Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
дефектология
Детсад
19.03.2018
Проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить своё «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребёнка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.
Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.
Дети с задержкой психического развития имеют выраженную степень социально-педагогической запущенности, что характеризует социальную неприспособленность и низкий уровень коммуникативной компетентности. Под низкой коммуникативной компетентностью понимается неадекватная реакция детей на происходящее вокруг, их незрелый эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении, проявление своих эмоциональных состояний непринятыми в человеческом обществе средствами и несоответствующим социальным поведением, нет способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.
Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определённого круга знаний и цмений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Организация деятельности дошкольной образовательной организации для детей с ЗПР определяется особенностями развития данной категории детей и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы.
В процессе социализации детей выделяются следующий особенности:
1. В отличии от взрослых, которые способны к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум.
2.Взрослые способны оценивать социальные нормы. Критически к ним относится; дети усваивать их, как предписанные регуляторы поведения.
3. Социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований.
4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.
Одной из наиболее актуальных проблем совершенствования системы специального обучения является инклюзия детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и построение коррекционно-развивающего процесса, при котором обучение предполагает овладение ими государственного стандарта в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми.
Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты дошкольной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети.
Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любой детский сад мог быть готов в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе дошкольных организаций, но и изменения во взглядах педагогов общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу только с определенными группами детей.
Проблема социализации детей с задержкой психического развития сожжет быть успешно решена только при условии создания сплочённой команды педагогов и родителей, заинтересованных в обеспечении благополучной образовательной среды для всех воспитанников.
С целью повышения эффективности образовательного процесса в детском саду и созданию благоприятных условий для успешного взаимодействия, с родителями провели анкетирование о готовности взаимодействия.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики были разработаны и реализованы программы: спецкурсов, тренингов, обучающих семинаров, мастер-классов.
Для формирования позитивно настроенного мнения родителей на совместное обучение детей, были проведены консультации, создан раздел «Равные среди равных», работает родительский клуб «Мы вместе». В результате проведённой работы 93% родителей увидели преимущества инклюзивного образования, выступили сторонниками его развития в детском саду.
Совместная деятельность детей разных категорий организуется через разные формы, использование которых помогает обогатить социальный опыт детей, сформировать навыки правильного поведения в общественных местах, овладеть разными способами общения.
Интегрированное обучение выступает как одна из форм альтернативного обучения, базовыми принципами которого являются: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь каждому ребёнку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения, наличие положительной системы и отношений со стороны социума и др. Интеграция детей с ограниченными возможностями в учреждение для нормально развивающихся сверстников происходит с учётом уровня развития каждого ребёнка и обеспечения реального выбора модели интеграции.
Сегодня речь идёт о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательной практике. Особое значение приобретает организация не только и не столько совместной ведущей для определённого возраста деятельности (игровой, учебной), сколько совместного мира жизни детей.
На современном этапе произошли значительные изменения в области государственной образовательной политики. В отечественной системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе (психолого-педагогическое сопровождение). Разрабатываются вариативные модели сопровождения на базе медико-социальных центров, школьных служб сопровождения, профориентационных центров, психолго-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педадгогического консультирования, кабинетов доверия и других. Своевременной и эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ЗПР обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного), так и интегрированного обучения. Приоритетным направлением деятельности по реализации права детей с ЗПР на образование является создание вариативных условий с учётом психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде.
На данной этапе действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в дошкольных образовательных учреждениях общего типа.
Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяет включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.
Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:
-Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных учреждениях. Это становится особенно очевидным, если взрослые целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.
-В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с те, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетентности, свойственной этому возрасту.
-В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и академических достижений.
-Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных групп обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого дошкольника, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.
-В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими сверстниками вне сада. Педагоги играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родитлей, психических и физических возможностей.
Процесс социализации (формирования социальных компетенций) дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в условиях дошкольной образовательной организации, будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий:
1. Создана образовательная среда, характеризующаяся содержательность, трансформируемостью и вариативностью развивающей предметно-пространственной среды, в которой реализуются формы общения и сотрудничества всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей и родителей;
2. Гарантируются доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации;
3. Реализована экспериментальная (дополнительная образовательная программа) программа социального развития детей с ЗПР (ОВЗ), направленная на обогащение опыта социального взаимодействия, развития социальных качеств (положительного отношения к самому себе и другим, уверенности, открытости нашему миру, способности к принятию собственных решений);
4. Разработан индивидуальных образовательных маршрут для ребёнка с ЗПР, способствующий выравниваю стартовых возможностей для успешного вождения в сообщество детей и взрослых в условиях образовательной среды ДОО;
5. Обеспечено продуктивное сотрудничество всех участников образовательного процесса на уровне сотрудничества, сотворчества, соорганизации, то есть гармоничное взаимодействие членов сообщества, направленное на развитие всех и каждого;
Таким образом, можно заключить, что процесс социализации представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребёнком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта и требует создания определённых условий организации жизни ребёнка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.
Литература.
1. Закрепина А. Социальное развитие дошкольников [Текст] / А. Закрпина.- Дошкольное воспитание. 2009. - №11, с.72-79
2. Закрепина А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. Закрепина. – Дошкольное воспитание 2009. - №4, с.94-101
3. Никишина В.В. – Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов [Текст] / В.В.Никишина.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128 м.
4. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития-сост. И общая ред. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.- 304 с.
5. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер.- СПб.: Питер, 2008.- 192 с.
Галкина Н.А..doc
Галкина Наталья Александровна
учительлогопед,
МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек»
Россия, Кемеровская область, Осинники
Особенности социализации детей
с задержкой психического развития дошкольного возраста
в условиях инклюзивного образования
Проблема социального развития подрастающего поколения
становится одной из актуальных. Именно в детстве происходит
созревание человека,
способного гармонично и эффективно
адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить своё «Я»
среди других людей.
Социальное развитие объединяет процессы
социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в
предметный мир, но и в социальное пространство отношений через
общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в
этом отношении ранние этапы развития ребёнка, когда закладываются
основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его
социальное становление.
Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и
многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной
категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и
воспитания стала одной из самых актуальных. В последние годы
значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах
онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития,
что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением
центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.
Дети с задержкой психического развития имеют выраженную
степень социальнопедагогической запущенности, что характеризует
социальную неприспособленность и низкий уровень коммуникативной
компетентности. Под низкой коммуникативной компетентностью
понимается неадекватная реакция детей на происходящее вокруг, их
незрелый эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении,
проявление своих эмоциональных состояний непринятыми в
человеческом обществе средствами и несоответствующим социальным поведением, нет способности эффективно взаимодействовать с
окружающими людьми в системе межличностных отношений.
Коррекционнопедагогическое воздействие должно быть
направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений
развития, а также на формирование определённого круга знаний и
цмений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в
общеобразовательной школе.
Организация деятельности дошкольной образовательной
организации для детей с ЗПР определяется особенностями развития
данной категории детей и основными принципами построения
коррекционнообразовательной работы.
В процессе социализации детей выделяются следующий
особенности:
1. В отличии от взрослых, которые способны к самоуправлению, у
детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые
закрепляются на уровне эмоциональноценностных отношений в
процессе вхождения в социум.
2.Взрослые способны оценивать социальные нормы. Критически к
ним относится; дети усваивать их, как предписанные регуляторы
поведения.
3. Социализация детей строится на подчинении взрослым,
выполнении определённых правил и требований.
4.
Социализация взрослых ориентирована на овладение
определёнными навыками; у детей ведущая роль принадлежит
мотивации поведения.
Одной из наиболее актуальных проблем совершенствования
системы специального обучения является инклюзия детей с
отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и
построение коррекционноразвивающего процесса,
при котором
обучение предполагает овладение ими государственного стандарта в те
же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми.
Инклюзия означает полное включение детей с различными
возможностями во все аспекты дошкольной жизни, в которых с
удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети.
Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любой детский сад
мог быть готов в будущем принять детей с различными возможностями.
Это может повлечь не только изменения в структуре и работе
дошкольных организаций, но и изменения во взглядах педагогов общего
и специального образования, привыкших рассматривать свою работу
только с определенными группами детей. Проблема социализации детей с задержкой психического развития
сожжет быть успешно решена только при условии создания сплочённой
команды педагогов и родителей, заинтересованных в обеспечении
благополучной образовательной среды для всех воспитанников.
С целью повышения эффективности образовательного процесса в
детском саду и созданию благоприятных условий для успешного
взаимодействия, с родителями провели анкетирование о готовности
взаимодействия.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов в
вопросах коррекционной педагогики были разработаны и реализованы
программы: спецкурсов, тренингов, обучающих семинаров, мастер
классов.
Для формирования позитивно настроенного мнения родителей на
совместное обучение детей, были проведены консультации, создан
раздел «Равные среди равных», работает родительский клуб «Мы
вместе». В результате проведённой работы 93% родителей увидели
преимущества инклюзивного образования, выступили сторонниками его
развития в детском саду.
Совместная деятельность детей разных категорий организуется
через разные формы, использование которых помогает обогатить
социальный опыт детей, сформировать навыки правильного поведения в
общественных местах, овладеть разными способами общения.
Интегрированное обучение выступает как одна из форм
альтернативного обучения, базовыми принципами которого являются:
ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь
каждому ребёнку, обоснованный психологомедикопедагогический
отбор детей для интегрированного обучения, наличие положительной
системы и отношений со стороны социума и др. Интеграция детей с
ограниченными возможностями в учреждение для нормально
развивающихся сверстников происходит с учётом уровня развития
каждого ребёнка и обеспечения реального выбора модели интеграции.
Сегодня речь идёт о придании нового, социальнопедагогического
смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в
образовательной практике. Особое значение приобретает организация не
только и не столько совместной ведущей для определённого возраста
деятельности (игровой, учебной), сколько совместного мира жизни
детей.
На современном этапе произошли значительные изменения в
области государственной образовательной политики. В отечественной
системе образования складывается особая культура поддержки и профориентационных центров,
помощи ребёнку в учебновоспитательном процессе (психолого
педагогическое сопровождение). Разрабатываются вариативные модели
сопровождения на базе медикосоциальных центров, школьных служб
сопровождения,
психолгомедико
педагогических комиссий,
центров психологопедадгогического
консультирования, кабинетов доверия и других. Своевременной и
эффективное психологомедикопедагогическое сопровождение детей с
ЗПР обеспечивается как в условиях дифференцированного
(специального или коррекционного), так и интегрированного обучения.
Приоритетным направлением деятельности по реализации права детей с
ЗПР на образование является создание вариативных условий с учётом
психофизических особенностей их развития в общеобразовательной
среде.
На данной этапе действующее законодательство позволяет
организовать обучение и воспитание детей с задержкой психического
развития в дошкольных образовательных учреждениях общего типа.
Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР,
позволяет включить данную категорию детей в так называемую группу
социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения
ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую
значимость.
Преимущества инклюзии для детейинвалидов весьма существенны:
Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий
уровень социального взаимодействия со своими здоровыми
сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми,
находящимися в специальных учреждениях. Это становится особенно
очевидным,
если взрослые целенаправленно поддерживают
социализацию, и если количество детей с особенностями находится в
естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.
В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и
навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере
связано с те, что у детейинвалидов появляется больше возможностей
для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками,
которые выступают в качестве носителей модели социальной и
коммуникативной компетентности, свойственной этому возрасту.
В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более
насыщенные учебные программы. Результатом этого становится
улучшение навыков и академических достижений. Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается
за счёт характерного для инклюзивных групп обучения в малых группах.
Дети «переступают» за черту инвалидности другого дошкольника,
работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети
начинают осознавать, что у них с детьмиинвалидами много общего.
В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями и
без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в
тех случаях, когда детиинвалиды посещают школу неподалёку от своего
места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей
встречаться со своими сверстниками вне сада. Педагоги играют ведущую
роль в установлении и укреплении такой дружбы.
Инклюзивное образование ставит своей основной целью
обеспечение равного доступа к получению того или иного вида
образования и создание необходимых условий для достижения успеха в
образовании всеми без исключения детьми независимо от их
индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного
языка, культуры, социального и экономического статуса родитлей,
психических и физических возможностей.
Процесс социализации (формирования социальных компетенций)
дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в условиях дошкольной
образовательной организации, будет эффективным при выполнении
следующих педагогических условий:
1.
Создана образовательная среда,
характеризующаяся
трансформируемостью и вариативностью
содержательность,
развивающей предметнопространственной среды,
в которой
реализуются формы общения и сотрудничества всех участников
образовательного процесса, включая педагогов, детей и родителей;
3.
2. Гарантируются доступность и разнообразие видов деятельности,
соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам
развития и социализации;
Реализована
(дополнительная
образовательная программа) программа социального развития детей с
ЗПР (ОВЗ), направленная на обогащение опыта социального
взаимодействия,
развития социальных качеств (положительного
отношения к самому себе и другим, уверенности, открытости нашему
миру, способности к принятию собственных решений);
экспериментальная
4. Разработан индивидуальных образовательных маршрут для
ребёнка с ЗПР, способствующий выравниваю стартовых возможностей
для успешного вождения в сообщество детей и взрослых в условиях
образовательной среды ДОО; 5. Обеспечено продуктивное сотрудничество всех участников
образовательного процесса на уровне сотрудничества, сотворчества,
соорганизации, то есть гармоничное взаимодействие членов сообщества,
направленное на развитие всех и каждого;
Таким образом, можно заключить, что процесс социализации
представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит
присвоение ребёнком объективно заданных норм человеческого
общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального
субъекта и требует создания определённых условий организации жизни
ребёнка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной
деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей
среды и общения.
Литература.
1. Закрепина А. Социальное развитие дошкольников [Текст] / А.
Закрпина. Дошкольное воспитание. 2009. №11, с.7279
2. Закрепина А. Психологопедагогическое сопровождение семей,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
[Текст] / А. Закрепина. – Дошкольное воспитание 2009. №4, с.94101
3. Никишина В.В. – Практическая психология в работе с детьми с
задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов
[Текст] / В.В.Никишина. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128
м.
4. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического
развитиясост. И общая ред. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе [Текст] / В.М.
Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. 304 с.
5. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с
задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. СПб.: Питер,
2008. 192 с.
Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.