики: устный
журнал, газета и т. д.
Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий
Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий
Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий
Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.