Известно, что у детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или ее несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития. Зачастую речевые дефекты являются весьма очень стойкими, сочетаясь с различными нарушениями психической деятельности. Нетрудно представить, что ожидает таких детей в школе. По данным исследований психологов, трудности обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный характер, а дефицит речевых средств приводит к серьезным деформациям психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к школе.
Особенности деятельности
педагогапсихолога в логопедической группе
Известно, что у детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие более сложные
отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или ее несформированность функционального
или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга либо в
их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть
речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития. Зачастую речевые
дефекты являются весьма очень стойкими, сочетаясь с различными нарушениями психической
деятельности. Нетрудно представить, что ожидает таких детей в школе. По данным исследований
психологов, трудности обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий
имеет вербальный характер, а дефицит речевых средств приводит к серьезным деформациям
психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к школе.
Успешная коррекция развития детей с нарушениями речи становится возможной только при
наличии комплексного медикопедагогического подхода, который выражается в следующем:
1.Медикаметозное лечение.
2.Психотерапия.
3.Логопедическое воздействие специалиста (логопеда).
4.Взаимосвязь работы логопеда, психолога и воспитателей.
5.Максимальная помощь родителей.
6.Нейропсихологическая направленность при организации коррекционной работы в логопедической
группе.
Работа психолога в логопедической группе строится на коррекции развития познавательной
активности детей. Проблема активизации познавательной сферы дошкольников с нарушениями речи
является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного и
эмоциональноличностного развития ребенка.
Активизация познавательной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи
предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Познание можно представить
как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления,
воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Активизация
может осуществляться
одновременно на всех последовательных этапах обучения, но может потребоваться усиление работы
над ней на какомто одном.
Стимулирует, активизирует познание, прежде всего психолог. Действия его заключаются в том,
чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания. Именно по
такой логике выстраивается работа коррекционноразвивающего характера для детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями речи: через постоянную организацию условий для интенсивной
познавательной деятельности к привычной познавательной активности.
Определяя систему обучения детей с дефектами речи, психолог опирается на «единство мышления
и речи, структуру внутренней речи, наличие мотивации» (Л.С.Выготский).
При разработке коррекционных занятий важно использовать как общедидактические, так и
специальные, принципы. При этом учитывается:
принцип дифференцированного подхода в обучении каждого ребенка;
принцип взаимосвязи теории и практики;
принцип научности, наглядности и доступности.
Содержание обучения строится с учетом:
системного подхода к анализу и исправлению дефекта;
этиопатогенетического подхода;
принципа деятельностного подхода;
принципа коммуникативной направленности обучения и формирования речевых навыков в процессе
бытового речевого общения.