Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физика
Взрослым
23.07.2019
В статье рассматриваются особенности профориентационной работы учителя физики ГБОУ Школы № 1413 в профильных классах в области техники и космонавтики. В школе многие годы функционировала городская экспериментальная площадка «Эксперимент в космосе». Опираясь на опыт работы, в работе показаны примеры наиболее интересных мероприятий и форм работы, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий.
профориентационная работа.docx
Особенности профориентационной работы учителя физики в области
техники и космонавтики
Один из путей системной организации профориентации расширение учителем кругозора
профессиональных возможностей учащегося. Для этого в обучении необходимо
использовать научноисторический подход, интегрированный с принципами практической
направленности и связи обучения с жизнью. Эти подходы выводят педагога на
«метапредметный» уровень деятельности, уровень формирования знаний с использованием
истории мировой культуры, науки и техники.
Социальноэкономическое положение России обязывает пересмотреть цели образования,
переориентировать их так, чтобы в обществе возникло динамическое равновесие во всех
сферах экономики и производства, обеспечивалась социальная стабильность. На данный
момент в обществе существует избыток специалистов социальногуманитарного
направления – юристов, экономистов, управленцев и т. п., и уже достаточно остро
ощущается дефицит инженеров, техников, конструкторов, проектировщиков, то есть
специалистов научнотехнического профиля. Очень остро стал подниматься вопрос,
связанный с проблемами современного профессионального образования в области
инженерных и технических направлений. О его важности говорил и президент России В.В.
Путин в своем ежегодном Посланием Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года:
«Важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы. Нам нужно быть
сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере
использовать
сегодняшние
благоприятные
возможности».
Сегодня актуален приоритет инженернотехнического профессионального
ориентирования! На первый план выступает конкурентоспособность человека, он должен
быть высококвалифицированным специалистом, способным быстро приспосабливаться к
новым условиям труда, лидировать по профессиональным качествам. От того, как
учитель подготовит ученика к выбору профессии, насколько его ученик окажется
компетентным и способным к лидерству, зависит будущее страны!
Социальные условия последних лет породили не только переизбыток гуманитарных
профессий, они сформировали мотивационную неготовность выпускников к выбору
профессий, связанных с техникой. Физика как учебный предмет не занимает в жизни большинства учеников ведущее место. Поэтому уделять большое внимание прикладным
(техническим) вопросам физики в процессе обучения закономерно и вполне оправданно.
Учитель должен
показать ученикам различные сферы физикотехнической
профессиональной деятельности и связанные с ней физические методы исследования при
решении конкретных практических задач, пути решения глобальных проблем
современности. Важно доказать учащимся, что физика является основой техники и
технологий, что только благодаря физическим знаниям о природных явлениях
человечество создало новую технику и внедрило ее достижения в свой повседневный быт.
В общей дидактике рассматриваемая проблема всегда решалась как принцип
политехнического обучения. В рамках предмета физики задачи политехнического
обучения это вооружение учащихся знаниями о физических принципах современного
производства, его технике и технологии; формирование у них умения применять знания по
физике для решения различных физикотехнических задач; выработка умений и навыков
обращения с широко распространенными
в современной технике контрольно
измерительными приборами, приборами управления, источниками энергии, формирование
знаний о способах ее преобразования и использования; формирование определенных
качеств личности: профессиональной направленности,
творческой инициативы,
пытливости, исследовательских и конструкторских умений.
Расширять профессиональный кругозор можно при знакомстве с биографиями ученых.
Целесообразно говорить о тех, кто не был слишком далек от запросов практики: каждый
ученый делал то, что считал важным, что его влекло, и что лучше всего у него получалось.
Например, будучи вначале смотрителем, а затем и директором королевского Монетного
двора, И. Ньютон добился важного технического успеха: он наладил перечеканку монет. И
наш соотечественник М.В. Ломоносов, наряду с серьезными научными работами,
конструировал физические, астрономические и метеорологические приборы, среди
которых были вискозиметр, газовый барометр, телескопрефлектор и др. А. Эйнштейн,
один из основателей современной физики, имел на своем счету около 20 патентов на
изобретения. Учащимся полезно сказать, что владение техническими навыками и наличие
технического образования помогало многим будущим исследователямфизикам в их
научной деятельности.
Один из современных подходов к педагогическому сопровождению профессионального
выбора – профильное обучение. Ежегодно наши учащиеся становятся студентами технических ВУЗов. В рамках проекта «Инженерный класс в московской школе» был
заключён договор с несколькими ВУЗами с целью профессиональной ориентации,
дифференциации и индивидуализации общетеоретической и практической подготовки
школьников, повышения качества подготовки выпускников. Педагоги школы 1413 СВАО
стали участниками круглого стола, посвященного проблемам космического образования
школьников, который прошел в Институте космических технологий Российского
университета Дружбы народов. Мероприятие было организовано при участии
профессорскопреподавательского состава профильных и специализированных вузов
России МГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИИГАиК, РУДН и др. Присутствовали
представители отраслевых корпораций РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, Госкорпорации
«Роскосмос», учёные академических институтов ИКИ РАН, ИМБП РАН, ФИРО,
Института географии, сотрудники общественнонаучных и просветительских организаций
(Российская Академия космонавтики им. К.Э. Циолковского, Федерация космонавтики
РФ, др.), представители образовательных учреждений и дополнительного образования.
И сегодня тема Космоса также востребована в связи с реализацией проекта «Инженерный
класс в московской школе». Справедливо встает вопрос, почему же научнопрактическое
образование в области космических технологий и экспериментов до сих пор остается
актуальным и не утрачивает свой «гиперинновационный» характер? Все дело в том, что
потребность отечественной школы в данной инновации обусловлена ее высокой народно
хозяйственной и инженернотехнической значимостью. Замечательным феноменом,
демонстрирующим заслуги современных педагогов и учащихся, стали прорывные
космические проекты в области интеграции инженернокосмических знаний и школьного
образования. Так, многие талантливые школьники, работавшие в рамках реализации
программ космического образования, стали авторами проектов и экспериментов,
реализованных на борту Международной космической станции или биоспутника,
апробировали свой опыт на Международных научных конференциях и внесли значительный
вклад в научнотехнические достижения Отечества. Помощь школьных «изобретателей,
конструкторов и теоретиков» крайне важна для ученых. Последнее время Отечественная
космонавтика претерпевает ряд досадных неудач. Все наши соотечественники хорошо
помнят утрату многообещающих дорогостоящих космических аппаратов, срыв сроков
запусков, аварийные ситуации и др. Великим космическим ученым и инженерам сегодня
требуются новые, молодые силы, яркие таланты, блестящие умы, которые, к сожалению,
«утекают» в сторону модных гуманитарных профессий. И прийти эти умы должны из сегодняшней школы. Они должны прийти в науку не раз и не два, а пополнять ряды ученых
беспрерывно, в течение нескольких десятилетий. Именно в результате внедрения школьной
инновационной программы по реализации космических технологий и экспериментов, в
течение нескольких десятков лет в космическую науку должны прийти молодые
пассионарии, для которых Космос – это главный жизненный интерес. И не только. Это и
неустанные мозговые штурмы, и кропотливые научные исследования, инициатива и
изобретательство, готовность к самоотверженному служению прогрессивной научной
мысли по освоению Космического пространства. Вырастить таких талантливых и
«болеющих» Космосом выпускников возможно при постоянном соприкосновении
педагогов и учащихся с космической темой. И степень участия педагогов по внедрению
основ космического образования важна на любом, не только на конструкторско
изобретательском, но даже на пропедевтическом уровне.
В 1995 году в ГБОУ Школа № 1413 школе был создан инновационный модуль по
подготовке ученических проектноисследовательских работ в области «Космонавтика» в
рамках Научнообразовательной программы «Эксперимент в Космосе», учрежденной МГУ
им. М.В. Ломоносова, Ракетнокосмической корпорацией «Энергия» и Московским
городским Дворцом детского (юношеского) творчества при поддержке Департамента
образования города Москвы. «Эксперимент в Космосе» – проект, реализующий интеграцию
образования, науки, высокотехнологичного производства на базе общеобразовательных
школ. Участие школьников в программе «Эксперимент в Космосе» позволяет эффективно
решать проблему профориентации и предпрофессиональной подготовки. Инновацией
проекта является создание системы, обеспечивающей в конкурсном порядке доступ
школьников к участию в реальных космических программах с использованием
Международной космической станции, транспортных кораблей и искусственных спутников
Земли. Из педагогов, учащихся и руководителей сформировался сплоченный общими
целями коллектив единомышленников,
исследовательские и проектные компетентности школьников,
в котором успешно формируются
выявляются их
профессиональные склонности, практически реализуются инновационные проектные идеи,
апробируемые на МКС и биоспутниках РАН. Площадка «Эксперимент в Космосе» сейчас
создана на базе ИКТ РУДН, поэтому школа приняла решение о сотрудничестве с этим
ВУЗом. В рамках программы космобиологических исследований в 2019 году стартовал
орбитальный эксперимент «Ряска». Учащиеся 11 инженерного класса нашей школы
сотрудничали с космонавтом Алексеем Николаевичем Овчининым в космобиологическом эксперименте на Международной космической станции. Работа велась под руководством
Института медикобиологических проблем РАН. 18 апреля в Центре управления полетами
состоялся специальный сеанс прямой связи с Международной космической станцией для
общения и обмена впечатлениями учащихся, участвующих в проекте, с космонавтом
испытателем Алексеем Николаевичем Овчининым.
12 апреля, в День космонавтики, на ВДНХ, в Центре авиации и космонавтики состоялась
Московская городская открытая научнопрактическая конференция «Эксперимент в
Космосе» и XIV Конкурс «Астрофизика, геофизика, физика космоса и дистанционное
зондирование Земли» при поддержке Федерации космонавтики, РКК «Энергия» им. С.П.
Королёва, ИМБП РАН, МГТУ им. Н.Э. Баумана, ИКИ РАН. Наши ребята из 9
предпрофильного класса выступали с проектами, которые они готовили в течение учебного
года на базе Центра геоинформационных технологий инженерной академии РУДН и заняли
1 место.
Развитию технического кругозора способствует экскурсионная работа. Наши учащиеся
регулярно посещают Политехнический музей, ЦПК им. Ю. Гагарина в Звёздном,
Мемориальный музей космонавтики, Планетарий и др. Ученицами 10 класса создана
конкурсная работа «Профессияастроном». В рамках экскурсионной программы создан
проект «Звёздный путь России», в который вошли разработанные учащимися
экскурсионные маршруты по местам Москвы, связанных с жизнью и деятельностью учёных
из области авиации и космонавтики С.П. Королёва, Ф.А. Цандера, М.В. Келдыша.
Реальным средством формирования профессиональных компетентностей являются занятия
учащихся робототехникой. Используя информационные технологии в сочетании с
легоконструированием, выступая проектировщиками, конструкторами, техниками, юные
инженеры принимают участие в Международных соревнованиях роботов. На IV
Московском чемпионате «Абилимпикс2018» ученик 11 класса нашей школы, пройдя все
конкурсные испытания, стал Первым в компетенции «Промышленная робототехника»,
показав отличное владение технологическим роботом.
При профессиональном ориентировании нельзя уйти от рассмотрения человеческого
фактора в произошедших техногенных катастрофах и той ответственности, которая
возлагается на всех участников производства. При рассмотрении причин аварий ученики
начинают понимать, как сложен окружающий мир, каких значительных знаний и усилий
требует его освоение и как важно думать об отдаленных последствиях своей работы. В этой связи в школе проводятся конференции из цикла «Наука и нравственность». Весьма
полезно бывает подчеркнуть гуманную направленность некоторых физических открытий,
например, первого использования радио А.С. Поповым (спасение рыбаков, унесенных на
льдине в море). Полезно также остановиться на том, какие профессиональные качества
позволили ученому прийти к этому важному изобретению. И то, что первая радиограмма
А.С. Попова была «Генрих Герц», также говорит о нравственном облике учёного,
уважающего научные приоритеты. Формируя ценностное отношение к научнотехнических
уроки и конференции,
профессиям, мы
посвящённые людям, преданным своей профессии и своему призванию, С.П. Королеву,
проводим открытые интегрированные
М.В. Ломоносову, П. Флоренскому, К.Э. Циолковскому.
Одна из задач создания исследовательских проектов, посвящённых Великой Отечественной
войне военнопатриотическое воспитание, ориентация на профессию военного и службу в
армии. Примером может служить, проект «Размагничивание судов в годы Великой
отечественной войны». В нём показана роль учёных и военных, которые, работая
совместно, приближали Победу. К 70летию Победы в Великой отечественной войне нами
была проведена конференция о роли науки на фронте «Слагаемые победы». Говоря о
историконаучном подходе к анализу развития науки и техники, необходимо с позиции
науки оценить достигнутые технические успехи и их роль в прогрессе общества.
Формы нашей профориентационной работы многообразны. Этим летом учащиеся
участвовали в исследовательской экспедиции на Сахалине. Встречаются с космонавтами,
журналистами. Решение научнотехнических проблемных вопросов при коллективном
обсуждении позволяет ученикам понять принципы взаимодействия людей различных
профессий и ту роль, которую играют получаемые ими знания из области физики и
техники.
В заключение отмечу, что положительное отношение школьников к труду определяется
экономическими и социальными условиями, в которых они живут и воспитываются. Задача
помочь ученикам, изучающим физику, понять свое место в мире профессий, осознать
необходимость повышать свой образовательный уровень в области истории науки и
техники.
Информационные источники: 1. БУГАЕВ А. И . Методика преподавания физики в средней школе : Теоретические
основы: учеб. пособие для студентов пед. институтов по физ.мат. спец. М.: Просвещение,
1981.
2.ГЛАЗУНОВ А.Т. Политехническое образование и профориентация учащихся в
процессе преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1985.
3. КАМЕНЕЦКИЙ С.Е. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия,
2000.
4. КАПРАЛОВ А.И. История науки и техники России как необходимый компонент
педагогического образования // Всероссийская конференция музеев вузов России Их
имена, их дела национальное достояние России, СПб, 2008. С. 94101.
5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ молодежи: науч. статья // Педагогика.
1993. С. 3337.
6.Послание Президента Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года. – URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения 27.04.2017);
7. УСОВА А. В. Теория и методика обучения физике в основной школе. Ульяновск: Изд
во Корпорация технологии продвижения, 2006.
Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики
Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики
Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики
Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики
Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики
Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики
Особенности профориентационной работы учителя физики в области техники и космонавтики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.