Особенности занятия в системе дополнительного образования
Оценка 4.8
Лекции
docx
искусство +1
Взрослым
13.04.2017
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Так как творческая деятельность детей не может выйти за предел имеющихся у них знаний, то эффективность формирования и развития творческих черт личности ребёнка во многом зависит от умения педагога организовывать деятельность ребёнка.Практика показывает, что развивать способности - значит вооружить детей способами деятельности, дать им в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета детской одаренности. То есть использовать эффективные формы организации учебного процесса, а также методы и приёмы обучения и воспитания. Детские способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создание определенных условий, таких как:
1. Раннее начало.
2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.
3. Доверительная атмосфера сотрудничества.
4. Мотивация задания.
Особенности занятия в системе дополнительного образования.docx
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе пытливый
исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный
мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию,
игру, через неповторимое детское творчество».
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате
которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение,
реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Так как творческая деятельность детей не может выйти за предел имеющихся
у них знаний, то эффективность формирования и развития творческих черт
личности ребёнка во многом зависит от умения педагога организовывать
деятельность ребёнка.
Практика показывает, что развивать способности значит вооружить детей
способами деятельности, дать им в руки ключ, принцип выполнения работы,
создать условия для выявления и расцвета детской одаренности. То есть
использовать эффективные формы организации учебного процесса, а также
методы и приёмы обучения и воспитания. Детские способности не просто
проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и
гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности
необходимо создание определенных условий, таких как:
1. Раннее начало.
2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.
3. Доверительная атмосфера сотрудничества.
4. Мотивация задания.
Развитие творческих способностей происходит именно на занятиях в
дополнительном образовании.
Занятия в системе дополнительного
образования, что это? Что может быть обычного и необычного в этих
занятиях?
Вопервых, учебное занятие – это модель деятельности педагога и детского
коллектива; ограниченная временными рамками форма организации учебного
процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков
детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного
материала но, прежде всего развитие.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса:
цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия
зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их
рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию –
это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися. В
зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных
занятий:
собственно обучающие, которые преследуют сугубо обучающие
цели: обучение чемулибо, овладение детьми конкретными знаниями и
умениями;
общеразвивающие
занятия ставят цели формирования и развития
определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести
экскурсию, занятиевикторину, различные коллективные творческие дела.
воспитательные занятия ставят целью формирование положительного
психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к
нравственным и культурным ценностям.
традиционные
мероприятия в нашем отделе "Знакомьтесь, это мы!" для ребят 1 года
обучения, «Починки», «Широкая масленица» и др.
Например,
Важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у
обучающихся интерес к художественной направленности, повысить
эффективность обучения. Целевые установки занятия должны быть
направлены на определённые,
конкретные цели данного занятия
(воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный
достижимый результат.
Другим общим моментом является структура занятия. Она может повторять
привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний,
контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной
последовательностью этапов занятия, с игровой основой и т.п. Педагог
продумывает специфику занятия, логику построения (завершённость всех
частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и
теоретическому материалу), определяет объём образовательного компонента
учебного материала.
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде
последовательности следующих этапов: организационного, проверочного,
подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного,
информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс
усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся:
восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение
систематизация. Наиболее устоявшимся,
традиционным в системе
дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе
которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Существует ряд условий для достижения эффективности занятия:
Комплексность целей (обучающие,
воспитательные, общеразвивающие задачи); Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие
особенностям детского коллектива;
Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
Четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную
деятельность;
Наличие благоприятной психологической атмосферы;
Активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической
деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
Полное методическое обеспечение и материальнотехническое оснащение
занятия.
Постоянный перевод ученика из зоны его актуального в зону ближайшего
развития является основным показателем эффективности учебного
занятия.
Так
в
как
занятия
системе
дополнительного
образования всегда предполагают творческий подход, как со стороны
педагога, так и со стороны его учеников, то самыми главным являются
средства, формы, методы и приёмы, что придаёт занятию необходимое
ускорение для развития личности ребёнка.
Формы занятий в дополнительном образовании должны соответствовать
следующим требованиям:
иметь развивающий характер, а точнее, быть направленными на развитие у
учеников природных задатков и интересов;
быть разнообразными по содержанию и характеру проведения.
Педагог имеет право самостоятельно подобрать формы, приемы организации
занятий дополнительного образования. К занятию подготавливается учебно
методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др.
Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного
использования применяемого наглядного материала. Далее определяются
индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма
самостоятельной работы с детьми.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные
санитарногигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической
деятельности методики здоровьесберегающих систем.
Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира
обучающихся, надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной
творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую
перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.
Использование разнообразных средств, методов, приемов в ДПИ и
изобразительной деятельности, предоставление ребенку прав выбора сюжета,
композиции, материалов и средств обеспечивают ему возможность
самовыражения, развития познавательных и художественных способностей,
формирования художественного вкуса.
Особенности занятия в системе дополнительного образования
Особенности занятия в системе дополнительного образования
Особенности занятия в системе дополнительного образования
Особенности занятия в системе дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.