Аннотация: данная статья посвящена проблеме обучения аутистов в общеобразовательной школе. Рассматриваются некоторые сложности пребывания таких детей в школе и общие принципы и правила коррекционной работы, а также важнейшее условие успешной работы – это наличие необходимой команды специалистов для успешного обучения «особых» детей.
0009e4d5-d068603e.docx
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ. АУТИЗМ.
О.Ф. Панькина, учитель начальных классов,
«Почетный работник общего образования Российской федерации»
Аннотация: данная статья посвящена проблеме обучения аутистов в общеобразовательной школе.
Рассматриваются некоторые сложности пребывания таких детей в школе и общие принципы и правила
коррекционной работы, а также важнейшее условие успешной работы – это наличие необходимой
команды специалистов для успешного обучения «особых» детей.
Ключевые слова: приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г., инклюзия, новое испытание,
аутист кто он, некоторые сложности и правила коррекционной работы, команда специалистов.
Я уже 38 лет работаю учителем начальных классов в общеобразовательной школе. За долгую
педагогическую деятельность начальная школа претерпела много изменений, но учителя начальной
школы достойно справлялись со всеми сложными задачами.
С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
19.12.2014г.
образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ),
так
называемого инклюзивного образования.
Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты
школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные школьники.
Для педагогов это новое испытание. Для меня тоже. Среди наших дошкольников, которые пойдут в
первый класс в 2017 году есть ученики с ОВЗ.
Дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются по одним
программам в одной школе. Причем это не только дети с ограниченными возможностями здоровья,
инвалиды. Это могут быть и талантливые дети, которые также для эффективного обучения нуждаются
в особом подходе, и молодые спортсмены, которые нередко после сборов и соревнований возникает
проблема адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Педагоги должны придерживаться
закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и
надо обучить.
Наполняемость классов определяется СанПиНами. В инклюзивном классе, где обучается 25
детей, могут быть два ребенка с ОВЗ. Если же их больше, то наполняемость класса должна быть снижена.
Предполагается, что для каждого ребенка будет разрабатываться индивидуальная программа
обучения и развития в рамках класса.
Инклюзия в образовании — дело достаточно новое. С чего начать? Задумалась я. Действительно, довольно сложно провести грань между нормой и ОВЗ. Однако школы,
предоставляющие понастоящему качественное образование, должны уметь обучать всех, и делать это
не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников. Здоровые
дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании,
развитии и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе.
У нас в школе будет учиться аутист. С чего начать работу с ним?
Конечно, узнав, что среди дошкольников есть такой ребенок, я, признаться, испугалась. Имея
общее представление о проблеме, и не имея представления как с этим работать, я начала изучать
соответствующую литературу. Размытые фразы пугали меня еще больше...
Вторым моей шагом была беседа со школьным психологом, которая медленно, уверенно,
доступно, терпеливо разъяснила мне кто такие аутисты и сложности работы с такими детьми. Только
после этого я начала чтото понимать и поняла, что это не приговор.
По статистике, каждый 50й ребёнок школьного возраста имеет аутизм, каждый 88й человек на
земле рождается с аутическими расстройствами.
Главная сложность заключается в том, что в настоящее время очень мало специалистов, которые
понимают специфику таких детей. Аутист — самый сложный педагогический «клиент», если мы
научимся обучать аутистов, мы сможем применить систему инклюзии фактически для всех детей с
особенностями.
Аут зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и
ии
характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а
также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают
проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки
и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
Ключевое представление об аутизме заключается в том, что мозг больного обрабатывает
сенсорную информацию иначе, чем у здорового человека. Нарушения понимания значения информации,
могут быть связаны и с умственной отсталостью, однако они ею не исчерпываются. У 20% аутистов
отмечается наличие интеллекта среднего или даже выше среднего уровня, однако и в этих случаях
остаются проблемы с пониманием значения информации. Воспринимая информацию, люди, страдающие
аутизмом, ограничены в своих способностях ее интерпретировать и понимать смысл. Они не понимают
значения того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других людей. У них
ограничены способности интерпретировать жесты.
Ребенок с аутизмом может быть и безразличным к происходящему, и иметь стойкие страхи;
совсем не пользоваться речью, пользоваться простыми речевыми штампами, но также и иметь богатый
словарь и развернутую, не по возрасту сложную фразовую речь. У многих таких детей на основе
тестирования диагностируется выраженная и глубокая умственная отсталость, но существуют и типично
аутичные дети, интеллектуальное развитие которых оценивается как нормальное и даже высокое.
Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одаренность, это может быть особая музыкальность, абсолютная грамотность, математические способности и др. Кроме того,
картина трудностей и возможностей ребенка с аутизмом к школьному возрасту значительно различается
в зависимости от того, получал ли он адекватную специальную поддержку.
Детский аутизм при общем типе нарушения развития внешне принимает очень разные формы. Он
включает и глубоко дезадаптированного безречевого ребенка с низким уровнем умственного развития и
детей с блестящей «взрослой» речью и ранним к отвлеченным областям знания, избирательной
одаренностью. И те, и другие, однако, нуждаются в специальной педагогической и психологической
помощи» (Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 1.)
Занятия с аутичными детьми должны проводиться в одно и тоже время, в одной и той же
обстановке, может сопровождаться ритуалами начала и окончания урока, особыми поощрениями.
Работа с детьми должна проводиться пошагово. Первым шагом будет постановка конкретной
задачи, объяснением того, что ребенок должен сделать. Второй шаг – детальная демонстрация того, что
нужно сделать. Третий шаг – выполнить поэтапно все действия вместе с ребенком, при необходимости
используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые.
Очень важно, в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность.
Конечно, это очень трудно, как для родителей, так и для учителя, но важно помнить: добиваясь от
ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий
стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.
Очень часто слово «инклюзия» понимают превратно и ошибочно: как способ просто привести
«особого» ребёнка в обычный класс. Это — удар, как для ребёнка, так и для среды. Инклюзия — другое.
Когда абсолютно любой ребёнок может войти в класс, но ровно настолько, насколько он готов —
психологически, физически, эмоционально, интеллектуально. Ктото может просидеть в классе минуту, а
ктото целый урок.
Ребёнок, который может пробыть на уроке лишь минуту, ничуть не хуже того, кто посещает целый
урок. Он также имеет право на образование, общение. Только в той степени, в какой он может его взять.
Как только ребёнку становится тяжело, он возвращается в ресурсный класс, где отдыхает от
эмоциональной перегрузки. Здесь вся среда состоит из визуальных подсказок: деление на зоны (отдыха и
учёбы), карточки с расписанием, правилами поведения. Здесь ребёнку спокойнее и проще.
Повседневное нахождение в школе некоторые сложности.
Аутичные дети затрудняются организовать времяпровождение в классе. Ребенок может быстро
выполнить задание, и потом уйти в аутостимуляцию, пока другие дети заканчивают выполнять это
задание. Также аутичные дети затрудняются отслеживать последовательность действий, часто путают
время перемены и урока. Некоторых детей пугают перемены, так как действия на переменках не
регламентированы, хаотичны. А шум на переменах, беготня и детские крики доля многих аутичных детей
нестерпимы. После перемены, получив сенсорный стресс, они с трудом переключаются на учёбу.
Аутичные дети не всегда умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другую. И
им не всегда понятна смена требований. Например, если было дано задание переписать текст, а звонок прозвенел раньше, чем ребёнок закончил написание, то аутичный школьник не всегда легко воспринимает
задание "дописать, что не успели, дома". Два противоречивых требования: написать до конца здесь и
дописать дома, выбивают из колеи.
Сложно и на таких, казалось бы, простых роках, как рисование. Например, детям даётся задание,
типичное для школы, "нарисовать осень". Осень это как? Это что? Листья на ветру и разноцветные
деревья это лес, а не осень. Дождь и лужи пасмурный день, а не осень. И тогда ребёнок аутист может
впасть в панику от непонимания смысла задания.
У аутичных детей с сохранным интеллектом, как правило, хорошо идёт математика, а вот в
русском языке возникают проблемы. Аутистам трудно писать сочинения, а при хорошей памяти вместо
изложения ребёнок практически дословно воспроизводит текст. Не менее сложно и составление
описания по картинке приходится обучать ребёнка выполнению этого задания по алгоритму.
Дети, имеющие расстройства аутистического спектра (РАС) представляют весьма специфичную
группу. У них наблюдается расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности
при формировании эмоционального контакта с окружающими и, как результат, нарушение социальной
адаптации. Этих детей объединяют выраженные в большей или меньшей степени основные
специфические признаки:
уход в себя, нарушение коммуникативных способностей;
проявление стереотипии в поведении;
различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке;
боязнь телесного и зрительного контактов;
характерное, особое нарушение развития речи (эхолалия), рассказ о себе в третьем лице,
нарушение темпа и плавности речи).
Аутизм (в переводе с латинского означает «сам») проявляется как отгороженность от мира,
отсутствие или парадоксальность реакций на внешнее воздействие, пассивность и сверхранимость в
контакте со средой. Стереотипность выражается в стремлении есть одну и ту же пищу, носить одну и ту
же одежду повторять одни и те же фразы. Попытки разрушить эти стереотипы вызывают у ребенка
тревогу, агрессию. Дети с РАС начинают замыкаться в себе, становятся все более беспокойными и
озабоченными, характер их изменяется, они теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми.
Наблюдается также уменьшение речевого контакта, иногда ребенок совсем перестаёт пользоваться
речью. Раньше дети с таким диагнозом обучались на дому или, в лучшем случае, в коррекционных
школах. Но эти варианты не всегда устраивали родителей. Поэтому, когда появилась перспектива
инклюзивного образования в нашей школе, это заинтересовало родителей, которые мечтали, чтобы их
дети смогли в будущем жить в социуме. Конечно, вступая на путь инклюзивного образования, у
педагогов школы возникли сомнения и тревоги:
как помочь таким «особым» детям освоиться в классе, принять учителя и одноклассников;
как научить ориентироваться в здании школы, находить раздевалку, столовую, туалет;
как понимать и справляться с заданиями, которые дает учитель;
как подружить детей в классе, т. к. многие обычные дети никогда раньше не сталкивались с
детьми аутистами и не знают их особенности.
Однако надо признать, что в социализации и адаптации ученика в школе среди одноклассников мы
наблюдаем большие успехи, чем в усвоении учебной программы.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства
(чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами,
использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих
их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная
и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную
сферу детей с отклонениями в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно
в области лица и кистей рук.
На основании вышеизложенного хочется сказать, что теоретическую основу данного вопроса,
мы – учителя, изучим, но как это воплотить на практике пока боимся.
Учитель основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с
ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие наличие
команды специалистов, осуществляющих коррекционноразвивающую работу: учительдефектолог,
психолог, логопед и другие специалисты. Именно эта единая команда и осуществляет модификацию
организации образовательной среды ребенка в соответствии с реальными возможностями ребенка, то
есть создание индивидуального учебного плана и разработку индивидуальной образовательной
программы ребенка с особыми образовательными потребностями.
Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей
с нормальным развитием включает программные, учебнометодические и дидактические материалы, как
для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного
учреждения.
В заключение хочется привести слова, с которыми можно обратиться к родителям наших
«особых» учеников: «Когда становится понятным, что ребенок, которого так ждали и бесконечно
любили еще до рождения, страдает аутизмом, родители чувствуют растерянность, непонимание и
задаются вопросом, почему это произошло именно с их ребенком. Но ученые пока не могут объяснить
причину, почему рождаются эти особые дети с собственным, закрытым для других миром. Не стоит заниматься самокопанием, пытаясь найти причину такого состояния своего ребенка. Эти терзания ни к
чему не приведут, кроме как к сплошному негативу, ссорам, выяснениям того, кто виноват. Необходимо
просто смириться с этим и начать воспринимать ребенка таким, каким он есть. Только такой подход дает
возможность подойти к решению проблемы, ведь специальные занятия, диета, медикаментозное лечение
дают хорошие результаты.
Многие дети, которым был поставлен диагноз «аутизм» сумели социализироваться и стать
успешными людьми. Здесь можно назвать имена Билла Гейтса, Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна,
Винсента Ван Гога и др. Дети аутисты нуждаются в особом подходе, в нашей любви, заботе и
неустанной работе над их социализацией, которая необходима для того, чтобы они научились жить в
обществе».
Я четко осознаю, что работа предстоит очень сложная, но ребенок не виноват, что родился
особенным.
Список литературы
1. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЕ, 2005г.
2. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей» Москва 1999г.
3. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
«Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» Москва 1999г.
4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Эмоциональные нарушения в детском
возрасте и их коррекция» Москва 2000г.
5. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и Общая
ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002
Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ
Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ
Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ
Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ
Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ
Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ
Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.