Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
26.03.2018
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики.
Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с особыми образовательными потребностями.
Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста.docx
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в
условиях инклюзивного образования
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с
задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в
сфере науки, так и практики.
Дети с ЗПР многочисленная категория, разнородная по своему
составу.
Своевременная организация коррекционного воздействия является
основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и
реабилитацию ребенка с особыми образовательными потребностями.
Коррекционнопедагогическое воздействие должно быть направлено
на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а
также на формирование определенного круга знаний и умений,
необходимых для успешной подготовки детей к обучению в
общеобразовательной школе.
Организация деятельности для детей дошкольного возраста с ЗПР
определяется особенностями развития данной категории детей и
основными принципами построения коррекционнообразовательной
работы.
Общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения
играют центральную роль в становлении личности ребенка и в его
социализации.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что у детей с
задержкой психического развития в разных сферах их деятельности
преобладает деловое общение со взрослыми. В игре некоторую роль
играют личностные контакты, а обращений ко взрослым, связанных с познанием окружающего мира, крайне мало. Подчеркнем, что дети
осторожны в проявлении своих интересов, в общении со взрослыми
отсутствует живость, они пассивны в игре. Даже при незначительных
неудачах в работе дети отказываются от ее продолжения, замыкаются,
настораживаются.
По собственной инициативе дети с задержкой психического развития
не включаются в игру со сверстниками. Некоторые из них наблюдают за
предметноигровыми действиями, рисованием, работой с конструктором
других детей. Организатором игры этих дошкольников во всех случаях
является взрослый. Но и в этой ситуации полноценного взаимодействия
старших дошкольников не обнаруживается.
Традиционно в специальной педагогике и специальной психологии
существуют два основных направления осуществления коррекционного
воздействия. Одно из них реализуется в области коррекции высших
психических функций. Другое направление работы базируется на
признании значимости коррекционного влияния на ведущую и типичные
виды деятельности ребенка.
Возможность положительных результатов коррекционной работы
определила особый подход к воспитанию и обучению детей данной
При условии особой организации воспитательно
категории.
образовательного процесса дети с ЗПР способны овладеть программой
детского сада и в большинстве случаев продолжить образование.
Целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей,
планирующей), создание условий для овладения ребенком всеми
компонентами языковой системы, различными формами общения,
обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками позволяет решать практические вопросы
социализации дошкольников с ЗПР в современном обществе.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В
дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра,
посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности
ребенка. У детей с ЗПР даже к концу дошкольного возраста игра не
достигает уровня ведущей деятельности без специальной психолого
педагогической коррекции.
Основываясь на теории игры Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева,
Д.Б.Эльконина, применение игры как терапевтического средства
признается отечественными психологами.
Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных
препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение
более адекватной адаптации детей.
Игротерапия включает специальные игры с музыкальным
сопровождением, игры с перевоплощением, а также библиотерапия,
арттерапия, психодрама, сказкотерапия и др. Важен дифференцированный
подбор сюжетных игр, способствующих адаптации ребенка к своему
окружению. Содержание игр должно соответствовать уровню умственного
развития ребенка. В играх подбираются специфические ситуации, которые
хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игр
происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими
детьми и взрослыми.
Куклотерапия способствует созданию условий, когда каждый
ребенок может говорить с помощью средств искусства о сокровенном,
важном. Куклотерапия помогает ликвидировать болезненные переживания,
укрепить психическое здоровье и улучшить социальную адаптацию детей с
ограниченными возможностями здоровья за счет гармонизации процесса
созревания личности, развития самосознания (самопознания, самооценки,
саморегуляции).
Включение в коррекционную работу театрализованной деятельности
позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями
общения, неуверенностью в себе.
Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями,
правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во
взаимодействии с окружающими людьми.
Опыт работы с дошкольниками с ЗПР показывает, что
нереализованные возрастные возможности в эмоциональноличностном
становлении ребенка пагубно отражаются на формировании его личности.
Необходимы значительные усилия для того, чтобы ребенок научился
осознавать свои эмоциональные проявления, а также понимать эмоции
других детей и взрослых, а в дальнейшем – мог адекватно регулировать
свое поведение.
С этой целью активно внедряются упражнения (подражательно
исполнительского и творческого характера), игрыдраматизации, сюжетно
ролевые игры, рассказы, беседы, игры и этюды на выражение основных
эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи и др.
Как правило, вторичным нарушением у дошкольников с ЗПР
являются нарушения речевой функции. Спецификой в организации работы
по коррекции речевых нарушений является обязательное наличие
практической деятельности, сочетающейся с умелым использованием наглядности и живого слова педагога. В логопедии разработаны довольно
эффективные методики коррекции речевых нарушений: дыхательная,
пальчиковая, артикуляционная гимнастики, логоритмические упражнения,
массаж, мнемотехника, элементы песочной терапии и многое другое.
Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР обеспечивается
многими составляющими, среди которых важную роль играет
педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка
с ЗПР стали активными участниками коррекционноразвивающего
процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный
Необходимо
результат коррекционноразвивающего обучения.
распространение среди родителей специальных педагогических и
укрепление доверия к психолого
психологических знаний,
педагогическому персоналу и желание сотрудничать в деле помощи
ребенку с ЗПР.
Процесс социализации личности ребенка с ЗПР будет эффективным
при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли
приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы
поведения, необходимые для жизни в обществе.
У детей с задержкой психического развития нет явных предпочтений
в общении с ровесниками, нет устойчивых пар, групп общения. Для них
сверстник, находящийся вне семейных уз, не имеет субъективной
значимости. «Чужой» сверстник — достаточно безразличный, не имеющий
личностного значения объект. Таким образом, имеющийся фактический
материал выявил отличия в общении дошкольников с задержкой
психического развития от общения их нормативно развивающихся
сверстников. Общение этой категории детей не соответствует устоявшемуся и подтвержденному многочисленными психологическими
исследованиями тезису о том, что во всех случаях детского развития «Я»
и «Другой» выступают как неразрывные и невозможные друг без друга
инстанции.
Целенаправленное формирование эффективных социально
коммуникативных навыков у детей с ЗПР, обеспечение условий для их
продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными
факторами социализации этих детей и компенсации нарушений в их
развитии.
Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам
следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт
только о проблемах какоголибо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах
всего дошкольного учреждения, о том, как учреждению соответствовать
потребностям всех её воспитанников.
Теперь мы переходим к вопросу практики
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
РАЗВИТИЯ В РАМКАХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ
В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по
организации коррекционнопедагогической помощи дошкольникам с ЗПР в
условиях специальной группы дошкольной образовательной организации.
Мы же предлагаем свой вариант организации помощи таким дошколятам в
условиях инклюзивного образования.
Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является
одним из основных нормативных документов, регламентирующих его
профессиональную деятельность. Рабочая программа педагога определяет содержание и организацию
образовательного процесса и направлена на развитие интеллектуальных и
личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в
психическом развитии детей.
Подобное понимание проблемы подводит к дифференцированию
содержания и механизмов социального развития дошкольника с ЗПР.
Мы с вами понимаем, что процесс социализации личности ребенка с
ЗПР будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество,
чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и
общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
В заключение хотелось бы дать несколько рекомендаций для
педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития.
Мы приготовили вам методические рекомендации.
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.