Особенности профессиональной деятельности гандбольных арбитров»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время среди специалистов бытуют самые противоречивые представления о структуре и ведущих факторах судейского мастерства, об информативных и надёжных его измерителях, пригодных для диагностики и контроля при отборе и специальной подготовке судей, об организационно методических основах отбора и эффективного обучения и воспитания судей высокой квалификации.
Иконка файла материала 249262.doc
«ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ГАНДБОЛЬНЫХ АРБИТРОВ» Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Аналитический обзор проблематики судейства в командных игровых  видах спорта по данным литературных источников. . . . . . . . . . . . . . ………. ..5 1.1. Проблематика судейства в баскетболе………………………. . . . . . . . . ..5 1.2. Проблематика судейства в хоккее с шайбой…………………………….8 1.3. Проблематика судейства в футболе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..11 Глава 2.  Задачи, методы  и  организация исследования………………………16 2.1   Задачи исследования ……………………………………………………....16 2.2.   Методы исследования……………………………………………………..16 2.3. Организация исследования…………………………………………………17 Глава 3. Анализ результатов исследования …………………………. ……….18 3.1. Анализ результатов  изучения литературных источников……………..18 3.2. Анализ результатов анамнеза гандбольных арбитров различной  квалификации……………………………………………………………………… …….20 3.3. Анализ результатов анкетирования гандбольных арбитров высокой  квалификации……………………………………………………………………… 22 Выводы………………………………………………………………………….28 Практические рекомендации ………………………………………………….29 Список литературы……………………………………………………………..302 Приложения……………………………………………………………………..333          Введение Современный   мировой   спорт   представляет   собой   многоуровневое, сложное, социально значимое явление, которое содержит ряд противоречий. В последние   годы   наблюдается   интенсификация   игровых   действий   во   всех видах   спортивных   игр.   Этот   процесс   происходит   за   счет     роста   технико­ тактического   мастерства   игроков,   увеличения   темпа   игры     и     изменения правил.   Немаловажную   роль   в   интенсификации   процесса   играет коммерциализация   спорта,   повышение   профессионализма   в   подготовке спортсменов   высокого   класса.  Многие   специалисты   футбола,   хоккея, баскетбола [4, 8, 13] считают, что на сегодняшний день уровень судейства уступает уровню подготовленности игроков высокой квалификации. В настоящее время среди специалистов бытуют самые противоречивые представления о структуре и ведущих факторах судейского мастерства, об информативных и надёжных его измерителях, пригодных для диагностики и контроля   при   отборе   и   специальной   подготовке   судей,   об   организационно методических основах отбора и эффективного обучения и воспитания судей высокой квалификации.   Поэтому   весьма   перспективной   является   исследование   судейской деятельности гандбольных арбитров с выявлением слабых мест подготовки с целью определения направленности воздействий на отстающие в развитии, но наиболее важные для судейской деятельности функции, качества и навыки. Объектом   исследования  стало   содержание   профессиональной деятельности арбитров различной квалификации в командно­игровых видах спорта. Предмет исследования    особенности профессиональной деятельности гандбольных арбитров при обеспечении судейства соревнований по гандболу спортсменов различной спортивной квалификации. В качестве  гипотезы исследования  выдвинуто предположение о том, что     изучение   особенностей   профессиональной   деятельности   гандбольных арбитров позволит выявить объективные основания для разработки структуры4 и содержания подготовки и повышения квалификации специалистов данного профиля. Целью исследования является изучение характерных для гандбольных арбитров   различного   уровня   квалификации   специфических   качеств, обеспечивающих   эффективность   их   профессиональной   деятельности   для повышения качества подготовки судей  в гандболе.        Научная новизна работы заключается в том, что получены новые данные о    специфике   профессиональной   деятельности  гандбольных   арбитров. Получены   новые   данные   о   морфометрических   показателях   арбитров международного уровня. Выявлены требования к уровню подготовленности арбитров   в   гандболе   и   их   особенности   для   судей   разной   квалификации. Получены   и   важные   данные   о   некоторых   свойствах   личности   гандбольных арбитров.              Практическая   значимость.  Практическая   значимость   полученных научных   результатов   обусловлена   возможностями   их   использования   для совершенствования   процесса   отбора   и   специальной   подготовки   арбитров высокой  квалификации. Структура и объем работы.  Работа состоит из введения, трех глав, выводов,   практических   рекомендаций,   списка   литературы   и   приложений. Изложена на 49 страницах текста, включает 4 таблицы и рисунков . Список литературы представлен 37 источниками.5 Глава   1.   Аналитический   обзор   проблематики   судейства   в командных игровых видах спорта по данным литературных источников 1.1. Проблематика судейства в командно­игровых видах спорта   Актуальность   проблемы   повышения   качества   судейства, необходимость научного обоснования средств и методов отбора и подготовки арбитров   высшей   квалификации   неоднократно   отмечались   ведущими специалистами баскетбола[6, 11, 13, 37]. Важность   проблемы   повышения   эффективности   судейской   что деятельности   по   баскетболу   заключается   в   том, высококвалифицированное   судейство   создаёт   необходимые   условия   для повышения   мастерства   спортсменов.   Совершенствование   баскетболистов возможно лишь в условиях нормального спортивного соперничества, когда качество судейства не вступает в противоречие с законами игры. Решая, с одной   стороны,   задачи   продолжения   работы,   начатой   тренерами   в   период подготовки к соревнованиям, работы по достижению баскетболистами высот спортивного   мастерства,   судейство   в   то   же   время   служит   инструментом компетентной оценки умений и знаний тренеров и спортсменов. Чем   выше   ранг   турнира,   тем   сильнее   проявляется   тенденция целенаправленного   отбора   в   условиях   достаточно   жёсткой   конкуренции. Спортивной   наукой   глубоко   разработаны   и   внедрены   методы   подготовки спортсменов   и   тренеров   по   видам   спорта,   многие   команды   оснащены современной   аппаратурой   видеозаписи,   разнообразными   техническими средствами обучения, в спортивных коллективах осуществляется постоянный комплексный контроль за подготовленностью спортсменов[28, 32]. В   области   судейства   аналогичные   исследования   и   разработки, передовые методы отбора и обучения долгое время не   касались[21]. Слабое отражение вопросов судейства в научно­методической литературе, отсутствие6 методики   отбора   и   обучения   этой   деятельности,   обусловили   заметное отставание мастерства арбитров от уровня развития этого престижного вида спорта. Современный   этап   развития   баскетбола   обусловливает   деятельность судейского персонала  в условиях значительного повышения физического  и   неуклонного психического   напряжения   судейских   режимов, последовательного прогресса исполнительского мастерства баскетболистов, совершенствования их скоростно­силовых и атлетических качеств[12]. Практика показывает, что далеко не все спортсмены и тренеры (а из них в основном и комплектуется судейский корпус в настоящее время) быстро и успешно   осваивают   эту   специальность.  Многим   из   тех,  кто   тем   или   иным   стать образом   был   долгие   годы   связан   с   баскетболом,   не   удаётся   высококвалифицированными   арбитрами   либо   по   морально­нравственным причинам, либо из­за недостаточных знаний методики судейства, либо из­за низкого уровня физической подготовленности.  Ограниченные психомоторные возможности   тоже     затрудняют   реализацию   знаний   и   умений   в   острых   и кратковременных соревновательных ситуациях[14]. В   любительском   спорте   судейство   не   является   профессиональной деятельностью.   Тем   не   менее,     даже   на   этом   уровне,   а   тем   более   на профессиональном,   судейство   следует   рассматривать   как   специальность, которой необходимо обучаться [30]. Среди факторов, негативно отражающихся на судействе соревнований по   баскетболу,   выделяются   специфические   особенности   организации соревнований, заключающиеся в их длительном характере, частых разъездах, произвольном   чередовании   соревнований   разных   возрастных   групп   и категорий, в результате чего деятельность арбитров не подчиняется условию постепенного   нарастания   степени   трудности,   систематического   развития7 состояния тренированности, что и приводит к перепадам в уровне судейства и судейской формы арбитра. Высокое   эмоциональное   напряжение   на   крупных   соревнованиях   в значительной   степени   создаётся   за   счёт   присутствия   большого   количества зрителей,   располагающихся   в   закрытых   помещениях   в   особой   близости   от площадки. Горячая   поддержка   своей   команды,   бурная   реакция   болельщиков   на отдельные решения судей вызывают в ряде случаев такой шум, что не слышны свистки арбитров. Значительно   возрастают   эмоциональные   нагрузки   на   судей,   когда спортсмены, тренеры ведут себя невыдержанно. В процессе проведения соревнований арбитрам приходится вступать с участниками в своеобразные межличностные отношения. К сожалению, как признают   многие   авторы,   при   этом   имеют   место   случаи   прямого психологического   воздействия   на   судей,   как   в   процессе   игр,   так   и   до   их начала, и после окончания. Деятельность   судьи   по   баскетболу   исключительно   насыщена интеллектуально.   Особое   значение   имеет   строгое   и   грамотное   соблюдение разнообразных   статей,   правил,   методических   указаний,   предписаний, официальных документов. В   то   же   время   регламентация   отдельных   положений   правил предполагает чрезмерную свободу в интерпретации судейских решений.                    Отрицательно сказываются на деятельности арбитров и длительные перерывы в выпуске методической литературы. Среди   "тормозящих   факторов"   судейства   можно   отметить   также недостаточную   или   слишком   яркую   освещённость,   неудовлетворительное состояние помещений для подготовки к судейству и отдыха судей, низкое качество работы секретариата.8 Вряд ли кем может оспариваться подчёркиваемый многими авторами факт,   что   достижение   высот   судейского   мастерства   по   баскетболу представляет исключительную сложность. К   сожалению,   решение   задачи   укомплектования   судейского   корпуса многими   высококвалифицированными   арбитрами   сильно   затруднена вследствие скудного объёма информации и медленного проникновения в эту область научных исследований. В   отдельных   известных   нам   работах   предпринимались   попытки трактовать   вопросы   судейства   с   позиций   спортивной   науки,   однако   по большинству важных аспектов проблема разработана недостаточно. Так,   практически   полностью   обходят   авторы   вопрос   о   тренировке функциональных   возможностей,   об   отборе   и   комплексном   контроле   фактически   отсутствуют   данные   об подготовленности   арбитров, экспериментальной   проверке   эффективности   предлагаемых   программ подготовки, не выработаны количественные оценки ряда важнейших факторов подготовленности и качества судейства.      Как и в любой деятельности, в судействе можно выделить трудности объективные   и   субъективные.   Их   удельный   вес   для   обеспечения эффективности судейства различный и варьирует не только от матча к матчу, но и по его ходу.  Специалист видит объективные трудности судейства в первую  очередь в   особом   положении,   которое   занимают   арбитры   как   представители спортивных   законов.   От   судей   ожидают   абсолютно   беспристрастных   и безошибочных   решений,   однако   справедливо   утверждать,   то   в   судействе возможны ошибки, как и в любой другой деятельности [7].           Вместе   с   тем,   каким   бы   компетентным   судейство   не   было, невозможно   ожидать   полной   удовлетворённости   от   него   всех заинтересованных лиц.      Большинство известных нам авторов отмечает, что9 проигравшими   даются   субъективные,   как   правило,   некорректные   оценки судейства.   С   другой   стороны,   победители,   за   редким   исключением, характеризуют судейство в завершившихся соревнованиях в высшей степени положительно. Субъективно   по   существу   и   восприятие   судейства   журналистами   и комментаторами,   но   что   особенно   важно,   к   сожалению,   и   официальными лицами, от которых прямо зависит авторитет, ранг арбитра, его дальнейшая судейская деятельность. Среди факторов, негативно отражающихся на судействе соревнований по   баскетболу,   выделяются   специфические   особенности   организации соревнований, заключающиеся в их длительном характере, частых разъездах, произвольном   чередовании   соревнований   разных   возрастных   групп   и категорий. В результате этого деятельность арбитров не подчиняется условию постепенного   нарастания   степени   трудности,   систематического   развития состояния тренированности, что и приводит к перепадам в уровне судейства и судейской формы арбитра(10). Высокое   эмоциональное   напряжение   на   крупных   соревнованиях   в значительной   степени   создаётся   за   счёт   присутствия   большого   количества зрителей,   располагающихся   в   закрытых   помещениях   в   особой   близости   от площадки. Горячая поддержка своей команды, бурная реакция болельщиков на  отдельные   решения  судей  вызывают   в  ряде  случаев   такой  шум,  что   не слышны свистки арбитров. Значительно   возрастают   эмоциональные   нагрузки   на   судей,   когда спортсмены,   тренеры   ведут   себя   невыдержанно.   В   процессе   проведения соревнований арбитрам приходится вступать с участниками в своеобразные межличностные отношения. К сожалению, как признают многие авторы[10, 15, 16,   22,   24],   при   этом   имеют   место   случаи   прямого   психологического10 воздействия   на   судей,   как   в   процессе   игр,   так   и   до   их   начала,   и   после окончания. Считается,   что   решающим   фактором   существующего,   фактически естественного отбора является накопленный опыт практического судейства арбитров. В спортивных играх международными и национальными федерациями установлены возрастные лимиты привлечения судей к соревнованиям, однако подобные   решения   не   имеют   под   собой   научного   обоснования   и   вызывает справедливую критику . В   проблеме   отбора   следует   выделять   два   наиболее   существенных аспекта: организационный и методический. Прогнозирование успешности деятельности возможно только на основе достоверной оценки исходного, этапного уровня развития профессионально значимых индивидуальных качеств и способности к реализации накопленного потенциала   в   условиях   специфики   деятельности.   Поэтому   исследование характеристик наиболее квалифицированных арбитров оправдано в качестве ориентира для отбора к специфической деятельности судьи по баскетболу. При этом реализация системы отбора возможна лишь при наличии точно измеримых параметров и нормативов для оценки. Очевидно, что уровни показателей высококвалифицированных арбитров могут   служить   также   и   модельными   характеристиками   их   уровня подготовленности,   использоваться   в   качестве   нормативных   при   контроле эффективности   их   специальной   подготовки   для   соревнований   самого высокого ранга. Для спортивного отбора существенной является сфера способностей, в основе   которой   лежит   психомоторика,   включая   время   простой   и   сложной реакции, характеристику нервных процессов, параметры внимания, чувство времени и др.11 Очевидно,   что   на   современном   этапе   развития   баскетбола   отбор   к судейской деятельности должен с научных позиций выступать как сложный педагогический процесс, требующий определённой формы и содержания. Поэтому   централизованная   подготовка   арбитров   предусматривается уже   в   детских   спортивных   учреждениях,   но   оно   уже   на   первом   этапе сопряжено с большими трудностями. Корректность   привлечения   к   судейской   деятельности   юношей подтверждается высказываниями многих специалистов, так как, чтобы стать судьёй высокой квалификации, необходимо как минимум 5­7 лет. Однако,   имеющиеся   в   этой   связи   предложения   отличаются   либо известной   противоречивостью,   либо   недостаточно   конкретны,   поскольку сегодня подготовка судей во многом носит ярко выраженный индивидуальный характер, на основе знаний, накопленных в результате личного опыта. Применяются   самостоятельные   занятия,   подкреплённые   участием   в кратковременных семинарах или судейских сборах. В   спортивной   литературе   нашла   отражение   идея   комплексной подготовки   арбитров   не   только   по   методике   судейства,   но   и   по   другим важным   дисциплинам   педагогике,   психологии   и   др.,   а   также   физической подготовке Несмотря на то, что вопросы комплексного контроля теоретической, физической   и   психологической   подготовленности   арбитров   получили   фундаментальных   исследований   взаимосвязи некоторое   освещение, контролируемых параметров с качеством судейства в известных нам работах не обнаружено. В результате отмеченные комплексы контрольных нормативов не имеют единой методической структуры, уровни требований по отдельным разделам существенно отличаются , а  сами тесты неоправданно  часто и  заменяются новыми и не отвечают в должной степени современным требованиям.12 Несмотря   на   важность   нормативных   требований   к   арбитрам, отражающих степень их физической подготовленности, теоретических знаний, уровня развития психофизиологических характеристик, в качестве основного критерия   квалифицированности   и   подготовленности   судей   выступает непосредственный анализ качества практического судейства. С   введением   новой   редакции   правил,   утверждённых   Международной федерацией   на   период   до   2004   года,   баскетбол   стал   более   динамичным. Ограничение времени владения мячом как в атаке, так и на выход из своей половины площадки в зону соперника, разбивка матча на четыре периода дают простор   для   сверхскоростной   игры   и   в   то   же   время   предъявляют   более высокие требования как к игрокам, так и к судьям, и особенно арбитрам в поле.. При этом  судейский комитет РФБ прямо говорит о том, что на играх любого уровня в национальном чемпионате должны работать профессионалы. Деятельность   судьи   по   баскетболу   исключительно   насыщена интеллектуально.   Особое   значение   имеет   строгое   и   грамотное   соблюдение разнообразных   статей,   правил,   методических   указаний,   предписаний, официальных   документов.   В   то   же   время   регламентация   отдельных положений   правил   предполагает   чрезмерную   свободу   в   интерпретации судейских решений(5). Среди   "тормозящих   факторов"   судейства   можно   отметить   также недостаточную   или   слишком   яркую   освещённость,   неудовлетворительное состояние помещений для подготовки к судейству и отдыха судей, низкое качество работы секретариата[29].    В   результате   проведённого     С.Д.   Ерофеевым   анкетного   опроса   и педагогических   наблюдений   выявлено,   что   физическая   подготовка   судей является   важным   компонентом   их   подготовленности,   а   скоростные способности,   двигательно­координационные способности,   атлетическая   подготовка,   аэробная   выносливость   влияют   на   скоростная   выносливость,13 эффективность   судейства.   Проведенное   тестирование   показало,   что обследуемые   судьи,   независимо   от   квалификации   находятся   в   хорошей физической форме. Результаты судей СВК были однако ниже, чем СНК по   что   объясняется   разным   возрастом   и большинству   показателей, свидетельствует   о   невозможности   отнесения   показателей   физической подготовленности   к   числу   критериальных:   в   челночном   беге   данные   были равны   12.3   и   11,97   с,   на   2000   метров   9.09   и   9,03   мин.   ,а   в   сгибании   и разгибании рук в упоре соответственного 27,9 и 31,0 раза. Анализ данных теста ФИБА выявил его одностороннюю направленность на   оценку   общей   выносливости,   что   недостаточно   отражает   судейский потенциал арбитра. Было   установлено,   что   судьи   высшей   квалификации   отличаются   от судей   низкой   квалификации   более   высоким   уровнем   показателей уравновешенности   нервных   процессов,   эмоциональной   устойчивости   к стрессовых ситуациям, хорошей чувствительностью зрительного анализатора и лучшими данными решения судейских ситуаций (по времени и правильности решения).   Последнее   базируется   на   непосредственном   анализе   качества практического судейства. В процессе решения судейских видеозадач отмечена меньшая скорость решения ситуаций у СВК по сравнению с судьями низкой квалификации при промежуточных   значениях   времени   реагирования   у   судей   средней квалификации. Однако при этом правильность решения у СВК значительно выше (на 21%). По   показателю   КГР,   свидетельствующему   об   эмоциональной устойчивости   судьи,   в   группе   СВК   сразу   же   после   ситуации страха(   предъявления   стрессового   видеоряда)   отмечено   только незначительное снижение показателя (на 4,9 кОм ), а во второй группе­ явное снижение показателя на 23,6 Юм.14         Анализ   уровня   различных   показателей   состояния психофизиологических функций и физической подготовленности, лежащих в основе   надёжности   судейской   деятельности,   указывает   на   возможность   и необходимость  их специальной тренировки и использования как критериев отбора для судейства ответственных соревнований. Критериальные   показатели   являются   на   момент   исследования стабильными признаками, однако в процессе систематической тренировки они могут быть улучшены. Часть из них можно тренировать самостоятельно, часть ­ на судейских семинарах. Они   были   положены   в   основу   разработанной   системы   нормативных требований   к   организму   арбитров   по   баскетболу   и   методики   их   оценки, которая может быть применена для обоснования необходимых тренировочных воздействий и отбора судей по баскетболу на соревнования любого ранга. Для совершенствования надёжности судейских действий,  считает С.Д. Ерофеев, программы подготовки судей должны включать в себя средства и   направленные   на   совершенствование   психофизиологических методы, функций, обеспечивающих мгновенное, правильное реагирование на игровые ситуации   и   на   снижение   уровня   эмоциональной   напряжённости.       Единая системы   отбора   и   тренировки   в   рамках   обеспечения   высокого   уровня специальной подготовленности арбитров должна обеспечивать комплексное воздействие на организм, улучшать не только психическое здоровье судей, но и сказываться на физических кондициях ­ физическом развитии и физической подготовленности, то ­ есть на физическом здоровье. 1.2. Проблематика судейства в хоккее с шайбой Современный   хоккей   ­   игра   больших   физических   и   психологических нагрузок.   Его   существенной   и   принципиальной   характеристикой   является значительное   увеличение   объема   действий   защитников   и   нападающих   в15 единицу времени при его постоянном дефиците и необходимости выполнять технические действия в жестком единоборстве с соперником.  В связи с выравниванием уровня игры команд на мировой и российской арене, результат матча, часто, зависит от одной лишней заброшенной шайбы, что предъявляет высокие требования к качеству судейства[8]. Однако   многие   специалисты[8,   20,   23,   26]   считают,   что   уровень судейства   уступает   уровню   подготовленности   хоккеистов   высокой   ква­ лификации. Совершенствование   спортивной   подготовки,   протекающей   в экстремальных   условиях,   представляет   собой   систему   специальных способностей для решения оперативных задач; изучение условий выполнения и требований, предъявляемых к задачам; выполнение необходимых действий и операций; изучение условий, при которых способности реализуются наиболее эффективно. Увеличение   скорости   маневра   игроков,   количества   и   сложности игровых   ситуаций,   напряженности   самих   матчей   вызывают   необходимость более активных действий со стороны судей и, соответственно, постоянного внимания к уровню их физической подготовленности. Последнее согласуется и с общими положениями теории спортивной подготовки, отводящими этой составляющей   спортивной   деятельности   ведущую   роль   во   многих   видах спорта.     Будет   правомерным   провести   аналогию   в   подготовке   хоккейных судей,   в   плане   специальной   физической   подготовке,   опираться   на   опыт, накопленный при подготовке самих хоккеистов[20].          В настоящее время в области спортивной подготовки хоккеистов накоплен   значительный   материал   серьезных   научных   разработок, свидетельствующий   о   большой   значимости   специальной   физической подготовки   для   становления   и   совершенствования   спортивного   мастерства хоккеистов.   Тем  не   менее,     остаются   до   сих   пор   неясными   вопросы16 оптимизации   выбора   состава   и   характера   тренирующих   воздействий, обеспечивающих   необходимость   и   достаточность   уровня   подготовленности для  эффективной  реализации  в условиях  игровой  деятельности  хоккейных судей.   Спортивное   судейство   ­   с   одной   стороны,   его   направленность,   а   с другой ­ уровень его конкретного осуществления ­ оказывает влияние  как на систему спортивных соревнований, так и на конкретные соревнования. Среди   факторов,   влияющих   на   объективность   судейства,     выделяют психофизиологические   возможности   судьи,   включающие:   организацию   методическую восприятия,   уровень   тренированности;   психики; разработанность практики судейства[24]. В спортивной игре, в частности в хоккее с шайбой, судья выступает как центральное   звено,   через   которое   постоянно   проходит   вся   управляющая информация.   Таким   образом,     судье   постоянно   приходится   выявлять   на­ рушения,   в   соответствии   с   принятыми   правилами   игры,   и   непрерывно устранять их. Ответственность   спортивной   деятельности,   ее   моторная   сложность, психическое напряжение определяет наличие условий, которое можно назвать экстремальными.   В   связи   с   этим   профессиональные   способности   арбитра могут   рассматриваться   и   в   связи   с   понятием   "надежность",   устойчивость оптимальных   рабочих   параметров   индивида.   Если   под   эффективностью понимать   результативность,   то   надежность   есть   одно   из   условий, определяющих   эффективность   системы.   Эффективность   работы   человека зависит главным образом от его подготовленности и опыта, а в более сложных случаях еще и от того, что принято называть специальными способностями. В   хоккее   борьба   характеризуется   быстротечностью   изменяющихся ситуаций   подчиняющих   выбор   судьей   решений   жесткому   лимиту   времени. Правильное решение, но принятое с опозданием, становится ошибочным. В17 связи   с   этим   на   передний   план   выступают   требованием   к   специальной физической подготовке судей. Л.В. Вайсфельдом[8]    были  проведены  исследования  с целью  поиска подходов   к   созданию   системы   тренирующих   воздействий,   обеспечивающих необходимый   уровень   специальной   физической   подготовленности   судей высшей квалификации, не противоречащий специфике их деятельности. Для   оценки   качества   специальной   физической   подготовки   судей   по хоккею с шайбой была разработана батарея тестов. Кроме   того   в   исследованиях   получен   обобщенный   психологический портрет (психограмма) судьи, составляющими которого являются: сниженная гибкость   поведения,   достаточная   категоричность   при   принятии   решений, ограниченная   самостоятельность,  желание   снять   с  себя   ответственность   за возможные   ошибки   и   неудачи,   средний   уровень   субъективного   контроля, высокая   скорость   мышления,   бдительность   и   оперативность,   умеренная личностная тревожность, достаточная уверенность в себе. 1.3.Проблематика судейства в футболе Сложность   судейства   в   футболе     с   каждым   годом   возрастает. Объективные   трудности   судейской   деятельности   в   значительной   мере обусловлены высокой динамичностью, краткостью и быстрой сменой игровых ситуаций,   в   которых   от   судей   ожидают   абсолютно   беспристрастных   и безошибочных решений, а также высокими физическими нагрузками, которые должны   выполнять   арбитры   во   время   матча,   психологической напряженностью   и   ответственностью   за   принятые   решения.   По   мнению ведущих арбитров России, спортивный судья должен уметь поставить себя на место игрока или тренера, что позволит ему правильно оценить их поведение в   каждом   конкретном   случае   с   учетом   всех   нюансов,   сохранить объективность, взвесить все «за» и «против» и найти оптимальное решение.18 Однако   в   судействе,   как   и   в   любой   другой   деятельности,  возможны различные   ошибки,   связанные   с   недостаточной   квалификацией   судей, отсутствием единства в понимании философии и механики судейства, Правил игры,   различными   практическими   навыками.   При   этом   следует   учитывать критическое   отношение   к   арбитрам   со   стороны   зрителей,   некорректные оценки судейства в средствах массовой информации, официальными лицами и,   конечно   же,   игроками   команд.   Совершенно   очевидно,   что   в   настоящее время в связи с прогрессом развития футбола, с изменениями в Правилах игры необходимо повышать качество подготовки футбольных судей, уровень квалификации которых должен соответствовать и уровню футбола[4].  Авторитет   наших   арбитров   был   всегда   стабильно   высок   на международной арене. Известные советские арбитры Н.Латышев, П.Казаков, А.Спирин,   А.Иванов,   В.Бутенко   достойно   представляли   в   прошлом отечественный   корпус   арбитров   на   самых   ответственных   соревнованиях чемпионатов Мира и Европы. Сегодня им на смену пришло новое поколение отлично   подготовленных   и   высококвалифицированных   российских   судей, таких, например, как Валентин Иванов, Николай Голубев, Евгений Волнин, Владимир   Ешотин,   Юрий   Баскаков,   Александр   Гвардис,   Николай   Иванов, которые   выделяются   тонким   пониманием   сути   игры,   объективностью, компетентностью, глубоким знанием Правил игры, умением применять их в практической   деятельности   в   условиях   высокой   напряженности   и зрелищности матчей, противоборства двух команд, значительного увеличения технико­тактических действий игроков. Этих арбитров с полным основанием можно назвать профессионалами. Однако судейская деятельность на уровне законодательства РФ пока еще не обозначена, такой профессии нет в перечне должностей   работников   физкультурно­спортивных   организаций,   возможно, поэтому   система   подготовки   судейских   кадров   находится   в   зачаточном состоянии, не развивается столь динамично как сам футбол[2].19 Следуя за прогрессом футбола, способствуя его развитию, повышению   что   подготовка зрелищности   и   привлекательности,   понимая, высококвалифицированных судей является важной и ответственной задачей, руководители   мирового,   европейского   и,   конечно,   российского   футбола проводят   значительную   работу   в   этом   направлении.   И   ФИФА,   и   УЕФА организуют   регулярные   курсы,   семинары,   куда   приглашаются   не   только элитные арбитры из так называемого топ­класса, но и впервые включенные в международные листы молодые рефери и ассистенты. На протяжении многих лет   в   международных   судейских   организациях   успешно   реализуется программа   «Таланты   и   наставники»,   в   которую   попадают   перспективные судьи   ФИФА,   совершенствующие   свое   мастерство   под   руководством индивидуальных наставников­ менторов[35].  ФИФА активно способствует подготовке судейских кадров во многих странах,   реализуя   специальный   проект   «Futuro»,   в   который   вовлечены национальные   судьи,   проходящие   подготовку   и   переподготовку   на   основе самых современных программ. Кроме работы с арбитрами, ФИФА уделяет особое  внимание   обучению   преподавателей   и   инструкторов,  работающих   с арбитрами . УЕФА развивает свой собственный проект ­ систему судейских курсов «Progress»,   аналогичный   по   своим   основным   целям   и   задачам   проекту «Futuro».     От   нашей   страны   в   качестве   инструкторов   ФИФА   и   УЕФА, помогающих   реализации   этих   курсов   в   других   странах,   активно   работают наши   ведущие   специалисты   в   области   судейства   А.Спирин,   Н.Левников, А.Будогосский.  Определенная   работа   в   школах   молодого   футбольного   арбитра,   на курсах   и   семинарах   проводится   и   в   регионах   России;   следует   назвать плодотворно   работающие   Центры   в   городах   Москве,   Санкт­Петербурге,20 Комсомольске­на­Амуре, Ростове­на­Дону, также в территориальных округах Приволжье и Урале.           В нашей стране силами специалистов Общероссийской ассоциации  Центр­«Футбольный» арбитр», Кафедры «Теория и методика футбола» Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма,   Центра   подготовки   специалистов   в   сфере   футбола   (А.Спирин, А.Будогосский, Е.Турбин, И.Турбина, А.Лексаков, Н.Сингина) разработана и утверждена в 2006 году Российским футбольным союзом «Программа курса «Теория и методика судейства соревнований по футболу» (Четырехлетний учебный   цикл   подготовки   футбольных   арбитров   начальных   категорий   в Российской Федерации). Важность этой программы заключается прежде всего в том, что в ней впервые сформулированы единые принципы и подходы к системе   подготовки   начинающих   арбитров   во   всех   регионах   страны, определены   основные   направления   обучения   судей   на   каждом   временном отрезке, вытекающие как из специфики деятельности футбольного арбитра, так и степени   его подготовленности на конкретном этапе[25].                  Чтобы   судить   по   5­6   матчей   в   месяц   и   около   50   матчей   в   году (оптимальный   уровень   загрузки   для   судей   начальных   категорий),   арбитру нужно   иметь   высокий   уровень   физической   подготовленности.   Он   должен быть   отмобилизованным,   находиться   в   состоянии   боевой   психологической готовности,   досконально   знать   теорию   и   владеть   необходимыми практическими навыками судейства, уметь общаться с игроками, тренерами и зрителями,   стремиться   к   самосовершенствованию.   Для   этого   необходимо постоянное,   а   не   от   случая   к   случаю,   пополнение   запаса   своих   знаний   и   серьезная   и   продуманная   системная   профессиональная умений, подготовка[34]. Отсутствие   отлаженной   системы   профессионального   отбора,   содержание   которого использование   упрощенного   учебного   плана,21 ориентировано   только   на   приобретение   специальных   знаний,   умений   и навыков судейства ­ все указывало на имеющую место проблему в подготовке кадров для института футбольных арбитров.  Исследованиями  А. Будогосского [3,4]  доказано, что эффективность подготовки   футбольных   арбитров   и,   как   следствие   качество   судейства   в футболе, повысятся если:  ­   обучение   в   процессе   подготовки   футбольных   арбитров   специально направлено   на   формирование   к   данному   виду   деятельности   на   основе имитационного моделирования профессиональной реальности;  ­   обучение   должно   быть   включено   в   целостную   многоуровневую образовательную   программу   подготовки   арбитра   к   профессиональной деятельности;  ­ определены педагогические условия, содержание и организационные формы подготовки футбольного арбитра.  При   этом   качество   подготовки   судей   может   повышается   за   счет использования принципов профессионального отбора[1], системы контроля и оценки   процесса   подготовки   и   его   содержания,   предусматривающего приобретение обучающимися специальных знаний, умений и навыков, а также развитие специальных способностей и личностных качеств.  В   своём   исследовании   А.   Будогосский   объектом     исследования обозначил   процесс   профессиональной   подготовки   футбольных   арбитров начальной   категории.   Предметом     исследования   —   способы   организации процесса  подготовки футбольных арбитров  начальной  категории,   с целью формирования   их   профессиональной   подготовленности   к   практической деятельности.  Логика   построения   и   проведения   исследований     была   отражена   в задачах,   которыми   автор     конкретизировал     цель   и   определил   этапную22 последовательность   ее   достижения.   В   качестве   основных   задач     им   были выделены следующие:  1. Выявить основные компоненты профессиональной подготовленности футбольных арбитров.  2.   Определить   показатели   уровня   подготовленности   футбольных арбитров начальной категории.  3.   Выявить   организационно­педагогические   условия,   формирующие профессиональную   подготовленность   футбольных   арбитров   начальной категории в процессе его обучения.  4.   Разработать   и   экспериментально   оценить   эффективность   учебного плана начальной профессиональной подготовки судей по футболу.  Кроме   того,   в   исследовании   обосновано   структурное   построение   и содержание   учебного   плана   обучения   и   начальной   профессиональной подготовки судей по футболу, в нем разработана и апробирована конкретная учебная   четырехлетняя   программа   профессиональной   подготовки футбольных   арбитров   начальной   категории,   которая   позволяет   выйти   на качественно   новый   уровень   процесса   их   подготовки,   обеспечивающий выполнение сложившихся на данный момент требований, предъявляемых к специалисту   в   области   спортивного   судейства;   результаты   внедрены   в практику   подготовки   футбольных   арбитров;   предложен   диагностический инструментарий   по   исследованию   уровня   подготовленности   футбольных арбитров к практической деятельности, который может быть использован в процессе анализа и экспертизы их квалификации.  Теоретический   анализ   профессиональной   подготовленности футбольного  арбитра к  практической  деятельности  позволило    определить данную   деятельность   как   результат   личностного   роста   арбитра   в   своей профессии,   который   характеризуется   сформированностью   личностно­23 ориентированной   позиции   в   профессиональной   деятельности,   реальными действиями по совершенствованию своего профессионального мастерства[33]. Профессиональная   подготовленность   футбольного   арбитра   к практической деятельности характеризуется как совокупность необходимых профессиональных   знаний,   умений,   навыков,   а   также   функциональных личностных качеств[27].  Определены   наиболее   проблемные   стороны   в   организации   процесса подготовки арбитра к практической деятельности: профессиональные знания; осведомленность   в   особенностях   данной   деятельности;   конструктивно­   уровень   самоанализа   и   самоконтроля; критическое   мышление; стрессоустойчивость и саморегуляция.  Установлено,   что   содержание   курсов,   построенных   на   основе проблемно­методологического принципа носит модульный характер, то есть отражает вполне самостоятельную систему знаний по конкретной проблеме судейской деятельности[31].  Каждый модуль предполагает:  ­ освоение теоретических знаний, ознакомление с конкретным опытом;  ­   формирование   ценностных   ориентаций,   новых   установок   в профессиональной сфере;  ­   осмысление   собственного   опыта   и   прогнозирование   дальнейшей работы.    Выделены   основные   организационно­педагогические   аспекты построения   процесса   профессиональной   подготовки   футбольных   арбитров начальной категории к практической деятельности:  ­   организационные:   общая   организация   процесса   профессиональной подготовки   футбольных   арбитров   начальной   категории;   содержательные: выделение общих комплексных и профессиональных проблем на модульной основе;24 ­ деятельностные: создание  условий,  при которых  арбитр  в  процессе обучения выступает в позиции исследователя по отношению к собственной деятельности   и   личности;   психологические:   обеспечение   рефлексии обучающихся,   инициативы,   создание   условий   для   поиска   нестандартных решений профессиональных задач.  Показано, что при реализации экспериментальной учебной программы подготовки   футбольных   арбитров   начальной   категории   необходимо базироваться   на   принципах   проблемно­методологического   подхода,   что является   определяющим   в   формировании   внутренних   мыслительных   позволяющих   оценивать   и   прогнозировать   свою конструктов, профессиональную деятельность. В   результате   формирующего   эксперимента,   предусматривающего обучение   арбитров   начальной   категории   в   рамках   диссертационного исследования,   была   выявлена   эффективность   разработанной   авторской программы обучения.  Показатели   теоретической   (процент   успешно   сдавших   90,4 ­экспериментальная   группа   и   62,7   ­   контрольная   группа,   ср   эмп   2,47), физической (87,6% и 54,7%, ср эмп 2,75) и технической (91,3% и 53,5% ­ тест №1, ф эмп 3,26, и 89,6% и 49,7% ­ тест №2, ф эмп 3,33) подготовленности опытной и экспериментальной групп имеют достоверные различия (Р < 0,01) при итоговых экзаменах.  Исследованиями   А.Д.   Будогосского   выявлено,   что   в   процессе специально   организованной   профессиональной   подготовки   футбольного арбитра   начальной   категории   к   практической   деятельности   и   при использовании   целостной   многоуровневой   образовательной   программы значимо изменяются следующие показатели:  ­ интегративный показатель мотивационно­ценностного компонента (в опытной   группе:   от  54,1%­  1  год   обучения   до  72,4%  ­  4  год   обучения;   в25 контрольной группе: 59,1% ­ 1 год обучения до 63,2% ­ 4 год обучения, ср эмп 1,34   и   0,29   соответственно   при   Р   <   0,01   ),   включающий   информативные характеристики ­ целеустремленность, инициативность, заинтересованность в освоении   новых  форм   и  методов   судейской   деятельности,  убежденность   в необходимости профессионального самосовершенствования;  ­   интегративный   показатель   когнитивного   компонента   (в   опытной группе: от 27,8%­ 1 год обучения до 87,1% ­ 4 год обучения; в контрольной группе: 29,4% ­ 1 год обучения до 41,2% ­ 4 год обучения, , ср эмп 0,91 и 4,7 соответственно   при   Р   <   0,01   ),   включающий   знание   теории   и   практики судейской деятельности;  ­   интегративный   показатель   процессуального   компонента   (в   опытной группе: от 23,8%­ 1 год обучения до 91,5% ­ 4 год обучения; в контрольной группе: 25,2% ­ 1 год обучения до 58,1%) ­ 4 год обучения, , ф эмп 5,56 и 2,47 соответственно   при   Р   <   0,01   ),   включающий   положительные   результаты профессиональной   деятельности,   использование   новых   форм   и   методов работы,  опыт   совместной   творческой   деятельности,  стрессоустойчивость   и саморегуляцию.  Подобные исследования позволяют:   ­ создать единую систему профессиональной подготовки футбольных арбитров различной квалификации;  ­обеспечить рациональное сочетание в повышении уровня специальной, психолого­педагогической, методической подготовки футбольных арбитров в этой системе;  ­организовать   такие   формы   и   методы   работы   на   соответствующий курсах   и   семинарах,   которые   ставили   бы   арбитра   в   позицию   эксперта   и побуждали бы его оценивать опыт других специалистов;26 ­активно использовать различные формы совместной деятельности для решения   научно­практических   проблем   развития   футбола   в   целом,   и института спортивного судейства в футболе в частности.  Разработанная   учебная   программа   профессиональной   подготовки футбольных арбитров начальной категории направлена на повышение уровня их   физической   и   функциональной   подготовленности,   формирование теоретической   базы  практической  деятельности.  Теоретическая   подготовка футбольных арбитров основывается на авторской концепции и представляет собой   программу   четырехлетнего   обучения   с   использованием мультимедийных (авторских) пособий.  При   реализации   программы   рекомендуется   целенонаправленная   предусматривающая физическая   подготовка   футбольных   арбитров, использование   средств   и   методов   в   соответствии   со   спецификой   игровой нагрузки арбитра во время матча.      На основании результатов подобных  исследований создаётся единая система   профессиональной   подготовки   футбольных   арбитров   различной квалификации; обеспечивается рациональное сочетание в повышении уровня   методической   подготовки специальной,   психолого­педагогической, футбольных   арбитров   в   этой   системе;   организуются     курсы   и   семинары, которые ставят  арбитра в позицию эксперта и побуждают  его оценивать опыт других специалистов. ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Задачи исследования В работе были поставлены следующие задачи:  1. Выявить основные компоненты профессиональной подготовленности гандбольных арбитров.27 3.   Выявить   организационно­педагогические   условия,   формирующие профессиональную   подготовленность   гандбольных   арбитров   начальной категории в процессе его обучения.  4.   Разработать     практические   рекомендации     по     профессиональной подготовке гандбольных арбитров.  2.2. Методы исследования Для решения поставленных задач применялись следующие методы: 1. Анализ научно­методической литературы. 2. Хронометрирование. 3. Опросные методы (анкетирование). 4. Педагогическое наблюдение. 5. Методы математической статистики.  В   ходе   анализа   научно­методической   литературы   изучались   вопросы, связанные   с   проблематикой   судейства   в   командных   игровых   видах   спорта (баскетболе, хоккее с шайбой, футболе, гандболе). Это было необходимо для выявления   проблемных   зон   в   подготовленности   судей   в   гандболе   ­ физической, теоретической, тактической, психологической подготовленности. В   ходе   сбора   данных   выявлялась   информация   о   профессиональных характеристиках действующего корпуса гандбольных арбитров г. Москвы и Московской области (возраст, пол, стаж судейства, судейская квалификация и т.п.). Для   проведения   анкетирования   нами   была   разработана   анкета, состоящая   из   24   вопросов,   разделённых   на   несколько   блоков,   признанных выявить   отношение   гандбольных   арбитров   к   своей   профессиональной деятельности,  знание   ими  правил   игры,  их   компетентности   и  отношение   к повышению судейской квалификации. Метод педагогического наблюдения28 Задачей   педагогического   наблюдения   являлось:   изучить   организацию процесса судейства в гандболе, содержание профессиональной деятельности гандбольных арбитров (двигательная деятельность,  оценка игровых ситуаций, принятие   управленческих   решений   и   т.д.).   Это   было   необходимо   содержания   и   направленности   подготовки   в направленные   коррекции   зависимости   от   демонстрируемых   в   условиях   соревнований,   показателей игровой деятельности. Для   анализа   соревновательной   деятельности   команд   нами   брались следующие показатели 2.3. Организация исследования В   исследовании   приняли   участие     18     действующих   гандбольных арбитров различной квалификации   из  г. Москвы  и  Московской  области, в возрасте от 19 до 50 лет. Уровень квалификации – от 1­й категории до судьи международной категории. Исследование проходило в 3 этапа. На первом этапе исследования проводился обзор научно­методической литературы,   выяснялась   проблема   исследования,   формулировались   объект, предмет, гипотеза исследования, задачи и цель работы.  На   втором   этапе   подбирались   методы   и   методики   исследования, формировалась   экспериментальная   группа.   Была   разработана   анкета   для проведения анкетного опроса судей по гандболу. На третьем этапе проводилось педагогическое наблюдение, проводился сбор   данных   по   содержанию   соревновательной   деятельности     гандбольных арбитров.  Было   проведено   анкетирование   18   судей   по   гандболу,   проводился анализ   их   результатов,   формулировались   выводы   и   практические рекомендации.29 Глава 3. Результаты  исследования 3.1. Результаты анализа научно­методической литературы30 Анализ  научно­методической  литературы  показал,  что  специалисты  в области   таких   популярных   и   высоко   бюджетных   спортивных     игр,   как баскетбол,   хоккей   с   шайбой   и   футбол,   давно   и   целенаправленно   ведут исследования   в   области   профессиональной   деятельности   спортивных арбитров. В   отдельных   изученных   нами   работах   предпринимались   попытки трактовать вопросы судейства с позиций спортивной науки. В них достаточно широко рассматривается   большинство важных аспектов профессиональной деятельности спортивных арбитров. Так, широко рассматриваются вопросы  о тренировке функциональных возможностей,   об   отборе   и   комплексном   контроле   подготовленности   эффективные арбитров,   предложены   и   экспериментально   проверены   программы подготовки,  выработаны количественные оценки ряда важнейших факторов подготовленности и качества судейства.  Кроме того, разработаны модельные   характеристики     уровня   подготовленности   арбитров   высшей квалификации,   используемые   в   качестве   нормативных   при   контроле эффективности   их   специальной   подготовки   для   соревнований   самого высокого ранга. Специалисты   считают,   что   решающим   фактором   существующего, фактически естественного отбора, является накопленный опыт практического судейства арбитров.   В то же время, очевидно, что на современном этапе развития спортивных игр отбор к судейской деятельности должен выступать как   сложный   педагогический   процесс,   требующий   определённой   формы   и содержания и носить объективные основания и критерии отбора. Централизованная   специализированная   подготовка   арбитров предусматривается уже в детских спортивных учреждениях, но оно уже на первом   этапе   сопряжено   с   большими   трудностями.   Корректность привлечения   к   судейской   деятельности   юношей   подтверждается31 высказываниями многих специалистов, так как, чтобы стать судьёй высокой квалификации, необходимо как минимум 5­7 лет. В настоящее время чаще всего   проводятся   самостоятельные   занятия,   подкреплённые   участием   в кратковременных семинарах или судейских сборах. К   сожалению,   подобные   серьёзные   исследования   относительно профессиональной подготовки арбитров различной квалификации в гандболе не проводились. Скудный объём информации [,17, 18, 19, 36] и медленное проникновение   в   эту   область   научных   исследований   заметно   усложняет решение   задачи   укомплектования   судейского   корпуса   многими высококвалифицированными арбитрами.  Например, в списочном составе ИГФ среди пар судей международного уровня от России присутствует лишь 3 пары судей, так же как и  маленькой Испании.  В   ходе   исследования   нам   удалось   получить   данные   о   профилях гандбольных арбитров международного уровня.  Таблица № 1 Профиль арбитра (женщины) Средние данные по группе Возраст, лет Вес, кг Рост, см BODY MASS INDEX % жировой массы Таблица № 2 Профиль арбитра (мужчины) Средние данные по группе Возраст, лет Вес, кг Рост, см BODY MASS INDEX % жировой массы 35,4 63,8 166,8 22,9 20% 34,18 86,18 g 181,9 25’9 19,2232 ИГФ, проводя отбор судей, рекомендует определенный двигательный режим,   специализированное   питание   и   тренировку   длительными     перед ответственными соревнованиями. Например,   программа   тренировки   арбитров   по   повышению выносливости и росту общей работоспособности включает специальную 5­8­ недельную программу.  5-8 недель (4 -6 недель)  Цель: преобразование  Рабочий план: 3 занятия в неделю  Тренировочный план: Разогрев : 5 минут Растяжка : 10 минут    45-55 минут ускорения: короткие, по диагонали, 200-300 метрах серии, и спринт с периодами восстановления.  В соответствии с личными обстоятельствами каждого судьи: упражнения Stret ching- и время восстановления будет меняться.  Контрольная игра, товарищеский матч до начала соревнований. Эта информация будет включена в качестве учебного занятия.  Будьте особенно осторожны: не напрягаться сухожилия и мышцы. Ежегодные курсы ИГФ по подготовке новых судей и подтверждению квалификации уже действующих включают разделы: 1.   Теоретическая   подготовка   по   изучению   и   интерпретации   ложных пунктов правил игры (Рис. 1) 2. Практическая подготовка. 3. Физическая подготовка. 4. Психологическая подготовка. После прохождения курсов слушатели сдают зачеты по физической подготовленности (Shuttle­test – Рис.2), тест по знанию  и интерпретации правил игры,33 Рис.1   Фрагмент   обучающих   материалов   теоретической   подготовки судей курсов ИГФ Рис.2 – Подготовка и проведение теста Shuttle­test 3.2. Результаты сбора информации о гандбольных арбитрах  В   ходе   анализа   результатов   сбора   информации   все   участники исследования были разделены нами на две группы.34 В   первую   вошли   гандбольные   арбитры   высокой   квалификации  (n=9), имеющие     Всероссийскую     и   международную   категорию,   а   во   вторую   – арбитры низкой квалификации (n=9), имеющие 2­ю и 3­ю категории. В обе группы вошли представители обоих полов. Анализ данных показал, что арбитры высокой квалификации – это люди не   моложе   35   лет,   имеющие   высшее   физкультурное   педагогическое образование  и стаж судейства не менее 14 лет. Арбитры низкой квалификации – это люди не старше 21 года, имеющие незаконченное   высшее   педагогическое   и   физкультурное   педагогическое образование и стаж судейства не более 3 лет. Арбитры   высокой   квалификации   заявили   о   том,   что   профиль   их основной   работы   полностью   соответствует   полученному   образованию, склонностям и желаниям, тогда как арбитры низкой квалификации считают, что   их   основная   трудовая   деятельность   лишь   формально соответствует(77,8%) или практически не соответствует(22,2%) полученному образованию, склонностям и желаниям. Большинство   арбитров   высокой   квалификации   (66,7%)   заявили,   что выбор   ими   профессии   спортивного   арбитра   был   случайностью,   и   только некоторые (33,3%) убеждены, что такой выбор был сделан ими по призванию. В свою очередь, арбитры низкой квалификации  в большинстве своём (66,7%) убеждены в том, что спортивный арбитраж является их призванием и только часть(33,3%) считает свой выбор случайность. Представители   обеих   групп   расценивают   свою   профессиональную карьеру   в   качестве   гандбольного   арбитра   как   успешную   (55,6%)   и   скорее успешную(44,4%). Следует отметить и тот факт, что 100% респондентов заявили о том, что не испытывают беспокойство, связанное с возможностью потери работы спортивного арбитра.35 Таблица № 3 ­ Характеристика гандбольных арбитров Арбитры высокой квалификации(n=9) Не моложе 35 лет Не менее 14 лет Высшее физкультурное педагогическое Полностью  соответствует (100%) Арбитры низкой квалификации(n=9) Не старше 21 года Не более 3 лет Незаконченное высшее педагогическое и физкультурное педагогическое Формально  соответствует (77,8%) Практически  не соответствует(22,2%) Возраст Стаж судейства Образование Соответствие профиля  основной работы  полученному   образованию,  склонностям и  желаниям     Выбор профессии Случайность (66,7%) Случайность (33,3%) гандбольного арбитра Успешность карьеры гандбольного арбитра Призвание(33,3%) Успешная (88,9) Скорее успешная Возможность потерять работу гандбольного арбитра   (11,1%) Не беспокоит (100%) Призвание(66,7%) Успешная (22,2%) Скорее успешная (77,8%) Не беспокоит (100%) 3.3. Результаты анкетирования гандбольных арбитров В   результате   анкетирования   гандбольных   арбитров   различной квалификации нами были получены следующие данные.36 Арбитров   высокой   квалификации   спортивный   арбитраж   как профессиональная   деятельность   больше   всего   привлекает   возможность профессионального   роста,   а   арбитров   низкой   квалификации   ­   высоким статусом и связанным с ним властью и влиянием. На   вопрос   о   том,   проводится   ли   арбитраж   в   соответствии   со спортивным   законодательством,   арбитры   высокой   квалификации   ответили положительно   (100%).   С   ними   согласны   только   77,   8%   арбитров   низкой квалификации. Правила   гандбола   постоянно   эволюционируют,   меняются   отдельные пункты,   появляются   новые.   Арбитры   высокой   квалификации   считают,   что вследствие   изменения   правил   судить   стало   сложнее.   Мнения   их   менее опытных коллег разделились: одна треть считает, что судить стало сложнее, вторая – легче/, третья – что ничего не изменилось. На вопрос о том, должен ли арбитр обслуживать соревнования только   арбитры   высокой   квалификации   ответили определённого   уровня, отрицательно, а почти все (77,8%) арбитров низкой квалификации с ними не согласны. В большинстве командных игровых видов спорта в том или ином объёме арбитры   прибегают   к   просмотру   видеозаписей   для   принятия   адекватного решения.   Почти   все   гандбольные   арбитры   высокой   квалификации   (88,9%) считают,   что   в   гандболе   стоит   использовать   данную   технологию.   Больше половины их молодых коллег(55,6%) даже не задумывалось над этим. По вопросу о том, имеет ли право арбитр на субъективную трактовку Правил,   мнения   арбитров   высокой   и   низкой   квалификации   диаметрально противоположны. Менее опытные арбитры склонны трактовать Правила по своему усмотрению, а их более опытные коллеги считают это недопустимым.37 Кроме   того,   опытные   арбитры   считают   субъективную   трактовку эпизодов     проблемой   морально­этического   плана(100%),  а  арбитры   низкой квалификации, в большинстве своём (88,9%) – недостатком опыта.   Все   респонденты   считают,   что   меры   наказания   игроков   не   должны зависеть от личности спортсмена, положения команды в турнирной таблице, значимости матча. В то же время арбитры высокой квалификации заявили, что применение   таких   мер   зависит   от   времени   нарушения   (100%),   а   арбитры низкой   квалификации   –   что   наказания   могут   зависеть   от   установок руководства коллегии судей (88,9%). Отвечая на вопрос о том, имеет ли право арбитр «пожалеть» игрока или команду, не давая адекватной оценке ситуации, представители обеих групп респондентов были единодушны – нет, не имеет (94,4%). Имеет   ли   право   арбитр   на   некоторую   субъективность   оценок,   на «послабления» при определении наказания арбитры высокой квалификации ответили   положительно   отрицательно (88,9%).   (88,9%),   а   арбитры   низкой   квалификации Треть   арбитров   низкой   квалификации     согласились   с   тем,   что допустимо   коллегиально,   по   завершении   матча,   корректировать   решения арбитров о наказании спортсмена, тогда как арбитры высокой квалификации считают такое явление совершенно недопустимым. На вопрос о том, какую роль должен играть арбитр в процессе своей   высокой   квалификации профессиональной   деятельности,   арбитры   единодушно   указали   на   роль   эксперта,   а     почти   половина   малоопытных арбитров (44,4%)видят себя участниками соревнований. При   оценке   степени   влияния   на   эффективность   профессиональной деятельности   гандбольных   арбитров   различных   факторов,   арбитры   как высокой,   так   и   низкой     квалификации     посчитали   весьма   важными   такие38 качества, как профессионализм, компетентность, честность, стиль поведения и опыт работы. Кроме   того,   респонденты   посчитали,   что   для   осуществления эффективной профессиональной деятельности   гандбольный арбитр должен обладать следующими специфическими умениями и навыками: ­ умением брать на себя ответственность за принятые решения; ­ способностью отстоять свою правоту; ­ объективностью в оценке сложившейся ситуации; ­  умением взаимодействовать в составе судейской бригады; ­ актёрским талантом; ­ владением вербальными средствами (голос, интонация); ­ владением навыками перемещений и выбора позиции; ­  умением контролировать  свои эмоции; ­ умением контролировать  действия спортсменов; ­ внешний вид; ­ знание иностранных языков. При   оценке   факторов,   которые   следует   учитывать   при   отборе гандбольных арбитров на конкретные соревнования, арбитры как высокой, так и   низкой   квалификации   единодушно   выдвинули   на   первый   план необходимость успешного прохождения кандидатами специальных судейских курсов.  Следует отметить, что, по мнению арбитров высокой квалификации, кандидатам также желательно иметь опыт спортсмена высокой квалификации в   гандболе,   физкультурное   образование   или   высшее   образование   любого профиля.   В   свою   очередь,   их   коллеги   с   более   низкой   квалификацией разделились   во   мнениях:     почти   половина   (44,4%)   их   считает   опыт спортсмена­гандболиста необязательным, а больше половины(66,7%) считает, что нет необходимости в физкультурном или высшем образовании.39 Арбитры   высокой   квалификации   повышают   свои   профессиональные знания   читая   специальную   литературу,   обращаясь   к   инструкциям   и методическим   письмам,   общаясь   с   коллегами   по   цеху   и   представителями других видов спорта, анализируя их и собственную деятельность. Кроме того, они   принимают   участие   в     различных   (в   том   числе   и   международных) семинарах   по   повышению   квалификации   и   консультируются   с   научными работниками. Их   менее   опытные   коллеги   ограничиваются   анализом   собственной деятельности,  анализом   деятельности   коллег   и   общением   с   ними,  а   также посещением семинаров повышения квалификации.  При этом они принимают участие   только   в   ежегодных   семинарах,   обязательных   для   подтверждения судейской категории. Следует отметить, что из числа всех участников исследования только один   специалист   высокой   квалификации   участвует   в   научно­методических конференциях и ведёт научно­исследовательскую работу. Анкетирование   показало,   что   для   обеих   категорий   респондентов основными источниками информации по спортивному арбитражу и смежным сферам   являются   спортивная   периодика   (журналы)   и   просмотры видеозаписей деятельности коллег, а также собственной деятельности. При этом   никто из арбитров низкой категории не использует данные источники регулярно.   Кроме   того,   практически   никто   из   респондентов   (n=17)   не использует учебную литературу, издания по педагогике и психологии, издания медико­биологического   профиля, авторефераты.   научные   обзоры,   диссертации   и Среди факторов, от которых, по их мнению, в первую очередь зависит психологическая   подготовленность   гандбольных   арбитров,   респонденты выделили характер и темперамент арбитра, его морально­волевые качества,40 особенности восприятия и внимания, свойства памяти, владение речью и опыт судейства. Кроме   того,   участники   исследования   выделили   ряд   специальных качеств, развитие и совершенствование которых позволит повысить уровень психологической подготовленности гандбольного арбитра.  Это:  ­ психологическая устойчивость;  ­ чувство времени;  ­ чувство пространства;  ­ умение быстро принимать решения;  ­ тактическое мышление;  ­ умение настроиться на судейство;  ­ самоконтроль.      На   вопросы, связанные  с повышением   квалификации   гандбольных судей,   арбитры   высокой   квалификации   заявили,   что   за   последние   годы повышение внимания к этому вопросу не наблюдается, а их менее опытные коллеги   отстранились   от   ответа,   ссылаясь   на   непродолжительность   своей карьеры арбитра. В   то   же   время   абсолютно   все   респонденты   заявили,     что     считают периодическое   прохождение   профессиональной   аттестации   арбитров необходимым и результативным. На   вопрос   о   том,   какую   дополнительную   проблематику,   помимо специальных   дисциплин   по   организации   и   ведению   судейства,   желательно включать   в   программу   обучения   гандбольных   арбитров,   респонденты перечислили следующие направления:  ­ российское и международное спортивное право,  ­ трудовое и гражданское право; ­ спортивный маркетинг и менеджмент; ­ экономика и предпринимательство в спорте;41 ­ психология делового общения и конфликтология; ­ особенности фан­культуры в спорте; ­ информационные технологии; ­  обеспечение связей с общественностью; ­ делопроизводство. Проанализировав полученную информацию в ходе исследования было установлено,     что   наибольшей   важностью   и   значимостью   при   выполнении судейских действий пользуются такие субъективные факторы (табл.1), как:  1.Теоретическаяподготовка,   знание   правил   игры   и   современного состояния гандбола, как основа  понимания игры для качественного судейства (100%).  2.     Практическая   подготовка,           как   знание   технико­тактических особенностей приемов игры и их  объективная оценка (100%).  3.Опыт судейства (80%), как фактор стабильности в оценке сложных ситуаций в процессе игры.  4. Ответственность, как формирования долга перед участниками игры за качество судейства(56%).  5.   Объективность   и   порядочность,   существующие   независимо   от участников игры, как равное отношение ко всему игровому процессу (80%).  6.   Прогнозировать   возможные   конфликтные   ситуации,   технико­ тактические ошибки, поведение игроков и тренеров (79%).  7.   Специальные   способности   (100%).   Исходя   из   полученных   данных видно,   что   все   предлагаемые   нами   факторы   оказались   равно   в   большей степени   значимыми   по   отношению   друг   к   другу.     Но   следует   выделить психические процессы и свойства личности в совокупности со специальными способностями, как наиболее сложные по оценки качества:  8. Психические процессы и свойства личности (94.5%):        ­ зрительные ощущения ­ 98%;42       ­ восприятие движения – 87%;        ­ восприятие пространства – 86%;        ­ устойчивость внимания ­ 84%;        ­ объем внимания ­ 65%;        ­ интенсивность внимания ­ 76%;        ­ колебание внимания ­ 56%;         ­ оперативное мышление (анализ– 85%, сравнение объектов– 80%, обобщение– 70%, конкретизация– 60 %). Другие   психические   процессы   и   свойства   личности,     которые   также были   включены   в   анкетирование,   имели   достаточно   низкий   показатель значимости. При этом хотелось бы отметить, что отдельные из них имеют  Высокий показатель значимости (восприятие времени ­ 55%; синтез ­ 54%; волевые усилия ­ 61%; эмоции ­ 50% и др.), а это указывает на то, что при   выполнении   отдельных   судейских   действий   их   наличие   является необходимым условием.              Кроме того,  большинство рассматриваемых нами действий требует проявления не   одного, а совокупности целого ряда психических процессов и свойств личности арбитров. Таблица № 4 – Результаты анализа субъективных факторов, характеризующих качество судейства в гандболе43                                                                    Таким   образом,   результаты   проведенных   исследований   позволили установить ряд основных субъективных факторов,   которые в дальнейшем могут служить основанием для формирования профессионального мастерства судьи по гандболу. И   в   заключении   участники   исследования   посчитали   необходимым заявить, что для обеспечения должной квалификации гандбольных арбитров необходимо предпринять следующие действия:   ­   Создавать   школы   начинающих   арбитров   по   типу   разовых краткосрочных курсов;   ­   Создавать   школы   арбитров   с   2­3   летним   сроком   обучения   на региональном уровне;  ­ Создавать межрегиональные центры подготовки арбитров;  ­ Создать единый методический центр РФ;  ­ Проводить ежегодные спортивные сборы арбитров;   ­   Ввести   элементы   подготовки     арбитров     в   учебные   программы институтов физической культуры и спорта.44             Выводы:  1.  Анализ научно­методической литературы показал, что специалисты в   области   таких   популярных   и   высоко   бюджетных   спортивных     игр,   как баскетбол,   хоккей   с   шайбой   и   футбол,   давно   и   целенаправленно   ведут исследования   в   области   профессиональной   деятельности   спортивных арбитров.      К сожалению, подобные серьёзные исследования в гандболе не проводились. Скудный объём информации и медленное проникновения в эту   решение   задачи область   научных   исследований   заметно   усложняет   укомплектования судейского корпуса многими высококвалифицированными45 арбитрами. Этот факт доказывает настоятельную необходимость проведения серьезных научных исследований в данном направлении. 2. Тот   факт,   что   арбитры   высокой   категории   являются   людьми   не моложе 35 лет и имеют судейский стаж не менее 14 лет, позволяет сделать вывод о том, что повышение судейской квалификации происходит  в течение многих лет, за счёт постепенного накопления опыта, а не за счёт активных действий арбитров в направлении своего самосовершенствования. 3. Абсолютно все участники исследования единодушно заявили о том, что не боятся потерять работу гандбольного арбитра. Из этого можно сделать вывод   о   недостаточном   стимулировании   данного   вида   деятельности   со стороны Федерации гандбола России. 4. Причиной относительно низкого уровня  подготовленности арбитров 2­й   и   3­й   категорий   являются   их   категоричность,   высокое   самомнение, излишняя   увлечённость,   несовершенное   знание   правил   и   их   субъективная трактовка, нерешительность. 5. Повышение   квалификации   арбитрами   низкой   категории осуществляется,   в   основном,   за   счёт   ежегодных   летних   семинаров,   так называемых   «семинаров   допуска»,   направленность   которых   выражается скорее в предоставлении молодым арбитрам возможности подтвердить уже имеющуюся категорию, нежели, в возможности её действительно повысить. 6. Все   участники   исследования   посчитали   необходимым   заявить,   что для обеспечения должной квалификации гандбольных арбитров необходимо создавать   школы   начинающих   арбитров   по   типу   разовых   краткосрочных курсов;   школы   арбитров   с   2­3   летним   сроком   обучения   на   региональном уровне;   межрегиональные   центры   подготовки   арбитров;   создать   единый методический   центр   подготовки   гандбольных   арбитров   в   Российской Федерации.46 Практические рекомендации Основываясь на полученных в результате анализа результатов  исследования выводах, считаем возможным дать следующие практические  рекомендации: 1. Активизировать   научно­исследовательскую   деятельность   в   сфере подготовки  гандбольных арбитров высокой квалификации. 2. Обратить   внимание   федерации   гандбола   на   низкую   стимуляцию арбитров   всех   квалификаций   к   эффективной   профессиональной деятельности. 3. Дать   возможность   арбитрам   повышать   свою   квалификацию   путём создания   чёткой   системы   региональных   и   межрегиональных   центров подготовки   под     руководством   единого   методического   центра   Российской Федерации. 4. В   связи   с   тем,   что   большинство   начинающих   арбитров   являются студентами физкультурных вузов,  ввести элементы подготовки  арбитров  в учебные программы институтов физической культуры и спорта. Список литературы 1. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М.: Физкультура и спорт, 1980. 127 с. 2. Будогосский,   А.   Д.   Особенности   менеджмента   в   судействе соревнований по футболу «Communication Skills» / А. Д. Будогосский, Е. А. Турбин // Вестник спортивной науки. ­ 2008.­№1.­С.69­7147 3. Будогосский А. Д. К вопросу о необходимости внедрения единой базовой   образовательной   программы   по   подготовке   судей   начальной категории в футболе//Научно­теор. Журнал «Учёные записки ун­та им. П.Ф. Лесгафта. – 2007. – с.26­31.» 4. Будогосский   А.Д.  "Организационно­педагогические   аспекты построения   процесса   профессиональной   подготовки   футбольных   арбитров начальной категории" Дисс. канд. пед. наук./ М. 2009г. 5. Вайсфельд   Л.В.   Методика   специальной   физической   подготовки судей высокой квалификации по хоккею с шайбой : автореф. .дисс. канд. пед. наук. / Л.В. Вайсфельд. М., 1996 ­ 23 с. 6. Григорьев   М.   Давыдов   М.   Руководство   для   судей.   Методика   и техника судейства, М, 1995, Т. К. РФБ 28 с. 7. Григорьев М. Давыдов М. Настольная книга судьи. М, 1997, Т. К. РФБ ­ 39 с. 8. Григорьев М. Давыдов М. Механика судейства. М, 1998,Т. К. РФБ ­ 23 с. 9. Гринбергас   Я.И.   Методические   указания   судьям   по   гандболу. ­Вильнюс, 1997.  10.  Давыдов М.А. Отбор и специальная физическая подготовка судей спортивных игр : автореф. . .дисс. канд. пед. наук. / М.А. Давыдов. ­М., 1986.­ 22с. 11.  Давыдов   М.А.   Методические   рекомендации   по   проведению семинаров судей по баскетболу. М, 1984. ­ 43 с. 12.  Давыдов   М.А.   Судейство   соревнований   по   баскетболу.   М,   Фис, 1984.­ 124 с. 13.Ерофеев   С.Д.   Специальная   подготовленность   баскетбольных арбитров : автореф. .дисс. канд. пед. наук. / С.Д. Ерофеев. М., 2002. 17 с.64.48 14.  Ерофеев   С.Д.   Уровни   соответствия   психофизиологических особеностей   судьи   в   поле   по   баскетболу   профессиональным требованиям.//Современные   проблемы   физической   культуры   и   спорта. Сборник научно­ методических трудов. Выпуск 8. М.:МПГУ,2001. ­ С.33 ­34. 15.Зуев В.Н. Спортивный арбитр. М.: Советский спорт, 2004. ­ 380 с.  16.  Зуев   Н.В.   Развитие   наблюдательности   у   спортивного   арбитра   // Современные   психолого­педагогические   технологии   в   подготовке специалистов   по   физической   культуре   и  спорту.  Москва­Белгород. ­Ч. 1.­ 1999.­ 191 с.  17. Игнатьева В.Я. Юный гандболист. М., 1997. ­78с. 18. Клусов Н.П., Цуркан А.А. Гандбол. –М., 1983.­ 46с. 19. Кнышев А.К. Организация и судейство соревнований по гандболу. ­ М., 1986г. ­32с. 20. Колосов В.И. Королев Ю.В. Климин В.П. Оптимизация тренировки   (система   подготовки   хоккеистов   высокой хоккеистов/   /   Хоккей квалификации) ­ М. : управление хоккея. ­ 1988 ­ вып. II. ­ С. 3­10 21.  Кулагин   Б.В.   Основы   профессиональной   психодиагностики.   М. ¡Медицина, 1984. 215 с. 22.  Курилкин   А.И.   Самооценка   личности   спортсмена   как   фактор готовности к соревновательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук.­ М.,1997.­26 с. 23.  Львов   В.С.   Обоснование   структуры   и   содержания   силовой подготовки хоккеистов высокой квалификации в подготовительном периоде/ / Автореф.   дисс.   канд.   пед.   наук.   ­   М.   :   РГАФК.   ­   1993.   ­   22с. 24.  Марищук   Ю.М.   Методики   психодиагностики   в   спорте.   М.: Просвещение, 1984. ­ 191 с.49 25. Мельничук В. Система подготовки арбитра. Донецк: Футбол­Профи. ­ №4. ­ 2007. ­ С. 42­47. 26.  Митин   Ю.С.   Структура   и   динамика   подготовленности высококвалифицированных хоккеистов/ / Автореф. дисс.... канд. пед. наук ­  Малаховка:   МОГИФК.   ­   1990.   ­   21   с. 27. Мяконьков В.А., Николаев А.В. Профессионально важные качества арбитров и методики их изучения. Донецк: Футбол­Профи, ­ №1. ­2006.­С. 54­ 59. 28.  Николич А.,Параносич В. Отбор в баскетболе. М.: Физкультура и спорт, 1984. ­ 143 с.105 . 29.Родионов A.B. Влияние психологических факторов на спортивные результаты. М.: Физкультура и спорт,1984. ­ 112 с. 30.Полиевский   С.А.,   Костикова   Л.В.,   Ерофеев   С.Д.,   Давыдов   М.А. Критерии   отбора   и   функциональной   подготовки   баскетбольного   арбитра. Теория и практика ФК. № 11.­ 2001. ­ С. 53­55.  31.Рекомендации   по   проведению   курсов   кандидатов   в   арбитры   для региональных, областных и городских судейских организаций. СПб.: КФА, 2002. ­ 14 с.   32.Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Определение одарённостей и поиск талантов в спорте. М.: Спортакадемпресс, 2000. ­ 112 с.  33. Савин Я.О. Типология судей. М.: «Центр — «Футбольный арбитр», 2005.­ 16 с.    34. Спирин А.Н.,, Будогосский А.Д Судейство: взгляд на проблему. ­М.: «Центр­«Футбольный арбитр», 2003. ­273 с.   35. Спирин А.Н.,Будогосский А.Д., Енютин B.JI. «Communication Skills Искусство   взаимоотношений   и   особенностей   менеджмента   в   судействе   М.: соревнований   по   футболу.   Искусство   управления.».­ «Центр­«Футбольный арбитр», 2003. 55 с.50  36. Суслов Н.Г. Судейство соревнований по гандболу. // Методическое письмо. М.: 1974. ­ 37с.  37.  Трихсвятский  И.  Правила  должны  знать все. Планета  Баскетбол. ­2001.­N4(21)­ С.4 7.