«ОСОБЕННОСТИ СОРЕНВОАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЛИГИ И МОЛОДЕЖНОЙ ЛИГИ ВТБ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Но, несмотря на развитие студенческого спорта в целом, проблема студенческого баскетбола в России остается открытой. Студенческий спорт является промежуточным звеном между выпускниками детско-юношеских спортивных школ и спортом высших достижений. Но в нашей стране не существует ежегодного драфта лучших выпускников профессиональными клубами, как это происходит, например, в США, где студенческий спорт играет действительно фундаментальную роль. Так, после окончания детских спортивных школ выпускники попадают либо в молодежные команды, где за
Иконка файла материала 251178.doc
«ОСОБЕННОСТИ СОРЕНВОАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЛИГИ И МОЛОДЕЖНОЙ ЛИГИ ВТБ»Содержание.                                                                                                Стр. Введение……………………………………………………………………….3 I Глава. Анализ литературных источников………………………………….6 1.1. Характеристика любительского спорта и спорта высших достижений на примере баскетбола…………………………………………6 1.1.1. Ретроспективный   анализ   развития   студенческого   баскетбола   в России и за рубежом………………………………………………………….9 1.2. Соревнования и соревновательная деятельность в баскетболе…..….16 1.2.1. Особенности проведения соревнований в баскетболе……………16   деятельности 1.2.2. баскетболистов……………………………………………………………....20 соревновательной Содержание     II Глава. Задачи, методы, организация исследования…………………….24 2.1. Задачи……………………………………………………………………24 2.2. Методы………………………………………………………………….24 2.3. Организация исследования……………………………………………..26 III Глава. Результаты и их обсуждение…………………………………….27 3.1.   Анализ   спортивных   результатов   студентов­баскетболистов   и баскетболистов молодежной команды……………………………………..27 3.2.   Показатели   комплектования   команд   студентов­баскетболистов   и баскетболистов молодежной команды……………………………………29 3.3.   Показатели   объемов   нагрузки   студентов­баскетболистов   и баскетболистов молодежной команды……………………………………..32 3.4.   Характеристика   соревнований   и   соревновательной   деятельности   молодежной студентов­баскетболистов команды……………………………….……………………………………...38 баскетболистов и     Выводы…………………................................................................................44 Практические рекомендации………………………................................46 2Список используемой литературы………………...................................47 Введение. Развитие физических способностей студентов, формирование их интереса к   занятиям   физической   культурой   и   спортом,   пропаганда   здорового   образа жизни, профилактика социально­негативных явлений в молодежной среде – все эти   задачи   продиктованы   условиями   современной   реальности,   поэтому   они являются   частью   государственной   политики,   направленной   на   развитие   и популяризацию студенческого спорта в России.  В   связи   с   этим   в   настоящее   время   в   России   студенческому   спорту уделяется все большее внимание. Президент Российской Федерации В.В.Путин еще в 2010 году,  будучи в то время председателем Правительства РФ, говорил о том, что очевидна  особая значимость развития студенческого спорта «как для формирования резерва для спорта высших достижений, так и для продвижения спортивной культуры, ценностей здорового образа жизни в молодежной среде». В  декабре 2012  года     президент  Владимир  Путин   в  послании  Федеральному собранию   высказался   о   необходимости   создания   организации,   нацеленной   на развитие студенческого спорта,  а в июне 2013 года была учреждена молодежная общественная организация «Ассоциация студенческих спортивных клубов».  Но,   несмотря   на   развитие   студенческого   спорта   в   целом,   проблема студенческого   баскетбола   в   России   остается   открытой.   Студенческий   спорт является   промежуточным   звеном   между   выпускниками   детско­юношеских спортивных   школ   и   спортом   высших   достижений.   Но   в   нашей   стране   не существует   ежегодного   драфта   лучших   выпускников   профессиональными клубами, как это происходит, например, в США, где студенческий спорт играет действительно   фундаментальную   роль.   Так,   после   окончания   детских спортивных школ выпускники попадают либо в молодежные команды, где за их выступлением   следят   специалисты   различных   профессиональных   команд, 3тренеры   сборных,   либо   уходят   в   студенческие   команды,   откуда   в профессионалы выходят лишь единицы. Помимо этого, на главных студенческих соревнованиях,   Всемирной   Универсиаде,   которая   проходила   в   2012   году   в Казани,   в   составе   сборной   нашей   страны   не   было   ни   одного   игрока, участвовавшего в студенческом чемпионате.  В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств и методов подготовки студентов баскетболистов. Эффективность построения тренировочного процесса в теории и методике   знаний   о спортивной   тренировки   определяется   качеством   и   полнотой   соревновательной   деятельности   спортсменов   (В.Н.   Платонов,   1997;   Л.П. Матвеев, 2005). Ответить на вопрос о влиянии отдельных игровых показателей на   общую   результативность   выступления   спортсменов   или   команды   в соревнованиях, о сильных и слабых сторонах ее подготовленности позволяют знания о соревновательной деятельности (А.И. Бондарь, 1993). Так   как   качественные   и   количественные   характеристики   игрового соревновательного   противоборства   являются   элементами   единой   системы,   к исследованию   соревновательной   деятельности   в   баскетболе   необходимо применять   системный   подход.   В   связи   с   развитием   научно­технического прогресса   в   настоящее   время   для   записи   игровых   действий   в   ходе   матчей используются   различные   компьютерные   технологии.   Для   того,   чтобы фиксировать   технико­тактические   действия   в   наиболее   полном   объеме, разработаны и активно используются специальные компьютерные программы. На основании проведенного анализа и всех вышеизложенных фактов, мы поставили   цель   –   изучить   содержание   и   провести   сравнительный   анализ показателей   соревновательной   деятельности   студентов­баскетболистов   и баскетболистов молодежной лиги ВТБ. Объект   исследования  –   студенты,   выступающие   в   студенческом чемпионате, и игроки молодежной лиги ВТБ.  4Предмет   исследования  –   показатели   соревновательной   деятельности студентов,  выступающих   в  студенческом   чемпионате,  и  игроков  молодежной лиги ВТБ. Гипотеза   исследования.  Мы   предполагаем,   что   на   основе   детального анализа соревновательной деятельности команд, выступающих в студенческом чемпионате,     и   команд,   выступающих   в   молодежной   лиге   ВТБ,   мы   выявим наиболее   эффективные   аспекты   построения   тренировочного   процесса   для команд различного уровня.  Практическая   значимость.  Студенческий   баскетбол   ­   важное   звено перехода игроков из специализированных детско­юношеских спортивных школ в профессиональные   клубы,   именно   это   подчеркивает   значимость   проводимого нами анализа в плане реализации задач, связанных с подготовкой резерва для спорта высших достижений. Проведя   сравнительный   анализ   показателей   соревновательной деятельности   студенческой   команды   РГУФКСМиТ   и   молодежной   команды ЦСКА,   принимая   в   расчет,   кто   молодежные   команды   профессиональных баскетбольных клубов достигли более высокого уровня, мы выявим наиболее эффективные средства и методы повышения их у студенческих команд. 5Глава I. Анализ литературных источников. 1.1  Характеристика   любительского   спорта   и   спорта   высших достижений на примере баскетбола Современное   спортивное   движение   в   мире   имеет   два   главных направления:   массовый   или   как   его   еще   называют   общедоступный («ординарный») спорт и спорт высших достижений. Спорт высших достижений направлен  на достижение наиболее высоких спортивных   результатов,   которые   впоследствии   будут   признаны   обществом. Можно сказать, что это деятельность, которая направлена на удовлетворение интересов к определенному виду спорта и повышения как своего собственного престижа, так и команды в целом, а на самом высоком уровне – престижа своей страны.   Спорт   высших   достижений   Матвеев   Л.П.   (1997)   разделяет   на профессионально­коммерческий   и   супердостиженческий,   а   Платонов   В.Н. (1997) на олимпийский и профессиональный спорт.  Общедоступный   спорт   включает   в   себя:   школьный,   студенческий, профессионально­прикладной, физкультурно­кондиционный и одздоровительно­ рекреативный спорт. Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.  В   зависимости   от   направленности   занятий   в   любительском   спорте   в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально­прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции) и др. Одним   из   основных   разделов   любительского   спорта   является студенческий   спорт,   ориентированный   на   достижение   базовой   физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе высшего образования и воспитания. Очевидна особая значимость этого направления как для формирования резерва   для  спорта   высших  достижений,  так  и для  продвижения   спортивной 6культуры, ценностей здорового образа жизни в молодежной среде. Этот факт подчеркивается в Стратегии развития физической культуры и спорта в России до 2020г. Первые   профессиональные   баскетбольные   клубы   появились   в   США   в начале   20   века.   В   1932   году   была   создана   Международная   федерация баскетбола   (FIBA).  Изначально     предполагалось,   что   эта   организации   будет заниматься и контролировать только любительский баскетбол;   впоследствии, профессиональные   баскетболисты   получили   допуск   к в 1989   году,  международным   соревнованиям,   и   слово   «любительский»   было   изъято   из наименования. В 1992 году профессиональные баскетболисты впервые получили право участия в Олимпийских играх. На   территории   Российской   Федерации   проведением   профессиональных соревнований   по   баскетболу   занимается   Российская   федерация   баскетбола (РФБ). В структуре российского мужского баскетбола существуют следующие профессиональные   дивизионы:   Суперлига,   Высшая   Лига,   Лига   ВТБ, Молодежный   чемпионат   и   ДЮБЛ.   В   структуре   женского:   Премьер­лига, Суперлига, Высшая Лига, Молодежный чемпионат и ДЮБЛ. В   2010   году   была   создана   Профессиональная   баскетбольная   лига  — элитный (высший) дивизион в структуре Российского баскетбола. Регламент: 10 команд играют регулярный чемпионат в три круга. ПБЛ заменила Суперлигу, которую было решено ликвидировать и 15 июня 2010 года она официально прекратида свое существование. Лига­наследница   баскетбольной   Суперлиги   была   под   контролем   не Российской   Федерацией   Баскетбола,   как   Суперлига,   а   организацией Профессиональная баскетбольная лига (ПБЛ). В сезоне 2010/11 чемпионат страны прошел в рамках Профессиональной Баскетбольной   Лиги,   которая   объединила   на   тот   момент     10   сильнейших российских клубов. Что касается второго дивизиона национального чемпионата, 7который ранее назывался Дивизион «Б» Суперлиги, стал именоваться просто Суперлигой — как у мужчин, так и женщин. Так же под эгидой Профессиональной Баскетбольной Лиги проводился чемпионат среди молодежных команд. ПБЛ просуществовала 3 сезона, на смену ей пришла Единая Лига ВТБ, которая с сезона 2013/2014 получила права на проведение Чемпионата России. Единая Лига ВТБ ­ клубное соревнование, созданное в 2008 году с целью объединения ведущих клубов Восточной Европы. Сезон­2013/14 прошел в том же   формате   что   и   предыдущий   –   с   участием   20   клубов   из   России,   Литвы, Украины, Латвии, Эстонии, Польши, Чехии, Белоруссии и Казахстана. Вместе с чемпионским  титулом и путевкой в квалификацию Евролиги на кону стояло официальное   звание   чемпиона   России,   которое   впервые   досталось   лучшему российскому клубу по итогам сезона Единой Лиги ВТБ. В новом, шестом по счету, чемпионате примут участие 16 клубов ­ из России, Латвии, Эстонии, Чехии, Белоруссии, Казахстана и, вернувшейся в Лигу спустя пять лет, Финляндии. Формат турнира претерпел изменение: 2­круговой турнир без деления на группы в регулярном сезоне с последующими играми плей­офф. Единая   молодежная   Лига   ВТБ   –   новое   соревнование   для   молодых баскетболистов, созданное в 2013 году под эгидой Единой Лиги ВТБ. К участию в чемпионате допускаются игроки не старше 21 года и не младше 15 лет.  В сезоне 2013/14 чемпионат проводился в один этап по круговой системе – спаренные игры по 2 игры дома  и на выезде. В сезоне 2014/2015 чемпионат проводится в два этапа:  Регулярный Чемпионат;  Финальная серия игр по системе плей­офф 8 сильнейших команд. Вопросами студенческого баскетбола в России занимается Ассоциация студенческого   баскетбола,   которая   проводит   чемпионат   России   среди 8студенческих команд. Одним из важных условий допуска игроков к участию в этом   чемпионате   является   отсутствие   контрактов   с   профессиональными баскетбольными клубами.  1.1.1.Ретроспективный анализ развития студенческого баскетбола в России и за рубежом Современный   баскетбол   как   игра,   как   вид   спорта   вышел   именно   из студенческой среды, а его основателем был Джеймс Нейсмит ­ преподаватель Спрингфилдского   колледжа   Молодежной   христианской   ассоциации   штата Массачусетс (США). После своего возникновения баскетбол распространился в США, а затем им стали заниматься во всем мире. Стихийное   образование   любительских   команд   привело   к   тому,   что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом. В дальнейшем в США   была   создана   Студенческая   баскетбольная   лига,   которая   в   настоящее время   объединяет   студентов   практически   всех   высших   учебных   заведений. Соревнования по баскетболу представляют собой популярнейшее зрелище. Так, около 300 команд разыгрывают студенческое первенство США в I Дивизионе, а, кроме того, есть еще и  II, и  III  дивизионы, а также колледжи с трехлетним сроком обучения, где также очень высокий уровень развития баскетбола. Мировой студенческий баскетбол в настоящее время находится на стадии активного   развития.   Общепризнанным   лидером   мирового   студенческого баскетбола является американский чемпионат NCAA.  Вплоть   до   начала   восьмидесятых   годов   студенческий   баскетбол   был скорее   предметом   культа,   чем   по­настоящему   заметным   спортивным соревнованием. Интересен он был в первую очередь студентам раскиданных по США колледжей и университетов, фанатам спорта в тех городах, где не было профессиональных баскетбольных команд, зато были студенческие, и, конечно, скаутам   и   тренерам   клубов   НБА   и   других   лиг   масштабом   поменьше.   В спортивных еженедельниках главные лица колледж­баскетбола — Пит Маравич, 9Лью Элсиндор, Билл Уолтон, Дэвид Томпсон, патриарх всех тренеров Джон Вуден — иногда появлялись даже на обложках, но вообще про студенческий баскетбол   писали   мало.   Телевизионные   трансляции   были   спорадическими   и плохо снятыми. Билеты на финальные игры стоили девять долларов. В   1980­м   только   что   появившийся   и   успевший   за   короткое   время проникнуть   в   массу   американских   домов   кабельный   канал   ESPN   впервые показал плей­офф чемпионата США по студенческому баскетболу целиком и в прайм­тайм.   Это   послужило   началу   ажиотажа,   сложившемуся   в   Америке. Выяснилось,   что   играющие   в   баскетбол   не   за   деньги,   а   за   идею   и   престиж родного   университета   студенты   хоть   и   начисто   уступают   профессионалам   в демонстрации индивидуального мастерства, но играют с полной отдачей сил. Практически   любая   игра   плей­офф   решалась   на   последних   секундах, каждый   раз   записным   фаворитам   приходилось   играть   с   неизвестными, выходившими на матч как на решающий бой и в итоге зачастую побеждавшими командами, кроме того, фанаты колледж­баскетбола ведут себя куда активней и шумней   фанатов   баскетбола   профессионального   —   и   тем   самым   изрядно добавляют игре колорита. К   розыгрышу   общенационального   кубка   всегда   приковано   особое внимание всех поклонников спорта. Остальные спортивные события в стране в этот период отходят на второй план. Так называемое «Мартовское безумие», которое   вошло   в   спортивный   лексикон   в   1939   году   вместе   с   первым чемпионатом,   прошедшим   под   эгидой   Национальной   спортивной   ассоциации колледжей США(NCAA). затмевает даже матчи регулярного чемпионата NBA, когда команды сражаются за выход в плей­офф.  Такой повышенный интерес к студенческому   чемпионату   понятен.   Во­первых,   студенческий   баскетбол   ­ основа всего американского баскетбола. Без него немыслима сильнейшая в мире профессиональная лига под названием  NBA. И болельщикам всегда интересно знать,  кто   на  подходе.  Во­вторых,  выпускники   того  или   иного  вуза   живут  в 10разных   уголках   Америки.   Многие   из   них   играли   и   играют   в   командах Национальной баскетбольной ассоциации, а «Мартовское безумие» объединяет их   под   флагом   своего   ВУЗа.   Если   учесть,   что   сегодня   в   американских университетах учатся и отстаивают их спортивную честь представители других континентов,   то   смело   можно   сказать,   что   студенческий   чемпионат   США охватывает всю страну.  В   Советском   Союзе   студенческий   баскетбол   никогда   не   играл   такой фундаментальной роли, как, например, в США. Однако, не смотря на это и в до­, и в послевоенные годы он был очень высокого уровня, чему в большой степени   способствовали   международные   соревнования   –   Универсиады, Фестивали молодежи и студентов, Всемирные игры молодежи и т.д.  Начиная с первых клубных чемпионатов СССР, которые проводились с 1937   г.,   студенческие   команды   неоднократно   становились   чемпионами   и призерами.   Старейшие   студенческие   клубы:   «Наука»   (Тбилиси),   ГОЛИФК (Ленинград), «Наука» (Кутаиси), «Буревестник» (Москва, Ленинград, Ростов­ на­Дону,) выступали еще в довоенных чемпионатах. У   истоков   студенческого   баскетбола   в   Советском   Союзе   стояли   такие вузовские коллективы как: МАИ, ГПИ (Тбилиси), ГЦОЛИФК, СКИФ (Каунас и Киев)   и   др.    Некоторые   вузовские   коллективы   имели   на   базе   своего   вуза спортивный клуб, который выступал не только в первенстве «Буревестника», но и в Чемпионате СССР среди клубных команд. Наибольших успехов добилась женская команда МАИ, ставшая пятикратными чемпионками СССР (1946, 1947, 1951, 1954, 1955), четырехкратными серебряными призерами (1945, 1948, 1952, 1953).   Команда   ГПИ   –   Тбилиси   дважды   завоевывала   серебряные   медали. Студентки   ГОЛИФК   (Ленинград)   стали   бронзовыми   призерами   в   1937,   а мужская команда ГОЛИФК стала бронзовым  призером в 1938 и серебряным призером в 1939 году. Мужская команда СКИФ из Каунаса стала чемпионом в 1947 году,  а  в 1949 ­ серебряным призером. (Квасков В.Б. 2006) 11Многие   знаменитые   игроки,   тренеры,   судьи,   без   которых   невозможно представить   историю   советского   баскетбола,   начинали   свою   спортивную карьеру   в   студенческих   командах,   как   известных,   так   и   мало   известных   на Всесоюзной арене. К их числу относятся: Л.Васильева (5­ти кратная чемпионка мира),   Бровченко   Л.,   Копылова   В.,   Зайцева   Л.,   ЗМС   И   ЗТ   СССР   Лидия Алексеева,   после   завершения   спортивной   карьеры   более   20   лет   руководила женской сборной командой СССР. Под ее руководством сборная выигрывала: ОИ   –   1979   и   80   гг.,   побеждала   на   ЧМ   –   1964,   67,   71,   75   и   84   гг.;   12   раз становилась чемпионом Европы (1962, 64, 66, 68, 70, 72, 74, 76, 78, 80, 81, 83), четыре раза побеждала на Универсиадах – 1965, 73, 77 и 81 гг. В 2007 году Алексеева   была   введена   в   Зал   славы   ФИБА.   В   2012   году   введена   в   Зал международной славы имени Джеймса Нейсмита (Зал славы НБА).  Вплоть   до   середины   1980­х   годов   в   СССР   существовало   множество внутригородских,   областных   и   междугородних   соревнований   в   системе   ДСО «Буревестник», а также проходили отраслевые первенства вузов – авиационных, технических,   медицинских,     педагогических,   экономических,   и   т.д.   Наличие количества устойчивого высококвалифицированных   специалистов   позволяли   проводить   студенческие финансирования и       большого   соревнования различного уровня. Однако в  середине восьмидесятых годов прошлого столетия стремление к переменам   и     различного   рода   усовершенствованиям   привело   к   тому,   что спортивное   движение   отрывалось   от   отраслевых   профсоюзов,   лишалось   их поддержки. А с развалом Советского Союза почти полностью прекратили свое существование спортивные студенческие программы.  Хотя еще какое­то время удавалось проводить отдельные соревнования, в том   числе   и   по   баскетболу,   но   к   середине   90­х   годов   вся   спортивная деятельность среди студенческой молодежи практически прекратилась. 12Сергей   Журавлев,   вице­президент   СБЛ,   в   своей   статье   (1999   г.) рассказывал о том, что прежде всего надо было наметить основные пути выхода из   кризиса,   разработать   предложения   и   осуществить   практические   меры   по возрождению   и   подъему   студенческого   баскетбола.   «Главную   задачу   было определить   нетрудно   –   это   прежде   всего   развитие   массового   баскетбола   в большинстве   вузов   России,   становление   системы   соревнования   студенческих команд и создание на этой основе «питательной среды» для профессионального баскетбола.»   Таким   образом   в   феврале   1996   года   в   Казани   состоялась конференция Российской Федерации баскетбола (РФБ)было принято решение о создании   комиссии   по   проблемам   студенческого   баскетбола,   на   заседании которой  и  была  создана  студенческая   баскетбольная  лига  России (СБЛ)  как спортивная федерация Российского студенческого союза.  За период с 1996г по 2005 во Всероссийских студенческих соревнованиях участвовало 203 команды из 160 вузов России. В мае 2007 года в рамках общей государственной программы развития студенческого   спорта   и   социальной   адаптации   молодежи   при   участии Российской   федерации   баскетбола,   Российского   спортивного   студенческого союза и при поддержке Администрации Президента Российской Федерации была учреждена   некоммерческая   организация   «Ассоциация   студенческого баскетбола».  В первом сезоне чемпионата АСБ (2007/08) приняли участие 210 команд, которые сыграли около 1500 матчей в более чем в 200 городах РФ. В сезоне 2013/14 приняли участие более 800 команд вузов и ссузов из 69 регионов, было сыграно более 4000 матчей. Чемпионат проходил в 3 этапа:  1 этап – дивизиональный 2 этап – финалы федеральных округов 3 этап – Суперфинал (команды, победители своих федеральных округов  В рамках Западной и Восточной конференции проводят игры плей­офф (дома — в 13гостях).   По   их   итогам   определяются   две   лучшие   команды   каждой   из конференций, которые попадают в финал четырех)  В чемпионате АСБ сезона 2014/15 принимают участие более 800 команд вузов и ссузов из 69 регионов. В   новом   сезоне   чемпионат   проводится   в   3   этапа:   дивизиональный, квалификационный и Лига Белова. Лига   Белова   была   представлена   на   Суперфинале   АСБ­2014   в   Казани. Лигой Белова, в память об одном из самых именитых игроков советского и европейского   баскетбола XX века,   будет   называться   заключительная   стадия чемпионата   АСБ   с   участием   64   сильнейших   мужских   и   женских   команд, отобранных по итогам дивизионального этапа и квалификации.  К   участию   в   Чемпионате   допускаются   игроки   —   учащиеся,   студенты, магистранты   и   аспиранты   очной   формы   обучения,   которым   на   15.09.2014 исполнилось   16   лет,   но   не   исполнилось   25   лет   (родившиеся   в   период   с 16.09.1989 по 15.09.1998).  К участию в Чемпионате не допускаются: игроки мужских команд Единой лиги ВТБ, Суперлиги, чемпионата молодежных команд, Высшей лиги и ДЮБЛ, игроки   женских   команд   Премьер­лиги,   Суперлиги,   чемпионата   молодежных команд,   Высшей   лиги   и   ДЮБЛ,   а   также   игроки,   выступающие   в профессиональных   лигах   других   стран,   за   исключением   игроков   ДЮБЛ, чемпионата   молодежных   команд   и   женской   Высшей   лиги,   не   имеющих зарегистрированного в РФБ трудового договора. 21   сентября   2012   года   была   официально   зарегистрирована Международная студенческая баскетбольная лига (МСБЛ). В Чемпионате МСБЛ сезона 2012­2013 г.г. приняли участие 26 лучших   Китая университетских   команд   из России, Литвы, Эстонии, Казахстана, и Украины. Чемпионат проводился в три этапа: предварительный, серии игр по четырех». системе «плей­офф» «Финал     и     14«Финал   четырех»  состоялся   27­28  апреля   2013  г.   в  г.   Таллин.  Победителем первого   Чемпионата   МСБЛ   стала   команда Таллинского   технического университета (ТТУ). В сезоне 2013 – 2014гг. количество участников в лиге увеличилось до 38 команд. Присоединились  команды из  Англии,  Сербии,  Белоруссии, Латвии  и Грузии.  16­18   апреля   2014   года   в   Казани   состоялся   «Финал   восьми»   второго Чемпионата   МСБЛ,   в   котором   приняли   участие   команды   из   Москвы, Малаховки,   Уфы,   Казани,   Белграда,   Риги,   Таллина   и   Бакингемшира. Чемпионами стали студенты МГАФК (Малаховка, Россия).  В   сезоне   2014/15   МСЛБ   проводит   отборочные   игры   розыгрыша   Кубка Student Euro Cup сезона 2014/15, в которых участвуют 16 российских команд. Игры в парах проводятся из двух матчей по схеме 1+1. Первая игра проводится на площадке команд, нижестоящих в сетке «плей­офф». Победителями серии становятся   команды,   имеющие   лучшее   суммарное   соотношение   забитых   и пропущенных мячей по итогам двух игр. В случае равного счета по окончании первой игры овертайм не проводится. 2. Четыре команды­победительницы 1/4 серии «плей­офф» получают право участия в розыгрыше Кубка Student Euro Cup 2015 года. 151.2 Соревнования и соревновательная деятельность в баскетболе. 1.2.1. Особенности проведения соревнований в баскетболе. Соревнование представляет собой процесс конкурентного сопоставления реальных   спортивно­достиженческих   возможностей   и   сил   спортсмена   или   организованный   в   форме   регламентированного спортивных   команд, соперничества,   упорядоченной   борьбы   за   первенство.   Соревнование   занимает своего рода центральное место в спортивной жизни. (Матвеев Л.П.) В   ряде   своих   исследований  Платонов   В.   Н.   отмечает   тот   факт,   что максимальная   реализация   возможностей   человека,   сопоставление   уровня подготовленности, достижение наивысших результатов и установление рекордов происходит   в   спортивных   соревнованиях.   Спортивные   соревнования   –   это центральный   элемент,   определяющий   всю   систему   организации   и   методики подготовки спортсменов для результативной соревновательной деятельности. Ю.М. Портнов (1997г.) внес предложение о группировке соревнований по некоторым   конкретным   признакам,   в   том   числе   с   учетом   основных характеристик по напряженности, объему, значимости и занимаемому месту в Олимпийском цикле. В частности он пишет, что в практической деятельности зачастую применяется группировка соревнований по следующим признакам: a) по политическому профилю и масштабности: ­ международные, ­ республиканские («внутренние»),  ­ региональные; б) по престижности, приоритетности и («стоимости»): ­   главные   (Олимпийские   игры,   чемпионаты,   первенства,   Кубки   мира, Европы), ­   основные   (официальные   турниры,   матчи,   фиксированные международными или национальными федерациями по спортивным играм), ­ отборочные (к главным и основным), 16­  коммерческие  ­  показательные  (направленные   на  популяризацию   вида спорта и повышение уровня материального обеспечения); в) по уровню и характеру допуска участников: ­ сборные команды РФ, ­ сборные регионов, ­ клубные команды – «открытые» и «закрытые», ­ по возрастным данным ­ по рейтингу; г) по типу розыгрыша – многоуровневые: ­ круговые, ­ прямого выбывания (кубковые «плей­офф»), ­ «смешанные»; д) по иерархии: ­ высшая лига, ­ первая лига, ­ вторая лига и т.д.; е) по уровню стабильности: ­ традиционные, ­ эпизодические; ж) по временным параметрам в цикле: ­ концентрированные, ­ равномерно распределенные, ­ поэтапные; з) по месту и особенностям проведения: ­ «своем» или «чужом» поле (площадки), ­ в различных климатически­временных зонах.  При   выборе   системы   проведения   соревнования   руководствуются задачами,   стоящими   перед   соревнованием,   количеством   участвующих 17спортсменов (команд), сроками проведения, уровнем мастерства участвующих спортсменов, наличием спортивной базы. В настоящее время можно выделить три основные системы проведения соревнований (Красников А.А.2005): Круговой способ – представляет собой способ, при котором все участники соревнования   встречаются   друг   с   другом   поочередно,   и   при   этом демонстрируют   определенное   качество   деятельности,   которое   оценивается традиционным   для   данного   вида   спорта   способом.   При   этом   могут   быть использованы как объективные единицы (метры, килограммы, секунды, голы), так и условные баллы. Способ   прямого   выбывания   или   как   его   часто   называют   олимпийская система   розыгрыша.   При   этом   способе   участник,   проигравший   встречу,   из соревнований   выбывает.   Иногда   применяются   варианты   этого   способа розыгрыша,   предусматривающие   возможность   выбывания   участника   после нескольких поражений.  При   отборочно–круговом   способе   все   участники   соревнования предварительно   разделяются   на   группы,   в   которых   они   встречаются   по круговому   способу.   Победители   своих   предварительных   групп   проходят   в следующий   круг,   где   проводят   встречи   между   собой   по   способу   прямого выбывания за право выйти в очередной круг соревнований, вплоть до финальной встречи, в которой определится победитель соревнования.  Основными   документами,   регламентирующими   проведение   спортивных соревнований,  являются:     Правила соревнований по виду спорта; Положение о соревновании; Регламент проведения соревнования; Смета на проведение спортивного соревнования. 18Основным   управленческим   документом,   определяющим   цель,   задачи, состав участников соревнования, содержание программы, способы определения победителя   является   положение   о   соревновании.   Все   отношения   между организаторами   соревнования,   его   участниками   и   судьями   регламентируется положением о соревновании. Положение о соревновании включает следующие разделы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Цели и задачи соревнования Руководство проведением соревнования Сроки и место проведения соревнования Участники соревнования и условия его проведения Порядок определения победителя Награждение Порядок и сроки подачи заявок и протестов Ответственность   команд   за   недисциплинированные   проступки игроков и ответственность администрации стадионов за поддержание порядка во время игр. Места соревнований и требования к ним. 9. Звание   чемпиона   России   среди   мужских   команд   по   баскетболу разыгрывается в рамках Единой Лиги ВТБ. С нового сезона формат лиги перетерпел некоторые изменения. Согласно регламенту Единой лиги ВТБ сезона 2014/2015 в Чемпионате учавствуют  16 команд, игры проходят в два кргуа – дома и на выезде без деления на группы. Чемпионат проводится в два этапа: ­ Регулярный Чемпионат ­ Финальная серия игр по системе плей­офф Команды, по результатам регулярного чемпионата занявшие с первого по восьмое место выходят в плей­офф, где сыграют матчи до 3х побед. 19Полуфинал.   Участвуют   4   команды,   победители   1/4   финала,   проводят матчи до 3х побед.  Финал. Победители полуфинала проводят матчи до 3х побед. Единая   молодежная   лига   ВТБ   –   чемпионат   России   среди   мужских молодежных команд по баскетболу. С   нового   сезона   2014/2015  Регулярный   Молодёжный   Чемпионат проводится в 4 (четыре) круга спаренными играми с разъездами по 2 (две) игры дома   и   на   выезде.  Клубы,   занявшие   с   1   по   8   места   по   итогам   Регулярного Чемпионата квалифицируются в финальную серию игр по системе плей­офф, где будут играть до 1 одной победы. далее полуфиналы и финал, где все серии игр   будут   проходить   по   одной   победы.   Финал   8   состоит   из   двух   частей: розыгрыш мест с 1 по 4 и розыгрыша мест с 5 по 8. Чемпионат   Ассоциации   студенческого   баскетбола.   Лига   Белова   – чемпионат России среди студенческих команд. Чемпионат проводится в три этапа: I. II. III. Дивизиональный Квалификационный Лига Белова На Дивизиональном этапе проводятся игры в своих федеральных округах, для   того,   чтобы   определить   участников   Лиги   Белова.   Команды,   которые   не смогли   напрямую   выйти   в   Лигу   Белова,   получают   возможность   заявиться   в квалификацию. Победители квалификационных турниров также получают право участвовать в Лиге Белова.  В Лиге Белова участвуют лучшие 64 мужские и 64 женские команды. Лига проводится   так   же   в   3   этапа:   топ­64,   топ­16   и   Суперфинал.   64   команды формируют сетку Лиги Белова и проводят матчи в группах по четыре команды. В  каждой   из   групп   проводятся   полуфиналы,   финал   и  матч   за   третье   место. Победители   своих   групп   выходят   в   следующую   стадию   топ­16,   которая 20проходит   по   той   же   системе.   Побудителя   своих   групп   в   топ­16   выходят   в Суперфинал, где играется полуфиналы и финал.  211.2.2 Содержание соревновательной деятельности баскетболистов Эффективность   действий   спортсмена   и   команды   в   целом   можно определить   по   многочисленным   показателям,   которые   характеризуют соревновательную   деятельность.   Эти   показатели   являются   своеобразными критериями действий спортсмена. В связи с этим их учет позволяет не только отразить   и   восстановить   процесс   соревнования   и   поведения   спортсмена   или команды, но и вносить определенные коррективы в планирование дальнейшей подготовки спортсменов (Темченко В. А. 2006).  Известно, что одним из перспективных направлений совершенствования системы   спортивной   подготовки   является   совершенствование   системы управления   тренировочным   процессом   на   основе   объективизации   знаний   о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта (Годик М. А. 1980, Ивойлов А. В. 1981). Яхонтов Е. Р. придерживается мнения, что соревновательная деятельность спортсмена по своей природе существенно отличается от тренировочной, так как   соревнование   является   достаточно   трудным   условием   для   выполнения физических упражнений. Соревновательная деятельность спортсмена имеет ряд существенных отличий от тренировочной деятельности, которые  заключаются в следующих   моментах:   соревнования   всегда   имеют   особую   значимость   для спортсменов;   публичность   соревнования,     присутствие   зрителей   придают деятельности спортсмена новое свойство, которое отличается от тренировочных занятий;   соревнованиям   присущи   ситуации   с   повышенной   степенью неопределенности; имеет место наличие противостояния соперника, желающего победить; субъективность судейства; ограниченное время для принятия решения и приведения его в исполнение. Соревновательной   деятельности   в   спортивных   играх   присущ   сложный характер,   обусловленный   необходимостью   взаимодействия   с   партнерами   по 22команде,   широким   спектром   вариантов   соревновательной   борьбы   и альтернативой   игровых   действий,  противодействия   сопернику.  Помимо   всего прочего,   спортсмены   при   этом   выполняют   большое   количество   технико­ тактических действий, каждое из которых, в свою очередь, может повлиять на достижение поставленной цели в том или ином матче (Стонкус  1997, Безмылов Н. 2007,). Баскетбол   Матвеев   Л.   П.   относит   к   тем   видам   спорта,   состав соревновательных   действий   в   которых   варьируется   в   широком   диапазоне,   с большой неопределенностью предстоящего выбора действий.  Соревновательная   деятельность   баскетболистов   проходит   в   условиях быстро   меняющих   друг   друга   ситуаций   с   ограниченным   временем   контроля мяча,   высоким   темпом   передвижения   игроков   по   площадке.   Двигательные действия выполняются в условиях, требующих от игроков выполнения приемов в условиях быстрого переключения с одних действий на другие в различных условиях   пространства   и   времени,   дифференциации   мышечных   усилий   и временных характеристик,. (Носко Н. А. 2002)  Таким   образом,   процесс   оценки   соревновательной   деятельности   в баскетболе усложняется, что в свою очередь приводит к необходимости поиска информативных   критериев   определения   ее   эффективности,   адекватных сложности и многофакторности соревновательной борьбы спортсменов. Вместе с тем очевидным является и тот факт, что объективная оценка действий   баскетболистов   в   матче   должна   носить   комплексный   характер, который бы учитывал как особенности проведения соревновательного сезона в целом, так и различные аспекты отдельно взятой игры. Это обусловлено тем, что соревновательная деятельность в баскетболе является разноплановой, в которой необходимо обращать внимание на все составляющие ее действия. Вопросам   исследования   и   изучения   соревновательной   деятельности   в баскетболе   уделялось   достаточно   внимания   зарубежными   и   отечественными 23авторами.   Так,   разработаны   модельные   характеристики   отдельных   технико­ тактических действий баскетболистов в матче (Безмылов   Н.  2007), выявлены особенности   соревновательной   деятельности   баскетболистов   различного игрового амплуа, уровня квалификации, и др. (Стонкус  1997). В   настоящее   время   в   соревновательной   деятельности   баскетболистов широко  представлен  анализ технико­тактических  действий спортсменов. Так, например, разработаны разнообразные варианты условно­кодированной записи игр,   позволяющие   фиксировать   практически   все   действия,   выполняемые баскетболистами в ходе игры.  В связи с бурным развитием компьютерной техники в современном мире появились новые информационные технологии, которые значительно расширили возможности   записи   игровых   действий   спортсменов   в   процессе   матчей. Разработаны   качественно   новые   компьютерные   программы,   позволяющие учитывать технико­тактические действия в наиболее полном объеме. (Гамалий В. 2005) Особый   интерес   в   ходе   проведения     анализа   эффективности   и результативности   технико­тактических   действий   в   соревновательной деятельности   вызывает   сравнительная   характеристика   данных   показателей   у команды   –   победителя   и   у   проигравшей   команды.   Подобные   исследования позволяют   выявить   факторы,   имеющие   наибольшее   значение   в   победе   одной команды   над   другой.   Эти   данные   определения приоритетов в тренировочном процессе баскетболистов.   необходимо   учитывать   для   верного 24Глава II. Задачи, методы, организация исследования. 2.1 Задачи исследования. В   соответствии   с  целью   исследования   в   работе   поставлены   следующие задачи: 1. Провести анализ комплектования обследуемых команд 2. Изучить   особенности   соревновательной   деятельности   студентов­ баскетболистов   сборной   команды   РГУФКСМиТ   и   баскетболистов, выступающих за молодежную команду ЦСКА в годичном цикле; 3. Провести сравнительный анализ полученных показателей 2.2 Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы: 1. 2. Анализ и обобщение литературных источников. Анализ   плановой   и   отчетной   документации   тренеров профессиональных баскетбольных клубов и студенческих команд. 3. 4. Обследование соревновательной деятельности. Метод математической обработки данных. Анализ литературных источников. Анализ литературных источников позволил нам проследить за развитием студенческого баскетбола и понять его нынешнее состояние в России. Так же анализ литературы позволил нам увидеть ряд особенностей соревновательной деятельности баскетболистов и недостаточную разработанность данной темы в теории и методики подготовки баскетболистов.  25Анализ плановой и отчетной документации тренеров профессиональных баскетбольных клубов и студенческих команд. Анализ плановой и отчетной документации проводился с целью анализа комплектования   команд,   выявления   соревнований,   в   которых   участвовали команды,   а   так   же   выявления   особенностей   построения   годичного   цикла   и распределения нагрузки в нем молодежной и студенческой команды. Педагогическое наблюдение. Педагогическое   наблюдение   за   соревновательной   деятельностью позволило нам сравнить технико­тактическую подготовленность молодежной и студенческой команды. Обследование соревновательной деятельности. Мы проводили обследование соревновательной деятельности молодежной команды   ЦСКА   и   студенческой   команды   РГУФКСМиТ   по   следующим показателям:         Кол­во сыгранных матчей; Кол­во забитых мячей; Эффективность 2­х очковых бросков (%) Эффективность 3­х очковых бросков (%) Эффективность штрафных бросков (%) Результативные передачи (кол­во) Перехваты (кол­во) Потери (кол­во) 26 Подборы (кол­во) Метод математической обработки данных. Основными методами обработки результатов являлись среднее количество статистических   показателей,   эффективность   соревновательной   деятельности определялась в процентах ­ %. Математическая обработка проводилась как на командных, так и на индивидуально­групповых показателях. 2.3 Организация исследования. Исследование проводилось в период с мая 2014 года по апрель 2015 года на   молодежной   команде   ЦСКА   и   студенческой   баскетбольной   команде РГУФКСМиТ. Работа проходила в три этапа: Первый этап (май – сентябрь 2014) – проводилось изучение методической литературы   и   специальных   документов   по   исследуемой   теме,   а   так   же формировались   рабочие   гипотезы,   цель   исследования,   объект   и   предмет исследования, Второй этап (октябрь 2014 – февраль 2015) – были изучены особенности годичного   цикла,   соревновательной   деятельности,   а   так   же   показательности соревновательной деятельности молодежной и студенческой команды. Третий   этап   –   (март   –   апрель   2015)   ­   по   итогам   которого   были обработаны,   разработаны практические рекомендации.   обобщены   и   сформулированы   результаты   исследований, 27III Глава. Результаты и их обсуждение 3.1.   Анализ   спортивных   результатов   студентов­баскетболистов   и баскетболистов молодежной команды. Нами был проведен анализ спортивных результатов студенческой команды РГУФКСМиТ   и   молодежной   команды   ЦСКА   в   сезоне   2013/2014,   который представлен в таблице 1.  Таблица 1 Анализ спортивных результатов студентов РГУФКСМиТ  и баскетболистов молодежной команды ЦСКА в сезоне 2013/2014 Команда Соревнования Результат Кол­во РГУФКСМиТ Чемпионат АСБ  (дивизион Москва) Чемпионат МБЛ  (2 дивизион) МСБЛ  (Международная студенческая  баскетбольная лига) официальн ых игр 2 место 2 место 9 место 54 игры ЦСКА  Молодежный   Чемпионат   Единой лиги ВТБ 4 место Кубок России Выбыли в 48 игр 1/16 финала Условные   обозначения:   АСБ   –   Ассоциация   студенческого   баскетбола; МБЛ – Московская баскетбольная лига. 28Представленные   данные   показывают,   что   студенческая   команда участвовала   с   3   чемпионатах   –   в   чемпионате   Ассоциации   студенческого баскетбола,   в   Международной   студенческой   баскетбольной   лиге   и   в Московской   баскетбольной   лиге.   В   чемпионате   АСБ   команда   РГУФКСМиТ заняла второе место в дивизионе «Москва», что не позволило команде выйти в финальную стадию чемпионата, так как по регламенту сезона 2013/2014 дальше проходил   только   чемпион   своего   дивизиона.   Международная   студенческая баскетбольная лига – элитный студенческий чемпионат, в котором получают право участвовать лучшие студенческие команды в своих регионах. Для сборной РГУФКСМиТ   это   был   первый   сезон   в   этом   чемпионате,   среди   38   команд, участвовавших в лиге, студенты РГУФКСМиТ заняли 9 место. В Московской баскетбольной лиге студенты заняли 2 место.  Молодежная   команда  ЦСКА   участвовала   в  двух   чемпионатах  –  Кубок России и Молодежная лига ВТБ. В Кубке России ЦСКА прошел 2 групповых раунда, но выбыл из соревнования, проиграв в 1/16 финала основной команде Енисея   (Красноярск).   В   Молодежном   чемпионате   Единой   лиги   ВТБ   –новом соревновании, созданном специально для молодых баскетболистов под эгидой Единой   Лиги   ВТБ,   ЦСКА   занял   4   место   среди   11   команд.   Чемпионат проводился по круговой системе – спаренные игры по 2 игры дома и на выезде.  293.2 Показатели комплектования команд студентов баскетболистов и  баскетболистов молодежной команды Мы провели анализ составов студенческой команды РГУФКСМиТ (табл.2) и молодежной команды ЦСКА (табл.3). Возраст   игроков   –   один   из   важнейших   показателей   комплектования команды. Самый молодой игрок в составе студенческой команды Серов Никита – 17 лет, самые возрастные игроки – Мухин Иван и Пахомов Владимир – 23 года.   В   то   время   как   у   молодежной   команды   ЦСКА   самый   молодой   игрок Тимофей Якушин – 16 лет, а самый возрастной – Ершков Валерий – 21 год. В среднем возраст студенческой команды составляет 21 год, на 2 года старше молодежной команды, средний возраст которой 19 лет. Это объясняется тем, что в молодежном чемпионате имеют право выступать игроки не старше 21 года, а   в   студенческом   чемпионате   возрастное   ограничение   составляет   25   лет. Помимо верхней возрастной границы в студенческом и молодежном чемпионате существует   нижняя   ­     к   участию   в   чемпионате   АСБ   допускаются   игроки, которым на момент начала Чемпионата (15 сентября) исполнилось 16 лет, а к участию в Единой молодежной лиги ВТБ – не младше 15 лет. По средним росто­весовым показателям молодежная команда ЦСКА на 11 см выше и на 7 кг тяжелее команды РГУФКСМиТ. Самым высоким игроком у ЦСКА   является   центровой   Зарьянов   Никита,   его   рост   составляет   208   см,   в студенческой команде самый высокий игрок центровой Пахомов Владимир – 198 см. Основу студенческой команды составляют ребята, родившиеся в Москве. Так   же   в   команде   есть   два   представителя   Смоленска,   два   представителя Владимира, Илясов Александр из Череповца, Комлев Михаил из Твери и Котов Николай   из   Великих   Лук.  В  молодежной   команде   ЦСКА   москвичей   меньше половины состава,  3 игрока родились  в Белоруссии, один уроженец Молдовы, 30два   представителя   Московской   области,  а  так   же   по   одному   представителю Красноярска и Новокуйбышевска. 31Состав студенческой команды РГУФКСМиТ в сезоне 2013/2014 Таблица 2 Игрок Амплуа Год рождения Бондарев Сергей Гребенюк Владимир Дротенко  Защитник Защитник Нападающий Александр Измайлов Алексей Зайцев Андрей Илясов Александр Комлев Михаил Кормаков Дмитрий Котов Николай Лапшин Николай Маршацкий Павел Мухин Иван Пахомов Владимир Типцов Никита Цыганов Александр Шугаев Владимир Яковлев  Константин Серов Никита Нападающий Защитник Нападающий Защитник Защитник Центр Защитник Нападающий Нападающий Центр Нападающий Центр Защитник Нападающий Рост, см 179 190 197 188 182 193 185 184 193 187 192 189 198 195 195 174 191 Вес, кг 78 75 95 82 79 85 91 74 98 87 75 80 103 89 96 72 85 Город рождения Москва Балахна Москва Москва Москва Череповец Тверь Владимир Великие Луки Владимир Смоленск Москва Москва Москва Москва Москва Смоленск 1991 1994 1991 1992 1995 1994 1992 1994 1992 1993 1992 1990 1990 1995 1993 1991 1992 Защитник 1996 180 64 Москва Среднее: 21 год 188, 5 84 кг см Таблица 3 Состав молодежной команды ЦСКА в сезоне 2013/2014 Игрок Амплуа Год Гаврилов   Защитник Александр  Зарьянов Никита Центр рождения 1996 1994 32 Рост, см Вес, кг 80 194 Город рождения Мос. обл. 208 94 МогилевМалейко Михаил Нападающий Астапкович  Нападающий Антон Жульков Сергей Центр 1996 1994 1995 Ганькевич  Александр Ершков Валерий Гудумак  Нападающий 1995 Защитник Нападающий Нападающий Александр Старателев  Владислав Морозов Максим Нападающий Якушин Тимофей Карпенко Юрий Королятин  Защитник Защитник Нападающий Андрей Комолов Артем Сизов Павел Защитник Нападающий 1992 1993 1996 1996 1997 1993 1996 1993 1995 206 202 203 201 198 204 196 204 194 185 201 193 199 89 98 Минск Минск 107 Новокуйбы­ шевск Москва Москва Бельцы Москва Москва Москва Мос. Обл. Красноярск Москва Москва 101 85 113 88 89 82 78 87 87 90 Среднее: 19 лет 198,5см 91 кг 3.3   Показатели   объемов   нагрузки   студентов   баскетболистов   и баскетболистов молодежной команды. Нами были изучены годичные циклы студенческой команды РГУФКСМиТ и молодежной команды ЦСКА. Выявлено, что годичный цикл у обеих команд состоит из подготовительного, соревновательного и переходного периода, что соответствует общепринятым нормам о периодизации подготовки спортсменов. Подготовительный период состоит из этапа общей и специальной подготовки и предсоревновательного этапа.  Проанализировав годичный цикл баскетболистов студенческой команды РГУФКСМиТ   (Рис.   1)   и   показатели   объемов   нагрузок   (Таблица   3)   можно 33сказать, что подготовительный период у студенческой команды составил 52 дня. Команда начала подготовку с 8 августа, с 18 августа по 31 августа студенты выезжала   на   учебно­тренировочный   сбор,   таким   образом   этап   общей   и специальной подготовки у команды продлился 24 дня. Предсоревновательной этап   подготовки   проходил   у   команды   в   Москве   и   начался   с   1   сентября   и закончился 27 сентября, и всего составил 28 дней.  Соревновательный период начался 28 сентября и закончился 18 апреля и в общем   составил   203   дня.   Соревновательный   период   разделен   на   2   этапа, которые разделены между собой межигровым интервалом, продолжительность которого составила 19 дней. 1 этап продлился с 28 сентября по 27 декабря и насчитывал 92 дня. Второй этап начался 17 января и завершился 18 апреля и насчитывал так же 92 дня. В соревновательном периоде студенческая команда принимала участие сразу в 3 чемпионатах и в сумме сыграла 54 игры. Переходный период соответственно начался 19 апреля и завершился 17 августа и в общем составил 121 день, что является крайне высоким показателем и   не   соответствует   принципу   систематичности   построения   тренировочного процесс.  34Месяц Период Этап ь р б я т н е с ь р б я т к о ь р б я о н ь р б а к е д ь р а в н я ь л а р в е ф т р а м ь л е р п а й а м ь н ю и ь л ю и т с у г в а  8             20 21         29 30      27    13   16    6 Подготовительный период Соревновательный период Переходный период     и й е щ б о п а т Э     й о н ь л а и ц е п с и к в о т о г д о п ­ о н в е р о с д е р П п а т э   й ы н ь л е т а в 1­й цикл   й о в о р г и ж е М л а в р е т н и 2­й цикл Рис 1.План­схема годичного цикла студенческой команды РГУФКСМиТ в сезоне 2013­2014 35Показатели объемов нагрузок Этап общей и специаль­ ной подготовки 8 авг  ­31 авг Дней подготовки Рабочих дней Количество тренировок Контроль­ ные и официаль­ ные матчи 24 19 43 ­ Предсоревнователь­ ный этап 1 сен – 27 сен 28 22 28 4 всего 1­й цикл 28 сен – 27 дек 52 92 41 63 71 70 Переход­ ный период 19 апр – 17 всего авг Межигровой интервал 29 дек – 16 янв 2­й цик л 17 янв – 18 апр 92 203 121 19 10 10 51 124 55 135 25 25 ­ Показатели объемов нагрузок мужской сборной команды РГУФКСМиТ  (сезон 2013­2014) Подготовительный период 8 авг – 27 сен Соревновательный период 28 сен – 18 апр Таблица 3 4 23 2 29 54 Часы 62 ч 55 ч 117 ч 128 ч 16 88 ч 232 ч 35 ч 36Проанализировав   годичный   цикл   молодежной   команды   ЦСКА   (Рис.   2)   и показатели объемов нагрузок (Таблица 4) можно сказать, что подготовительный период   у   молодежной   команды   ЦСКА   продлился   на   12   дней   дольше,   чем   у студенческой команды и составил 64 дня. ЦСКА начали подготовку с 1 августа, с 15 августа команда выехала на 3­х недельный учебно­тренировочный сбор. Этап общей и специальной подготовки проходил с 1 августа по 1 сентября и составил 32 дня. Предсоревновательный этап продлился со 2 сентября по 3 октября. Соревновательный   период   продлился   209   дней   ­   начался   4   октября   и завершился 30 апреля. Так же так и у студенческой команды он разделен на два этапа межигровым интервалом продолжительностью 27 дней – с 14 декабря по 9 января. Первый этап начался 4 октября и завершился 13 декабря и составил 71 день. Второй этап начался 10 января и завершился 30 апреля и составил 111 дней. В соревновательном периоде команда принимала участие в двух чемпионатах и в сумме сыграла 48 игр. Переходный период молодежной команды составил 92 дня, меньше чем у студенческой команды, но тем не мене тоже достаточно долгий.  Из Таблицы 3 и 4 видно, что в   соревновательном периоде у молодежной команды ЦСКА количество  тренировок почти в 2 раза больше, чем у сборной РГУФКСМиТ. Это связано с тем, что у молодежной команды есть возможность тренироваться 2 раза в день – утором и вечером, в то время как у студентов такой возможности   нет   –   утром   у   них   учебные   занятия.   На   протяжении   всего соревновательного   периода   студенты­баскетболисты   должны   сочетать   учебу   с соревновательным   и   тренировочным   процессом.   Количество   контрольных   и официальных матчей в соревновательном периоде у студенческой команды больше на 6 игр, что свидетельствует о том, что студенты получают достаточно игровой практики.   37Месяц т с у г в а ь р б я т н е с ь р б я т к о ь р б я о н ь р б а к е д ь р а в н я ь л а р в е ф т р а м ь л е р п а й а м ь н ю и ь л ю и т с у г в а 1 1             3 4      13       9  10 30        Период Подготовительный период Соревновательный период Переходный период Этап     и й е щ б о п а т Э     й о н ь л а и ц е п с и к в о т о г д о п ­ о н в е р о с д е р П п а т э   й ы н ь л е т а в 1­й цикл   й о в о р г и ж е М л а в р е т н и 2­й цикл Рис 2. План­схема годичного цикла молодежной команды ЦСКА в сезоне 2013­2014 38Показатели объемов нагрузок молодежной команды ЦСКА в сезоне (2013­2014) Таблица 4 Подготовительный период 1 авг – 3 окт  Соревновательный период 4 окт. – 30 апр Этап общей и специаль­ ной подготовки 1авг – 1 сент Предсоревнова­ тельный этап  2 сент – 3 окт  всего  1­й цикл  4 окт­ 13 дек  Межигро­ вой интервал  14 дек ­9 янв 2­й цикл  10 янв ­30 апр  Переход­ ный период всего  32  24  42  ­  32  26  33  3  64  71  27  111  209  92  50  57  19  91  167  26  75  59  27  96  182  42  3  22  ­  26  48  ­  Показатели объемов нагрузок Дней подготовки Рабочих дней Количество тренировок Контроль­ ные и официаль­ ные матчи Часы 67 ч.  59 ч.  192 ч.  87 ч. 46 ч.  158 ч.  291 ч.  60ч.  393.4 Характеристика соревнований и соревновательной деятельности студентов баскетболистов и баскетболистов молодежной команды. Проанализировав   матчи   студенческой   команды   РГУФКСМиТ   и молодежной команды ЦСКА, мы составили таблицу командных (Таблица 5) и таблицы   индивидуально­групповых   показателей   (Таблицы   6,7),   которые демонстрируют   нам,   какие   показатели   были   достигнуты   игроками   команд   в среднем   за   игру:   набранные   очки   ­   результативность,   процент   попадания двухочковых   бросков,   процент   попадания   трехочковых   бросков,   процент попадания   штрафных   бросок,   количество   атакующих   передач,   количество перехватов, количество подборов и количество потерь. При анализе командных показателей студенческой команды РГУФКСМиТ и молодежной команды ЦСКА (Таблица 5) мы выявили, что студенты в среднем за игру забивают 86 очков, на 12 очков больше, чем у команды ЦСКА – армейцы в среднем за игру забивают 74 очка.  По эффективности 2­х очковых бросков лидируют студенты – 49,8%, но молодежная команда не сильно отстает в этом показателе, всего на 3% меньше – 46,8%. Лучшими снайперами с 3­х очковой линии стали игроки ЦСКА – 34,2%. Студенты   в   этом   показатели   сильно   уступают,   их   процент   составляет   27,6. Нельзя   забывать   про   эффективности   штрафных   бросков,   ведь   иногда   исход матча решают именно штрафные броски. В этом компоненте команды показали одинаковую эффективность – 68%.  Больше   всего   результативных   передач   в   среднем   за   игру   отдавали баскетболисты РГУФКСМиТа – 17, это свидетельствует о том, что студенты показывают командную игру. Игроки молодежной команды ЦСКА в среднем отдают   14,4   атакующие   передачи,   что   говорит   о   том,   что   игроки   больше ситуаций пытаются решить за счет индивидуальных действий.  Чаще всех перехватывали мяч так же студенты – 17,2 перехвата за игру – это достаточно высокий показатель, что говорит о том, что РГУФКСМиТ играет 40агрессивно   в   защите.   И   это   логично,   имея   не   очень   высокорослый   состав, студентом проще быстро перейти из защиты в нападение и заработать легкие очки из­под кольца, нежели играть позиционно. Молодежная команда ЦСКА на 8 перехватов выполняет меньше, их средний показатель – 11.  Не   смотря   на   то,   что   по   ростовым   показателям   студенты   уступают молодежной   команде,   под   щитом   они   борются   эффективнее,   совершая   в среднем 40,5 подборов за игру, в то время как игроки ЦСКА подбирают 37 мячей. На своем щите у команд примерно одинаковые показатели, а вот что касается  подбора  на  чужом  щите, то  тут  студенты  на  3 подбора  совершают больше.  По количеству потерь, что у студенческой команды, что у молодежной команды ЦСКА показатель примерно равен 18.   В   Таблицах   6   и   7   представлены   индивидуально­групповые   показатели студенческой   команды   РГУФКСМиТ   и   молодежной   команды   ЦСКА соответственно.   Самыми   результативными   игроками   оказались   нападающие студенческой команды – они забивали 9,5 очков в среднем за матч. Меньше всего забивали центровые ЦСКА – 4,6 очка за игру.  По   показателям   эффективности   2­х   очковых   бросков   у   молодежной команды   на   всех   позициях   почти   равная   ситуация,   чуть   точнее   оказались центровые и нападающие команды – 43,5% и 43% соответственно, у защитников ЦСКА процент попаданий составил 42,3%, что всего на 1% меньше игроков на других   позициях.   В   сборной   РГУФКСМиТ   процент   варьируется   немного больше, но тем не менее не значительно. Самыми точными у студентов оказались нападающие   –   43,5%   в   среднем   за   игру.   У   защитников   эффективность составляет 42,5%, наименьший процент оказался у центровых – 40%. Самими точными в реализации 3­х очковых бросков оказались защитники ЦСКА   –   35,4%     в   среднем   за   игру,   защитники   РГУФКСМиТа   показали наименьший процент реализации – 22,4% в среднем за игру, на 13% меньше, чем 41у   их   оппонентов   из   молодежной   команды,   что   является   очень   низким показателем. Лучшими   в   пробитии   штрафных   бросков   стали   защитники   ЦСКА, продемонстрировав   хороший   показатель  –  80,6%   в  среднем   за   игру.  Худний показатель у защитников РГУФКСМиТа – 54%, что является крайне низким показателем для защитников. У нападающих обеих команд почти одинаковая эффективность реализации штрафных бросков – 65,6% у студентов и 67% у ЦСКА. Тоже самое можно сказать и о центровых – 55% в среднем за игру у студентов и 54,9% у ЦСКА. Защитники   студенческой   команды   больше   всех   отдают   результативных передач   –   2,2   в   среднем   за   игру,   чуть   им   уступают   защитники   ЦСКА   –   2 передачи   в   среднем   за   игру.   Наихудший   показатель   в   этом   компоненте   у цетровых молодежной команды – 0,3 передачи, в то время как их оппоненты из студенческой команды отдают 1,4 передачи в среднем за игру.  Больше всех перехватов за игру совершают нападающие РГУФКСМиТ – 2,1 перехвата за игру, почти в два раза больше, чем их оппоненты из молодежной команды. Меньше всех опять таки центровые ЦСКА – 1 перехват за игру, но тут центровые   РГУФКСМиТ   несильно   опережают   баскетболистов   молодежной команды – 1,6 перехват в среднем за игру.   Активнее всех под щитом работали центровые студенческой команды – 6,4 подбора в среднем за игру. Центровые ЦСКА почти в 2 раза уступают свои оппонентам, совершая 3,4 подбора за игру. Меньше всех подбирали защитники ЦСКА – 2,5 подбора за игру.  Меньше всех теряли мяч центровые ЦСКА – 1,1 потеря за игру, больше всех совершали потерь нападающие студенческой команды – 2 потери в среднем за игру.  42Командные игровые показатели студенческой команды РГУФКСМиТ и молодежной команды ЦСКА Броски Подборы Таблица 5 Команда Кол. игр Победы/ поражения 2­х очк. 3­х очк. штраф % % 36/18 49,8 27,6 Забитые в ср. за игру АП ПХ СЩ ЧЩ ВС ПТ 86,2 17 17,2 23,3 17,2 40,5 17,3 % 68 РГУФКСМиТ ЦСКА 54 48 30/18 46,8 34,2 68,5 73,6 14,4 11 22,6 14,5 37,1 18 Условные обозначения:  кол. – количество, штраф. – штрафные, АП – атакующие передачи, ПХ – перехваты, СЩ – свой щит, ЧЩ – чужой щит, ВС – всего подборов, ПТ – потери 43Индивидуально­групповые показатели студенческой команды РГУФКСМиТ в сезоне 2013/2014 Таблица 6 Команда Амплуа Защитники РГУФКСМиТ Нападающие Центровые Очки Кол. 7,7 9,5 7,5 Броски 2­х очк. 3­х очк. штраф. % 42,5 43,5 40,0 % 22,4 24,2 23,4 % 54,0 65,6 55,5 Подборы АП ПХ СЩ ЧЩ ВС ПТ 2,2 1,4 1,4 1,8 2,1 1,6 2,1 1,9 3,1 0,9 2,2 3,3 3,0 4,1 6,4 1,9 2,0 1,3 Условные обозначения:  кол. – количество, штраф. – штрафные, АП – атакующие передачи, ПХ – перехваты, СЩ – свой щит, ЧЩ – чужой щит, ВС – всего подборов, ПТ – потери 44Индивидуально­групповые показатели молодежной команды ЦСКА в сезоне 2013­2014 Команда Амплуа Защитники ЦСКА Нападающие Центровые Очки Кол. 7,2 7,5 4,6 Броски 2­х очк. 3­х очк. штраф. % 42,3 43 43,5 % 35,4 29,8 20,1 % 80,6 67 54,9 Подборы АП ПХ СЩ ЧЩ ВС ПТ 2 1 0,3 1,3 1,1 1 1,9 2,1 1,6 0,6 2,4 1,8 2,5 4,5 3,4 1,8 1,3 1,1 Таблица 7 Условные обозначения:  кол. – количество, штраф. – штрафные, АП – атакующие передачи, ПХ – перехваты, СЩ – свой щит, ЧЩ – чужой щит, ВС – всего подборов, ПТ – потери 45Выводы. 1. С созданием АСБ студенческий баскетбол действительно развивается – если в первом сезоне чемпионата АСБ (2007/08) приняли участие 210 команд, которые сыграли около 1500 матчей, то в сезоне 2013/14 приняли участие более 800 команд вузов и ссузов из 69 регионов, было сыграно более 4000 матчей. Мы выявили,   что   соревнование   из   года   в   год   прогрессирует,   совершенствуется система соревнования, увеличивается количество матчей за сезон, и тем самым приобретаемый опыт игроков.  2.   При   анализе   комплектования   команд   мы   выявили,   что   возраст студенческой команды РГУФКСМиТ в среднем составляет 21 год, на 2 года старше   молодежной   команды   ЦСКА,   средний   возраст   которой   19   лет.   По средним росто­весовым показателям игроки молодежной команды ЦСКА на 11 см выше и на 7 кг тяжелее игроков команды РГУФКСМиТ. 3.   Студенческая   и   молодежная   команды   за   сезон   проводят   примерно одинаковое   количество   официальных   игр   (54   и   48   соответственно),   что свидетельствует о достаточной игровой практики у студентов.  4. В ходе нашей работы мы выявили, что уровень технико­тактической подготовленности баскетболистов молодежной команды выше за счет большего количества тренировочных занятий, в то время как студенты задействованы в обширном   учебном   процессе.   В   соревновательном   периоде   количество тренировочных   занятий   у   молодежной   команды   ЦСКА   составляет   ­   182,   у студенческой команды 135.  5.   Анализ   соревновательной   деятельности   по   командным   показателям показал,   что   студенты   уступают   в   эффективности   трехочковых   бросков, молодежной   команде   ­   27,6%   против   34,2%,   по   эффективности   штрафных бросков   у   команд   равный   показатель   ­   68%,   по   таким   показателям,   как атакующие   передачи,   перехваты   и   подборы   не   только   не   уступают,   но   и 46превосходят   молодежную   команду.   Студенты   выполняют   17   атакующих передач, 17,2 перехвата и 40,5 подборов в среднем за игру, игроки ЦСКА – 14,4 передачи,11 перехватов и 37 подборов в среднем за игру. 6.   Анализ   соревновательной   деятельности   по   индивидуальным показателям   показал,   что   лидеры   студенческой   команды   по   эффективности соревновательной деятельности не отстают от игроков молодежной команды.  7.   На   наш   взгляд   студенческий   спорт   –   реальный   и   еще   далеко неисчерпанный   резерв   спорта   высших   достижений,   о   чем   свидетельствуют результаты нашего исследования. 47Практические рекомендации. На   основании   проделанной   работы,   анализа   и   обобщения   результатов исследования мы рекомендуем: 1. Увеличивать   уровень   популярности   студенческого   баскетбола   в России, а именно: увеличить посещаемость матчей АСБ за счет популяризации среди   студентов   баскетбола   внутри   вуза,   уделить   внимание   инфраструктуре вузов, проводить работу с руководством вуза и со спонсорами,  обязательная реклама этих спонсоров на сайтах, на площадках в виде баннеров, на форме. Тем самым, студенческий баскетбол станет более узнаваемым и потребляемым проектом и позволит обратить на себя внимание со стороны профессиональных клубов. 2. При комплектовании команд баскетбольных клубов России обращать внимание на лидеров студенческого баскетбола. 3. Регулярно   осуществлять   взаимодействие   студенческих   сборных команд с профессиональными клубами различного уровня с целью возможного выявления возможного резерва для спорта высших достижений. 48Список литературы: 1. Айрапетьянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной   и   тренировочной   деятельности   в   спортивных   играх: //Автореф. докт. дис. М., 1992. 41 с. 2. Белов С.А. Движение вверх. Спб.: ПРАВО. 2011 — 416 с.  3. Бигеев   А.В.   Выявление   основных   статистических   показателей, влияющих   на   результат   матчей   в   баскетболе   //   Инновационные   средства   и методы подготовки в современном баскетболе. Москва 2011. с 17­20.  4. Бондарь   А.   И.   Теоретико­методические   основы   повышения технического мастерства баскетболистов высокой квалификации: автореф. дис. д­ра пед. наук / Бондарь А.И. – Минск, 1993. ­ 74 5. Гамалий   В.   Моделирование   техники   двигательных   действий   в спорте. Наука в олимпийском спорте. 2005 ­ №2 – с.108­116 6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. ­ М.: ФиС, 1980. ­ 165 с. 7. Голощапов Б. Р.История физической культуры и спорта: учебник для студ.учереждений выш. проф. образования. – М.: «Академия»,2013. – 320 с. 8. Гомельский   А.Я.   Энциклопедия   баскетбола   от   Гомельского.   М.   : Гранд. Фаир­пресс. 2003 – 338 с.  9. Дорошенко   Э.   Управление   технико­тактическим   мастерством спортсменов   в   игровых   командных   видах   спорта   с   учетом   игрового   амплуа. Национальный университет физического воспитания и спорта Украины – 2011. 10. Железняк   Ю.Д.,   Портнов   Ю.М.,   Савин   В.П.,   Лексаков   А.В. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения ­ М.: Академия, 2004. 11. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. М., 1995  12. Квасков В.Б. 100 лет Российского баскетбола.М.: Советский спорт. 2006 – 274 с.  4913. Колумбет   А.Н., Ельцов   Д.С., Максимович   Н.Ю. Квалиметрическая оценка   технико­тактических   действий   баскетболистов //Проблемы   и перспективы   развития   спортивных   игр   и   единоборств   в   высших   учебных заведениях /сб. ст. под ред. проф. Ермакова С.С. /II международная электронная научная конференция, 7 февраля 2006 года. ­ Харьков­Белгород­Красноярск, 2006. ­ С. 111­114. 14. Красников   А.А.   Основы   теории   спортивных   соревнований   –   М.: «ФК» 2005 – 160 с. 15. Лаптев   С.О.   Студенческий   баскетбол   в   России:   современное состояние и перспективы развития. 2011. 16. Матвеев,   Л.П.  Общая   теория   спорта   и   её   прикладные   аспекты.   ­ СПб.: Лань, 2005 – 384 с. 17. Матвеев Л. П. Соревновательная деятельность спортсмена и система спортивных соревнований /Учеб. пос. для студ. и слушат.факульт. повыш. квал. М.: 1996 ­ 79 с.  18. Носко   Н.А.  Соревновательная   деятельность   и   техническая подготовленность баскетболистов различных росто­весовых групп. 2002. 19. Платонов  В.Н.  Подготовка  квалифицированных  спортсменов.­  М.: ФиC, 1986.­ 286 с. 20. Поплавский   Ю.   Л.,   Вальтин   А.   И.   Коррекция   подготовки высококвалифицированных   баскетболистов   с   учетов   эффективной   оценки   их соревновательной деятельности. 1989 21. Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно­соревновательным процессом в спортивных играх. ­ М., 1996. 22. Рапопорт,   Л.А.   Спорт   в   вузе:   проблемы   организации   //   Теория   и практика физической культуры,­ 2001,­ № 8.­ С. 16­18. 23. Родин   А.В.,   Губа   Д.В.   Баскетбол   в   университете.   М.:   Советский спорт. 2009 – 168 с.  5024. Соколов   Н.Г.   Студенческая   баскетбольная   лига   как   субъект спортивной федерации Российского Студенческого спортивного союза/ Соколов Н.Г. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. ­ №6 – С.94­ 97. 25. Столбов   В.В.   История   физической   культуры   и   спорта.   М.:   ФиС. 2001 ­ 424 с. 26. Темченко   В.А.  Регистрация,   обработка   и   анализ   показателей соревновательной деятельности спортивных играх.  Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина – 2006 27. Федеральный справочник «Спорт России»/ ред. Матыцин О.В. и др. АНО "Редакция "Федерального справочника".­ 2014.­ 439­444 с. 28. Физическая   культура   и   спорт   в   Российской   Федерации.   Сборник статей. ­ М, 2002. 29. Фураева   Н.   В.   Структура   подготовки   баскетбольных   команд   в годичном соревновательно­тренировочном цикле: дисс. ... канд. пед. наук: спец.: 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» / Н.В. Фураева //. – М.: 2001. – 158 с. 30. Яхонтов Е. Р.,Генкин З. А.,  Баскетбол: справочник М.: Физкультура и спорт, 1983 .224 с. 31. Яхонтов   Е.Р.   Юный   баскетболист:   Пособие   для   тренеров.   ­   М.: Физическая культура и спорт, 1987. 32. Glassford   G.   University   sport,   alternative   to   professional   sport   // Proceedings of the FISU conference "University sport: science, culture and society" . Palma de Mallorca (Spain): FISU, 1999. ­P. 59­62 33. Spot in American education: History and Perspecrive. Washington, D.C.: Aahperd,1989.­67p. 34. Ассоциация студенческого баскетбола.  URL:  http://pro100basket.ru/ (дата обращения: 14.01.2915) 5135. Международная студенческая баскетбольная лига.  URL:  http://isbl­ basket.com/ (дата обращения: 18.01.2015) 36. Профессиональный   баскетбольный   клуб   ЦСКА.  URL: http://www.cskabasket.com/ (дата обращения: 27.11.2014) 37. Молодежная   Единая   лига   ВТБ.  URL:  http://www.vtbyouth­ league.com/ (дата обращения: 23.12.2014) 52Исполнитель выпускной квалификационной работы студентка 4 курса, института  спорта и физического воспитания    ________________________Литовкина Е.В. Научный руководитель                      ___________________________Лаптев С.О. Заведующий кафедрой ТиМ баскетбола д.п.н., профессор                               ____________________________Чернов С.В. Дата защиты                             «_____»____________________________2015 г. Оценка за защиту                  __________________________________________ Председатель Государственной аттестационной комиссии             ________(____________________________) 53