Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Оценка 4.9
Лекции +1
pptx
Междисциплинарный 3
Взрослым
03.01.2019
Презентация предназначена для ознакомления педагогов и психологов с физиологическими проблемами школьной неуспешности ,связанные с минимальными дисфункциями головного мозга .В работе предложены медицинские причины происхождения проблемы, а также рассмотрены пути коррекции в работе психолога и педагога начальной школы и старшего звена
MMD_Kuznetsova.pptx
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
«Особенности психического развития детей с синдромом
дефицита внимания и гиперактивности »
Кузнецова Ольга Викторовна ,педагог –
психолог МОУ « Гимназия №6г. Донецка»
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
ММД( минимальные дисфункции мозга) – наиболее
лёгкие формы церебральной патологии ,возникающей
вследствие самых разнообразных причин ,но имеющие
однотипную невыраженную стёртую неврологическую
симптоматику и проявляется в виде функциональных
нарушений ,обратимых и нормализующихся по мере
роста
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Причины возникновения ММД
-Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.
Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в
организме матери в период беременности.
Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.
Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания
беременности и пр.).
Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка
(ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении
различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых
металлов и промышленными отходами и пр.).
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
-Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его
жизнедеятельности в первые дни жизни.
Внутриутробные инфекции
Генетическая обусловленность.
Интранатальный период:
Длительный безводный период;
Отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях
стимуляция.
Отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях
стимуляция .
Кесарево сечение.
Обвитие плода пуповиной .
Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются
недоношенные дети и д.ети с малой или слишком большой массой тела.
Постнатальный период
Нейроинфекции
Травмы
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Клинические симптомы
задержка развития речи;
— заикание;
— тики;
— различные гиперкинезы;
— головные боли;
— нарушения сна;
— аллергодерматоз вне связи с какимнибудь аллергеном;
— энурез;
— астматический бронхит;
— различные нарушения осанки;
— вегетативнососудистая дистония.
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
СДВГ или синдром дефицита внимания с гиперактивностью
– это расстройство развития и поведения, которое встречается у
35% детей школьного возраста (по оценкам Национального
Института Психиатрии); некоторые эксперты считают, что СДВГ
подвержены от 8% до 10% детей школьного возраста, причем не
у всех из них он проходит с возрастом. Это значит, что СДВГ
гораздо чаще встречается у взрослых, чем было принято считать
ранее
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Классификация
Согласно DSM-IV ( диагностическое статистическоеруководство по
психическим заболеваниям) выделяют
3 варианта течения синдрома дефицита внимания/ гиперактивности
в зависимости от преобладающих клинических симптомов:
- - синдром, сочетающий дефицит внимания и
гиперактивность;
- синдром дефицита внимания без гиперактивности;
- синдром гиперактивности без дефицита внимания, так называемый
синдром резидуального типа.
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Наследственность – семейные
исследования
Расстройство в семье :
8
2535% родные братья и сестры
7892% однояйцовые близнецы
1520% матери
2530% отцы
Если у одного из родителей СДВГ, он есть у
2054% потомков
КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ
1/3/19
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Ригидный тип
замедленность действий, речи, реакций...( тест ТулузПьерона. )
высокая утомляемость
периодические «выключения» и восстановления интеллектуальной
работоспособности;
интеллектуальная деятельность всегда характеризуется замедленной
врабатываемостью и плохой переключаемостью;
работа мозга у ригидных детей часто полностью нормализуется к 67 классу (иногда и
раньше)
Активный тип
активное включение в деятельность, но очень быстрая утомляемость….
отсутствие процесса саморегуляции
зависимость от работы своего мозга;
при выполнении письменной работы ,количество ошибок ,в начале и конце работы
,существенно различаются;
объем оперативных процессов ,чаще всего, недостаточен
учебная деятельность скачкообразная
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Астеничный тип
-исключительно повышенная утомляемость ;
повышенная истощаемость только в интеллектуальной деятельности;
произвольное внимание практически не развито, распределения внимания нет
совсем;
объем оперативной памяти очень мал;
затруднен выход в долговременную память ;
без опоры на вынесенные стимулы
ребенок не может держать в уме информацию и оперировать ею;
часть выглядят необычными, задумчивыми;
запаздывает развитие моторики;
задержка развития речи ;
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Реактивный тип
двигательная расторможенность;
вынужденная ,неуправляемая реактивность;
переключаемость и утомляемость;
отсутствие самоконтроля;
повышенный травматизм;
очень слабая (относительно возрастных норм) концентрация внимания.
Ребенок постоянно бросает одно дело и тут же начинает другое. Даже
если он чемто занят, его ничего не стоит отвлечь (особенно если это заня
тие — приготовление уроков).
неумение приспособиться к дисциплинарным требованиям детского
учебного заведения.
поверхностная, иногда избыточная общительность.Ребенок не всегда
чувствует социальные границы и дистанции, которые вроде бы уже
должен осознавать (по возрасту). Неумение строить глубокие дружеские
отношения
общая неуспеваемость при хорошем интеллекте.
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Различия по категориям: пол, возраст, социальный класс
и место проживания (город/ сельская местность)
возрасте (5:1 на клинических примерах)
3:1 мужской пол по отношению к женскому в детском
<2:1 мужской пол по отношению к женскому у взрослых
Более распространено у детей; менее у взрослых
Несколько более распространено в среднем и низшем-
Более распространено в регионах с повышенной плотностью
Нет доказательства наличия этнических различий, не
среднем классах общества
населения
зависящих от социального слоя общества и территориальной
(городской/сельской) принадлежности.
1/3/19
13
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Нарушения внимания
сложно поддерживать внимание
создается впечатление, что не слушает
1. не способен сосредоточиться на деталях
2.
3.
4. не следует инструкциям
5. испытывает сложности в организации выполнения заданий и
мероприятий
6. избегает заданий, связанных с длительным умственным
напряжением
теряет вещи, необходимые для выполнения задания
легко отвлекается
7.
8.
9. проявляет забывчивость в ежедневных делах
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Гиперактивность
1.
совершает беспокойные движения руками или ногами или
ерзает на месте
2. оставляет свое место в классе, когда не следует
3.
4.
5.
6. избыточно говорлив
чрезмерно бегает и прыгает
с трудом может играть спокойно
“целый день на ногах” или “носится как заведенный”
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Импульсивность
1.
2.
3.
выпаливает ответы прежде, чем услышит вопросы
с трудом дожидается своей очереди
прерывает или вмешивается в разговор
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Формы СДВГ: «чистые» и сочетанные
Чистые формы СДВГ
Сочетанные (комбинированные) формы СДВГ
Последние сопровождаются дополнительными
(complex):
нарушениями:
Обучения (дислексия, дискалькулия, дисграфия/дисортография и
т.д.)
Моторики (нарушения моторного умения)
Общения (коммуникативные): нарушения экспрессивной и
рецептивноэкспрессивной речи, фонации, логоневрозы и т.д.)
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Как помочь ребенку с СДВГ
А. Просветительная работа
Б. Условия обучения
В. Медикаментозное лечение СДВГ
назначает только врач – невропатолог
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно усидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в
коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с
негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10 Болтливый.
11 Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры
других детей).
12. Складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но
приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на
улицу, не оглядываясь по сторонам).
Синдром дефицита внимания
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Трудности с восприятием учебного
материала
Дислексия частичное специфическое
нарушение процесса чтения,
обусловленное несформированностью
(нарушением) высших психических
функций и проявляющееся в
повторяющихся ошибках стойкого
характера.
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Причины
дислексии
Органического
характера
Функционального
характера
повреждение зон
головного мозга,
в процессе чтения
принимающих участие
(например,
при афазии, дизартрии,
алалии).
Внутренние
факторы
(длительные
соматические
заболевания)
Внешние факторы
речевых контактов и т.п.),
(двуязычие, дефицит
психических функций,
задерживающие
формирование
участвующих в
процессе чтения.
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма,
связанное с недостаточной сформированностью (или
распадом) психических функций, участвующих в
реализации и контроле письменной речи.
Причины возникновения дисграфии :
поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах:
патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции
и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
двуязычие( билингвизм)
неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической
готовности
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Дискалькулия специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции.
Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях:
понимания разрядного строения числа и понятия числа;
понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;
понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;
перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно порядковых,
рядов;
выполнения элементарных вычислительных действий (сложения, особенно с переходом
через десяток, вычитания, деления, умножения);
распознавания числовых знаков;
соотнесения чисел в арифметическом действии;
заучивания таблицы умножения;
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Особенности организации работы с
гиперактивными детьми
Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам
Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале
занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия
Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например
повторение уже пройденного материала
Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все
лишние раздражители удаляются из поля зрения
Использовать тактильный контакт
Презентация «Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности »
Список использованной литературы
Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. М.: Издательский
центр «Академия», 2004
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М.: Издательство института
Психотерапии, 2002
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: МедпрактикаМ, 2002
Горячева Л., Кругляк Л. Дети"катастрофы". Как помочь гиперактивному ребенку. СПб.: Крылов, 2008
Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Издательский центр "Академия", 2005
Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. ШколаПресс, 2001
Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная
динамика, особенности диагностики. Дефектология, 2003, №6
• Монина Г.Б., ЛютоваРобертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психологопедагогическая коррекция. СПб.: Речь, 2007
• Мурашова Е.В. Дети«тюфяки» и дети«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром" Екатеринбург: У
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Фактория, 2004
Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. Ваш непослушный ребенок. СПб.: Питер, 2004
•
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации
родителям и педагогам М.: Сфера, 2005
•
•
Турид Борген, Олда Гарлов. Другая боль. Психологические проблемы у детей и подростков. Ставрополь: ПроПси, 2006
Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб.:
Издательский дом СПбМАПО, 2004
Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. СПб.: Хока, 2007
Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. – СПб.: СалитМедкнига, 2002
•
1/3/19
26
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.