Особенности преподавания физики в условиях дуальной формы обучения
Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
физика
Взрослым
12.03.2018
Аннотация. В статье рассматривается возможность применения практико – ориентированного подхода при изучении физики в профессиональных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: дуальное обучение, совокупность знаний, полученных в результате обучения, изопроцессы в газах.
Annotation. The article discusses the possibility of practical-oriented approach in the study of physics in professional educational institutions
Keywords: dual training, the totality of knowledge gained as a result of training, the processes in gases.
статья в сборник.docx
Особенности преподавания физики в условиях дуальной формы
обучения
Вначале определимся с терминологией:
Толковый словарь русского языка дает следующее определения[1]:
1. Образование – получение систематизированных знаний и навыков.
2. Образование – совокупность знаний, полученных в результате обучения.
Следовательно, образование – это то, что получает человек в результате
обучения при систематизации полученных знаний, умений и навыков.[2]
Дуальное образование — это инфраструктурная региональная модель,
обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в
кадрах, профессионального образования, профессионального
самоопределения, оценки профессиональных квалификаций, подготовки и
повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на
производстве. [3]
Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая
часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а
практическая — на рабочем месте.
Как только учебное заведение начинает проводить мероприятия по внедрению
дуального обучения в жизнь, перед преподавателями общеобразовательных
дисциплин поднимается вопрос об их вкладе в указанный процесс.
Попробуем ответить на этот вопрос с точки зрения преподавателя физики
учебного заведения СПО, реализующего дуальное обучение.
На первый, поверхностный, взгляд просматриваются два ответа:
1. Ничего не менять.
Сторонники такого решения ссылаются на ФЗ «Об образовании» и на ФГОС –
требования по уровню образования выпускников учебных заведений СПО
определены в этих документах в полной мере.
2. Убрать из рабочих программ темы не связанные с будущей профессией
(специальностью) выпускника.
Сторонники такого решения обращаются к необходимости составлять
учебные планы с учетом предложений работодателя, то есть учить студентов
тому, что им непосредственно понадобится на производстве. [3]
На самом деле, оба этих решения являются не верными.
Академик А.Ф. Иоффе (1880–1960), российский физик, определил физику
как науку, изучающую общие свойства и законы движения вещества и поля. Главная цель любой науки, в том числе и физики, рассматривается обычно как
приведение в систему представлений о сложных явлениях, регистрируемых
нашими органами чувств, т.е. упорядочение того, что мы называем
«окружающим нас миром». [4]
Поэтому, как только мы вычленим из физики темы, не связанные с будущей
профессиональной деятельностью выпускника, у него пропадет целостное
восприятие изучаемого явления.
Пример:
Давление газа — сила, с которой давит газ, стремясь к расширению под
действием теплового движения его молекул[5];
Если выпускнику не объяснили, что такое молекула, причины ее теплового
движения, а также причины, порождающие силу взаимодействия газа со
стенками сосуда, в котором он заключен, то он в, лучшем случае, запомнит
только определение, совершенно не понимая как изменить давление газа.
Желание ничего не менять в своей работе ошибочно уже благодаря
определению дуального образования. Напомним:
Дуальное образование — это инфраструктурная региональная модель,
обеспечивающая взаимодействие систем:…… подготовки и повышения
квалификации педагогических кадров, включая наставников на
производстве. [3]
Таким образом, меняться надо всем, и преподавателям общеобразовательных
дисциплин, и преподавателям профессиональных модулей.
Если вспомнить, что образование – совокупность знаний, полученных в
результате обучения[1], то сам напрашивается ответ, что должен сделать
преподаватель физики на своих занятиях в условиях дуального обучения –
максимально приблизить изучаемый материал к будущей
профессии/специальности/ выпускника.
К такому выводу приходят многие преподаватели физики, работающие в
учебных заведениях профессионального образования. О своем опыте
профессиональной направленности физики при подготовке обучающихся по
профессии "Помощник машиниста локомотива" изложено в докладе Г. В.
Бочкаревой, преподавателя физики и электротехники, КГБОУ НПО
"Профессиональное училище №7 г.Боготол", Красноярский край [8]
Рассмотрим особенности преподавания физики в условиях дуальной формы
обучения на примере урока по теме «изопроцессы в газах», проводимого со
студентами ГБПОУ ИО «ИТТриС», проходящими обучение по специальности
«техническая эксплуатация подвижного состава» и профессии «машинист
локомотива» Занятие было разделено на две части. В первой части были рассмотрены
термодинамические процессы, протекающие при неизменном значении одного
из макроскопических параметров. Во второй части занятия изопроцессы в
газах рассмотрены уже на примере системы автотормозов электровоза BЛ85
[7]
Под цифрой 1 на схеме обозначен компрессор КМ1являющийся источником
сжатого воздуха на электровозе. Компрессор каждой секции накачивает
сжатый воздух в четыре главных резервуара PC1—РС4 общей вместимостью
1050 л до установленного верхнего предельного давления 0,9 МПа, а затем
автоматически отключается датчикомреле давления. При понижении
давления в главных резервуарах до 0,75 МПа датчик включает приводной
двигатель компрессора KM1.
При изучении темы «изопроцессы в газах» студентами была рассмотрена
анимация, иллюстрирующая принцип работы воздушного компрессора,
который тоже можно описать при помощи изопроцесссов. Под цифрой 2 на схеме обозначен главный резервуар. Воздух, подающийся в
него, резко расширяется, давление уменьшается и вместе с давлением
уменьшается температура воздуха. Эти процессы протекают в соответствии с
уравнением Клапейрона, изучаемого на данном занятии.
Под цифрой 6 обозначены тормозные цилиндры, работа которых, с точки
зрения термодинамических процессов, аналогична компрессору.
Работа рычажного механизма, обозначенного цифрами 8,9,10 была
рассмотрена при изучении раздела «механика»
Проведенное занятие было вынесено на обсуждение дисциплинарно –
цикловой комиссии нашего техникума, где был отмечен повышенный интерес
студентов именно во второй части занятия, в которой изопроцессы были
рассмотрены в совокупности с конструкцией электровоза. Преподаватели,
ведущие профессиональный модуль ПМ01 «Эксплуатация и техническое
обслуживание подвижного состава (электроподвижной состав)» отметили, что
на их занятия студенты приходят более подготовленными.
[1] – Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000
слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд
культуры. – 2е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – с. 427.
[2] Г.Н. Фадеев 1, Г.М. Карпов 2 «ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ ОБУЧЕНИЕ: ЧТО
ПОЛУЧАЮТ НАШИ ДЕТИ?»
1Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
Москва, Россия . chem
. msu
. educationmanagers
2Нижегородский государственный педагогический университет, Нижний
Новгород, Россия
www
. su
[3] – Есенина Е.Ю. ведущий научный сотрудник Центра профессионального
образования и систем квалификаций «ФИРО».
«Дуальная форма обучения подходит не всем и не всегда» 22 марта 2016
www
[4] портал Естественнонаучной школы Национального Исследовательского
Томского политехнического университета www
. tpu
[5] – геологическая энциклопедия https://dic.academic.ru/
[6] Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины
«Физика» для профессиональных образовательных организаций. — М. :
Издательский центр «Академия», 2015.
[7] Электровоз BЛ85: Руководство по эксплуатации Тушканов Н.Г. 1992 г.
www
[8] www. открытыйурок.рф доклад "Профессиональная направленность
физики..." Г. В. Бочкарева
. sinref
. ru
. ru
. ens
. ru
Особенности преподавания физики в условиях дуальной формы обучения
Особенности преподавания физики в условиях дуальной формы обучения
Особенности преподавания физики в условиях дуальной формы обучения
Особенности преподавания физики в условиях дуальной формы обучения
Особенности преподавания физики в условиях дуальной формы обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.