Особенности работы с дошкольниками
по ознакомлению с книжной культурой
и детской литературой
в группах компенсирующей
направленности детей с ОНР
Выполнили: учителя – логопеды Луночкина Л.П., Саморукова Т.В.
Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста с ОНР.
Могут понять не всё. Часто имеют малый жизненный и литературный опыт (знакомы с малым количеством литературных произведений).
Не могут анализировать произведения, плохо устанавливают только прямые причинно-следственные связи.
Не могут самостоятельно оценить мотив поступков героев, видят только действия и результат.
Могут не уловить смысла содержания, т.к. привлекает форма, ритм произведения, мелодика речи рассказчика.
Не могут представить изложенное в произведении (плохо развито воображение), требуется подкрепление восприятия текста в виде иллюстраций, демонстраций действий.
Не могут выслушивать до конца объемные произведения.
Недостаточный интерес к самому слову, больше привлекает сюжет.
Не могут выразить вербально (словами) свои впечатления и чувства.
Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой
детей дошкольного возраста с ОНР:
Формировать интерес к художественному слову, к книге.
Обогащать литературный опыт, знакомить с разными литературными жанрами.
Обогащать жизненный опыт детей знаниями, представлениями, расширять кругозор.
Учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, помогать проникать в подтекст произведения.
Учить правильно оценивать поступки героев, подводить к пониманию мотивов. Учить видеть не только поступки и действия героев, но и мысли, и чувства.
Учить формулировать высказывания, обосновывать свое личное отношение, выражать свои впечатления.
Формировать воображение (помогая представлять персонажей и сцены художественного действа с помощью иллюстраций и игрушек) и развивать воображение (организуя рисование героев, сцен, обложек произведений)..
Воспитывать активное эмоциональное отношение к произведению, учить сопереживать героям.
Этапы работы над стихотворным текстом:
1. Выразительное чтение стихотворения и установка на заучивание.
2. Вопросы по содержанию стихотворения (уяснить основную мысль)
3. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
4. Объяснение непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Заучивание отдельно каждой строчки стихотворения (повторение ее с опорой на мнемотаблицу.)
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Ознакомление с басней детей с ОНР имеет так же ряд особенностей. Басня – это короткая, поучительная история. Сказки и басни люди придумывали с давних пор. В баснях часто говорится о животных, но подразумеваются люди.
Предварительная беседа, должна быть более развернутой.
Цель: воздействовать на воображение детей, способствовать его активизации, подвести к пониманию жанровых особенностей басни,
к пониманию аллегории басни, идеи.
При обучении дошкольников с ОНР восприятию и запоминанию басен необходимо отбирать для занятий только литературные произведения с явно выраженной спецификой жанра, чтобы обозначение жанра становилось для детей значимым предписанием, определяющим ожидания ребенка в процессе слушания и понимания.
Важным при изучении басен, объединенных ведущим басенным образом, мы считаем соблюдение такой последовательности, при которой не нарушается логика эмоциональной оценки детьми поведения основного басенного персонажа.
При запоминании басни будем применять сенсорно-графические схемы, выстраивать связи в предметно-схематических моделях.
Прогнозируемый результат при использовании данной методики:
у детей ОНР и ТНР увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется интерес к заучиванию стихов;
словарный запас выходит на новый уровень;
вырабатывается чувство словесного ритма;
формируется понятие рифмы;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита 28 внимания и гиперактивностью, дизартрия);
недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
Особенности детей
используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д.
сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Особенности выбора сказки
Типовая структура
Вводная часть. Подготовка дошкольников к восприятию нового произведения, главным образом его идеи
Первичное рассказывание без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.
Разбор текста в вопросно-ответной
Составление мнемотаблиц
Пересказ с опорой на мнемотаблицу
Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.
Пересказ (3—5 человек). Активное руководство логопеда.
Упражнения на закрепление языкового материала.
Анализ пересказов детей (к анализу привлекаются сами дети).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.