Итак, можно любить удар патт, можно не любить, однако полностью избежать его выполнения на поле точно не удастся. Поэтому в интересах уменьшения счета стоит достичь наилучшего результата на патте. Всего, на что вы способны. Многие игроки ПГА Тура считают, что успех при выполнении патта в основном зависит от психологического настроя гольфиста. Куртис Стрэнж признал: «Паттинг требует наибольшего сосредоточения и внимания, чем любая другая часть игры, так как это в большей степени вопрос психологии, а не физического навыка». Джек Никлас утверждает: «Паттинг - это 2% физического навыка и 98% уверенности и чувства удара».
«ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К УДАРУ ПАТТ В ГОЛЬФЕ»
Содержание
Содержание......................................................................................................12
Введение
Многие гольфисты называют паттинг «игрой в игре», другие считают это
упражнением для развития терпения. «Люди думают, что паттинг это другая
игра, потому что мяч при этом ударе катится, а не взлетает в воздух» [3].
Есть игроки, которые любят патт, есть игроки, которые его ненавидят. В
любом случае, тем и другим приходится на каждой лунке доставать паттер и
забивать мяч в лунку. Как пишет Дэйв Пельц в книге «Моя Библия Патта»:
«Патт это всего лишь успешное завершение каждой из 18ти лунок на поле.
Только с разным количеством ударов» [21].
Итак, можно любить удар патт, можно не любить, однако полностью
избежать его выполнения на поле точно не удастся. Поэтому в интересах
уменьшения счета стоит достичь наилучшего результата на патте. Всего, на что
вы способны. Многие игроки ПГА Тура считают, что успех при выполнении
патта в основном зависит от психологического настроя гольфиста. Куртис
Стрэнж признал: «Паттинг требует наибольшего сосредоточения и внимания,
чем любая другая часть игры, так как это в большей степени вопрос психологии,
а не физического навыка». Джек Никлас утверждает: «Паттинг это 2%
физического навыка и 98% уверенности и чувства удара».
Мы уверены в том, что патт является основной частью игры в гольф и
тренировке этого вида удара стоит посвящать не менее 40% от общего времени3
практики. Можно значительно изменить свой гандикап в лучшую сторону,
«спасая» пары с 2х, 3х метров. Можно возразить: есть, мол, много
составляющих игры помимо патта драйвинг, айроны, навесы и т.д. Однако
стоит учесть, что при плохом патте вы сведете на нет все усилия, приложенные
для того, чтобы достичь грина за минимальное количество ударов (помоему,
нелогично делать пар вместо берди или игла, попав на грин 2м ударом и, сделав
3 патта на лунке, пар пять).
«При тренировке этого вида удара необходимо ориентироваться на людей,
которые уже достигли определенных высот. Однако можно воспользоваться не
только методами тренировки непосредственно движения, но и их способа
мышления, их представления о себе как об игроках. В этом весь секрет вы есть
то, что вы о себе думаете» [14]. До тех пор, пока вы не заставите себя поверить в
то, что на поле вы можете постоянно делать менее 27ми ударов на грине, вам
это вряд ли удастся.
В данной работе рассмотрены наиболее эффективные приемы для
выработки позитивного мышления и нахождения своего неповторимого стиля
при игре паттером.
Объект исследования − удар патт.
Предмет исследования − особенности подготовки к удару патт в гольфе.
Гипотеза исследования: В результате проведенных исследований
предполагается получить данные, показывающие особенности подготовки к
удару патт в гольфе, как метода реализации потенциальных способностей
спортсмена.
Практическая значимость: Проведенные исследования позволяют дать
тренерам научно обоснованные рекомендации, касающиеся улучшения учебно
тренировочного процесса. Определенные методы, указанные в данном
исследовании, позволяют определить уровень готовности спортсмена к игр в4
гольф, а также максимально реализовать скрытые возможности игрока,
обуславливающие достижение поставленных целей .
Актульность исследования: На сегодняшний день гольф является активно
развивающимся видом спорта в России, поэтому профессиональной литературы
на руссском языке недостаточно. Исходя из этого я понимаю, что игрок
получает свои опыт на игровой практике и из иностранных источников, эти
предположения свидетельствуют о том, что данный предмет исследования
актуален. Ведь удар патт – важная и неотъемлемая часть игры в гольф и
большинство важных действий происходит именно с паттом.
И, главное, необходимо поверить в то, что можно забивать любой патт, это
повысит вашу уверенность в себе и своем патте, а, по мнению специалистов,
уверенность это более 50ти % успеха при короткой игре. И помните слова
Боба Ротеллы (наиболее популярного психолога в гольфе в настоящее время):
«Неважно как вы играли до сегодняшнего дня, важно то, как вы собираетесь
играть в дальнейшем!» [13]. Здесь можно найти практические рекомендации по
изменению привычек, ощущений и прочей субъективности во время исполнения
патта.5
Глава . Литературный обзор
Ι
1.1 Определение индивидуального стиля патта
Все знаменитые игроки придерживаются одного из двух возможных стилей
выполнения удара патт. Первый агрессивный, когда игрок ориентируется не
столько на брейк, сколько на скорость удара (при этом мяч бьется о заднюю
стенку лунки). Другой стиль пассивный, мяч еле докатывается до лунки (при
таком методе, конечно же, учет брейка на первом месте). «Нельзя сказать, что
какойто из данных вариантов выполнения удара лучше все зависит от
индивидуальных особенностей игрока и основная задача состоит в том, чтобы
определиться какой способ подходит именно вам», пишет Бен Хоган [19].
При выборе агрессивного стиля удара вы не должны сомневаться в том,
что в случае промаха вы точно попадете следующий патт (обычно полуметровый
патт не кажется таким уж элементарным, когда от него зависит, например,
победа в турнире).
При «пассивном» методе удара игрок ориентируется на то, что мяч
остановится в случае промаха очень близко к лунке и два патта у него «в
кармане». Но следует учесть, что при таком стиле часто игроки не добивают до
лунки, и, следовательно, не могут попасть в лунку после первого удара по
определению.
Рассуждая таким образом, важно помнить о необходимости «быть здесь и
сейчас». Игрок просто обязан думать только о предстоящем ударе, а не
загадывать, что же будет после него. Как выразился Грег Норман: «Если вы
считаете возможным думать о «следующем» ударе, то вы 100% не6
сконцентрировались на предстоящем» [9]. «Выбрать подходящий вам стиль
лучше всего экспериментально: сначала на практисгрине, а затем на поле
попробуйте сыграть несколько раундов (не менее 5ти), применяя различные
стили удара патт. Вы сможете подсчитать, при каком методе вам удалось
сделать наименьшее количество ударов на грине» [1]. Не стоит также упускать
из виду ваше психологическое состояние: отметьте, при каком методе вы
чувствовали себя наиболее комфортно.
1.2 Лучшие из лучших игроков на грине
При попытке достичь положительных изменений в игре, необходимо
понять, чем отличается «средний» игрок от мастера по патту.
Дэвид Лидбеттер пишет, что: «Перечисляя психологические отличия,
можно отметить следующие: позитивное мышление (ориентация на попадание, а
не промах), доверие своему методу патта (техническое движение + стиль удара),
умение грамотно выбирать мишень (наименьшую "точку" из возможных),
наличия чувства того, что мяч уже попал в лунку перед ударом» [8].
Великие игроки любят выполнять патт нельзя не любить делать то, в чем
ты уверен. Любители здесь могут возразить за плечами известных гольфистов
столько побед и удачных паттов! Как же они могут сомневаться в своем успехе?
Вопервых, «если бы уверенность в победе появлялась у игроков только после
выигрыша турнира, то никто бы не смог выиграть свой первый турнир!»,
утверждает Боб Ротелла [12]. «Вовторых, у каждого гольфиста бывают
неудачные дни, но если, к примеру, Джек Никлас сделает 32 патта за раунд
вместо 25ти, он не начнет думать, будто он плохой игрок это точно!» [15].
А теперь вопрос: «Думаете ли вы о себе как о хорошем игроке?».
Сомневаюсь, чтобы игрок с гандикапом 25 ответил: «Конечно, по части патта я7
специалист!». Если вы думаете, что однажды, ни с того ни с сего, вы станете
неизменно попадать в лунку после первого удара, то это ошибка для
достижения результата необходимо ежедневно прилагать какието усилие.
Ничто не происходит просто так.
«Для того чтобы добиться прогресса при патте, для начала нужно захотеть
играть лучше. Необходимо точно сформулировать свою цель, если она будет
расплывчатой и неопределённой (например, «я хочу делать меньше паттов во
время игры»), то вряд ли вам удастся её достичь в ближайшем будущем. Пусть
ваша цель будет максимально конкретной. Также необходимо определиться с
датой исполнения вашей цели это не позволит вам лениться и откладывать на
завтра выполнение нужных упражнений» [12]. При постановке цели вы должны
четко представлять себе «зачем вы это делаете». Это послужит хорошей
мотивацией при выполнении различных упражнений и изменении стратегии
вашего мышления. Всегда помните о том, чего вы хотите достичь, о конечном
результате этой нелегкой работы над собой. Не забывайте хвалить себя при
достижении определенных успехов на пути к цели, и помните, что после
достижения одной цели, вам будет необходимо двигаться дальше».
Создайте иерархическую таблицу ваших целей для достижения успехов
при игре на грине. Пусть на вершине таблицы будет глобальная цель (срок
исполнения 1 или 2 года), далее следуют более мелкие цели (35 месяцев) и так
далее, доходя до выполнения повседневных упражнений. Заведите дневник, в
который вы будете записывать выполнение плана.
Есть некоторые законы исполнения желаний, которые хорошо
сформулировал Хосе Сильва в своей книге «Управление разумом по методу
Сильва» [17]:
1.
Вы должны понастоящему желать, чтобы задуманное свершилось;
2.
Вы должны верить в то, что задуманное свершится. Если вы не
можете поверить в то, что задуманное вами свершится, то ваш мозг будетработать против этого;
8
3.
Вы должны ожидать, что задуманное произойдет. Этот закон
подразумевает некую динамику. Возможно, желать и верить в задуманное, но
всетаки не ждать, что оно сбудется. Именно здесь на первый план выступают
управление разумом и эффективная визуализация.
1.3 Отношение к себе как к игроку
Большинство игроков понимают необходимость каждодневных
тренировок, но нельзя забывать и о качестве тренировочных ударов. Результат
на поле не всегда прямо пропорционален часам, проведенным на тренировочном
грине. Важно понять, что готовиться к удару на практисгрине надо готовиться
точно так же, как и при игре на поле. Образ мыслей при этом должен совпадать.
«Великие игроки убеждены, что играют очень хорошо это их способ
мыслить», В. Мюллер, тренер Университета Гольф Тренеров США [20].
Подобные различия в образе мышления отражены в таблице 1.
Таблица 1
Различия в образе мышления
Позитивное мышление
Я хороший игрок
Мне нравится удар патт
Есть внутренняя уверенность
Постоянство в решениях
Лучшая концентрация при сложных
ситуациях
Хорошо развита способность
Негативное мышление
Я плохой игрок
Ненавижу патт
Неуверенность в себе
Часто меняет решения
Боязнь сложных положений
Плохо развита способность
визуализации
Преобладают позитивные эмоции
визуализации
Преобладают негативные эмоции9
Объективно относится к
предстоящему удару
Анализирует ошибки
Тренируется попадать в лунку
Усложняет ситуацию ненужными
мыслями и эмоциями
Переживает по поводу ошибок
Отрабатывает технику
Теперь, вспоминая свой недавний опыт игры на поле, вы легко можете
понять, каким образом вы мыслите на поле во время игры.По статистике, только
2% времени игры отводится на выполнение ударов, оставшееся время игрок
находится наедине с собой и своими мыслями. Поэтому можно сделать вывод о
том, что ваши мысли влияют на результат игры.
«Часто игроки не отдают себе отчета в том, что негативное мышление и
плохая игра это их собственный выбор. Трудно в это поверить, но дело обстоит
именно таким образом. Подумайте, кто как не вы является автором собственных
мыслей и представлений о себе? Важно понять, что начать думать о себе как о
хорошем игроке не является какимто нереальным действием, оно не сложнее
того, что вы делаете сейчас просто не привычно. Однако все, что вы делаете
впервые, кажется странным и сложным (вспомните, как вы учились кататься на
велосипеде, считать до ста). При определенном упорстве вам удастся изменить
образ мыслей и начать думать позитивно» [10].
А где гарантии, что это положительно повлияет на результат?
«Позитивное мышление не гарантирует на 100% улучшение результата, зато
негативное мышление почти на 100% гарантирует ошибки», пишет Боб Ротелла
в своей книге «Гольф не знает совершенства».
«Многие игроки теряют уверенность в себе после того, как промажут на
поле 23 патта. «Это не мой день» фраза человека, который потерял терпение и
смирился с тем, что патт «сегодня не идет». Понастоящему хороший игрок не
станет торопиться ударить без всяких надежд на попадание в лунку после
нескольких неудач. Хорошие игроки концентрируются на удачных ударах, а не
наоборот. «Ваша память должна быть избирательна, а не напоминать старый10
чердак, куда кладут все, что угодно» [1]. Обычно средние гольфисты
воспринимают хорошие удары как должное, а неудачи как чтото из ряда вон
выходящее, а потом вспоминают в течение нескольких дней перед каждым
паттом плохие удары. Не стоит проецировать свой негативный опыт на то, что
происходит в настоящий момент! Это не поможет вам попасть в лунку! Как
советует знаменитый тренер по гольфу Дэвид Лидбеттер, перед каждым, даже
самым нереальным на первый взгляд патта, надо подумать и поверить: «У
каждого патта есть своя линия!» [8]. При этом полезно вспомнить и заново
пережить момент, когда вам удалось забить очень сложный патт.
Принятие решения. Одна из характеристик хороших игроков это
постоянство в принятых решениях. «Великие игроки всегда имеют четкое
представление о том, как им надо готовиться к ударам. Помимо этого, они
доверяют своим решения и никогда не позволяют себе перед самым ударом
резко переменить свое мнение, например, о величине брейка» [20]. Однажды
выбрав стратегию подготовки к удару, не изменяйте своей системе. Пусть это
станет своего рода ритуалом стандартными действиями.
Тренировка чувства удара. «Все великие игроки придают особое значение
расслабленным рукам во время удара. Имеется в виду лёгкий, ненапряженный
хват, при котором вы можете точно прочувствовать хвата и попадание по мячу.
Большинство известных игроков при игре на грине больше доверяют своему
чувству, а не механике движения» [20]. Поэтому во время тренировке
постарайтесь уделять внимание не только движению, но и чувству во время
выполнения удара. При этом очень полезно выполнять удары, не смотря на мяч
(с закрытыми глазами, взгляд на лунку во время удара и т.д.).
Видите ли вы траекторию мяча. Все хорошие игроки способны определить
траекторию мяча. Это значит, что если мяч после удара катится по заранее
определенной линии на грине, то вы обладаете одной из характеристик
профессионального патта. Способность визуализации при игре паттером –11
важная составляющая по сравнению с другими, такими как: драйвинг, питчинг и
т.д. Все профессиональные игроки учитывают особенности и четко
представляют реакцию мяча на те или иные ландшафты грина: склон, выступ,
вид травы, скорость грина и т.д..
Составляющие линии патта «это дистанция (скорость) и направление
(цель). При наличии этих двух составляющих вы сможете хорошо представить
себе линию патта перед ударом» [3].
При тренировке стоит обратить внимание на скорость и направление по
отдельности (т.е. выполнять удары, ориентируясь только на скорость качения
мяча, а затем на заданное направление; затем постарайтесь объединить эти два
параметра). Также во время тренировки важно представлять перед каждым
ударом линию предстоящего удара. При игре с одной точке уже через несколько
ударов вы будете иметь точное представление о предстоящем качении мяча, что
существенно облегчит вашу задачу в сходном положении на поле.
Любите ли вы делать патт? Одна из самых частых эмоций в гольфе это
страх. Страх того, что вы не попадете в лунку, и что за этим последует. Это
абсолютно неправильный подход к подготовке к удару. Обычно происходит
именно то, чего вы хотите избежать (поэтому так важно приучить себя думать
позитивно). Мозг человека выполняет те приказы (в точности), которые вы ему
даете, при этом пропуская частицу «не». Если вы думаете «здесь я не должен
сделать три патта», то, скорее всего, вы сделаете на грине более двух ударов».
«Во время подготовки к удару вы должны научиться наслаждаться этим
неповторимым моментом, который предоставила вам игра» [6]. Относитесь к
этому как к открытию. Сфокусируйте своё внимание непосредственно на ударе.
Перед вами мяч и лунка. Сконцентрируйтесь на том, что вам предстоит сделать
для того, чтобы мяч закатился в лунку. Все мысли о счете, возможных неудачах
и т.д. лишние, они мешают при подготовке и выполнении удара.12
При тренировке попытайтесь фиксировать мысли, которые приходят к вам
в голову при подготовке к удару. Если это негативные мысли (как бы мне не
промахнуться и т.п.), то вам необходимо заняться изменением способа
мышления (например, «этот патт я реально могу забить» и т.д.).
Также необходимо выработать у себя избирательную память, для этого
постарайтесь запоминать только положительные стороны игры, моменты, когда
вам удалось сделать хороший патт, запоминайте их, хвалите себя, радуйтесь им.
После того, как вы промахнетесь, не стоит ругаться и поддаваться наплыву
негативных эмоций. Просто спросите себя: «что я в этот раз сделал
неправильно?». Ответив на этот вопрос, не надо беситься и ругать себя: «Какой
я бестолковый!» или «Ну вот, как всегда!». Просто при подготовке к
следующему удару не стоит повторять эту ошибку.
Большинство игроков считают, что чем больше усилий (старания)
затрачено на подготовку к удару, тем лучше будет выполнен патт. К сожалению,
это не всегда происходит таким образом. Нужно себе четко выработать
определенный ритуал подготовки к удару и использовать его при подготовке ко
ВСЕМ ударам. Если вы думаете, что перед особенно важным ударом вы должны
готовиться вдвое больше обычного по времени, и это принесет некий
положительный результат, то вы глубоко ошибаетесь. «Знаменитые игроки
обычно точно представляют, как они должны подготовиться к удару для
лучшего результата. Если для вас это до сих пор является загадкой, то советую
провести эксперимент во время тренировки на грине. Попробуйте несколько
различных способов подготовки к удару, которые вы используете во время игры
(или придумайте новый) и проверьте, какой из них дает лучший результат»[21].
Затем при игре и тренировке старайтесь использовать этот «ритуал подготовки»
перед каждым ударом.
Отношение к промахам и ошибкам. Людям свойственно совершать
ошибки. Все хорошие игроки знают, что они не являются совершенством. «Даже13
игроки ПГА Тура могут сделать четыре патта на одной лунке. Однако это не
означает, что после этого он отчается и перестанет концентрироваться на
дальнейшей игре. В такой момент важно понять, что ошибка уже в прошлом, вы
уже не сможете изменить ту ситуацию» [22]. Зато если вы будете продолжать
думать о неудаче, то это негативно отразиться на вашей дальнейшей игре.
Тренировка патта. «При тренировке патта важно понять, что на поле
оценивается только сделанное вами количество ударов. Поэтому при
тренировке постарайтесь акцентировать свое внимание на попадании мячей в
лунку, свыкнитесь с мыслью, что забивать патт с первого раза вам вполне по
силам (если постараетесь)» [14]. Забивайте ежедневно не менее сотни мячей в
лунку с одного метра это избавит вас от излишних сомнений на поле. Замечено,
что при выполнении длинного патта игроки намного больше ошибаются в силе
удара, чем в направлении.
Поэтому, при тренировке старайтесь больше ориентироваться на
правильное расстояние, а не направление (играйте, например, на френч, стараясь
остановить мяч в его пределе).
1.4 Объективное восприятие предметной среды при игре
Различают два совершенно разных подходах к игре среди известных
игроков: одни полагаются на своё чувство (Сев Баллестерос, Серхио Гарсия),
другие на цифры Грег Норман, Ник Фалдо, Тайгер Вудз (например, количество
метров до флага) и другие объективные показатели. Надо признать, что играть,
ориентируясь на свои субъективные ощущения достаточно сложно (работа
дизайнеров полей заключается именно в том, чтобы обмануть ваше
представление о настоящем положении вещей и дано далеко немногим. Однако
большинство любителей относят себя именно к этой группе гольфистов по14
причине элементарной лени и нежелания узнать все возможные показатели
предметной среды (расстояние, направление ветра, наличие осадков и проч.).
«Для того чтобы иметь точное представление о том, какой удар вам
предстоит сделать, необходимо иметь полную информацию обо всех внешних
факторах (брейк, который вы смотрите с четырех сторон лунки, направление и
сила ветра, осадки, склон, вид травы, скорость грина и проч.). Выяснив все эти
показатели, вы сможете правильно рассчитать силу удара и направление» [19].
Ориентируясь на объективные показатели предметной среды, вам удастся
избежать многих ошибок, попадая в сходные ситуации при игре на поле
(ощущения могут меняться каждый день, вам может казаться что угодно, однако
необходимо использовать объективные данные).
1.5
Уверенность в себе
«Уверенный в себе гольфист перед ударом смотрит на ту цель, в которую
он хочет попасть. После того, как он отводит взгляд от цели, образ мишени все
еще остается у него в голове. Он делает свинг. Дальнейший результат, насколько
точно игрок попадет в цель, будет зависеть от его уверенности», пишет Боб
Ротелла в одной из своих книг [12].
Большинство игроков не знают о том, что уверенность это чтото такое,
чему можно научиться и контролировать. У разных людей вы встретите разное
толкование слова «уверенность». В случае выполнения удара патт, это означает
чувство уверенности в успешном выполнении патта.
«Большинство гольфистов считают, что оставаться в уверенном и
позитивном состоянии долго находиться очень сложно. Состояние уверенности
создается и исчезает у них по настроению. Игрокам проще думать о плохом (как
не удался патт на прошлой лунке, как вы сделали пять раз по три патта на15
предыдущей девятке и т.д.). На негативное настроение тратится очень много
энергии, которую вы могли бы направить на достижение положительных
результатов в игре.
Позитивное мышление легко формируется, когда игрок уверен в себе.
Уверенность в своём патта это периодичный процесс. Цикл уверенности
начинается с момента тренировки. Игроку необходимо на тренировочном грине
отработать попадания достаточного количества мячей в лунку, для того чтобы
на поле у него не возникало сомнений в том, что он способен попасть в лунку
после первого пата [12].
Для того, что бы выполнить хороший патт игроку нужно уметь правильно
целиться и вести клюшку по линии удара. Психологическими моментами во
время подготовки и выполнения патта являются: умение «читать» грин,
учитывать брейк, иметь чувство скорости и расстояния, уметь качественно
представить себе удар. Здесь стоит добавить то, что необходимо также
«увидеть» падение мяча в лунку.
«Позитивный цикл паттинга начинается с того, что игрок верит в свою
способность хорошо делать патт. Для того чтобы убедить самого себя в этом,
вам придется провести достаточно много времени на тренировочном грине,
занимаясь формированием позитивного отношения к своему патингу. Для этого
необходимо не просто играть в сторону лунки, но целенаправленно забивать
один за одним мячи в лунку из различных положений» [6].
Каждый игрок должен знать набор необходимых упражнений, которые со
временем привели бы его к успешному выполнению ударов на грине. Для того,
чтобы понять, что нужно конкретно вам, понаблюдайте, какие упражнения дают
наибольший эффект на поле. Постарайтесь понять, что именно заставляет вас
чувствовать себя уверенным в своем патте после выполнения этих упражнений.
«Теперь давайте попробуем рассмотреть формирование негативного цикла16
при патта. Ничто не разрушает вашу уверенность быстрее, чем картина
промазанных паттов. Если при тренировке вы упорно бьёте мимо лунки, это
вряд ли прибавит вам уверенности во время игры на поле. Вы будете, как
минимум допускать возможность того, что вы можете промахнуться
(подтверждение тому практис грин).
Большинство игроков перестают видеть позитивные стороны своей игры
после того, как промахнуться одиндва патта. При следующих попытках они
будут думать не о попадании в лунку, но о том, «как бы не промазать, как бы не
сделать три патта и т.д.», что в подсознании отразится, как «как бы промазать,
как бы сделать три патта и т.д.».
Задача игрока наблюдать за собой и своим поведением в тех или иных
ситуациях. При формировании негативного мышления постарайтесь остановить
поток отрицательных эмоций и мыслей в самом начале (этот процесс должен
быть осознанным, а не спонтанным). Учитесь контролировать себя и свой
эмоции, не становитесь их рабом.
Джонсон Смит, в своей работе «Формирование навыков во сне», пишет:
«Постарайтесь вспомнить момент, когда вам удавался патт лучше всего (даже у
самого незадачливого игрока найдется в кладовках памяти такое
воспоминание). Вспомните это ощущение уверенности в себе. Что это было за
чувство? Каким образом вы думали в тот момент? Что вы делали для того, что
это состояние сделать еще интенсивнее и ярче? Помните, если вам удалось
сделать хороший патт однажды вы можете это делать снова!» [18].
«Уверенность в себе может возникнуть по различным причинам, но если
думать о долговременном и обоснованном ощущении, то это уверенность,
построенная на фундаменте успеха. Великие игроки проводят много времени на
грине для того, чтобы совершенствовать чувство мяча, скорость и направление
качения мяча при различных поверхностях грина. Они перед каждым ударом
отрабатывают «ритуал подготовки», не считая, что удар при тренировке не так17
важен, как при игре (необходимо накапливать позитивный опыт постоянно на
тренировке и на поле» [15].
«Великие игроки вырабатывают методики тренировки, которые помогаю
достичь уверенности в себе. Для разных игроков это разные упражнения. Вы
должны обнаружить для себя, что помогает стать вам более уверенным в себе.
Для этого необходимо наблюдать за собой во время тренировки и игры на поле»
[6].
Многие игроки не любят тренировать патт, он может показаться слишком
скучным занятием, чтобы посвятить этому 4050% общего тренировочного
времени. «Если я тренируюсь правильно, то на поле я чувствую себя
подготовленной и уверенной», утверждает Вики Гоетз из ЛИГА Тура.
Уверенность также может регулярно посещать при повторении
подготовительного «ритуала» перед ударом. Если практиковать такую
подготовку к удару регулярно, то со временем у вас выработается способность
концентрироваться непосредственно на ударе и вас уже не будут отвлекать
посторонние мысли. Особенно важен ритуал подготовки к удару, когда вы
чувствуете давление извне, мандраж, необходимость забить данный патт во что
бы то ни стало и т.д. Это особенно актуально для любителей, которые редко
участвуют в соревнованиях: на тренировке они показывают гораздо лучшие
результаты, чем при участии в турнире, т.к. психологическое давление часто
отрицательно сказывается на игре.
Такое явление нетрудно объяснить: во время участия в турнире игрок
перестает концентрироваться непосредственно на предстоящем ударе, а
начинает думать о результате и планировать игру на несколько лунок вперед. В
таких случаях игроки нередко отчаиваются и теряют всякую надежду на то, что
они способны сделать хороший удар. Они уже не смотрят брейк, не выполняют
всех необходимых подготовительных замеров перед ударом и бьют, полагаясь на
удачу. Самое интересное, что любителю достаточно 2х или 3х неудач для того,18
чтобы он перестал думать о возможности чтото изменить.
Не менее часто встречаются игроки, которые делят поле на девятки. Они
любят утешать себя мыслями: «На следующей девятке будет лучше», и
продолжают делать бессмысленные удары на текущей девятке. Важно понять,
что поле состоит из 18ти лунок, и не важно, какая из них на первой девятке, а
какая на второй. Игроку необходимо находиться «здесь и сейчас» для того,
чтобы адекватно воспринимать создавшуюся игровую ситуацию. Игрок может
принимать правильные решения только тогда, когда на решение не влияют
бесконтрольные эмоции и негативные мысли.
«Говоря о позитивном мышлении, нельзя не уточнить, что игрок должен
объективно оценивать свои возможности на поле. Если у вас гандикап 28, то не
стоит представлять себе на лунке длиной 550 метров, что вы ударите драйв на
300 метров, а затем вторым ударом непринужденно положите мяч в метре от
лунки. Вы можете стремиться к такой игре, но на поле ориентируйтесь на свои
хорошие удары, а ни на те, что выполнял Тайгер Вудз во время трансляции
турнира ПГА Тура (который он же и выиграл)» [16].
Теперь хотелось бы затронуть вопрос о том, как же должен вести себя
игрок в момент, когда игра «не идет». Как в такой момент не потерять
уверенность в себе? Вопервых, как уже говорилось выше, имеет значение
только то, что происходит в настоящем. Как говорили мудрецы Востока: «не
стоит думать о неприятностях: если неприятность с вами уже случилась это в
прошлом, его не изменишь; а если неприятность только предстоит, то это
будущее, этого сейчас нет. Таким образом, неприятность в настоящий момент
происходить не может». Подумайте над этим и вы поймете сколько ненужных
переживаний терзают гольфиста во время игры. Постарайтесь сделать всё
возможное именно сейчас, а не на следующей лунке и не завтра. Вовторых, если
ваш патт оставляет желать лучшего, не позволяйте вашему огорчению
перекинуться на другие аспекты игры: не форсируйте длинную игру, не стоит19
принимать слишком рискованных решений, это обычно плохо сказывается на
результате, т.к. ваше решение рисковать является обычной шаблонной реакцией
на неудачу. Помните, что риск должен быть хорошо продуман и иметь
обоснования: ваше расстройство не причина делать бездумные поступки! Если
у вас есть определенная стратегия игры, не меняйте её только потому, что
сегодня у вас не лучший патт в жизни, придерживайтесь своего плана в течение
всей игры. Также не стоит пытаться менять технику удара на поле. После игры
вы можете это сделать на тренировочном грине.
Если вы склонны считать, что ваш патт разладился, то обратите внимание
на основные базовые моменты техники удара. Проконтролируйте этот момент,
например, можете заснять на видео вашу стойку, патт, ритм и линию удара и
прочие элементы. Постарайтесь понять, что отличается сейчас в вашей технике
по сравнению с тем моментом, когда вы были уверенны в своем патте.
«Идет у вас патт или нет, вкладывайте в каждый удар намерение попасть в
лунку с первого раза. Контролируйте свои мысли, думайте позитивно. Это
положительно отразится на вашем результате. Еще раз повторю, что
положительные мысли не гарантируют 100% позитивный результат, однако
негативные мысли обеспечат вам почти 100%ный провал» [15].
И последнее не стоит заниматься самобичеванием при игре на поле это
лишняя трата энергии. Чаще хвалите себя, не поддавайтесь влиянию
обстоятельств.
Попробуйте применить в своей игре:
Вспомните и запишите наиболее запомнившиеся положительные
моменты вашей игры на грине. Постарайтесь заново пережить эти эпизоды во
всех подробностях: вспомните, во что вы были одеты, что вы думали перед
ударом, каковы были ваши ощущения, как вы готовились к удару, как вы
радовались попаданию в лунку. При игре на поле постарайтесь вспоминать этиэпизоды перед каждым патте.
20
Выработайте свой определенный ритуал подготовки к удару.
Постарайтесь повторять его перед каждым паттом (на тренировке и во время
игры). Сделайте ритуал простым в исполнении и легком в запоминании. Пускай
это действие повторяется автоматически каждый раз перед паттвм.
Постарайтесь внести некоторые психологические моменты в ритуал
подготовки к удару. Определите ход и направление ваших мыслей.
Постарайтесь при подготовке к удару использовать объективную
информацию (имеется в виду чтение гринов, учет ветра и проч.).
Помните о том, что состояние уверенности не приходит вдруг.
Постоянно работайте над собой, контролируйте свои эмоции и мысли.
Создавайте позитивную программу действий.
1.6 Линия, скорость и цель
Данный раздел посвящен концентрации игрока на ударе. Эту способность
считают необходимой во всех видах спорта. Но в гольфе она приобретает
особую важность, т.к. игрок затрачивает непосредственно на удары всего 2
процента от общего времени прохождения поля. При этом важно уметь
концентрировать внимание непосредственно в момент удара, а при ходьбе уметь
отвлекаться и расслабляться. Сев Баллестерос, легендарный игрок в гольф,
называл концентрацию нахождением в коконе, когда никакие внешние
обстоятельства не способны выбить игрока из колеи.
«Далеко немногие игроки задумываются о том, насколько часто им
удаётся достичь полной концентрации при ударе во время игры. Если такие
мысли вас когдалибо посещали, то вы знаете, как нелегко бывает21
сфокусировать своё внимание и не отвлекаться на различные проявления
предметной среды. Большинство гольфистов во время игры настолько
погружены в свои неконтролируемые мысли и эмоции, что на концентрацию не
хватает сил», говорит Дэвид Лидбеттер [8].
Понимание концентрации.«При рассмотрении процесса концентрации в
гольфе можно столкнуться с двумя различными подходами. Некоторые игроки,
например, Бен Хоган, фокусируют своё внимание в течение всего раунда.
Другие (к примеру, Ли Тревино) предпочитают сосредотачиваться на
конкретном ударе, а между ударами расслабляться и отвлекаться от процесса
игры.
Специалисты выделяют несколько необходимых составляющих
концентрации:
четкое представление о предмете концентрации
представление об «узкой» и «широкой» концентрации
управление собственным вниманием
умение переключать внимание и выходить из состояния
концентрации
умение контролировать все эти процессы
Определение предмета концентрации. Необходимо понять, на что
необходимо обращать особое внимание при ударе. Для паттинга это,
несомненно, начальная скорость и направление качения мяча. Именно на этих
составляющих удара и стоит сконцентрировать своё внимание.
«Вы должны чётко знать вид травы на грине, направление её роста, брейк,
направление ветра, наличие или отсутствие осадков. Затем вы просто
выполняете свой обычный ритуал подготовки к удару (определяете наименьшую
из возможных цель, которая находится на линии удара, смотрите на эту точку,
выполняете имитацию). Всё это обязательно поможет вам выполнить удар22
именно так, как вы задумали (если не задумали, т.е. не представили чётко
предполагаемую траекторию качения мяча, то процент попадания в лунку после
первого удара будет значительно ниже желаемого)» [8].
На первый взгляд, все очень просто: игрок изучил предметную среду, на
основании этих данных выбрал цель, представил себе предстоящий удар, сделал
имитацию, ударил в нужную точку с нужной силой, обрадовался попаданию или
проигнорировал неудачувот и весь удар. К сожалению, далеко не всем удается
выполнить эти действия с полной «включенностью» в процесс отвлекают
посторонние эмоции: беспокойство и страх. «Интересно то, как сильно влияет
на качество удара (в худшую сторону) беспокойство о том, что чтото в
подготовки было не так (вдруг брейк в другую сторону, ветер изменит
направление и проч.) и страх перед неудачей («а вдруг я промахнусь!») тут
игрок сразу вспоминает свой счет, ужасается, начинает думать, что дальше
будет еще хуже или начинает надеяться на чудо (несколько альбатросов подряд,
наверное), которое неожиданно спасет его на последующих лунках» [7].
Понятно, что пессимистические мысли приведут к негативному
результату, а чуда не произойдет. Поэтому остаётся рассчитывать
исключительно на свои собственные силы и веру в победу над собственным
страхом. Этим и интересен гольф психологическое состояние игрока в
большей степени определяет конечный результат, чем техническое исполнение
ударов (очень часто обладатели хорошей техники в гольфе могут похвалиться
лишь красивым исполнением ударов, а не победами в турнирах). Как сказал
Джек Никлас: «Гольф это не свинг. Гольф это сумма ваших ударов по
окончании 18ти лунок». Важно заставить ваш мозг работать на вас, на ваш
результат. Сконцентрируйте ваше внимание на положительных аспектах: «если
вам нужно сконцентрировать своё внимание на чёмто, то заставьте себя
поверить в то, что вы уже забили мяч в лунку. «Представляйте себе не то, что
попасть в лунку очень сложно, а то, что вы не в состоянии промахнуться!», 23
советует Элен Алфредссон, игрок ЛПГА Тура [7]. Такая манера мышления
будет казаться поначалу необычной и самонадеянной, но это именно то, что
приведет вас к позитивным результатам при игре на поле.
«Для того, чтобы ваши позитивные мысли принесли пользу и результат,
необходимо отследить то, КАК вы думаете о позитивных вещах (чувствуете ли
вы себя участником процесса или думаете о себе, глядя как будто со стороны).
Важно заметить, как вы представляете себе себя в момент настоящей
уверенности в чемто (например, когда выполняете каждодневные дела или вашу
профессиональную обязанность) и в момент, когда вам надо попасть патт с 10
ти метров. Наверняка, вы увидите себя как будто со стороны, как постороннего
человека. При таком способе восприятия образа, вам не удастся поверить в его
реальность! Вы должны пережить (понастоящему прочувствовать) удачный
удар (даже если вам только предстоит его сделать. Отбросьте все мысли о
вашем прежнем негативном опыте, о страхе перед промахом» [12].
Прочувствуйте то, как вы бьёте по мячу, как катится мяч, как он падает в
лунку. Что вы при этом чувствуете? Какие мысли появляются в вашей голове?
Что говорит вам ваш внутренний голос? Постарайтесь опробовать всё это для
начала при тренировке. Старайтесь прочувствовать попадание в лунку перед
КАЖДЫМ ударом. Вскоре вы отметите, что попадания стали чаще, а
настроение улучшилось.
После того как вы уже сделали удар, необходимо бурно порадоваться
удаче или проигнорировать неудачу и тут же отвлечься, т.к. только что
выполненный удар уже в прошлом. Все мысли о нем уже лишние. Вы не
сможете чтото изменить в своём прошлом. Единственное, что вам надо сделать,
это расслабиться, дойти до следующего мяча и начать настраиваться на
предстоящий удар. Каждая ситуация на поле неповторима. Воспринимайте
каждый новый удар как игру в игре. Постоянно открывайте для себя чтото
новое. Ищите необычные решения для нестандартных положений. Полностью«включитесь» в игру.
24
1.7 Зрение и визуализация при патте
«Вы чувствуете гольф поле по средствам ваших глаз. Люди не осознают
того, что больший процент информации они получают благодаря зрительному
анализатору», это слова Гари Плэйра, великого игрока 20го столетия [11].
Есть ли разница в восприятии гольф поля у великих и обычных игроков? Нельзя
утверждать, что качество воспринятой информации зависит от вашего зрения.
Вся разница заключается в том, насколько будет действительно полезна при
ударе информация, которую вы стремитесь получить при подготовке. То, что
воспримет новичок как маленькое чудо, для профессионала давно понятная
закономерность. Далее мы попытаемся выяснить, что необходимо знать новичку
для получения наиболее эффективной информации и выполнения лучшего
патта.
Первым шагом к успешному патта является грамотная подготовка к
удару: чтение грина, измерение брейка, выбор мишени, визуализация
предстоящего удара, обретение чувства уверенности. Все знают об этих
необходимых при подготовке к патту процедурах, однако далеко не все игроки
выполняют их каждый раз. Важно подчеркнуть правильная подготовка не даёт
вам стопроцентную гарантию попадания в лунку с первого удара, это всего лишь
первый шаг на пути к успеху.
Правильное чтение грина. Это необходимое условие успешного паттинга.
«Вы можете провести много часов на тренировочном грине, тренируя
правильную технику и забивая мячи на ровной поверхности, но это не поможет
вам при игре на поле, где каждый удар отличается от предыдущего, где у вас
только одна попытка для угадывания брейка, где не поможет самая правильнаятехника в мире, если вы неправильно прочитали Грин» [6].
25
Если вы присмотритесь к способу тренировки профессионалов, то вы
сразу заметите, насколько у них отличатся подход к тренировкам в сравнении с
Профессионалы понимают
любителями, имеющих высокий гандикап.
психологическую разницу между тренировкой патта на грине (где есть шанс
попасть в лунку со второй или третьей попытки) и игрой на поле (где у вас есть
только один шанс сразу попасть в лунку). Лишние удары на поле для профи
это не просто неудовольствие от игры, но и проигранные деньги. Именно
поэтому они стараются максимально приблизить тренировочные условия к
игровым и сделать практику более эффективной. Если только профессионал не
отрабатывает технику, то вы можете заметить, что он не станет пытаться
попасть в одну и ту же лунку с одного места дважды (на поле такой
возможности не будет), вы не увидите ни одного удара, сделанного без
надлежащей подготовки (для профессионала нет ударов, которые он может
позволить себе сделать «просто так», не подумав). Если обратить внимание на
тренировку любителя, то он, скорее всего в течение долгого периода будет
бездумно пытаться забивать мячи с одного и того же места, думая при этом, что
чем дольше он будет заниматься этим почти бессмысленным упражнением, тем
лучше у него будет результат на поле. К сожалению, его ждет разочарование
этот метод не даст ощутимых результатов на поле. После этого самое время
разочароваться в себе и своём патте, сказать себе чтонибудь вроде: «Я никогда
не стану хорошим игроком. Это не моё. И все тренировки дурацкая трата
времени».
Возвращаясь к вопросу правильного чтения гринов, попробуем понять: так
что же для этого нужно. Грег Норман в одном из интервью сказал: «одно из моих
правил, от которого я не отступаюсь ни при каких обстоятельствах, гласит:
никогда не делай удар до того, как ты не соберешь о нем всю возможную в
данных условиях информацию» [9]. Говоря о чтении гринов, это может означать26
то, что вы точно знаете, как повлияет поверхность грина на качение мяча.
Необходимо посмотреть брейк со всех 4х сторон это даст вам полное
представление о положении мяча. Очень часто, стоя позади мяча, вы видите
далеко неполную картину поверхности грина, лишь малую долю того, что можно
увидеть. Боб Ротелла в своей книге «Гольф не знает совершенства» советует
игрокам, перед тем как составлять план игры поля, пройти все 18 лунок (не
играя) от грина, это создаст совершенно другое впечатление о конфигурации
лунок» [13]. Этот же метод нужно применять и при патте.
Другой метод получить представление о брейках на определенном грине
наблюдать за ударами других игроков, особенно если они делают длинный чипп
или патт. Наблюдение за чужими ударами позволит вам лучше понять наклон и
скорость грина. Также вы можете сделать вывод о брейке около лунки после
своего первого патта (надо заметить, что при определении брейка расстояние на
линии удара за 1 метр до лунки является наиболее важным, т.к. в этот момент
мяч имеет наименьшую скорость качения и более подвержен воздействию
брейка). Точно наблюдайте за поведением мяча, когда он прокатывается в
районе лунки.
Следует учитывать тот факт, что на быстрых гринах следует делать
большую поправку на брейк, чем на медленных. Сухие грины обычно быстрее
мокрых. На мокрых гринах следует рассчитывать на меньший брейк, чем на
сухих. То, в какую сторону растёт трава на грине, также влияет на качение мяча:
если вы бьёте против ворса, то мяч прокатится меньше, чем при такой же силе
удара, но по ворсу. Тот же эффект отклонения в сторону при соответствующем
росте травы. Сильный ветер будет оказывать влияние на мяч, особенно на
быстром грине. Постарайтесь наблюдать за всеми этими показателями, тогда вы
не будете сомневаться в принятом решении и будете играть более уверенно. Что
и требовалось доказать. Вспомните то, что часто вы меняли своё решение о
выборе цели перед самым началом движения. Затем, промахнувшись, вы думали27
«ну почему я изменил своё решение?». Ответ прост: ваше восприятие
поверхности грина меняется вместе с изменением угла наблюдения (вы смотрите
на линию удара не прямо, а сбоку). Когда вы стоите непосредственно над мячом,
у вас меньше шансов правильно оценить поверхность грина, чем когда вы стоите
позади мяча. «Никогда не начинайте выполнять патт до того как вы будете
точно представлять себе линию качения мяча к лунке», советует Грег Норманн
[9]. Поэтому определитесь с траекторией в то время, когда вы стоите за мячом.
После того как решение принято, не позволяйте себе сомневаться в его
правильности (если вы всетаки в нерешительности, повторите подготовку к
удару заново).
Приведем несколько несложных упражнений для улучшения
концентрации:
Сядьте в удобном положении в комнате, где вам никто не помешает
проводить занятия на концентрацию внимания. Установите мяч для гольфа на
уровне ваших глаз. В течение нескольких минут концентрируйте своё внимание
на мяче. Постарайтесь ни о чем не думать в это время. Если вас все же будут
посещать какието мысли, не обращайте наних внимания. Затем закройте глаза и
представьте мяч. Пусть он располагается в середине лба. Ещё через несколько
минут снова смотрите на мяч с открытыми глазами. Потом возьмите мяч в руку,
ощутите его тяжесть. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на своих ощущениях.
Сядьте в удобную позу, закройте глаза, сконцентрируйтесь на
дыхании. Прочувствуйте как воздух попадает в легкие, а затем покидает их.
Через некоторое время начните считать свои вдохи и выдохи. Продолжать 10
минут.
Представьте себе, как вы отрабатываете удары на тренировочном
грине. Начните с коротких ударов (13 метра). Представляйте себе, как вы
попадаете в лунку с разных сторон вокруг лунки. Затем постепенно
увеличивайте дистанцию до лунки. Проследите за тем, чтобы ваши мысли были28
позитивными. Затем представьте себе один из раундов на поле. Ваша задача
прочувствовать то, как вы попадаете в лунку с первого удара на всех 18ти
лунках. Точно повторяйте мысленно ритуал подготовки к удару, мельчайшие
подробности предметной среды, своё настроение. Если вам сначала будет
трудно поверить в то, что вы регулярно можете попадать 20ти метров,
представляйте себе патта средней дальности.
Делайте заметки о своих успехах в сфере концентрации во время
игры. Записывайте, что конкретно выбивает вас из колеи при прохождении 18ти
лунок. После каких моментов вам трудно восстановить нужный ход событий. Не
мешает ли физическая усталость к концу 2ойдевятки также качественно
готовиться и выполнять удары. Постарайтесь фиксировать эти данные после
каждого прохождения поля. Научитесь наблюдать за своим поведением и ходом
мыслей, причинноследственных связей негативного характера типа: «я
промазал патт с 2х метров! Как всегда! И т.д.». Постарайтесь начать
формировать позитивное мышление. Находитесь только в настоящем моменте,
не загадывайте то, что произойдет на последующих лунках, концентрируйтесь
только на предстоящем ударе.
Во время тренировки на грине попросите своих знакомых какимто
образом (выясните, что именно оказывает на вас наибольшее влияние) помешать
вам при подготовке и выполнении удара. Постарайтесь не терять концентрации.
Наблюдайте, какие мысли и ощущения возникают у вас в момент, когда ктото
оказывает давление из вне.
При определении траектории качения мяча, вы должны выбрать точку на
грине, в которую вы будете целиться перед ударом (она должна находиться на
воображаемой «дорожке» от мяча к лунке). Большинство игроков ищут причину
в своих неудачах на грине в исполнении техники удара, даже не подозревая при
этом, что они просто неправильно целятся.29
Для устранения этой проблемы постарайтесь во время тренировки
проконтролировать то, насколько соответствует направление вашего патта и
цели. Возможно, вам удастся выявить некоторые тенденции своих ошибок,
которые вам приходится использовать для того, чтобы компенсировать ошибки
в прицеливании (например, вы можете «подрезать» мяч для того, чтобы
компенсировать закрытое состояние патта перед ударом). При тренировке
технике удара, помните, что чем проще свинг, тем легче его постоянно
воспроизводить.
Глава
ΙΙ
. Цель, задачи и методы исследований
Цель работы – выявить оптимальный вариант подготовки к удару патт.Задачи исследования:
30
определить влияние совершенствования прицеливания на результат в
паттинге;
определить влияние совершенствования стандартных действий при
подготовке к удару на результат в паттинге;
определить влияние
совершенствования прицеливания и
стандартных действий при подготовке к удару на результат в паттинге.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы
исследования:
Работа с литературными источниками.
Определение точки прицеливания с помощью лазера.
Педагогический эксперимент.
Методы математической статистики.
Работа с литературными источниками в работе использовались 22
источника литературы на русском и иностранных языках.
Для определения точки прицеливания на шафте у головки клюшки
крепился лазер так, что его луч проецировался на экран, показывая точку
прицеливания. Для удобства регистрации отклонения экран имел сетку. Перед
экраном находился маркер, в который спортсмен прицеливался. Лазер в
процессе прицеливания выключался. Как только спортсмен считал, что он
правильно прицелился, он сообщал об этом. Включался лазер, и определялись
координаты точки луча лазера на экране.
Расстояние отклонения мяча в экспериментах и расстояние до маркеров
определялось рулеткой.
2.1 Педагогический эксперимент31
В данной работе будут рассмотрены несколько основных составляющих
хорошего патта, которые не полностью освещены в литературе.
Для выявления действия этих элементов, того, как они влияют на счет
игроков, проведены тесты в 4х группах в начале и в конце эксперимента в
течение трех месяцев.
Тесты в эксперименте:
Попадание в лунку с 1 м
попадание в лунку с 2 м
попадание в лунку с 3 м
Регистрация радиуса отклонения мяча на 6, 8, 10, 12, 15 м
Группы занимающихся выполняли в процессе подготовки различные
элементы:
контрольная группа, тренировалась по обычному плану
вторая группа совершенствовала прицеливание с помощью лазера
третья группа отрабатывала выполнение удара,
совершая
стандартные действия (ритуал)выполняет 2ой и 3ий пункт
Занятия в группах проводятся 3 раза в неделю, количество часов для
отработки патта одинаково. Тест на горизонтальной поверхности: 10 попыток
попадания в лунку с 1, 2 и 3х метров.
Все участники групп проходили данные тесты в начале подготовки, через
1,2,3 месяца.
2.2 Рутинные действия (Ритуал, стандартные действия)32
Ритуал подразумевает под собой некие стандартные действия, которые
игрок выполняет перед каждым ударом в процессе подготовки к нему. Для
каждого игрока требуется определенное количество времени на этот процесс, и
если действия действительно одинаковы, то это занимает стандартное
количество времени. У профессионалов всегда время на подготовку к удару
одинаково. У всех оно разное и зависит от количества «ритуальных» действий. В
основном, все ритуальные действия стандартны, однако каждый игрок вправе
выбирать их сам.
Экспериментальная группа все три месяца занималась:
Выбором индивидуальных стандартных действий для каждого
участника группы
Отработкой этих действий в течение эксперимента
Глава
ΙΙΙ
. Результаты экспериментов
В результате проведенных экспериментов получены следующие данные. В
таблице 2, приведены результаты тестирования в группах каждого спортсмена
перед началом эксперимента.Результаты тестирования спортсменов перед началом эксперимента
33
Таблица 2
№
группы
Ф.И.(гандикап) 1м
2м
1
2
3
4
Т. М. (14)
П. А. (8)
Н. Е. (22)
Е. А.(9)
М. М. (12)
К. М. (14)
И. С. (8)
Б. Н.(19)
Т. В. (7)
Т. А. (14)
П. А. (18)
Н. С. (9)
М. Д. (16)
Б. М. (7)
А.Е. (7)
Ц. С. (12)
П. Т. (25)
Б. Д. (12)
К. Д. (12)
6
6
5
6
7
5
6
6
7
6
5
5
6
7
6
6
6
6
6
4
3
2
4
4
3
4
3
4
3
3
4
2
4
4
4
3
3
3
Тест прицеливания (отклонение
см)
5м
20
22
24
18
16
24
17
21
19
19
26
23
15
16
12
16
20
24
23
10м
15м
34
37
41
34
35
40
34
33
37
33
34
35
39
36
36
35
34
42
38
42
43
54
47
44
49
47
50
40
41
49
42
43
40
49
51
46
44
45К. А. (14)
5
4
22
31
47
34
Как видно из таблицы 2 никто из спортсменов не попал десять раз подряд
с одного метра в лунку, хотя это был самый простой тест.
В таблице 3 приведены результаты тестирования в группах каждого
спортсмена через месяц после начала эксперимента.
Тест после 1го месяца эксперимента
№ группы Ф.И.(гандикап)
1м
2м
Тест прицеливания
Таблица 3
1
2
3
Т. М. (14)
П.А. (8)
Н. Е. (22)
Е. А.(9)
М. М. (12)
К. М. (14)
И. С. (8)
Б. Н. (19)
Т. В. (7)
Т.А. (14)
П.А. (18)
Н. С. (9)
М. Д. (16)
Б. М. (7)
6
6
7
7
8
8
8
7
7
8
6
6
7
7
5
4
4
5
5
5
4
5
6
5
4
5
4
5
(отклонение см)
5м
10м
15м
18
20
23
17
16
22
15
22
19
19
24
21
14
13
30
34
36
32
30
35
30
29
30
31
31
30
32
31
39
38
44
40
40
39
40
42
35
38
40
36
37
374
А.Е. (7)
Ц. С. (12)
П. Т. (25)
Б. Д. (12)
К. Д. (12)
К. А. (14)
8
8
7
8
8
7
35
5
5
5
6
4
5
11
14
12
20
20
17
29
30
29
27
32
28
39
47
40
37
37
35
Как видно из таблицы 3 стопроцентного попадания в первом тесте не
наблюдалось ни у одного из спортсменов, хотя результаты улучшились во всех
тестах.
В таблице 4 приведены результаты тестирования в группах каждого
спортсмена через два месяца после начала эксперимента.
Результаты тестирования после 2го месяца эксперимента
№ группы Ф.И.(гандикап)
1м
2м
Тест прицеливания
Таблица 4
1
2
Т. М. (14)
П.А. (8)
Н.Е. (22)
Е.А. (9)
М. М. (12)
К. М. (14)
И. С. (8)
7
7
7
8
9
8
9
6
5
6
7
6
6
7
(отклонение см)
10м
15м
30
31
33
36
29
34
29
39
37
44
39
42
38
37
5м
17
19
22
20
15
19
153
4
Б. Н. (19)
Т. В. (7)
Т. А.(14)
П. А. (18)
Н. С.(9)
М. Д. (16)
Б. М. (7)
А.Е. (7)
Ц. С. (12)
П. Т. (25)
Б. Д. (12)
К. Д. (12)
К. А. (14)
8
8
8
7
8
8
9
10
10
10
10
9
9
36
6
7
6
7
5
7
7
6
7
6
8
8
7
20
19
17
20
18
14
11
12
12
11
14
18
15
28
30
29
25
27
29
31
32
26
29
31
30
27
43
33
35
32
34
33
30
29
39
36
29
37
33
Как видно из таблицы 4 на фоне общего улучшения результатов во всех
тестах, в группе 3 и 4 появились спортсмены, выполнившие попадания во всех
попытках в тесте на дистанции 1 м.
В таблице 5 приведены результаты тестирования в группах каждого
спортсмена после третьего месяца эксперимента.
Результаты тестирования после 3го месяца эксперимента
Таблица 5
№ Группы Ф.И.(гандикап)
1м
2м
Тест прицеливания
(отклонение см)
5м
10м
151
2
3
4
Т. М. (14)
П. А. (8)
Н. Е. (22)
Е.А. (9)
М. М. (12)
К. М. (14)
И. С. (8)
Б. Н. (19)
Т. В. (7)
Т.А. (14)
П.А. (18)
Н. С. (9)
М. Д. (16)
Б. М. (7)
А.Е. (7)
Ц. С. (12)
П. Т. (25)
Б. Д. (12)
К. Д. (12)
К. А. (14)
9
8
8
9
10
9
10
9
10
9
9
10
9
10
10
10
10
10
10
10
37
7
6
7
6
7
8
7
6
8
8
7
8
7
9
7
9
7
9
8
7
16
17
20
12
13
17
13
18
5
12
17
14
14
8
7
9
7
9
18
6
16
20
24
19
20
20
15
17
18
19
19
18
19
17
18
16
14
18
19
12
37
39
39
36
38
37
33
29
31
32
31
34
25
29
31
20
18
22
28
17
Как видно из таблицы результаты улучшились во всех группах и во всех
тестах, причем во всех появились спортсмены, выполнившие попадания в десяти
попытках в тесте на дистанции 1 м.В таблице 6 приведены средние арифметические значения и стандартные
отклонения для всех групп всех тестов за время всего эксперимента.
38
Таблица 6
Среднее арифметические и стандартные отклонения в тестах
№
Дистанция
Группы
До
Через 1
эксперимента
месяц
Через 2
месяца
Через 3
месяца
Ср.
Ар
6
5,8
5,8
5,8
3,4
3,4
3,4
3,4
20
1
2
3
4
1
2
3
4
1
3
4
1
2
3
4
1
1м
1м
1м
1м
2м
2м
2м
2м
5м
5м
5м
10м
10м
10м
10м
15м
Ст.отк Ср.
Ар
0,707
0,837
0,837
0,447
0,894
0,548
6,8
7,6
6,8
7,6
5
5
0,894
4,6
0,548
0,548
5
0,707
Ст.от
к
0,837
0,548
0,837
0,548
Ср.
Ар
7,6
8,2
8,4
9,6
0,707
6
0,707
6,4
6,4
7,2
Ст.от
к
0,894
0,447
1,44
0,547
0,707
0,548
0,894
Ср.
Ар
8,8
9,4
9,6
10
6,6
7,4
7,6
Ст.отк
0,837
0,548
0,548
0
0,548
0,894
0,894
0,837
8
1
3,162
18,8 2,775
18,6 2,702
15,6 3,209
18,4
5,586
16,6 5,595
21
3,162
16,6 3,578
15
14
3,873
2,739
12
9,8
4,301
4,765
36,2
2,95
32,4 2,607
31,8 2,775
19,8 2,864
35,4
3,05
31
2,345
30
2,345
17,8 1,924
36
36
46
1,871
30,6 1,14
28,8 2,864
18,2 0,837
4,183
29,2 1,924
28,6 2,074
15,8 2,864
4,848
40,2 2,28
40,2 2,775
37,8 1,30439
2
3
4
15м
15м
15м
45
4,625
38,8 2,588
37,2 3,768
32,4 2,967
44,6
4,16
37,8 1,643
31,6 2,074
46,6
2,702
37,2 1,789
34,8 3,899
30
21
3,317
4,359
Достоверность различий средних арифметических значений в тестах перед
началом эксперимента, через 1, 2, и 3 месяца при уровне значимости р > 0,05
приведены в таблицах 7, 8, 9 и 10 соответственно. В ячейках обозначенных «X»
достоверного различия средних арифметических не наблюдалось.
Достоверность различий средних арифметических значений в тестах
соответствует ячейкам без символов.
В таблице 7 представлена достоверность различий средних
арифметических значений в тестах до эксперимента. Из таблицы 7 видно, что ни
в одной группе, ни в одном тесте нет достоверного различия показателей.40
Таблица 7
Достоверность различий средних арифметических значений в тестах до
эксперимента (обозначения в тексте)
В таблице 8 представлена достоверность различий средних
арифметических значений в тестах через один месяц после начала эксперимента.Таблица 8
Достоверность различий средних арифметических значений в тестах через один
месяц после начала эксперимента
41
Из таблицы 8 видно, что в тесте на дистанции 10 м после одного месяца
эксперимента появились достоверные различия между контрольной группой №1
и экспериментальной группой №4.
В таблице 9 представлена достоверность различий средних
арифметических значений в тестах через два месяца после начала эксперимента.Таблица 9
Достоверность различий средних арифметических значений в тестах через два
месяца после начала эксперимента (обозначения в тексте)
42
Из таблицы 9 видно, что после двух месяцев эксперимента во всех тестах
наблюдалась достоверное различие средних арифметических значений между 1 и
4 группой, 1 и 3 группой в тесте на 1 и 15 м., между 2 и 4 группой на дистанции
5 м, между 1 и 3, 2 и 3 группой на дистанции 15 м.
В таблице 10 представлена достоверность различий средних
арифметических значений в тестах через три месяца после начала эксперимента.43
Таблица 10
Достоверность различий средних арифметических значений в тестах через три
месяца после начала эксперимента (обозначения в тексте)
Из таблицы 10 видно, что после трех месяцев эксперимента во всех тестах
наблюдалась достоверное различие средних арифметических значений между 1 и
4 группой, 1 и 3 группой в тесте на 5, 10 и 15 м, между 1 и 2 группой на
дистанции 10 м, между 2 и 3 группой на дистанциях 10 и 15 м.44
Анализируя полученные данные, обращает на себя внимание тот факт, что
достоверность отличия между группами 1 и 3, 1 и 4, 2 и 4 в первом тесте после
второго месяца эксперимента достоверно отличались, а после третьего месяца
эксперимента достоверность различия средних арифметических между 1 и 3, 2 и
4 не наблюдалась. Это можно объяснить тем, что первый тест относительно
простой и спортсмены стали успешно его выполнять, потратив на это различное
время в зависимости от заданий в группе.
Интересен тот факт, что после третьего месяца эксперимента в тесте на
дистанции 10 м достоверное отличие наблюдается между всеми группами. По
видимому, это можно объяснить тем, что эта дистанция самая сложная для
данного контингента испытуемых зависящая от мастерства спортсмена. На
более длинной дистанции (15 м) результат, в некоторой степени, зависит от
случайных факторов.45
Выводы
Исходя из приведенных выше данных исследований, можно сделать
следующие выводы:
совершенствования прицеливания положительно влияет на результат
в паттинге;
установленно положительное влияние совершенствования
стандартных действий при подготовке к удару на результат в паттинге
установлено, что одновременное совершенствование прицеливания и
стандартных действий при подготовке к удару оказывает наибольшее влияние на
результат в паттинге.
Спортсмены контрольной группы в простых тестах могут за большее
количество времени достичь того же результата, что и в экспериментальных, в
сложных тестах возможно качественное отличие точности паттинга в
контрольной и экспериментальной группах которое нельзя компенсировать
только объемом без применения специальных упражнений.46
Список литературы
1.
Армор Т., Как играть в ваш лучший гольф постоянно. 1995. Armor
T., How to Play Your Best Golf All the Time. Paperback – May 1, 1995.
2.
Вольф Э., Визуализация в гольфе. – 1997. Wolf A., Visualization in
Golf. Harper Collins Publishers. – 1997.
3. Журнал «Гольф Дайджест», 2013.
4. Журнал «Гольф Стайл», 2008 год.
5.
Кайт Т., Психологические основы спорта. – Нью Йорк:
Simon&Scuster. – 2002. Kite T., Psychology Foundations of Sport. – NY:
Simon&Scuster. – 2002.
6.
Кайт Т., Уменьши свой счет. – Нью Йорк: Simon&Scuster. 1998.
Kite T. Lower Your Score. – NY: Simon&Scuster. – 1988.
7.
Лидбеттер Д., Основы гольфа. – Нью Йорк, 1989. Leadbetter D.,
Golf Foundations. – New York: New York Post. – 1989.
8.
Лидбеттер Д., Паттинг как важнейший элемент игры в гольф. – Нью
Йорк: New York Post. 2004. Leadbetter D., Putting as the Most Important Element
of Golf. – New York: New York Post. – 2004.
9.
Норман Г., 100 способов сохранять удары во время игры. Norman G.
100 variations to shave off you shots, Greg Norman’s library.
10. Озанец Н., Тактика игры в гольф. – Нью Йорк: New York Post.
2009. Ozanec N., Tactic of Golf. New York: New York Post. – 2009.
11.
Ротелла Б., Вырасти в себе суперзвезду. – Нью Йорк:
Simon&Scuster. 2001. Rotella B., Parenting Your Superstar. – NY:
Simon&Scuster. – 2001.
12.
Ротелла Б., Гольф за пределами разума. – Нью Йорк: Simon&Scuster.
– 1994. Rotella B., Golfing Out of Your Mind. – NY: Simon&Scuster. – 1994.47
13.
Ротелла Б., Гольф не знает совершенства. Нью Йорк. 1979. Dr.
Rotella B., Golf is Not a Game of Perfect. New York. 1979.
14.
Ротелла Б., Уверенность в гольфе. – Нью Йорк: Simon&Scuster.
2001. Rotella B., Golf Is A Game Of Confidence. New York: Simon&Scuster.
2001.
15.
Ротелла Б., Психология побед в гольфе. – Нью Йорк:
Simon&Scuster. 1988. Rotella B., Winners’ Psychology. – NY: Simon&Scuster. –
1988.
16. Сандерс В., Гольф. Полное руководство по игре в гольф. М:
Олимпия Пресс / пер. с англ. М. Романова, Б. Яковлев. – М: ТерраСпорт. –
2003. – 224 с.
17. Сильва Х, Миэле Ф., Управление разумом по методу Сильва. – С.
Петербург: Издательство Питер. – 1996.
18. Смит Д., Формирование навыков во сне. – Ньй Йорк: Harper Collins
Publishers. 2000. Smith J., Make the New Golfer While Dreaming. – NY: Harper
Collins Publishers. – 2000.
19. Хоган Б., Азбука гольфа. Торонто Пресс, 1967. Hogan B., Golf
Alphabet. Toronto Press. 1967.
20. Хоган Б., Мощный гольф. 2010. Hogan B., Power Golf. – Paperback.
November 2, 2010
21.
Pelz D., Putting Bible: The Complete Guide to Mastering the Green
(Dave Pelz Scoring Game Series) Hardcover – June 6, 2000.
22.
Pelz D., Short Game Bible: Master the Finesse Swing and Lower Your
Score (Dave Pelz Scoring Game Series) Hardcover – May 11, 1999.48
Исполнитель выпускной
квалификационной работы
Власов А. А.
Научный руководитель
к. п. н., доцент Яковлев Б. А
Зав. каф. ТиМ гольфа
к. п. н., доцент Яковлев Б. А
Председатель Государственной
Аттестационной Комиссии
_____________________________________
Члены Государственной
Аттестационной Комиссии
______________________________________
______________________________________
______________________________________Дата защиты
«________» 20 г.
49
Оценка за защиту
__________________________________________