Особенности профориентационной работы с учащимися, выбирающими профессии, связанные с наукой
Оценка 4.8
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
25.02.2019
Профориентационная работа в школе - одно из важных направлений в работе с учащимися выпускных классов. Работа с детьми, выбирающими профессии, связанные с наукой, имеет свои особенности. В статье освещены некоторые направления в данной работе. Материал будет полезен в работе школьным психологам и классным руководителям.
Особенности профориентационной работы для выбора учащимися профессий, связанных с наукой.docx
Особенности профориентационной работы для выбора учащимися
профессий, связанных с наукой
Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик
школы без исключения. Ответ на этот вопрос стараемся помочь найти, проводя
профориентационную работу в школе. Под профориентацией понимают систему
мероприятий, помогающих молодому человеку, вступающему в жизнь, обоснованно выбрать
профессию или систему работы в целях развития профессиональной направленности, помощи
учащимся в моменты профессионального самоопределения.
Профессиональная ориентация обучающихся в школе существует давно и
осуществляется, главным образом во внеурочное время. Результаты анкетирования
обучающихся показывают, что основными мотивами выбора профессии школьниками
являются интерес к школьному предмету, наличие специальных способностей, социальная
значимость и престиж, интерес к профессии, материальная заинтересованность, подражание
родителям и старшим, романтика риска, поиска новизны, возможность творчества.
Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии – важная социально
педагогическая задача. В психологопедагогической литературе профессиональная
ориентация рассматривается как:
процесс оказания помощи старшеклассникам в выборе профессии в соответствии со
способностями, склонностями и рынком труда;
целенаправленная деятельность школы и ее партнеров, учащихся и родителей по
оказанию помощи в сознательном и обоснованном выборе профессии.
Профессиональное просвещение молодежи основывается на реальной потребности в
конкретных профессиях. В настоящее время в связи с потребностями нашего общества и
страны в целом возникла острая потребность в профессионалах и профессиях, связанных с
наукой и научной деятельностью. Люди науки – это специалисты, чей труд непосредственно
связан с хранением, выработкой и передачей знаний, умений, навыков. Учитель, астроном,
реставратор, социолог все эти профессии объединяет одно короткое слово – наука.
Поэтому профориентационная работа с учащимися, выбирающими профессии, связанные с
наукой, должна иметь свои особенности.
Профориентационная работа на уроках
Содержание современного школьного курса преподаваемых предметов обладает
большим профориентационным потенциалом и позволяет познакомить школьников не только
с актуальными в настоящее время специальностями (например, эколога, фармацевта,
санитарного врача, ландшафтного дизайнера), но и многими другими, в том числе с
профессиями, связанными с наукой. Именно поэтому, одним из самых главных
содержательных компонентов профориентационной работы на уроках можно считать
профессиональное просвещение и диагностика.
Курсы по выбору
Большая роль в профессиональном самоопределении отводится не только урокам, но
еще и курсам по выбору. Широкая палитра этих курсов помогает выявить интересы,
проверить возможности обучающихся. Такие курсы носят краткосрочный и чередующийся
характер, являются своего рода учебными модулями, которые помогают расширить область
знаний, создают благоприятные условия для раскрытия склонностей, способностей,
творческой индивидуальности,
способствуют профессиональному определению и
подготавливают к выбору конкретного профиля обучения.
Взаимосвязь школы и высших учебных заведений Профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой школы и
педагогов. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий
одних педагогов явно недостаточно.
Поэтому совместная работа школ и высших учебных заведений в этом направлении, на
наш взгляд, необходима с целью практического ознакомления учащихся с профессиями,
востребованными на рынке труда, выявления их интересов, склонностей, профессиональных
предпочтений.
Методы профориентационной работы высшего образовательного учреждения можно
предложить разделить на активные и пассивные. К пассивным методам относятся лекции,
беседы о направлениях подготовки, проводимые преподавателями образовательного
учреждения, распространение полиграфической продукции, оформление информационных
стендов о направлениях и профилях вуза и т.д.
Активные методы профориентации образовательного учреждения предполагают
использование интерактивных форм работы и направлены на косвенное вовлечение
предполагаемых абитуриентов в мир науки и студенчества. К ним относится привлечение
школьников, учащихся профессиональных учебных заведений к работе вузовских научных
кружков, научнопрактических конференций, организация олимпиад для школьников,
выполнение совместных научных и социальных проектов, проведение тренингов, дискуссий,
ролевых и деловых игр, проведение дней науки и дней открытых дверей, создание
специализированных классов для углубленной подготовки по ряду дисциплин.
Одной из форм совместной работы может быть профориентационный квест,
представляющий собой обследование реального мира, в данном случае мира профессий,
включая решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
При помощи ролевой игры учащихся возможно познакомить с различными областями
профессиональной деятельности разных специалистов, а также с особенностями
профессиональных компетенций.
Целью проведения мастерклассов может являться повышение грамотности школьников
в вопросах выбора учебного заведения и профессии, повышение интереса к деятельности,
связанной с этими профессиями.
В рамках проведения совместных мероприятий с целью профдиагностики необходимо,
на наш взгляд, организовать компьютерное профориентационное тестирование для
школьников, дающее информацию по структуре интересов по сферам профессиональной
деятельности, оценке структуры интеллекта, оценке структуры личности и т.д.
Таким образом, профессиональное определение учащихся, выбирающих профессии,
связанные с наукой, должно быть эффективным в современных образовательных условиях,
предоставлять достаточно информации о профессиях, связанных с наукой, и путях их
получения. Молодой человек, стоящий перед выбором, должен четко представлять
профессиональные требования к человеку, знать конкретное место получения профессии и
потребности в данных специалистах того региона, в котором он проживает, и общества в
целом.
Используемые источники:
1. http://www.proprof.ru
2. https://www.profguide.io 3. https://newtonew.com
Особенности профориентационной работы с учащимися, выбирающими профессии, связанные с наукой
Особенности профориентационной работы с учащимися, выбирающими профессии, связанные с наукой
Особенности профориентационной работы с учащимися, выбирающими профессии, связанные с наукой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.