Особые случаи морской практики
Оценка 4.6

Особые случаи морской практики

Оценка 4.6
Документация +6
doc
Междисциплинарный 7
5 кл—11 кл +1
30.12.2022
Особые случаи морской практики
Особые случаи морской практики
план Т.1.1.5.doc

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

 

 «____» ______________ 20___г.

 

 

 

ПЛАН

 

проведения ЛЕКЦИИ

 

по программе профессионального обучения 

 

«Матрос»

 

для подготовки членов экипажей морских судов в соответствии с

требованиями международной конвенции ПДНВ 1978г, с поправками

 

Учебная дисциплина «Выполнение судовых  работ»

 

Тема 1.1. Морская практика.

 

 

 

 

     РАЗРАБОТЧИК

Преподаватель Центра профессиональной подготовки

 

А. В. Щербина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ВЕРСИЯ

V.1

     ДАТА ВЫПУСКА

 

     ДАТА ПЕЧАТИ

 

 

 

 

 

 

            ПЛАН

 

ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ

(Тема 1.1.)

 

Тема:

Морская практика.

1.1.5. Особые случаи морской практики

 

 

Учебные вопросы:

1. Плавание судна в штормовых условиях. Подготовка судна к плаванию, особенности управления, мероприятия для обеспечения живучести, особенности работы экипажа, Т.Б.

2. Плавание судна во льдах. Подготовка судна. Самостоятельное плавание судна и под проводкой ледокола, возможные повреждения. Способы борьбы с обледенением.

3. Снятие судна с мели. Способы самостоятельного снятия судна с мели и с помощью судна - спасателя.

4. Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие. Способы снятия людей с судна терпящего бедствие. Нормативные международные правовые акты касающиеся помощи судам терпящим бедствие. Спутниковые системы, используемые для поиска и спасения.

 

Учебные цели:

Приобретение знаний, умений и навыков в объеме выполнения функции «Судовождение на вспомогательном уровне» (колонки 1, 2 Таблицы А-II/4 Кодекса ПДНВ)

 

Время:

8

часов

 

Место проведения занятия:

Аудитория №

 

Метод (форма) проведения:

Лекционное занятие.

 

Материальное обеспечение:

оборудование аудитории №

 

Требования безопасности и ограничения:

Использовать только исправные компьютер и экран.

При обнаружении неисправности в работе оборудования аудитории

самостоятельных ремонтных работ не проводить.

Использовать имущество и оборудование аудитории только по по назначению.

При проведении лекционного занятия руководствоваться требованиями

Правил техники безопасности Центра ПП.


 

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

(5 мин)

 

1.

Определение готовности учебной группы к проведению лекционного занятия:

 

 

 

-      проверяю состояние имущества и готовность оборудования и технических средств аудитории, проверяю наличие слушателей.

2.

Напоминание изученного материала:

 

 

 

-      напоминаю, какие компетенции (знания, умения  и навыки), полученные ранее, могут пригодиться на лекционном занятии.

3.

Опрос обучаемых.

 

 

 

Основные вопросы контроля:

 

 

1.

Что является основой организации службы  на судах РП-, НИ- и транспортного флота?

2.

Назовите основные элементы рулевого уст-ва судна: расположение, назначение?

3.

 Основные обязанности матроса.

 4

Как осуществляется уход за механ. и электр. частями рулевого уст-ва морского судна?

4.

Доведение требований безопасности:

 

 

 

-      довожу порядок безопасного обращения с имуществом и оборудованием аудитории;

-      убеждаюсь, что обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными знаниями в их выполнении.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ

 

(340

 

мин)

 


п.п

 

Учебные вопросы

Время

 

Действия преподавателя

Действия  обучаемых

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

1. Плавание судна в штормовых условиях. Подготовка судна к плаванию, особенности управления, мероприятия для обеспечения живучести, особенности работы экипажа, Т.Б.

2. Плавание судна во льдах. Подготовка судна. Самостоятельное плавание судна и под проводкой ледокола, возможные повреждения. Способы борьбы с обледенением.

3. Снятие судна с мели. Способы самостоятельного снятия судна с мели и с помощью судна - спасателя.

4. Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие. Способы снятия людей с судна терпящего бедствие. Нормативные международные правовые акты касающиеся помощи судам терпящим бедствие. Спутниковые системы, используемые для поиска и спасения.

85

мин.

 

 

 

 

 

 

 

85

мин

 

 

85

мин

 

85

мин

 

 

 

 

 

 

 

 

Довожу до слушателей тему лекции, изучаемые на ней вопросы и определенный планом лекции учебный  материал, особо обращая внимание слушателей на наиболее важные понятия и элементы лекции, по ходу лекции демонстрирую слайды, таблицы, и другие пособия в соответствии с изучаемыми учебными вопросами, демонстрирую порядок и правила производства расчетов, отвечаю на частные вопросы слушателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают и конспектируют лекционный материал, производят (участвуют в производстве) расчетов,

в случае непонимания - задают преподавателю вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект лекции.

 

 

Тема: Особые случаи морской практики.  

 

Вопрос 1. Плавание судна в штормовых условиях. Подготовка судна к плаванию, особенности управления, мероприятия для обеспечения живучести, особенности работы экипажа, Т.Б.

Вопрос 2. Плавание судна во льдах. Подготовка судна. Самостоятельное плавание судна и под проводкой ледокола, возможные повреждения. Способы борьбы с обледенением.

Вопрос 3. Снятие судна с мели. Способы самостоятельного снятия судна с мели и с помощью судна - спасателя.

Вопрос 4. Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие. Способы снятия людей с судна терпящего бедствие. Нормативные международные правовые акты касающиеся помощи судам терпящим бедствие. Спутниковые системы, используемые для поиска и спасения.

 

Вопрос 1.

Подготовка судна к плаванию в штормовую погоду

Управление судном при плавании в штормовую погоду требует от членов экипажа знания и учета воздействия штормовых условий на судно.

 Пренебрежение какой-либо мерой предосторожности может привести к тяжелым последствиям. Хорошая морская практика требует выполнения многочисленных условий по подготовке судна к плаванию в шторм.

Подготовка судна начинается с момента получения рейсового задания. Составление грузового плана предусматривает обеспечение общей и местной прочности корпуса судна и его мореходных качеств как на момент выхода из порта, так и во время рейса. Перед выходом судна в рейс необходимо тщательно провести анализ предстоящий погодных условий рейса по всей имеющейся информации.

Влияние штормовых условий на мореходные качества судна.

Плавание судна в штормовых условиях вызывает следующие негативные явления:

 Потеря скорости

 Скорость судна на волнении всегда меньше скорости на тихой воде из-за:

• ветра, волн непосредственно и их вторичное влияние через качку (продольную и поперечную) и рыскание; • снижение эффективности винта;• разгона винта;• снижение скорости движения самим судоводителем.

При плавании в шторм приходится выбирать такую скорость, которая бы обеспечивала безопасный режим плавания.

Рыскание судна

 Рыскание судна оказывает влияние на скорость движения, уменьшая ее, и на:

• сопротивление корпуса движению из-за переменного угла дрейфа (увеличивает) и перекладок руля;

• длину пути судна, увеличивая ее;

• изменение режима работы гребного винта;

• увеличение расхода топлива.

Плавание судна в штормовых условиях вызывает следующие негативные явления:

 Слеминг.

 Слеминг возникает при продольной качке из-за ударов днища судна о гребни волн. Вероятность ударов днища тем выше, чем больше высота волны и скорость судна. Слеминг наблюдается на встречном волнении, но может быть и кормовым. Избегают это явление снижением скорости или увеличением соответственно осадки носом или кормой.

 Заливание палубы и удары волн по носу.

 Эти явления вызывают повреждения, как корпуса судна, так и его конструкций и палубного груза. Этого можно избежать, снизив скорость судна или уменьшив осадку носом.

 Разгон гребного винта и двигателя.

 Напряжения в гребном валу при оголении винта могут возрасти в 2–3 раза. Очень опасен разгон для дизельных двигателей. Избегают это явление увеличением осадки кормой.

Подготовка перед выходом в рейс:

 • осмотр корпуса и переборок;

• проверка судовых устройств и систем;

• проверка люковых закрытий на герметичность;

• особый контроль по укладке груза, особенно креплению палубного груза;

• ликвидация наличия свободных поверхностей в танках и цистернах;

• проверка льял и исправность (доступ) водомерных трубок;

• другие меры, зависящие от конструктивных особенностей судна.

Подготовка судна при получении штормового предупреждения на район плавания:

• проверка закрытий трюмов;

• проверка креплений палубного груза;

• проверка креплений грузовых стрел, кранов, спасательных шлюпок, плотов, дополнительно закрепляют «по штормовому» судовое имущество по заведованиям ответственных;

• якорь дополнительно берут на стопора;

• при необходимости проводится цементирование якорных клюзов;

• задраивание люков, дверей, иллюминаторов;

• проверка чистоты шпигатов;

• трюмные вентиляторы разворачивают по ветру и закрывают чехлами;

• обеспечивают свободный и безопасный проход по верхней палубе;

• другие меры предосторожности, зависящие от особенностей судна.

В процессе плавания судна в штормовых условиях на судне ведется постоянное наблюдение за изменением давления, ветра, температуры воздуха, волнения, облачности и другими признаками погоды.

Общие рекомендации по управлению судном в штормовых условиях

  Особо опасными являются моменты, когда судно находится на гребне волны, и когда нос и корма судна одновременно находятся на гребнях волн; скорость движения судна в этих случаях должна быть уменьшена и изменен курсовой угол к волне;

Следует проявлять осторожность в процессе удержания судна на курсе и при выполнении поворотов:

— перейти на ручное управление;

— избегать резких перекладок руля;

— осуществлять большие перекладки руля для удержания судна на курсе;

— знать, что выполнение поворотов связано с рядом опасных последствий: усиление качки, зарывания в волну, увеличение крена (заливание палубы); при выполнении поворота, особенно на большой угол, следует учитывать, что положение судна лагом к волне должно быть пройдено тогда, когда условия волнения наименьшие (затишье);

— если судно идет курсом против волны, то следует совершать поворот так, чтобы положение лагом к волне судно прошло до подхода следующей серии высоких волн; в этом случае необходимо учитывать, что после того, как судно пройдет положение лагом к волне, оно может получить удар в кормовую часть (при низком надводном борте это может привести к повреждению судовых устройств, груза и т. п.);

— если судно идет по волне, то поворот на курсы против волны не следует совершать с увеличением хода, чтобы не было резких ударов в носовую часть; приводить судно на новый курс следует на небольших скоростях, чтобы иметь возможность проверить поведение судна на разных курсах относительно волн.

В условиях жестокого шторма, при ураганном ветре и большом волнении судно попадает в условия, когда возникает задача сохранения самого судна. Хорошая морская практика выработала разные способы штормования в зависимости от загрузки судна, наличия палубных грузов, конструктивных особенностей судна и других условий.

Штормование на носовых курсовых углах

 Этот способ штормования наиболее приемлем для судов, у которых полубак защищает палубу от заливания; полные обводы носовой части и дифферент на корму облегчает всплывание судна на волне. Для удержания судна носом к волне судно должно обеспечивать минимальный ход, достаточный для управления. Следует учитывать, что малая скорость судна требует частых и больших перекладок руля. Если судно достаточно хорошо управляется, а бортовая качка не очень большая, то можно идти курсом не строго против волны, а встречать волну скулой.

 Штормование на кормовых курсовых углах

 Этот способ заключается в том, что судно ложится на курс прямо по волне или под углом к ней. Способ возможен, если длина волны значительно отличается от длины судна. Его нужно применять при хорошей остойчивости и управляемости, т. к. судно должно идти с малой скоростью.

Штормование с застопоренной машиной.

 При этом способе штормования из-за загрузки судна, расположения центра парусности и своих конструктивных особенностей судно под воздействием ветра и волнения судно занимает определенное положение по отношению к волне. Обычно это положение лагом к волне или под небольшим углом к ней. Суда с большой остойчивостью будут испытывать большие и резкие углы накренения, которые очень опасны для палубного груза. Дрейф судна с застопоренной машиной может быть пассивным, когда судно теряет управляемость и активным, когда для удержания и приведения против ветра и волны судно использует вытравленную цепь с якорем. Активный дрейф может быть как носом, так и кормой к волне.

Штормование на якоре (якорях).

Этот способ применим в том случае, когда сумма внешних сил не превышает держащую силу якорного устройства, а выбранное место якорной стоянки удовлетворяет условиям безопасности. Этот способ предусматривает отдачу второго якоря и подработку машиной для разворота судна против волны или под небольшим углом к ней.

Меры по обеспечению безопасности судна при плавании в штормовых условиях.

При получении информации о предстоящем шторме экипаж обязан принять надлежащие меры для уменьшения степени риска при попадании судна в штормовые условия, если не представляется возможности избежать опасной штормовой зоны:

В любом случае должны быть предприняты подготовительные меры к встрече шторма: оповещен экипаж и пассажиры, проверена водонепроницаемость корпуса судна и проведены другие мероприятия по предотвращению нежелательных последствий шторма. Все эти меры следует проводить в кратчайшие сроки до ухудшения погоды, поскольку в дальнейшем многие действия экипажа могут быть затруднены. Если необходимо, то заполняются балластные танки.

По возможности должны быть ликвидированы свободные поверхности в танках, устранен статический крен, опробованы водоотливные средства и т. д.

При плавании судна в условиях шторма на попутном волнении или волнении с кормовых курсовых углов характеристики его основных мореходных качеств, таких, как остойчивость, качка и управляемость существенно изменяются.

Большое значение при плавании в штормовых условиях имеет правильное управление рулем.

Необходимо заблаговременно перекладывать руль, чтобы не допустить уход судна с заданного курса, перейти на ручное управление, так как в штормовых условиях наиболее важно сохранить управляемость судна, а это чаще всего можно достигнуть только перекладкой руля на большие углы.

Для любого судна, в зависимости от условий и степени шторма поворот на другой курс связан с целым рядом опасных обстоятельств: усилением качки, зарыванием в волну, попаданием на палубу больших, масс воды и др.

Перед началом поворота экипаж должен быть извещен об этом.

Поворот судна с встречных курсовых углов на попутные осуществляют перекладкой руля на подветренный борт в момент подхода -группы больших волн, с тем, чтобы в положении лагом к волне оно оказалось в период затишья, вторая часть поворота должна осуществляться быстрее, чтобы сократить время воздействия волн в опасном положении.

Переход на кормовые курсовые углы может сопровождаться усилением бортовой качки вследствие сближения периода собственных колебаний судна и кажущегося периода волн, что следует оценить по диаграмме штормования.

В некоторых случаях (например, для тихоходных судов) поворот под ветер выполняют на заднем ходу.

Следует иметь в виду, что переход судна в зону усиленной бортовой качки на резонансных курсовых углах может потребовать дальнейшего маневрирования и чрезмерный разгон судна и его инерция могут сделать эти маневры более опасными.

Поворот судна на ветер требует большего времени, поскольку в этом случае ветер и волны препятствуют развороту, а управляемость ухудшается.

Для сохранения управляемости можно использовать увеличение скорости судна.

Для тихоходных судов с развитыми носовыми надстройками подобный разворот трудно осуществим либо невозможен.

 

Вопрос 2.

Подготовка к плаванию во льдах.

 Подготовка к плаванию во льдах заключается в

получении полной информации о ледовой обстановке для всего намеченного пути.

подготовке судна (его корпуса, устройств и систем) к плаванию в сложных условиях (во льдах) в соответствии с контрольным листом.

 Руководство по наблюдению за ледовой обстановкой на морях осуществляется Ледовой службой через сеть гидрометеорологических станций, постов, маяков, а также через специально для этих целей организованные авиаразведки и ледовые патрули. Используются также данные сообщений с ледоколов и др. судов.

Информация о ледовой обстановке передается Центральным институтом прогнозов Главного управления гидрометеорологической службы (ГУГМС) в виде гидрометеорологических бюллетеней с приложением прогнозов гидрологического режима морей, рек и озер Кроме этого, Гидрографическим управлением МО выпускаются ежегодники о состоянии льдов на морях и в порядке долгосрочных гидрометеорологических прогнозов на каждый месяц, для каждого моря карты и атласы льдов, а управления гидрометеорологической службы моря передают информацию о ледовой обстановке по радио.

Наиболее достоверными о ледовой обстановке на нужный период являются радиоинформации, составляемые по последним наблюдениям и донесениям с ледоколов, авиаразведок, ледовых патрулей, береговых станций, постов, маяков.

Перед выходом в море, в район, где имеются льды, на судне должна быть составлена карта ледовой обстановки по выбранным основным сведениям из лоции, бюллетеней, атласов и по полученной наиболее достоверной информации. На эту карту наносят расположения льдов и условными обозначениями показывают характер ледовых образований, наблюдавшихся в различных районах, и границы их распространения.

По дополнительно полученной информации необходимо корректировать карту ледовой обстановки и наносить на путевые карты достоверные данные об обстановке.

Подготовка к плаванию во льдах заключается в

получении полной информации о ледовой обстановке для всего намеченного пути.

подготовке судна (его корпуса, устройств и систем) к плаванию в сложных условиях (во льдах) в соответствии с контрольным листом.

При подходе к району расположения льдов необходимо выставить специального наблюдателя (впередсмотрящего), который бы предупреждал об обстановке в пределах видимости.

Должно быть повышено внимание к наблюдениям за окружающей обстановкой всех лиц палубной команды, находящейся на вахте.

Признаками приближения ко льдам могут служить:

появление тумана над горизонтом и понижение температуры воды (в средних широтах);

понижение температуры воздуха при встречном ветре;

 уменьшение высоты волны при движении судна встречным ветром и образование толчеи при движении судна попутным ветром;

появление мелкого льда при встречном ветре;

появление большого количества птиц и разного морского зверя (нерпы, сивучи и т. п., особенно для Охотского моря).

Кроме этого, появляются на небосводе отражения в виде белесоватого отблеска льда на облаках, увеличивается земная рефракция, становятся слышимыми шум, шорох и треск, производимые движущимся льдом, особенно при мертвой зыби.

Помимо визуального, необходимо вести наблюдение по радиолокатору.

Плавание во льдах.

 Плавание судна во льдах может осуществляться:

- без сопровождения ледокола

- или при его сопровождении.

При плавании во льдах без сопровождения ледокола кратчайшим (по времени) является путь по полыньям и разводьям.

В соответствии с этим необходимо определить как можно точнее место судна, затем по удобному разводью выбрать вход в ледовое поле.

При движении во льдах следует проявлять особую осторожность перед соприкосновением с кромками льдин, особенно в свежую погоду, где лед чередуется с чистой водой, так как наветренная кромка льда обычно уплотняется и раскачавшиеся на воде льдины могут с большой силой ударить в корпус судна.

Поэтому входить в разводье, где лед находится с наветренной стороны, не рекомендуется.

Если невозможно определять место судна по береговым ориентирам, то ограничиваются только счислением.

Независимо от условий видимости при плавании во льдах обсервованное или счислимое место судна должно наноситься на карту через каждый час.

При частых изменениях курса и скорости хода пользуются приемом счисления, рекомендованным адмиралом Макаровым.

Суть этого приема заключается в том, что значение курсов и скорости записывают через 5 мин, а затем по истечении каждого часа рассчитывают средний курс и соответствующую ему среднюю скорость. По полученным средним значениям курса и скорости делают прокладку от исходной точки и. получают счислимое место судна на этот час.

 Для облегчения расчетов по приему адмирала Макарова капитан дальнего плавания Готский предложил делать записи об изменении курса и скорости не через 5, а через 6 мин (так как хорошо сочетаются 6 мин = 0,1 ч, а 1 кбт = 0,1 морской мили).

При плавании по разводьям и полыньям большой протяженности, когда курс и скорость приходится менять не чаще чем через 15 мин, счисление производится обычными приемами, как и при плавании по чистой воде. Так как при плавании во льдах ни один лаг не может быть установлен, скорость судна определяют по оборотам движителей, а иногда пользуются так называемым «планширным лагом».

При этом пройденное расстояние измеряется длиной планширя судна. Для этого на планшире отмеряют расстояние — базу, которая может быть принята в 10, 20 м, или 50 м, и отмечают ее краской. Для измерения скорости бросают в воду или на лед чурку (несколько вперед и на 3—4 м в сторону от корпуса). В момент, когда чурка достигнет носовой отметки планширя, включают секундомер или замечают этот момент по секундному циферблату часов. Затем, когда чурка пройдет вторую отметку, останавливают секундомер либо замечают второй момент по часам и рассчитывают скорость в узлах

При плавании во льдах в сопровождении ледокола судно следует по каналу во льду, прокладываемому идущим впереди ледоколом, своим ходом или на буксире у ледокола.

 При этом техническое руководство проводкой, выбор наиболее выгодного пути во льдах осуществляет капитан ледокола.

При следовании за ледоколом своим ходом судоводителю необходимо быть очень внимательным и соблюдать осторожность, чтобы не повредить корпус, рули и винты при соприкосновении с кромками ледового канала, особенно на поворотах.

 Также надо внимательно следить за действиями ледокола и, чтобы следовать по каналу, прежде чем он вновь затянется льдом, нужно держать судно возможно ближе к ледоколу и в необходимый момент немедленно стопорить машину, чтобы избежать столкновения судна с тяжелыми льдами или с ледоколом в случае, если он замедлит скорость продвижения или будет заклинен льдами.

Суда, следующие за ледоколом, пользуются как общепринятыми звуковыми сигналами, так и специальными сигналами, применяемыми при проводке во льдах, а также держат связь по радиотелефону.

Задача матроса, стоящего на вахте на руле (или впередсмотрящим) – внимательно следить за ледовой обстановкой, в случае ее изменения или начале маневра ледокола немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана.

Меры по обеспечению безопасности судна при плавании в ледовых  условиях .

 Во всех случаях необходимо стремиться избегать встречи со льдом и обходить его скопления, даже если это вызывает значительное удлинение пути.

Входить в лед можно только тогда, когда очевидно, что иного пути нет, что лед проходим для судна, а погодные условия и прогноз благоприятны для плавания во льду.

Входить в лед не разрешается:

без указания руководителя движением флота на участке или руководителя ледовой проводки и без необходимой информации об условиях плавания на маршруте следования;

когда ледовые условия или ледовый прогноз опасны для судна или нет ясного представления о состоянии льда и ожидаемой гидрометеорологической обстановке;

при торошении льда, дрейфе и сжатии ледяных полей;

с застопоренными винтами.

Не рекомендуется входить в лед в темное время суток и в условиях неудовлетворительной видимости.

Во всех случаях необходимо стремиться избегать встречи со льдом и обходить его скопления, даже если это вызывает значительное удлинение пути.

Входить в лед можно только тогда, когда очевидно, что иного пути нет, что лед проходим для судна, а погодные условия и прогноз благоприятны для плавания во льду.

Входить в лед не разрешается:

без указания руководителя движением флота на участке или руководителя ледовой проводки и без необходимой информации об условиях плавания на маршруте следования;

когда ледовые условия или ледовый прогноз опасны для судна или нет ясного представления о состоянии льда и ожидаемой гидрометеорологической обстановке;

при торошении льда, дрейфе и сжатии ледяных полей;

с застопоренными винтами.

Не рекомендуется входить в лед в темное время суток и в условиях неудовлетворительной видимости.

 

Обледенение.

 Обледенение возникает наиболее интенсивно при качке.

Величина обледенения зависит от: типа судна (его размерения); температур воздуха и воды; курса и скорости судна; направления ветра и волны; частоты заливаемости палубы водой.

Увеличение водоизмещения судна из-за обледенения может привести к потере запаса плавучести.

Освобождение ото льда производится с помощью воздухонагревателей (стационарные, переносные) и механическим способом (кирка, лом и т. п.)

Оценка гидрометеорологических условий, вызывающих обледенение

. Обледенение судна - опасное гидрометеорологическое явление, которое обычно возникает в штормовую погоду при низкой температуре воздуха.

 Интенсивность обледенения зависит от температуры воздуха, скорости ветра, высоты и крутизны волн, курса и скорости судна.

Различают следующие виды обледенения:

медленное - со скоростью нарастания льда до 2 см/ч при температуре воздуха от -1 до -3°С, любой скорости ветра, осадках, тумане и забрызгивании или при температуре воздуха -4°С и ниже, скорости ветра до 20 м/с и курсовом угле интенсивного ветра меньше 60°;

быстрое - со скоростью нарастания льда до 6 см/ч при температуре воздуха от -4 до -8°С, скорости ветра 10-15 м/с и курсовом угле истинного ветра меньше 60°;

очень быстрое - со скоростью нарастания льда больше 6 см/ч при температуре воздуха -4°С и ниже, скорости ветра 10 м/с и больше и курсовом угле истинного ветра меньше 60° или при температуре воздуха -9°С и ниже, скорости ветра 10 м/с и больше, курсовом угле истинного ветра меньше 60°.

Обледенение возникает наиболее интенсивно при качке.

Величина обледенения зависит от: типа судна (его размерения); температур воздуха и воды; курса и скорости судна; направления ветра и волны; частоты заливаемости палубы водой.

Увеличение водоизмещения судна из-за обледенения может привести к потере запаса плавучести.

К средствам борьбы с обледенением судна относятся:

механические (ломы, топоры, пешни, лопаты, инструмент с пневмо- и электроприводом);

тепловые (пар, подогретая забортная вода);

физико-химические (крепкий раствор поваренной соли с добавками ингибиторов, противообледенительная смесь, жир, отходы судового производства и т.д.).

Борьба с обледенением ведется непрерывно с начала и до конца ледообразования, при этом в первую очередь от льда освобождают ходовые огни, навигационные, сигнальные и спасательные средства, проходы для членов экипажа и все высоко расположенные конструкции.

В течение всего периода борьбы с обледенением судна необходимо своевременно скалывать лед у штормовых портиков, шпигатов и других отверстий для беспрепятственного стока воды за борт.

При борьбе с обледенением должны соблюдаться правила техники безопасности: каждый член экипажа, работающий на верхней палубе, должен быть одет в спасательный жилет со страховочным концом, надежно прикрепленным к корпусным конструкциям или к штормовому лееру.

Если экипаж судна не может своими силами справиться с обледенением, следует запросить помощь у судов-спасателей или других судов.

 

 

Вопрос 3.

Причины посадки судна на мель.

 

Среди навигационных аварий посадка на мель стоит на первом месте, как по количеству случаев, так и по убыткам от них.

В мире каждые 10 дней в среднем происходит одна посадка на мель.

причины:

• по вине судоводителя 90%

• стихия 5%

• касание неизвестных препятствий 3%

• недостаток средств навигационного обеспечения (СНО) 1%

• выход из строя ГД или рулевого устройства 1%

Районы, в которых наиболее часто происходят посадки на мель: подходы к портам, проливы, каналы, районы рейдовой разгрузки (особенно в Арктике).

В этих районах наиболее частыми причинами посадки судна на мель являются:

 • незнание местных правил;

• пренебрежение рекомендациями лоции;

• плавание по буям без определения места судна по берегу;

• неудовлетворительный контроль за местом судна;

• неудовлетворительное управление судном при маневрировании;

• плавание и пользование не откорректированными картами и пособиями;

• небрежность при опознании берега и СНО;

•пренебрежение требованиями хорошей морской практики при плавании в малоисследованных районах;

• не использование эхолота при плавании вблизи берегов, особенно в мелководных районах, по счислению.

Наиболее типичные случаи посадки на мель по стихийным обстоятельствам:

• действие прижимного ветра (в сторону берега);

• действие внезапного порыва на судно, стоящее на якоре;

• дрейф судна вместе со льдом в сторону мели;

• судно, лишенное возможности управляться, под действием шторма;

• преднамеренная посадка на мель в штормовых условиях.

Снижение аварийности, связанной с посадкой на мель, может быть достигнуто:

1) повышением профессиональной подготовки судоводителя;

2) проведение комплекса мероприятий по улучшению состояния водных путей, портовых акваторий, и т. д.;

3) улучшением конструктивных особенностей судов;

4) улучшение проведения спасательных работ.

Действия экипажа судна, севшего на мель.

Посадка судна на мель может быть преднамеренной, когда есть угроза затопления на большой глубине. Действия экипажа в этом случае:

• выбрать место выброса на мель с учетом всех обстоятельств, которые имели бы положительный результат при снятии с мели;

- задраить иллюминаторы.

• скорость судна должна быть минимальной, но достаточной для управляемости судна;

• в момент касания грунта руль поставить в ДП судна, немедленно застопорить ГД;

• после посадки на мель заполнить носовые балластные танки, а при малом уклоне грунта заполнить и другие танки для уменьшения разворота судна лагом к волне.

При непреднамеренной посадке судна на мель действия экипажа следующие:

• в момент касания грунта руль поставить в ДП судна, немедленно застопорить ГД;

• объявить общесудовую тревогу; аварийные партии действуют согласно судового расписания по борьбе с водой;

• зафиксировать в судовом журнале время касания грунта, курс и скорость перед посадкой, крен, координаты;

• устанавливают данные по прогнозу погоды;

• производят расчет приливо-отливных явлений в этом месте;

• устанавливают связь с судами, находящимися поблизости;

При непреднамеренной посадке судна на мель действия экипажа следующие (продолжение):

сообщают в службу безопасности мореплавания судоходной компании о случившемся;

• определяют возможность самостоятельного снятия с мели или срочно вызывают спасателей;

• при приближении шторма или в штормовую погоду принимают меры по закреплению судна на мели путем взятия балласта или затопления отсеков;

• поднять в соответствии с МППСС-72 огни или знаки – судно на мели.

Рекомендации экипажу судна, севшему на мель:

• не увеличивать размеров аварии;

• сообщать об изменении обстановки через 2–4 часа;

• производить контроль уровня воды в льялах и междудонных отсеках, при этом определять и вкус воды (пресная/соленая);

• шум выходящего воздуха при откручивании пробки мерительной трубки говорит о том, что в этот отсек поступает вода;

• необходимо принимать меры по заделке пробоины и откачке воды;

• составляют планшет глубин.

Действия экипажа судна, севшего на мель.

Силы, действующие на судно, севшее на мель.

Судно, сидящее на мели, испытывает действие нескольких сил, разных по своей природе:

Сила реакции грунта (давление веса судна на грунт) – рассчитывается как потеря водоизмещения по разности осадок до и после посадки на мель.

Сила присоса грунта возникает от продавливания корпусом судна грунта. Оценивается коэффициентом, зависящим от массы судна и от рода грунта. Для крупного песка с галькой – 0,05÷0,10; для вязкой глины – 0,25 и т. д.

 Сила ударов волн может быть положительной (снимает судно с мели) или отрицательной (разбивает корпус судна о грунт).

 Сила ударов о грунт вследствие зыби или волнения возникает как результирующие от воздействия двух сил: вертикальной силы взвешивающего давления и горизонтальной силы бокового давления, которые также могут иметь положительный и отрицательный результат.

 Сила ветрового давления учитывается только при снятии судна с мели стягиванием (при развороте не учитывается). Определяется с помощью формул, таблиц и графиков.

Способы снятия судна с мели

В зависимости от имеющихся средств для снятия судна с мели и от характера посадки

 применяются следующие способы и методы:

 самостоятельно

• работой своих машин;

• дифферентованием и кренованием;

• частичной или полной разгрузкой;

• завозом якорей;

 с помощью других судов и средств

• разворотом или буксировкой (способ рывка) другими судами;

• с помощью судоподъемных средств.

В процессе проведения спасательной операции, как правило, применяют несколько способов сразу. Для проведения спасательных работ по снятию с мели иногда возникает необходимость в заделке полученной пробоины, откачке воды, размыве грунта, проделке каналов, проведении водолазных работ и т. д.

Вопрос 4.

Подход к аварийному судну.

Аварийное судно  находится в дрейфе. Подход осуществляется с подветренной стороны. Если судно имеет пробоину и находится в притопленном состоянии, швартоваться к его борту не следует.

 Снятие людей с поврежденного судна производится, как. правило, через нос. Если обстоятельства не позволяют принять людей с борта на борт (плохие погодные условия, аварийное судно идет ко дну и др.), то спасаемым людям необходимо подать бросательные концы с огонами (петлями), спасательные круги. При этом судно-спасатель должно держаться на длинном незакрепленным намертво конце, поданным на аварийное судно, и маневрировать малым ходом .

Подход к аварийному судну.

Аварийное судно имеет большой крен.

В этом случае подходить к судну следует носом к приподнятой над водой части (носу, корме) для снятия людей с аварийного судна. Подход осуществляется с подветренной стороны. Швартовый конец на судне-спасателе крепить запрещается, его следует держать в руке.

Подход к аварийному судну.

Аварийное судно имеет большой дифферент.

Подход осуществляется с подветренной стороны к приподнятой части судна. Поданный на аварийное судно конец на судне-спасателе не крепится, а держится в руках.

Подход к аварийному судну.

Судно на мели.

В этом случае возможны, в зависимости от конкретных обстоятельств и погодных условий, все выше указанные способы подхода. Однако действия судоводителя должны осуществляться учетом глубины, чтобы исключить посадку и своего судна на мель.

На аварийном судне пожар.

В этом случае при проведении спасательных работ судоводитель должен учитывать, что при подходе близко к горящему судну огонь может перекинуться на спасательное судно. Поэтому наиболее правильным в данной ситуации является прием людей на борт с поверхности воды при помощи спасательных средств. После подъема людей необходимо отойти от аварийного судна на безопасное расстояние, т.к. не исключена возможность взрыва топливных баков.

Во всех рассмотренных случаях при оказании помощи терпящему бедствие судну в первую очередь помощь оказывается людям не способным держаться на воде, не имеющим спасательных средств, детям, а также людям преклонного возраста и женщинам.

 

 

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  ЛЕКЦИИ

 

(5

 

мин.)

 

1.

Опрос по завершению лекционного занятия.

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

 

1.

Назовите основные мероприятия по подготовке судна к плаванию в шторм?

2.

Назовите основные признаки приближения ко льдам и мероприятия на судне по подготовке к плаванию во льдах?

3.

Каковы основные действия экипажа судна севшего на мель?

4.

Как производится снятие людей с терпящего бедствие  морского судна?

2.

Разбор хода и подведение итогов лекции. Ответы на вопросы слушателей.

3.

Задание на самостоятельную подготовку:

 

 

 

Повторение т.1.1.5-1.1.8

Работа с конспектом и дополнительной учебной литературой

 

 

 

Преподаватель

А. В. Щербина

 

(Ф.И.О. ,  подпись)

 


УТВЕРЖДАЮ «____» ______________ 20___г

УТВЕРЖДАЮ «____» ______________ 20___г

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 1

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

Конспект лекции. Тема: Особые случаи морской практики

Конспект лекции. Тема: Особые случаи морской практики

В процессе плавания судна в штормовых условиях на судне ведется постоянное наблюдение за изменением давления, ветра, температуры воздуха, волнения, облачности и другими признаками погоды

В процессе плавания судна в штормовых условиях на судне ведется постоянное наблюдение за изменением давления, ветра, температуры воздуха, волнения, облачности и другими признаками погоды

Руководство по наблюдению за ледовой обстановкой на морях осуществляется

Руководство по наблюдению за ледовой обстановкой на морях осуществляется

Во всех случаях необходимо стремиться избегать встречи со льдом и обходить его скопления, даже если это вызывает значительное удлинение пути

Во всех случаях необходимо стремиться избегать встречи со льдом и обходить его скопления, даже если это вызывает значительное удлинение пути

Районы, в которых наиболее часто происходят посадки на мель: подходы к портам, проливы, каналы, районы рейдовой разгрузки (особенно в

Районы, в которых наиболее часто происходят посадки на мель: подходы к портам, проливы, каналы, районы рейдовой разгрузки (особенно в

Вопрос 4. Подход к аварийному судну

Вопрос 4. Подход к аварийному судну
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2022