Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития.
Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л.С.Выготский квалифицировал их как социальные). Особой заботой педагогов, работающих с данной категорией детей является их речевое развитие.
Особенности развития связной речи дошкольников с нарушением интеллекта
Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную
группу среди «проблемных» детей. В подавляющем большинстве интеллектуальные
нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы
на ранних этапах онтогенеза. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков
возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное,
в неравномерности, нарушении целостности развития.
Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной
помощи этим детям в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное
детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л.С.Выготский
квалифицировал их как социальные). Особой заботой педагогов, работающих с данной
категорией детей является их речевое развитие.
В работах многих авторов отмечается, что становление связной речи у детей с
нарушенным интеллектом осуществляется замедленными темпами и характеризуется
определенными качественными особенностями (М.Ф.Гнездилов,
Л.Н.Ефименкова,
В.Г.Петрова и др.). Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное
влияние на весь процесс развития речи: как на овладение семантикой речи, так и на
усвоение языковых закономерностей, на формирование языковых обобщений. В
Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве
случаев к грубому недоразвитию речи и всех ее функций у детей. Это проявляется уже в
доречевом периоде в невыраженности гуления, позднем появлении активного лепета. У
детей с нарушением интеллекта позже появляются первые слова. Как правило, речевая
система формируется с задержкой, существуют проблемы в звукопроизношении.
Отмечается запоздалое появление первых слов; словарь накапливается медленно и никогда
не достигает уровня, который характерен для нормы. У многих бывает нарушена структура
слова: они не договаривают окончаний, делают пропуски, искажают или заменяют звуки.
Заметно страдает и грамматический строй речи.
Весьма замедленно, затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью;
переход от произнесения отдельных слов к построению двусловного предложения
растягивается на долгое время. У детей с нарушением интеллекта медленно образуются и
закрепляются речевые формы, слабо выражена самостоятельность в речевом творчестве,наблюдаются стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имён
существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих признаки и отношения.
Снижена речевая активность. Ослаблен контроль за собственной речью. Нередко страдает
понимание речи окружающих; последнее в большей мере относится к детям с выраженной
формой умственной отсталости. Имеются отставания в развитии связности речи. Эти дети
общаются друг с другом и взрослыми преимущественно с помощью устной речи, хотя
нередко прибегают к жестам и движениям.
Следует подчеркнуть, что имеются своеобразия речевого развития, которые
свойственны всем детям с нарушенным интеллектом. В многоуровневой системе речевой
деятельности наиболее грубыми и стойкими оказываются нарушения смыслового уровня.
Значительные отклонения наблюдаются в речевой регуляции деятельности ребенка с
нарушенным интеллектом. Они проявляются в различных условиях, на разных возрастных
этапах, с неодинаковой отчетливостью, однако их наличие всегда может быть более или
менее четко выявлено.
Связная речь детей с проблемами интеллектуального развития лишь частично
удовлетворяет потребности повседневного общения. Детям с нарушением интеллекта
тяжело выражать свои мысли, их речь отличается отсутствием логики, ясности,
выразительности. Все это вызывает трудности построения диалогов и речевого общения
при любом виде деятельности, затрудняет и игровой процесс, и процесс обучения.
Дошкольники с нарушением интеллекта довольно длительное время задерживаются
на этапе вопросноответной формы речи, на этапе ситуативной речи. Переход к
самостоятельному высказыванию, даже при условии логопедической помощи, протекает у
этих детей очень трудно и во многих случаях затягивается вплоть до школьного обучения.
В процессе связной речи дошкольники с нарушенным интеллектом нуждаются в
постоянной стимуляции со стороны воспитателя, в систематической помощи, которая
проявляется либо в форме вопросов, либо в подсказке.
Предложения, которыми пользуются дети с нарушением интеллекта, являются
преимущественно простыми, состоящими из 14 слов. Построены они бывают не только
примитивно, но и часто неправильно. В них наблюдаются различные отклонения от норм
родного языка – нарушения согласования, управления, пропуски второстепенных и даже
главных членов.
Наиболее серьезными и часто встречающимися недостатками являются следующие.
Дети пользуются простыми, короткими конструкциями, употребляя чаще всего в качествевторостепенных членов, название конкретного объекта, на который переходит действие,
или орудия, с помощью которого действуют (купили книгу, режут ножом), лица, на
которое направленно действие (дать брату). Значительно реже второстепенные члены
могут выражаться наречием, указывающим на время и образ действия (вечером, быстро,
медленно), качественным прилагательным для характеристики признака предмета
(красный, круглый), и в единичных случаях сочетанием существительного с предлогом для
выражения причины и цели действия (за книгами, за ручкой).
Пропуск слов и словосочетаний необходимых для построения фразы. Предложения,
которые употребляют умственно отсталые дети, часто характеризуются аморфностью
структуры, а нередко и искажением смысла высказывания в целом (Когда мама пришла, мы
обедать).
Гораздо легче, чем самостоятельный рассказ осуществляется у детей с нарушенным
интеллектом пересказ. Пересказ не предполагает самостоятельного создания сюжета.
Подробного раскрытия заданной темы, определения последовательности событий. При
пересказе большую роль играет запоминание содержания текста. Однако и в пересказе
детей с нарушенным интеллектом есть свои особенности. Дети часто добавляют события,
детали которые отсутствовали в рассказе. Эти добавления объясняются случайными
ассоциациями, неточностью представлений и знаний.
Учитывая психологическую структуру процесса порождения связного текста, работа
над связной речью должна проводится в двух направлениях.
1) Развитие внутреннего (смыслового) программирования.
2) Формирование языковых средств оформления связного текста.
При этом необходимо учитывать опережающее развитие семантической стороны по
отношению к формальноязыковой. Ключевой момент развития связной речи – работа над
смысловой, семантической стороной связного текста.
В связи с этим система коррекционной работы должна учитывать поэтапность
формирования основных операций порождения связного текста.
Учитывая
психологическую структуру процесса порождения связных высказываний, а также
состояние операций этого процесса у детей с нарушенным интеллектом развитие связной
речи должно осуществляться в следующей последовательности.
1. Развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и
существенное, основное и фоновое.2. Формирование умения располагать смысловые компоненты в определенной
последовательности (раскладывание серий сюжетных картинок).
3. Развитие способности удерживать смысловую программу в памяти (запоминание
последовательности картинок, пересказы коротких и длинных текстов).
4. Перекодирование каждого элемента смысловой программы в языковую форму,
которое осуществляется в следующей последовательности а)
программирование отдельных высказываний (глубинное синтаксирование),
внутреннее
б)
грамматическое
В работе по развитию связной речи необходимо учитывать последовательность
синтаксирование).
структуирование
(поверхностное
перехода от ситуативной к контекстной речи. В связи с этим отработка операций
порождения связного текста осуществляется сначала на ситуативной речи, а затем на
контекстной. Так, сначала предлагается пересказ по серии сюжетных картинок, затем по
сюжетной картинке, а в дальнейшем – пересказ текста без наглядности.
Необходимо учитывать как поэтапность перехода от диалогической к монологической
речи, так и от отдельных высказываний к связному тексту.
Коррекционная работа по развитию речи осуществляется по следующим направлениям:
1. В повседневной жизни, в процессе живого общения с ребенком по поводу его
бытовых, игровых и познавательных интересов (развитие социальной направленности речи,
развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных
высказываний).
2. В процессе сюжетноролевых и театрализованных игр (активизация речевых средств,
освоение различных типов коммуникативных высказываний, в том числе с отрицанием).
3. На занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным трудом (регулирующая
функция речи, связь воспринятого со словом с целью Формирования пригодных для
изображения представлений, актуализация представлений по слову).
4. На занятиях по развитию речи (все виды и формы речи), построенных по принципу
моделирования коммуникативных ситуаций.
5. В ходе формирования элементарных математических представлений, физического и
музыкального воспитания.
6. В процессе индивидуальной коррекционной работы (коррекция звукопроизношения,
развитие фонематического слуха и далее в соответствии с индивидуальной коррекционной
программой).По мере того как дети начинают адаптироваться в дошкольном учреждении, вступают в
контакт со взрослыми и сверстниками, включаются в разные виды деятельности, возможно
уже и проведение специальных занятий по развитию речи.