Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ
Оценка 5

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Оценка 5
Иллюстрации
docx
психологическая работа +1
Взрослым
16.11.2018
Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ
Аннотация: данная статья посвящена проблеме обучения аутистов в общеобразовательной школе. Рассматриваются некоторые сложности пребывания таких детей в школе и общие принципы и правила коррекционной работы, а также важнейшее условие успешной работы – это наличие необходимой команды специалистов для успешного обучения «особых» детей.
0009e4d5-d068603e.docx
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ. АУТИЗМ. О.Ф. Панькина, учитель начальных классов,  «Почетный работник общего образования Российской федерации» Аннотация: данная статья посвящена проблеме обучения аутистов в общеобразовательной школе. Рассматриваются некоторые сложности пребывания таких детей в школе и общие принципы и правила  коррекционной работы,  а также важнейшее условие успешной работы – это наличие необходимой  команды  специалистов для успешного обучения «особых» детей.       Ключевые слова: приказ Минобрнауки  РФ  от 19.12.2014 г., инклюзия, новое испытание,  аутист кто он, некоторые сложности и правила коррекционной работы, команда специалистов.  Я   уже 38 лет работаю учителем начальных классов в общеобразовательной школе. За долгую педагогическую   деятельность   начальная   школа   претерпела   много   изменений,   но   учителя   начальной школы достойно справлялись со всеми сложными задачами. С   1   сентября   2016   года   начал     действовать   утвержденный   приказом   Минобрнауки   РФ   от   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего 19.12.2014г. образования обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья (ОВЗ),   так называемого инклюзивного образования. Инклюзия   означает   полное   включение   детей   с   различными   возможностями   во   все   аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные школьники.  Для педагогов это новое испытание. Для меня тоже. Среди  наших дошкольников, которые пойдут в первый класс в 2017 году   есть ученики  с ОВЗ. Дети   с   разными   образовательными   возможностями   и   потребностями   обучаются   по   одним программам в одной школе. Причем это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Это могут быть и талантливые дети, которые также для эффективного обучения нуждаются в особом подходе, и молодые спортсмены,   которые нередко после сборов и соревнований возникает проблема адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Педагоги должны придерживаться закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить. Наполняемость   классов   определяется   СанПиНами.   В   инклюзивном   классе,   где   обучается   25 детей, могут быть два ребенка с ОВЗ. Если же их больше, то наполняемость класса должна быть снижена. Предполагается,   что   для   каждого   ребенка   будет   разрабатываться индивидуальная   программа обучения и развития в рамках класса. Инклюзия в образовании — дело достаточно новое. С чего начать? Задумалась я. Действительно,   довольно   сложно   провести   грань   между   нормой   и   ОВЗ.   Однако   школы, предоставляющие по­настоящему качественное образование, должны уметь обучать всех, и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе.   У нас в школе  будет учиться аутист.  С чего начать работу с ним? Конечно, узнав, что среди дошкольников есть   такой ребенок, я, признаться, испугалась. Имея общее   представление   о   проблеме,   и   не   имея   представления   как   с   этим   работать,   я   начала   изучать соответствующую литературу. Размытые фразы пугали меня еще больше...  Вторым     моей   шагом   ­   была   беседа   со   школьным   психологом,   которая   медленно,   уверенно, доступно, терпеливо разъяснила мне кто такие аутисты и сложности работы с такими детьми.  Только после этого я начала что­то понимать и поняла, что это не приговор.  По статистике, каждый 50­й ребёнок школьного возраста имеет аутизм, каждый 88­й человек на земле рождается с аутическими расстройствами. Главная сложность заключается в том, что в настоящее время очень мало специалистов, которые понимают   специфику   таких   детей.   Аутист   —   самый   сложный   педагогический   «клиент»,   если   мы научимся  обучать аутистов, мы  сможем  применить систему инклюзии фактически для  всех детей с особенностями. Аут зм   —   расстройство,   возникающее   вследствие   нарушения   развития   головного   мозга   и ии характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра. Ключевое   представление   об   аутизме   заключается   в   том,   что   мозг   больного   обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем у здорового человека. Нарушения понимания значения информации, могут быть связаны и с умственной отсталостью, однако они ею не исчерпываются. У 20% аутистов отмечается  наличие интеллекта среднего или даже выше среднего уровня, однако и в этих случаях остаются проблемы с пониманием значения информации. Воспринимая информацию, люди, страдающие аутизмом, ограничены в своих способностях ее интерпретировать и понимать смысл. Они не понимают значения того, что видят и слышат. Это мешает им понимать социальное поведение других людей. У них ограничены способности интерпретировать жесты. Ребенок   с  аутизмом   может   быть   и   безразличным   к   происходящему,   и   иметь   стойкие   страхи; совсем не пользоваться речью, пользоваться простыми речевыми штампами, но также и иметь богатый словарь   и   развернутую,   не   по   возрасту   сложную   фразовую   речь.   У   многих   таких   детей   на   основе тестирования диагностируется выраженная и глубокая умственная отсталость, но существуют и типично аутичные   дети,   интеллектуальное   развитие   которых   оценивается   как   нормальное   и   даже   высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одаренность, это может быть особая музыкальность, абсолютная грамотность, математические способности и др. Кроме того, картина трудностей и возможностей ребенка с аутизмом к школьному возрасту значительно различается в зависимости от того, получал ли он адекватную специальную поддержку. Детский аутизм при общем типе нарушения развития внешне принимает очень разные формы. Он включает и глубоко дезадаптированного безречевого ребенка с низким уровнем умственного развития и детей   с   блестящей   «взрослой»   речью   и   ранним   к   отвлеченным   областям   знания,   избирательной одаренностью. И те, и другие, однако, нуждаются в специальной педагогической и психологической помощи» (Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 1.) Занятия   с   аутичными   детьми   должны   проводиться   в   одно   и   тоже   время,   в   одной   и   той   же обстановке, может сопровождаться ритуалами начала и окончания урока, особыми поощрениями. Работа с детьми должна проводиться пошагово. Первым шагом будет постановка конкретной задачи, объяснением того, что ребенок должен сделать. Второй шаг – детальная демонстрация того, что нужно сделать. Третий шаг – выполнить поэтапно все действия вместе с ребенком, при необходимости используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые. Очень   важно,   в   работе   с   аутичными   детьми   твердость,   настойчивость   и   требовательность. Конечно, это очень трудно, как для родителей, так и для учителя, но важно помнить: добиваясь от ребенка   правильного   поведения,   целенаправленной   деятельности,   мы   формируем   соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться. Очень часто слово «инклюзия» понимают превратно и ошибочно: как способ просто привести «особого» ребёнка в обычный класс. Это — удар, как для ребёнка, так и для среды. Инклюзия — другое. Когда   абсолютно  любой   ребёнок  может   войти   в   класс,   но   ровно  настолько,   насколько   он  готов   — психологически, физически, эмоционально, интеллектуально. Кто­то может просидеть в классе минуту, а кто­то целый урок. Ребёнок, который может пробыть на уроке лишь минуту, ничуть не хуже того, кто посещает целый урок. Он также имеет право на образование, общение. Только в той степени, в какой он может его взять. Как   только   ребёнку   становится   тяжело,   он   возвращается   в   ресурсный   класс,   где   отдыхает   от эмоциональной перегрузки. Здесь вся среда состоит из визуальных подсказок: деление на зоны (отдыха и учёбы), карточки с расписанием, правилами поведения. Здесь ребёнку спокойнее и проще. Повседневное нахождение в школе ­ некоторые сложности. Аутичные дети затрудняются организовать времяпровождение в классе. Ребенок может быстро выполнить   задание,   и   потом   уйти   в   аутостимуляцию,   пока   другие   дети   заканчивают   выполнять   это задание. Также аутичные дети затрудняются отслеживать последовательность действий, часто путают время   перемены   и   урока.   Некоторых   детей   пугают   перемены,   так   как   действия   на   переменках   не регламентированы, хаотичны. А шум на переменах, беготня и детские крики доля многих аутичных детей нестерпимы. После перемены, получив сенсорный стресс, они с трудом переключаются на учёбу. Аутичные дети не всегда умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другую. И им не всегда понятна смена требований. Например, если было дано задание переписать текст, а звонок прозвенел раньше, чем ребёнок закончил написание, то аутичный школьник не всегда легко воспринимает задание "дописать, что не успели, дома". Два противоречивых требования: написать до конца здесь и дописать дома, выбивают из колеи. Сложно и на таких, казалось бы, простых роках, как рисование. Например, детям даётся задание, типичное для школы, "нарисовать осень". Осень ­ это как? Это что? Листья на ветру и разноцветные деревья ­ это лес, а не осень. Дождь и лужи ­ пасмурный день, а не осень. И тогда ребёнок ­ аутист может впасть в панику от непонимания смысла задания. У аутичных  детей  с сохранным интеллектом, как правило,  хорошо идёт математика, а вот в русском языке возникают проблемы. Аутистам трудно писать сочинения, а при хорошей памяти вместо изложения   ребёнок   практически   дословно   воспроизводит   текст.   Не   менее   сложно   и   составление описания по картинке ­ приходится обучать ребёнка выполнению этого задания по алгоритму. Дети, имеющие расстройства аутистического спектра (РАС) представляют весьма специфичную группу. У них наблюдается расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности при формировании эмоционального контакта с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации.   Этих   детей   объединяют   выраженные   в   большей   или   меньшей   степени   основные специфические признаки:      уход в себя, нарушение коммуникативных способностей; проявление стереотипии в поведении; различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке; боязнь телесного и зрительного контактов; характерное, особое нарушение развития речи (эхолалия), рассказ о себе в третьем лице, нарушение темпа и плавности речи). Аутизм   (в   переводе   с   латинского   означает   «сам»)   проявляется   как   отгороженность   от   мира, отсутствие   или   парадоксальность   реакций   на   внешнее   воздействие,   пассивность   и   сверхранимость   в контакте со средой. Стереотипность выражается в стремлении есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду повторять одни и те же фразы. Попытки разрушить эти стереотипы вызывают у ребенка тревогу, агрессию. Дети с  РАС начинают  замыкаться  в себе,  становятся  все более беспокойными  и озабоченными,   характер   их   изменяется,   они   теряют   контакт   со   своими   сверстниками   и   взрослыми. Наблюдается   также   уменьшение   речевого   контакта,   иногда   ребенок   совсем   перестаёт   пользоваться речью. Раньше  дети  с  таким  диагнозом обучались  на дому  или,  в лучшем  случае,  в  коррекционных школах.   Но   эти   варианты   не   всегда   устраивали   родителей.   Поэтому,   когда   появилась   перспектива инклюзивного образования в нашей школе, это заинтересовало родителей, которые мечтали, чтобы их дети   смогли   в   будущем   жить   в   социуме.   Конечно,   вступая   на   путь   инклюзивного   образования,   у педагогов школы возникли сомнения и тревоги:    как помочь таким «особым» детям освоиться в классе, принять учителя и одноклассников; как научить ориентироваться в здании школы, находить раздевалку, столовую, туалет; как понимать и справляться с заданиями, которые дает учитель;  как подружить детей в классе, т. к. многие обычные дети никогда раньше не сталкивались с детьми­ аутистами и не знают их особенности. Однако надо признать, что в социализации и адаптации ученика в школе среди одноклассников мы наблюдаем большие успехи, чем в усвоении учебной программы. Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2.   Предотвращение   наступления   утомления,   используя   для   этого   разнообразные   средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Эффективными   приемами   коррекционного   воздействия   на   эмоциональную   и   познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:     игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. На основании вышеизложенного хочется сказать, что теоретическую основу данного вопроса, мы – учителя, изучим, но как это воплотить на практике пока боимся. Учитель ­ основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие ­ наличие команды   специалистов,   осуществляющих   коррекционно­развивающую   работу:   учитель­дефектолог, психолог, логопед и другие специалисты. Именно эта единая команда и осуществляет модификацию организации образовательной среды ребенка в соответствии с реальными возможностями ребенка, то есть   создание   индивидуального   учебного   плана   и   разработку   индивидуальной   образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием включает программные, учебно­методические и дидактические материалы, как для   общеобразовательной   школы,   так   и   для   специального   (коррекционного)   образовательного учреждения. В   заключение   хочется   привести   слова,   с   которыми   можно     обратиться     к   родителям   наших «особых»   учеников:   «Когда   становится   понятным,   что   ребенок,   которого   так   ждали   и   бесконечно любили   еще   до   рождения,   страдает   аутизмом,   родители   чувствуют   растерянность,   непонимание   и задаются вопросом, почему это произошло именно с их ребенком. Но ученые пока не могут объяснить причину, почему рождаются эти особые дети с собственным, закрытым для других миром. Не стоит заниматься самокопанием, пытаясь найти причину такого состояния своего ребенка. Эти терзания ни к чему не приведут, кроме как к сплошному негативу, ссорам, выяснениям того, кто виноват. Необходимо просто смириться с этим и начать воспринимать ребенка таким, каким он есть. Только такой подход дает возможность подойти к решению проблемы, ведь специальные занятия, диета, медикаментозное лечение дают хорошие результаты.  Многие   дети,   которым   был   поставлен   диагноз   «аутизм»   сумели   социализироваться   и   стать успешными людьми. Здесь можно назвать имена Билла Гейтса, Исаака Ньютона, Альберта Эйнштейна, Винсента   Ван   Гога   и   др.   Дети   ­   аутисты   нуждаются   в   особом   подходе,   в   нашей   любви,   заботе   и неустанной работе над их социализацией, которая необходима для того, чтобы они научились жить в обществе». Я   четко   осознаю,   что   работа   предстоит   очень   сложная,   но   ребенок   не   виноват,   что   родился особенным. Список литературы 1. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЕ, 2005г. 2. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей» Москва 1999г. 3. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» Москва 1999г. 4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» Москва 2000г. 5. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и Общая  ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ

Особенности работы с детьми ОВЗ. АУТИЗМ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018