Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
дефектология
3 кл
27.03.2019
Эта статья затрагивает работу с детьми с ОВЗ. В ней я указала с какими трудностями пришлось мне столкнуться, когда в моём классе появились такие дети. Много приходиться работать по развитию мелкой моторики, исправлять логопедические проблемы. В этом мне помогают занятия по сенсорному развитию и предметно - практическим действиям.В статье перечислены методы и приёмы работы с детьми для формирования эмоционально устойчивого поведения.
статья.docx
Особенности работы учителя начальных классов
с детьми с ОВЗ по ФГОС
Кулагина Людмила Викторовна
учитель начальных классов,
МОУ «Афанасьевская СОШ»,
Иркутская область.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья
которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий
обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это
определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
нарушение слуха, зрения, речи, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоциональноволевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями
развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является
индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному
уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на
фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его
построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и
тренинга. Основной идеей современного урока для детей ОВЗ является единство обучения,
воспитания и развития. В таких классах основой обучения является учитель.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно
участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу
отказываются работать: «Я не могу. Я не знаю». Изза низкого уровня протекания
мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием
и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют
или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений
развития. Также затрудняются подвести итог, забыли, какие задачи ставили в начале
урока. Учитель играет направляющую роль.
Итак, современный урок для детей с ОВЗ это:
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику.
урок, содержащий разные виды деятельности.
урок, на котором ученику должно быть комфортно.
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности
ученика.
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к
нему учителя.
В моём классе обучаются дети с лёгкой умственной отсталостью. Какие проблемы я
увидела при работе с этими детьми:
недоразвитость мелкой моторики;
логопедические проблемы;
нарушения в поведении. Большую помощь при решении этих проблем мне оказывают коррекционные занятия:
«Сенсорное развитие» и «Предметно практические действия». На них ведётся работа по
развитию мелкой моторики. Это работа с лего, пазлами, мозаикой, нанизывание на нитку бус,
мелких деталей, работа с пластилином, письмо на песке. Занятия проводятся по таким
направлениям: тактильно двигательное восприятие, кинестетическое и кинетическое
развитие, восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов, развитие
слухового восприятия и слуховой памяти, восприятие пространства, восприятие времени,
развитие графомоторных навыков.
Логопедические проблемы должны решаться логопедом, но так как у нас в школе его нет,
то приходиться мне заниматься с этими детьми. Каждый урок чтения провожу
артикуляционную гимнастику, представленную в специальной литературе: «Улыбка»,
«Трубочка», «Иголка», «Лопаточка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Почистим
зубки», «Маляр», «Лошадка», «Останови лошадку». [1, с. 73]
Для формирования эмоционально устойчивого поведения применяю следующие
методы и приемы:
1. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами
показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему
приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей с ОВЗ является
использование наглядной опоры. Сказкотерапию можно использовать как для младшего
школьного возраста, так и для старшего.
2.
Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения
эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта,
обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.
4. Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения,
восприятия, снятие эмоционального напряжения.
5. Арттерапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе с
данной категорией детей. Участие ребенка с проблемами в умственном развитии в
художественной деятельности со сверстниками развивает его социальный опыт, учит его
адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает
коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Общение с искусством помогает детям
очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений. Для
создания рисунков можно предложить использовать детям руки, пальчики, ватные палочки,
губку.
6. Мимические и пантомимические этюды.
Подобрать методы для работы с данной категорией детей очень сложно, поэтому
многие задания можно упрощать, переделывать, давать инструкции на доступном языке. При
рефлексии дети могут, хотя и с трудом определить, что им понравилось и запомнилось, но
вычленить то, что они при этом чувствовали – очень проблематично.
Работа по коррекции эмоциональноустойчивого поведения обучающихся начинается с
первого класса и продолжается на протяжении всех лет обучения.
Сфера эмоционально устойчивого поведения наших воспитанников чрезвычайно
сложна и несовершенна. В связи с этим возникают различные проблемы в их жизни:
отношение с друзьями, с родителями, ощущение чувства одиночества, неполноценности, страха, тревоги.
С целью коррекции этих проблем проводятся индивидуальные
консультации. Консультации помогают развитию навыков самоконтроля, адекватной
самооценки, саморегуляции.
В работе по коррекции проблем эмоционально устойчивого поведения детей
невозможен быстрый показательный эффект.
Приемы, способствующие социальнопедагогической поддержки развития личности ребенка с
ОВЗ
• Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
• Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
• Формируйте веру в успех.
• Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты
смог сделать..., сможешь и сейчас).
Библиографический список
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г за № 1598.
2.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М. 2015.
3.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.2016.
Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС
Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС
Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.