Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС
Оценка 4.9

Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
дефектология
3 кл
27.03.2019
Особенности работы учителя начальных классов  с детьми с ОВЗ по ФГОС
Эта статья затрагивает работу с детьми с ОВЗ. В ней я указала с какими трудностями пришлось мне столкнуться, когда в моём классе появились такие дети. Много приходиться работать по развитию мелкой моторики, исправлять логопедические проблемы. В этом мне помогают занятия по сенсорному развитию и предметно - практическим действиям.В статье перечислены методы и приёмы работы с детьми для формирования эмоционально устойчивого поведения.
статья.docx
Особенности работы учителя начальных классов  с детьми с ОВЗ по ФГОС                                                                          Кулагина Людмила Викторовна                                                                          учитель начальных классов,                                                                          МОУ «Афанасьевская СОШ»,                                                                            Иркутская область.   Дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья   –   это   дети,   состояние   здоровья которых   препятствует   освоению   образовательных   программ   вне   специальных   условий обучения   и   воспитания.   Группа   школьников   с   ОВЗ   чрезвычайно   неоднородна.   Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно­двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально­волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.        С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку.  Современный  урок  должен  отражать  владение классической структурой урока на фоне   активного   применения   собственных   творческих     наработок,     как     в     смысле     его построения,   так   и   в   подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Основной идеей современного урока для детей ОВЗ  является  единство  обучения, воспитания  и  развития.  В  таких  классах основой  обучения  является  учитель.  Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания   и   активно участвовать   в   их   совершенствовании.   При   умственном напряжении   они   просто   сразу отказываются    работать:   «Я   не   могу.   Я    не знаю». Из­за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации  не  могут  найти  границы  между  знанием и  незнанием.  Не  в состоянии поставить цель.  На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не   в   состоянии   осуществить   данную   мыслительную   операцию   в   силу нарушений развития.  Также  затрудняются   подвести   итог, забыли,  какие задачи   ставили   в   начале урока.    Учитель  играет  направляющую  роль.   Итак, современный урок для детей с ОВЗ ­ это: ­ урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска); ­ урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к  каждому ученику. ­ урок, содержащий разные виды деятельности. ­ урок, на котором ученику должно быть комфортно. ­ урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. ­ урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. ­ Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.            В моём классе обучаются дети с лёгкой умственной отсталостью. Какие проблемы я увидела при работе с этими детьми: ­ недоразвитость мелкой моторики; ­ логопедические проблемы; ­ нарушения в поведении. Большую   помощь   при   решении   этих   проблем   мне   оказывают   коррекционные   занятия: «Сенсорное развитие» и «Предметно ­ практические действия». На них ведётся работа по развитию мелкой моторики. Это работа с лего, пазлами,  мозаикой, нанизывание на нитку бус, мелких   деталей,   работа   с   пластилином,   письмо   на   песке.   Занятия   проводятся   по   таким направлениям:   тактильно   ­   двигательное   восприятие,   кинестетическое   и     кинетическое развитие,   восприятие   формы,   величины,   цвета;   конструирование   предметов,   развитие слухового  восприятия  и  слуховой  памяти,  восприятие  пространства,  восприятие  времени, развитие графомоторных навыков.   Логопедические проблемы должны решаться логопедом, но так ­ как у нас в школе его нет, то   приходиться   мне   заниматься   с   этими   детьми.   Каждый   урок   чтения   провожу артикуляционную   гимнастику,   представленную   в   специальной   литературе:   «Улыбка», «Трубочка», «Иголка», «Лопаточка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка», «Останови лошадку». [1, с. 73]        Для  формирования эмоционально устойчивого поведения применяю следующие  методы и приемы: 1.  Сказкотерапия. Сказка   может   в   увлекательной   форме   и   доступными   словами показать   окружающую  жизнь,   людей,   поступки,   в   самое   короткое   время   показать   к   чему приводит   тот   или   иной   поступок.   Обязательным   условием   для   детей   с   ОВЗ   является использование   наглядной   опоры.   Сказкотерапию   можно   использовать   как   для   младшего школьного возраста, так и для старшего.  2.  Игротерапия –   используется   как   средство   самовыражения,   достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции. 3. Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. 4. Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения. 5. Арттерапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе с данной   категорией   детей.   Участие   ребенка   с   проблемами   в   умственном   развитии   в художественной   деятельности   со   сверстниками   развивает   его   социальный   опыт,   учит   его адекватному   взаимодействию   и   общению   в   совместной   деятельности,   обеспечивает коррекцию   нарушений   коммуникативной   сферы.   Общение   с   искусством   помогает   детям очиститься   от   наслоившихся   негативных   переживаний,   отрицательных   проявлений.   Для создания рисунков  можно предложить  использовать детям руки, пальчики, ватные палочки, губку. 6. Мимические и пантомимические этюды. Подобрать   методы   для   работы   с   данной   категорией   детей   очень   сложно,   поэтому многие задания можно упрощать, переделывать, давать инструкции на доступном языке. При рефлексии дети могут, хотя и с трудом определить, что им понравилось и запомнилось, но вычленить то, что они при этом чувствовали – очень проблематично. Работа по коррекции эмоционально­устойчивого поведения обучающихся начинается с первого класса и продолжается на протяжении всех лет обучения.  Сфера   эмоционально   устойчивого   поведения   наших   воспитанников   чрезвычайно сложна   и   несовершенна.   В   связи   с   этим   возникают   различные   проблемы   в   их   жизни: отношение   с   друзьями,   с   родителями,   ощущение   чувства   одиночества,   неполноценности, страха,   тревоги.     С   целью   коррекции   этих   проблем   проводятся   индивидуальные консультации.   Консультации   помогают   развитию   навыков   самоконтроля,   адекватной самооценки, саморегуляции. В   работе   по   коррекции   проблем   эмоционально   устойчивого   поведения     детей  невозможен быстрый показательный эффект.  Приемы, способствующие социально­педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ  • Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.  • Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.  • Формируйте веру в успех.  • Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).   Библиографический список  1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г за № 1598. 2.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М. 2015. 3.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.2016.

Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС

Особенности работы учителя начальных классов  с детьми с ОВЗ по ФГОС

Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС

Особенности работы учителя начальных классов  с детьми с ОВЗ по ФГОС

Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС

Особенности работы учителя начальных классов  с детьми с ОВЗ по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019