Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики
Оценка 4.6

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физика
Взрослым
23.07.2019
Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики
В статье рассматриваются особенности профориентационной работы учителя физики ГБОУ Школы № 1413 в профильных классах в области техники и космонавтики. В школе многие годы функционировала городская экспериментальная площадка «Эксперимент в космосе». Опираясь на опыт работы, в работе показаны примеры наиболее интересных мероприятий и форм работы, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий.
профориентационная работа.docx
Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики Один из путей системной организации  профориентации ­ расширение учителем кругозора профессиональных   возможностей   учащегося.   Для   этого   в   обучении   необходимо использовать научно­исторический подход, интегрированный с принципами практической направленности   и   связи   обучения   с   жизнью.     Эти   подходы   выводят   педагога   на «метапредметный» уровень деятельности, уровень формирования знаний с использованием истории мировой культуры, науки и  техники.  Социально­экономическое положение России обязывает пересмотреть цели образования, переориентировать их так, чтобы в обществе возникло динамическое равновесие во всех сферах экономики и производства, обеспечивалась социальная стабильность. На данный момент   в   обществе   существует   избыток   специалистов   социально­гуманитарного направления   –   юристов,   экономистов,   управленцев   и   т.   п.,   и   уже   достаточно   остро ощущается   дефицит   инженеров,   техников,   конструкторов,   проектировщиков,   то   есть специалистов   научно­технического   профиля.   Очень   остро   стал   подниматься   вопрос, связанный   с   проблемами   современного   профессионального   образования   в   области инженерных и технических направлений. О его важности говорил и президент России В.В. Путин   в   своем   ежегодном   Посланием   Федеральному   Собранию   1   декабря   2016   года: «Важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать   сегодняшние   благоприятные   возможности». Сегодня   актуален   приоритет   инженерно­технического   профессионального ориентирования! На первый план выступает конкурентоспособность человека, он должен быть высококвалифицированным специалистом, способным быстро приспосабливаться к новым   условиям   труда,   лидировать   по   профессиональным   качествам.  От   того,   как учитель подготовит ученика к выбору профессии, насколько его   ученик окажется компетентным и способным к лидерству, зависит будущее страны!  Социальные   условия   последних   лет   породили   не   только   переизбыток   гуманитарных профессий,   они   сформировали   мотивационную   неготовность   выпускников   к   выбору профессий,   связанных   с   техникой.   Физика   как   учебный   предмет   не   занимает   в   жизни большинства учеников ведущее место. Поэтому уделять большое внимание прикладным (техническим) вопросам физики в процессе обучения закономерно и вполне оправданно. Учитель   должен     показать   ученикам   различные   сферы   физико­технической профессиональной деятельности и связанные с ней физические методы исследования при решении   конкретных   практических   задач,   пути   решения   глобальных   проблем современности.   Важно   доказать   учащимся,   что   физика   является   основой   техники   и технологий,   что   только   благодаря   физическим   знаниям   о   природных   явлениях человечество создало новую технику и внедрило ее достижения в свой повседневный быт. В   общей   дидактике   рассматриваемая   проблема   всегда   решалась   как   принцип политехнического   обучения.   В   рамках   предмета   физики   задачи   политехнического обучения   ­   это  вооружение   учащихся   знаниями   о  физических   принципах   современного производства, его технике и технологии; формирование у них умения применять знания по физике для решения различных физико­технических задач; выработка умений и навыков обращения   с   широко   распространенными     в   современной   технике   контрольно­ измерительными приборами, приборами управления, источниками энергии, формирование знаний   о   способах   ее   преобразования   и   использования;   формирование   определенных качеств   личности:   профессиональной   направленности,   творческой   инициативы, пытливости, исследовательских и конструкторских умений. Расширять   профессиональный   кругозор   можно   при   знакомстве   с   биографиями   ученых. Целесообразно говорить  о тех, кто не был слишком далек от запросов практики: каждый ученый делал то, что считал важным, что его влекло, и что лучше всего у него получалось. Например, будучи вначале смотрителем, а затем и директором королевского Монетного двора, И. Ньютон добился важного технического успеха: он наладил перечеканку монет. И наш   соотечественник   М.В.   Ломоносов,   наряду   с   серьезными   научными   работами, конструировал   физические,   астрономические   и   метеорологические   приборы,   среди которых были вискозиметр, газовый барометр, телескоп­рефлектор и др. А. Эйнштейн, один   из   основателей   современной   физики,   имел   на   своем   счету   около   20   патентов   на изобретения. Учащимся полезно сказать, что владение техническими навыками и наличие технического   образования   помогало   многим   будущим   исследователям­физикам   в   их научной деятельности.  Один   из   современных   подходов   к   педагогическому   сопровождению   профессионального выбора   –   профильное   обучение.   Ежегодно   наши   учащиеся   становятся   студентами технических   ВУЗов.   В   рамках   проекта   «Инженерный   класс   в   московской   школе»   был заключён   договор   с   несколькими   ВУЗами   с   целью   профессиональной   ориентации, дифференциации   и   индивидуализации   общетеоретической   и   практической   подготовки школьников, повышения качества подготовки выпускников. Педагоги школы 1413 СВАО стали участниками круглого стола, посвященного проблемам космического образования школьников,   который   прошел   в   Институте   космических   технологий   Российского университета   Дружбы   народов.   Мероприятие   было   организовано   при   участии профессорско­преподавательского     состава   профильных   и   специализированных   вузов России   ­   МГУ,   МГТУ   им.   Н.   Э.   Баумана,   МИИГАиК,   РУДН   и   др.   Присутствовали представители отраслевых корпораций РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, Госкорпорации «Роскосмос»,   учёные   академических   институтов   ИКИ   РАН,   ИМБП   РАН,   ФИРО, Института географии, сотрудники общественно­научных и просветительских организаций (Российская   Академия   космонавтики   им.   К.Э.  Циолковского,   Федерация   космонавтики РФ, др.), представители образовательных учреждений и дополнительного образования.  И сегодня тема Космоса также востребована в связи с реализацией проекта «Инженерный класс в московской школе». Справедливо встает вопрос, почему же научно­практическое образование   в   области   космических   технологий   и   экспериментов   до   сих   пор   остается актуальным и не утрачивает свой «гиперинновационный» характер? Все дело в том, что потребность отечественной школы в данной инновации обусловлена ее высокой народно­ хозяйственной   и   инженерно­технической   значимостью.   Замечательным   феноменом, демонстрирующим   заслуги   современных   педагогов   и   учащихся,   стали   прорывные космические проекты в области интеграции инженерно­космических знаний и школьного образования.   Так,   многие   талантливые   школьники,   работавшие   в   рамках   реализации программ   космического   образования,   стали   авторами   проектов   и   экспериментов, реализованных   на   борту   Международной   космической   станции   или   биоспутника, апробировали свой опыт на Международных научных конференциях и внесли значительный вклад  в  научно­технические  достижения  Отечества.  Помощь  школьных  «изобретателей, конструкторов и теоретиков» крайне важна для ученых. Последнее время Отечественная космонавтика   претерпевает   ряд   досадных   неудач.   Все   наши   соотечественники   хорошо помнят   утрату   многообещающих   дорогостоящих   космических   аппаратов,   срыв   сроков запусков, аварийные ситуации и др. Великим космическим ученым и инженерам сегодня требуются новые, молодые силы, яркие таланты, блестящие умы, которые, к сожалению, «утекают»   в   сторону   модных   гуманитарных   профессий.   И   прийти   эти   умы   должны   из сегодняшней школы. Они должны прийти в науку не раз и не два, а пополнять ряды ученых беспрерывно, в течение нескольких десятилетий. Именно в результате внедрения школьной инновационной   программы   по   реализации   космических   технологий   и   экспериментов,   в течение   нескольких   десятков   лет   в   космическую   науку   должны   прийти   молодые пассионарии, для которых Космос – это главный жизненный интерес. И не только. Это и неустанные   мозговые   штурмы,   и   кропотливые   научные   исследования,   инициатива   и изобретательство,   готовность   к   самоотверженному   служению   прогрессивной   научной мысли   по   освоению   Космического   пространства.   Вырастить   таких   талантливых   и «болеющих»   Космосом   выпускников   возможно   при   постоянном   соприкосновении педагогов и учащихся с космической темой. И степень участия педагогов по внедрению основ   космического   образования   важна   на   любом,   не   только   на   конструкторско­ изобретательском, но даже на пропедевтическом уровне. В   1995   году   в   ГБОУ   Школа   №   1413   школе   был   создан   инновационный   модуль   по подготовке ученических проектно­исследовательских работ в области «Космонавтика» в рамках Научно­образовательной программы «Эксперимент в Космосе», учрежденной МГУ им.   М.В.   Ломоносова,   Ракетно­космической   корпорацией   «Энергия»   и   Московским городским   Дворцом   детского   (юношеского)   творчества   при   поддержке   Департамента образования города Москвы. «Эксперимент в Космосе» – проект, реализующий интеграцию образования,   науки,   высокотехнологичного   производства   на   базе   общеобразовательных школ. Участие школьников в программе «Эксперимент в Космосе» позволяет эффективно решать   проблему   профориентации   и   предпрофессиональной   подготовки.   Инновацией проекта   является   создание   системы,   обеспечивающей   в   конкурсном   порядке   доступ школьников   к   участию   в   реальных   космических   программах   с   использованием Международной космической станции, транспортных кораблей и искусственных спутников Земли.   Из   педагогов,   учащихся   и   руководителей   сформировался   сплоченный   общими целями   коллектив   единомышленников, исследовательские   и   проектные   компетентности   школьников,   в   котором   успешно   формируются   выявляются   их профессиональные склонности, практически реализуются инновационные проектные идеи, апробируемые на МКС и биоспутниках РАН. Площадка «Эксперимент в Космосе» сейчас создана на базе ИКТ РУДН, поэтому школа приняла решение о сотрудничестве с этим ВУЗом. В рамках программы космобиологических исследований в 2019 году стартовал орбитальный   эксперимент   «Ряска».   Учащиеся   11   инженерного   класса   нашей   школы сотрудничали с космонавтом Алексеем Николаевичем Овчининым в космобиологическом эксперименте на Международной космической станции. Работа велась под руководством Института медико­биологических проблем РАН. 18 апреля  в Центре управления полетами состоялся специальный сеанс прямой связи с Международной космической станцией для общения   и   обмена   впечатлениями   учащихся,   участвующих   в   проекте,   с   космонавтом­ испытателем Алексеем Николаевичем Овчининым.  12 апреля, в День космонавтики, на ВДНХ, в Центре авиации и космонавтики состоялась Московская   городская   открытая   научно­практическая   конференция   «Эксперимент   в Космосе»   и   XIV   Конкурс   «Астрофизика,   геофизика,   физика   космоса   и   дистанционное зондирование Земли» при поддержке Федерации космонавтики, РКК «Энергия» им. С.П. Королёва,   ИМБП   РАН,   МГТУ   им.   Н.Э.   Баумана,   ИКИ   РАН.   Наши   ребята   из   9 предпрофильного класса выступали с проектами, которые они готовили в течение учебного года на базе Центра геоинформационных технологий инженерной академии РУДН и заняли 1 место. Развитию   технического   кругозора   способствует   экскурсионная   работа.   Наши   учащиеся регулярно   посещают   Политехнический   музей,   ЦПК   им.   Ю.   Гагарина   в   Звёздном, Мемориальный   музей   космонавтики,   Планетарий   и   др.   Ученицами   10   класса   создана конкурсная  работа  «Профессия­астроном». В  рамках  экскурсионной  программы  создан проект   «Звёздный   путь   России»,   в   который   вошли   разработанные   учащимися экскурсионные маршруты по местам Москвы, связанных с жизнью и деятельностью учёных из области авиации и космонавтики С.П. Королёва, Ф.А. Цандера, М.В. Келдыша. Реальным средством формирования профессиональных компетентностей являются занятия учащихся   робототехникой.   Используя   информационные   технологии   в   сочетании   с легоконструированием, выступая проектировщиками, конструкторами,  техниками, юные инженеры   принимают   участие   в   Международных   соревнованиях   роботов.   На   IV Московском чемпионате «Абилимпикс­2018» ученик 11 класса нашей школы, пройдя все конкурсные   испытания,   стал   Первым   в   компетенции   «Промышленная   робототехника», показав отличное владение технологическим роботом.  При   профессиональном   ориентировании   нельзя   уйти   от   рассмотрения   человеческого фактора   в   произошедших   техногенных   катастрофах   и   той   ответственности,   которая возлагается на всех участников производства. При рассмотрении причин аварий ученики начинают понимать, как сложен окружающий мир, каких значительных знаний и усилий требует его освоение и как важно думать об отдаленных последствиях своей работы. В этой связи в школе проводятся конференции из цикла «Наука и нравственность». Весьма полезно бывает подчеркнуть гуманную направленность некоторых физических открытий, например, первого использования радио А.С. Поповым (спасение рыбаков, унесенных на льдине в море). Полезно также остановиться на том, какие профессиональные качества позволили ученому прийти к этому важному изобретению. И то, что первая радиограмма А.С.   Попова   была   «Генрих   Герц»,   также   говорит   о   нравственном   облике   учёного, уважающего научные приоритеты. Формируя ценностное отношение к научно­технических   уроки   и   конференции, профессиям,   мы   посвящённые людям, преданным своей профессии и своему призванию, ­ С.П. Королеву,   проводим   открытые   интегрированные   М.В. Ломоносову, П. Флоренскому, К.Э. Циолковскому.  Одна из задач создания исследовательских проектов, посвящённых Великой Отечественной войне ­ военно­патриотическое воспитание, ориентация на профессию военного и службу в армии.   Примером   может   служить,   проект   «Размагничивание   судов   в   годы   Великой отечественной   войны».   В   нём   показана   роль   учёных   и   военных,   которые,   работая совместно, приближали Победу. К 70­летию Победы в Великой отечественной войне нами была   проведена   конференция   о   роли   науки   на   фронте   «Слагаемые   победы».   Говоря   о историко­научном подходе к анализу развития науки и техники, необходимо с позиции науки оценить достигнутые технические успехи и их роль в прогрессе общества.       Формы   нашей     профориентационной   работы   многообразны.     Этим   летом   учащиеся участвовали в исследовательской экспедиции на Сахалине. Встречаются с космонавтами, журналистами.   Решение   научно­технических   проблемных   вопросов   при   коллективном обсуждении   позволяет   ученикам   понять   принципы   взаимодействия   людей   различных профессий   и   ту   роль,   которую   играют   получаемые   ими   знания   из   области   физики   и техники. В заключение отмечу, что положительное отношение школьников к труду определяется экономическими и социальными условиями, в которых они живут и воспитываются. Задача ­ помочь ученикам, изучающим физику, понять свое место в мире профессий, осознать необходимость   повышать   свой   образовательный   уровень   в   области   истории   науки   и  техники.                                                       Информационные источники: 1. БУГАЕВ А. И . Методика  преподавания   физики   в   средней   школе : Теоретические основы: учеб. пособие для студентов пед. институтов по физ.­мат. спец. ­ М.: Просвещение, 1981. 2.ГЛАЗУНОВ А.Т.   Политехническое    образование    и    профориентация    учащихся    в   процессе  преподавания физики в средней школе. ­ М.: Просвещение, 1985. 3. КАМЕНЕЦКИЙ С.Е. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ­ М.: Издательский центр Академия, 2000. 4.   КАПРАЛОВ   А.И.   История   науки   и   техники   России   как   необходимый   компонент педагогического   образования   //   Всероссийская   конференция   музеев   вузов   России   Их имена, их дела ­ национальное достояние России, СПб, 2008.­ С. 94­101. 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ молодежи: науч. статья // Педагогика. ­ 1993.­ С. 33­37. 6.Послание   Президента   Федеральному   Собранию   1   декабря   2016   года.   –   URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения 27.04.2017); 7. УСОВА А. В. Теория и методика обучения физике в основной школе. ­ Ульяновск: Изд­ во Корпорация технологии продвижения, 2006.

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики

Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2019