Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Оценка 4.9

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
26.03.2018
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста.docx
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики.  Дети   с   ЗПР   ­   многочисленная   категория,   разнородная   по   своему составу.   Своевременная   организация   коррекционного   воздействия   является основным   фактором,   обуславливающим   социальную   адаптацию   и реабилитацию ребенка с особыми образовательными потребностями.  Коррекционно­педагогическое воздействие должно быть направлено на   преодоление   и   предупреждение   вторичных   нарушений   развития,   а также   на   формирование   определенного   круга   знаний   и   умений, необходимых   для   успешной   подготовки   детей   к   обучению   в общеобразовательной школе.  Организация деятельности   для детей дошкольного возраста с ЗПР определяется   особенностями   развития   данной   категории   детей   и основными   принципами   построения   коррекционно­образовательной работы. Общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют   центральную   роль   в   становлении   личности   ребенка   и   в   его социализации. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что у детей с задержкой   психического   развития   в   разных   сферах   их   деятельности преобладает   деловое   общение   со   взрослыми.   В   игре   некоторую   роль играют   личностные   контакты,   а   обращений   ко   взрослым,   связанных   с познанием   окружающего   мира,   крайне   мало.   Подчеркнем,   что   дети осторожны   в   проявлении   своих   интересов,   в   общении   со   взрослыми отсутствует   живость,   они   пассивны   в   игре.   Даже   при   незначительных неудачах в  работе дети отказываются  от ее продолжения, замыкаются, настораживаются. По собственной инициативе дети с задержкой психического развития не включаются в игру со сверстниками. Некоторые из них наблюдают за предметно­игровыми действиями, рисованием, работой с конструктором других детей. Организатором игры этих дошкольников во всех случаях является взрослый. Но и в этой ситуации полноценного взаимодействия старших дошкольников не обнаруживается. Традиционно  в   специальной   педагогике   и  специальной  психологии существуют   два   основных   направления   осуществления   коррекционного воздействия.   Одно   из   них   реализуется   в   области   коррекции   высших психических   функций.   Другое   направление   работы   базируется   на признании значимости коррекционного влияния на ведущую и типичные виды деятельности ребенка. Возможность   положительных   результатов   коррекционной   работы определила   особый   подход   к   воспитанию   и   обучению   детей   данной   При   условии   особой   организации   воспитательно­ категории. образовательного   процесса   дети   с   ЗПР   способны   овладеть   программой детского   сада   и   в   большинстве   случаев   продолжить   образование. Целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей),   создание   условий   для   овладения   ребенком   всеми компонентами   языковой   системы,   различными   формами   общения, обеспечение   полноценных   эмоциональных   и   деловых   контактов   со взрослыми   и   сверстниками   позволяет   решать   практические   вопросы социализации   дошкольников   с   ЗПР   в   современном   обществе. Социальное   развитие   личности   осуществляется   в   деятельности.   В дошкольном   возрасте   ведущим   видом   деятельности   является   игра, посредством   которой   удовлетворяются   разнообразные   потребности ребенка.   У   детей   с   ЗПР   даже   к   концу   дошкольного   возраста   игра   не достигает   уровня   ведущей   деятельности   без   специальной   психолого­ педагогической коррекции. Основываясь   на   теории   игры   Л.С.Выготского,   А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина,   применение   игры   как   терапевтического   средства признается отечественными психологами. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации детей. Игротерапия   включает   специальные   игры   с   музыкальным сопровождением,   игры   с   перевоплощением,   а   также   библиотерапия, арттерапия, психодрама, сказкотерапия и др. Важен дифференцированный подбор   сюжетных   игр,   способствующих   адаптации   ребенка   к   своему окружению. Содержание игр должно соответствовать уровню умственного развития ребенка. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо   понятны   ребенку   и   актуальны   для   него.   В   процессе   игр происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми.  Куклотерапия   способствует   созданию   условий,   когда   каждый ребенок   может  говорить  с  помощью   средств  искусства  о  сокровенном, важном. Куклотерапия   помогает   ликвидировать   болезненные   переживания, укрепить психическое здоровье и улучшить социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья за счет гармонизации процесса созревания личности, развития самосознания (самопознания, самооценки, саморегуляции). Включение в коррекционную работу театрализованной деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами   поведения,   стимулируют   формирование   потребностей   во взаимодействии с окружающими людьми. Опыт   работы   с   дошкольниками   с   ЗПР   показывает,   что нереализованные   возрастные   возможности   в   эмоционально­личностном становлении ребенка пагубно отражаются на формировании его личности. Необходимы значительные усилия для того, чтобы ребенок научился осознавать   свои   эмоциональные   проявления,   а   также   понимать   эмоции других детей и взрослых, а в дальнейшем – мог адекватно регулировать свое поведение.  С   этой   целью   активно   внедряются   упражнения   (подражательно­ исполнительского и творческого характера), игры­драматизации, сюжетно­ ролевые игры, рассказы, беседы, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи и др. Как   правило,   вторичным   нарушением   у   дошкольников   с   ЗПР являются нарушения речевой функции. Спецификой в организации работы по   коррекции   речевых   нарушений   является   обязательное   наличие практической   деятельности,   сочетающейся   с   умелым   использованием наглядности и живого слова педагога. В логопедии разработаны довольно эффективные   методики   коррекции   речевых   нарушений:   дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики, логоритмические упражнения, массаж, мнемотехника, элементы песочной терапии и многое другое. Успех   коррекционной   работы   с   ребенком   с   ЗПР   обеспечивается многими   составляющими,   среди   которых   важную   роль   играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с   ЗПР   стали   активными   участниками   коррекционно­развивающего процесса,   поверили   в   возможности   своего   ребенка   и   в   положительный   Необходимо результат   коррекционно­развивающего   обучения. распространение   среди   родителей   специальных   педагогических   и   укрепление   доверия   к   психолого­ психологических   знаний, педагогическому   персоналу   и   желание   сотрудничать   в   деле   помощи ребенку с ЗПР.  Процесс социализации личности ребенка с ЗПР будет эффективным при   условии   интеграции   таких   детей   в   общество,   чтобы   они   могли приобрести   и   усвоить   определенные   ценности   и   общепринятые   нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. У детей с задержкой психического развития нет явных предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых пар, групп общения. Для них сверстник,   находящийся   вне   семейных   уз,   не   имеет   субъективной значимости. «Чужой» сверстник — достаточно безразличный, не имеющий личностного значения  объект. Таким образом, имеющийся  фактический материал   выявил   отличия   в   общении   дошкольников   с   задержкой психического   развития   от   общения   их   нормативно   развивающихся сверстников.   Общение   этой   категории   детей   не   соответствует устоявшемуся   и   подтвержденному   многочисленными   психологическими исследованиями тезису о том, что во всех случаях детского развития «Я» и «Другой» выступают как неразрывные и невозможные друг без друга инстанции. Целенаправленное   формирование   эффективных   социально­ коммуникативных навыков у детей с ЗПР, обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами   социализации   этих   детей   и   компенсации   нарушений   в   их развитии. Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует   научиться   успешно   решать   проблемы.   Конечно,   речь   не   идёт только о проблемах какого­либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всего дошкольного учреждения, о том, как учреждению соответствовать потребностям всех её воспитанников.  Теперь   мы   переходим   к   вопросу   практики    РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ   ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО   АДАПТИРОВАННОЙ   ОСНОВНОЙ РАЗВИТИЯ   В   РАМКАХ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ В   настоящее   время   уже   накоплен   определенный   опыт   работы   по организации коррекционно­педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специальной группы дошкольной образовательной организации. Мы же предлагаем свой вариант организации помощи таким дошколятам в условиях инклюзивного образования.  Рабочая   программа     педагога   дошкольного   учреждения   является одним   из   основных   нормативных   документов,   регламентирующих   его профессиональную деятельность. Рабочая программа педагога определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих   социальную   успешность,   сохранение   и   укрепление здоровья   детей   дошкольного   возраста,   коррекцию   недостатков   в психическом развитии детей.  Подобное   понимание   проблемы   подводит   к   дифференцированию содержания и механизмов социального развития дошкольника с ЗПР. Мы с вами понимаем, что процесс социализации личности ребенка с ЗПР будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы   они   могли   приобрести   и   усвоить   определенные   ценности   и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. В   заключение   хотелось   бы   дать   несколько   рекомендаций   для педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития. Мы приготовили вам методические рекомендации.

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018