«ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современная стрельба из лука характеризуется сложнокоординационными движениями в постоянно изменяющихся условиях внешней среды, многократным развитием значительных мышечных напряжений, относительно продолжительной монотонной работой и высокой степенью концентрации внимания на выполняемой работе в течение длительного времени. На каждом новом этапе развития стрельбы из лука и в связи с изменением формулы соревнований, ее тактика требует непрерывного обогащения сочетаний технических приемов, учета различных внешних и внутренних психогенных факторов, влияющих на стрелка из лука в соревновательной деятельности, а также целесообразного подбора компонентов материальной части.
Иконка файла материала 251638.doc
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования  «РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ  И  ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»             ИНСТИТУТ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ Кафедра теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА   на тему: «Совершенствование методики обучения освобождению от захвата за кисти рук при нападении в прикладном рукопашном бое» Направление подготовки 49.03.01 – «Физическая культура» Исполнитель: Студентка 4 курса профиля   «Спортивная подготовка» очной формы обучения Ларченко Екатерина Николаевна.  Научный руководитель: Доцент кафедры ТиМ ПВСиЭД к.п.н. Баймурзин А.Р. Москва­20152 Содержание Стр. Введение………………………………………………………………………..…3 Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования.……..5 1.1 Особенности обучения основам самообороны…………….…………......5 1.2 Особенности овладения приемами самообороны у женщин………...…...7 1.3 Техника освобождения от захватов……………………………...……….12 Глава 2.   Цель, задачи, методы и организация  исследования………….……18 2.1 Методы исследования……………………………………………………….18 2.2 Организация исследования……………………………………….………....19 Глава 3.      Обсуждение результатов исследования…………………………. 35 Выводы………………………………………………………………………..….43 Список литературы………………………………………………………………45 Приложение………………………………………………………………………493 Введение. Актуальность   исследования:  Различные   системы   прикладного рукопашного   боя   являются   наиболее   эффективными   способами   борьбы   с хулиганами и криминальными элементами. Прикладные системы рукопашного боя   характеризуются   своей   эффективностью,   малыми   затратами   энергии, воздействиями на уязвимые точки нападающего. Но в тоже время необходимо помнить, что системы прикладного рукопашного боя – это грозное оружие  и в   умелых   руках   способно   остановить   даже   нескольких   нападающих превосходящих в силе. Прикладные системы рукопашного боя в последнее время   стали   пользоваться   большой   популярностью   и   у   представительниц слабого пола, которые с удовольствием ходят в секции «Самообороны». Объект   исследования:  женщины,   занимающиеся   в   секциях «Самооборона». Предмет исследования: применение техники освобождения от захвата за кисти рук в прикладных единоборствах при обучении самозащите женщин. Цель   исследования:   совершенствования   методики   обучения освобождения   от   захвата   за   кисти   рук   при   нападении   в   прикладном рукопашном бое.  Гипотеза   исследования:   мы   предполагаем,   что   изучение   техники освобождения   от   захвата   за   кисти   рук   при   нападении   применяемых   в прикладных   единоборствах   поможет   женщинам   использовать   эффективные приемы   защиты,   а   также   освоить   дополнительный   арсенал   технико­ тактических   действий   противодействия   хулиганам   при   прохождении   курса «Самооборона».Задачи исследования: 4 1. изучить литературные источники и научно­методические разработки по обучению техники освобождения от захватов за кисти рук в спортивных и служебно­прикладных единоборствах.  2. выявить основные методические особенности организации занятий при обучении техники освобождения от захватов за кисти рук в прикладном рукопашном бое.   3. экспериментально   апробировать   усовершенствованную   методику обучения   освобождения   от   захвата   за   кисти   рук   при   нападении   в прикладном рукопашном бое. Методы исследования.   1. Анализ литературных источников;  2. Анкетирование;  3. Экспертная оценка; 4. Педагогический эксперимент; 5. Математическая статистика.  Научная новизна  исследования заключается в том, что специальные приемы   самообороны,   применяемые   только   сотрудниками   специальных подразделений, будут доступны для изучения граждан в курсе «Самооборона» в упрощенном режиме. Практическая   значимость  исследования   заключается   в   том,   что женщины   в   курсе   «Самооборона»,   освоившие   технику   освобождения   от захвата   за   кисти   рук   при   нападении   применяемых   в   прикладных единоборствах   получат   дополнительный   арсенал   технико­тактических действий противодействия криминальным элементам и хулиганам.5 Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования. 1.1. Особенности обучения основам самообороны. Искусство   рукопашного   боя   привлекает   своей   таинственностью   и возможностями   человека   противостоять   агрессору   при   нападении,   а разрекламированные   многими   голливудскими   фильмами   супергерои обязательно   в   совершенстве   владеют   приемами   рукопашного   боя.   Многим кажется,   что   владеть   приемами   рукопашного   боя   очень   просто   и   человек станет неуязвимым как Чак Норрис или Жан Клод Ван­Дамм, но на самом деле   это   не   так.   Только   изнуряющими   тренировками,   максимальным напряжением систем организма с высокой психологической отдачей можно добиться выдающегося результата в овладении мастерством рукопашного боя. Иногда требуются десятилетия для того чтобы добиться высоких результатов и высокого уровня мастерства в рукопашном бою. Многие граждане активно занимаются в секциях самообороны для того чтобы   овладеть   необходимым   арсеналом   технико­тактических   действий   и психологической   готовностью   для   того   чтобы   успешно   противостоять агрессору при столкновении с ним на улице. Поэтому для изучения тренеры и инструкторы по рукопашному бою стараются подобрать в программу занятий по   самообороне   простые   и   эффективные   приемы   из   различных   видов единоборств, которые не требуют от человека специальных знаний, умений и навыков, а также высокого уровня развития физических качеств.[8, с.123] Необходимо   помнить,   что   на   практике   нет   универсальных   рецептов подготовки,   в   том   числе   и   в   системе   занятий   по   самообороне.   Каждый человек в процессе ежедневных тренировок выкристаллизовывает  для себя6 наиболее эффективные и доступные для его уровня подготовленности приемы противодействия уличным хулиганам.   В   процессе   подготовки   необходимо   помнить,   эффективным   оружием становятся   только   те   приемы,   которые   многократно   повторяются   и совершенствуются   в  процессе   каждодневных   изнурительных   тренировок.  С ростом уровня тренированности формируется и психологическая готовность применения данных приемов в конкретной ситуации уличного поединка. Но во многих жизненных ситуациях бывает более целесообразно решить проблему   мирным   путем,   не   прибегая   к   насилию.   Как   говорит   народная мудрость: «Благородство силы в ее неприменении». Занятия по самообороне учат   человека   умело   вести   переговоры,   в   критической   ситуации   суметь преодолеть   свой   страх,   сохранять   трезвость   рассудка,   использовать   метод убеждения   и   только   в   критической,   безвыходной   ситуации   использовать приемы самообороны для физического подавления агрессора.  В большинстве случаев в качестве уличных хулиганов выступают молодые люди употребляющие алкоголь и наркотики, чаще всего они не задумываются о   последствиях   своих   действий,   в   момент   алкогольной   и   наркотической эйфории они чувствуют свою безнаказанность и вседозволенность.  Поэтому, психологии общения с такими людьми в курсе «самооборона» необходимо уделять большое внимание для того чтобы суметь правильно выбрать линию поведения при общении с такими людьми. [18, с.128] Особое место в системе самообороны уделяется противодействию сразу нескольким нападающим агрессорам, психологии, технике и тактике ведения поединка. Но этот раздел необходимо изучать только после того как вы в совершенстве   освоите   технику   и   тактику   боя   с   одним   агрессором,   бой   с7 несколькими   противниками   вести   гораздо   сложнее   и   это   требует   более совершенной физической, технической и психологической подготовленности.  Необходимо   помнить,   что   основным   критерием   истины   при   обучении основам самообороны является практика, только интенсивные тренировки и работа   над   собой,   над   своими   страхами   позволят   вам   использовать   весь арсенал приемов самообороны в экстремальной ситуации. 1.2. Особенности овладения приемами самообороны у женщин. Многие женщины считают, что не способны защитить себя при нападении на них, но это далеко не так, женщина может защитить себя в критической ситуации.   Иногда,   в   экстремальной   ситуации   многие   женщины   становятся более   агрессивными,   чем   мужчины,   и   ведут   бой   не   зная   пощады   к   врагу. Особенно это проявляется во время войн, когда женщины сражаются наравне с мужчинами, защищают свою землю от неприятеля. Классическим примером может считаться Жанна Дарк. Естественно в физическом плане многие женщины уступают мужчинам в уровне   физической   подготовки,   но   используя   определенную   тактику, например, спасаясь бегством, или владея приемами самообороны способны защитить   себя   от   нападения   при   возникновении   реальной   угрозы.   Чтобы противостоять   нападению   необходимо   владеть   приемами   самозащиты,   но следует   отметить,   что   техника   самообороны   для   женщин   отличается   от техники самообороны мужчин. Приемы самообороны мужчин ориентированы на   силовое   воздействие,   и   содержат   в   своем   составе   большое   количество ударов руками, ногами, броски и т.п. Самооборона женщин должна строиться на несколько иных принципах (так как женщина уступает мужчинам в массе тела и проявляемой силе) основные приемы самообороны должны строиться на быстроте и точности проведения приема поражающие болевые точки на8 теле нападающего. Могут с успехом использоваться удары в горло, в глаза, острыми каблуками по ногам противника и пах. [28, с.87] При   обучении   женщин   основам   самообороны   необходимо   помнить,   что классические удары кулаком используемые в рукопашном бое для женщин малоэффективны,   так   как   с   точки   зрения   современной   биомеханики   у большинства   современных   женщин   очень   слабые   руки:   пальцы   и лучезапястные   суставы   легко   травмируются.   Особое   внимание   следует уделить тому факту, что многие женщины предпочитают красивый маникюр на длинных ногтях, при этом руку в кулак практически сжать невозможно. Поэтому   для   женщин   наиболее   приемлемы   обучение   ударов   основанием ладони, тыльной стороной кисти или царапающие  удары ногтями по лицу, которые   моментально   деморализуют   нападающего.   При   обучении   ударам руками во время занятий по самообороне следует концентрировать внимание не   на   силу   удара,   а   на   точность   его   выполнения   по   болевым   точкам   и уязвимым местам на голове и теле противника. [16, с.184] При обучении бросковой технике женщин, необходимо помнить о главном физиологическом преимуществе, у женщин центр тяжести тела расположен гораздо   ниже,   чем   у   мужчин,   поэтому   женщине   гораздо   проще   вывести мужчину   из   равновесия   или   выполнить   бросок,   но   при   этом   необходимо помнить, что использовать физическую силу против нападающего мужчины использовать   бессмысленно.   Необходимо   сосредоточиться   на   плавности движений и быстроте выполнении броска, так как большинство нападающих не ожидают от хрупкой женщины столь решительных действий. При обучении ударов ногами следует уделить внимание одежде и обуви, которую   в  обычной   жизни   носит   женщина.  Бессмысленно   обучать   технике ударов ногами по голове, если женщина в обычной жизни предпочитает носить узкие юбки или обтягивающие платья. Техника ударов ногами должна быть9 простой   и   эффективной,   которую   можно   применить   в   экстремальной ситуации,   например   удар   коленом   в   пах,   удар   острым   каблуком   женской туфли по стопе нападающего, сразу позволят вывести его из строя, вызвав болевой шок.  При обучении  женщин   основам  самообороны следует  уделить внимание общей физической подготовленности женщин, развитию двигательных умений и навыков которые она должна будет освоить в процессе занятий и самое главное научить точно бить в уязвимые и болевые места противника. У многих сегодня бытует мнение, что заниматься самообороной, особенно женщине бессмысленно, так как существуют различные технические средства самозащиты   такие   как:   электрошокеры,   газовые   баллоны,   травматические пистолеты.   Имея   такое   техническое   средство   защиты   в   дамской   сумочке возможно дать отпор любому нападающему. С другой стороны технические средства   самозащиты   дают   и   определенный   психологический   эффект, женщина думает, что она защищена.  Как   показывает   статистика   нападений   на   женщин   использование технических   средств   самозащиты   крайне   редки,   так   как   его   необходимо сначала отыскать в дамской сумочке, взвести или включить, а после этого только   использовать.   Нападающий   может   увидеть   его,   отобрать   и использовать   техническое   средство   самообороны   против   вас.   Умелое использование   технических   средств   самообороны   требует   определенной специальной   подготовки   владение   умениями   и   навыками   обращения   с данными специальными средствами.  Для   успешного   противодействия   агрессору   необходимо   долго   и целенаправленно   тренироваться   для   того   чтобы   в   совершенстве   овладеть приемами   самообороны   и   в   критический   момент   суметь   преодолеть   свой10 страх   в   стрессовой   ситуации.   Любая   опасность   мобилизует   организм человека, активизируются его резервы, но, к сожалению, у многих людей, а в особенности у  женщин происходит блокировка мышления и человек не может принять простых, очевидных решений. Одна из главных задач любого курса по самообороне научить человека в критической ситуации не впадать в ступор, трезво   оценивать   текущую   обстановку   и   принимать   адекватные   решения возникающим проблемам.  А о страхе еще Ф.Шиллер говорил, что “если бы мы могли отнять у людей страх и боязнь, то мы бы их сделали полубогами”. Необходимо помнить, что страх – это защитная реакция организма, которую в процессе тренировочного процесса необходимо преодолеть, дозированно увеличивая неопределенность угрозы в тренировочном процессе.  Как говорит одна народная поговорка «У страха   глаза   велики».   У   человека   в   момент   экстремальной   ситуации происходит   преувеличение   реальной   опасности,   что   приводит   порой   к неадекватным   ответным   действиям.   Уверенность   в   своих   силах   можно выработать только путем регулярных тренировок, моделируя конкретные или воображаемые ситуации встречи с уличными хулиганами. Только регулярные тренировки   способствуют   формированию   физической,   технической, тактической   и   психологической   подготовки   и   готовности   человека использовать   все  свои  умения  и  навыки  при  возникновении  экстремальной ситуации. [8. с.64] Многие женщины недооценивают свои возможности, владение приемами самообороны позволяют раскрыть потенциал человека и в первую очередь его психологические возможности. Владение приемами самообороны позволяет быть уверенным в своих силах и в момент опасности преодолеть волнение или страх, оказать достойный отпор насильнику, борясь за свою честь и жизнь.11 Одним   из   главных   аспектов   подготовки   при   изучении   приемов самообороны следует уделять возможности решить конфликтную ситуацию мирным путем, не прибегая к насилию, ведь недаром в народной поговорке говориться:   «Худой   мир   лучше   доброй   войны».   Потому   в   процессе возникновения   конфликта   необходимо   учить   человека   сохранять хладнокровие   и   не   поддаваться   на   провокации   со   стороны   агрессора использовать силу можно только в крайних случаях, когда угрозы со стороны агрессора не избежать. Человек, владеющий приемами самозащиты, уверен в своих   силах,   он   знает,   что   добьётся   успеха   и   верит   в   свою   победу   в конфликтной ситуации.  Еще одним важным аспектом обучения приемам самообороны относится их применение человеком. Ведь приемы самообороны можно использовать и для нападения, в том числе и для совершения противоправных действий. При обучении занимающихся необходимо сформировать и морально ценностные ориентации человека, так как приемы самообороны можно использовать и как для защиты, так и для нападения.  Чтобы   предотвратить   столкновение   с   насилием   женщине   необходимо помнить золотые правила: 1. Не   стоит   надевать   взывающие   и   дорогие   наряды,   которые   могут привлечь внимание преступников. 2. Стараться   выбирать   маршруты   передвижения   по   оживленным местам, где есть большое количество людей. 3. В   ночное   время   стараться   выбирать   пути   передвижения   по освещенным улицам. При   столкновении   с   насильником   необходимо   придерживаться следующих правил:12 1. Быть спокойной и не проявлять агрессию. 2. Постараться вступить в общение с агрессором и уладить все мирным путем. 3. По возможности спасаться бегством (стремясь выбежать на место, где есть большое количество людей). 4. Если   бегством   спастись   нет   возможности,   тогда   необходимо обороняться   нанести   точный   и   быстрый   удар   по   болевым   или уязвимым точкам нападающего, пока нападающий находится в шоке несколько секунд, скрыться бегством. Помните, что для женщины скрыться от насильника это тоже победа.  1.3. Техника освобождения от захватов. На практике существует система освобождения от захватов, но можно использовать в спортивном поединке и прикладном рукопашном бое захват противника для достижения победы в поединке. Освободиться от захвата можно двумя способами:  1. Механическое   освобождение   от   захвата,   которое   основано   на использовании   правила   рычага,   то   есть   выкручивание   захвата   в сторону слабейшего биомеханического звена системы, чаще всего ее применяют в спортивных единоборствах. 2. Освобождение от захвата при помощи удара, чаще всего применяется в смешанных и служебно­прикладных единоборствах.  Для русских систем рукопашного боя характерно применение рычаговых приемов освобождения от захвата  в сочетании с ударами и удушающими приёмами. Болевые приемы при освобождении от захватов воздействием на13 суставы   кисти   и   лучезапястные   суставы   характерны   для   восточных единоборств.     Соответственно   в   смешанных   единоборствах   используются болевые приемы в основном заимствованные   из восточных единоборств, в русских системах рукопашного боя, если и проводились боевые приемы, то они были направлены на крупные суставы до перелома или разрыва связок и выведения соперника из строя. Наиболее простыми формами освобождения от захвата в русских системах рукопашного боя были рывки и толчки.  Освобождение от захвата при помощи рывка или толчка. Рывок выполняется захватом двумя или одной рукой за тело или одежду соперника, при захвате с использованием двух рук получается  две точки контроля над противником, при захвате с использованием одной руки – одна точка контроля над противником. Выбор места и способа захвата во многом зависит   от   выполняемой   технико­тактической   комбинации   и противодействия технико­тактической комбинации противника.  Как   правило,   захват   двумя   руками   направлен   на   силовое   удержание противника или дальнейшего выполнения броска, захват одной рукой, как правило,   ориентирован   на   рывок   противника   к   себе   для   выполнения встречного удара рукой или ногой. Техника   освобождения   от   захвата   рывком   очень   проста   и   удобна   при захвате   одной   или   двумя   руками,   но   требует   хорошей   физической подготовленности и проявления взрывной силы.  При выполнении рывка необходимо соблюдать правила биомеханики, для того чтобы сделать примем максимально эффективным. Выполнять отрыв следует   по   линии   атаки   и   возможно   использовать   эффект   маятника, предварительно   направив   движение   в   сторону   противника,   дабы   он14 уменьшил   силу   захвата   и   резким   рывком   в   противоположную   сторону. Следует   учесть,   что   при   освобождении   рывком   большое   значение   имеет материал, из которого сделана одежда, так как она может порваться при выполнении приема. Также прием рывком не подходит и для тех случаев освобождения от захвата когда противник держит вас за голое тело двумя руками и стесняет возможность движений, например захват за горло двумя руками, или когда нет возможности для маневрирования, например вы прижаты спиной к стене. Простым способом освобождения от захватов является техника толчка. Для того чтобы техника освобождения толчком была эффективной прием должен   быть   выполнен   неожиданно   для   соперника.   Этот   прием освобождения от захвата также эффективен если у вас преимущество в весе и силе, и вы можете свободно маневрировать.  Толчки выполняются двумя или одной рукой, ладонями, предплечьями, а также возможны толчки коленом, ногой, а в некоторых случаях корпусом и даже головой. Выбор технического действия во многом зависит от ситуации сложившейся в ходе конкретного поединка.  Наиболее   эффективными   местами   воздействия   толчков   на   теле противника являются: голова, верхняя и центральная части груди и спины, а также   область   таза.   В   момент   толчка   между   соперниками   на   мгновение образуется   жесткая   биомеханическая   система,   по   которой   происходит передача импульса от одного тела к другому, при этом необходимо помнить о третьем законе механике «Сила действия равна силе противодействия». Маятниковые взаимодействия с чередованием принципов "подсад­отрыв" позволяют легко комбинировать технику рывков и толчков. Данная техника15 хорошо   усваивается   в   силу   своей   простоты,   и   в   дальнейшем   будет выполняться   на   уровне   рефлекса   при   построении   технико­тактических действий. [15, с.84]  Многие эксперты в области смешанных единоборств отмечают, что рывки с захватом на верхнем уровне прекрасно сочетаются с подсечками, а толчки с подножками с дальнейшим переходом на добивание упавшего противника. При ведении боя с разными противниками необходимо предварительно изучить   их   возможности,   используемые   технико­тактические   комбинации, для   того   чтобы   построить   адекватные   технико­тактические   действия   с использованием рывков и толчков при ведении поединка.   В   любом   бою   необходимо   бороться   до   конца   используя   при   этом разнообразный арсенал технико­тактических действий для того чтобы быть непредсказуемым   для   противника,   использовать   свои   преимущества   и компенсировать недостатки.  Освобождение от захвата ударом в практике прикладных и смешанных единоборств   применяется   реже,   чем   техника   освобождения   от   захвата рывком и толчком. Суть техники освобождения ударом состоит в резком ударе по захвату, желательно удар нанести по самому слабому биомеханическому звену, если это невозможно, второму слабому биомеханическому звену. Например, при захвате за отворот куртки самым слабым биомеханически звеном являются пальцы   рук,   но   по   ним   нанести   удар   невозможно,   поэтому   удар   следует нанести по лучезапястному суставу второму по слабости звену.16 Еще   одной   особенностью   освобождения   от   захвата   ударом   являются удары   по   уязвимым   точкам,   в   нашем   случае   это   будут   суставы   верхних конечностей, которыми противник удерживает захват. Также эффективным способом выполнения и освобождения от захватов является соблюдение правильной дистанции во время поединка.  Понятие дистанция следует рассматривать с двух позиций.  1. Позиция характерная для ударных единоборств. 2. Позиция характерная для техники борьбы. Дистанция смешанных и прикладных единоборств отличается от техники борьбы   и   ударных   единоборств.   В   данных   видах   единоборств   принято считать дистанцию вне захвата и дистанцию, на которой захват возможен.  Второй   вид   дистанции   в   смешанных   единоборствах   называется дистанция дальнего захвата – это дистанция, на которой возможно успешно применять ударную технику руками и неамплитудные удары ногами. На этой дистанции   сохраняется   лидерство   за   ударными   техниками,   но   и   есть возможность сделать захват, например за запястье или ногу противника.[25, с.46] Если   бой   переходит   на   среднюю   дистанцию,   в   противоборство вступают не только ударная, но и бросковая техника, сохраняется некий паритет между ударной и бросковой техникой. При ведении боя на ближней дистанции на передний план выступает бросковая   техника,   а   выполнение   ударной   техники   в   клинче   крайне затруднительно.17 Получается что на ближней дистанции спортсмен, владеющий ударной техникой   практически   бессилен,   а   спортсмен,   владеющий   борцовской техникой бессилен на дистанции вне хвата. Для   смешанных   и   прикладных   единоборств   требуется   спортсмен, который в совершенстве владеет ударной техникой и техникой борьбы, так сказать спортсмен­универсал, но на практике такие спортсмены встречаются крайне редко, нужны определённые генетические задатки и большой боевой опыт ведения поединков в смешанных единоборствах.  Захваты в технике самообороны применяются для частичного или полного обездвиживания   противника,   захват   является   как   бы   предпосылкой   для проведения активного технико­тактического действия нападающим. Захваты часто   используются   хулиганами   нападающими   на   женщин   для   того   чтобы парализовать   их   ответные   действия   и   повысить   уровень   стресса   из­за ограниченности   действий,   тем   самым   вызвав   страх   и   парализовав   волю жертвы.  Техника   освобождения   от   захватов   не   требует   от   человека   особенной физической силы, освобождение от захвата может выполнить любая хрупкая женщина, зная простейшие правила биомеханики. При   занятиях   в   группе   самообороны,   особенно   если   это   смешанные группы,   в   которых   одновременно   занимаются   и   мужчины   и   женщины,   то тренировать освобождение от захватов лучше всего в парах с мужчинами. В реальной   жизни   нападают   на   женщин,   как   правило,   мужчины   и   поэтом отработка   приемов   в   паре   с   мужчиной   будет   моделировать   реальную ситуацию уличного нападения.18 Глава II.   Цель, задачи, методы и организация  исследования. Цель   исследования:   совершенствование   методики   обучения освобождения   от   захвата   за   кисти   рук   при   нападении   в   прикладном рукопашном бое.  Задачи исследования: 1. изучить литературные источники и научно­методические разработки по обучению техники освобождения от захватов за кисти рук в спортивных и служебно­прикладных единоборствах.  2. выявить основные методические особенности организации занятий при обучении технике освобождения от захватов за кисти рук в прикладном рукопашном бое.   3. экспериментально   апробировать   усовершенствованную   методику обучения   освобождения   от   захвата   за   кисти   рук   при   нападении   в прикладном рукопашном бое.19 2.1. Методы исследования.   Анализ   литературных   источников  по   проблеме   исследования.   Нами было   проанализировано   большое   количество   литературных   источников   и научно­методических   разработок   по   вопросам   организации   занятий   по самообороне  для женщин  с использованием  приемов  служебно­прикладных единоборств. Подробный анализ данной работы представлен в главе 1. Метод анкетирования.  В исследовании был использован метод анкетирования занимающихся  с целью   выявления   мотивационной   структуры   личности   занимающегося   в секции «Самооборона». Для проведения анкетного опроса  была разработана специальная анкета. Метод экспертных оценок.   В  исследовании был использован метод экспертных оценок для оценки уровня   владения   техникой   освобождения   от   захвата   за   кисти   рук   при нападении в прикладном рукопашном бое. Метод педагогического эксперимента. Данный метод применялся в качестве основного метода исследования. Педагогический эксперимент проводился на группе занимающихся в секции «Самооборона» спортивного клуба  «Дельта». В эксперименте приняли участие 20 человек, женщины которые занимались в секции «Самооборона». Они были разделены на контрольную и экспериментальную группы. Методы математической статистики. Методы   математической   статистики   применялись   как   основные методы для обработки результатов анкетного опроса и экспертной  оценки результатов,   показанных   участниками   контрольной   и   экспериментальной20 групп.       Для   анализа   нами   была   использована   компьютерная   программа Statistica 8.0 2.2.Организация исследования. Исследование проводилось в 3 этапа: На первом этапе (сентябрь  2013 года – октябрь 2014 года) проводился анализ   литературных   источников   и   научно­методической   литературы   по вопросам   изучения   техники   освобождения   от   захватов   за   кисти   рук   при нападении в спортивных и служебно­прикладных единоборствах. Подробный анализ данной работы представлен в главе 1. На втором этапе исследования (октябрь  2014 года – декабрь 2014 года) проводился педагогический эксперимент на группе женщин занимающихся в секции   «Самооборона»   при   спортивном   клубе   «Дельта».   В   исследовании приняло   участие   20   женщин,   которые   были   поделены   на   контрольную   и экспериментальную группы. Участницы исследования были  в возрасте от 18 до   44   лет,   имели   удовлетворительный   уровень   физической   подготовки, занимались в секции «Самооборона»   3 раза в неделю по 2 часа   на каждом занятии. Участницы эксперимента спортивных разрядов по единоборствам не имели.  На третьем этапе исследования (январь 2015 – март 2015) проводилось обобщение   полученного   материала   в   результате   педагогического эксперимента и оформление выпускной квалификационной работы.  Педагогический   эксперимент   проводился   на   втором   этапе исследования. В эксперименте принимали участие женщины в возрасте 18­44 лет занимающиеся в секции «Самооборона». Всего в эксперименте приняло участие   20   человека,   которые   были   поделены   на   контрольную   и экспериментальную   группы   численностью   по   10   человек.   Контрольная   и экспериментальная группы занимались в секции «Самооборона» три  раза в21 неделю по 2 часа. Контрольная группа занималась по программе рукопашный бой   разработанной   Никитиным   О.К.,   занятия   вел   тренер­преподаватель Горин   Н.Р.   Расписание   тренировочных   занятий   вторник, четверг, суббота с 18.30 до 20.30 .   контрольной   группы: Экспериментальная   группа   занималась   под   руководством   Ларченко Екатерины по программе «Самооборона», разработанной Никитиным О.К., но с включением в тренировочный процесс усовершенствованной методики обучения   освобождению   от   захвата   за   кисти   рук,   при   нападении используемой   в   прикладном   рукопашном   бое.   Эксперимент   проводился   в течении   трех   месяцев   с   октября   2014   по   декабрь   2014   года.   Расписание тренировочных   занятий   экспериментальной   группы:   понедельник,   среда, пятница с 18.30 до 20.30 часа. Так   как   группа   женщин   занимающихся   в   секции   «Самооборона»   не   то   перед   началом   педагогического имела   навыков   единоборств, эксперимента   было   решено   провести   анкетный   опрос   с   целью   выявления мотивации   и   субъективной   оценки   уровня   физической   и   психологической подготовленности женщин. Для этого им предстояло ответить на вопросы разработанной   нами   анкеты.   На   каждый   вопрос   анкеты   испытуемым предстояло ответить по 10 балльной шкале. Результаты анкетного опроса представлены в таблице 1. Результаты анкетного опроса участниц эксперимента Вопрос Контрольная Экспериментальная t­критерий Таблица 1. группа  Х±δ 33,5±0,7 6,1±0,4 группа Х±δ 34,2±0,8 6,2±0,3 6,5±0,4 Стьюдента 2,129