Особенности работы педагога-психолога в логопедической группе

  • Документация
  • Видеоуроки
  • docx
  • 28.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Известно, что у детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или ее несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития. Зачастую речевые дефекты являются весьма очень стойкими, сочетаясь с различными нарушениями психической деятельности. Нетрудно представить, что ожидает таких детей в школе. По данным исследований психологов, трудности обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный характер, а дефицит речевых средств приводит к серьезным деформациям психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к школе.
Иконка файла материала Статья.docx
Особенности деятельности                педагога­психолога в логопедической группе          Известно, что у детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или ее несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой   недостаточности,   а   также   ведет   к   задержке   темпа   общего   развития.   Зачастую   речевые дефекты   являются   весьма   очень   стойкими,   сочетаясь   с   различными   нарушениями   психической деятельности. Нетрудно представить, что ожидает таких детей в школе. По данным исследований психологов, трудности обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет   вербальный   характер,   а   дефицит   речевых   средств   приводит   к   серьезным   деформациям психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к школе.          Успешная коррекция развития детей с нарушениями речи становится возможной только при наличии комплексного медико­педагогического подхода, который выражается в следующем: 1.Медикаметозное лечение. 2.Психотерапия. 3.Логопедическое воздействие специалиста (логопеда). 4.Взаимосвязь работы логопеда, психолога и воспитателей. 5.Максимальная помощь родителей. 6.Нейропсихологическая направленность при организации коррекционной работы в логопедической группе.           Работа психолога в логопедической группе строится на коррекции развития познавательной активности детей. Проблема активизации познавательной сферы дошкольников с нарушениями речи является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного и эмоционально­личностного развития ребенка.           Активизация   познавательной   деятельности   старших   дошкольников   с   нарушениями   речи предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Познание можно представить как   последовательную   цепь,   состоящую   из   восприятия,   запоминания,   сохранения,   осмысления, воспроизведения   и   интерпретации   полученных   знаний.   Активизация     может   осуществляться одновременно на всех последовательных этапах обучения, но может потребоваться усиление работы над ней на каком­то одном.       Стимулирует, активизирует познание, прежде всего психолог. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания. Именно по такой   логике   выстраивается   работа   коррекционно­развивающего   характера   для   детей   старшего дошкольного возраста с нарушениями речи: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности.      Определяя систему обучения детей с дефектами речи, психолог опирается на «единство мышления и речи, структуру внутренней речи, наличие мотивации» (Л.С.Выготский).           При   разработке   коррекционных   занятий   важно   использовать   как   общедидактические,   так   и специальные,  принципы. При этом учитывается: ­ принцип дифференцированного подхода в обучении каждого ребенка; ­ принцип взаимосвязи теории и практики; ­ принцип научности, наглядности и доступности.      Содержание обучения строится с учетом: ­ системного подхода к анализу и исправлению дефекта; ­ этиопатогенетического подхода; ­ принципа деятельностного подхода; ­ принципа коммуникативной направленности обучения и формирования речевых навыков в процессе бытового речевого общения.