Особенности работы с дошкольниками по ознакомлению с книжной культурой и детской литературой в группах компенсирующей направленности детей с ОНР
Оценка 4.8

Особенности работы с дошкольниками по ознакомлению с книжной культурой и детской литературой в группах компенсирующей направленности детей с ОНР

Оценка 4.8
Лекции +3
pptx
русская литература +2
Все классы
03.01.2019
Особенности работы с дошкольниками  по ознакомлению с книжной культурой  и детской литературой  в группах компенсирующей направленности детей с ОНР
Правильная организация обучения детей с нарушенной речью – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами необходимо использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Восприятие литературного произведения – сложная психическая деятельность, заключающаяся в единстве протекания познавательных, образных и эмоционально-волевых процессов. Эффективным коррекционным средством при обучении дошкольников с ОНР запоминанию рифмованных текстов (стих, загадки, чистоговорки, басни,) служат приёмы мнемотехники. Особенность методики заключается в том, что применяются не столько изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу. Использование и составление сенсорно-графических схем и выстраивание связей в предметно-схематических моделях для восприятия и воспроизведения литературных форм с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи эффективно формирует понимание поступающей информации и способность сохранять в ее памяти, а также развивает воображение, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память. Через использование сюжетных линий произведения мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы, за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Для достижения планируемых результатов была разработана система работы логопеда и воспитателя по обучению восприятию и пересказу детей с ОНР посредством сказок и коротких рассказов.
Особенности работы с дошкольниками.pptx

Особенности работы с дошкольниками по ознакомлению с книжной культурой и детской литературой в группах компенсирующей направленности детей с

Особенности работы с дошкольниками по ознакомлению с книжной культурой и детской литературой в группах компенсирующей направленности детей с

Особенности работы с дошкольниками
по ознакомлению с книжной культурой
и детской литературой
в группах компенсирующей
направленности детей с ОНР

Выполнили: учителя – логопеды Луночкина Л.П., Саморукова Т.В.

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста с

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста с

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста с ОНР.

Могут понять не всё. Часто имеют малый жизненный и литературный опыт (знакомы с малым количеством литературных произведений).
Не могут анализировать произведения, плохо устанавливают только прямые причинно-следственные связи.
Не могут самостоятельно оценить мотив поступков героев, видят только действия и результат.
Могут не уловить смысла содержания, т.к. привлекает форма, ритм произведения, мелодика речи рассказчика.
Не могут представить изложенное в произведении (плохо развито воображение), требуется подкрепление восприятия текста в виде иллюстраций, демонстраций действий.
Не могут выслушивать до конца объемные произведения.
Недостаточный интерес к самому слову, больше привлекает сюжет.
Не могут выразить вербально (словами) свои впечатления и чувства.

Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста с

Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста с

Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой
детей дошкольного возраста с ОНР:

Формировать интерес к художественному слову, к книге.
Обогащать литературный опыт, знакомить с разными литературными жанрами.
Обогащать жизненный опыт детей знаниями, представлениями, расширять кругозор.
Учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, помогать проникать в подтекст произведения.
Учить правильно оценивать поступки героев, подводить к пониманию мотивов. Учить видеть не только поступки и действия героев, но и мысли, и чувства.
Учить формулировать высказывания, обосновывать свое личное отношение, выражать свои впечатления.
Формировать воображение (помогая представлять персонажей и сцены художественного действа с помощью иллюстраций и игрушек) и развивать воображение (организуя рисование героев, сцен, обложек произведений)..
Воспитывать активное эмоциональное отношение к произведению, учить сопереживать героям.

Структура мнемотехники рифмованных текстов

Структура мнемотехники рифмованных текстов

Структура мнемотехники рифмованных текстов


Мнемоквадраты


Мнемодорожки

мнемотаблицы

(опустел скворечник)

(опустел скворечник, улетели птицы)

Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождём,

Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождём,

цветные изображения

рисунки-символы

мнемоквадраты

Утром мы во двор идем
— Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Осенние листья (Автор: И. Токмакова)

Осенние листья (Автор: И. Токмакова)

Осенние листья
(Автор: И. Токмакова)

Опустел скворечник.
Улетели птицы.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.

Ветер листья с веток
Разогнал по свету,
Липовый, берёзовый,
Красный, разноцветный.

Этапы работы над стихотворным текстом: 1

Этапы работы над стихотворным текстом: 1

Этапы работы над стихотворным текстом:
1. Выразительное чтение стихотворения и установка на заучивание.
2. Вопросы по содержанию стихотворения (уяснить основную мысль)
3. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
4. Объяснение непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Заучивание отдельно каждой строчки стихотворения (повторение ее с опорой на мнемотаблицу.)
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Ознакомление с басней детей с ОНР имеет так же ряд особенностей

Ознакомление с басней детей с ОНР имеет так же ряд особенностей


Ознакомление с басней детей с ОНР имеет так же ряд особенностей. Басня – это короткая, поучительная история. Сказки и басни люди придумывали с давних пор. В баснях часто говорится о животных, но подразумеваются люди.
Предварительная беседа, должна быть более развернутой.


Цель: воздействовать на воображение детей, способствовать его активизации, подвести к пониманию жанровых особенностей басни,
к пониманию аллегории басни, идеи.

При обучении дошкольников с ОНР восприятию и запоминанию басен необходимо отбирать для занятий только литературные произведения с явно выраженной спецификой жанра, чтобы обозначение жанра становилось…

При обучении дошкольников с ОНР восприятию и запоминанию басен необходимо отбирать для занятий только литературные произведения с явно выраженной спецификой жанра, чтобы обозначение жанра становилось…

При обучении дошкольников с ОНР восприятию и запоминанию басен необходимо отбирать для занятий только литературные произведения с явно выраженной спецификой жанра, чтобы обозначение жанра становилось для детей значимым предписанием, определяющим ожидания ребенка в процессе слушания и понимания.

Важным при изучении басен, объединенных ведущим басенным образом, мы считаем соблюдение такой последовательности, при которой не нарушается логика эмоциональной оценки детьми поведения основного басенного персонажа.

При запоминании басни будем применять сенсорно-графические схемы, выстраивать связи в предметно-схематических моделях.

Первая предметно-графическая модель

Первая предметно-графическая модель

Первая предметно-графическая модель

Особенности работы с дошкольниками по ознакомлению с книжной культурой и детской литературой в группах компенсирующей направленности детей с ОНР

Особенности работы с дошкольниками  по ознакомлению с книжной культурой  и детской литературой  в группах компенсирующей направленности детей с ОНР

Вторая предметно-графическая модель от

Вторая предметно-графическая модель от

Вторая предметно-графическая модель

от

Прогнозируемый результат при использовании данной методики: у детей

Прогнозируемый результат при использовании данной методики: у детей

Прогнозируемый результат при использовании данной методики:
у детей ОНР и ТНР увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется интерес к заучиванию стихов;
словарный запас выходит на новый уровень;
вырабатывается чувство словесного ритма;
формируется понятие рифмы;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита 28 внимания и гиперактивностью, дизартрия); недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и…

II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита 28 внимания и гиперактивностью, дизартрия); недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и…

речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита 28 внимания и гиперактивностью, дизартрия);

недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Особенности детей

Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т

Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т

используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д.

сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;

возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Особенности выбора сказки

Типовая структура Вводная часть

Типовая структура Вводная часть

Типовая структура

Вводная часть. Подготовка дошкольников к восприятию нового произведения, главным образом его идеи
Первичное рассказывание без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.
Разбор текста в вопросно-ответной
Составление мнемотаблиц
Пересказ с опорой на мнемотаблицу
Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.
Пересказ (3—5 человек). Активное руководство логопеда.
Упражнения на закрепление языкового материала.
Анализ пересказов детей (к анализу привлекаются сами дети).

Особенности работы с дошкольниками по ознакомлению с книжной культурой и детской литературой в группах компенсирующей направленности детей с ОНР

Особенности работы с дошкольниками  по ознакомлению с книжной культурой  и детской литературой  в группах компенсирующей направленности детей с ОНР

Особенности работы с дошкольниками по ознакомлению с книжной культурой и детской литературой в группах компенсирующей направленности детей с ОНР

Особенности работы с дошкольниками  по ознакомлению с книжной культурой  и детской литературой  в группах компенсирующей направленности детей с ОНР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2019