Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Оценка 4.6

Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
дефектология
Детсад
19.03.2018
Особенности социализации детей   с задержкой психического развития дошкольного возраста   в условиях инклюзивного образования
Проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить своё «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребёнка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью. Дети с задержкой психического развития имеют выраженную степень социально-педагогической запущенности, что характеризует социальную неприспособленность и низкий уровень коммуникативной компетентности. Под низкой коммуникативной компетентностью понимается неадекватная реакция детей на происходящее вокруг, их незрелый эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении, проявление своих эмоциональных состояний непринятыми в человеческом обществе средствами и несоответствующим социальным поведением, нет способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определённого круга знаний и цмений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Организация деятельности дошкольной образовательной организации для детей с ЗПР определяется особенностями развития данной категории детей и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы. В процессе социализации детей выделяются следующий особенности: 1. В отличии от взрослых, которые способны к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум. 2.Взрослые способны оценивать социальные нормы. Критически к ним относится; дети усваивать их, как предписанные регуляторы поведения. 3. Социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований. 4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения. Одной из наиболее актуальных проблем совершенствования системы специального обучения является инклюзия детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и построение коррекционно-развивающего процесса, при котором обучение предполагает овладение ими государственного стандарта в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты дошкольной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любой детский сад мог быть готов в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе дошкольных организаций, но и изменения во взглядах педагогов общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу только с определенными группами детей. Проблема социализации детей с задержкой психического развития сожжет быть успешно решена только при условии создания сплочённой команды педагогов и родителей, заинтересованных в обеспечении благополучной образовательной среды для всех воспитанников. С целью повышения эффективности образовательного процесса в детском саду и созданию благоприятных условий для успешного взаимодействия, с родителями провели анкетирование о готовности взаимодействия. Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики были разработаны и реализованы программы: спецкурсов, тренингов, обучающих семинаров, мастер-классов. Для формирования позитивно настроенного мнения родителей на совместное обучение детей, были проведены консультации, создан раздел «Равные среди равных», работает родительский клуб «Мы вместе». В результате проведённой работы 93% родителей увидели преимущества инклюзивного образования, выступили сторонниками его развития в детском саду. Совместная деятельность детей разных категорий организуется через разные формы, использование которых помогает обогатить социальный опыт детей, сформировать навыки правильного поведения в общественных местах, овладеть разными способами общения. Интегрированное обучение выступает как одна из форм альтернативного обучения, базовыми принципами которого являются: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь каждому ребёнку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения, наличие положительной системы и отношений со стороны социума и др. Интеграция детей с ограниченными возможностями в учреждение для нормально развивающихся сверстников происходит с учётом уровня развития каждого ребёнка и обеспечения реального выбора модели интеграции. Сегодня речь идёт о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательной практике. Особое значение приобретает организация не только и не столько совместной ведущей для определённого возраста деятельности (игровой, учебной), сколько совместного мира жизни детей. На современном этапе произошли значительные изменения в области государственной образовательной политики. В отечественной системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе (психолого-педагогическое сопровождение). Разрабатываются вариативные модели сопровождения на базе медико-социальных центров, школьных служб сопровождения, профориентационных центров, психолго-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педадгогического консультирования, кабинетов доверия и других. Своевременной и эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ЗПР обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного), так и интегрированного обучения. Приоритетным направлением деятельности по реализации права детей с ЗПР на образование является создание вариативных условий с учётом психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде. На данной этапе действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяет включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость. Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны: -Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных учреждениях. Это становится особенно очевидным, если взрослые целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом. -В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с те, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетентности, свойственной этому возрасту. -В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и академических достижений. -Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных групп обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого дошкольника, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего. -В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими сверстниками вне сада. Педагоги играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы. Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родитлей, психических и физических возможностей. Процесс социализации (формирования социальных компетенций) дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в условиях дошкольной образовательной организации, будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий: 1. Создана образовательная среда, характеризующаяся содержательность, трансформируемостью и вариативностью развивающей предметно-пространственной среды, в которой реализуются формы общения и сотрудничества всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей и родителей; 2. Гарантируются доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации; 3. Реализована экспериментальная (дополнительная образовательная программа) программа социального развития детей с ЗПР (ОВЗ), направленная на обогащение опыта социального взаимодействия, развития социальных качеств (положительного отношения к самому себе и другим, уверенности, открытости нашему миру, способности к принятию собственных решений); 4. Разработан индивидуальных образовательных маршрут для ребёнка с ЗПР, способствующий выравниваю стартовых возможностей для успешного вождения в сообщество детей и взрослых в условиях образовательной среды ДОО; 5. Обеспечено продуктивное сотрудничество всех участников образовательного процесса на уровне сотрудничества, сотворчества, соорганизации, то есть гармоничное взаимодействие членов сообщества, направленное на развитие всех и каждого; Таким образом, можно заключить, что процесс социализации представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребёнком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта и требует создания определённых условий организации жизни ребёнка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения. Литература. 1. Закрепина А. Социальное развитие дошкольников [Текст] / А. Закрпина.- Дошкольное воспитание. 2009. - №11, с.72-79 2. Закрепина А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. Закрепина. – Дошкольное воспитание 2009. - №4, с.94-101 3. Никишина В.В. – Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов [Текст] / В.В.Никишина.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128 м. 4. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития-сост. И общая ред. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.- 304 с. 5. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер.- СПб.: Питер, 2008.- 192 с.
Галкина Н.А..doc
Галкина Наталья Александровна учитель­логопед,  МБДОУ Детский сад № 36 «Тополек» Россия, Кемеровская область, Осинники Особенности социализации детей   с задержкой психического развития дошкольного возраста   в условиях инклюзивного образования Проблема   социального   развития   подрастающего   поколения становится   одной   из   актуальных.   Именно   в   детстве   происходит созревание   человека,   способного   гармонично   и   эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить своё «Я» среди   других   людей.  Социальное   развитие   объединяет   процессы социализации   и   индивидуализации,   погружая   ребенка   не   только   в предметный   мир,   но   и   в   социальное   пространство   отношений   через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребёнка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление. Дети   с   ЗПР   являются   одной   из   наиболее   проблемных   и многочисленных   групп.   В   связи   с   этим   проблема   подготовки   данной категории   детей   к   школе,   выбор   адекватных   программ   обучения   и воспитания   стала   одной   из   самых   актуальных.   В   последние   годы значительно   возросло   число   детей,   у   которых   уже   на   ранних   этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что   чаще   всего   обусловлено   ранним   органическим   поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью. Дети   с   задержкой   психического   развития   имеют   выраженную степень   социально­педагогической   запущенности,   что   характеризует социальную   неприспособленность   и   низкий   уровень   коммуникативной компетентности.   Под   низкой   коммуникативной   компетентностью понимается   неадекватная   реакция   детей   на   происходящее   вокруг,   их незрелый эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении, проявление   своих   эмоциональных   состояний   непринятыми   в человеческом  обществе средствами и несоответствующим  социальным поведением,   нет   способности   эффективно   взаимодействовать   с окружающими людьми в системе межличностных отношений.   Коррекционно­педагогическое   воздействие   должно   быть направлено   на   преодоление   и   предупреждение   вторичных   нарушений развития,   а   также   на   формирование   определённого   круга   знаний   и цмений,   необходимых   для   успешной   подготовки   детей   к   обучению   в общеобразовательной школе. Организация   деятельности   дошкольной   образовательной организации   для   детей   с   ЗПР   определяется   особенностями   развития данной   категории   детей   и   основными   принципами   построения коррекционно­образовательной работы. В   процессе   социализации   детей   выделяются   следующий особенности: 1. В отличии от взрослых, которые способны к самоуправлению, у детей   корректируются   базовые   ценностные   ориентации,   которые закрепляются   на   уровне   эмоционально­ценностных   отношений   в процессе вхождения в социум. 2.Взрослые способны оценивать социальные нормы. Критически к ним   относится;   дети   усваивать   их,   как   предписанные   регуляторы поведения. 3.   Социализация   детей   строится   на   подчинении   взрослым, выполнении определённых правил и требований. 4.   Социализация   взрослых   ориентирована   на   овладение определёнными   навыками;   у   детей   ведущая   роль   принадлежит мотивации поведения. Одной   из   наиболее   актуальных   проблем   совершенствования системы   специального   обучения   является   инклюзия   детей   с отклонениями   в   развитии   в   коллектив   здоровых   сверстников   и построение   коррекционно­развивающего   процесса,   при   котором обучение предполагает овладение ими государственного стандарта в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Инклюзия   означает   полное   включение   детей   с   различными возможностями   во   все   аспекты   дошкольной   жизни,   в   которых   с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любой детский сад мог быть готов в будущем принять детей с различными возможностями. Это   может   повлечь   не   только   изменения   в   структуре   и   работе дошкольных организаций, но и изменения во взглядах педагогов общего и   специального   образования,   привыкших   рассматривать   свою   работу только с определенными группами детей. Проблема социализации детей с задержкой психического развития сожжет быть успешно решена только при условии создания сплочённой команды   педагогов   и   родителей,   заинтересованных   в   обеспечении благополучной образовательной среды для всех воспитанников. С целью повышения эффективности образовательного процесса в детском   саду   и   созданию   благоприятных   условий   для   успешного взаимодействия,   с   родителями   провели   анкетирование   о   готовности взаимодействия.    Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекционной  педагогики  были разработаны  и реализованы программы:   спецкурсов,   тренингов,   обучающих   семинаров,   мастер­ классов. Для формирования позитивно настроенного мнения родителей на совместное   обучение   детей,   были   проведены   консультации,   создан раздел   «Равные   среди   равных»,   работает   родительский   клуб   «Мы вместе».   В   результате   проведённой   работы   93%   родителей   увидели преимущества инклюзивного образования, выступили сторонниками его развития в детском саду. Совместная   деятельность   детей   разных   категорий   организуется через   разные   формы,   использование   которых   помогает   обогатить социальный опыт детей, сформировать навыки правильного поведения в общественных местах, овладеть разными способами общения. Интегрированное   обучение   выступает   как   одна   из   форм альтернативного   обучения,   базовыми   принципами   которого   являются: ранняя   коррекция,   образовательная   психокоррекционная   помощь каждому   ребёнку,   обоснованный   психолого­медико­педагогический отбор   детей   для   интегрированного   обучения,   наличие   положительной системы   и   отношений   со   стороны   социума   и   др.   Интеграция   детей   с ограниченными   возможностями   в   учреждение   для   нормально развивающихся   сверстников   происходит   с   учётом   уровня   развития каждого ребёнка и обеспечения реального выбора модели интеграции. Сегодня речь идёт о придании нового, социально­педагогического смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательной практике. Особое значение приобретает организация не только и не столько совместной ведущей для определённого возраста деятельности   (игровой,   учебной),   сколько   совместного   мира   жизни детей. На   современном   этапе   произошли   значительные   изменения   в области   государственной   образовательной   политики.   В   отечественной системе   образования   складывается   особая   культура   поддержки   и профориентационных   центров, помощи   ребёнку   в   учебно­воспитательном   процессе   (психолого­ педагогическое сопровождение). Разрабатываются вариативные модели сопровождения   на   базе   медико­социальных   центров,   школьных   служб сопровождения,   психолго­медико­ педагогических   комиссий,   центров   психолого­педадгогического консультирования,   кабинетов   доверия   и   других.   Своевременной   и эффективное психолого­медико­педагогическое сопровождение детей с ЗПР   обеспечивается   как   в   условиях   дифференцированного (специального или коррекционного), так и интегрированного обучения. Приоритетным направлением деятельности по реализации права детей с ЗПР на образование является создание вариативных условий с учётом психофизических   особенностей   их   развития   в   общеобразовательной среде. На   данной   этапе   действующее   законодательство   позволяет организовать   обучение   и   воспитание   детей   с  задержкой   психического развития в дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Специфические   особенности   социализации   детей,   имеющих   ЗПР, позволяет включить данную категорию детей в так называемую группу социального   риска.   Поэтому   проблемы   развития   различных   форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими   коммуникативными   умениями   и   навыками   приобретает   особую значимость. Преимущества инклюзии для детей­инвалидов весьма существенны: ­Дети   с   особенностями   развития   демонстрируют   более   высокий уровень   социального   взаимодействия   со   своими   здоровыми сверстниками   в   инклюзивной   среде   по   сравнению   с   детьми, находящимися   в   специальных   учреждениях.   Это   становится   особенно очевидным,   если   взрослые   целенаправленно   поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом. ­В   инклюзивной   среде   улучшается   социальная   компетенция   и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с те, что у детей­инвалидов появляется больше возможностей для   социального   взаимодействия   со   своими   здоровыми   сверстниками, которые   выступают   в   качестве   носителей   модели   социальной   и коммуникативной компетентности, свойственной этому возрасту. ­В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные   учебные   программы.   Результатом   этого   становится улучшение навыков и академических достижений. ­Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных групп обучения в малых группах. Дети   «переступают»   за   черту     инвалидности   другого   дошкольника, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми­инвалидами много общего. ­В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети­инвалиды посещают школу неподалёку от своего места   жительства,   и,   следовательно,   имеют   больше   возможностей встречаться со своими сверстниками вне сада. Педагоги играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы. Инклюзивное   образование   ставит   своей   основной   целью обеспечение   равного   доступа   к   получению   того   или   иного   вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании   всеми   без   исключения   детьми   независимо   от   их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка,   культуры,   социального   и   экономического   статуса   родитлей, психических и физических возможностей. Процесс   социализации   (формирования   социальных   компетенций) дошкольников   с   ЗПР,   воспитывающихся   в   условиях   дошкольной образовательной   организации,   будет   эффективным   при   выполнении следующих педагогических условий: 1.   Создана   образовательная   среда,   характеризующаяся   трансформируемостью   и   вариативностью содержательность, развивающей   предметно­пространственной   среды,   в   которой реализуются   формы   общения   и   сотрудничества   всех   участников образовательного процесса, включая педагогов, детей и родителей; 3.     2. Гарантируются доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих   возрастным   особенностям   дошкольников,   задачам развития и социализации; Реализована (дополнительная образовательная   программа)  программа   социального   развития   детей   с ЗПР   (ОВЗ),   направленная   на   обогащение   опыта   социального взаимодействия,   развития   социальных   качеств   (положительного отношения к самому себе и другим, уверенности, открытости нашему миру, способности к принятию собственных решений); экспериментальная   4.   Разработан   индивидуальных   образовательных   маршрут   для ребёнка с ЗПР, способствующий выравниваю стартовых возможностей для   успешного   вождения   в   сообщество   детей   и   взрослых   в   условиях образовательной среды ДОО; 5.   Обеспечено   продуктивное   сотрудничество   всех   участников образовательного   процесса   на   уровне   сотрудничества,   сотворчества, соорганизации, то есть гармоничное взаимодействие членов сообщества, направленное на развитие всех и каждого; Таким   образом,   можно   заключить,   что   процесс   социализации представляет   собой   сложное   явление,   в   ходе   которого   происходит присвоение   ребёнком   объективно   заданных   норм   человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта и требует создания определённых условий организации жизни ребёнка,   насыщенной   положительными   эмоциями,   разнообразной деятельностью,   высоким   интеллектуальным   потенциалом   окружающей среды и общения. Литература. 1. Закрепина А. Социальное развитие дошкольников [Текст] / А. Закрпина.­ Дошкольное воспитание. 2009. ­ №11, с.72­79 2. Закрепина А. Психолого­педагогическое сопровождение семей, воспитывающих   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья [Текст] / А. Закрепина. – Дошкольное воспитание 2009. ­ №4, с.94­101 3. Никишина В.В. – Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов [Текст] / В.В.Никишина.­ М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128 м. 4. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития­сост. И общая ред. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002.­ 304 с. 5. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер.­ СПб.: Питер, 2008.­ 192 с.

Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей   с задержкой психического развития дошкольного возраста   в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей   с задержкой психического развития дошкольного возраста   в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей   с задержкой психического развития дошкольного возраста   в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей   с задержкой психического развития дошкольного возраста   в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей   с задержкой психического развития дошкольного возраста   в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей   с задержкой психического развития дошкольного возраста   в условиях инклюзивного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018