«Особенности управления развитием студенческого баскетбола в России»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 05.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целенаправленное качественное изменение и повышение эффективности подготовки баскетболистов России можно осуществить через студенческий баскетбол. Однако, современный уровень подготовленности студенческих команд по баскетболу недостаточно высок. Проведенный нами анализ состояния данной проблемы на практике, изучение научно-методической литературы (Г.А. Алексеев 1984г, П.А. Виноградов 1995г, Р.М. Носова 1987г) подтверждают это. Научных работ по изучению вопросов студенческого баскетбола явно недостаточно.
Иконка файла материала 248902.doc
«Особенности  управления  развитием  студенческого баскетбола в России»СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………  3 ГЛАВА I.   Литературный обзор 1.1. Возникновение и развитие  студенческого баскетбола……………………5 1.2. Особенности управления студенческим баскетболом в России…………10 1.3. Сравнительная характеристика студенческого баскетбола России и США ……………………………………………………………………………………16  ГЛАВА II.   Задачи, методы, организация исследования 2.1Задачи и методы исследования................................................................ 19 2.2 Организация исследования…………………………………….................21 ГЛАВА III. Результаты исследования 3.1 Структура управления студенческим баскетболом в России…………….22 3.2 Факторы, влияющие на эффективность управления студенческим  баскетболом в России…………………………………………..……………….28 3.3 Совершенствование системы управления студенческим баскетболом в  России ……………………………………………. ……………………………..32 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...35 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….39 2Введение На   современном   этапе   развития   баскетбола,   все   больше   внимания   Ведь   баскетболисты уделяется   проблемам   студенческого   спорта. студенческих   команд   могут   быть   резервом   для   баскетбольных   команд высокого   уровня.     Однако   большинство   перспективных   игроков   в   России задействованы   в   дублирующих   составах   баскетбольных   клубов,   а   не   в студенческих командах. В то же время, например,   в США в студенческих командах  NCAA  выступают сильнейшие игроки, которые затем становятся игроками профессиональной лиги NBA (4,7,13,28,32). Целенаправленное   качественное   изменение   и   повышение эффективности подготовки баскетболистов России можно осуществить через студенческий   баскетбол.   Однако,   современный   уровень   подготовленности студенческих команд по баскетболу недостаточно высок. Проведенный нами анализ   состояния   данной   проблемы   на   практике,   изучение   научно­ методической литературы (Г.А. Алексеев 1984г, П.А. Виноградов 1995г, Р.М. Носова   1987г)   подтверждают   это.     Научных   работ   по   изучению   вопросов студенческого баскетбола явно недостаточно.  Актуальность.  Значительна   роль   управления   студенческим баскетболом   как   фактора   совершенствования   преемственности   спортивной подготовки баскетболистов.  Качественные и количественные характеристики структуры управления студенческим баскетболом в России являются элементами единой системы подготовки,   и   ее   функционирование   зависит   от   эффективности   каждого составляющего,   поэтому   необходим   системный   подход   к   исследованию 3данной проблемы (5, 9, 17, 21, 37, 45).            В качестве  гипотезы исследования мы выдвинули предположение о том,   что   выявление   особенностей   управления   развитием   студенческого баскетбола   в   России,   может   служить   основой   эффективного   управления процессом   спортивной   подготовки   и   повышения   спортивного   мастерства баскетбольных студенческих команд.       Учитывая значимость проблемы, в данной работе поставлена    цель – изучить систему управления развитием студенческого баскетбола в России. Объект   исследования  ­   команды   ассоциации   студенческого баскетбола. Предмет   исследования  –   система   управления   студенческим баскетболом.      Практическая   значимость   работы   заключается   в   том,   что студенческий   баскетбол   это   важное   звено   перехода   игроков   из специализированных профессиональные   команды,   и   необходимо     детско­юношеских   спортивных   школ в совершенствовать   преемственность спортивной подготовки баскетболистов. 4ГЛАВА 1  1.1 Возникновение и развитие  студенческого баскетбола. Баскетбол   с   самого   своего   изобретения   непосредственно   связан   со студенчеством,   а   именно   –   он   был   изобретён   преподавателем   колледжа Молодежной христианской ассоциации штата Массачусетс (США) Джеймсом Нейсмитом в 1981 году.   Эта игра достаточно быстро стала популярной во всём мире. Стихийное образование любительских команд привело к тому, что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом. В дальнейшем в США была создана Студенческая баскетбольная лига, которая в настоящее время объединяет студентов практически  всех  высших учебных заведений. Соревнования   по   баскетболу   представляют   собой   популярнейшее   зрелище. Так,   около   300   команд   разыгрывают   студенческое   первенство   США   в  I Дивизионе, а, кроме того, есть еще и II, и III дивизионы, а также колледжи с трехлетним   сроком   обучения,   где   также   очень   высокий   уровень   развития баскетбола (1,3,6,9,12,14, 16, 23,27, 32). Мировой   студенческий   баскетбол   в   настоящее   время   находится   на стадии   активного   развития. студенческого баскетбола является американский чемпионат NCAA.    Общепризнанным   лидером   мирового Вплоть   до   начала   восьмидесятых   годов   студенческий   баскетбол   был скорее   предметом   культа,   чем   по­настоящему   заметным   спортивным 5соревнованием. Интересен он был в первую очередь студентам раскиданных по США колледжей и университетов, фанатам спорта в тех городах, где не было профессиональных баскетбольных команд, зато были студенческие, и, конечно, скаутам и тренерам клубов НБА и других лиг масштабом поменьше. В   спортивных   еженедельниках   главные   лица   колледж­баскетбола   —   Пит Маравич,   Лью   Элсиндор,   Билл   Уолтон,   Дэвид   Томпсон,   патриарх   всех тренеров Джон Вуден — иногда появлялись даже на обложках, но вообще про студенческий   баскетбол   писали   мало.   Телевизионные   трансляции   были спорадическими и плохо снятыми. Билеты на финальные игры стоили девять долларов (29, 34). В   1980­м   только   что   появившийся   и   успевший   за   короткое   время проникнуть   в   массу   американских   домов   кабельный   канал   ESPN   впервые показал плей­офф чемпионата США по студенческому баскетболу целиком и в прайм­тайм. Это послужило началу ажиотажа, сложившемуся в Америке. Выяснилось, что играющие в баскетбол не за деньги, а за идею и престиж родного университета студенты хоть и начисто уступают профессионалам в демонстрации индивидуального мастерства, но играют с полной отдачей сил. Практически любая игра плей­офф решалась на последних секундах, каждый   раз   записным   фаворитам   приходилось   играть   с   неизвестными, выходившими   на   матч   как   на   решающий   бой   и   в   итоге   зачастую побеждавшими   командами,   кроме   того,   фанаты   колледж­баскетбола   ведут себя куда активней и шумней фанатов баскетбола профессионального — и тем самым изрядно добавляют игре колорита. К   розыгрышу   общенационального   кубка   всегда   приковано   особое внимание всех поклонников спорта. Остальные спортивные события в стране в этот период отходят на второй план. «Мартовское безумие» затмевает даже матчи регулярного чемпионата  NBA, когда команды сражаются за выход в плей­офф.  Телевизионный рейтинг поединков университетских команд очень 6высок. Игры «Большой четверки» в популярности уступают лишь финальному матчу   чемпионата   Национальной   футбольной   лиги   «Супер­Боул»   и «Всемирной   серии»   первенства   Главных   бейсбольных   лиг.  Такой повышенный интерес к студенческому чемпионату понятен. Во­первых, студенческий баскетбол ­ основа всего американского баскетбола. Без него немыслима сильнейшая в мире профессиональная лига под названием NBA. И болельщикам всегда интересно знать, кто на подходе. Во­вторых, выпускники того или иного вуза живут в разных уголках Америки. Многие из них играли и играют в командах Национальной баскетбольной ассоциации, а «Мартовское безумие» объединяет их под флагом своего ВУЗа. Если учесть, что сегодня в американских   университетах   учатся   и   отстаивают   их   спортивную   честь представители   других   континентов,   то   смело   можно   сказать,   что студенческий чемпионат США охватывает всю страну (13, 25, 27).  Словосочетание «Мартовское безумие» вошло в спортивный лексикон в 1939   году   вместе   с   первым   чемпионатом,   прошедшим   под   эгидой Национальной   спортивной   ассоциации   колледжей   США(NCAA).   Первый турнир назвал и первого чемпиона: в финале команда Орегона обыграла Огайо (46,34). В России зарождение студенческого спорта происходило в начале XX века.   Именно   тогда   первые   студенческие   спортивные   клубы   появились   в политехническом   и   электротехническом   московских   институтах.   В университете Санкт­Петербурга спортивный клуб был образован в 1908 году. К 1904 году в России функционировало 40 студенческих спортивных клубов. Большинство их действовало в столице – 13, в Москве – 5, в Киеве – 4, на долю   других   городов   приходились   оставшиеся   клубы.   В   1911   году   13 петербургскими   студенческими   обществами   была   образована   студенческая лига, которая проводила соревнования среди студентов. 7После   революции   1917   года   студенческий   спорт   стал   развиваться   в другом русле. В 1918 году 29 мая было основано крупнейшее в стране высшее учебное заведение в области физической культуры и спорта Государственный центральный   ордена   Ленина   институт   физической   культуры   (ныне   – Российский   государственный   университет   физической   культуры,   спорта   и туризма). Впервые физическое воспитание как учебный предмет было введено в   учебные   планы   Петроградского   высшего   педагогического   института   в январе 1921 года. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР в июле 1929 года   физическое   воспитание   вводится   в   вузах   страны   как   обязательный предмет. В том же году в университетах и институтах создаются кафедры физического   воспитания.   В   феврале   1928   года   Центральное   бюро Пролетстуда   повело   первые   студенческие   соревнования.   В   программу входили хоккей, лыжные гонки, конькобежный спорт, бокс и пинг­понг.   Спортивное студенческое движение в стране прошло в своем развитии несколько   этапов.   Первый   этап,   начавшейся   в   конце  20­х   годов   прошлого века,   закончился   организационным   оформлением   студенческого   спорта, созданием коллективов физической культуры в учебных заведениях страны, организацией и проведением первых всесоюзных студенческих соревнований. В   середине   30­х   годов   начинается   новый   этап   развития   студенческого спортивного движения. В   1936­37   годах   в   стране   образуются   добровольные   спортивные общества   (ДСО),   при   создании   которых   физкультурные   коллективы   вузов были   отнесены   к   разным   ДСО   в   зависимости   от   профессиональной принадлежности.   Медицинские   вузы,   например,   входили   в   ДСО   «Медик», педагогические – в ДСО «Учитель», вузы связи – в ДСО «Молния» и т.п. Спортсмены­студенты   соревновались,   как   правило,   между   собой   внутри спортивных обществ. 8Создание в 1957 году всесоюзного студенческого спортивного общества «Буревестник» не только объединило всех студентов, но и положило начало третьему   этапу   развития   студенческого   спортивного   движения.   На протяжении многих лет в стране проводились студенческие соревнования на разных   уровнях   под   общим   руководством   Центрального   Совета «Буревестник».           Содержание учебных программ по физическому воспитанию и характер деятельности спортивных коллективов вузов в конце 40­х – начале 50­х годов были   скорректированы   с   учетом   развития   массового   физкультурного движения,   повышения   спортивного   мастерства   и   завоевания   советскими спортсменами, многие из которых были студентами, мирового первенства по важнейшим видам спорта. Такие задачи в то время были поставлены партией и   правительством   в   известном   постановлении   от   1948   года.                     С 70­х   годов   направленность   процесса   физического   воспитания учащейся   молодежи   на   обучение   навыкам   основным   видов   спорта   стала смещаться в сторону оздоровительного направления. Это нашло отражение в большом количестве научных исследований, содержании учебных программ по   физическому   воспитанию.   Эта   тенденция   не   могла   не   отразиться   и   в содержании учебных планов и программ институтов физической культуры, готовящих   кадры   для   кафедр   физического   воспитания   вузов (2,5,7,11,14,17,21).                      В 1987 году ЦС «Буревестник» был преобразован в Центральный спортивный   клуб   «Буревестник»   ВДФСО   профсоюзов.   В   те   годы   общая кризисная ситуация в стране не могла не наложить отпечаток  на развитие спорта среди студентов.                     Четвертый этап развития студенческого спорта в стране связан с периодом   реформирования   общественных   устоев   и   переходом   экономики страны   к   рыночным   отношениям.   Эти   перемены   затронули   основы 9студенческого спорта. Перед специалистами физического воспитания высшей школы   появились   новые   задачи,   направленные   не   только   на   развитие физических   способностей   студентов,   но   и   на   углубление   их   интересов   к занятиям   физической   культурой   и   спортом,   формирование   важности здорового   образа   жизни,   в   котором   двигательная   активность   является необходимым условием.                      В   октябре   1993   года   по   инициативе   Минобразования   России, Госкомспорта   России   и   Олимпийского   комитета   России   была   возрождена единая   студенческая   спортивная   организация   и   образован   Российский студенческий   спортивный   союз   как   правопреемник   студенческого добровольного спортивного общества «Буревестник».                   Президентом   Союза   был   избран   Алексей   Иванович   Киселев, заслуженный   мастер   спорта   СССР   по   боксу,   серебряный   призер   двух Олимпиад, неоднократный чемпион Европы и СССР, кандидат технических наук,   заведующие   кафедрой   физического   воспитания   профессор, Московского   государственного   технического   университета   имени   Н. Баумана.                   С этого времени работа РССС пошла по совершенно новому пути. Основной   акцент   был   сделан   на   объединении   усилий   кафедр   физического воспитания высших учебных заведений страны. Такой подход оправдал себя. Стали постепенно возобновляться традиции проведения чемпионатов России по   многим   видам   спорта,   и   в   международном   плане   усилия   нового руководства   Союза   стали   приносить   свои   плоды.   Если   в   1993   году студенческая команда России на Универсиаде заняла только 27­е место, и многие стали поговаривать о закате студенческого спорта в России, то уже с 1995   года   отечественные   спортсмены   достойно   представляли   страну   на международных   соревнованиях,   неизменно   оказываясь   в   призерах   в общекомандном зачете (3, 5, 21, 25, 37, 44). 101.2. Особенности управления студенческим баскетболом в России. Управление – это процесс разностороннего воздействия на спортсменов и команду с целью создания условий для достижения главной цели (25, 44, 45).      Управление   подготовкой   баскетбольных   команд   различной квалификации и возраста постоянно совершенствуется, что связано с двумя показателями:   непрерывным   увеличением   соревновательной   практики   и повышением   объема  и  интенсивности   тренировочной деятельности    в ходе повышения спортивного мастерства отдельных игроков и команды в целом в многолетнем цикле подготовки (45).  Большое   внимание   уделяется   процессу   управления   студенческим баскетболом в России, с каждым годом все больше команд принимает участие в   чемпионате   страны.  Огромным   скачком   к   развитию   послужило   создание Ассоциации   Студенческого   Баскетбола   (АСБ)   в   2007   году,   с   тех   пор ежегодно   проводится   единый   чемпионат   России   для   учащихся   вузов.   С каждым   годом   количество   команд­участниц   растет,   создаются   «высшие дивизионы»   для   сборных   вузов   с   наиболее   развитой   инфраструктурой   и программой по развитию баскетбола внутри университета (25, 29, 45).   По   итогам   сезона   определяется   команда   победитель,   которой предоставляется   возможность   выступления   на   чемпионате   Европы   среди студенческих   команд.   Лучшие   результаты   были   показаны   ИНЖЭКОН (Череповец) 2 место сезон 2009г., ЛГУ (Санкт­Петербург) 2 место 2011г., МГАФК (Малаховка) 4 место сезон 2013г. В   бывшем   Советском   Союзе   студенческие   команды   с   самого   начала достаточно активно участвовали в соревнованиях различного уровня, занимая высокие   места.   Так,   до   Великой   отечественной   войны   мужская   команда «Буревестник» (Ленинград) дважды становилась чемпионом страны (1938 и 111940 гг.), а после войны в 1947 году первое место заняла команда СКИФ (Спортивный клуб института физической культуры) – г. Каунас. После войны на протяжении ряда лет сильнейшей командой была женская команда МАИ – Московский   авиационный   институт   (Москва)   (Чемпион   СССР   1946,   1947, 1951,   1954,   1955   гг.).   Успешно   выступали   в   первенстве   СССР   мужские команды ГОЛИФК – Государственный Ордена Ленина Институт Физической Культуры (Ленинград) 2, 3­е места в 1938 году, 2­е место – 1939 год; СКИФ (г. Каунас) – 2­е место в 1949 году. Среди женских команд выделялись ГОЛИФК (Ленинград) – 3­е место в 1939   г.,   МАИ   –   2­е   место   в   1945,   1948,   1952,   1953   гг.;   «Буревестник» (Ленинград)   –   3­е   место   в   1961,   1968   гг.,   2­е   место   в   1964   году,   ГПИ   – Грузинский политехнический институт (г. Тбилиси) – 3­е место в 1965, 1966 гг. В   первенствах   СССР   среди   женских   баскетбольных   команд   на протяжении многих лет участвовали «Буревестник» (Москва, Ростов­на­Дону, Новосибирск,   Воронеж,   Одесса,   Минск),   СКИФ   (Баку,   Алма­Ата,   Каунас, Тбилиси,   Ереван,   Фрунзе,   Ташкент),   «Университет»   (Ташкент,   Алма­Ата, Тбилиси),   ГПИ   –   Государственный   педагогический   институт   (Ростов­на­ Дону), ЛИСТ (Ленинград), «Политехник» (Тбилиси), МИИТ ­   Московский институт инженеров транспорта (Москва) и ряд других. С 1991 года в первенствах России участвовали студенческие команды «Спортакадемклуб»   (Москва),   команды   Магнитогорска,   Ижевска,   Сургута, женские   команды   СГАУ   –   Самарский   государственный   авиационный университет   (г.   Самара),   «Глория»   ­   МИИТ   (Москва),   «Политехник»   (г. Вологда), «Технологический университет» (г. Казань) и др. Таким образом, с самого начала организации и проведения чемпионатов СССР   и   в   дальнейшем   России   команды,   базирующиеся   на   студенческих коллективах, имели и имеют достаточно большой удельный вес среди других 12команд, как по количеству, так и по качеству своих выступлений. До   середины   1980­х   гг.   существовало   множество   внутригородских, областных   и   междугородных   зональных   соревнований   в   системе студенческого   спортивного   общества   «Буревестник»,   а   также   проходили отраслевые первенства вузов – экономических, физкультурных, медицинских, сельскохозяйственных и т.д. Устойчивое финансирование и большая армия высококвалифицированных   специалистов   позволяли   проводить   большое количество студенческих соревнований. В середине 1980­х гг. по всему профсоюзному спорту и, в частности по ДСО «Буревестник» был нанесен удар. Стремление к переменам и разного рода совершенствованиям привела к тому, что все профсоюзные ДСО были объединены в одно ВДФСО профсоюзов. Тем самым спортивное движение отрывалось   отраслевых   профсоюзов,   лишилось   их   поддержки.   Полностью спортивные студенчески программы были уничтожены с развалом Советского Союза. Некоторое   время   удавалось   проводить   отдельные   спортивные мероприятия , но к середине 1990­х годов они исчезли. На конференции Российской Федерации Баскетбола, состоявшейся в г. Казани в феврале 1996 года, было принято решение о создании комиссии по проблемам студенческого баскетбола. На   заседаниях   комиссии   было   решено   создать   Студенческую баскетбольную лигу России. Ее президентом был избран ректор Российской академии   физической   культуры   профессор   В.   В.   Кузин,   в   дальнейшем ставший президентом и Российской Федерации Баскетбола, а также первым вице­президентом Олимпийского комитета России, вице президентом ФИБА­ Европа, депутатом Государственной Дума, а генеральным директором СБЛ был избран С. В. Журавлев. При создании СБЛ были намечены основные пути выхода из кризиса, 13разработаны   предложения   и   осуществлены   практические   меры   по возрождению   и   подъему   студенческого   баскетбола.   Главной   задачей ставилось   развитие   массового   баскетбола   в   большинстве   вузов   России, становление системы соревнований студенческих команд и создание на этой основе фундамента для профессионального баскетбола. В   итоге   был   разработан   «Регламент   Всероссийских   соревнований   по баскетболу   среди   студенческих   команд   1996­2000   гг.»,   что   обеспечивало минимум   четырехлетнюю   перспективу   участия   студенческих   команд   в чемпионатах   СБЛ.   «Регламентом»   определялся   также   спортивно­ территориальный   принцип   построения   календаря   и   системы   региональных турниров в низшем звене чемпионатов СБЛ. «Регламент»   представлял   собой   документ,   утвержденный председателем Госкомспорта РФ по физкультуре и туризму Л. В. Тягачевым, министром   общего   и   профессионального   образования   РФ,   президентом Российской   Федерации   Баскетбола   (на   тот   период   С.   А.   Беловым), президентом Российского студенческого спортивного союза (на тот период А. И. Киселевым) и президентом СБЛ (на тот период В. В. Кузиным). Ассоциация   студенческого   баскетбола   была   создана   в   2007   году   по инициативе   главы   РФБ   Сергея   Чернова,   министра   юстиции   Александра Коновалова, начальника ЦСКА Сергея Кущенко и легенды баскетбольного мира Сергея Белова. В мае 2007 года был принят Устав АСБ и Концепция развития студенческого баскетбола в России. В   первом   сезоне   чемпионата   АСБ   (2007/08)   приняли   участие   210 команд, которые сыграли около 1500 матчей в более чем в 200 городах РФ. В финалах федеральных округов за путевку в Суперфинал, который прошел с 6 по   11   мая   2008   года   в   Москве,   боролись   62   команды   из   20   дивизионов. Чемпионом   АСБ   сезона   2007/08   среди   мужских   команд   стал   ТГАСУ   (г. Томск),   среди   женских   –   МСХА   (г.   Москва).   Девушки   из   МСХА   стали 14творцами   первой   международной   победы   АСБ   –   вместе   с   ТГАСУ   они участвовали   в   8­м   Европейском   чемпионате   среди   студенческих   команд, который состоялся в Сербии в период с 21 по 27 июля 2008 года, и заняли первое место, тогда как юноши – только девятое. В чемпионате АСБ сезона 2008/09 приняли участие 105 мужских и 66 женских команд, которые сыграли 1250 матчей в 67 городах России. С 6 по 11 мая в Екатеринбурге состоялся Суперфинал, по итогам которого чемпионами АСБ стали ИНЖЭКОН (юноши, г. Череповец) и МСХА (девушки, г. Москва). Девушки   из   МСХА   повторили   свой   успех   на   международной   арене,   став победительницами   чемпионата   Европы   по   баскетболу   среди   студенческих команд   в   Ираклионе   (Греция),   ну   а   юноши   из   Череповца   привезли   домой серебряные медали. В третьем сезоне чемпионата АСБ приняли участие более 300 команд, которые сыграли около 3000 матчей в 80 городах России – масштабы турнира растут   с   каждым   годом,   привлекая   все   новых   и   новых   любителей студенческого   баскетбола.   Чемпионы   третьего   сезона   ­   ЛГУ   (юноши,   г. Пушкин) и ДВГУ (девушки, г. Владивосток) В   четвертом   сезоне   чемпионата   АСБ   участвовало   238   команд,   а победителями стали ЛГУ (юноши, г. Пушкин) и МСХА (девушки, г. Москва). На   правах   победителя   первенства   АСБ   они   отправились   на   Чемпионат Европы по баскетболу среди студенческих команд в испанской Кордобе, где юноши взяли «серебро», а девушки – «золото» (5,7,9,21,25,27,30,33,36,39,40). В чемпионате АСБ сезона 2011/12 приняли участие 236 команд из 65 регионов России. 2500 игроков сыграли более 2500 матчей в течение целого сезона. Чемпионами АСБ стали МГАФК (г. Москва, юноши) и ИГХТУ (г. Иваново,  девушки).  Летом  2012  года   лучшие   игроки   сезона   впервые   были приглашены   в   летние   тренировочные   лагеря.   Более   пятидесяти   молодых баскетболистов со всей России совершенствовали навыки игры в баскетбол 15под руководством ведущих российских и зарубежных специалистов в течение десяти дней, а также провели лагерный чемпионат. Перед   сезоном   2012­2013   формат   чемпионата   претерпел   изменения. Были   образованы   региональные   дивизионы   ­   группы   команд   из   одной   или нескольких   соседних   областей.   На   первом   этапе   игры   проходили   в   этих дивизионах, на втором региональные чемпионы мерялись силами в финалах федеральных   округов,   на   третьем   лучшие   студенческие   команды   страны определяли чемпиона АСБ в рамках Суперфинала. Оптимизация   расходов,   связанных   с   выступлением   в   чемпионате, позволила  привлечь   в  АСБ  множество  новых  вузов и ссузов и  тем  самым значительно   увеличить   число   студентов,   занимающихся   баскетболом   на постоянной основе. Всего в шестом по счету чемпионате приняла участие 760 команд из 69 регионов страны. Суперфинал прошел в формате финала восьми в Раменском и   Москве.   У   мужчин   второй   год   подряд   победил   столичный   МГАФК,   у женщин   титул   вернул   себе   ДВФУ   из   Владивостока.   Летом   2013­го   на чемпионате Европы в хорватском Сплите нашу страну вновь представляли три   команды   –   действующие   чемпионы   АСБ   МГАФК   и   ДВФУ,   а   также носившая на тот момент звание чемпиона континента среди женских команд МСХА (Москва). МГАФК финишировал четвертым, МСХА ­ пятой, а ДВФУ обосновался на девятом месте. В сезоне 2013­2014 в чемпионате АСБ приняли участие 569 мужских команд играющих в 65 дивизионах.  Чемпионат   АСБ   соответствует   высоким   стандартам   организации спортивных   лиг.   Для   матчей   чемпионата   характерно   квалифицированное судейство,   бесперебойное   статистическое   и   информационное   обеспечение, осуществляемое   PR­менеджерами   дивизионов.   Продолжительность   участия 16команды   в   чемпионате   –   от   4   до   7   месяцев,   что   формирует   привычку   к регулярным занятиям спортом. На первом этапе чемпионата участники определяют чемпиона субъекта федерации,  на   втором  —  федерального   округа,   на  третьем  —  победителя общероссийского Суперфинала. Каждая   команда   имеет   возможность   квалифицироваться   в   финал федерального округа или Суперфинал, в финальную стадию Всероссийской универсиады, принять участие в Международной студенческой баскетбольной лиге,   студенческих   чемпионатах   Европы   и   Европейских   университетских играх. В новом сезоне АСБ запускает целую систему грантов, стажировок и семинаров   для   талантливой   молодежи,   которая   развивает   студенческий баскетбол в своем регионе и стремится к профессиональному и творческому развитию. В рамках Матчей Звезд АСБ­2013 проводится тренерский конкурс, победители которого получат грант на участие в тренировочном лагере. Студенческий   спорт   является   важным   звеном   системы   образования, этапом   подготовки   резерва   национальных   сборных   команд,   эффективный способ всестороннего развития личности (25, 34, 42, 43). 1.3 Сравнительная характеристика студенческого баскетбола  России и США.            В настоящее время отечественные ВУЗы весьма далеки от способности, обеспечить развитие студенческого спорта в предлагаемом формате, однако это не означает невозможности начала движения к такому образцу.                    На   первом   этапе   необходимо   решить   две   важнейшие   задачи: оптимизировать   соревновательную   практику   и   укрепить   материально­ кадровую базу студенческого спорта.  17Наглядным примером, подтверждающим это положение, является структура   подготовки   студенческих   баскетбольных   команд,   входящих   в Национальную   Студенческую   Атлетическую   Ассоциацию   США   (NCAA). Созданная   в   1910   году     Национальная   ассоциация   студенческого   спорта (NCAA)   на   данный   момент   включает   в   себя   24   вида   спорта,   самым популярный является  баскетбол. Он настолько популярен, что на финальный матч   плей­офф   собралось   порядка   71   тысячи   зрителей   (для   сравнения   на суперфинале АСБ 2010 года около 1000 зрителей).            Баскетбольная ассоциация включает в себя 3 мужских дивизиона, 22 региона, 128 конференций и 1003 команды. Для сравнения в мужской части Ассоциации студенческого баскетбола России 8 округов, 23 дивизиона, 150 команд. (25) Так же Лаптевым  А.В. был проведен сравнительно­сопоставительный анализ для оценки потенциала студенческого баскетбола в России. Для этого сопоставили 5 показателей: Первый показатель: уровень оснащенности залов в NCAA значительно отличается от состояния залов отечественных студенческих команд. У всех команд,   участвующих   в   чемпионате   NCAA,   есть   полноразмерные   залы   с трибунами, вмещающими в большинстве случаев несколько тысяч зрителей, табло со счетчиками времени атаки и др.  В чемпионате АСБ дивизион «Москва» учебных заведений, при этом только в нескольких залах есть небольшие трибуны, в лучшем случае зрители располагаются на балконе или теснятся на скамейках вдоль площадки.  Второй   показатель:   подготовка   студенческих   команд   в   США осуществляется по специально разработанным программам. В России нет ни одной программы подготовки мужских студенческих команд города Москвы за   последние   15   лет.   По   сравнению   с   командами   NCAA   у   большинства студенческих   команд   США   существуют   отдельные   программы   подготовки 18для   команд   университета,   для   бросковой   или   атлетической   подготовки, которые   зачастую   составляются   индивидуально   для   каждого   игрока (5,7,11,25).            Третий показатель: уровень тренеров студенческих команд России и США. У нас достаточное количество вузов физической культуры, которые готовят тренеров по баскетболу. В двух – трех студенческих коллективах города  Москвы тренеры по баскетболу занимаются только командой. Менее 50 % тренеров мужских студенческих команд Москвы имеют специальное образование.   В   США   в   ведущих   командах   NCAA   не   менее   5   тренеров (главный   тренер,   ассистент   главного   тренера,   тренер   по   ОФП,   тренер   по технической или бросковой подготовке и пр.) и все они занимаются только баскетбольной командой. Четвертый   показатель:   посещаемость   игр   студенческих   команд значительно отличается от зрительского интереса в России. В залах NCAA даже у команд, находящихся во втором дивизионе, т.е. стоящих в рейтинге ниже   300   места,   нет   залов,   вмещающих   меньше   1000   человек.   Эти   залы заполняются полностью на играх чемпионата.  Пятый   показатель:   именно   из   студенческого   баскетбола   в   США выходит большинство звезд основных (взрослых) команд страны, в отличие от США, у нас таких примеров нет. Не секрет, что подавляющее большинство игроков НБА попали в ведущую лигу Америки из студенческого баскетбола. В России же в команды лиги ВТБ или Суперлиги со студенческой скамьи игроки не попадают.  По   результатам   сравнительной   характеристики   виден   огромный потенциал развития студенческого баскетбола в России. 19ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2.1. Задачи и методы исследования. В данной работе поставлена цель ­ изучить систему управления развитием студенческого баскетбола в России. Учитывая   ограниченное   количество   информации   и   специальных исследований об особенностях управления в студенческом баскетболе, задачи нашей работы сформулированы следующим образом:  1. Провести   анализ   структуры  управления   студенческим   баскетболом   в России. 2. Определить   факторы,   влияющие   на   эффективность   управления студенческим баскетболом в России. 3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления студенческим баскетболом в России. В  нашей работе использованы следующие методы:  1.     Анализ литературных источников. 2. Теоретический   анализ   и   обобщение   опыта   работы   студенческих команд. 3. Педагогические   наблюдения   за   тренировочной   деятельностью студенческих баскетбольных команд. 4. Опрос   тренеров   и   сотрудников   ассоциации   студенческого баскетбола. 5. Математическая обработка результатов.                      Анализ литературных источников позволил выявить современное состояние   проблемы   управления   развитием   студенческого   баскетбола   в 20России. При изучении исследуемой проблемы нами были изучены материалы отечественной и зарубежной литературы, проведены беседы с тренерами и спортсменами.       Обобщение   этих   данных   позволило   сделать   вывод   о   состоянии интересующего   нас   вопроса   и   теоретически   обосновать   актуальность решаемых   нами   задач.   Полученные   сведения   использовались   также   при составлении   рекомендаций   по   совершенствованию   системы   управления студенческим баскетболом в России.       Теоретический   анализ   и   обобщение   опыта   работы   Ассоциации Студенческого Баскетбола (АСБ) проводились поэтапно. Применялись такие конкретно­научные частные методы как:  изучение материалов работы организации;  анализ   протоколов   соревнований,   технических   отчетов   и официальных   различных   материалов   соревновательной деятельности студенческих команд.                       В процессе педагогических наблюдений были выявлены формы организации   и   особенности   управления   АСБ   (ассоциации   студенческого баскетбола).  Для   получения   необходимой   информации   по   теме   исследования   был проведен    опрос   тренеров  студенческих  команд  и  специалистов   в  области баскетбола.   В   опросе     приняли   участие   28   тренеров   мужских   и   женских студенческих команд города  Москвы, в том числе,  таких как РГУФКСМиТ, МГУ, РПА, МГАФК и т.д., и 26 сотрудников АСБ. 2.2. Организация исследования.                      Работа проводилась в период с 2013 года по настоящее время. Исследование осуществлялось в несколько этапов: 211. Выбор темы, анализ литературных источников (2013) 2. Анализ документации (2013­2014) 3. Педагогические наблюдения и обобщение опыта работы студенческих команд( РГУФКСМиТ, МГУ, РПА, МГАФК) 4. Опрос   тренеров   студенческих   команд   и   специалистов   в   области баскетбола (2014). 5. Анализ   собранного   материала,   написание   выводов,   практических рекомендаций (2015). Вначале проводились теоретический анализ и формирование проблемы исследования, определялись основные пути практической работы. Далее   изучалась   система   управления   развитием   студенческого баскетбола в России, структура, формы и принципы организации. Мы   обобщили   опыт   работы   тренеров   студенческих   команд.   Были изучены   особенности   студенческого   баскетбола   в   России,   современные подходы в спортивной подготовке студентов. Нами   проанализированы   материалы   отечественной   и   зарубежной литературы по проблеме развития студенческого баскетбола.  2223ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1.Структура управления студенческим баскетболом в России.    Управление   студенческим   баскетболом   в   России   непрерывно совершенствуется.   Огромным   скачком   к   развитию   послужило   создание Ассоциации   Студенческого   Баскетбола   (АСБ)   в   2007   году,   с  тех   пор   эта организация   осуществляет   деятельность   по   развитию   студенческого баскетбола в стране.  Представляем   структуру   управления   ассоциации   студенческого баскетбола в России (рисунок 1). По   рисунку   видно,   что   учредителями   АСБ   являются   Российская федерация   баскетбола   (РФБ),   Российский   спортивный   студенческий   союз (РССС) и Суперлига РФБ.  Органами   управления   АСБ   являются   общее   собрание   членов ассоциации, совет ассоциации, президент и исполнительная дирекция.              Общее   собрание   членов   ассоциации   непосредственно   связывает органы управления АСБ с ее учредителями (РФБ и РССС). За взаимодействие РФБ и АСБ отвечает департамент развития федерации баскетбола России.                      Прямое взаимодействие с советом ассоциации и исполнительным директором   проводит   президент   АСБ,   на   данный   момент   это   министр юстиций РФ Коновалов А.В.                 В исполнительную дирекцию АСБ входят исполнительный директор (Крюков   С.В.),   директор   спортивного   департамента   и   ответственные   по федеральным округам. 24Рисунок   1.   Баскетбола в России.   Структура   управления   Ассоциации   Студенческого                  Исполнительный директор АСБ взаимодействует с директором по   Ответственные   по   федеральным   округам   имеют   свои развитию. представительства в регионах страны.           Главными руководящими звеньями в АСБ являются совет ассоциации, президент и исполнительный директор. 25Большое значение в управлении развитием студенческого баскетбола имеет   финансовая   составляющая.   АСБ   ведет   активную   деятельность   в увеличении   финансирования   и   привлечении   дополнительных   средств   для развития баскетбола в стране. Основными спонсорами АСБ являются такие большие государственные компании нашей как НОВАТЭК и Сибур.           На данный момент финансирование АСБ состоит из: а) бюджет АСБ, формирующийся из членских и спонсорских взносов, целевых поступлений; б)   финансирование   отдельных   мероприятий   (подготовка   сборных команд   и   их   участие   в   международных   соревнованиях;   обеспечение отдельных   элементов   соревновательной   практики   и   PR­концепции)   за   счет бюджета РФБ; в)   фонд   поддержки   студенческого   баскетбола   ­   некоммерческая организация, консолидирующая участие основных спонсоров АСБ, а также реализующая модель эндаунмент­фонда; г)   вузы   ­   члены   АСБ,   ­   за   счет   средств,   выделяемых   по   смете,   и привлеченных из внебюджетных источников, ­ на направлениях деятельности, охарактеризованных выше; д) общественные организации, позиционирующие себя как социальные партнеры   государственной   и   муниципальной   власти   в   формировании здорового гражданского общества. Основными принципами АСБ являются:  любительский статус чемпионата (игроки, имеющие контракты не допускаются);  возрастные ограничения (студенты очного отделения до 25 лет);   продолжительность и равномерность турнира;  статистическое сопровождение матчей;  акцент на массовость. 26В   настоящее   время   АСБ   охватывает   68   субъектов   Российской Федерации, 100 городов, 490 высших и средних учебных заведений, 10000 игроков, 800 мужских и женских команд. Проводит за сезон порядка 4000 матчей. Несмотря   на   активную   деятельность   АСБ   и   акцент   на   массовое развитие студенческого спорта мы хотим обратить внимание на объективную проблему. По результатам нашего анализа статистических отчетов команд, составов   команд­участниц   чемпионата   АСБ   в   ходе   анализа   литературных источников и сбора информации мы пришли к выводу, что игроки чемпионата АСБ не попадают в состав студенческих сборных команд России для участия во Всемирных Универсиадах (таблица 1).  Таблица 1 Состав мужской студенческой сборной команды России по баскетболу  на Летней Универсиаде 2013 года в Казани. Игрок Принадлежность к клубу Участвовал в чемпионате Антипов Павел Антонов Семен Балашов Никита Валиев Евгений Вихров Артем Григорьев Максим Заряжко Виктор Зубков Андрей Ивлев Владимир Карасев Сергей Кулагин Дмитрий Хвостов Дмитрий Уникс (Казань) Нижний Новгород (НН) Химки (МО) Триумф (Люберцы) Триумф (Люберцы) Локомотив­Кубань (Краснодар) Триумф (Люберцы) Локомотив­Кубань (Краснодар) Нижний Новгород (НН) Триумф (Люберцы) Триумф (Люберцы) Нижний Новгород (НН) 27 АСБ Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет НетПо таблице 1 видно, что в состав мужской сборной команды России по баскетболу   попадают   игроки,   которые   имеют   контракты   с профессиональными   баскетбольными   клубами.   Эти   игроки,   по   положению АСБ,   не   имеют   право   принимать   участие   в   студенческом   чемпионате. Необходимо   обратить   внимание   на   положение   АСБ   и   предусмотреть возможность попадания лучших игроков АСБ в состав студенческой сборной России по баскетболу. Подтверждением   вышесказанному   являются   данные   таблицы   2,   где представлен   состав   женской   сборной   команды   России   по   баскетболу   на Всемирной летней Универсиаде 2013 года в Казани Состав женской студенческой сборной команды России по баскетболу  на Летней Универсиаде 2013 года в Казани. Игрок Принадлежность к клубу Участвовала в чемпионате Таблица 2 Абрикосова Татьяна Григорьева Татьяна Гришаева Надежда Дорошева Вероника Федоренкова Екатерина Логинова Анастасия Паскаленко Любовь Шилова Анастасия Виеру Наталья Логунова Анастасия Майорова Надежда Финогентова Евгения Динамо (Москва) Динамо (Москва) Динамо (Москва) Динамо (Москва) Динамо (Москва) Динамо­ГУВД (Новосибирск) Динамо­ГУВД (Новосибирск) Динамо­ГУВД (Новосибирск) Спарта&К (Видное) Вологда­Чеваката (Вологда) Енисей (Красноярск) Казаночка (Казань) АСБ Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет В составе женской студенческой сборной России по баскетболу также включены игроки, имеющие контракты с профессиональным клубом.  28Ни   один   игрок   из   АСБ   как   в   мужскую,   так   и   в   женскую   сборную команду   страны   не   включен,   что   ставит   много   вопросов   в   дальнейшем развитии студенческого баскетбола в России. Необходимо обратить внимание тренеров и специалистов на данную проблему и координировать совместные действия   по   совершенствованию   системы   управления   студенческим баскетболом в России. Найти   пути   решения   данного   вопроса   мы   попытались   в   следующих разделах   нашего   исследования,   определив   факторы,   влияющие   на эффективность   развития   студенческого   баскетбола   в   России,   выявив особенности   комплектования   студенческих   баскетбольных   команд   и разработав   рекомендации   по   совершенствованию   системы   управления студенческим баскетболом в России. 29Факторы, влияющие на эффективность развития студенческого баскетбола в России. Очевидна   особая   значимость   развития   студенческого   баскетбола   как для   формирования   резерва   для   спорта   высших   достижений,   так   и   для продвижения   спортивной   культуры,   ценностей   здорового   образа   жизни   в молодежной   среде.   Этот   факт   подчеркивается   в   Стратегии   развития физической культуры и спорта в России до 2020г. (далее ­ Стратегия), а также в публичных выступлениях Президента РФ В. Путина.  Стратегия: Для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене, развития студенческого спорта, совершенствования спорта   высших   достижений   необходимо   принять   меры   по   развитию студенческого спорта в Российской Федерации, включая создание спортивных клубов   и   оказание   информационной   поддержки   развитию   студенческого спорта в Российской Федерации. В   подтверждение   вышесказанного   В.Путин   в   своем   выступлении   о перспективах   развития   студенческого   спорта   говорит:   «Студенческая аудитория – наиболее отзывчивая часть общества, всегда готовая поддержать новые,   оригинальные   проекты,   но   при   этом   и   весьма   требовательная.   И потому наша работа по развитию и спорта высоких достижений, и массового спорта должна быть современной, эффективной, в известном смысле яркой».    методов На   основании   анализа   литературных   источников, педагогического   наблюдения   и   проведенного   опроса   специалистов   мы определили   ряд   факторов,   которые   влияют   на   эффективность   управления развития студенческого баскетбола. 1. Уровень массовости и популярности вида спорта. Проанализировав деятельность Ассоциации за период с 2007 по 2014гг. мы выявили ряд положительных тенденций: 301. Увеличение   численности   вузов,   принимающих   участие   в студенческом чемпионате по баскетболу. От 85 в 2007 году до 850 в 2014 году; 2. Совершенствование системы проведения соревнований; 3. Совершенствование Положения о проведении соревнований; 4. Организация тренировочного лагеря для лучших игроков и тренеров АСБ. Впервые подобный лагерь был организован в августе 2012 года; 5. Выделение грантов на поездку в США лучшим игрокам и тренерам студенческого чемпионата; 6. Проведение   Матчей   звезд   Ассоциации   студенческого   баскетбола, вызывающие интерес в молодежной среде; 7. Приглашение   иностранных   специалистов   для   проведения практических   семинаров   и   мастер­классов   для   российских студентов­баскетболистов,   обретающих   популярность   с   каждым годом; 8. Современное   информационное   обеспечение   студенческого баскетбола; 9. Баскетбол   –   единственный   в   России   вид   спорта,   имеющий собственную субкультуру, особенно популярную среди студенческой молодежи   –   уличный   баскетбол   (стритбол).   Впервые   в   2010   году стритбол был включен в программу Юношеских олимпийских Игр в Сингапуре, в 2011 году был проведен Чемпионат Мира в Италии для юношей и девушек до 18 лет. И уже в июле 2012 года в Сербии состоялся   первый   чемпионат   Мира   среди   студентов   по   уличному баскетболу. 2. Организационная структура проведения соревнований.      Ассоциация студенческого баскетбола, как уже было сказано, динамично   развивающаяся   организация,   которой   свойственна 31ежегодная   модернизация   системы   проведения   студенческих соревнований по баскетболу. С сезона 2012/13гг. запущен проект, не имеющий   аналогов   в   других   видах   студенческого   спорта   – Международная студенческая баскетбольная лига (МСБЛ), которая объединила   24   команды   из   7   стран.     Ярким   показателем   уровня развития   студенческого   баскетбола   в   нашей   стране   является попадание в четверку сильнейших вузов Лиги команды МГАФК. 3. Спортивные достижения. Основными достижениями можно считать:  Подготовка   игроков   студенческих   команд   для   выступления   в профессиональных клубах;  Спортивные   достижения   вуза   на   российской   и   международной арене. Что касается первого аспекта, то за период с 2007 по 2014гг. из вузовских   команд   в   профессиональные   клубы   попал   31   человек, среди которых только 4 заиграли на уровне Премьер лиги. Однако, благодаря беседам с тренерами студенческих команд, мы выяснили,   что  59%   респондентов   считают   возможным   подготовить   в условиях вуза баскетболиста высокой квалификации, и, соответственно, 53% тренеров уже подготовили таковых. 4. Нормативно­правовая база, взаимодействие с международными организациями. Впервые   уже   в   2011   году   были   проведены   матчевые   встречи   между лучшими вузовскими командами России и Литвы, победу в которых одержали наши   спортсмены.   В   перспективе   планируется   более   масштабное взаимодействие   с   международными   студенческими   объединениями,   в   том числе и благодаря созданию Ассоциации студенческих спортивных клубов, попечительский   совет   которой   возглавит   В.В.   Путин.   Цель   создания 32ассоциации   –   помочь   студенческим   спортивным   организациям,   клубам осуществлять свою работу. Министерство образования и науки РФ не обошло стороной проблему развития студенческого спорта, о чем говорят изменения в   новый   закон   об   образовании:   «По   новому   Закону   об   образовании   вузы обязаны   выделять   соответствующие   средства   на   развитие   студенческого спорта.  И причём  это  средства  не  маленькие.  Они  должны быть объёмом, который   двукратно   превышает   общий   стипендиальный   фонд   высшего учебного заведения». 5. Материально­кадровая база, уровень финансирования, создание спортивных клубов. Однако   есть   ряд   объективных   трудностей   в   развитии   студенческого баскетбола. В этой связи в период с 2012 по 2014гг. мы проводили опрос тренеров   студенческих   команд   и   специалистов   в   области   баскетбола.   В опросе   приняли   участие   28   тренеров   мужских   и   женских   студенческих команд Москвы и 26 сотрудников АСБ.  Мы выяснили, что: ­  34% вузов имеются спортивные клубы с отделением баскетбол; ­ 78% опрошенных высказались за то, что путем создания спортивных клубов   на   базе   вузов   можно   повысить   качество   подготовки   студентов­ баскетболистов; ­ 73% респондентов считают, что именно клуб наиболее эффективно решает вопросы развития студенческого баскетбола.  Данные,   полученные   нами   особо   актуальны   в   период   создания Ассоциации спортивных клубов вузов под непосредственным руководством Президента страны. В связи с чем, мы провели анализ команд­призеров Чемпионатов АСБ за прошедшие 4 сезона на предмет наличия в вузах спортивных клубов. Данные свидетельствуют о том, что в 70% вузах­чемпионах АСБ имеется спортивный 33клуб.   Это   еще   раз   подчеркивает,   что   создание   и   развитие   студенческих спортивных клубов будет вести к активизации студенческой спорта.                    В студенческих командах различного уровня система управления и структура   подготовки   строится   с   учетом   закономерностей   организации учебного процесса в вузах и вузах. 3.3 Совершенствование системы управления студенческим баскетболом в России. На   основании   вышеизложенного,   мы   предлагаем   основные   пути повышения   эффективности   процесса   управления   дальнейшим   развитием студенческого баскетбола в России: 1) Создание   Ассоциации   спортивных   клубов   вузов   под   попечительством В.Путина станет мотивацией вузам для создания спортивных клубов на своей базе; 2) Ежегодное   совершенствование   системы   проведения   соревнований, внесение актуальных изменений в Положение АСБ позволяет повышать уровень студенческого чемпионата, о чем свидетельствуют зрительский интерес; 3) Необходимо   организовывать   совместные   мероприятия   АСБ   с профессиональными   баскетбольными   клубами   и   студенческими мужскими   и   женскими   сборными   командами   России,   позволяющие игрокам   АСБ   иметь   возможность   попадания   в   составы   студенческих сборных   команд   страны,   упорядочить   и   соблюдать   преемственность подготовки баскетболистов по системам «ВУЗ ­ СБОРНАЯ» и «ВУЗ – КЛУБ – СБОРНАЯ»; 344) Следует сохранять преемственность в системе подготовки студенческих команд   в   баскетболе   как   на   уровне   ВУЗа,   так   и   на   уровне   сборной команды страны.  5) Необходимо  укреплять   взаимосвязи   между   студенческими   командами России   разного   уровня,   по   средствам   совершенствования   системы проведения соревнований, а также организации совместных семинаров, выставочных   матчей,   тренировочных   сборов,   с   целью   расширения контингента   кандидатов   в   студенческую   сборную   команду   России   по баскетболу. 6) Введение   тестирования   физической   и   технической   подготовленности игроков   студенческих   команд   всех   уровней   поможет   создать расширенный  банк данных подготовленности  баскетболистов, с целью выявления лучших для привлечения в работу сборной команды страны.  7) Дальнейшее   стимулирование   лучших   игроков   и   тренеров   в   виде дополнительных   стипендий   и   выделении   грантов   повысит   уровень соревновательной   деятельности   на   площадке   и   потенциал   тренерских кадров, работающих в системе студенческого спорта; 8) Создание спортивных вузовских клубов, которое поможет дать новый импульс в развитии студенческого баскетбола. Спортивный   клуб   высшего   учебного   заведения   решает   следующие задачи:  вовлечение   студенческой   молодежи,   аспирантов,   преподавателей   и сотрудников   высшего   учебного   заведения   в  систематические   занятия физической культурой и спортом;  воспитание   физических   и   морально­волевых   качеств,   укрепление   повышение   уровня здоровья   и   снижение   заболеваемости, профессиональной   готовности,   социальной   активности   всех   членов коллектива высшего учебного заведения; 35 организация и проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий;  создание   спортивных   любительских   объединений,   клубов,   секций   и команд по видам спорта; Кроме этого, не менее важными является решение таких важнейших задач как:   подготовка и повышение квалификации тренеров и специалистов спортивных клубов;   обеспечение   финансирования   спортивных   клубов   вузов,   которое следует осуществлять как из государственного бюджетного, так и с помощью   создания   Фонда   поддержки   студенческого   баскетбола, спонсоров АСБ, РФБ, состоятельных профессиональных клубов и иных источников;   укрепление материально­технической  базы;   материальная поддержка работы квалифицированных тренеров;  создание   комфортных   условий   для   проживания,   питания, самостоятельных занятий спортсменов;   оптимизация   совмещения   занятий   спортом   с   полноценным получением   образования   за   счет   гибкого   графика   занятий, надлежащих условий для самостоятельной подготовки. 9) Система   подготовки   студентов­баскетболистов   должна   быть приближена   к   американской   модели   ежегодного   драфта   лучших   с   последующим выпускников   профессиональными   командами, привлечением   игроков   в   составы   студенческих   мужских   и   женских сборных команд России.       Как   показывает   представленные   результаты   нашего   исследования, повышение эффективности управления студенческим баскетболом, качества 36подготовки   студенческих   баскетбольных   команд   и   подготовленности баскетболистов   связано   с   формированием   инновационных   технологий, разработки структуры и содержания спортивного клуба вуза и внедрением их в   практику.   Именно   через   систему   спортивных   клубов   наиболее   успешно может развиваться как массовый спорт, так и спорт высших достижений. От того, какими будут спортивные клубы в будущем, какова их качественная специфика,   самым   существенным   образом   зависит   развитие   физической культуры и спорта в стране в целом. ВЫВОДЫ 1. Проведен анализ   структуры управления студенческим баскетболом в России.   Определено,   что    управление   студенческим   баскетболом   в России   непрерывно   совершенствуется.   В   2007   году   была   создана Ассоциации Студенческого Баскетбола (АСБ), которая осуществляет основную деятельность по развитию студенческого баскетбола в стране. Учредителями АСБ являются Российская федерация баскетбола (РФБ), Российский спортивный студенческий союз (РССС) и Суперлига РФБ. Органами   управления   АСБ   являются   общее   собрание   членов ассоциации, совет ассоциации, президент и исполнительная дирекция. Общее собрание членов ассоциации непосредственно связывает органы управления АСБ с ее учредителями (РФБ и РССС). За взаимодействие РФБ   и   АСБ   отвечает   департамент   развития   федерации   баскетбола   АСБ   ведет   активную   деятельность   в   увеличении России. финансирования и привлечении дополнительных средств для развития студенческого баскетбола в стране. 2. Определены     факторы,   влияющие   на   эффективность   управления студенческим баскетболом в России:  37 уровень массовости и популярности вида спорта;  организационная структура проведения соревнований;  спортивные достижения;  нормативно­правовая   база,   взаимодействие   с   международными организациями;  материально­кадровая   база,   уровень   финансирования,   создание спортивных клубов. 3. Разработаны     рекомендации   по   совершенствованию   системы управления студенческим баскетболом в России:  создание и развитие спортивных клубов вузов;  совершенствование системы проведения соревнований;  организация   совместных   мероприятий   АСБ   с   профессиональными баскетбольными   клубами   и   студенческими   мужскими   и   женскими сборными командами России;   сохранение     преемственности   в   системе   подготовки   студенческих команд в баскетболе, как на уровне ВУЗа, так и на уровне сборной команды страны;   укрепление   взаимосвязи   между   студенческими   командами   России разного уровня;    стимулирование лучших игроков и тренеров;    ориентация   системы   подготовки   студентов­баскетболистов   на   модель   ежегодного   выбора   лучших   выпускников американскую   профессиональными командами и т.д.   4.   По   результатам   анализа   литературных   источников,   сбора информации и анализа составов команд­участниц чемпионата АСБ, мы пришли к выводу, что игроки чемпионата АСБ не попадают в состав 38студенческих   сборных   команд   России   для   участия   во   Всемирных Универсиадах. 5.   Формирование   инновационных   технологий   и   организация спортивных   клубов   вузов   влияет   на   повышение   эффективности управления студенческим баскетболом и совершенствование качества подготовки студенческих баскетбольных команд. 6.Очевидна особая значимость развития студенческого баскетбола как для продвижения спортивной культуры, ценностей здорового образа жизни   в   молодежной   среде,   так   и   для   формирования   резерва   для спорта высших достижений.  ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ      Проведенный   нами   анализ   системы   управления   студенческим баскетболом   в   России   позволяет   сделать   следующие   практические рекомендации: 1.   Положительно   оценивая   активную   деятельность   ассоциации студенческого баскетбола по развитию студенческого баскетбола в стране, стоит   учитывать   реальное   состояние   и   уровень   организации   работы студенческих баскетбольных команд в целом. Считаем необходимым, прежде всего, разработать единый подход в  организации  деятельности  спортивных клубов   в  вузах   страны,  для   привлечения   большего   внимания   к   проблемам студенческого спорта в России. 2. Исходя из особенностей комплектования студенческих мужских и женских   сборных   команд   России   и   учитывая   возрастание   требований 39скоростной, жесткой и контактной игры к атлетическим и функциональным способностям игроков необходимо пересмотреть и увеличить в последующих циклах   работы   сборных   команд   страны   привлечение   игроков   чемпионата ассоциации   студенческого   баскетбола.   Также   следует   более   тщательно осуществлять отбор на этапе комплектования студенческих сборных команд, учитывать   индивидуальное   состояние   и   кондиции   игроков,   особенно высокорослых.   Крайне   необходимо   для   повышения   уровня   мастерства игроков включать различные формы индивидуальной работы на всех этапах подготовки. 3.   Анализ   подготовки   ведущих   студенческих   команд   Москвы   и педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью показывают, что индивидуальное   технико­тактическое   мастерство   многих   российских студентов­баскетболистов   находится   на   должном   уровне   и   оставляет возможность   студентам   претендовать   на   попадание   в   состав   студенческих сборных команд страны.  Определенную   пользу   принесут   организационные   специализированные сборы отдельно для перспективных баскетболистов АСБ и молодых игроков профессиональных   клубов,   претендующих   на   попадание   в   состав студенческих сборных команд России. 4. Тренерам студенческих команд АСБ и студенческих сборных команд страны   крайне   необходимо   организовывать   совместные   семинары,   мастер­ классы, для определения единого подхода в подготовке команд и сохранения преемственности в развитии молодых баскетболистов.  Отслеживать   рост   мастерства   и   перспективность   баскетболистов команд АСБ, привлекать молодежь на специализированные и основные сборы студенческих   сборных   команд,   способствовать   ускорению   их прогрессирования,   накоплению   опыта   и   в   определенной   мере   усилению конкурентности при отборе и комплектовании команды. 40В   заключении   следует   отметить,   что   совершенствование   системы управления развитием студенческого баскетбола в России следует проводить поэтапно   и   последовательно.   Комплекс   организационно­методических   и технологических   рекомендаций,   который   уже   частично   реализуется   в процессе управления в студенческом баскетболе России,   является основой и благоприятным   условием   для   полноценного   развития   и   повышении эффективности системы управления студенческим баскетболом в России.   41СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ананьев   В.   Г.   Психофизиология   студенческого   возраста   и   усвоение   знаний   // Вестник высшей школы. 1972. № 7. С. 12­18. 2. Балан   Б.А.,   Лунін   Г.В.   Особливості   підготовки   студентських   збірних   команд   з футзалу   до   короткострокових   змагань   //   Педагогика,   психология   и   медико­ биологические проблемы физического воспитания и спорта.  ­ 2012.­ №1. 3. Баскетбол: учебник для студентов институтов физической культуры / ред. Ю.М. Портнов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 287 с. 4. Виноградов П. А., Моченов П. Н. О развитии студенческого спорта в стране // Теория и практика физической культуры. 1999 № 12, 52 с. 5. Вишневский А. М. За массовый студенческий спорт. М.: Сов. Россия, 1958, 118 с. 6. Вуден Д. Современный баскетбол // Пер. с англ. Е. Яконтова. ­ М.: ФиС, 1987. – 256 с. 7. Генкин А., Яхонтов В. – Баскетбол: Справочник. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – С. 224. 8. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 136 с. 9. Годик М.А. Спортивная метрология. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С. 21­36. 10. Гомельский А. Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. М.: Фаир­Пресс, 2002. 352 с. 11. Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 160 с. 12. Гомельский Е.Я. На Олимпиаде мы будем бороться за золото // Планета Баскетбол. – М., 1999, октябрь. – С. 2­4. 13. Гомельский Е.Я. Мы самая возрастная команда // Планета Баскетбол. – М., 2000, № 3. – С. 2­4. 14.  Елевич   С.Н.   Динамика   специальной   подготовленности   игроков   студенческой баскетбольной команды. 2007 г. 4215. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 220 с. 16.  Здоровье   студентов   с   позиции   профессионализма   /   Егорычев   А.О.,   Пенцик   Б.Н., Бондаренко К.А., Смирнова Ю.А. // Теория и практика физ. культуры. ­ 2003. ­ N 2. ­ С. 53­56. 17. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: АО «Астра Пресс», 1995. 145 с. 18. Козина Ж.Л. Индивидуализация подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Монография / Ж.Л.Козина ­ Харьков: "Точка", 2009. ­ 396 с.  19.  Козина   Ж.Л.   Результаты   применения   специальной   системы   подготовки   студентов­ баскетболистов   гуманитарных   вузов   /   Ж.Л.Козина,   В.А.   Воробьева   //   Педагогiка, психологiя   та   медико­бiологiчнi   проблеми   фiзичного   виховання   i   спорту:   наукова монографiя за редакцiею проф.. Ермакова С.С. ­ Харкiв: ХДАДМ (ХХПI), 2007. ­ № 2. ­ С. 47­53. 20.   Козина   Ж.Л.   Командная   и   индивидуальная   структура   подготовленности баскетболисток студенческой команды. 2009 г. 21. Комдаурова Н.В. Состояние студенческого спорта, проблемы и возможные пути их решения. 2002. 22.   Костикова   Л.В.   Система   контроля   в   подготовке   баскетболистов   высокой квалификации: Методическая разработка для студентов. – М.: ГЦОЛИФК, б/и, 1986. – 26 с. 23. Коузи Б., Пауэр Л. Баскетбол: концепции и анализ. ­ М.: Физкультура и спорт, 1983. C.190­195. 24. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М., 1982 . 399 с. 25. Лаптев С.О. Студенческий баскетбол в России: современное состояние и перспективы развития. 2011. 4326. Лотоненко А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой   молодежи/Лотоненко   А.В.//   Теория   и   практика   физической   культуры.­ 1998.­№6. 27.   Мельникова   Н.Ю.,   Качулина   Н.Н.   К   вопросу   о   возрождении   современных Олимпийских игр // Олимпийский бюллетень / РГАФК. ЦОА. М., 1994, № 1. – С. 60­65. 28.   Никонов   Д.Н.,   Костикова   Л.В.   Анализ   построения   годичного   цикла   в   подготовке баскетболистов студенческих команд 2011 М.:ГЦОЛИФК,2001.­23с. 29.  Портнов   Ю.   М.   Баскетбол:   Учебник   для   вузов   физической   культуры.   М.   «Астра семь», 1997. 480 с. 30.   Портнов   Ю.М.   Основы   управления   тренировочно­соревновательным   процессом   в спортивных играх: Монография – М.: Комитет Р.Ф. по ФК и Т, 1996.  31. Рапопорт, Л.А. Спорт в вузе: проблемы организации // Теория и практика физической культуры,­ 2001,­ № 8.­ С. 16­18. 32. Семашко Н. Баскетбол. ­ М.: Физкультура и спорт, 1989. 33.   Смирнов   К.   И.,   Соколов   Н.   Г.   Организационно­методические   основы   проведения студенческих соревнований по баскетболу. СПб.: СПбГИЭУ, 2003, 78 с. 34. Смирнов К. И., Соколов Н. Г. Студенческая баскетбольная лига Санкт­Петербурга и Северо­Запада России, история создания и перспективы развития: Лекция.: СПбГИЭУ, 2002. 26 с. 35. Соколов Н. Г., Смирнов К. И. Студенческий баскетбол: итоги и перспективы развития: Справ. Пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2005. 58 с. 36. Соколов Н. Г., Минин Д. И. Управление спортивными соревнованиями в Студенческой баскетбольной лиге // Проблемы педагогической деятельности в физической культуре и спорте и пути их решения в физкультурном  образовании: Сб. науч. Тр. Калининград, 2006. С. 116­120 с. 37. Соколов Н. Г. О взаимодействии Российского студенческого спортивного союза и студенческих   спортивных   лиг//   Проблемы   и   перспективы   физического   воспитания   и 44студенческого спорта в условиях модернизации высшей школы: Тез. Докл. Все­рос. Науч.­ практ. Конф. Казань, 2007. С. 71. 38. Соколов А. М. Подготовка баскетболистов массовых разрядов в нефизкультурных вузах с учетом особенностей физического развития студентов: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.04. – А. М. Соколов. – Москва, 2003. – 137 c. 39. Соколов Н. Г. Некоторые аспекты развития студенческого баскетбола на современном этапе:   Физическая   культура   и   спорт   в   системе   образования.   Здоровьесберегающие технологии: Материалы международного симпозиума. Красноярск, 2004 с. 94­96. 40. Соколов Н.Г. Студенческая баскетбольная лига как субъект спортивной федерации Российского   Студенческого   спортивного   союза/   Соколов   Н.Г.   //   Ученые   записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. ­ №6 – С.94­97. 41. Столбов В.В. История физической культуры: Учебник для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с. 42.   Фидельский   В.В.,   Ю.А.   Подколзин,   В.А.   Кучин,   Г.Н.   Максименко.   Подготовка студенческих   команд   по   спортивным   играм.   Учебное   пособие.   Минск.Изд. «Полымя».,1989. 43. Физическая культура: учебное пособие для поступающих в высшее физкультурное учебное заведение / под ред. Н.Н. Чеснокова. – М.: Факультет довузовской подготовки, 2001. 44. Чернов С.В. Организационно­методические и технологические аспекты управления олимпийской   подготовкой   женской   сборной   команды   Р.Ф.   по   баскетболу   /на   основе Целевой комплексной программы /: Канд. дисс. – М., 2000. – 225 с.  45.   Чернов   С.В.   Инновационные   подходы   к   подготовке   профессиональных   команд   в баскетболе   /   Чернов   С.В.   //   Сборник   материалов   научно­методической   конференции кафедры теории и методики спортивных игр / Рос. гос. ун­т физ. культуры и, спорта и туризма, Каф. теории и методики спорт. игр. ­ М., 2006. 45Исполнитель выпускной квалификационной работы студент 5 курса, института  спорта и физического воспитания ______________________ Аллабан С. Научный руководитель ст. преподаватель                _________________________Никонов Д.Н. Заведующий кафедрой ТиМ баскетбола д.п.н., профессор                   ____________________________Чернов С.В. Дата защиты                        «_____»____________________________2015 г. Оценка за защиту             __________________________________________ Председатель Государственной аттестационной комиссии        ______________( ________________________) 46