2
Оглавление
1.Контроль знаний учащихся, ее этапы, значение……………………………...3
2.Формы и методы проверки знаний по биологии, их классификация………..4
3. Характеристика основных форм проверки знаний по биологии……………8
Список использованной литературы…………………………………………...12
Приложения……………………………………………………………………...13
Приложение А. Дидактические карточки как способ проверки знаний
учащихся
Приложение Б. Проверочные работы по биологии 3
1.Контроль знаний учащихся, ее этапы, значение
Контроль качества знаний одно из важных средств повышения
эффективности образовательного процесса.
Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет
учителю оперативно использовать рациональные способы и средства
обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его
логику, прогнозировать результаты усвоения знаний, сформированности
умений и навыков, выявлять нравственно ценностные ориентации личности
учащегося.
Контроль это наблюдение в целях надзора, проверки и выявления
отклонений от заданной цели и их причин; функция управления,
устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому
состоянию дел.
Контроль (в узком понимании) изучение состояния процесса в данный
момент и его сопоставление с планируемым или нормативным. В зависимости
от целей и содержания проводимой проверки в значении контроля используют
понятия: обратная связь, педагогический срез и др.;
Контроль (в широком значении) оценка состояния процесса в
соответствии с нормативными характеристиками и разработка рекомендаций
на будущее, коррекция процесса, помощь ученику.
В разных источниках литературы и на практике используются
различные понятия, такие как «контроль», «учет», «опрос», «проверка
знаний». Эти понятия взаимосвязаны, они обогащают и дополняют друг друга,
но каждое из этих понятий имеет свои специфические особенности.
Проверка знаний
это структурный компонент контроля,
обеспечивающий внешнюю обратную и внутреннюю связь участников
педагогического взаимодействия; он направлен на выявление, изменение
качества, уровня и объема усвоения учебного материала учащимися и степени
достижения целей обучения. Проверка не всегда сопровождается
обязательной отметкой. Тем не менее, понятия «контроль» и «проверка»
очень часто отождествляются.
Таким образом, контроль знаний предполагает единство всех его
компонентов (проверки, оценки и учета) и определяется как процесс
выявления и измерения усвоения знаний учащихся, их качества, так и процесс
исправления ошибок в области содержания, речи, логики ответа, ведущий к
коррекции результатов обучения [2,с.67].
Проверка знаний по биологии должна носить обучающий характер, то
есть обязана не только выяснять степень усвоения пройденного материала, 4
наличие умений и навыков, полученных учащимися, но также служить целям
закрепления и дополнения полученных знаний.
Проверка знаний должна быть всесторонней и полной и достаточно
простой по форме, а результаты её доступны пониманию учащихся.
Правильно поставленная проверка способствует воспитанию у
учащихся таких черт характера, как честность, умение преодолевать
трудности, трудолюбие, желание учиться.
Система контроля знаний должна включать в себя следующие этапы:
1. Определение целей изучения темы, указывающих те знания и умения
учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения
2. Разработка содержания контрольных заданий.
3. Выбор организационных форм контроля, адекватных его целям и
содержанию.
4. Разработка порядка и процедуры предъявления учащимся
контрольных заданий и их выполнения (выбор методов контроля).
5. Разработка критериев оценок результатов выполнения контрольных
заданий.
6. Предъявление учащимся заданий и выполнение их.
7. Анализ и оценка результатов выполнения контрольных заданий.
В целях рационального использования форм контроля знаний
рекомендуется соблюдать ряд требований:
реализация личностно ориентированной направленности;
возможность использования различных вариантов одной формы
проверки знаний в целях обеспечения дифференциации обучения;
получение учителем за возможно короткий срок большого количества
обратной информации о степени усвоения знаний;
адаптивность форм к имеющемуся уровню проверки знаний учащихся;
организация быстрого, четкого, краткого ответа учащегося на
конкретный вопрос учителя с компактной формулировкой контролирующих
заданий и строгим алгоритмом действий;
возможность учителя быстро оценивать ответ ученика как на
конкретный вопрос, так и на проверочную работу в целом;
достижение каждым учеником на конкретном этапе проверки реально
возможного уровня в соответствии с нормами оценивания [3,с.89].
2.Формы и методы проверки знаний по биологии, их классификация
Проверку уровня знаний по биологии у учащихся можно разделить на
три этапа:
1.преждевременную;
2.текущую;
3.окончательную. 5
Преждевременная проверка знаний по биологии — её целью является
выяснение уровня знаний и навыков за предыдущие годы, четверти,
необходимых для восприятия нового материала. Преждевременная проверка
проводится в начале четверти, учебного года. Её данные дают учителю
представление о пробелах в знаниях и помогают своевременно организовать
дополнительные занятия по биологии.
Текущая проверка знаний по биологии это индивидуальная проверка
знаний, умений и навыков по материалу курса, пройденному за определенный
отрезок времени. Данные этого вида проверки знаний позволяют
систематически следить за подготовкой учащихся. Чем чаще тот или иной
ученик участвует в выполнении различных видов проверочных заданий, тем
лучше он усваивает программный материал.
Одновременно с этим происходит развитие его познавательных
способностей и интереса к биологии. Большую помощь в работе по выяснению
и закреплению знаний учащихся могут оказать различного рода дидактические
карточки с заданиями, дающие возможность за короткое время выявить
результаты усвоения изученного материала, как отдельными учениками, так и
классом в целом. Карточкизадания могут быть разными по форме и
содержанию.
Окончательная проверка проводится в конце изучения темы или
раздела по биологии. Она подытоживает результат приобретенных знаний,
умений и навыков учащихся.
На данный этап проверки уровня знаний обычно отводится большая
часть урока, нежели в предыдущих видах проверки. Поэтому на данном этапе
учебного процесса можно сочетать несколько методов проверки знаний
учащихся [1,с.2021].
Во всех звеньях учебного процесса происходит в той или иной форме
проверка знаний. Но, в то же время, в процессе проверки знаний происходит
одновременно уточнение и закрепление знаний. Учащийся, ответивший урок,
лучше знает его содержание, чем до ответа его учителю. Такая проверка
знаний носит обучающий характер и, конечно будет способствовать большей
осмысленности и прочности знаний учащихся.
В обучении биологии до недавнего времени применялись
преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и
письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в
результате которой учитель сразу получает информацию об уровне
подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний
сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания
систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные,
устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с
учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для
всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь 6
теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся
делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо
они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной
подготовке учащихся.
Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает
возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать
объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом.
Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой
письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на
отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро
установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в
последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят
нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых
тестов ( тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа,
тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний,
выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)
Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд
преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально
использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и
определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в
знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности
дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки
дают возможность систематически контролировать знания большого числа
учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность
контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у
учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать
пройденный материал, дисциплинирует их.
В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность
за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого
объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные
данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или
нескольких групп.
Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные
недостатки. Главный из них высокая вероятность угадывания правильного
ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для
выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым
заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка
способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных
работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить
умения учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ
доказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить 7
степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной
деятельности, например, проводить наблюдения, определять растения и др.
В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы
проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при
проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит
времени, отведенного на изучение курса биологии, следует более широко
использовать нетрадиционные формы проверки.
Методы контроля это способы с помощью которых определяется
результативность учебно познавательной деятельности учащихся и
педагогической работы учителя. Разработанные классификации методов
контроля знаний учащихся содержат двойственные функции: с одной
стороны, самостоятельную функцию в контроле, с другой учебно
познавательную функцию в обучении учащихся [4,с.2627].
Классификация методов контроля знаний учащихся по биологии.
1. по взаимосвязи деятельности учителя и учащихся (М.И.Махмутов):
информационно сообщающий и исполнительский;
объяснительно иллюстративный и репродуктивный;
инструктивно практический и продуктивно практический;
информационно побуждающий и частично поисковый;
побуждающий и поисковый (исследовательский).
2. По источнику знаний и характеру деятельности учителя и учащихся
(Н.М.Верзилин, Б.Е.Райков):
словесные;
наглядные;
практические;
моторные.
3. По логическим операциям с понятиями:
определение;
анализ, синтез;
сравнение;
обобщение;
конкретизация;
классификация;
доказательство.
4. По уровню учебно познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский,
Б.Е.Райков):
репродуктивные:
проблемно поисковые (продуктивные);
творческие (исследовательские).
5. По степени самостоятельности выполнения заданий (М.Н.Скаткин,
И.Я.Лернер):
объяснительно иллюстративные; 8
инструктивно репродуктивные;
проблемные;
частично поисковые (исследовательские).
6. По специфике усвоения биологических понятий (А.Н.Мягкова,
Б.Д.Комиссаров):
воспроизведение знаний в способах деятельности;
описание объекта (процесса);
определение объекта;
наблюдение;
иллюстративный показ;
лабораторно практическая работа;
упражнение;
моделирование;
эксперимент.
7. По организации управления процессом контроля знаний:
исполнительские;
самоконтролирующие;
оценочные.
Для построения системы контроля знаний учащихся можно объединять
классификации методов и использовать любую из предложенных вариаций.
Номенклатура форм контроля знаний учащихся по биологии также
чрезвычайно широка.
Классификация форм контроля знаний учащихся по биологии.
1. По периодичности проведения (Е.В.Сенина):
эпизодический, периодический, систематический;
2.
По количественному составу учащихся (Е.И.Перовский,
В.Ф.Шалаев):
индивидуальный, групповой, фронтальный, класснообобщающий;
2. По особенности организации деятельности учащихся (Е.И.Перовский,
В.Ф.Шалаев):
письменный, устный, самоконтроль, взаимоконтроль, семинар, ролевая
игра, деловая игра, практическая работа, экзамен, домашняя самостоятельная
работа, реферат;
3. По технологии проведения, характеру изображения, использованию
ТСО (В.П.Беспалько, Д.П.Гальнева):
графический,
автоматический,
дифференцированная работа по карточкам, тестирование, машинный,
безмашинный;
программированный,
4. По интенсивности проверки (Н.М.Верзилин, Г.О.Нога):
зачет, уплотненный опрос, комбинированный;
5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся: 9
репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа с
учебным содержанием, самостоятельные практические исследования,
эвристическая беседа [6,с.131132].
3. Характеристика основных форм проверки знаний по биологии
Письменная самостоятельная работа.
При ее проведении преследуются две цели:
1) дать возможность ученику проверить уровень своих знаний и умений;
2) способствовать более глубокому развитию умений применять свои
знания. Поэтому к самостоятельной работе, ее организации, форме
проведения предъявляется ряд требований:
работа должна содержать максимально большое число вариантов по
числу и степени сложности (1вариант на 2х учеников);
задания дифференцируются в соответствии с возможностями
учащихся;
для выполнения работы ученик может использовать любую
справочную литературу;
при выполнении работы возможна и целесообразна разумная
наводящая подсказка, поскольку наряду с контрольной функцией
самостоятельная работа выполняет и задачи выработки умения применять
знания на практике.
Контрольная работа.
Контрольная работа часто порождает у учащихся определенную
неуверенность, боязнь получить двойку и т.д. такое психологическое
напряжение приводит порой к заметному искажению истинной картины их
знаний. Поэтому контрольными работами предпочтительно заканчивать
фундаментальные темы, а остальных случаях целесообразнее провести
самостоятельную работу или зачет. Контрольная работа должна быть
одинаковой трудности для всех. Сильным ученикам можно заготовить
дополнительное, необязательное задание. После каждой контрольной работы
проводится тщательный анализ, который позволит выявить, какие вопросы не
усвоены учащимися и наметить реальный план их ликвидации.
Много дают наблюдения за выполнением упражнений за партой. За
короткое время можно составить представление о знаниях большинства
учащихся класса. Такой контроль при надлежащем опыте может успешно
сочетаться с индивидуальным обучением.
Зачетный урок как форма контроля знаний и умений
Наиболее удачной формой тематического контроля знаний и умений
учащихся старших классов является зачет. Готовясь к зачетному уроку,
учителю необходимо тщательно продумать цели, структуру, дидактические
функции урока, содержание учебного материала, выносимого на контроль, 10
отработать систему подведения итогов тематического контроля. С тематикой
заданий, отслеживаемыми результатами и критериями оценки учащихся
целесообразней познакомить детей в начале изучения темы. Отдельные виды
заданий могут сообщаться учащимся за 10 14 дней до зачетного урока. Это
поможет учащимся не только психологически настроиться, но и более
качественно подготовиться , а также позволит избежать перегрузок в ходе
подготовки к зачету.
Дидактическими функциями зачета могут быть:
1. Систематизация знаний по теме.
2. Контроль знаний, умений и навыков учащихся.
3. Формирование знаний, умений и навыков учащихся.
4. Развитие самостоятельности, ответственности, умение работать
самостоятельно.
5. Развитие монологической речи учащихся.
6. Развитие умения работать с учебным оборудованием.
7. Умение работать с техническими средствами обучения.
8. Умение выполнить роль ассистента учителя.
9. Знание норм оценки и их применение.
10. Умение слушать отвечающего и анализировать его деятельность.
11. Развитие групповой и парной работы.
12. Подготовка к итоговой аттестации.
Готовясь к зачетному уроку по теме, учитель тщательно продумывает
цели и структуру урока, структура этого типа урока может быть следующей:
1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы,
цели и задач урока:
а) показ необходимости широкого и свободного использования в
жизненных ситуациях приобретенных на уроках знаний, умений и навыков;
б) сообщения о характере заданий на уроке, последовательности и
способах их выполнения, оформления результатов работы.
2. Проверка знаний учащихся фактического материала и умения
раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях в ходе
устного индивидуального или фронтального опроса.
3. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов), умение
объяснять их сущность
4. Применение учащимися знаний и умений в стандартных условиях:
а) решение задач;
б) выполнение самостоятельных работ и практических заданий.
5. Применение знаний в нестандартных условиях (выполнение
творческих заданий)
6. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.
7. Итоги работы. 11
Зачет, как любая форма проверки знаний, выполняет обучающую,
воспитывающую и развивающую функции. При этом главной остается
контролирующая функция.
Система зачетов важный компонент дифференцированного подхода в
обучении. Она позволяет изменить характер взаимоотношений учителя и
ученика, предоставляет право выбора заданий на базовом и повышенном
уровнях.
Степень сложности задания определяется не только его содержанием,
но и видом учебной деятельности, в котором проявляется его выполнение.
Требования к учебной подготовке по теме составляются учителем на
основе требований к учебной подготовке с учетом содержания изучаемого
материала, программ и учебников, опыта работы учителя. Обучение учащихся
работе с заданиями различного типа необходимое условие подготовки к
зачету. Ознакомление школьников со всем разнообразием заданий должно
проводиться в ходе текущей проверки. При этом необходимо анализировать
ответы учащихся, обращать внимание на недостатки, показывать образцы
лучших ответов и ориентировать детей на то, что каждая текущая проверка
это подготовка к зачету.
На последних уроках перед зачетом необходимо больше внимания
уделять обобщению, систематизации знаний на основе ведущих идей,
раскрытию общебиологических понятий для объяснения биологических
явлений.
Тестирование является объективным инструментом для выявления
уровня усвоения знаний.
Педагогический тест система заданий специфической формы,
определенного содержания, возрастающей трудности, создаваемая с целью
объективно оценить структуру и измерить уровень подготовленности
учащихся. В настоящее время тестирование занимает ведущее место среди
всех форм контроля деятельности школьников, особенно при итоговой
аттестации (централизованное тестирование, единый государственный
экзамен). Тесты, созданные внутри школы (одним учителем или группой
учителей) или вне школы (научными центрами) и прошедшие экспертную
оценку,
Разработанные тесты
проверяются на валидность (адекватность, соответствие) и надежность
(степень доверия к данной форме).
Цели использования тестов:
текущий контроль (входной, для закрепления);
тематический;
итоговый контроль (за четверть, полугодие, год, экзамены,
называются стандартизированными.
соответствие знаний стандарту);
с целью диагностики (коррекция).
Преимущества тестового контроля: 12
объективность контроля;
развитие у учащихся альтернативности мышления, интуиции,
самоконтроля;
формирование положительной мотивации у детей;
возможность выстроить рейтинг учащихся;
создается система подготовки учащихся к урокам;
творческий рост учителя.
Недостатки:
страдает развитие устной и письменной речи;
проверяется конкретность знаний, а не глубина их;
большая трудоемкость в составлении тестов;
значительный процент угадывания правильных ответов [5,с.9899].
Список использованной литературы
1.Галкина, Е.А.Контроль знаний по биологии. //Биология в школе.
2006.№6. с. 2027.
2. Гин, А. Приемы педагогической техники/ А.Гин. М.:Вита, 2002 г.132
с.
3. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока/ Ю.Б.Зотов. М.:
Просвещение, 1984 г.143 с.
4. Казанина, С.М. Контрольная работа как способ обучения и развития
мышления. //Биология в школе.2006 г. №1.с. 2630.
5. Калинова, Г.С. Методика обучения биологии/ Г.С.Калинова,
А.Н.Мягкова. М. Просвещение,1989 г.224 с.
6.Яковлев, В.А. Активные формы и методы обучения биологии/
В.А.Яковлев, П.Ф.Спирин. М. Просвещение. 1992 г.159 с.
Осуществление проверки знаний по биологии
Осуществление проверки знаний по биологии
Осуществление проверки знаний по биологии
Осуществление проверки знаний по биологии
Осуществление проверки знаний по биологии
Осуществление проверки знаний по биологии
Осуществление проверки знаний по биологии
Осуществление проверки знаний по биологии
Осуществление проверки знаний по биологии
Осуществление проверки знаний по биологии
Осуществление проверки знаний по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.