Особенности развития различных форм мышления у младших Школьников

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Общее понятие мышления Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Иконка файла материала Особенности развития различных форм мышления у младших.doc
Особенности развития различных форм мышления у младших Школьников  Общее понятие мышления Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими  свойствами и отношениями,   которые   можно   познать   лишь   опосредованно   и   благодаря  обобщению,   т.е. посредством   мышления.   Мышление   ­   это   опосредованное   и   обобщённое  отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Первая  особенность  мышления   ­  его  опосредованный   характер.  То,  что  человек  не может   познать   прямо,   непосредственно,   он   познаёт   косвенно,   опосредованно:   одни свойства   через   другие,   неизвестное   ­   через   известное.   Мышление   всегда   опирается   на данные   чувственного   опыта   ­   ощущения,   восприятия,   представления   ­   и   на   ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая   особенность   мышления   ­   его   обобщённость.   Обобщение   как  познание   общего   и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения   люди   выражают   посредством   речи,   языка.   Словесное   обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия   материи,   движения,   закона,   сущности,   явления,   качества,   количества  и   т.д.   ­ широчайшие обобщения, выраженные словом. Мышление ­ высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления   являются   ощущения,   восприятия   и   представления.   Через   органы   чувств  ­   эти единственные   каналы   связи   организма   с   окружающим   миром   ­   поступает   в   мозг информация.   Содержание   информации   перерабатывается   мозгом.   Наиболее   сложной (логической)   формой   переработки   информации   является   деятельность   мышления.   Решая мыслительные   задачи,   которые   перед   человеком   ставит   жизнь,   он   размышляет,   делаетвыводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на   этой   основе   преобразует   мир.   Мышление   не   только   теснейшим   образом   связано   с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли   ­   сложный   процесс,   который   состоит,   прежде   всего,   в   выделении   и   обособлении предмета   или   признака   его,   в   отвлечении   от   конкретного,   единичного   и   установлении существенного, общего для многих предметов. Мышление   выступает   главным   образом   как   решение   задач,   вопросов,   проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку   что­то   новое,   новые   знания.   Поиски   решений   иногда   бывают   очень   трудными, поэтому   мыслительная   деятельность,   как   правило,   ­   деятельность   активная,   требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный   процесс   мысли   ­   это   всегда   процесс   не   только   познавательный,   но   и эмоционально­волевой.   Объективной   материальной   формой   мышления   является   язык. Мысль   становится   мыслью   и   для   себя   и   для   других   только   через   слово   ­   устное   и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из   поколения   в   поколение.   Однако   существуют   и   дополнительные   средства  передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации. Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык)   едины.   Мышление   неразрывно   связано   с   речевыми  механизмами,   особенно   рече­ слуховыми и рече­двигательными. Мышление также  неразрывно связано и с практической деятельностью  людей.  Всякий  вид  деятельности  предполагает  обдумывание,  учёт условий действия,   планирование,   наблюдение.   Действуя,  человек   решает,   какие­   либо   задачи. Практическая деятельность ­ основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления. Мышление   ­   функция   мозга,   результат   его   аналитико­синтетической   деятельности. Оно   обеспечивается   работой   обеих   сигнальных   систем   при   ведущей   роли   второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесспреобразования систем временных нервных связей.