Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников
Оценка 4.8

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Оценка 4.8
Памятки
docx
математика
Детсад
02.07.2017
Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников
Данные рекомендации будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций при реализации дифференцированного подхода в обучении дошкольников основам математики. Пособие содержит обоснование особенности реализации дифференцированного подхода к обучению детей дошкольного возраста в процессе занятий математикой и занимательные игры и задания на основе дифференциации.Данные методические рекомендации разработаны педагогом и студенткой в период написания дипломной работы и являются практическим подтверждением практикоориентированности данного исследования.
Методические рекомендации.docx
Краевое государственное бюджетное профессиональнее образовательное учреждение Николаевский­на­Амуре промышленно­гуманитарный техникум Методические рекомендации по осуществлению дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников 1 Николаевск­на­Амуре  2017 2 Автор­составитель:   студентка   КГБПОУ   НПГТ специальности Дошкольное образование Ващук П.С. Руководитель: Сальникова Т.Г.,  преподаватель высшей кВ. категории КГБПОУ НПГТ На основе анализа методической литературы и результатов опытно­экспериментального   исследования,   нами   были разработаны   рекомендации,   которые   будут   полезны педагогам   дошкольных   образовательных   организаций   по соблюдению   дифференцированного   подхода   в   обучении дошкольников основам математики. 3 Содержание Особенности реализации дифференцированного подхода к обучению    детей дошкольного возраста в процессе  занятий математикой…………………………………………4 Рекомендации по организации дифференцированного  подхода………………………………………………………11 Занимательные игры и задания (Приложение 1)…………18 Педагогический проект «Математика­царица наук»  (Приложение 2)……………………………………………...20 4 Особенности реализации дифференцированного подхода к обучению    детей дошкольного возраста в процессе занятий математикой Е.О. Кулагина утверждает, что «ребёнок ­ основная фигура в процессе обучения основам математики. Поэтому при разработке методики обучения математике на первом месте   должен   стоять   не   план   обучения,   используемый педагогом, а ребёнок с его собственными, индивидуальными возможностями,   потребностями   и   интересами.   Только   в таком понимании этот вид деятельности является не целью, а   средством   реализации   и   развития   личностных особенностей   дошкольника.   При   правильном   построении дифференцированного   подхода   повышаются   результаты обучения основам математики и это, безусловно, влияет на развитие дошкольника [13]. По   мнению   А.В.   Калинченко,   «большая   часть педагогов   дошкольного   образования   знают,   что   такое дифференцированное   обучение.   Одной   из   задач   этого обучения,   является   развитие   индивидуальности   ребёнка, его   потенциальных   возможностей.   В   связи   с   тем,   что   на занятиях по формированию элементарных математических представлений   в   большей   степени,   чем   на   других, интенсивно   развиваются   смекалка,   логика,   точная   речь, главная задача педагога состоит в том, чтобы включить всех детей  в  активное   изучение   и  усвоение  нового  материала. 5 Этому и способствует дифференцированное обучение»  [4, с. 12].  Однако,   работая   с   группой   детей,   педагог   должен изучить   и   знать   каждого   ребенка:   развитие   внимания   и памяти,   быстроту   восприятия   наглядного   и   словесного материала,   характер   интересов   ребенка   и   его   мышления, степень самостоятельности в практической деятельности и самостоятельности   мысли,   качество   знаний   и   уровень общего   развития   ребенка,   а   также   математических представлений   и   речи,   особенности   его   воображения, творчества, проявлений, особенности социальной направленности и многое другое. Беседы   с   родителями   и   другими   членами   семьи, наблюдения за ребенком в быту и разнообразных формах деятельности   в   детском   саду   и   дома   позволяют   выявить основные   с. 12]. эмоционально­волевых характеристики [4,     линии       По мнению А.В. Белошистой, все это нужно знать воспитателю,   чтобы   помочь   дошкольнику   занять   в коллективе сверстников надлежащее место и в то же время обеспечить   правильный   педагогический   подход   к   нему: похвалить робкого, воспитывая в нем веру в свои силы и возможности,   или   предупредить   появление   излишней самоуверенности;   найти   пути   к   поощрению   активности застенчивых   и   регулировать   чрезмерную   активность возбудимых детей и прочее [2, с. 56]. В   работе   с   дошкольниками   педагог   должен   особо учитывать их впечатлительность и эмоциональность, легкую возбудимость,   подвижность,   быструю   утомляемость   и соответственно   менять   методические   приемы   и дидактические средства. Н.А. Арапова – Пискарева считает, что правильный дифференцированный   подход   требует   от   педагога 6 психологической   культуры,   умения   наблюдать   за дошкольниками,   глубоко   осмысливать   факты   поведения каждого, причины тех или иных ошибок при выполнении заданий,   критически   пересматривать   свои   суждения   и оценки [1, с. 117]. При   воспитании   детей   внимание   педагога   должно быть  направлено на развитие  у них внимания  и интереса друг к другу, гордости за успехи сверстников, готовности оказать   помощь.   С   этой   целью   педагог,   составляя   план работы   по   формированию   элементарных   математических представлений,   тщательно   продумывает   коллективные формы и методы обучения  и воспитания, когда все дети одновременно   работают   над   одной   и   той   же   задачей   и активно сотрудничают между собой. Однако   при   использовании   коллективных   форм обязательно   должен   соблюдаться   дифференцированный подход, когда каждой из подгрупп единого коллектива в пределах   одной   и   той   же   программной   задачи   даются разные   по   степени   трудности   задания.   Например,   одной группе дается задание измерять условными мерками длину комнаты,   а   другой   ­   длину   стола,   иными   словами учитываются   темпы   работы,   уровень   сформированных умений и прочее. Или, например, детям, сидящим за одним столом, даются индивидуальные задания выложить на трех полосках разное количество предметов, чтобы у каждого получилась «лесенка», но разная: два, три, четыре предмета ­   у   одного;   шесть,   пять,   четыре   предмета   ­   у   другого. Распределяя задание, педагог обязан учесть уровень знаний и умений группы дошкольников. Сточки   зрения   А.М.   Леушиной,   «разноуровневые задания облегчают организацию занятий в группе, создают условия для развития дошкольников в соответствии с их возможностями.   Разноуровневые   задания,   составленные   с 7 учетом   возможностей   детей,   создают   в   группе благоприятный психологический климат. У дошкольников возникает   чувство   удовлетворения   после   каждого   верно выполненного   задания.   Успех,   испытанный   в   результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У дошкольников, в том числе и слабых, появится уверенность в своих силах, они уже не чувствуют   страха   перед   новыми   задачами,   рискуют пробовать   свои   силы   в   незнакомой   ситуации,   берутся   за решение   заданий   более   сложного   уровня.   Все   это способствует   активизации   мыслительной   деятельности детей. При таком способе подачи материала, его отработке у учащихся развивается логическое мышление, развиваются коммуникативные   способности,   повышается   активность. Каждый ребёнок – это индивидуальность и работать с ним надо осторожно и с любовью» [5, с. 124].  Получать удовольствие от занятий по формированию элементарных   математических   представлений   дети   могут лишь при условии, если дифференциация им доступна. В противном случае один ребенок будет учиться налегке, не напрягаясь, другой, ­ пытаясь осилить непосильное. Первый из них не найдет применения имеющимся способностям и не   разовьет   потенциальные,   второй   будет   чувствовать постоянное   унижение,   на   каждом   шагу   ощущать собственную   неполноценность,   умственную   убогость,   что приведет к отвращению от математики.     Дифференцированное   обучение   на   занятиях   по формированию математических представлений представляет собой условное разделение на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы дошкольников: элементарных 1   группа   –   дошкольники   с   высоким   темпом продвижения   в   обучении,   которые   могут   самостоятельно 8 находить   решение   изменённых   типовых   или   усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения. 2   группа   –   дошкольники   со   средним   темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых   и   усложнённых   задач,   опираясь   на   указания педагога. 3   группа   –   дошкольники   с   низким   темпом продвижения   в   обучении,   которые   при   усвоении   нового материала   испытывают   определённые   затруднения,   во многих   случаях   нуждаются   в   дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно   длительной   тренировки,   способностей   к самостоятельному   нахождению   решений   измененных   и усложнённых задач пока не проявляют [6, с. 116]. «Педагог, ­ по мнению Т.В. Тарунтаевой, ­ должен помочь детям выбирать тот уровень усвоения элементарных математических представлений, который соответствует их потребностям, способностям. Дифференцированный   подход   организационно   состоит   в сочетании   индивидуальной,   групповой   и   фронтальной работы,   с   использованием   технологий   коллективных способов воспитания и групповых способов воспитания [5, с. 47].  интересам,     Наблюдения   за   дошкольниками,   проводимые   А.П. Усовой   и   Н.П.   Сакулиной   показали,   что   «темп   усвоения знаний, а также темп работы у разных детей различны, за это время они забывают то, чему научились ранее. У этих детей,   которые   характеризуются   малой   подвижностью нервных   процессов,   не   столь   быстро,   как   у   других, восстанавливаются утраченные знания: столь же медленно они   и   формируются   у   них.   Таких   детей,   как   правило, немного. Но воспитатель должен позаниматься с ними и в 9 середине   недели,   повторив   то,   что   изучали   на   общем занятии. На самом занятии он тоже должен уделить особое внимание   этим   детям,   вселить   в   них   уверенность,   и отставание будет преодолено» [6, с. 94]. Г.О.   Ядикарян,   Н.А.   Нимченко   считают,   что «воспитатель, деля группу на подгруппы (состав подгрупп может   меняться   в   зависимости   от   поставленной   учебной задачи)   в   процессе   деятельности   добивается   достижения той или иной цели. Дети, имеющие трудности в обучении, но преодолевающие их, находятся в состоянии комфорта. Важным и ценным моментом в работе с детьми является помощь   быть минимизированной,   позволяющей   действовать   ребёнку самостоятельно.   Знания   возможностей   каждого   ребёнка помогают воспитателю правильно организовать свою работу с учётом уровня развития воспитанника» [30, с. 142].    которая   должна воспитателя,   занятий. забытое,   Однако   Причиной   отставания,   также   бывают   длительные пропуски     быстро восстанавливается,   поскольку   задачи   обучения   строго дозируются   и   многократно   повторяются.   Поэтому,   как показывает опыт, при пропуске двух­трех занятий знания детей   быстро   выравниваются   без   каких­либо дополнительных   занятий,   но   педагог   должен   проявить   к этим   дошкольникам   особое   внимание.   При   более   же длительных   пропусках   целесообразно   индивидуально позаниматься с ребенком, чтобы выровнять его знания. Следует  отметить,  что по мнению Л.С. Метлиной, «обучение   в   коллективе   весьма   благотворно   влияет   и   на индивидуальное   обучение   каждого   ребенка.   Работая   в коллективе,   дети   учатся   одновременно   не   только   у педагога,   но   и   друг   у   друга   (слышат   ответы   товарищей, анализируют их работы, выслушивают оценку своих работ). При коллективном обучении каждый может слышать один и 10 тот же ответ много раз: например, дети считают в пределах пяти звуки, предметы, движения». В   процессе   дифференцированного   обучения дошкольников основам математике используют следующие методы  обучения: игровой метод; создание проблемно­поисковых ситуаций; групповая работа; система подсказок педагога, направленных на деятельности мыслительной   активизацию   дошкольников [3, с. 15]. Р.Л.   Березина,   В.В.   Данилова,   Т.Д.   Рихтерман утверждают,   что   «сопровождая   образовательный   процесс различными   формами,   методами   и   способами   подачи математического материала педагог тем самым повышает его элементы дифференцированного   подхода   активизируют   стремление дошкольников к узнаванию нового» .   привлекательность.   Внедренные   В   ходе   занятий   по   формированию   элементарных математических   представлений,   необходимо   использовать различные варианты дифференцированного подхода:      ­   например, по   уровню   сложности   дидактические   упражнения   и   игры,   позволяющие индивидуализировать   работу,   то   есть   давать   задания   с учётом   речевых,   умственных   и   психофизических возможностей   ребёнка,   максимально   развивая   его способности; по уровню творческих способностей ­ задания подразумевают  работу  с  геометрическими   фигурами,   со счётными   палочками,   верёвочками.   При   этом   можно использовать   коллективную   работу   с   элементами индивидуализации.  11 на Активизация познавательной   формирование деятельности дошкольников в процессе обучения основам математики – это   система   педагогических   воздействий   воспитателя, направленная элементарных математических   представлений   у   всех   дошкольников, способности   к   усвоению   новых   способов   деятельности, потребности   в   познании,   в   обновлении   информации   и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных   знаний,   умений   и   навыков.  При   организации работы,   педагог   дошкольного   учреждения   должен   иметь четко сформулированные тему, цель, задачи и опираться на такие показатели, как характер переключения умственных процессов,   уровень   знаний   и   умений,   работоспособность, уровень   самостоятельности   и   активности   детей. Воспитатель   к   детям дифференцированный   подход,   который   требует   большого терпения:   подвижному   ребёнку,   который   отвлекается   ­ систематически задавать вопросы, медлительному ­ давать больше времени на задание.    должен   использовать     подхода Подведя   итог   анализа   психолого­педагогической   и методической   литературы   по   проблеме   реализации дифференцированного процессе математического   развития   старших   дошкольников, отметим,   что  дошкольный   возраст   является   этапом интенсивного   психического   развития.   Именно   в   этом возрасте   происходят   прогрессивное   формирование   и развитие   навыков   и   умений,   способствующих   изучению детьми   внешней   среды,   анализу   свойств   предметов   и воздействие на них с целью изменения.  в   Проблема   обучения   математике   в   современной жизни приобретает всё большее значение в связи с бурным развитием   математической   науки   и   проникновением   её   в различные области знаний. Поэтому процесс формирования 12 элементарных   математических   представлений   у дошкольников   необходимо   организовывать   так,   чтобы появилась   собственная   активность   ребёнка,   чтобы   дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом. Дифференцированный подход поможет сделать этот процесс более успешным. Актуальность   дифференцированного   подхода   в обучении заключается в создании благоприятных условий для   развития   личности   посредством   использования различных форм и методов обучения и организации учебной деятельности   на   основе   результатов   диагностики.   Это позволит   ребенку   ­   дошкольнику   возможность   успешно адаптироваться в обществе сверстников. Рекомендации по организации дифференцированного подхода На   основе   анализа   методической   литературы   нами были   разработаны   рекомендации   для   педагогов   детского сада   по   реализации   дифференцированного   подхода   в обучении   детей   основам   математики,   так   как дифференцированный   подход   в   обучении   дошкольников позволяет   обеспечить   углубление,   систематизацию   и обобщение   умений   и   знаний.   Он   направлен   на стимулирование развития познавательной самостоятельной деятельности   ребенка.   соблюдение дифференцированного подхода способствует выравниванию знаний.    Помимо   этого, 1. Форму и объем оказываемой педагогом помощи слабым   дошкольникам   определять   рядом   показателей: характером и степенью затруднений, их продвижением по 13 сравнению   с   началом   года,   успешностью   выполнения предыдущих заданий, новизной и сложностью материала. 2. Педагог, реализуя дифференцированный подход, должен учитывать градацию и не стремиться при малейшем затруднении дошкольников давать им готовые ответы или делать   за   них   работу.   Поэтому,   предвидя   возможные трудности   при   выполнении   определенного   вида   задания, следует   планировать   адекватного   размера   помощь   так, чтобы обеспечить хотя бы малейшее продвижение детей. 3.   Необходимо   больше   уделять   внимание   на   то, чтобы каждый ребенок выполнял задания самостоятельно, находился в ситуации успеха, проявлял интерес к обучению математики. 4. Большое значение имеет правильное размещение детей   за   столами   в   процессе   НОД.   Так,   «слабых»   детей целесообразно посадить рядом с «сильными». Это позволит воспитателю более оперативно оказывать им помощь.  5.   При   планировании   занятий   по   обучению математике,   педагогу   следует   ставить   задачи   разной степени сложности и различного объема.  Составляя   план   очередного   занятия   по   развитию элементарных   математических   представлений,   педагог должен  обязательно  учесть  работу  с  отдельными  детьми, принимая   во   внимание   их   индивидуальные   проявления, которые   он   мог   лично   наблюдать.   Приступая   к планированию     воспитателю   необходимо просмотреть   и   проанализировать   записи,   в   которых подводятся итоги предыдущего занятия по математике. В этих записях должно быть отражено, кто из детей и почему не проявлял активности, кто слабо усвоил новый материал, а   кто   хорошо,   чем   проявили   себя   отдельные   дети,   кому были сделаны замечания и по какому поводу. Опираясь на эти записи, педагог при планировании следующего занятия занятия, 14 может   заранее   предусмотреть,   кого   нужно   спросить   при повторении   пройденного наметить последовательность   вызова   детей   и   обосновать   мотивы вызова, наметить, кому следует дать облегченные варианты задач, а кому потруднее, с кем позаниматься до занятия.   материала,   При   этом   необходимо   учитывать   возможности   и интересы дошкольников. Для облегчения работы педагогу можно   составить   сборник   с   дифференцированными заданиями.   В   нем   вопросы   должны   группироваться   по разделам. В каждый из них включаются задания легкого и сложного уровней.  6.   Для   осуществления   дифференцированного подхода желательна дифференциация детей на типогруппы, где   можно   будет   применять   разноуровневые   задания. Применение   разноуровневых   заданий   поможет   педагогу пробудить интерес к математике, ликвидировать пробелы, сформировать   умения   осуществлять   самостоятельную деятельность,   способствовать   развитию   устойчивого интереса   к   математике,   закреплению   и   повторению имеющихся представлений.      элементарных 7. Учитывая, что основной деятельностью старших дошкольников   все   еще   остается   игра,   то   процесс формирования математических представлений   необходимо   обогатить   дидактическими играми.   Дидактические   игры   можно   проводить   как соревнование, в ходе которого определяется, кто быстрее и аккуратнее   выполнит   задание.   При   этом   внимание   детей приковано к выполнению игровых задач, а между тем, он преодолевает   трудности   математического   характера, учится использовать свои знания в любой обстановке. Игры позволяют   индивидуализировать   работу   на   занятиях   с учётом возможностей ребёнка. 15 8.  При   подборе   игр   математического   содержания стоит   соблюдать  определённую   последовательность, учитывать,   что  дидактическим  играм   с   более  сложным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени  сложности, служащие как бы подготовкой для их проведения.  9.   Важно  использовать  дидактические  игры   так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового   общения.   Особый   интерес   дети   проявляют   к играм,   которые   содержат   элемент   ожидания   или неожиданности. Для   закрепления   изученного   материала   можно   игры   дошкольникам   занимательные предложить (Приложение 1)       позволит опредметить 10.   Следует   применять   наглядный   материал, который абстрактные математические   представления   и   понятия,   например, создать   более   полный   образ   числа   (звуковой, количественный   и   графический,   т.е.   цифровой).   Так   для закрепления   знаний   о   числе   и   соответствующей   цифре детям   можно   предложить   рассмотреть   число   и   цифру, обозначающую это число, подумать и сказать, на что она похожа, нарисовать этот предмет, а затем найти и положить ее   рядом   с   нарисованным   предметом.     Например,   для закрепления   порядкового   счёта   можно   использовать следующий раздаточный материал (рисунок 3.4). 16 Рисунок 3.4 – Задание с яркой красочной наглядностью Предложить   детям   сосчитать   предметы   в   каждой группе   и   подобрать   подходящие   цифры.   При   этом количество предметов в группе варьируется в зависимости от уровня развития детей (0­10) (рисунок 3.5). 17 Рисунок 3.5 – Посчитай предметы Детям   старшего   дошкольного   возраста   также интересны задания «Соедини по точкам» (рисунок 3.6).          Рисунок 3.6. – Соедини по точкам   родителей, 11. Как показала реализация проекта «Математика – царица   наук!»,   работа   с   родителями   также   дает положительные   результаты.   Желательно   привлекать   к работе   которым   можно   оказать консультативную   помощь   по   вопросам   математического развития   дошкольников.   Можно   попросить   родителей вместе с детьми приготовить наглядный или раздаточный материал, подобрать игры, пословицы, поговорки, сказки, стихи. 12.   Немаловажным   фактором   в   работе   с   детьми является   эмоциональный   фон   ребенка.   Положительный эмоциональный   фон   вызовет   познавательный   интерес, создаст благоприятные условия, как для запоминания, так и 18 для усвоения математических представлений. Необходимо отмечать   успехи   каждого   ребенка,   каких   результатов   он достиг, даже, если этот результат будет незначительным.     невозможна   без В   заключении   хочется   отметить,   что   реализация дифференцированного подхода в образовательный процесс обучения   математике, знания индивидуальности каждого ребенка со свойственными ему личностными особенностями. Знание этих особенностей и обеспечивает   построение   личностно­ориентированной системы   воспитания   и   построения   индивидуальной траектории   развития   ребенка.   Следовательно,   отправной пункт в реализации системы дифференцированного подхода –   это   раскрытие   возможностей   каждого   дошкольника   с целью   его   дальнейшего   развития   и   повышения эффективности всего образовательного процесса в целом. Приложение 1 Занимательные игры и задания Предлагается   из   множества   геометрических   фигур выбрать одну (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Детей,   с   низким   уровнем   можно   попросить   произнести название   фигуры.   Раздаются   счётные   палочки.   Детям   с низким   уровнем   развития   предлагается   выложить треугольник (квадрат, прямоугольник), со средним уровнем   пяти, –   четырёхугольник, высоким   ­   с   19 шестиугольник.Даётся   определённая   последовательность геометрических фигур (рисунок 3.1) Рисунок 3.1 – Последовательность геометрических фигур           Предлагается:  детям с низким уровнем – продолжить ряд;   детям   со   средним   уровнем   –   продолжить   ряд, увеличив количество кругов; детям   с   высоким   уровнем   –   продолжить   ряд   и придумать свою последовательность.                 Раздаются   листы   с   геометрическими   фигурами. Предлагается   подумать,   на   что   похожа   данная   фигура   и дорисовать   её.   Детям   с   высоким   уровнем   можно предложить объёмные фигуры.  Раздаются   рисунки   геометрических   фигур   и предлагается выполнить по образцу:  Рисунок 3.2 – Задание по образцу 20   детям с низким и средним уровнем надо зачеркнуть все квадраты, как показано в образце (рисунок 3.2).  детям со средним и высоким уровнем – нарисовать последовательно в каждую из фигур (слева направо) следующие условные знаки: в треугольники – «=», в квадраты – «», в круги – «­», в ромбы «+» (рисунок 3.3).  Рисунок 3.3 – Задание по образцу Приложение 2 Педагогический проект «Математика­царица наук» Цель   проекта   ­   формирование   элементарных математических   представлений   у   детей   старшего дошкольного   возраста   через   занимательный   материал, подобранный   с   учетом   реализации   дифференцированного подхода.           Задачи проекта:   21     развивать   интерес   к   математике   у   детей старшего   дошкольного   возраста,   эмоциональную отзывчивость   через   игры   с   математическим содержанием; формирование   базисных   математических представлений,   речевых   умений   (совершенствовать умения   в   счете   по   образцу   и   названному   числу;   в счете движений, звуков, воспроизводить количество движений   по   названному   числу;   понимать независимости   числа   от   величины,   расстояния, пространственного   расположения   предметов, направлений     устанавливать соответствие   между   количеством   предметов   и цифрой;   отгадывать   математические   (логические) загадки и задачи; установление последовательности событий);   учить счета; способствовать   развитию   мыслительных сравнение, операций   классификация), логического мышления; (анализ, синтез,     развивать   самостоятельность   познания, поощрять   проявления   творческой   инициативы, находчивости. Ожидаемые результаты:   создание в группе математического уголка; положительная   динамика   мониторинга   по формированию математических представлений,   познавательной   активности   у   детей старшего дошкольного возраста; элементарных     формирование   операций   логического мышления   (анализ,   синтез,   сравнение,   классификация, обобщение);  22   применение   старшими   дошкольниками математических   знаний   и   умений   в   самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы; расширение   у   родителей   дошкольников знаний о занимательном материале; понимание родителями важности   формирования   элементарных   математических представлений   у   детей   посредством   занимательного материала;  повышение у старших дошкольников интереса к математике, стремления к преодолению трудностей. Участники   проекта:   дети   старшего   дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги детского сада. Проект     краткосрочный,   реализуется   в   несколько этапов:   методическая 1   этап   подготовительный:   на   этом   этапе   была изучена подобраны дидактические   игры,   занимательные   задания,   а   также подвижные   игры.   Провеялась   предварительная   работа   с родителями   и   педагогами,   которые   ознакомились   с условиями реализации проекта. литература,     2 этап основной:  здесь  работа  проводилась  в  трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. На   втором   этапе   дошкольники   были   поделены   на группы,   согласно   выявленных   особенностей.   С   ними проводились  занятия,   индивидуальная   и   подгрупповая работа   по   формированию   элементарных   математических способностей, с использованием занимательного материала. Игровая   деятельность   детей   предполагала проведение   следующих   дидактических   игр:  «Составь множество»; «Помоги числам найти свое место»; «Какой цифры не стало»; «Составь число»; «Геометрическое лото»; «Фигуры из цветной мозаики»; «Раньше ­ позже»; «Найди на ощупь»; «Составь узор».  23 С детьми разучивались стихотворение С. Маршака «Веселый счет», считалки, потешки, загадки, пальчиковые игры   на   закрепление   счёта.   Была   прочитана   сказка   В. Катаева «Цветик – Семицветик». Также   дошкольникам   предлагались   задания, затрагивающие   художественно­эстетическое   развитие: рисование   по   точкам,   дорисуй   предмет,   штриховка предметов и геометрических фигур. В  ходе  этого  этапа  детям  предлагались   различные варианты дифференциации заданий. Например: ­   дифференциация   по   уровню   сложности:   детям первой   группы   предлагалось   выложить   узоры   из   трех геометрических   фигур,   второе   группе   ­   из   четырех геометрических   фигур,   и   третьей   группе   –   из   5­6 геометрических фигур. –   дифференциация   по   уровню   творчества,   детям предлагалось заштриховать фигуры: первой группе – круг, квадрат, треугольник, второй группе – пятиугольник, ромб, детям   третьей   группы   –   давались   задания   штриховки сложных рисунков. Дидактическая  игра «Танграм» также предполагали дифференциацию заданий. Например: детям первой   группы   выдавались   изображения   фигур,   которые надо   выложить.   Детям   второй   группы   давали   на   время посмотреть образец фигуры, а потом его забирали. Детям третьей   группы   надо   было   самостоятельно   придумать   и выложить фигуру. Работа   с   родителями   затрагивала   следующие моменты:    помощь родителей в приобретении настольно­ печатных игр; консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»; 24    оформление   папки­передвижки   по   темам: «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»; «Математика ­ это интересно». проведение   семинара­практикума   «Развитие мелкой моторики рук»;  консультация «Использование игровых шуток в свободное время». Также   на   этом   этапе   педагогам   была   оказана методическая помощь:      создана развивающая среда по формированию элементарных математических представлений; подобран   цикл   дидактических   и   подвижных игр;  подобрана художественная литература; разработан   консультационный   материал   для родителей. На   заключительном   этапе   исследования   было проведено открытое занятие «Занимательная математика», индивидуальные беседы и консультации. Данный   проект   получился   ярким,   познавательным, практическим   и   результативным.   Все   дошкольники экспериментальной группы активно участвовали в проекте. Были   прочитаны   стихи,   сказки,   проведены   прогулки   и наблюдения,   где   дети   вели   подсчет   деревьев,   птиц, сопоставляли   окружающие   предметы   с   геометрическими фигурами, определяли последовательность событий, играли в   детективов,   рисовали,   играли.   Дети   пополнили   свой словарный   запас   новыми   словами,   научились   правильно использовать математические термины.  Проект   позволил   детям   получить   ответы   на интересующие вопросы и сделать выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не 25 только   изучать   и   знакомиться   с   ними.   Используя   их   в исследованиях,   создавая   много   нового   и   интересного, можно играть в разные игры.  Участие в проекте родителей повысило значимость   показало   актуальность   и проводимой   работы, необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.  Данный   проект   позволил   сделать   процесс   по математических формированию представлений дошкольников экспериментальной группы более интересным и доступным. реализации элементарных у Успешными условиями старших               дифференцированного подхода являются:            содержания вариативного учет образовательной работы с детьми; особенности   восприятия   познавательного материала; знание   индивидуальных   и   типологических особенностей отдельных детей и их групп; умение   анализировать   учебный   материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы детей; составление   развернутого   плана   урока (занятия), включая задания разным группам и отдельным детям; соблюдение педагогического такта. Список литературы 26 Формирование   Арапова   ­   Пискарева, Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. 1 элементарных   математических представлений у дошкольников : учеб. пособие / Под. ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с. 2   Н.А.  Формирование элементарных   математических   представлений   в   детском саду / Н.А. Арапова­Пискарева. ­ М. : Мозаика ­ Синтез, 2011. ­ 234 с. 3 Ерофеева. – Новосибирск : НГПУ, 2014. – 165 с. 4 Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А.   Куликова.   –   М.   :   Издательский   центр   «Академия», 2013. – 311 с. 5 элементарных математических   представлений   у   дошкольников   /   Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение. – 2013. ­ 82 с. 6 Психолого­педагогические проблемы   дифференцированного   обучения     И.С. Якиманская // Вопросы психологии. ­ 2011. ­ № 4. ­ с. 31­38. Якиманская,   И.С.  Тарунтаева,   Т.В.  Развитие   / 27

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников

Осуществление дифференцированного подхода в процессе формирования математических представлений у старших дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017